Современные способы декорирования стеклянных изделий. Способы декорирования деревянной мебели

Сегодня окна это не только функциональное средство для поступления дневного света, но и декоративный элемент помещения, который способен придать неповторимую яркость интерьеру. Декорирование стекла с развитием технологий приобретает все новые формы. Какие виды и способы декорирования стекла существуют, рассказывает портал ОКНА МЕДИА.

Декорирование стекла – сферы применения

Декорирование стекла стало одним из средств достижения эстетичного вида здания как изнутри, так и снаружи. В настоящее время, благодаря различным технологиям обработки стекла, стало возможно его разнообразное декорирование. Такое стекло может быть использовано в оконных конструкциях, для остекления дверных проемов, перегородок, стеклянных душевых, лестниц, пола и потолка, кухонных фартуков и так далее. Оригинальные художественные эффекты декора на стекле способны придать интерьеру недостающую изюминку.

С развитием и совершенствованием технологий изготовления самого стекла и повышением его технических характеристик стало возможно создавать самые разнообразные узоры на стекле – все, на что только хватит фантазии дизайнера или заказчика.

Фото: Декоративное стекло как вставка на потолке

Технологии художественной обработки стекла

Художественная обработка стекла может представлять собой два варианта – декорирование стекла в ходе его производства, то есть обработка его как материала, и декорирование стекла, его поверхности путем нанесения рисунка, трафарета, пленки и т.д.

Художественная обработка может быть выполнена по «горячей» или «холодной» технологиям. Различные виды обработки стекла могут применяться как по отдельности, так и вместе для достижения нужного рисунка.

Применение одного из видов технологий обработки стекла или их комбинаций еще на стадии изготовления стекла способно придать поверхности стекла разнообразную фактуру, например, рельефную или, наоборот, безупречно гладкую. Для придания рельефности в процессе изготовления добавляются в поверхность стекла металлические или керамические элементы. Оксиды металлических элементов (меди, никеля, титана, ванадия и др.) добавляют в процессе плавления стекольной массы, тем самым получая стекло самых разных цветов, насыщенность которых зависит от концентрации элементов-красителей.

Фото: Цветное стекло в остеклении фасада здания

Декорирование стекла в процессе его изготовления

Декорирование стекла в процессе производства самой стекольной массы заключается в добавлении в стекольную массу различных дополнительных компонентов для придания стеклу особой формы, вида и для улучшения его физических показателей (прочности, безопасности и т.д.)

Метод «горячей» обработки стекла

«Горячая» технология художественного декорирования стекла подразумевает обязательный процесс нагревания в печи при температуре плавления стекла. «Горячую» обработку также применяют для улучшения прочности самого стекла. Такая технология при различных температурах позволяет придать стеклу любую форму – это называется процессом моллированния стекла. В результате моллирования получается гнутое стекло, также процесс моллирования используют для изготовления витражей для нестандартных оконных проемов. После этого готовый продукт обрезают и шлифуют для придания законченного вида.

Фото: Моллированное стекло

Фото: Стеклянный стол с моллированным стеклом

Фото: Душевая кабина с применением моллированного стекла

Кроме того, с помощью «горячей» технологии получают узорчатое стекло. Путем «проката» валиков с различными рисунками по материалу, доведенного до размягченного состояния, получается стекло с различными фактурными рисунками. Таким образом, можно создать рельеф рисунка глубиной 0,5-2 мм, причем с обратной стороны поверхность стекла может оставаться гладкой. Но узорчатое стекло будет иметь небольшой процент светопропускания, обычно от 30 до 65 %, потому оно идеально подойдет для остекления перегородок, как элемент вставки в пол или в двери, декорирования шкафов, столов, полок, а также для кухонных фартуков.

Фото: Узорчатое стекло

Фото: Применение узорчатого стекла в интерьере

Метод «холодной» обработки

В «холодную» обработку стекла входят механические, химические и физические процессы обработки. Каждый из них способен придать стеклу необычный узор.

Прежде всего, «холодная» технология – это процессы резки стеклорезом (алмазным или роликовым), фацетирование (придание краям стекла декоративного скоса, что делает углы сглаженными) и высверливание отверстий для последующего крепления фурнитуры.

Механический способ декорирования

Механический способ декорирования позволяет сделать рисунок, орнамент или надпись на стекле с помощью воздействия абразивного материала путем удаления с поверхности частиц стекла и, тем самым, делая стекло матовым. Такой способ включает в себя гравирование, шлифовку и пескоструйную обработку.

Пескоструйная обработка в настоящее время с развитием технологических возможностей приобрела наибольшую популярность. Суть этой технологии заключается в том, что на стекло приклеивают подготовленный заранее шаблон рисунка с прорезями, на которые и распространяется действие абразивных материалов. Они образуют на поверхности стекла микроскопические сколы под произвольным углом к нему, что придает матовый непрозрачный оттенок стеклу. Так, использование одновременно нескольких шаблонов, закрывающих рисунок или орнамент по-разному способно создать рельефное изображение. Метод пескоструйной обработки применяется в основном для декорирования стеклянных перегородок в офисах, ванных комнат и душевых кабин, шкафов-купе и дверей, витрин магазинов.

Фото: Пескоструйный объемный рисунок

Процесс гравирование может быть выполнен физическим способом с помощью лазерного гравирования и гравированием ультразвуком.

Фото: Пример лазерного гравирования

Химический способ

Химический способ художественного декора позволяет создать рисунок разной глубины и сложности, а также придать оттенок от слегка матированного до глубокого непрозрачного матового. Считается самым трудоемким и дорогим методом декорирования.

Метод травления (или матирования) заключается в нанесении на поверхность стекла специальных паст, содержащих плавиковую (фтороводородную) кислоту, которая вступает в реакцию с диоксидом кремния, основным компонентом стекла, и разрушает его поверхность, тем самым создавая рисунок.

Фото: Декор шкафа-купе путем химического травления

Травление довольно длительный и дорогостоящий процесс, особенно многослойное травление. Химическое декорирование, выполненное путем травления в один прием, то есть с использованием одного трафарета и без нанесения защитного покрытия на стекло, является одним из простых способов травления. Травление, выполненное в несколько слоев (многослойное), является длительным и сложным процессом. Суть его в том, что многослойное стекло протравливается на разную глубину, за счет чего достигается эффект акварельного изображения. Причем на стекло наносится защитное покрытие восковым составом, который не пропускает кислотное воздействие. Многослойное травление позволяет добиться максимально рельефного и объемного изображения рисунка.

Фото: Декор стекла посредством травления

Способы декорирования поверхности стекла

Декор поверхности стекла, независимо от методов, которые применяются, не нарушает внутреннего содержания стекла, то есть декор происходит только на поверхности. К таким способам относятся печать на стекле и живопись

Живопись – наиболее трудоемкий процесс, который требует мастерского владения техникой от специалиста. Для живописи по стеклу применяются специальные краски, так как стекло имеет довольно низкую адгезию. После нанесения рисунка специальными чернилами стекло помещается в печь для обжига и закрепления красок. Живопись часто применяют для изготовления витражей.

Фото: Живопись на стекле

Витражи – наиболее распространенный вид декора. Классическая технология изготовления витражей довольно сложный и кропотливый процесс. Вначале создается эскиз будущего витража, затем он переносится в натуральную величину на шаблон с прорисовкой всех деталей, затем осуществляется резка стекла различных цветов на маленькие кусочки, из которых впоследствии и собирается витраж. Стеклянные детали вставляются в латунный или свинцовый П-образный профиль, а его стыки запаиваются. Это очень длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс и потому, применяемый только при реставрации исторических объектов или по индивидуальному заказу. Стоимость классического витража начинается примерно от 800 евро за 1 м 2 .

Фото: Традиционные витражи

Фото: Классический витраж

Потому в настоящее время пользуется популярностью технологии имитации витража (пленочный, печатный и заливной витраж).
Пленочный витраж – одна из технологий имитации классического витража. Эта технология заключается в нанесении на цельное стекло пленки похожей на цветное стекло. Изображение, нанесенное с помощью пленки, обрамляется самоклеящейся свинцовой протяжкой различной ширины и цвета. С небольшого расстояния пленочный витраж выглядит совсем как настоящий.

Фото: Пленочный витраж

Заливной витраж – востребованный и «авторский» процесс изготовления. Рисунок наносится вручную специалистом. Сначала создается эскиз, выбираются цвета будущего рисунка, затем прорисовываются контуры будущего витража с помощью специальных контурных полимерных красок, затем контуры рисунка заполняются красками, а после готовый заливной витраж отправляется в печь и сушится при температуре 200 С˚.

Фото: Заливной витраж

Печатный витраж – наиболее распространенный вариант изготовления имитации витража. Нанесения изображения, копирующего подлинный витраж, осуществляется специальными красками с помощью УФ-принтера. Основные плюсы такой технологии – быстрое изготовление, возможность выбрать абсолютной любой рисунок витража и дешевизна исполнения. Печатный витраж можно отнести к технологии печати на стекле.

Фото: Печатные витражи

Фото: Витражи в интерьере

Печать на стекле наиболее популярный вид декорирования в силу своих характеристик и приемлемой стоимости. Печать на стекле может быть выполнена путем нанесения на поверхность стекла полимерной пленки, с заранее напечатанным на ней рисунком или узором, и печать на самом стекле посредством УФ-принтера.

Фото: Печать на стекле

Пленки – простой и недорогой способ декорирования стекла. Нанесение пленок позволяет добиться визуальной схожести с другими методами декора стекла, например, матирования, живописи или витражей. Кроме этого, пленки могут обеспечить дополнительную безопасность стеклу, т.к. в случае если оно разобьется, осколки просто «повиснут» на пленке, не причинив вреда окружающим.

Фото: Декор стеклянной перегородки пленкой

УФ-печать позволяет декорировать стекло полноцветным изображением с применением специальных УФ-отверждающих чернил, которые образуют полимерное изображение. Стекло для УФ-печати может быть любое – прозрачное, полупрозрачное, цветное, матовое и триплекс.

При декорировании триплекса рисунок помещается между стеклами, таким образом, он еще надежнее защищен от воздействий внешней среды (дождя, солнца, перепадов температур), что отлично подходит для декорирования светопрозрачных конструкций, находящихся на открытом воздухе. Кроме того, посредством УФ-принтера можно создать объемное изображение рисунка, орнамента или фотографии. Использование УФ-печати позволяет нанести любимые изображения на любой предмет интерьера, будь то шкаф, перегородка, душевая кабина, стеклянный стол или кухонный фартук.

Фото: Изображение Мерлин Монро на шкафе с помощью уф-печати

Фото: УФ-печать фотографии на стекле

Печать на стекле – один из современных способов декорирования стекла, набирающий все большее распространение. В частности потому, что автоматизированная печать позволяет быстро создавать одинаковые изображения для серийного выпуска, а также для изготовления уникального единичного рисунка. С помощью печати можно декорировать любые предметы интерьера собственными фотографиями из отпуска, семейными фото, изображением любимых актеров или запечатлеть полюбившуюся картину художника в собственном доме. Кроме того, стоимость печати на стекле делает ее одной из самых демократичных технологий декора стекла.

Техники декорирования стекла с каждым годом совершенствуются, появляются новые методы нанесения рисунков на стекло. Путем комбинации различных видов декора можно создавать совершенно уникальные изображения, совмещая, например, пескоструйную технику с пленочной или с витражной, каждый раз добиваясь различного эффекта. Изображение может стать невероятно реалистичным или похожим на классический витраж, вплоть до ощущения на ощупь. Все зависит исключительно от фантазии заказчика и компетентности специалиста по декорированию стекла.

Сейчас декорирование стекла является незаменимым элементом в дизайне всего здания. Развитые технологии, многообразие способов и доступная стоимость художественной обработки стекла дают возможность придать уникальный, неповторимый образ каждому интерьеру, воплощая в жизнь самые смелые идеи дизайнеров и архитекторов.

Декорирование мебели по праву считается одним из наиболее сложных и интересных способов создания по-настоящему уникальных предметов мебели - благодаря современным технологиям, процесс декорирования предметов , представляющий набор художественных техник, позволяет усилить выразительные свойства изделий и, тем самым, - сделать неповторимым ваш интерьер.

История декорирования предметов интерьера очень богата. Еще в древности особое декорирование предметов мебели было отличительной чертой дорогих мебельных фабрик - каждая имела авторский набор элементов и отмечала им все свои изделия. Зачастую декорирование предметов интерьера из дерева или любого иного материала делалось на заказ для клиента, который хотел внести в свой интерьер нечто уникальное. Разумеется, позволить себе такую услугу могли только представители высшего общества - ведь из дерева осуществлялось в большей части ручным трудом. Сейчас, благодаря появлению современного оборудования, эту услугу может позволить себе каждый, а благодаря новым методам работы с материалом вы получите огромное разнообразие выбора способов декорирования предметов вашего интерьера.

Не говоря уже о некоторых техниках, которыми вы сможете обучиться сами и самостоятельно осуществлять декорирование предметов интерьера из дерева, в основном требуется работа профессионалов и наличие специального оборудования. Вот несколько самых известных и актуальных способов, из которых, возможно, когда-нибудь вам придется выбирать для украшения предметов своего интерьера.

Декупаж

Техника декупажа позиционируется как наиболее простая, по сравнению с остальными. Именно благодаря этому, способ декорирования предметов интерьера из дерева техникой декупаж является наиболее интересной - ею можно обучиться в короткие сроки. Заключается этот способ в вырезании изображений и рисунков и наклеиванию на поверхности. Истоки техники декупаж восходят еще из раннего Средневековья, но пиком декупажа стал восемнадцатый век в Венеции, где одной из тенденций в дизайне интерьеров стала деревянная мебель, которая была украшена инкрустациями в восточном стиле.

Художественная роспись

Художественная роспись является отличительной чертой культуры большинства народов - это явление существовало, как в европейских традициях, так и на Востоке и в Африке. Не говоря уже о России, где особое влияние на эту технику оказала иконопись.

Метод заключается в росписи отдельных элементов или предмета целиком. Темы могут быть самыми необычными: от классических мебельных рисунков, до абстракций и религиозных сюжетов.

Горячее тиснение древесины

В декорировании предметов интерьера из дерева, метод горячего тиснения древесины имеет особое место - являясь не очень распространенной техникой, горячее тиснение древесины имеет множество интересных свойств. Например, тиснение позволяет имитировать другие материалы, а том числе и плетенные (ротанг, камыш, соломку), также можно сочетать несколько разных пород древесины. Этот метод отличается от, например, художественной резьбы, меньшей трудоемкостью.

Декорирование мебели – это способ создания своего авторского стиля, благодаря которому можно получить дополнительные бонусы в борьбе за потребителя.

Немного из истории декорирования

Декорирование – это набор техник, художественных приемов, с помощью которых можно усилить выразительные свойства мебельных изделий.

Классические техники декорирования, известные мастерам с давних времен: резьба, инкрустация, пирография (выжигание), золочение, левкас, накладной декор. По сути, эти методы применимы и для современных материалов, из которых изготавливается деревянная мебель: массив, фанера, древесные плиты. В руках умелых мастеров такая мебель становится настоящим эксклюзивом, цена которого в разы повышает продажную стоимость готового продукта. Но есть одно но: ручной труд не только высоко оплачивается, а и требует соответствующей квалификации, и найти настоящих мастеров по декору достаточно сложно.

Поэтому на смену прикладному искусству декорирования пришли печатные техники: тиснение, декупаж, пиротипия, трафаретная печать. Новейшие способы декорирования – металлизация, прямая цифровая и термотрансферная печать.

В промышленных масштабах декорирование осуществляют двумя методами:

Варианты украшения мебели

Декупаж

Аппликации из различных материалов на фасадах – не теряющая актуальности тенденция декорирования мебели. Правда, если в старину в декупаже применялись ткани, сегодня – готовые наклейки, реже – художественная роспись акриловыми красками. Кулинарные рецепты, вырезки старых газет, креативные лозунги, красочные орнаменты, фотографии и пейзажи – изображения можно подобрать под любой интерьерный стиль и украсить ими стандартные фасады, столешницы и другие гладкие поверхности.

Для отделки мебели в технике декупажа удобно использовать специальные декупажные карты – тематические листы большого формата с подборкой рисунков определенной тематики.

Декупаж неотъемлем от лакирования , поскольку главный секрет этой техники – обеспечить единение фона и рисунка в однородную поверхность, для чего изделие покрывается несколькими слоями высококачественного лака. Можно подобрать матовые или полуглянцевые оттенки – все зависит от выбранного стиля.

Резьба по дереву

Классический способ художественной резьбы осуществляется вручную с помощью резаков, ножей и резцов. Это древнейшее искусство обработки дерева в последнее время становится все более востребованным. Причем не только в ручном исполнении – появление высокоскоростных фрезерных и лазерных ЧПУ-станков – лучшее подтверждение популярности этого вида декора.

Горячее тиснение древесины

Резьба по дереву считается трудоемким ручным трудом, но есть способ весьма достоверной и при этом - механизированной имитации с помощью термического формования (или горячего тиснения) древесины. Под воздействием температуры природные полимеры, входящие в состав любого древесного сырья, размягчаются, становятся эластичней. С помощью специальных форм-прессов на древесине отпечатывается объемный рисунок, похожий на резьбу. Тиснение профильных изделий и различных панелей осуществляется на тиснильных станках проходного вальцевого типа. Для плоских изделий применяют пресс и рельефный пуансон.

Способ горячего тиснения применим не только для массивной древесины, а и для фанеры, ДСП, МДФ, шпона. Кроме нанесения резных рисунков, с помощью горячего тиснения можно придавать древесине (особенно, недорогих пород) более богатую текстуру ясеня или дуба, различных техник и материалов плетения (ротанга, ивы, соломки). Такой способ декора называется горячим структурированием.

Инкрустация

Украшение мебели вставными элементами – ещё одна старейшая техника, которая успешно применяется и сегодня. В качестве декора используется: керамика, плетение, самоцветные камни, янтарь, металлические пластины, витражи. Пластинки декоративных элементов врезаются в деревянную поверхность на подобии мозаики, складываясь в причудливые рисунки и орнаменты.

Инкрустация и её разновидность – интарсия (врезание в дерево деревянных элементов) – очень кропотливый и трудоемкий процесс, поэтому применяется только в мастерских по реставрации и изготовлению эксклюзивной мебели на заказ. В промышленном производстве более востребована техника маркетри — наклеивание на дерево готовых картин или орнаментов, собранных из разноцветных кусочков шпона с последующим покрытием лаком в 5-6 слоев.

Накладной декор

Различные декоративные элементы (розетки, уголки, барельефы, раскладки) изготавливаются отдельно из дерева, полистирола, пенополиуретана, поливинилхлорида, металла, термопластичных композитов. В зависимости от вида материала накладной декор производятся методом экструзии, литьем, точением, резьбой, штамповкой на специализированных предприятиях, изготавливающих мебельную фурнитуру. Готовые элементы прибиваются или наклеиваются, причем не только на мебельные фасады, а и ножки, козырьки и другие элементы мебели. Дополнительно на декор наносится краска, позолота и другие приемы декорирования, соответствующие выбранному стилю.

Выжигание

Этот вид декоративно-прикладного искусства, как и резьба, был незаслуженно забыт изготовителями мебели. Но необычные авторские изделия всегда привлекают внимание, поэтому сегодня этот способ декорирования используется как в штучном, так и мелкосерийном производстве мебели.

Выжигание по деревянной мебели осуществляется двумя способами:

  1. Методом пирографии – нанесение рисунка с помощью «горячего карандаша» - ручного выжигательного инструмента. В промышленных масштабах используются маломощные лазеры, оборудованные системой ЧПУ;
  2. Пиротипией – выжигание осуществляется специальными штампами, при этом темнеет и цвет древесины. Степень изменения цвета зависит от температуры, силы пресса и времени прижима.

Шелкография (трафаретная печать)

Техника нанесения различных печатных изображений на поверхность деревянных изделий с целью создания разнообразных художественных эффектов, при которой краска продавливается трафаретной пластиной из прочной нитяной сетки на запечатываемый материал. Принцип классической шелкографии уже давно не используется – сейчас для трафаретов применяют более формоустойчивые изделия из стальной проволоки или полимерных волокон с количеством нитей от 54 до 180 на 1 см ширины/длины сетей. Специальные сетки натягивают на жесткие рамы, которыми оперируют вручную или с помощью автоматических станков.

Шелкографическое изображение может наноситься как непосредственно на готовые изделия, так и на полимерные пленки, которыми впоследствии будут облицованы детали. Благодаря шелкографии на поверхности деревянной мебели можно имитировать и резьбу,и интарсию, и накладной декор, и структуру других материалов.

Аэрография

Роспись мебельных фасадов рисунками по заранее выбранному шаблону при помощи аэрографа – специального распылителя, в котором содержится жидкая или порошкообразная краска. После окраски высохшая поверхность покрывается слоем лака.

Прямая цифровая печать

Изображение наносится на древесную основу промышленными цифровыми принтерами, которые бывают двух типов:

  • рулонные – материал медленно проходит между приводными валами;
  • планшетные – движется сам механизм принтера, а материал неподвижно лежит на его рабочей поверхности. Чаще всего используют пьезоэлектрические струйные головки, которые при движении набрызгивают мельчайшие капли стойких чернил ультрафиолетового отверждения различных цветов. Весь процесс контролируется компьютером.

Прямая цифровая печать с помощью специальной оснастки (валы, формы, шаблоны, матрицы), информация с которых сохраняется в памяти компьютера, позволяет имитировать практически все вышеперечисленные техники и большинство материалов. При этом можно декорировать как отдельные единичные экземпляры мебели, так и использовать цифровую печать в серийном производстве.

Сегодня способ прямой цифровой печати является наиболее востребованным методом декорирования для серийного производства деревянной мебели .

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-1.jpg" alt="> Декорирование керамических изделий ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-2.jpg" alt=">Методы декорирования ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-4.jpg" alt="> Способы декорирования керамики декорирование керамической массы; декорирование изделий"> Способы декорирования керамики декорирование керамической массы; декорирование изделий в процессе изготовления; декорирование готовых изделий.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-5.jpg" alt="> Декорирование керамической массы осуществляется путем изменения ее цвета - "> Декорирование керамической массы осуществляется путем изменения ее цвета - окрашиванием в массе. Примером являются: цветной фарфор (розовый, зеленый, синий), полученный путем введения в рецептуру оксидов марганца, хрома, кобальта); цветные тонкокаменные массы («джаспер» фирмы Веджвуд); цветной фаянс – цвета сливок и т. д. получение «мраморных» масс. Две или несколько цветных глин соединяют друг с другом так, чтобы они не смешивались до полного единства цвета массы. Изделия после обжига производят впечатление мраморных.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-6.jpg" alt=">Цветной фарфор и фаянс ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-7.jpg" alt="> Декорирование изделий в процессе изготовления заключается в изменении цвета, блеска"> Декорирование изделий в процессе изготовления заключается в изменении цвета, блеска или фактуры поверхности. Цвет поверхности, блеск или матовость зависят от типа наносимой глазури или ангоба. Фактурное декорирование производят следующими способами, применяемыми для гончарных изделий: лощением, обваркой, мраморизацией, фляндровкой, пастилажем, резерважем. Ряд методов применяют и для украшения фарфора, фаянса, майолики: подглазурное декорирование и роспись растворами солей.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-8.jpg" alt="> Лощение – это полирование (заглаживание, лощение) специальным инструментом, отчего поверхность"> Лощение – это полирование (заглаживание, лощение) специальным инструментом, отчего поверхность приобретает сильный блеск и становится плотной. Лощение производят как по поверхности глины, так и по слою ангоба. После обжига поверхность становится гладкой и блестящей, равномерной и чистой окраски.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-9.jpg" alt=">лощение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-10.jpg" alt="> Для обварки горячее изделие окунают в мучную болтушку. Мука проникает в"> Для обварки горячее изделие окунают в мучную болтушку. Мука проникает в поры черепка, частично заклеивает их, частично сгорает. Стенки делаются водопроницаемыми и прочными. На всей поверхности изделия образуются темные круги неправильной формы и размеров.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-11.jpg" alt=">Изделие, декорированное способом обварки ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-12.jpg" alt="> Морение - это обжиг керамики при температуре 900… 9500 С в"> Морение - это обжиг керамики при температуре 900… 9500 С в печи (горне) без доступа кислорода воздуха. При этом Fe 2 O 3, содержащийся в глине, переходит в Fe. O , окрашивающий поверхность в черный цвет.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-13.jpg" alt=">Морение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-14.jpg" alt="> Мраморизация заключается в образовании узора из растекающихся капель, полос, клякс,"> Мраморизация заключается в образовании узора из растекающихся капель, полос, клякс, нанесенных на поверхность мокрого ангобного слоя.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-15.jpg" alt=">Декорирование изделий мраморизацией ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-16.jpg" alt="> Разновидность мраморизации – фляндровка. Её выполняют с помощью простого инструмента: деревянной"> Разновидность мраморизации – фляндровка. Её выполняют с помощью простого инструмента: деревянной палочки или стальной проволочки. Изделие, покрытое ангобом, устанавливают на турнетку, небольшой вращающийся столик, и наносят волнистые горизонтальные линии ангобом контрастного цвета. Затем в углублениях этих линий делают цветные точки или короткие штрихи, после чего быстрыми движениями с помощью деревянной палочки или тонкой проволочки снизу вверх наносят вертикальные линии. В результате получается волнистый орнамент.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-17.jpg" alt="> Фляндровка Кувшин устанавливают"> Фляндровка Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба (рис. 1). Продолжая вращать подставку, мастер рассекает нанесенные пояски острой деревянной палочкой или резиновой гребенкой, проводя этими инструментами сверху вниз через определенные промежутки (2). При смешении вязких слоев ангобов образуется оригинальный живописный узор. Примерно так же фляндровка выполняется и на блюде. На вращающееся блюдо рожком или грушей наносят разноцветные круги (1). Затем на самый большой круг, на произвольном расстоянии друг от друга, выдавливают жирные капли ангоба (2). Каждую каплю острой палочкой сдвигают к середине блюда. Вместе с каплями смещаются и слои ангобов, образуя характерный узор, состоящий из так называемых «гребенцов» (3).

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-18.jpg" alt="> Пастилаж - это рисунок ангобом по ангобному слою другого цвета в"> Пастилаж - это рисунок ангобом по ангобному слою другого цвета в виде линий различной ширины и толщины. Резерваж используется для нанесения силуэтных двухцветных рисунков. Вначале жиром или воском наносится рисунок, затем изделие глазуруется и обжигается. Поскольку в местах нанесения жировоскового слоя глазурь не закрепляется, рисунок сохраняет фактуру неглазурованного черепка. Затем изделие повторно глазуруется, в том числе может быть использована цветная глазурь.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-19.jpg" alt=">Пастилаж В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и,"> Пастилаж В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-20.jpg" alt=">Резерваж ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-21.jpg" alt="> Рельефный декор Рельеф – любое выпуклое изображение, возвышающееся над поверхностью"> Рельефный декор Рельеф – любое выпуклое изображение, возвышающееся над поверхностью материала, или изображение, вдавленное в толщу материи (контррельеф). Ажур – вид декора, когда рисунок создаётся посредством сквозной резьбы материала. Вырезывание осуществляют под некоторым углом, создавая впечатление вырезов больших размеров, чем они есть на самом деле.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-22.jpg" alt=">Приемы получения рельефного декора ажур ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-23.jpg" alt=">Ажурные изделия ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-24.jpg" alt="> Молетаж - это способ нанесения на изделие ритмического орнаментального рисунка"> Молетаж - это способ нанесения на изделие ритмического орнаментального рисунка вдавливанием специального колесика или системой валиков. Углубления заполняют цветным ангобом. Молетажем обычно оформляют бордюры.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-25.jpg" alt="> Инкрустация заключается в заполнении (запрессовывании) несквозных углублений окрашенными керамическими массами"> Инкрустация заключается в заполнении (запрессовывании) несквозных углублений окрашенными керамическими массами состава аналогичного составу черепка, чаще всего, фаянса. Техника сграффито по приемам работы аналогична графированию. Поверхность изделий покрывают тонким слоем ангоба более светлого, чем поверхность черепка. Затем острым инструментом вырезают рисунок силуэтного орнаментального характера.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-26.jpg" alt=">Инкрустация ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-27.jpg" alt=">Сграффито ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-28.jpg" alt="> Гладкое декорирование Усик, отводка, лента –непрерывная круговая полоса шириной: "> Гладкое декорирование Усик, отводка, лента –непрерывная круговая полоса шириной: Усик -1 мм Отводка – 1 -3 мм Лента – 4 -10 мм

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-29.jpg" alt=">Усик, отводка, лента ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-30.jpg" alt="> Трафарет – рисунок, нанесенный на изделие посредством пульверизатора через трафарет"> Трафарет – рисунок, нанесенный на изделие посредством пульверизатора через трафарет в одну, две или много красок. Рисунок плоскостной, с резкими очертаниями краев.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-31.jpg" alt="> Крытье Сплошное – покрытие корпуса изделия равномерным слоем"> Крытье Сплошное – покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски. На тарелках покрывается только борт, на блюдцах – вся площадь, кроме места для чашки. У чашек и др. изделий носики, ручки и держатели крышек краской не покрываются.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-32.jpg" alt=">Сплошное крытье ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-33.jpg" alt="> Крытье Полукрытье – крытье изделия шириной от 20"> Крытье Полукрытье – крытье изделия шириной от 20 мм и выше Нисходящее крытье – крытье изделия с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому. Крытье с прочисткой – в сплошном крытье оставляется участок, закрытый (резервированный) нанесением воска, бумаги или другим способом.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-34.jpg" alt="> Крытье с прочисткой Полукрытье "> Крытье с прочисткой Полукрытье Нисходящее крытье

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-35.jpg" alt="> Печать – графический однокрасочный рисунок. Может быть дополнительно раскрашен красками."> Печать – графический однокрасочный рисунок. Может быть дополнительно раскрашен красками. Штамп – однокрасочный графический рисунок, наносимый на изделие резиновым штампом. В большинстве случаев наносится золотом как дополнение к основной разделке.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-36.jpg" alt=">Печать на фаянсе ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-37.jpg" alt="> трафарет штамп ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-38.jpg" alt="> Декалькомания (деколь) – многокрасочный или однокрасочный рисунок, наносимый на изделие"> Декалькомания (деколь) – многокрасочный или однокрасочный рисунок, наносимый на изделие при помощи переводной картинки. При рассмотрении рисунка видны точки и штрихи. Живопись -рисунок, выполненный кистью от руки, характеризуется наличием мазков.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-39.jpg" alt=">живопись деколь ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-40.jpg" alt="> Фотокерамика – фотография на изделии. Шелкография - применяется для нанесения"> Фотокерамика – фотография на изделии. Шелкография - применяется для нанесения однотонных и многоцветных рисунков. Рисунок наносят на изделие через шелковую или капроновую сетку с пробелами для нанесения краски (трафарет). Сетку с трафаретом накладывают на поверхность изделия и протирают через нее краску на поверхность изделия. Рисунок различной сложности, отличается хорошо видимыми штрихами и точками

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-41.jpg" alt=">шелкография ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-42.jpg" alt="> Разделка рельефа Разделка рельефа – разрисовка всех деталей рельефа. "> Разделка рельефа Разделка рельефа – разрисовка всех деталей рельефа. Пестрение рельефа – частичная разрисовка рельефа, подчеркивающая отдельные его детали. Промазка рельефа – сплошное покрытие рельефа.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-43.jpg" alt="> Пестрение рельефа Разделка рельефа ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-44.jpg" alt="> По характеру расположения рисунков и их количеству на изделии Букет"> По характеру расположения рисунков и их количеству на изделии Букет - количество лепков и рисунков до трех всключительно Раскидной - из лепков или рисунков от пяти и более Раскидной с большим букетом – раскидной с количеством лепков или рисунков не меньше 4 и большой букет в центре изделия (для столового ассортимента)

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-45.jpg" alt=">букет ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-46.jpg" alt="> раскидной Раскидной с большим букетом ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-47.jpg" alt="> По характеру расположения рисунков и их количеству на изделии Бортовой"> По характеру расположения рисунков и их количеству на изделии Бортовой – из непрерывного (орнаментального) рисунка, нанесенного на изделия в виде непрерывной полосы, чаще всего по борту. Сплошной - из непрерывных рисунков, нанесенных на внешнюю или внутреннюю поверхность изделия (на тарелках, блюдах и других плоских изделиях – по всему борту, на чашках и других объемных изделиях – до нижнего изгиба, переходящего в ножку).

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-48.jpg" alt="> сплошной бортовой ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-49.jpg" alt="> Дополнительные разделки Пестрение – частичная разрисовка рисунка краской или золотом для"> Дополнительные разделки Пестрение – частичная разрисовка рисунка краской или золотом для подчеркивания отдельных деталей. Арабеска – узкий бортовой орнамент краской или золотом, нанесенный от руки. Блик – рельефный мазок бесцветной краской для подчеркивания светлых деталей рисунка.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-50.jpg" alt=">арабеска ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-51.jpg" alt="> Дополнительные разделки Цировка – вычерчивание матового узора по блестящему золоту. Имитировать"> Дополнительные разделки Цировка – вычерчивание матового узора по блестящему золоту. Имитировать цировку можно с помощью травления глазури. Медальон – круг, овал или другое фигурное изображение, границы которого разрисовывают от руки или оформляют штампом. Дорисовка – дополнительная к основному рисунку ручная работа красками или золотом.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-52.jpg" alt=">медальон цировка ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-53.jpg" alt="> Изделия без разделки – «белье» . ">

Для придания изделию окончательного вида его подвергают декорированию - процессу украшения рельефом, глазурью, росписью и т.д. Декорирование осуществляют разными методами (рис.7): скульптурными (созданием рельефа, контррельефа, гравировкой и т.д.), живописными (росписью керамическими красками , ангобами, глазурями и т.д.) и технологическими, которые не только украшают изделие, но и улучшают его свойства (покрытие изделий глазурями , ангобами, эмалями, люстрами) . Декорирование скульптурными методами производят на свежеотформованном или подвяленном изделии, находящемся в кожетвердом состоянии . Декорирование живописными методами ведут на высушенном, обожженном, глазурованном изделиях.

Глазурованием называют процесс покрытия высушенного или обожженного изделия сырьевой суспензией - шликером, который в процессе обжига образует глазурь - стекловидное покрытие на поверхности изделия толщиной 0,1-0,3 мм. Глазурь придает изделию большую механическую прочность, защищает от загрязнений и служит одним из основных средств декора . Глазури могут быть прозрачными, непрозрачными (глушенными ) - скрывающими цвет материала изделия, блестящими и матовыми, бесцветными и цветными. Глазурование проводят окунанием изделия в глазурный шликер , поливом изделия шликером, распылением шликера на изделие.

Чаще всего перед глазурованием изделие подвергают первому предварительному обжигу - утильному обжигу , после которого изделие набирает достаточную механическую прочность, чтобы не разрушиться при намокании глазурным шликером .

Методы декорирования

Скульптурные Живописные Технологические

Рельеф Роспись Глазурование

Контррельеф Аэрография Ангобирование

Ажур Декалькомания Лощение

Инкрустация Мраморизация Томление

Гравировка Пастилаж Обвар

Тиснение Резерваж

Фландровка Шелкография

Перевод печати

Декорирование штампом

Рис.7. Классификация методов декорирования

Крупногабаритные изделия после тщательной сушки можно покрывать глазурным шликером без предварительного обжига . Утильный (утельный) обжиг предотвращает возникновение дефектов глазури, связанных с газовыделением из изделия через слой глазури во время обжига . Второй обжиг , который проводят для образования глазурного покрытия, называют политым . Однократный обжиг неглазурованного изделия, при котором оно приобретает конечные свойства, называют бисквитным , а само изделие после обжига - бисквитом . Для закрепления надглазурных керамических красок проводят третий - муфельный или декоративный обжиг.

При политом обжиге на поверхности пористого керамического тела образуется плотная пленка стекла; при этом возможно возникновение на глазури различных дефектов, портящих внешний вид изделия. Часть дефектов связана с неправильным подбором состава глазури к материалу, из которого сделано изделие: это цек - сеть мелких волосяных трещин на глазури , а также отслаивание глазури . Другая группа дефектов связана с неправильно выбранной температурой обжига изделия. При завышенной температуре обжига наблюдается сухость глазури - снижение блеска и шероховатость, матовость - при заниженной или завышенной температуре, плохой разлив, волнистость , слабый блеск - при недожоге, т.е. заниженной температуре обжига . При неправильном нанесении глазурного шликера могут возникнуть натеки - утолщения глазури в отдельных местах изделия. При плохой очистке глазуруемого изделия от пыли и жира могут возникнуть плешины - отсутствие глазури в отдельных местах. С той же причиной связана сборка - стягивание глазури в капельки и складки. При заниженной температуре утельного обжига могут образоваться наколы - точечные впадины, при слишком быстром нагреве в интервале температур 800-1000°С - пузыри или прыщи .

Необходимо заметить, что каждый из перечисленных дефектов может иметь одну или несколько причин, связанных как с неправильным приготовлением глазури , так и с несоблюдением режима обжига или техники глазурования . Судить уверенно о том, какая из причин является определяющей, можно лишь после специально проведенных экспериментов. Для исключения возможных дефектов необходимо пользоваться специально подобранной для данного материала глазурью , тщательно соблюдать рекомендации по ее нанесению (не наносить толстый слой, не оставлять неглазурованных мест, добиваться равномерного покрытия, очищать изделие перед глазурованием от пыли, пятен жира и т.д.), соблюдать режим обжига и не торопиться извлекать глазурованное изделие из печи, не охладив его до 60-80°С. Глазурные дефекты иногда служат также элементами декора , так цек используют для создания глазурей типа кракле , оттеняя сеть волосяных трещин. Используют также декоративную сборку .

Долгое время глазури готовили с использованием соединений свинца, придающих глазурям хороший блеск, растекаемость и легкоплавкость. Однако в последнее время, учитывая токсичность свинца, для многих керамических изделий (посуда), стали использовать бессвинцовые глазури .

Приготавливая глазури для фаянса и майолики, смесь их компонентов предварительно расплавляют, затем выливают в холодную воду. Этот процесс называют фриттованием. Образовавшуюся фритту подвергают помолу. Фриттование необходимо для перевода водорастворимых соединений, которые присутствуют во многих исходных составах глазурей, в нерастворимую форму. Нефриттованные глазури , называемые сырыми , приготавливают из природных компонентов и используют для глазурования фарфора.

Глухие глазури , чаще белого цвета, называют эмалями и используют для маскировки цвета керамики , а также в качестве сырого фона для росписи красками и солями металлов.

Ангобом называют матовое, белое или цветное покрытие, наносимое на керамическое изделие для маскировки цвета изделия, создания рисунка и т.д.. В отличие от глазури нанесенный на поверхность ангоб при обжиге не образует стекловидного слоя, а создает плотный декоративный слой, обладающий некоторой пористостью. В состав ангоба входит глина . Ангоб наносится в виде более густой, чем глазурный шликер , суспензии и всегда на необожженное изделие. Благодаря пористости ангобного покрытия газы, образующиеся в керамическом теле при обжиге, могут выйти через него. Если ангоб наносят несплошным слоем, его называют барботином . Ангобы , образующие тонкие глинистые покрытия в виде глянцевых пленок, иногда называют лаками .

Керамические краски , используемые для декорирования керамики , разделяют на подглазурные, надглазурные и внутриглазурные . Для их производства используют керамические пигменты - соединения переходных металлов (оксиды и некоторые другие), сохраняющие или образующие цвет при обжиге и мало взаимодействующие с расплавом глазури .

Подглазурные краски наносят на высушенное или прошедшее утильный обжиг изделие. Для этого подглазурную краску , содержащую помимо пигмента глазурь , смешивают со связкой (глицерином, раствором сахара и т.п.). После растирания краски ее наносят кистью на поверхность изделия по намеченному контуру рисунка. Иногда используют в качестве подглазурных красок растворы солей металлов в воде или глицерине. Такой способ росписи называют росписью солями . После нанесения краски изделие глазуруют и обжигают.

Надглазурные краски наносят на изделия, прошедшие политой обжиг . Для этого надглазурную краску , содержащую помимо пигмента флюсы - легкоплавкие стекла, придающие блеск краскам и хорошее сцепление с глазурью , смешивают со скипидаром и скипидарным маслом. После быстрой сушки изделия подвергают декоративному обжигу.

Палитра подглазурных красок гораздо беднее палитры надглазурных , что объясняется высокой температурой политого обжига фарфора и, следовательно, требованиями устойчивости к высоким температурам применяемых пигментов. Подглазурные краски обжигают вместе с глазурью при температурах до 1400°С, тогда как надглазурные краски обжигают в отдельном обжиге при температурах 600-900°С.

В табл.1 приведены некоторые химические соединения – соли и двойные оксиды (шпинели), которые используют в качестве керамических пигментов для подглазурного декорирования. Из таблицы видно многообразие оттенков керамических красок. Однако необходимо помнить, что окончательный цвет керамической краски сильно зависит от условий обжига изделия.

Внутриглазурные краски наносят так же, как надглазурные на глазурованное изделие и подвергают скоростному обжигу , при котором краски внедряются в глазурный слой. По температурам обжига и палитре внутриглазурные краски ближе к надглазурным .

Помимо перечисленных выше соединений в качестве керамических пигментов используют для подглазурного декорирования препараты благородных металлов (золота, платины и др.) в виде органических соединений в растворителе, для надглазурного декорирования - люстры - соли смоляных кислот различных металлов, дающие после обжига перламутровый металлический блеск различных цветов.

Керамические краски наносят на изделия следующими способами: ручной живописью - росписью, отводкой, декалькоманией, шелкографией, раскраской штампом, аэрографией (задувкой ) или комбинацией нескольких способов.

Роспись проводят вручную, используя для нанесения надглазурных красок или подглазурных красок кисти различной формы. Предварительно краски готовят, тщательно растирая их на стекле в связке. Используя па-литры из красок, уже прошедших обжиг , кальки с нанесенными рисунками, проколотыми через миллиметр (припудривая кальку, наложенную на изделие растертым углем, можно получить контуры будущего рисунка) или без предварительного рисунка наносят мазки краски непосредственно на изделие.

Статьи по теме: