О самом страшном искушении современного монаха. Кто упрям - иди на валаам

Кто упрям - иди на Валаам...


В алаам это не только монастыри.
Тут еще живут валаамцы - простые люди, которые жили тут всегда. Этот пост об их трудной, но счастливой жизни на острове. Стать местным жителем в настоящее время еще сложнее, чем монахом... прописка тут уже закрыта.

Сегодня на архипелаге, кроме монахов, постоянно живет около 80 человек. Есть почта, милиция, медпункт, школа. Монахов тут теперь уже больше, чем просто жителей.

История Валаама это не только история скитов и монастырей. В 1950 г. на Валааме устроили Дом инвалидов войны и труда. Повод - на Валааме хороший чистый воздух и природа, но по сути, это была ссылка калек который уже не могли работать, но мозолили глаза другим гражданам СССР напоминая о войне.
В монастырских и скитских зданиях жили калеки, пострадавшие во время Великой Отечественной войны... каково им было калекам, собранным вместе, знают только они сами. Но сомневаюсь, что весело.

В результате тяжелейшего ранения этот воин потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть. Рисунок сделан на острове Валаам в 1974 году.

Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам.

Богадельни находились в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях.

По местному поселению острова нас прокатил водитель. Спасибо ему за экскурсию.

Местный "Водоканал")))

Такие "таблетки" УАЗы тут популярны...

Хорошие друзья у фермы)))) раз такие машинки дарят)))

В этом здании он прожил почти всю свою сознательную жизнь. Тут все как у людей - центральное водоснабжение, электричество. На Валааме есть свой детский сад и школа))) тут у него машина, катер. Зимой рыбалка, летом туристы, которым надо показать скиты, рассказать что что никто больше не расскажет... в Сортавала выбирается редко.

Этот сарай старый, дореволюционной постройки. Только крыша новая и пристройка.

Как я понял, это детский сад.

Вид на главный или центральный монастырь Валаама.

Машины приезжих ВИПов и местной братии)))

Тут живут трудники. Для паломников отдельные места и гостиницы.

Еще один способ тут заработать. Цены кусаются. Час 8000 руб.

А вот и наш водитель - экскурсовод))) спасибо за экскурсию)))

Такое впечатление что тут везде играют в футбол)))

Когда развалился СССР, местные жители писали письма Ельцину, просили вернуть монахов, поднять монастыри, возродить туризм. А теперь возродили. На свою голову...

Чувствуется местные обижены на церковь и монастыри. Теперь местные жители монастырям мешают. Монастыри запрещают им причаливать к пристани, мешают перевозить и регистрировать машины, вытесняют всячески. Прописать даже родившегося ребенка можно только через суд - прописка тут закрыта. Пытаются закрыть детский сад и школу. Местные тут не нужны, тут нужны туристы, трудники и паломники...

Монастырь построил два больших дома в Сортавале и предоставил квартиры желающим переехать. Существуют программы по переселению местных жителей на материк, но переезжать хотят не все.

Счастья подвалило...

Сейчас тут прокладывают новые электрические линии, новые трубы для водопровода (с электронными датчиками на улице) и т.п.

Дорога к Никольскому скиту.

Этот дом построили себе энергетики Валаама)) тут живут и рядом работают.

Тропинка...

Отвлек от важных дел кошечку...)))

Котята это святое!

Другие интересные факты:

Общая площадь 50 островов - 36 кв. км.

На южной оконечности острова Валаам находится небольшая, но действующая воинская часть МО РФ.

В Валаамский монастырь ежегодно прибывают около 100 тыс. паломников, из которых около 90 тыс. — туристы.

По неофициальным опубликованным данным, из каждых 20 приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один, при этом Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою монашескую жизнь.

Здесь растет 480 видов растений (часть из которых привезены монахами), встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, лисы, зайцы, белки.

Возможно скоро просто так на Валаам уже не попадешь. Только как паломник и по благословлению (т.е. с разрешением). За основу регулирования РПЦ хочет взять порядок пребывания в Афонских монастырях: там чётко определено число паломников, каждому из них выдается особое письменное благословение — дьямонитирион. И нет лишних людей типа нас.

Некоторые фото (С) интернет.

Знаменитый на всю страну монастырь живет по уставу древности, но в современных реалиях.

19.11.2018 Роман Никифоров, МТРК «Мир» 1 018

ФОТО: Сайт президента РФ. По данным Всемирного банка, доступа к электричеству нет у 13% процентов населения Земли. Это около миллиарда человек. Они живут в той же Центральной, Южной Азии и Африке. Но с каждым годом мест, где нет света, становится все меньше. В России, например, представить себе жизнь без электричества трудно даже в самых отдаленных уголках. Например, на острове Валаам. Знаменитый на всю страну монастырь живет по уставу древности, но в современных реалиях. Как это получается, узнал корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.

– остров на Ладожском озере размером с подмосковный город Долгопрудный. До ближайшего берега 22 километра, до ближайшего населенного пункта 42 километра.

Когда здесь появился монастырь, точно неизвестно. Одни источники упоминают XI век, другие XIV век. Но в любом случае первые монахи искали уединенное место с суровым климатом, чтобы не отвлекаться от молитвы. Вот и выбрали Валаам.

Провести сюда газ, завезти сюда уголь, получить тепло невозможно из-за нашего островного расположения. Используем энергию земли, энергию воды, энергию воздуха,

Сказал эконом Валаамского монастыря, монах Ефрем.

И еще энергию солнца. Солнечные батареи установили недавно для отопления зимних теплиц с овощами. Хотя главную проблему с электричеством здесь решили пять лет назад – проложили по дну озера кабель.

Парадокс, но из-за своей географии Валаам стал в России одним из центров инноваций. Иначе было не выжить. В XIX веке деревянный монастырь превратился в каменный. А в 1863 году здесь появился водопровод в один год со столичным – петербургским. Воду из Ладожского озера через туннель в гранитной скале поднимали на высоту 40 метров. Да и сегодня местные монахи охотно пользуются плодами прогресса: разъезжают на квадроциклах и электромобилях.

Та же картина и в сельском хозяйстве. Например, местная ферма является образцово-показательной.

Или монастырская сыроварня. Производство современное. Пульт управления для выставления нужных параметров, несколько больших емкостей для изготовления продукта. Есть устройства для измельчения сыра: лира и булава. И технологии и оборудование итальянские. Монахи даже специально ездили учиться. У лучших специалистов из этой страны.

Сыров производят несколько сортов. Есть и мягкий, и твердый. Рикотта, качотта, пастораль или монастико, что значит «монастырский», с которым можно экспериментировать.

Каждые три месяца он меняет вкус. Ни хуже, ни лучше, но другой вкус. Через полгода совершенно другой вкус. А через год – вообще сказка. Он просто отдает влагу, и остается сама суть сыра. Очень вкусная суть,

Сказал кладовщик в сыроварне послушник Вячеслав.

Еще в XIX веке на Валааме появился и свой экологический проект - рыбоводческое хозяйство. Монахи выпускали в озеро десятки тысяч мальков – сига и палию.

«Этим тогда вообще никто не занимался. Рыбу просто вылавливали. А монастырь понимал, что когда-то рыба кончится. И если ее не воспроизводить, то в округе рыбы будет мало», – рассказал эконом Валаамского монастыря монах Ефрем.

Ферма на озере работает до сих пор. Правда, и виды рыбы уже другие, и откармливают ее до товарных размеров.

Выращивают здесь форель, причем американскую. Она и крупнее, и растет быстрей.

Впрочем, были в истории монастыря и тяжелые времена. В 1940-х годах он опустел. Две сотни русских монахов с Валаама бежали в Финляндию, опасаясь советских репрессий. Купили усадьбу Паппиниеми – Поповский мыс и основали здесь Новый Валаам.

Поминальная молитва произносится на финском языке, но звучат русские имена. Сегодня на Новом Валааме русских монахов нет. Вся братия граждане Финляндии – это примерно 10 человек. По-русски говорит только эконом отец Михаил.

«Монастырь – это такое место, где можно быть ближе к господу Богу. Там хорошие условия для этого», – поделился казначей-эконом Ново-Валаамского монастыря, иеромонах Михаил.

Формально финский Валаам с российским никак не связан, но их объединяет общая история, традиции и реликвии. Например, 20 тысяч старых книг, привезенных из Карелии. Среди них есть уникальные рукописные экземпляры.

Что касается Валаама российского, то он начал возрождаться в конце 1980-х. А былое величие вернул в нулевых. Сегодня открыт для всех желающих за исключением некоторых скитов. Можно приехать туристом, а можно трудником.

«Я не деньги зарабатывать сюда приехал. У меня конкретная цель есть: ради Божьей матери и спасения своей души», – сказал трудник Евгений.

Кстати, следуя особенным местным традициям, уборку картошки планируют также механизировать. Тяжелый труд – не самоцель.

«Для исторического монашества, да. Они специально шли в такие места, трудные. А в пещеру звать сейчас. Ну, может кто-нибудь и придет, но так сомневаюсь», – считает игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий.

А вот сама суть монашества, по мнению игумена Панкратия, с годами и даже веками не меняется.

«Здесь, в обители, монахи возносят молитву за весь мир. И эта молитва действует», – отметил Панкратий.

Едва ли найдется человек, в жизни своей ничего не слышавший о дивном острове Валааме. Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, этот чудный остров так и остался бы просто одним из красивейших мест на земле, заповедным уголком природы с уникальными растениями и гранитными скалами, с безбрежными и величественными просторами Ладожского озера, если бы не та духовная жизнь, которая возникла здесь более 10 веков назад.

По преданию, первым на остров Валаам пришел святой апостол Андрей Первозванный, который, просвещая славян и скифов, разрушил бывшие здесь языческие капища и установил каменный крест. Основателями же монастыря на Валааме были святые преподобные Сергий и Герман Валаамские и всей России чудотворцы. Об их житии известно не много, так же как и о самой истории древней обители. У современных церковных историков до сих пор нет единого мнения, откуда произошло само название острова – Валаам. Одно из монастырских преданий гласит, что его название связано с именем библейского пророка Валаама, по другой версии, название происходит от финских слов «вало» – свет и «варама» – высокая, скалистая земля.

Побывав на Валааме, остаешься под глубоким и пронзительным впечатлением открывающейся красоты. Остров встретил дождем, туманом и ветром. После кораблика, на котором мы доплыли до острова сквозь настойчивые, мятежные волны Ладожского озера и облака непроглядного молочного тумана, нас немного укачало. И уже на берегу все вокруг продолжало плыть и клубиться. Это потом мы узнали, что пережить небольшую качку по дороге на остров даже к лучшему: монахи говорят, что так озеро смиряет дух.

Обнимающая тишина, которая ощущалась даже через обеспокоенные разговоры паломников, и шум отходящих теплоходов, красота и величие, будто бережно прикрытые от глаз впечатлительного паломника пеленой серого дождя, сам воздух, от которого веяло прохладой и свежестью северного озера – за всей этой строгостью и суровостью угадывалась тайна монашеской жизни на Валааме.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты небесной, духовной – красоты подвигов той жизни, которую вели здесь многие и многие старцы, подвижники, молитвенники, отшельники. Валаамским старцам, тем, кто одухотворяет остров Валаам, посвящен сегодняшний рассказ.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал самым трудным монастырским послушанием настоятельское служение: «Это бремя легкое и вместе с тем тяжкое. Эти рамена должны носить немощи всего братства. Какая крепость должна быть в раменах этих!» И сегодня, смотря на портрет батюшки Дамаскина, думаешь, что никакого преувеличения в этих словах нет. Не лицо у игумена, а глыба валаамского гранита…

Никогда он не помышлял о высоких должностях и званиях, но вот сподобил его Господь прослужить настоятелем Валаамского монастыря 42 года. Конечно, все игумены монастыря вошли в историю: и отец Назарий, руководивший монастырем 20 лет, и игумен Ионафан, 10 лет созидающий обитель, но сегодня, когда говорят о Валааме, следом вспоминают и фигуру Дамаскина, внесшего неоценимый вклад в духовное возрастание обители.

Игумен Дамаскин

Будущий игумен Валаамского монастыря (в миру Дамиан Кононов) родился в 1795 году в Тверской губернии, в крестьянской семье. Еще в детстве с ним произошло несчастье. Семилетняя сестренка вздумала покатать братика на закорках и уронила его. Дамиан поломал ногу. Ножка скоро срослась, но неправильно, мальчик с трудом наступал на нее, и каждый шаг его сопровождался болью. Помогать по хозяйству Дамиан не мог, иначе не отпустили бы его родители на богомолье в страдную пору, когда столько дела, что и перекреститься некогда. Едва Дамиан пустился с богомольцами в путь, как почувствовали облегчение боли, а домой вернулся совершенно исцеленным.

«В 1817 году освободили меня идти к Соловецким чудотворцам, и пошел я один с Господом. Возвращаясь обратно, весьма пожелал я побывать на Валааме».

И вот идет Дамиан по лесной валаамской дороге и слышит позади голос:

– Что, брат, не хочешь ли остаться в монастыре?

– Желаю, батюшка, да не знаю, где Бог благословит.

– Оставайся, брат. У нас здесь три рода жизни.

– Как это?

– Три, – подтвердил монах. – Сначала у нас в монастыре трудятся, потом – в скиту, а после – в пустыни. Оставайся, брат.

Мысленно Дамиан тут же решил остаться на Валааме навсегда и спросил:

– С кем бы мне здесь еще посоветоваться на пользу души?

– А вот иди к отцу Евфимию, он все знает, недаром его монахи «духовной удицей» зовут.

Старец Евфимий встретил Дамиана земным поклоном. Смирение инока так поразило юношу, что, растерявшись, он только и мог сказать: «Спастись желаю, научите!»

Оставшись в монастыре и став послушником, Дамиан проходил разные послушания: шил сапоги и рукавицы, месил квашню в хлебной, кормил нищих. Находясь на послушании в хлебной, без благословения не съел и корочки хлеба, хотя, бывало, очень хотелось съесть горячую горбушку только что вынутого из печи хлеба…

Утомившись на послушаниях, молитву никогда не оставлял. Жили послушники чрезвычайно строго. В кельях у них ничего не было. Только образ, книга, стол, скамейки и доски, которые днем стояли в углу, а на ночь укладывались они на скамейки, составляя монашескую кровать, которую дополняла мочальная подушка и войлок. Даже зимой ходили послушники в кафтанах, шуб в это время не было ни у кого. Только Дамиан, когда поступил в нарядчики и стал охранником Валаама, получил коротенькую шубу для объезда острова и выявления на нем браконьеров, которые любили в ту пору стрелять дичь или тайно рубить лес. Злые люди не раз стреляли в Дамиана, но Господь хранил Своего раба.

Отец Евфимий приходил каждую ночь в 12 часов будить ученика на полунощную молитву, стучал, пока Дамиан не отвечал ответным стуком. Затем, не зажигая огня, Дамиан выполнял келейное правило, а с ударом колокола спешил в церковь. Через шесть лет Дамиан Кононов был пострижен в монашество с именем Дамаскин и стал жить в скиту Всех Святых. В скитах жизнь более строгая, сюда благословляли поселяться только тех иноков, кто уже преуспел в монашеском подвиге.

Прожив два года в скиту, в 1827 году Дамаскин поселился в удаленной пустыни – испытывать третий образ монашеской жизни. Келья, где жил Дамаскин, была разделена на четыре комнатки. В одной отшельник занимался рукоделием, в другой – переписывал книги Святых Отцов, в третьей – совершал молитвенное правило и поклоны. В четвертой комнатке стоял сосновый гроб, который служил Дамаскину постелью, а одеялом была крышка. Когда он согревался «могильною теплотою», то открывал деревянное свое одеяло.

Для сохранения безмолвия Дамаскин просил, чтобы хлеб ему клали в условленном месте. Были у отшельника и вериги – железные цепи, которые он носил для умерщвления плоти. «Станешь класть поклоны, – рассказывал игумен Дамаскин, – железо так нагреется, что станет совершенно горячее. Другой раз прихватит за тело, да так больно! Зато на душе весело и спокойно. Ах, если бы всю жизнь так провести!»

Однажды его келью навестили паломники и выпросили на память несколько деревянных ложек, вырезанных отшельником. Гости предлагали деньги, но Дамаскин не взял. Вечером, готовясь ко сну, он нашел возле своего гроба оставленные деньги. Немедленно он отправился в монастырь, нашел своих посетителей и отдал деньги обратно, сказав:

– Нехорошо, господа, монахов искушать!

Не раз испытывал он искушения и пострашнее: прожив в пустыни семь лет, немало потерпел он здесь от бесов. В осенние ночи являлся к нему враг в виде исходящего из озерка с растрепанными волосами человека. Иногда враг нападал, нагоняя уныние и скуку. Молитвою и крестным знамением оборонял себя инок Дамаскин.

В 1838 году Дамаскин был избран настоятелем Валаамского монастыря. И сразу новый игумен взялся за укрепление дисциплины в монастыре: потребовал соблюдения Устава и сам в этом был примером. Будучи настоятелем первоклассного монастыря, слава которого распространилась по всей России, собирая со всех концов бесчисленных паломников, Дамаскин не изменил кротости и смирению и никогда не выделял себя из монастырской братии. Вместе со всеми ходил он за общую трапезу, довольствуясь общей пищей, одинаково со всей братией одевался, всегда исполнял общее монастырское молитвенное правило.

Необыкновенным образом удавалось ему совмещать внутреннее молитвенное делание (игумен имел дар умной молитвы) и внешние дела по обустройству монастыря. Его по праву называют «строителем» Валаама. При нем на Валааме возведены 20 часовен, скиты, поклонные кресты, мосты, дороги, налажено пароходное сообщение из Петербурга для рабочих и паломников, построена ферма на 70 коров, конюшня, водопроводный дом, паломническая гостиница. Все эти здания стоят и поныне.

В своих проповедях батюшка всегда был прост и безыскусен. Один монах вспоминал такие слова из его наставлений: «Бога любите, от мира бегите, в келье сидите. Келья всему добру научит, и седяй в ней Бога ради, никогда не соскучит!», «Келья – школа Дамаскина, а Господь – Учитель в ней».

Иоанн Молчальник

Однажды писатель Михаил Янсон, совершивший паломничество на Валаам, так отозвался о монашеской братии: «Слабенькие грамотой, могучие душой, беспощадные к себе, неустанные молитвенники, вышедшие из самой толщи крестьянской. Не Иваны, но Иоанны, не сыны крестьянские из деревенских захолустий, но отцы, к которым прибегают в скорбях своих их духовные дети со всех концов Руси, а ныне – со всех концов земли».

Судьба Иоанна Молчальника интересна еще до его прихода в монастырь. Родился он в старообрядческой деревне, но, странствуя, разговаривая с людьми, ходя по монастырям, понял, что надо перейти в Православие.

На Валаам он пришел молодым человеком, и, как заведено здесь, прежде чем стать монахом, трудился послушником. В это время его навестила родная сестра и уговорила уехать домой, чтобы взять документы, потому как пребывание в монастыре документально оформлялось. В семье его быстро женили и бывший послушник осел в миру. У него появилась супруга, детки. Будучи купцом, он занимался выделкой сусального золота. Но в одночасье вся его семья в результате эпидемии умерла. Оставшись один, он сразу понял, что его место на Валааме. Тут же он оставил все дела свои и устремился на остров.

Послушание ему досталось одно из самых тяжелых – он должен был ездить за почтой и за другими монастырскими надобностями через озеро. Когда по Ладоге уже никто не плавал, он садился в лодку и ехал в Сердоболь (нынешний город Сортавала, республика Карелия) за монастырской почтой. Много раз совсем погибал он в этих поездках, но всегда молился покровителям обители и Николаю Чудотворцу, и всегда святые помогали ему. Однажды весной послушники шли по крошащемуся льду, и вдруг неожиданно поднялся страшный штормовой ветер. Ладога начала вскрываться, и льдину, на которой они очутились, понесло в открытое озеро, где не видно берегов и где уже трудно спастись. Братья стали усердно молиться. Сняв сапоги, чтобы не поскользнуться, стали они перепрыгивать с одной льдины на другую, опять шли по хрупкому льду и долгие часы молились преподобным Сергию и Герману, ожидая, пока замерзнет разлом, чтобы добраться до родимой обители.

Когда впоследствии ему был предложен сан священника, он впал в великое сомнение и колебание. Боялся самоволия и в принятии, и в отказе. Тогда обратился он к настоятелю. Игумен Дамаскин благословил оставаться простым монахом. Но сам чувствовал, что незаурядный это человек, что по плечу ему какой-то большой подвиг. Тогда-то и решил Дамаскин на обладающего зычным голосом, часто поющего на клиросе, по-детски словоохотливого и любящего поговорить с братией о духовном о. Иоанна возложить великий подвиг молчания:

– Считай себя недостойным говорить с людьми – молчи. Говорить и беседовать тебе разрешается только с Богом, в церкви, при совершении молитвенных славословий и, в случае нужды, с настоятелем и духовником при откровениях и исповедях.

И замолчал монах на 14 лет. А по прошествии этого срока сказал игумен Дамаскин:

– Не достоин ты такой великий подвиг нести, говори опять, как обычно.

И это благословение старца смиренно было принято. Всю свою жизнь о. Иоанн прожил в Предтеченском скиту – самом строгом из всех валаамских скитов, специально сооруженном Дамаскиным для пустынников и молчальников. Здесь круглый год пост, а лиц женского пола не допускают вовсе. О. Иоанн очень любил молиться и клал такое количество поклонов, что пол в храме, где он стоял, совсем истерся, а на плечах все время были заплатки – такое количество крестных знамений полагал он на себя, что не выдерживала даже одежда.

Перед смертью он потерял один глаз – наткнулся ночью на сучок. Но не роптал, а только благодарил Бога:

– Будет с меня и одного глаза. Слава Богу. Бог оставил мне хоть один глаз, с ним я все-таки могу читать и Евангелие, и акафисты, и молитвы.

А вот другой валаамский старец был абсолютно слеп.

Агапий Слепец

Потрясающая судьба и у этого молитвенника. Всю жизнь свою Александр Молодяшин, так звали инока в миру, имел слабое здоровье. И вот однажды он приехал в Валаамский монастырь, чтобы утешиться в скорбях, но так ему понравилась обитель, что он попросил у Дамаскина разрешения остаться. Игумен ответил отказом, сославшись на слабое здоровье юноши. Ничего другого, как вернуться домой, ему не оставалось. О случившемся он рассказал своему старшему брату, в семье которого ему приходилось жить после смерти родителей. Брат предложил отдать в монастырь часть семейных средств, чтобы они как-то восполнили физическую слабость молодого послушника. Дамаскин по второй просьбе принял юношу, но совсем не из-за тех скудных средств, которые привез он на остров – видел игумен его сердечное желание стать монахом.

Свое послушание проходил на монастырском огороде и клиросе. Имея от природы слабое зрение, инок вскоре ослеп. Эту телесную немощь о. Агапий в течение 23 лет переносил с изумительным терпением и кротостью, непрестанно благодаря Бога, ниспославшего ему такое тяжкое испытание для очищения грехов и для душевного спасения.

Жил о. Агапий в скиту Всех Святых – одном из самых старых скитов Валаама, и хотел заниматься только Иисусовой молитвой, но игумен сначала благословил ему стать духовником для братии, а потом и для богомольцев. Всю жизнь он чувствовал себя плохо, все время его «грызли» какие-то физические недуги: то одна, то другая болезнь, «то все гуртом накинутся». Удивительно, что монашеское правило вычитывал ежедневно, как бы плохо себя ни чувствовал, и молитва в нем никогда не ослабевала.

От Бога получил схимонах Агапий дар прозорливости. Сохранились свидетельства о том, что он отвечал на еще не заданный вслух вопрос, а незнакомого человека, пришедшего к нему впервые, называл по имени. Будучи духовником сам, никак старец не мог выбрать духовника себе, поэтому часто переписывался с Феофаном Затворником. Письма эти чаще всего касались Иисусовой молитвы и других духовных вопросов. Его поучения, сказанные духовным чадам XIX века, обращены и сегодня ко всем нам: старец советовал избегать осуждения, гордости, зависти, ложного смирения и самонадеянности.

По данным Всемирного банка, доступа к электричеству нет у 13% процентов населения Земли. Это около миллиарда человек. Они живут в той же Центральной, Южной Азии и Африке. Но с каждым годом мест, где нет света, становится все меньше. В России, например, представить себе жизнь без электричества трудно даже в самых отдаленных уголках. Например, на острове Валаам. Знаменитый на всю страну монастырь живет по уставу древности, но в современных реалиях. Как это получается, узнал корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.

Валаам – остров на Ладожском озере размером с подмосковный город Долгопрудный. До ближайшего берега 22 километра, до ближайшего населенного пункта 42 километра.

Когда здесь появился монастырь, точно неизвестно. Одни источники упоминают XI век, другие XIV век. Но в любом случае первые монахи искали уединенное место с суровым климатом, чтобы не отвлекаться от молитвы. Вот и выбрали Валаам, до которого даже сегодня по воде нужно идти почти час.

«Провести сюда газ, завезти сюда уголь, получить тепло невозможно из-за нашего островного расположения. Используем энергию земли, энергию воды, энергию воздуха», – сказал эконом Валаамского монастыря, монах Ефрем.

И еще энергию солнца. Солнечные батареи установили недавно для отопления зимних теплиц с овощами. Хотя главную проблему с электричеством здесь решили пять лет назад – проложили по дну озера кабель.

Парадокс, но из-за своей географии Валаам стал в России одним из центров инноваций. Иначе было не выжить. В XIX веке деревянный монастырь превратился в каменный. А в 1863 году здесь появился водопровод в один год со столичным – петербургским. Воду из Ладожского озера через туннель в гранитной скале поднимали на высоту 40 метров. Да и сегодня местные монахи охотно пользуются плодами прогресса: разъезжают на квадроциклах и электромобилях.

Та же картина и в сельском хозяйстве. Например, местная ферма является образцово-показательной.

Или монастырская сыроварня. Производство современное. Пульт управления для выставления нужных параметров, несколько больших емкостей для изготовления продукта. Есть устройства для измельчения сыра: лира и булава. И технологии и оборудование итальянские. Монахи даже специально ездили учиться. У лучших специалистов из этой страны.

Сыров производят несколько сортов. Есть и мягкий, и твердый. Рикотта, качотта, пастораль или монастико, что значит «монастырский», с которым можно экспериментировать.

«Каждые три месяца он меняет вкус. Ни хуже, ни лучше, но другой вкус. Через полгода совершенно другой вкус. А через год – вообще сказка. Он просто отдает влагу, и остается сама суть сыра. Очень вкусная суть», – сказал кладовщик в сыроварне послушник Вячеслав.

Еще в XIX веке на Валааме появился и свой экологический проект - рыбоводческое хозяйство. Монахи выпускали в озеро десятки тысяч мальков – сига и палию.

«Этим тогда вообще никто не занимался. Рыбу просто вылавливали. А монастырь понимал, что когда-то рыба кончится. И если ее не воспроизводить, то в округе рыбы будет мало», – рассказал эконом Валаамского монастыря монах Ефрем.

Ферма на озере работает до сих пор. Правда, и виды рыбы уже другие, и откармливают ее до товарных размеров.
Выращивают здесь форель, причем американскую. Она и крупнее, и растет быстрей.

Впрочем, были в истории монастыря и тяжелые времена. В 1940-х годах он опустел. Две сотни русских монахов с Валаама бежали в Финляндию, опасаясь советских репрессий. Купили усадьбу Паппиниеми – Поповский мыс и основали здесь Новый Валаам.

Поминальная молитва произносится на финском языке, но звучат русские имена. Сегодня на Новом Валааме русских монахов нет. Вся братия граждане Финляндии – это примерно 10 человек. По-русски говорит только эконом отец Михаил.

«Монастырь – это такое место, где можно быть ближе к господу Богу. Там хорошие условия для этого», – поделился казначей-эконом Ново-Валаамского монастыря, иеромонах Михаил.

Формально финский Валаам с российским никак не связан, но их объединяет общая история, традиции и реликвии. Например, 20 тысяч старых книг, привезенных из Карелии. Среди них есть уникальные рукописные экземпляры.

Хотя есть и свои особенности. Старый монастырский погреб. Но в дубовых бочках вовсе не кагор, а самый настоящий виски, односолодовый, выдержка от 6 до 12 лет. Правда, само производство на традиционное монастырское не похоже. Аналог самогонного аппарата на фоне плакатов с монахами стоит миллион триста тысяч евро. Чудо современной техники.

«Мы продолжаем греческую историю – производства вина и крепких напитков. Например, на Афоне, и в монастыре на Кипре, производят ракию на продажу», – сказал настоятель Ново-Валаамского монастыря, архимандрит Сергий.

Что касается Валаама российского, то он начал возрождаться в конце 1980-х. А былое величие вернул в нулевых. Сегодня открыт для всех желающих за исключением некоторых скитов. Можно приехать туристом, а можно трудником.

«Я не деньги зарабатывать сюда приехал. У меня конкретная цель есть: ради Божьей матери и спасения своей души», – сказал трудник Евгений.

Кстати, следуя особенным местным традициям, уборку картошки планируют также механизировать. Тяжелый труд – не самоцель.

«Для исторического монашества, да. Они специально шли в такие места, трудные. А в пещеру звать сейчас. Ну, может кто-нибудь и придет, но так сомневаюсь, что у него все в порядке с головой будет», – считает игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий.

А вот сама суть монашества, по мнению игумена Панкратия, с годами и даже веками не меняется.

«Здесь, в обители, монахи возносят молитву за весь мир. И эта молитва действует», – отметил Панкратий.


Письменные свидетельства о монашеской жизни на Валааме датируются 960-м годом, когда на Валаам прибыл преподобный Авраамий Ростовский, из жития которого известно, что на острове в это время уже было монастырское братство, управляемое игуменом. Основателем иноческой жизни Валаама был преподобный Сергий. Его преемником стал преподобный Герман. К лику святых причислены 33 насельника обители, погибшие от рук шведских завоевателей в 1578 году. В разное время в обители подвизалось разное количество насельников. Сейчас в монастыре около 200 насельников.

Интересно, что на Валааме солнечных дней на 30 больше, чем на материке. Общая площадь 50 островов -- 36 кв. км. Здесь растет 480 видов растений (часть из которых привезены монахами), встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, лисы, зайцы, белки. Сегодня на архипелаге, кроме монахов, постоянно живет около 100 человек. Есть почта, милиция, медпункт, школа.



По преданию, на острове похоронен шведский король Магнус (легенда гласит, что в 1350-м он со своим войском попал в бурю на Ладоге, приплыл на бревне к Валааму, а вскоре и принял иноческий постриг на острове, который хотел покорить. Ныне он покоится на старом кладбище)

Откровение помыслов
На Валааме нет многочасовых автомобильных пробок (как, впрочем, и заасфальтированных дорог), городского шума и суеты. Один человек признался нам, что ежегодно проводит свой отпуск, трудясь в монастыре, чтобы просто отдохнуть «от насилия изобилия».

Удаленность архипелага от материка (до ближайшего города Сортавалы -- 42 км), труднодоступность восемь месяцев в году из-за неблагоприятных для судоходства климатических условий делают его уникальным местом для монашеской жизни. Внешне Валаамский монастырь отличают две особенности: знаменный распев на всех богослужениях, а также большее, чем обычно, количество ступеней, приближающих к монашеству: между трудником и послушником есть еще и кафтанник. Кафтанник (его называют младшим послушником) считается членом братии, подчиняющимся ее уставу, покинуть монастырь по своему желанию он уже не может. Следующая после послушника ступень -- инок, он получает благословение на ношение рясы с символическим пострижением волос, возможно изменение имени; он уже не может жениться, хотя и не принес еще монашеских обетов. Последняя ступень -- постриг, когда даются монашеские обеты (безбрачие, послушание, нестяжание). Дополнительная ступень введена, чтобы у человека было больше времени испытать. До революции кафтанниками на Валааме называли теперешних трудников, т. е. рабочих, безвозмездно трудящихся в монастыре.



Храм Коневской иконы Божией Матери в Коневском скиту


Среди братии принято откровение помыслов. У каждого есть духовник, которому брат исповедуется, а также открывает помыслы. Нам объяснили, что исповедание помысла помогает стать независимым от его влияния. В противном случае помысел будет «буравить» свою жертву до тех пор, пока не перейдет в действие. Бывает, что брат исповедует помыслы своему другу («единомысленному брату»), но делается это аккуратно, чтобы брат сам не впал в искушение.

Однако желающие увидеть на Валааме среди монахов угрюмых аскетов, с высушенными северным ветром и истощенными бесконечным постом лицами, -- разочаруются. Братия скрывает свою молитвенную жизнь. Ее выдает лишь сосредоточенность, которую иногда можно принять за суровость и необщительность. Пусть вас это не смущает, монахи творят Иисусову молитву -- часть молитвенного правила, предписываемого к обязательному исполнению.

Правда, с началом мая первые толпы туристов (среди которых немало VIP-персон из числа высоких чиновников, известных политиков и артистов) вносят в размеренный уклад монастырской жизни досадный диссонанс. К этому «стихийному бедствию» братия относится с терпением и любовью, выставляя «ограничительные барьеры». Спасо-Преображенский собор вместе с внутренним двориком огорожен братскими корпусами. Войти во внутреннее каре сквозь маленькую калитку (которая запирается на ночь) может только один человек. Здесь нельзя появляться в коротких юбках и шортах, курить, фотографировать и шуметь. С нарушителем тут же выяснит отношения суровая охрана.



Храм в Смоленском скиту


Но если большая часть монашествующих может переждать суету в кельях или в удаленных скитах, что делать тем, кто по своему послушанию призван к служению мирским обитателям Валаама? Не только туристам (которых в сезон бывает до двух тысяч в день), но и паломникам, волонтерам, учащимся воскресных школ и трудникам. Чтобы совмещать молитвенный подвиг, совершаемый в тайне, и служение миру, нужен особый дар. Умение принести себя в жертву Богу, служа людям. Такие люди -- редкость даже на Валааме.

Ферма, вход воспрещен
...Вечером в воскресенье 5 августа двое валаамских монахов -- Георгий и Ефрем ехали на мотороллере в Монастырскую бухту встречать очередную паломническую группу из Москвы. От пристани их отделяло всего 200 метров, когда из-за поворота выскочила «Газель». У сидящего за рулем Георгия на размышления оставались доли секунды: справа -- гора, слева -- обрыв. Вильнув рулем влево-вправо, он сбросил друга, но сам уклониться от удара не успел. Георгий умер в больнице, так и не придя в сознание.



Mесто гибели монаха Георгия


Трагическая новость стала громом среди ясного неба для всех, кто знал и любил этого человека. Для одних он был надежным другом, с кем не страшно выехать в шторм на поиски пропавшего брата, для других -- заботливым опекуном, для третьих -- добрым начальником, для четвертых -- кормильцем, привозившим молоко и яйца вдобавок к маленькой пенсии. 32-летнй монах Георгий (Иванов) в юности окончил монтажный техникум в Краснодаре, крестился по собственному желанию в 14 лет. Никто так и не узнал, почему в 21 год он решил стать монахом.
В монастыре Георгий сразу попал на ферму. Ферма -- настоящее спасение для монастыря, она кормит не только братию, но и многочисленных волонтеров, помогающих летом возрождать валаамские святыни.



Здание фермы, построенное 130 лет назад


Монастырское стадо насчитывает 45 голов (молока -- залейся, за день его не успевают выпить, и на следующее утро к завтраку получается простокваша) в курятнике кудахчут 400 кур, есть осетровое и форельное хозяйство. В монастырском саду поспевают яблоки, груши, смородина, облепиха, крыжовник, виноград, арбузы и дыни. «Почему у вас такая странная табличка у входа на ферму?» -- спрашиваю у исполняющего теперь обязанности начальника фермы Александра. «Сюда на экскурсию приезжают много туристов, некоторые из них любят искупаться (ферма на самом берегу протоки, построена 130 лет назад), женщины -- щегольнуть чересчур открытыми купальниками, что недопустимо на территории монастыря. Кроме этого у нас есть и свои причины: основной контингент фермы -- мужчины со сложной судьбой (кто-то имеет судимость, кто-то борется с алкоголизмом), и это их искушает. Так что табличка как раз для туристов». Поначалу, когда только началось восстановление монастыря, ферма считалось «местом исправления провинившихся», последним шансом перед отправлением на материк. А когда начальником фермы стал Георгий, она стала последним пристанищем для тех, кому некуда больше идти и кого никто нигде не ждет.



Монастырская бухта

Заступник
Возле монастырской фермы есть место, где на берегу лежит тракторный ковш. Стихийный памятник трактористу из местных, который вместе с товарищем, напившись, устроил гонки на тракторах по замерзшему заливу. Один трактор провалился, вытащить гонщика из полыньи не удалось.

Может быть, потому, что пил его отец, Георгий чувствовал особую ответственность за пьяниц. «Однажды вечером Герман (мирское имя Георгия) пришел весь в грязи, -- рассказывает мама о. Георгия Мария Яковлевна. -- Выясняется, что подобрал на улице пьяного и отнес его домой. Спрашиваю: “Зачем тебе это нужно?” А он: “Ты же знаешь, папа выпивал, и с ним такое же бывало... Ну не мог я пройти мимо. И я так рад, поверь мне!”»



Алексей, ответственный за коровник


Когда Георгия назначили начальником фермы, там появились и алкоголики, и наркоманы, часто к тому же и отсидевшие. Самое тяжелое в этой работе -- не физический труд, а как раз командовать трудниками. Не всем по силам с утра до вечера убирать камни с полей (каждой весной валаамская почва выдавливает их на поверхность) или сено собирать, грузить навоз, колоть дрова и оставаться при этом радостными и довольными жизнью. У непривычных к крестьянскому труду накапливается раздражение. «Я много раз порывался уехать с Валаама, хотя идти особо и некуда. От этого понимания озлобляешься. И начинаешь нарываться, чтобы тебя выгнали, -- рассказывает послушник А., трудящийся в коровнике. -- Например, ничего не объясняя, не выходишь на послушание и ждешь -- кто-то начнет к тебе приставать, заставлять работать. Возникнет склока, может быть, драка -- и тебя выгонят! Заодно и злобу разрядишь. Лежишь в келье и слышишь шаги. Заходит отец Георгий, тогда еще послушник, старший по коровнику. Сейчас спросит, как ты себя чувствуешь, а подразумевается -- когда выйдешь на работу? И начнется скандал. И он действительно спрашивает: как себя чувствуешь? Но в его взгляде, в его голосе я вижу искреннее участие и сострадание, что он видит во мне живого мучающегося человека , а не рабочую лошадку. И озлобление лопается как мыльный пузырь».

«Отец Георгий смотрел не на шлейф судимостей, а на человека, -- сказал нам один из насельников монастыря. -- Видно, чувствовал, что, несмотря ни на что, Богу эта душа нужна. Я не понимал, как это возможно. Я смотрю на человека и вижу в нем преступника, а брат Георгий видит в нем творение Божие и находит с ним общий язык». Бывая в Питере в командировках, он отыскивал «сорвавшихся» и возвращался вместе с ними на ферму. Если кто-то попадал в Сортавале в милицию, он ехал их вызволять. Однажды дал работнику фермы 5 тысяч рублей и поручил купить в городе что-то по хозяйственным нуждам. Брат вернулся только через неделю, без денег и злой как оса. По внешнему виду было ясно -- погулял хорошо. Он думал, его выгонят. Но отец Георгий побеседовал с ним и... снова отправил за покупками, вновь доверив деньги. И брат вернулся, теперь уже купив все, что нужно.



Михаил, пастух на ферме


Однажды один из подопечных Георгия -- Олег (имя изменено) сбежал на материк, не выдержав жизни на ферме, и совершил «по пьяному делу» неумышленное убийство. Узнав об этом, монах Георгий ходатайствовал о несчастном (который прожил-то на ферме всего три месяца) перед следователем и судом. Олегу дали полтора года строгого режима с отсрочкой наказания на три года. «Такого просто не бывает! -- вспоминает сам Олег. -- Георгий объяснил это так: мы все молились за тебя». К слову, Олег прекрасный резчик, хотя и говорит, что умеет только пить и воровать.

«На лицо ужасные, добрые внутри…»
О. Ефрем, эконом монастыря и друг о. Георгия: «Георгий говорил, что 60-80 процентов современной молодежи уже попробовали наркотики. И в следующем поколении не будет никого, кто бы через это не прошел. Поэтому мы должны быть готовы, что к нам будут приходить люди и с такой немощью. Других уже не будет. Поэтому у монашествующих должен быть живой опыт работы с ними. Но брал он к себе на ферму не всех подряд. Месяц смотрел на новичка -- если тот не хочет бороться со своим недугом, отправлял на материк. И никогда ни на кого не повышал голоса, но говорил так твердо, что ослушаться было невозможно».



По сути, монах Георгий создал на ферме реабилитационный центр. Его работа включала все практические составляющие реабилитации: физический труд, молитву, разговор по душам, организацию досуга. Выбрал место поровней, натянул сетку -- и получилась волейбольная площадка. Собирался купить и теннисный стол. Купался со своими подопечными в проруби, «крутил» гирю, помог сделать турник, совершал утренние пробежки, увлек многих рыбалкой. Некоторые осуждали его за это -- дескать, нельзя монаху спортом заниматься. Несмотря на молодость, мало кто обращался к нему на «ты». Уважали так, что, хотя он не был в сане, называли его «отец».

Елена Вадимовна, регент . «Георгий знал каждого, кто на ферме работает, по имени, знал его судьбу. На канон Андрея Критского в Преображенский собор он привозил “фермерскую братию” полным составом. А во время службы ходил по храму, договариваясь с батюшками и подталкивал своих к исповеди, чтобы они побороли ложную робость и стыд. Иногда к нему целая очередь выстраивалась из фермерских, чтобы только поговорить с ним. Говорят, давай мы будем тебе исповедоваться, он улыбается – “я же не священник”. Ему предлагали принять сан, но он считал себя еще недостойным».

Однажды отец Георгий привел всех своих и на Пасху, чтоб поклониться воскресшему Христу. Выглядели они не ахти, и от многих пахло навозом. Один батюшка, шутя, спросил его: «Отец Георгий, кого это ты привел?» На что тот с улыбкой ответил: «Это ничего. Они только на лицо ужасные, но добрые внутри».


Десять лет до воскресенья
На его плечах лежала тройная нагрузка: фермерское хозяйство, реабилитация фермерской братии и клирос. У него был высокий сильный голос, который монастырские певчие очень ценили, а сам он постоянно переживал, не слишком ли громко он поет, не заглушает ли других.
По отзывам близких, сам о. Георгий тяготился тем, что повседневные заботы отвлекают его от монашеского делания. Порой его можно было увидеть за рулем трактора с четками в руках -- приходя в свою келью за полночь, он не всегда успевал выполнять правило, а летом спал по три-четыре часа. «Неудивительно, что его журили за то, что у него все время беспорядок в келье, -- говорит Мария, ветеринар. -- Он прибрался только перед самой смертью, когда на неделю заболел». «Он не всегда заботился о том, как выглядит, его можно было узнать по поношенному подряснику и пыльным ботинкам», -- с улыбкой вспоминает о. Ефрем.

Иеромонах Мефодий : «Возле летней гостиницы стояли старые деревья, которые в любой момент могли рухнуть. Пока искали специалистов, о нашей проблеме узнал отец Георгий. “Не надо никого искать, я сам все сделаю, -- говорит, -- я же альпинист в прошлом (у него был третий разряд по альпинизму)”. Притащил откуда-то веревки, помощников с фермы взял и спилил все деревья. И исчез дня на три. Потом встретились, я говорю: куда ты пропал? Мы бы тебя отблагодарили! А он только рукой махнул: не надо ничего, это никакого труда не стоило».

По отзывам друзей о. Георгия, трудности удесятеряли его силы. «Поговорка: кто упрям -- иди на Валаам, кто опытен -- иди в Оптину, это про него», -- считает эконом о. Ефрем.
Упрямство на Валааме очень к месту. Не все могут выдержать холодный сырой климат (лето длится с середины июня по август, и зима наступает уже в ноябре). Во всех кельях -- печное отопление, и каждый монах сам заботится о заготовке дров. Шторм на Ладоге может подняться за несколько минут. Совсем недавно у двоих монахов от накатившей волны перевернулась лодка, они проплавали три часа, прежде чем их подобрала случайная яхта. В 1994 году провалилась под лед машина с монахами. Одного из братьев вытащили прямо из воды. В 15-градусный мороз монахам пришлось пройти 15 км пешком, прежде чем их подобрали. Промокшего брата спас подрясник, который замерз и превратился в непродуваемый ветром колокол.

На старом кладбище есть могила послушника Василия Михайлова, который в XIX веке «за святое послушание перешел Предтеченский залив по разломанному и волнами вздымаемому льду». Рискуя жизнью, пересекать ледяную Ладогу приходилось и монаху Георгию. «Он вообще был безотказный человек, готовый положить голову за други своя, -- вспоминает о. Ефрем. -- Как-то зимней ночью у кого-то из монастырских работников случился приступ аппендицита. Нужно было ехать через замерзшую Ладогу в Сортавалу. Вообще-то ночью это запрещено, так как все время идет подвижка льдов, ледяные трещины раскрываются и закрываются, и машина может нырнуть под воду. А тогда Георгий сразу согласился ехать со мной, и все завершилось благополучно».

На ферме нам рассказали еще и такую историю. Во время очистки водонапорных баков (на 30 кубов каждый) от взаимодействия окалины с кислотой стали выделяться ядовитые газы. Брат, который чистил бак изнутри, потерял сознание. Георгий прыгнул на дно бака, помог вытащить пострадавшего, но самостоятельно выбраться уже не смог, в суете вокруг спасенного про Георгия забыли. Слава Богу, вскоре спохватились и вытащили его на воздух.

Помимо своих фермерских дел он все время занимался с молодежью. Летом на Валаам приезжало много студентов и волонтеров. Волонтеры часто были некрещеными. И после работы о. Георгий устраивал для них экскурсии в скиты, рассказывал об истории Валаама. Покупал понравившиеся ему книжки целыми пачками и раздавал их волонтерам. Потом многие из них крестились.



Монах Георгий с туристами и паломниками

Елена Вадимовна, регент : «Однажды поздним зимним вечером он возвращался на Валаам: “Гляжу, в поле стоит летающая тарелка и огнями мигает”, -- оказалось, что это жигуленок застрял в снегу, а в нем папа с дочкой 15 лет. Он вытащил их оттуда, устроил в гостиницу, утром показал все святыни монастыря. Они не ожидали встретить столько внимания и тепла, словно для них открылась сказочная дверь. Летом эта девушка с подругой приехала работать к нам на ферму».

Дар убеждения, свойственный о. Георгию, вспоминают многие. Однажды на Спасо-Преображенском соборе нужно было покрасить купола. Он спросил свою родственницу, архитектора, есть ли в числе ее знакомых такие специалисты? «Я знаю некоторых, но они скорее всего не согласятся», -- ответила та. «Ты дай мне их телефон, а там посмотрим», -- сказал о. Георгий. И через некоторое время эти люди уже были на Валааме и красили купола.

Он сильно уставал, но, по отзыву монашествующих, считал, что делает недостаточно. «Но так и должно быть, это нормально, это же нищета духа, -- считает духовник о. Георгия игумен Софроний. -- В Евангелии от Луки апостолы просят Христа: умножь нашу веру. И Он отвечает: “Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать”. Так и брат Георгий делал все что положено, но считал, что мог и должен был сделать еще больше. Он не только руководил, но и работал наравне со всеми, участвовал во всех послушаниях, причем больше всех и лучше всех. До революции таких монахов было много, сегодня они -- раритет. Вы спрашиваете, откуда у него было столько сил? Не забывайте о присутствии в живом монастыре живого Бога, Который “немощная врачует, а оскудевающая восполняет”. И чем больше ты дашь людям, тем больше Он даст и тебе. Точно так было и с Георгием. Он примером всем нам был».

О. Георгий шутил: «Когда я пришел в монастырь, мне благочинный сказал: “Поезжай пока на ферму, побудь там до воскресенья”. Я думал -- до ближайшего, а оказалось -- до Всеобщего…»



монах Георгий (Иванов)


Фото автора и Виктора НИКУЛИНА

Статьи по теме: