Роль высшего образования. Педагогика и психология высшей школы Роль высшего образования в современной цивилизации статья

Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом

1. Роль высшего образования в современной цивилизации

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. "Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО (Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991), - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии".

В педагогике под образованием обычно понимают процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование человека проявляется в результатах его деятельности, творческом развитии способностей, формах общения и поведения. Образованный человек - это человек культурный, владеющий не только профессиональной компетентностью, но и многими другими формами культуры.

Высшее образование выполняет в обществе два вида взаимосвязанных функций:

а) функцию воспроизводства , направленную на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей; б) функцию развития , направленную на развитие как личности человека, так

и общества в целом.

- Образование – это один из способов вхождения человека в мир культуры. - Образование – это средство социализации, становления и развития человека как личности.

- Образование -это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс её профессионализации и самоутверждения.

- Образование- это фактор воспроизводства социально- профессиональной структуры общества и социального прогресса.

Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования для решения не только локальных , но и глобальных проблем человечества:

1. Интерсоциальные проблемы - сдерживание распространения ядерных вооружений и предотвращение новой мировой войны, гармонизация экономических отношений между развитыми и отстающими странами, борьба с терроризмом и т. п.

2. Проблемы, порождаемые взаимодействием общества и приро ды - предотвращение деградации природной среды, обеспечение продовольствием стремительно растущего населения планеты и т. п.

3. Проблемы взаимоотношений человека и общества – преодоление кризиса здравоохранения, обусловленного как экономическими, так и социокультурными факторами (наркомания, алкоголизм, стрессы);снижение роста количества физически и психически неполноценных людей, создающих угрозу генофонду человечества.



Причиной перечисленных проблем является прежде всего сам человек с его недостаточным уровнем образования, с его неразвитыми способностями ориентироваться в современных проблемах. А также ответственно включаться в их разрешение.

Нормальное существование любого общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы высшего образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

Происходящая сейчас информатизация мирового сообщества является научным и реальным фактом. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информационного общества, становлении информационной цивилизации. Информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношении таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, потребность в их перманентном обновлении и развитии становится фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.

Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становиться важной компонентой экономического развития. Личность в информационном обществе получает новые возможности для самореализации и развития, но для использования этих возможностей необходима активная деятельность по образованию граждан. В общественной структуре постиндустриального общества сфера образования тесно переплетается со всеми элементами этой структуры, и от состояния этой сферы во многом зависит ход общественного развития.

Социальную значимость образования многие определют также следующими факторами:

· Понимание все большей частью общества того, что сегодня высшее образование становится как бы базовым, минимально необходимым для творческой деятельности, приносящей человеку наибольшее удовлетворение;

· Повышение в глазах многих людей ценности образования для саморазвития, обретения чувства собственного достоинства и самоуважения, расширения круга человеческого общения за счет понимания людей другого культурного менталитета.

В последние годы роль высшего образования меняется, оно становится более доступным для широкого круга людей, и количество владельцев дипломов непрерывно растет увеличение предложения квалифицированной рабочей силы и ее избыток дают возможность работодателю выбирать из огромной массы специалистов, а, значит, и повышать претензии к уровню подготовки работника.

Образование - важная составная часть воспроизводства рабочей силы. Увеличиваются пропорции активного населения, занятого в сфере услуг, образования, исследований, коммуникации, социальной работы и других видов деятельности, где процент выпускников вузов выше, чем, например, в сельском хозяйстве и в традиционных отраслях промышленности. Поэтому роль высшего образования возрастает потому, что спрос стал больше. Высшее образование призвано передавать знания, умения и формировать качества, которые позволят выпускникам изучить различные профессиональные ситуации и адаптироваться к неожиданным поворотам в ходе изменений в технологических процессах, в организации труда и структуре профессии. Высшее образование играет большую роль на любом факультете вуза, так как оно выполняет важную социальную задачу: оно является одним из средств осуществления социальной справедливости в обществе. Получение высшего образования без отрыва от работы открывает дорогу к знаниям, профессиональному и культурному росту большого числа людей, не, имеющих возможности подучить образование на дневных отделениях. Причины эти бывают самые разные, часто они не зависят от личностных особенностей человека (семейное положение, материальные условия, отдаленность педвуза от места жительства и т.д.).

Формирование и эффективное функционирование системы высшего образования играет важную роль, так как оно выполняет важнейшее условие социально-экономического развития страны, всестороннего развития личности, а это одна из основных направлений высшего образования. Высшее образование играет большую роль, и особенно университетское, выступает одновременно и в роли новатора, способствуя процессу приращения знаний в результате проводимой исследовательской деятельности, и в роли консерватора, в том, что касается образовательной деятельности.

Сегодня уже многие понимают, что получить определенный набор знаний - еще не значит получить в будущем отличную карьеру. Осознанность этого факта связана, прежде всего, с тем, что необходимо учиться применять полученные знания. Человек-энциклопедия в жизни может ничего не добиться лишь потому, что он не знает где и как применять имеющиеся у него знания. Умение организовывать себя, грамотное распределение своего времени (тайм-менеджмент), умение управлять коллективом и ставить правильные задачи, а также знать, каким образом воплотить их в жизнь - вот залог того, что Вас назовут образованным.

На сегодняшний день одной из важнейших потребностей людей является потребность в высшем образовании. Это не обязательно означает желание стать Президентом, но всегда подразумевает желание быть образованными, уважаемыми и вызывающими восхищение окружающих людей. В современном мире высшее образование становится главной сферой человеческой деятельности, в решающей степени определяющей иные стороны и аспекты жизни общества, лицо цивилизации. Роль высшего образования - это сущность образования для каждого человека, его ценности, взгляды, интересы, и самый массовый вид современной деятельности людей, в котором занято одновременно большое количество людей.

Человеческий капитал, особенно его интеллектуальный ресурс, оказывает решающее влияние на темпы экономического роста и уровня национального богатства. В этих теориях реальной движущей силой прогресса является человек, а рост - это прежде всего функция развития возможностей, заложенных и раскрытых в человеке. Роль высшего образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

В последние годы роль высшего образования меняется? оно становится более доступным для широкого круга людей, и количество владельцев дипломов непрерывно растет увеличение предложения квалифицированной рабочей силы и ее избыток дают возможность работодателю выбирать из огромной массы специалистов, а, значит, и повышать претензии к уровню подготовки работника. Образование - важная составная часть воспроизводства рабочей силы.

Увеличиваются пропорции активного населения, занятого в сфере услуг, образования, исследований, коммуникации, социальной работы и других видов деятельности, где процент выпускников вузов выше, чем, например, в сельском хозяйстве и в традиционных отраслях промышленности. Поэтому роль высшего образования возрастает потому, что спрос стал больше. Высшее образование призвано передавать знания, умения и формировать качества, которые позволят выпускникам изучить различные профессиональные ситуации и адаптироваться к неожиданным поворотам в ходе изменений в технологических процессах, в организации труда и структуре профессии. Высшее образование играет большую роль на любом факультете вуза, так как оно выполняет важную социальную задачу: оно является одним из средств осуществления социальной справедливости в обществе. Получение высшего образования без отрыва от работы открывает дорогу к знаниям, профессиональному и культурному росту большого числа людей, не, имеющих возможности подучить образование на дневных отделениях. Причины эти бывают самые разные, часто они не зависят от личностных особенностей человека (семейное положение, материальные условия, отдаленность педвуза от места жительства и т. п.).

Формирование и эффективное функционирование системы высшего образования граждан России играет важную роль, так как оно выполняет важнейшее условие социально-экономического развития страны, всестороннего развития личности, а это одна из основных направлений высшего образования. Высшее образование играет большую роль, и особенно университетское, выступает одновременно и в роли новатора, способствуя процессу приращения знаний в результате проводимой исследовательской деятельности, и в роли консерватора, в том что касается образовательной деятельности.

Защита слизистой оболочки рта осуществляется в большой степени иммуноглобулинами класса А, поэтому дефицит образования этого класса иммуноглобулинов представляет наибольший интерес для стоматологов. При дефектах Т-лимфоцитов больные подвергаются опасности поражения в первую очередь вирусными и грибковыми инфекциями. Первыми признаками иммунодефицита часто является кандидозный стоматит (молочница) или тяжелое длительное течение герпетического стоматита. Врожденный дефект клеточного иммунитета с нарушением механизмов иммунорегуляции в результате преобладания Т-супрессоров может сочетаться с хроническим кожнослизистым кандидозом (хронический гранулематозный кандидоз).

Иммунодефицитные состояния могут быть либо причиной, либо следствием болезней гиперчувствительности или аутоиммунных заболеваний. Так, дефицит IgA способствует всасыванию через слизистую оболочку чужеродных антигенов, которые вызывают сенсибилизацию организма.

Клиническими проявлениями иммунодефицитных состояний могут служить инфекции, вызванные условно-патогенными микроорганизмами, аутоиммунные заболевания, аллергические реакции, опухоли. В полости рта нередко проявляются заболевания микробной этиологии (стоматит, гингивостоматит и др.), которые являются следствием первичных и вторичных иммунодефицитных состояний. Так, у детей, страдающих иммунологической недостаточностью, слизистая оболочка рта часто поражается бактериями, вирусами или грибами в результате резкого снижения клеточной или гуморальной зашиты, Такие осложнения наблюдаются у детей с первичными дефектами - врожденной дисплазией тимуса, приобретенным лимфогранулематозом, лейкозами, избирательным дефицитом IgA, лизоцима или интерферона. Аналогичные осложнения характерны для больных со вторичными иммунодефицитными состояниями, индуцированными медикаментозной терапией (глюкокортикостероидами и др.). В патогенезе кандидоза слизистой оболочки рта преобладают эндогенные причины, главными из них являются вторичные иммунодефицитные состояния, возникающие при диабете, лейкозах, хронических инфекциях (туберкулезе и других), в послеоперационном периоде. Показательна особенно высокая восприимчивость к кандидозной инфекции у грудных детей и стариков, т. е. у лиц, у которых наблюдаются возрастные иммунодефицитные состояния. При отсутствии у больных кандидозом специфических антител и одновременном снижении специфической кожно-аллергической реакции можно прогнозировать неблагоприятное течение заболевания.

Голубев Виктор Вадимович соискатель

начальник управления Рособрнадзор Е-mail: [email protected]

Высшее образование и некоторые проблемы современной цивилизации

Аннотация: Показано что современная система образования переживает глобальный системный кризис. Для выхода системы из кризиса требуется как практические шаги так и новые теоретические разработки. Предложена классификация системы образования выделяющая, шесть уровней образовательных систем: личностный, семейный, уровень образовательного учреждения, региональный, государственный, межгосударственный. Обоснована необходимость перехода методологии современной системы образования к эдукологическим принципам формирования теоретических основ.

Ключевые слова: Эдукология, уровень образования, кризис образования, личность,

образовательное учреждение, регион, государство.

В современном обществе образование является одной из обширных сфер человеческой деятельности (на первом месте считается, идёт производственная сфера). В современной системе образования на начало нового тысячелетия было занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Крайне высока социальная роль образования. От направленности и эффективности педагогических технологий сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые в промышленном отношении страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности. Колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния, качество жизни сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества. Сегодня необходимо учитывать следующее обстоятельство - будущее развитие общества в целом и каждой страны в отдельности больше определяется уровнем культуры и мудрости человека, чем техническим прогрессом.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. «Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО ещё в прошлом тысячелетии , - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии».

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики, прежде всего, решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов. В этой связи так же говорится о качестве знаний, новых функциях высшей школы, количественном росте информации и распространением новых информационных технологий. Однако это большей частью декларации, нежели, методически обеспеченные поиски. В последние 10-15 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках количественных реформ. Становится ясным, что в рамках традиционных методических подходов невозможно перейти к новой парадигме образования. Сегодня все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции - формировать созидающую силу, созидательные силы общества. Ещё в 1968 г. американский ученый и деятель просвещения Ф. Г. Кумбс , (пожалуй, впервые) дал анализ нерешенных проблем образования: «В зависимости от условий, сложившихся в различных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах -развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас». Почти через 20 лет в новой книге «Взгляд из 80-х годов» он же делает вывод об обострении кризиса образования и о том, что общая ситуация в сфере образования стала еще тревожнее.

Сегодня констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные документы и высказывания государственных деятелей.

Мрачную картину рисует доклад Национальной комиссии США по проблеме качества образования: «Мы совершили акт безумного образовательного разоружения. Мы растим поколение американцев, неграмотных в области науки и техники». Очень важно, что с тех пор так и не найдены новые подходы к решению назревших проблем. В этой связи небезынтересно мнение бывшего президента Франции Жискара Д Эстена: «Я думаю, что главная неудача Пятой республики состоит в том, что она оказалась неспособной удовлетворительно разрешить проблему образования и воспитания молодежи».

В отечественной науке вплоть до развала СССР отвергалось само понятие «мировой кризис образования». По мнению советских ученых, образовательный кризис казался возможным лишь за рубежом. Считалось, что речь может идти лишь о "трудностях роста" даже на рубеже веков . Сегодня наличие кризиса как зарубежной, так и отечественной системы образования уже никем не оспаривается. Напротив, обнаруживается тенденция к анализу и определению его симптомов и путей выхода из кризисной ситуации .

В настоящее время различные исследователи выделяют шесть уровней системы образования:

1) Личностный уровень или самообразование. Процесс самообразования начинается у человека в самом раннем детстве и продолжается на протяжении всей его жизни. Самообразование -это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Оно является средством самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний. Отдельно стоит отметить, что самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

2) Семейный уровень (домашнее хозяйство) образования. Как правило, под семейным уровнем образования подразумевается Семейное воспитание, которое представляет собой, систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача семейного воспитания - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры. Обычно оно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья, и неразрывно связано с самовоспитанием и самообразованием взрослых,

формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

3) Уровень образовательного учреждения (ОУ). Когда говорят об образовании, чаще всего вспоминают об обучении на начальном, среднем, общем, специальном и высшем уровнях образования. И действительно, в техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому

4) Региональный уровень образования. Понятие “регионализация образования” -признанный научно-педагогический принцип развития мирового образования и не является отражением современной политической конъюнктуры. Актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.

Развитие региональных систем образования, адекватных особенностям образовательных потребностей и интересов учащихся и специфике региона представляет шаг вперед в развитии российского образования, его движения в направлении демократизации и модернизации. Образование, построенное на основе приоритета личностных образовательных интересов человека, функционирующее как система, оказывающая образовательные услуги, потребителем которых является конкретный человек, а не как система по подготовке кадров, где в качестве потребителя выступают производство, экономика, государство, не может ни реагировать на специфические особенности, в том числе региональные, интересов потребителя.

Эта специфика образовательных интересов и потребностей каждого человека является следствием различий не только его личных способностей, но и тех условий, в которых конкретная личность осуществляет свое индивидуальное образование.

Под региональным образовательным пространством понимается совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных), средств массовой коммуникации, ориентированных на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к образованию, функционирующие в конкретном регионе.

Региональное образовательное пространство представляет собой разновидность сложноорганизованной социальной системы, развивающейся согласно собственным закономерностям, имеющим как субъективный, так и объективный характер. В каждом регионе Российской Федерации функционирует образовательное пространство, своеобразно отражающее особенности и специфику конкретного региона, его традиции, культуру, национальный и религиозный состав населения, уровень экономического развития и т.д. Единство федерального образовательного пространства определяется теми общими элементами, которые присущи всему образовательному пространству страны, имеют место в каждом из региональных образовательных пространств.

Исследователи отмечают, что перспективна система образования, ориентирующаяся не на сиюминутный спрос на рынке труда, а на образовательные потребности граждан региона. Эти потребности определяют расположение сети образовательных учреждений, предпочтительные образовательные программы, соотношение государственных и негосударственных образовательных учреждений, типы и виды школ и учебных заведений и т.д. вплоть до приемлемого уровня качества образовательной подготовки. Экономическое развитие региона, его финансовое положение, уровень доходов, национальный и религиозный состав населения, культурные традиции и предпочтения, климатические и географические условия - эти факторы образовательного пространства в значительной мере регулируют образовательные потребности конкретной личности. Выбор будущей профессии, направления повышения квалификации, переподготовки, уровня образования зависит не только от способностей и интересов личности, но также и от тех возможностей профессиональной и личностной социализации, которые существуют в конкретном регионе.

Например, представляется маловероятным, что учащийся, испытывающий интерес и обладающий необходимыми способностями в области ботаники, но проживающий в крупном городе изберет агрономию в качестве будущей профессии. Скорее это будет иной способ реализации интересов и способностей. В то же время, человек, проживающий в сельской местности, малом городе, сельскохозяйственном регионе с большей долей вероятности, выберет именно агрономию, как направление своей будущей профессиональной деятельности и реализации личных интересов и способностей.

5) Образовательная система на уровне государства. Говоря о государственном уровне образования, необходимо упомянуть об образовательном пространстве. Под ним понимается вся совокупность образовательных учреждений разного типа и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и учебновоспитательных процессов в отдельно взятой стране. Все вместе они создают среду социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и всех других отношений.

Образовательное пространство многомерно. Оно включает в себя среду обитания, среду пребывания, образовательно-развивающее производство и другие показатели. При этом гармоничное развитие обитателей этого пространства может происходить только во взаимосвязи с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями жизни в семье, на улице. Ведущим фактором общественного бытия в этом пространстве является культура, которая выступает организующим и регулирующим началом уклада жизни, обеспечивает сохранение и воспроизводство человеческих ресурсов, культуры здоровья и культуры здорового образа жизни, культуры осознания и разрешения противоречий бытия.

Образовательное пространство формирует единую нацию с общим названием, единым государственным языком, с общностью культуры, с единым пониманием происходящего, с общими целями и общими действиями по их достижению. В нем зарождается дух государственности, формируются национальные ценности, национальные интересы и национальные ориентиры, закладываются навыки самоорганизации и самоуправления народа, уклада его жизни, а также осуществляется связь поколений и генерируются новые результаты жизнедеятельности.

6) Образовательная система на межгосударственном уровне. При глобализации экономики конкурентные преимущества любой стране обеспечиваются развитием образования и науки. В Декларации Пятой международной конференции ЮНЕСКО (1997г.) было подчеркнуто, что в современных условиях необходима такая образовательная политика, реализация которой позволит в XXI веке “учиться познавать и делать, учиться быть”. В настоящее время в мировых интеграционных процессах важнейшей стратегической задачей становится создание общего образовательного пространства на основе согласованной системы признания документов об образовании (от начального до высшего и послевузовского), позволяющей беспрепятственно получать образование в учебных заведениях государств-партнеров. Единое образовательное пространство может быть создано только при общности принципов государственной политики в сфере образования, только при условии обеспечения равных возможностей и прав граждан на получение образования и единых подходов к разработке государственных образовательных стандартов и программ. Его создание, вместе с тем, должно ускорить процессы становления общего научно-технологического, экономического и информационного пространства, расширить возможности подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей экономики, науки, культуры, образования и социальной сферы, создать условия для совершенствования отношений межнационального и межгосударственного общения.

Начиная с уровня образовательного учреждения и заканчивая межгосударственным уровнем можно выделить следующие основные элементы:

■ ресурсы (экономика);

■ кадры (персонология);

■ процесс (эдукология).

Экономическая составляющая образования может быть охарактеризована как подготовка молодёжи к будущей профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе с определённым уровнем квалификации. При этом экономическая эффективность образования определяется в зависимости от степени удовлетворения этого спроса, а также средств, затраченных на эти цели. Можно выделить следующие тенденции, связанные с экономическим аспектом образовательного процесса:

Увеличение вливаний в экономику;

Государственное обеспечение (бесплатность);

Благотворительность;

Платное образование;

Теневые деньги;

Национальные проекты;

Система государственного образовательного кредитования;

Изменение системы оплаты труда преподавателей;

Стимулирование соучредительства;

Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования

Разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего образования.

В последние годы экономическая составляющая образовательного процесса являлась доминирующей. В этих условиях была утерян из виду ключевые аспект образовательного процесса -кадры и непосредственно сам образовательный процесс.

Говоря о кадрах, необходимо упомянуть о сложившихся в последние годы тенденциях связанных не только с преподавательским составом, но и непосредственно с самими учащимися:

Гендерность (изменение количества мужчин и женщин);

Цикличность (для учеников)

Репетиторство;

Ротационность (обновляемость);

Повышение профессионализма педагогических кадров;

Цивилизационность (уровень освоения информационных технологий);

Повышение статуса педагогического работника;

Слабая мотивированность молодежи к выбору педагогической профессии;

Недостаточная связь системы высшего образования с изменяющемся рынком труда;

Несоответствие большинства подготавливаемых специалистов с потребностями предприятий;

Низкий процент трудоустройства выпускников по профилю подготовки.

В последнее время, говоря о тенденциях, связанных с образовательным процессом, исследователи все чаще упоминают термин «эдукология». Эдукология - одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования.

Эдукология (от лат. educo - обучаю + logos - учение, наука) - это наука, которая стремится осмыслить закономерности функционирования и развития сферы образования в целом. Она находится в стадии становления и пока еще не имеет общепризнанного статуса, как, впрочем, и

устоявшегося, четко детерминированного и признанного всеми учеными предмета. Известный аргентинский ученый Карлос Оливера предлагает практически интегрировать в нее все науки об образовании . Другие ученые, в частности, литовские, шведские рассматривают ее также как интеграционную науку, но скорее исследующую процесс и обучения, и формирования человека на протяжении всей его жизни. В их интерпретации эдукология тяготеет скорее к социологическо-философскому осмыслению процесса обучения человека. Большинство же ученых (австралийских, хорватских, а также ряд отечественных, например, ГА. Бордовский и В.А. Извозчиков ) отводят эдукологии роль научной дисциплины, исследующей закономерности организации, функционирования и развития всей сферы образования.

Геннадий Бордовский и Дмитрий Медведев на Открытии Года Учителя в России

Так ежё К.Э. Оливер в прошлом веке предлагал сделать термин «эдукология» общепринятым, поскольку он вносит в науку об образовании ясность и точность, охватывая все знания об обществе, о человеке, об образовании, словом, всю отрасль образования, в которой каждый элемент исследования имеет свое место. При таком подходе эдукология предполагает и разработку современных информационных технологий обучения в их теоретическом, прикладном и практическом аспектах.

Как комплекс наук, эдукология включает в себя: собственно изучение вопросов образования -философию образования, историю образования, сравнительную педагогику; цикл прикладных научных дисциплин - антропологию, психологию, социологию, экономику, географию, политику, управление; цикл образовательных наук - теорию образования, структуру, планирование, цели, содержание, изучение пользователей и персонала систем, методику, проблемы консультирования, ресурсов и финансирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский Г. А., Управление качеством образовательного процесса: монография

/СПб.:Изд. РГПУ им. Герцена, 2001.

2. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. 1993. № 5.

3. Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991

4. Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения. СПб.: РГПУ, 1991.

5. Киринюк А.А. Кирсанов К. А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. -Национальный институт бизнеса. 2005.

6. Киринюк А. А., Кирсанов К.А. Трудности роста // Высшее образование в России. 1999. №1. - стр. 37 - 42

7. Кумбс, Г Филипп. Кризис образования в современном мире: Системный анализ/ Ф. Г

Кумбс; пер. с англ. С. Л. Володиной, В. А. Кузнецова, С. П. Романовой; под ред. Г Е. Скорова;

послесл. В. А. Жамина. - Москва: Прогресс, 1970. - 261 с.:

8. Оливер К.Э. К теории сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы образования. 1989. № 2 (66).

Статьи по теме: