Икона серафима сваровски что означает. Величание Преподобному Серафиму Саровскому

В православии существует большое количество самых разных икон. Каждая из них имеет уникальную историю и значение, переоценить которое невозможно.

Одной из самых распространенных и известных икон является образ Серафима Саровского . Святой внес огромный вклад в становление христианской веры. При жизни он помогал большому количеству людей, и в наши дни по молитвам к святому Серафиму свершаются чудеса. Помолитесь Серафиму Саровскому перед его иконой, чтобы избавиться от недугов и укрепить свою веру в Господа.

История иконы

Первая икона, посвященная святому, была написана сразу после смерти старца Серафима, который жил в монастыре и принимал людей каждый день, избавляя их от проблем со здоровьем, помогая советом. Святой отличался великой праведностью и милосердием, поэтому и стал примером для всех будущих поколений христиан.

Святой умер в 1833 году, поэтому первые его иконы стали появляться примерно в то же время. Новые иконы святого Серафима, в том числе и самая большая из них, были написаны в 1903 году после того, как Николай II стал инициатором канонизации Серафима Саровского.

Описание иконы

На иконах изображается святой старец в полный рост или по пояс. Его правая рука поднята, а пальцы скрещены. Он как бы осеняет крестным знамением всех, кто смотрит на данную икону. Во второй руке Серафим держит крест.

Где находится икона

Данный образ был и является обязательной иконой не только дома , но и в храме. Практически нет церквей, в которых вы не нашли бы данный образ. Одна из древнейших икон до сих пор находится в Саровском монастыре в Тамбовской области.

В чем помогает икона

Еще при жизни Серафим помогал людям избавляться от проблем самого разного рода. Именно поэтому икону можно ставить где угодно, ведь она универсальна. Они и брак сохранит, и детей вразумит, и здоровья прибавит. Молиться перед ней можно когда угодно — никаких точных указаний со стороны церкви по этому поводу нет. Можно читать Отче Наш или Символ Веры .

  • 15 января — день смерти Серафима Саровского, являющийся днем его почитания.
  • 1 августа — день обретения мощей святого.

Молитва перед иконой

«О преподобный отец наш Серафим! Вознеси благие твои молитвы о нас Господу, чтобы даровал он нам все блага в жизни этой и всё, что спасению души поможет, да оградил он нас от прегрешений всяких и истинному покаянию научил нас, чтобы помог войти нам в Царствие Небесное, где ты сейчас пребываешь и воспеваешь со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь».

Живите согласно христианским заповедям и читайте молитвы ежедневно, вне зависимости от того, хорошо всё или плохо. Умейте благодарить Бога за данные вам светлые дни. Мы желаем вам удачи и благополучия. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Преподобный Серафим Саровский Чудотворец, в миру Прохор Мошнин - подвижник Русской Церкви, основатель и покровитель Дивеевского монастыря.
Родился 19.07.1759 . Преставился 2.01.1833 .
Преподобный Серафим Саровский назван Чудотворцем, потому что и при жизни и после своей кончины почитается народом за чудесные исцеления, пророчества и утешение страждущих.
Причислен к лику святых в июле 1903 года. Произошло это в Саровской и Дивеевской обителях, при огромном стечении людей разных сословий и состояний.
Задолго до Саровских торжеств 1903 года, изображения Серафима Саровского, ставились на божницу и почитались наравне с иконами: множество их разошлось по крестьянским избам, по домам людей состоятельных, по дворцам власть придержащих. Ко времени прославления старца оказалось, что образ святого создан до канонизации и его изображения стали иконами угодника. О чудотворениях Саровского старца в народе жило множество устных преданий и сказов, его жизнеописание создавалось всенародно.
Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. Особенно запоминались людям, наставления преподобного старца.
Мощи Серафима Саровского упокоены в Дивеевской обители. Они даруют чудесное исцеление, душевное просветление, и позволяют ощутить всю радость бытия по воле божией. Мощи были возвращены в Дивеевскую обитель в 1991 году. Это событие - Второе обретение мощей, произошедшее 15 января 1991 года, отмечалось крестным ходом. В торжественном богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору. С того времени мощи святого не покидали стен обители.
В 2003 году православная Русь широко отмечала столетие со дня прославления преподобного старца в лике святых православия.


На месте явления Божией Матери отцу Серафиму 25 ноября 1825 г. Был устроен колодезь, отличающийся чудотворною силою, и ниже, вблизи его, существует прежний Богословский колодезь. Летом 1826 года, по желанию старца, Богословский родник был возобновлён. Накат, закрывавший бассейн, снят; сделан новый сруб с трубою для истока воды. Около бассейна старец занимался телесными трудами. Собирая в реке Саровке камешки, он выкидывал их на берег и ими унизывал бассейн родника.
9-го декабря 1826 года в Дивеевской общине, по приказанию о. Серафима, состоялась закладка мельницы, а летом, 7-го июля, она замолола.

4. Кончина Преподобного Серафима Саровского.


Незадолго перед кончиной, 25 марта (ст. ст.) 1832 г., Серафиму в двенадцатый (и в последний) раз явилась Божия Матерь в сопровождении святых дев-мучениц и святых и . За два дня до того преподобный поведал о грядущем чудесном событии своей духовной дочери Евпраксии, инокине ближайшего к Сарову женского Дивеевского монастыря. Этот монастырь был основан помещицей Агафией Мельгуновой (в иночестве Александрой) в третьей четверти XVIII в. В последующем устроителем обители стал сам преподобный Серафим. Евпраксия присутствовала при этом необычайном «сошествии Неба на землю», впоследствии свидетельствуя о нем: «Я думала, что уже не живая». Явление Божией Матери завершилось обращением Ее к Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».
Святой старец стал готовиться к смерти. Он уже давно изготовил для себя дубовый гроб-колоду и без всякой боязни, с радостью ожидал перехода в вечность. Преподобный говорил: «Жизнь моя сокращается - духом я как бы сейчас родился, а телом ко всему мертв!.. Когда меня не станет - вы ко мне на гробик ходите! И чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой-то и принесите на мой гробик! Как живому, все и расскажите! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!». Преподобный Серафим Саровский подвижник скончался в ночь на 2 (15) января 1833 г. Незадолго перед тем он предсказал, что кончина его откроется через пожар. Рано поутру в этот день два инока, проходя мимо кельи старца, почувствовали запах дыма - на стук в дверь никто не отвечал. Тогда они взломали ее и обнаружили преподобного стоящим на коленях на молитве перед его любимой келейной , со скрещенными на груди руками, с необычайно мирным и просветленным выражением лица. От свечи, выпавшей у старца из руки, уже начала тлеть его одежда. Серафим предузнал не только близкую свою смерть, но и будущую радость своего прославления.

5. Канонизация Чудотворца. Мощи Святого.


11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. «Нетленности» мощей обнаружено не было, поэтому митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления. Святейший Синод 29 января 1903 года извещал:
«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, … изложил следующее своё решение:
1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его - святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода».
Народ почитал старца святым, задолго до официального внесения его в святцы отечественной Православной Церкви, но празднование причисления его к лику святых произошло лишь 19 июля (1 августа) 1903 г. Это событие он тоже предсказал: «…какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!» Так и произошло в Сарове и соседнем Дивееве на торжествах его канонизации. Тогда поклониться великому подвижнику приехали тысячи и тысячи православных христиан России, во главе с Государем Николаем II и другими представителями Царской семьи.

5.1. Мощи.


Существует поверье, что перед своей смертью преподобный Старец Серафим передал в руки послушниц обители свечу, наказав, чтобы с этой свечой его и встретили с ней, когда он вернется. Свеча передавалась из поколения в поколение послушницами обители, и лишь 160 лет спустя, последняя и единственная, оставшаяся в живых к возвращению мощей и открытию монастыря схимонахиня Маргарита, передала ее протодиакону для встречи мощей старца.
После Октябрьской Социалистической революции мощи преподобного Серафима, как он сам предсказал, канули в неизвестность. Документально подтвержденными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. В конце 1920-х гг. мощи преподобного Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.
Дальнейшая судьба мощей раскрывается в словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви. Алексия II сказал следующее:
«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви. Сотрудники музея Казанского собора проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!». Предположили, что это мощи преподобного Серафима Саровского. История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса - в Донской монастырь. Далее след теряется… И, сопоставив два акта - о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, я направил в Ленинград двух архипастырей - епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи... Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви».
Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось странствие мощей по пути из Москвы в Дивеево. Этот был всероссийский «крестный ход на колёсах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха), который останавливался в городах и монастырях по пути следования. Во время остановок Его Святейшество служил Литургию и совершались акафисты преподобному Серафиму.
1 августа 1991 г., в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

6. Празднование, дни памяти, богослужение.

Память преподобного Чудотворца служится два раза в год:
- 2/15 января - в день его блаженной кончины;
- 19 июля/1 августа, в день его канонизации и обретения мощей.
Накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского совершается Всенощное бдение.
В день памяти - читается Божественная Литургия.

Акафист преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу.

Акафист Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу - это песнопение, прославляющее прп. Серафима Саровского. Акафист исполняется молящимися стоя. Состоит Акафист Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу. из чередующихся 13 кондаков и 12 икосов.


Молитва преподобному Серафиму Саровскому.

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.


Тропарь Преподобному Серафиму Саровскому, глас 4.



Кондак Преподобному Серафиму Саровскому, глас 2.



Величание Преподобному Серафиму Саровскому.



7. Иконография.

Иконописный образ преподобного Серафима Соровского восходит к несохранившемуся прижизненному его портрету Д. Евстафьева. Старец на этом портрете моложе, чем на привычных изображениях, у него худое лицо, гладкие, слегка зачесанные назад волосы и такая же струящаяся, как и волосы, борода. Обращает на себя внимание спокойный, самоуглубленный взгляд серых глаз. При взгляде на это произведение художника понятно не только то, как портреты превращались после прославления в иконы, но и как они подготовили будущее стилистическое разнообразие образов - являя разные грани облика преподобного. Основной моленный образ святого Серафима возник на основе другого прижизненного портрета. Эта работа связана с именем инока Иосифа (Серебрякова), выпускника арзамасской художественной школы. Портрет он создал «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Согласно раннему описанию картины, изображение было на оливковом фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

7.1. Иконографические образы Преподобного Серафима Саровского.

Существует четыре основных иконографических образа Серафима Саровского:
1. С руками, молитвенно сложенными у сердца - только правая рука касается сердца или руки лежат на груди в области сердца крест-на-крест, правая рука поверх левой,
2. Благословляющий - правая рука благословляет, в левой руке молельные четки,
3. Моление на камне - батюшка Серафим стоит коленнопреклонный на камне, воздев обе руки к небу,
4. Образ, где Серафим Саровский изображен старцем с посохом.
Пишутся поясные иконы и иконы, где Святой Серафим изображен в полный рост. Для "благословляющего образа" на православных иконах присутствует обязательный атрибут: молельные четки в левой руке.
Лик святого на иконах воспроизводит главные черты, присущие преподобному Серафиму Саровскому: доброту, милосердие и смиренный характер чудотворца. На всех иконах особенно выразительны глаза Серафима Саровского, их спокойный, внимательный, самоуглублённый взгляд. Четко очерченные глаза, смотрят в сердце молящегося. Такая деталь стиля становится присущей почти всем образам преподобного.
Многие из образов, написанные в академической манере, передают художественными средствами его дух, мирный и кроткий, который запечатлен в житии преподобного Серафима.

7.2. Житийные иконы.

Житийные клеймы на иконах в основном описывают следующие события из жития Святого:
1. Мать благословляет Прохора в монастырь.
2. Во время болезни.
3. Иночество.
4. Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме.
5. Посещение Серафима Александром I.
6. Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме.
7. Исцеление Серафимом в монастыре.
8. Исцеление Серафимом.
9. Пересдача на попечение прп. Серафиму Дивеевского монастыря. Современная икона из Щелковского собора, с восемью сценами жития, являет переработанный в иконописном стиле образ батюшки Серафима.
Существуем множество икон, мозаичных панно со сценами жития Серафима Саровского.
В Богоявленском соборе города Ногинска можно увидеть современные росписи: на южной стене в одном простенке окон - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Парное изображение этих двух сугубо почитаемых русских святых становится традицией. В ЦАКе хранится икона с этими преподобными начала XX в. (№ 856). А в храме святителя Филарета Московского города Лобни находится современная чтимая икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой подбор святых говорит о том, что традиции изображения преподобного продолжают развиваться

8. Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский, преподавал всем следующее молитвенное правило:
1. "Восставши от сна, всякий христианин, став перед святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице "Богородице Дево, радуйся", также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.
2. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)", а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: "Господи помилуй", и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило.
3. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо:"Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)", и это пусть продолжает до самого сна.
4. Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением".

Молитва Господня.

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Символ Веры.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

"Держась этого правила", говорит о. Серафим, "можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры".
Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется".

9. Чудеса Серафима Саровского.


С 1825 года, после прекращения обета молчания, длившегося 15 лет, Серафим Саровский стал принимать к себе посетителей. К этому периоду относятся многочисленные случаи исцеления больных и прозорливости, явленные праведным старцем.
Умер Серафим Саровский в 1833 году, находясь в коленопреклонной позе. Но и после смерти Святой продолжал творить чудеса. Одним из них является рождение мальчика - престолонаследника царевича Алексея в семье Царственных страстотерпцев Николая II и Александры Фёдоровны. После рождения четырёх дочерей, Николай Второй и его жена обращались с молитвами к образу Серафима Саровского, чтобы Бог даровал им наследника мужского пола. После того, как их просьба сбылась, в рабочем кабинете императора обосновалась икона преподобного Серафима. Надо отметить, что именно по просьбе Николая Второго в 1903 году Серафим Саровский был канонизирован в лике преподобного Святого.
Из глубины веков до наших дней доходят сведения о чудесах исцеления, которые происходили и продолжают происходить.
Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов старца обладали в основном две обители - Саровская и Диееевская. Здесь хранилось множество рукописей, которые переписывались и распространялись в народе, а впоследствии были заимствованы и духовными писателями.

Источники информации.

Http://www.patriarchia.ru/db/text/182687.html
- http://www.diveevo-tur.ru/moshi_serafima_sarovskogo.html
- http://diveevo52.ru/index26.htm
- http://www.temples.ru/iconography.php?TerminID=702 Иконы
- http://www.pravklin.ru/publ/izobrazhenija_prepodobnogo_serafima_sarovskogo/9-1-0-2794 (Автор: Ж. А. Курбатова)
- http://serafimov.narod.ru/bibl/rasnoe/thudesa.htm
- http://www.tsurganov.info/svjatye/svjatoj-serafim-sarovskij-ikona.html

Старец Серафим Саровский вел благочестивую жизнь, был любящим Господа иноком, за что был удостоен дара прозорливости и возможности чудесных исцелений. Он умел заглядывать в будущее, знал прошлое, видел мысли и сердца людей.

Иконография

Икона Серафима Саровского являет собой великую ценность для православных людей. При ней постоянно совершаются немыслимые и долгожданные чудеса, происходит помощь по разным жизненным аспектам. Люди обращаются к святому во всех ситуациях, просят не только за себя, но и за родных, близких людей.

Еще при жизни великого старца был создан его портрет. Сейчас он хранится в Америке в монастыре Новое Дивеево.

На иконописном образе старец изображен в возрасте моложе своих лет. Его лицо худое, волосы зачесаны назад, гладкая и струящаяся борода. Взгляд инока спокойный, уверенный, самоуглубленный, глаза смотрят прямо в сердце молящегося. Внешний вид старца выражает доброту, умиротворение, милосердие и смирение.

Существует 4 главных иконографических образа Серафима Саровского:

  • его руки молитвенно сложены у сердца крест накрест: десница возлежит поверх левой руки;
  • благословляющий жест : правая рука благословляет, а левая держит четки для моления (непременный атрибут монахов);
  • коленопреклоненное моление на камне (подвиг стояния, продолжавшийся 1000 дней), руки святого воздеты к Небу;
  • образ старца с посохом.
Совет! Молиться старцу можно как в церкви, так и дома. Зажгите свечу и прочитайте молитву, и богоносный старец исполнит просимое!

Икона Серафима Саровского

О чем молятся пред иконой чудотворца

Еще во времена земного жития батюшку Серафима народ почитал как святого. Сразу по его смерти было написано множество молитв , акафист, прославления, хотя чудотворец еще не был канонизирован. Просто люди верили в его святости и ожидали скорого прославления.

Перед ликом старца Серафима молятся:

  • в моменты отчаяния, скорби и уныния;
  • ради защиты от искушений;
  • для наставления на путь истинный оступившимся;
  • ради разрешения различных бытовых проблем;
  • во исцеление духовно и физически болящих;
  • о даровании помощи кающимся;
  • о помощи в удачном замужестве;
  • о долгожданном зачатии ребенка;
  • в трудных родах;
  • о налаживании рухнувших семейных отношений;
  • об обретении любви и согласия между супругами;
  • о поддержке благих дел.

Читайте о святом:

Важно! При молитвенном обращении к отцу Серафиму следует помнить, что он, как и другие святые, не специализируется на помощи в каких-то определенных делах. При обращении к нему с верой в Силу Божию, а не в силу иконы, молитвенник всегда получает просимое.

При обращении к святому необходимо иметь чистые помыслы и открытую душу. В противном случае корысть станет страшным препятствием, и молитва не будет исполнена.

В каких храмах есть чудотворные иконы отца Серафима

  1. Данилов монастырь - часть святых мощей и два чудотворных списка;
  2. Елоховский Богоявленский кафедральный собор - чудотворное изображение с частицами камня, на котором святой совершал подвиг стояния;
  3. Серафимовское кладбище в Старом Петергофе - чудотворный лик;
  4. Храм Воскресения Христова (Нарва, Эстония) - чудотворное изображение.

Икона Серафима Саровского

Святые мощи

Мощи преподобного покоятся в стенах Саровского монастыря, расположенного в Нижегородской области.

Поклониться частице мощей можно в храме Георгия Победоносца в Ендове, в котором находится Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Совет! Священники советуют во время стояния в многочасовой очереди к мощам не просто стоять, а молиться старцу. Он все видит и слышит! Святой Серафим заповедовал молиться ему как живому, тогда и он будет живым для всех молитвенников.

В молитве следует помянуть имена всех близких и родственников. Желательно испросить серафимового предстательства пред Господом о вразумлении, о даровании утешения в проблемах.

Когда подойдет очередь к мощам, необходимо сделать два поклона пред ними и после каждого наложить Крестное знамение . Подойдя к святыне, сначала ее нужно поцеловать (приложиться губами), только потом прикоснуться к ней лбом. Затем следует совершить поклон и перекреститься. Если нужно освятить на мощах святого иконку, то лучше отдать ее сестре-монахине, стоящей у изголовья мощей. Она приложит ее к раке, и образ станет освященным. Освящать можно православные крестики, пояс «Живый в помощи», иконы, четки.

Читайте о христианской атрибутике:

Нюансы правильной молитвы

Православному человеку молитва необходима для видения своих грехов. А для того чтобы Господь и святые услышали мольбу , необходимо соблюсти некоторые условия:

  • Внимание. Необходимо сосредоточиться на молитве, внимательно относиться к своим мыслям и произносимым словословиям. Это труд. Механическое прочтение молитв без осмысления - опасное занятие, к нему легко привыкнуть, а в результате забудется сама молитва и возможно проявление гордыни в своей «молитвенности».
  • Покаяние . Оно должно исходить из глубины души, а желание исправить свою жизнь должно быть искренним, чистосердечным.
  • Смирение и благоговение. Без наличия этих важных факторов молитва будет богопротивной. У молящегося выработается привыкание к молитвам и разовьется чувство праведности, а это «пахнет» фарисейством. А без смирения возможно вхождение в прелесть.
Важно! Богоносный инок Серафим при жизни стяжал святость, хоть и не имел церковного сана. Его чудотворные иконы напоминают потомкам о монашеском подвиге и сподобленных ему Дарах Духа Святого.

Серафим Саровский в лесу

Краткое жизнеописание святителя

Будущий святитель родился в Курске в 1759 году, в Святом Крещении был наречен Прохором.

С раннего детства в его жизни начали совершаться чудеса. Мать, продолжавшая дело своего почившего супруга по возведению церкви, взяла сына с собой на стройку. Мальчик, оставшись без присмотра, залез на высокую колокольню и соскользнул оттуда на землю.

Мать в страхе бросилась за ним, понимая, что падение с такой высоты грозит смертью. Но с ребенком ничего не случилось, он отделался парой синяков и остался невредимым.

Прохор с раннего детства полюбил книги, а научившись читать самостоятельно, он читал друзьям Священного Евангелие. В церкви юноша усердно молился и любил посещать богослужения.

Однажды в 1776 году в Киево-Печерской Лавре состоялась судьбоносная встреча Прохора и старца, который предрек ему скорое принятие монашеского пострига в Саровской обители. Через пару лет он стал послушником в монастыре, а еще через 8 лет он принял монашеский постриг с именем Серафим.

Господь даровал иноку силы для служения, поэтому Серафим не нуждался в отдыхе. Он служил в монастыре, исполнял требы, трудился по хозяйству. Через некоторое время он был благословлен на подвиг безмолвия и пустынножительства. Монах поселился в густом лесу, в нескольких километрах от обители. Он постоянно молился, трудился на огороде, а единственным источником его питания на протяжении 3 лет была зелень и корнеплоды.

Так и прожил Серафим в единении с Богом и природой 15 лет. Получив серьезное увечье и потеряв здравие из-за нападения бандитов, он вернулся в монастырь. Он принял подвиг затворничества, но в сонном видении Сама Богоматерь велела ему выйти из затвора и жить на благо людей: вразумлять, исцелять, вести к вере.

Посмотрите видео о преподобном Серафиме Саровском

Полнится земля русская праведниками и святыми подвижниками, которые несут веру православную. Во многих храмах есть икона Серафима Саровского – святого, который своим уникальным примером явил чудеса веры. Конечно, более всего, его почитают в Дивеево, ведь подвижник сам создавал этот монастырь и многое из его биографии связано с этой территорией близ Сарова. Тем не менее, святой Серафим смотрит с иконы во многих землях на верующих и слушает молитвы православных, многим из которых помогает вразумлением или даже чудом.

История святого Серафима

Серафим Саровский – иеромонах Саровского монастыря, ставший небесным покровителем. Такой чин получают святые, которые фактически возводятся в ранг ангелов. Многие верующие выбирают этих святых себе на весь земной путь. Они не выбирают, о чем молиться иконе Серафима Саровского, а просят обо всем и о великом и о малом.

Родился Серафим 19 июля в 1759 году в Курске в семье богатого купца. И с самого раннего возраста с ним начали происходить самые различные чудеса. Так, например, ярким примером такого чуда является то, что в детстве он не смог удержаться на колокольне храма и упал на глазах у толпы, однако, на удивление всех окружающих, был жив и невредим. После этого было и много других чудес, а сам святой непрестанно стремился к подвижническим подвигам. Хотя он вполне мог бы сделать карьеру купца и наслаждаться разными благами и удовольствиями, с юношеских лет он отправляется служить монахом и отвергает простые радости ради достижения высшего блага.

В чем помогает икона Серафима Саровского

Серафим Саровский всегда отличался особой любовью и почитанием к Богу и за все свои жизненные подвиги он был одарен. Он получил способность исцеления людей и начал предсказывать будущее. Он знал абсолютно все детали будущих явлений и событий минувших дней и даровал всем нуждающимся жизненные советы и помогал в решении трудных ситуаций. Поэтому до сих пор икона Святого Серафима Саровского несет в дом благодать и помощь от старца.

Ничем особенным не выделяется описание святого образа, но если знать житие, то появляется идея, о чем поразмыслить и верующий понимает какая мощь стоит за этим человеком.

Не все люди верили словам Серафима и относились к ним скептически. Однако все те, кто следовал его указаниям, убедились в их правдивости. Поэтому простой народ всегда обращался к Серафиму за помощью и советами, обращались с просьбами излечить их бренные тела и предотвратить надвигающиеся беды. Также до сих пор помогает образ Серафима Саровского всем верующим. Особенно обращающимся с искренней молитвой.

Методы его казались просты, ведь он помогал людям лишь при помощи молитвы и воды из святого родника. Несмотря на это, он излечивал даже самых тяжелобольных и порой безнадежных людей. И таких чудесных случаев излечения зафиксировано достаточно много. Вода, набранная из святого источника, продолжала оказывать лечебный эффект даже после упокоения Серафима. Люди, которые сейчас приезжают в Дивеево дают высокое значение иконе святого Серафима, а многие больные отправляются для того, чтобы омыться в источнике и получают исцеление.

Но его дар заключался не только в целебной воде, но и в молитве, ведь люди, одаренные Богом, лечат не сами, они посылают свои мольбы об излечении Всевышнему, который всегда исполняет их просьбы. Даже после его упокоения молитвы помогают людям в трудных ситуациях, ведь Серафим и сейчас молит Бога об исцелении нуждающихся.

Значение и содержание иконы

Если проследить иконографический образ Серафима Саровского, который появляется после 19 века, то описание иконы просто и лаконично. Практически всегда преподобный изображается с благословляющим жестом и четками в другой руке.

По сути, эти детали отражают общий смысл всего жития старца, он всегда молился (часто уходил в затвор, 1000 дней стоял в молитве на камне и совершал другие подвиги) и давал людям различную пользу. Помимо этого, есть иконы Серафима Саровского с клеймами, значение которых понятно – там изображаются наиболее существенные детали жития, описываются различные подвиги.

Молитвы преподобному старцу

Есть много дней, когда почитается святой Серафим по церковному календарю: 15 января, 27 июня, 1 августа, 10 августа.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О, пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от тебе́ тощ и неуте́шен отъи́де, но всем в сла́дость бысть виде́ние ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе́ яви́ся. Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к Небе́сному упокое́нию, николи́же любо́вь твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившаяся, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния. Те́мже и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющия тя отрева́яй, вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду Сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию научи́т нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу до сконча́ния ве́ка. Ами́нь.

Молитва вторая

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Серафи́ме! При́зри от Го́рния сла́вы на нас, смире́нных и немощны́х, обремене́нных грехми́ мно́гими, твоея́ по́мощи и утеше́ния прося́щих. Прини́кни к нам благосе́рдием твои́м и помози́ нам за́поведи Госпо́дни непоро́чно сохраня́ти, ве́ру правосла́вную кре́пко содержа́ти, покая́ние во гресе́х на́ших усе́рдно Бо́гу приноси́ти, во благоче́стии христиа́нстем благода́тно преуспева́ти и досто́йны бы́ти твоего́ о нас моли́твеннаго к Бо́гу предста́тельства. Ей, свя́тче Бо́жий, услы́ши нас, моля́щихся тебе́ с ве́рою и любо́вию, и не пре́зри нас, тре́бующих твоего́ заступле́ния: ны́не и в час кончи́ны на́шея помози́ нам и заступи́ нас моли́твами твои́ми от зло́бных наве́тов диа́вольских, да не облада́ет на́ми тех си́ла, но да сподо́бимся по́мощию твое́ю насле́довати блаже́нство оби́тели ра́йския. На тя бо упова́ние на́ше ны́не возлага́ем, о́тче благосе́рдый: бу́ди нам вои́стинну ко спасе́нию путево́ждь и приведи́ нас к невече́рнему све́ту Жи́зни Ве́чныя богоприя́тным предста́тельством твои́м у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, да сла́вим и пое́м со все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

За веру во Христа в дни страшных гонений, устроенных нечестивыми пострадало немало верующих от различных казней и мучений. В это тяжелое для христиан время, при правлении (117-138 гг.) жила антиохийская гражданка, девица по имени Серафима (или по-другому - Серапия).

Приступая к рассмотрению вопроса «Святая Серафима - покровительница кого?», узнаем, как жила эта святая и чем прославила свое имя.

Житие

Она родилась в христианской семье в конце I века в Антиохии. После смерти родителей Серафима продала все свое имущество и раздала бедным, так как решила полностью посвятить свою жизнь своему Богу - Иисусу Христу. Многим мужчинам она нравилась, и они хотели взять ее в жены, но она отказывалась. А потом и вовсе уехала в Италию и продала себя в добровольное рабство.

Селение, где она остановилась, называлось Винден, и поселилась она в доме одной женщины по имени Савина, происходившей из богатого и знатного рода, которая стала покровительствовать ей во всем. Добропорядочная девушка Серафима своим трудолюбием и благотворительностью покорила сердце госпожи Савины и через некоторое время тоже привела ее к вере Христовой.

Святая Серафима: покровительница, биография

Такая активная деятельность в исповеднии веры во Христа молодой христианки Серафимы очень сильно не понравилась игемону Бериллу, и тогда он послал отряд своих воинов, чтобы они взяли ее под стражу. Савина не могла оставаться в стороне и резко воспротивилась этому, но Серафима, уповая на Бога своего, бесстрашно пошла за солдатами, только перед этим она попросила свою госпожу усердно за нее молиться. Но блаженная Савина все равно не оставила ее одну с нечестивыми и тоже отправилась с ней к игемону.

Тот, увидев Савину - особу знатную и влиятельную, пришел в смущение и замешательство и вскоре отпустил ее домой вместе с Серафимой.

Но через три дня игемон решил устроить судилище и приказал доставить к нему блаженную Серафиму. Тогда девушку вероломно схватили и привели на суд. Савина не хотела так оставлять это дело и опять пришла с ней, но теперь у нее уже не было возможности помочь ей, она рыдала, кричала и ругалась на жестокого игемона, но все было напрасно, и ей пришлось возвратиться домой.

Жертва Богу

Серафима - святая антиохийская дева, отказалась поклоняться и принести жертву языческим богам, ибо считала, что это не боги, а бесы, потому что она была истинной христианкой. Тогда игемон Берилл предложил принести ей ту же жертву ее Богу Иисусу Христу, но она сказала, что жертва Господу - это вера в Него, поклонение и молитва. Игемон поинтересовался тогда, в чем же состоит ее жертва и где находится храм Христа, которому она молится? Серафима сказала, что выше познания Бога Небесного ничего нет, а жертва ее заключается в девственной непорочности, к этому подвигу с помощью Господа она привела и других девушек, и добавила, что в Священном Писании говорится: «Вы - храм Бога живого».

Чудо святой Серафимы

После допроса Серафима - святая дева римская - была отдана в руки бесстыжих и нечестивых египтянских юношей, которые захотели пробыть с ней всю ночь. Они повели ее в темную храмину. В это время Серафима начала исступленно молиться своему Господу. К часу ночи, когда юноши захотели надругаться над ней, вдруг неожиданно начался шум и землетрясение, и они обессиленные пали на землю. Серафима, увидев, что Господь защитил ее, всю ночь со слезами благодарности молилась Ему. Ранним утром пришли посланники игемона и увидели, что святая дева молится, а юноши как мертвые лежат и не могут ни встать, ни сказать что-нибудь, только водят безумными глазами. На такое чудо посмотреть собралось много народа.

Игемон понял, что его план по совращению девственницы не удался, Серафима - святая дева и невеста Иисуса Христа, и поэтому Он не дал юношам сделать свое грязное дело. Она же сказала, что Господь - хранитель и блюститель ее - всегда с ней.

Тогда игемон, видя все эти непонятные для него чудеса, и думая, что она волшебница, попросил ее призвать своего Бога и сделать так, чтобы к юношам вернулась их телесная сила и чтобы они сами рассказали, что с ними произошло ночью, и не обманывает ли она, что смогла сохранить свое девство?

Спасительная молитва

Серафима ответила, что колдовать она не умеет, единственное, что она может, это сердечно помолиться Богу, чтобы он послал им свою милость. Но сама идти к ним она отказалась, потому что это выглядело бы неприлично, и захотела, чтобы чудо исполнилось у всех людей на глазах и никто не подумал, что она волшебница. Серафима попросила игемона, чтобы принесли к ней этих обессиленных, немых молодых и расслабленных юношей.

Тогда игемон отправил за ними своих людей, а она начала молиться, и после слов: «Именем Господа Иисуса Христа повелеваю: встаньте на ноги!» - они встали и заговорили. Все видевшие это чудо пришли в ужас. Очнувшиеся парни стали рассказывать, что когда они хотели совершить свое нечистое дело, то вдруг между девицей и юношами явился прекрасный в блистающем свете ангелоподобный юноша, после этого видения на них напали страх, тьма, ужас и полное расслабление.

Мученические пытки

Игемон до последнего не мог поверить и просил Серафиму выдать ему свой колдовской секрет, а затем опять стал заставлять ее принести жертвы языческим богам, но она отвечала, что возненавидела их злое учение и не будет поклоняться бесам и волю сатаны не исполнит, потому что она верующая христианка.

Тогда судья придал ее новым мучениям, он приказал опалять ее тело огненными факелами, но тут же те, кто должен был совершить эту пытку, пали на землю, и факелы потухли. Потом ее хотели бить палками, но внезапно случилось сильное землетрясение. От одной из палок отскочила шепка и влетела прямо в глаз игемону, и через три дня Берилл ослеп.

После случившегося он пришел в жуткую ярость и приказал ненавистную ему Серафиму, презирающую царские заповеди и виновную в разных злодеяниях, убить мечом.

И тогда Серафима - святая мученица Христова - была обезглавлена. После казни ее тело забрала к себе благочестивая Савина, которая с великим благоговением и почестями совершила его погребение. Как драгоценнейшую жемчужину и великое сокровище она положила ее в своем семейном склепе, воссылая при этом хвалебные молитвы Господу Иисусу Христу. Через несколько лет этот склеп станет местом погребения и самой Сабины. Их общая могила будет украшена и освящена как место молитвы.

Икона "Серафима"

Молитва этой святой приведена ниже. А день ее памяти Православная церковь чтит 29 июля по старому и 11 августа - по новому календарю.

Мощи святой Серафимы Римской сегодня находятся в Италии в храме святой Савины, который был отстроен на месте ее дома на Авентинском холме. Эта церковь была основана в V веке при папе Келестине I (422-432 гг.) и впоследствии стала церковью при монастыре. Эта святая обитель известна еще и тем, что в ней погребен святой Доминик (1170-1221 гг.) - основатель доминиканцев.

Икона святой Серафимы изображает ее держащей книгу, а иногда вместе со святой Савиной.

Святая мученица Савина тоже почитается римской церковью и изображается с короной и пальмовой ветвью. Она стала покровительницей домашних хозяек. Ведь именно в доме вдовы Савины однажды поселилась святая Серафима, которая приняла мученическую смерть 29 июля 119 г., а ее благодательнице Савине точно так же отрубили голову через время - 29 августа 126 года.

Канонизация

Святая Серафима - покровительница всех несчастных и обездоленных. Она была канонизирована византийской церковью и стала почитаема в православных святцах.

Молитва святой Серафиме начинается со слов: «Невесто Христова возлюбленная, Серафимо…» (тропарь, глас 8), «Серафимскою любовию Господа возлюбила еси…» (кондак, глас 2).

Сама же святая Серафима молилась со словами: «Господи Иисусе Христе, истинный хранитель и блюститель девства моего, призываю на помощь!» или «Всесильный Господин Боже! Ты сотворил небо, землю и море и все, что на них…».

Статьи по теме: