Презентации семь особенных мест русской избы. Презентация на тему "крестьянская изба"

Cлайд 1

Cлайд 2

Преобладающее большинство построек в русской деревне делалось из дерева, использовали сосну, ель, березу, дуб. Наиболее прочными были постройки из сосны и дуба, так как они сохранялись до 200 лет. Из такого прочного материала строили не только жилища, но и амбары, в которых хранили зерно.

Cлайд 3

Периметр будущего дома отмечался прямо на земле с помощью веревки. Для фундамента по периметру дома выкапывали яму глубиной 20-25 см, засыпали ее песком, закладывали каменными глыбами или просмоленными бревнами. Позже стали использовать кирпичный фундамент. Сверху плотным слоем укладывали берестяные пласты, они не пропускали воду и предохраняли дом от сырости. Иногда в качестве фундамента использовался четырехугольный бревенчатый венец, установленный по периметру дома, а уже на него складывали бревенчатые стены. По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

Cлайд 4

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед.

Cлайд 5

Бытовое назначение разных частей жилого помещения зависело от материального состояния хозяина, от его вкуса, а также от внутренней планировки жилища. Но общим для всех видов домов было наличие русской печи.

Cлайд 6

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи. Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, и это означало, что она согласна выйти замуж, а свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.

Cлайд 7

Готовили пищу в чугунах, использовали при этом ухваты, кочергу, чапельник. В каждом доме обязательно был самовар, у которого за чаепитием собиралась вся семья.

Cлайд 8

Cлайд 9

Здесь же располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и дверью под потолком была вделана широкая полка – полати.

В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. Прелесть русской деревенской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. А внутреннее убранство дома – это внутренний мир человека. Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В презентации показаны основные типы крестьянских построек, плотницкие инструменты, конструкция избы, деревяное кружево украшений для фронтона и много красивых фотографий и зарисовок "золотой бревенчатой избы."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская изба Изба – в ней мудрость вековая… Полна загадок и проста! Она и до сих пор живая, Народа летопись святая, Вселенной нашей чистота! Сёмина Оксана Анатольевна МБОУ ДОД ДДТ№1 Никель, Мурманская обл., 2012

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В.Федотов

«Брус» - хозяйственная часть расположена за жилым помещением четырехстенок пятистенок шестистенок изба-двойня « Кошель» - хозяйственная расположена сбоку и сзади от жилого помещения Основные типы крестьянских построек

« глаголь » «кошель» «брус север» «брус-юг»

Плотницкие инструменты 1 - топор и его части; 2- а - рубанок, б - драч, в - тесло, г - ножовка, д - черта, е - скобель, ж - долото, з - бурав, и - двуручная пила, к - ерунок, л - ватерпас, м - весок (отвес), н - отволока, о - опалка, п - циркуль, р - метр; 3 - шило, черта, пила, стамеска и ножи.

Конструкция избы план

В охряпку в охлуп в режь в лапу рубка Способы соединения брёвен сруба

С. Есенин И теперь, когда вот новым светом, И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. Сруб украшенный резьбой

Резные наличники.

Фронтон дома

Пропильная резьба балконов и карнизов

Деревенька моя…

Просто красиво…

д ом кузнеца К ириллова

Зарисовка дома

Зарисовка украшений крыши

Зарисовка конька крыши

Зарисовка резных наличников и окон

Хозяйственные постройки колодец банька мельница

Конструируем…

Спасибо за внимание Изба - святилище земли, С запечной тайною и раем; По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем. Н. Клюев.


Слайд 2

Паспорт проекта Вид проекта:коллективный, познавательно – творческий. Реализация проекта: сентябрь 2014г - апрель 2015г Участники проекта: дети старшей группы №14, воспитатель Маслова Н.Л, помощник воспитателя Файзулина Н.И, родители. Интеграция образовательной деятельности: «Безопасность»; «Познание»; «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Театрализованная драматизация» «Музыкальное восприятие»

Слайд 3

Аннотация Данный проект охватывает темы: «Убранство русской избы»; «Уклад и образ жизни русского народа»; «Древние корни народного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»; «Народные промыслы»; «Народные традиции и обычаи русского народа» Практическая работа позволяет воспитанникам глубоко усвоить темы и расширить словарный запас: «Внутренний мир русской избы», «Конструкция и декор предметов народного быта», «Народный костюм», « Народный фольклор в театральной драматизации»

Слайд 4

Цель проекта Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Слайд 5

Задачи проекта *Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа; *Познакомить детей с разными формами устного народного фольклор *Познакомить детей с особенностями народного быта; *Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю; * Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа; * Развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии; *Развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен; *Познакомить детей с разными видами народного творчества; *Развивать художественно - творческие способности детей. *Осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

Слайд 6

Слайд 7

Разделы проектной деятельности

Слайд 8

Разделы проектной деятельности

Слайд 9

Разделы проектной деятельности

Слайд 10

Разделы проектной деятельности

Слайд 11

Разделы проектной деятельности

Слайд 12

Разделы проектной деятельности

Слайд 13

Разделы проектной деятельности

Слайд 14

Разделы проектной деятельности

Слайд 15

Разделы проектной деятельности

Слайд 16

План проектной деятельности Сентябрь *Создание мини музея в группе по теме проекта. *Участие родителей в создании мини музея.* Сбор информации, иллюстративных пособий по теме проекта. *Беседы с детьми про быт, уклад, праздники, обычаи русского народа, как средство воспитания патриотического воспитания. *Просмотри презентаций «Русская изба». Октябрь *Беседа с детьми «Безопасность в деревянном доме» *Посещение музея «Русская изба» на базе СП №1 *Посещение музея «Русская изба» на базе СП №5 *Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее» *Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок. * Просмотри презентации «Русский народный костюм»

Слайд 17

План проектной деятельности Ноябрь *Открытоеинтегрированное занятие по развитию речи «Русская изба». *Знакомство с народным декоративным прикладным искусством. «Хохлома», « Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская резная игрушка» *Роспись ложек по технике «Хохлома» Декабрь *Беседа на тему « Традиции и празднование Нового года русским народом» *Знакомство детей с народным мызыкальным творчеством (слушание русских народных песен) *Использование предметов русского и народного костюма быта в постановке новогоднего утренника.

Слайд 18

План проектной деятельности Январь *Просмотр мультипликационных фильмов где демонстрируется русская изба и её интерьер: «Два клёна», «По щучьему велению», Серебряное копытце». *Чтение художественной литературы: Сказка « Каша из топора», « Русская матрёшка» С.Жулькова, «Пёстрый хоровод» Е.Гулыга, «Кошкин дом» С.Я Маршак. * Перессказ русской народной сказки «Каша из топора» по иллюстрациям из сказки. Февраль *Беседа на тему «Весеннии праздники на Руси» *Знакомство детей с народным творчеством (заклички, потешки, частушки) * Викторина «Русская Изба»

Слайд 19

План проектной деятельности Март *Беседа с детьми русский народный костюм для разных слоёв населения России. *Рассматривание иллюстраций и картин с изображением русского народного колорита в одежде. * Использование русских народных костюмов, предметов утвари, музыкального сопровождения, стихотворной формы подачи материала на утреннике к празднику 8 марта. Апрель *Систематизировать и обобщить знания по теме проекта. *Создание книги энциклопедии «Русская изба» *Создание папки « Наши работы»

Слайд 20

Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить нашу родину, узнав её, стать подлинным патриотом. С. Михалков.

Слайд 21

Наш мини музей в группе №14

Слайд 22

Музей «Русская изба» на базе ДО №1

Слайд 23

Слайд 25

Слайд 26

Открытое интегрированное занятие по развитию речи «Русская изба»

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Цель: Воспитывать чувство патриотизма и любовь к родине. Приобщать дошкольников к культуре и традициям русского народа. Расширять представления детей дошкольного возраста о быте русского народа. Активизировать познавательную и творческую деятельность детей. Задачи: Знакомить детей с предметами быта русского народа. Закреплять знания о жизни и быте русского народа, предметах обихода и домашней утвари. Формировать у детей изобразительные навыки и умения в росписи домашней утвари. Наглядный материал для создания внутреннего убранства русской избы: Русская печь, утюг, прялка, сундук, рубель, рогач, самовар, чугунок, глиняные миски, кувшин, кружки, лавки, стол. Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Русская изба»

Слайд 30

Ход занятия На столе стоит макет русской избы, фигурки человечков, расписной платок, бусы, вышитые салфетки, лапти, деревянные игрушки: матрёшка, мишка. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть вспомнить детям, кому принадлежат эти вещи, кто жил в таких дома и из какого материала они сделаны. Воспитатель: Россия-это наша родина, у которой есть своя история, традиции, уклад жизни. Воспитатель: Ребята, а в какой стране мы живём? Дети: В России Воспитатель: Издавна на Руси строили дома из дерева – бревен. Как вы думаете почему? Ответы детей. Сегодня я Вам предлагаю отправиться в путешествие на много лет назад и своими глазами увидеть, как же жил русский народ. Поможет мне в этом волшебная палочка, а отправимся мы, в гости в русскую деревню. Воспитатель: Ребята давайте встанем со стульчиков, возьмёмся за руки и закроем глаза. Я произнесу волшебные слова и мы отправимся в путешествие.

Слайд 31

В руки палочку возьму Волшебство я призову, Чудо в гости к нам придет, В старину нас унесет. Воспитатель. Вот мы и у порога, оказывается при входе в избу можно было споткнуться! Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Алёнушка: Ой, за окошком слышится шум, смех – гости идут! Спортивное упражнение «Перешагни и не задень» (2е ленты «порог» и «притолка») Воспитатель: Ребята, а знаете почему ещё люди входя в дом через порог наклонялись, не только для того чтобы не ударится, они кланялись дому в который входят, приветствовали его. Алёнушка: Проходите гости званные, желанные. (поклон) Воспитатель: Вот мы и в русской избе. Алёнушка: Гости дорогие, а зачем Вы пожаловали и откуда путь держите? Ответы детей

Слайд 32

Алёнушка: Ну раз, вы специально прибыли для того чтобы узнать как мы живём, то я вам расскажу. Центральное место в русской избе занимает печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась, и подальше от стены чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок. На шесте у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком дрова. Ребята, а зачем нужны дрова в избе? Ответы детей. Алёнушка: А у Вас чем обогреваются дома? Ответы детей. Алёнушка: Ой ребятки, мальчишки и девчонки у меня очень много дел по дому: за водой сходить, печь растопить, обед сварить, пряжу спрясть, холсты постирать, ребёнка укачать, а помощника у неё нет. Что же делать? Ответы детей. Алёнушка: Вашей помощи я рада! Алёнушка: А с чего же мы начнём? А начнём с места в русской избе, где трудилась хозяйка, готовила еду, стирала, купала детей. Называлось это место «бабий кут». Ответы детей.

Слайд 33

Алёнушка: Правильно! это место у Русской печки. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояла разная посуда. (кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки) Показ музейных экспонатов. Ответы детей. Алёнушка: Скажите ребята а из каких материалов изготавливали посуду? А если это глиняная посуда, кто её делал? Ответы детей. Алёнушка: Ребята, а для чего ещё нужна была русская печка в избе? Ответы детей. Алёнушка: Ребята, мне матушка наказала щи наварить к обеду и мне понадобится Ваша помощь. Вы готовы мне помочь? Ответы детей. Алёнушка: Подскажите с чего же мне начать? растопить печь, принести воды, заложить овощи в чугунок и поставить в печь вариться? Алёнушка: А в чём сейчас мы готовим пищу и в какой посуде? Ответы детей. Алёнушка: В печке жарко, горячо, как же нам поставить чугунок с щами в печь, а потом вытащить? Какой предмет нам поможет? Дети ищут ухват (показ музейного экспоната)

Слайд 34

Алёнушка: Ой ребята посмотрите, что это стоит на шостке, как Вы думаете? (показ музейного экспоната- чугунный утюг). Ответы детей. Алёнушка: А Вы знаете, как им гладить? Ответы детей. Алёнушка: Правильно ребята! Нам нужны угли для нагрева утюга. А чем мне достать угли из печи может знает кто? Ответы детей. Алёнушка: Вот спасибо молодцы! подсказали мне. А когда я поглажу, как вы думаете, куда же я сложу выглаженное бельё? Ответы детей. (сундук. убираем вещи в сундук) Алёнушка: Молодцы ребята! Справились и с этой задачей. Ох ребята, пока мы с Вами трудились, в люльке проснулась моя сестрёнка, и плакать начала? Алёнушка: Надо нам его укачать и спеть колыбельную. Ребята, снова нужна наша помощь! Давайте споём колыбельную моей сестричке.

Слайд 35

Баю-баюшки –баю Баю деточку мою. Приди, котик ночевать, Нашу детку покачать. Уж, как я тебе коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока Ты ешь, пей не кроши, Больше, котик не проси. Алёнушка: Ай да помощники! Ай да Молодцы! Славно мы потрудились с вами. За хорошую работу, милости просим к столу. Ребята, место где располагался стол, лавки и икона называли « Красный угол», что означает –красивый. Именно здесь принимали гостей и обедали. Алёнушка: Ребята, а вы знаете пословицы о гостеприимстве. Ответы детей. Алёнушка: «Что есть в печи все на стол мечи». «Не красна изба углами, а красна пирогами». Алёнушка: Хорошо вы потрудились! Устали? Ответы детей

Слайд 36

Алёнушка: Посидите отдохните. Я сейчас попрошу моего волшебного кота позагадывать загадки, он мастер на это. (приносит кота-волшебника) Руки в боки, как начальник, Раньше всех на стол встает, Сам себе плита, и чайник - Сам заварит, сам нальет. Ответы детей -(самовар) Если хочешь выпить чай - Так меня и получай, Распрекрасную милашку, Всю в цветочках, с блюдцем...(чашку) Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. (Ложка) Круглая, глубокая, Гладкая, широкая, Гончаром кручённая, В печи обожжённая, От кувшина – низка Глиняная …(миска)

Слайд 37

Алёнушка: Молодцы ребята! Хочу я предложить Вам поиграть в русскую народную игру«Бубенцы» Количество игроков: любое, встают в круг, выбирается «жмурка» и «бубенчик» Дополнительно: колокольчик Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют: Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы: Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон! .Воспитатель: Хорошо мы потрудились и поиграли! Но нужно прощаться с Алёнушкой. Дети прощаются с Алёнушкой. Алёнушка: Ой, ребята погодите, хотела я Вас попросить ещё вот о чём! Приходят в мой дом гости часто, а ложек у меня на всех не хватает. Хочу Вас попросить, распишите мне красивые ложки для моего замечательного дома.

Слайд 38 Слайд 42

Вывод Музейная педагогика – симбиоз творческой деятельности педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, укладом, бытом, традициями русского народа, народно прикладным искусством.

Слайд 43

*Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративно прикладного искусства, быта, уклада русского норода, оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества и развитие связной речи. *Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие - эффективные средства для развития у детей умственной активности, речевого развития и всестороннего развития ребёнка в целом.

Слайд 44

*Творчество народных мастеров воспитывает у ребят эстетический вкус, формируют духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости. * Народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей по всем направлениям образовательной деятельности.

Слайд 45

Итог проекта «Русская изба» *Педагогом и родителями был собран наглядный материал, художественная литература по ознакомлению детей с традициями русского быта, народными промыслами, со старинными русскими праздниками. * Создан мини музей в группе при участии родителей. *У детей сформированы более глубокие знания об истории русского народного быта, уважение и интерес к истории своей родины и традициях русского народа.

Слайд 46

* В процессе проектной деятельности дети в свободной форме овладели информацией о разных видах русской избы, её строении, предметах быта, орудиях труда, ремёсел, народного костюма и традиций русского народа. * Обогатился словарный запас детей словами редко используемых в современной жизни. (наличники, сруб, землянка, дымник, лучина, притолка, вилы, серп, рубель, рогач, чугунок, туесок, крынки, ушат, ковш-черпак, чарка, прялка, веретено и т.д)

Слайд 47

Подготовила воспитатель Маслова Наталья Леонидовна Москва 2015г Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Юлия Черкашина
Презентация для дошкольников «Быт русской избы»

Человека всю его жизнь с рождения и до самой смерти – окружают предметы быта. Что же входит в это понятие? Это – мебель, посуда, одежда и многое другое.

С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идёт речь в сказках, о них пишут стихи и загадывают загадки.

Сегодня мы с вами поговорим о предметах быта на Руси, о том, какие вещи и предметы ушли из нашей жизни, а какие поменяли название.

Откуда произошло название "Русская изба "?. Слово «Изба» произошло от слова «истьба» «истопка» «топить» - «отапливать» .

Это сейчас мы с вами живём в квартирах. У нас есть электричество, телевизор, интернет. На кухне- плита, микроволновка, электрический чайник. А раньше люди жили в избах.

На Руси избы строились на берегах рек, озёр, ведь рыболовство считалось одним из важных промыслов.

Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Ориентиром для выбора места для избы служили домашние животные. Где животное ляжет отдыхать, там самое благоприятное место для постройки. Жилище делали из дерева, и говорили : не построить избу, а «срубить дом» . Делали это при помощи одного топора, а позднее- пилы.

Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными. Ничего лишнего.

Главным украшением избы были окна , поэтому ставни на окнах делали резными, расписными. Они служили не только украшением, но и защитой от солнца, ветра и воров.

Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то плохое, например пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились.

Внутри жилища всё было очень просто- ничего лишнего, только самое необходимое для жизни.

Стены и потолки в русской избе не красили . В избе была одна комната – горница, она была и кухней и спальней.

В избе находились деревянные предметы быта – стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки.

Стол занимал главное место в доме. Угол, где он стоял назывался «красным» , то есть самым важным, почётным. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место. Центральное занимал глава дома – хозяин.

Мебель в русской избе : лавки, шкаф для посуды и сундук, где хранили одежду, да ценные вещи.

Сундук – неотъемлемая часть предметов народного быта русского народа . Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны соответствовать нескольким требованиям : вместительность, прочность, художественное оформление.

Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.

Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них : девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, иначе замуж не выйдет. Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно выпустить на волю своё богатство и удачу.

В «красном углу» отводилось место для икон (изображения святых) .

Конечно, главное место в доме занимала печь. Добра речь, коли в избе печь.

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далёких предков. В печи готовили еду, она обогревала жилище, особенно в сильные морозы на печи спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря различным полочкам здесь хранилась посуда. Еда, приготовленная в русской печи необычайно вкусная, ароматная. Здесь можно приготовить и наваристый суп и кашу и выпечку и другое.

А главное, что печь это то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди.

Не случайно в русских сказках главные герои то ездят на ней (Емеля, то спят (Илья Муромец) .

В печи готовили еду в чугунах- специальная, прочная, жаростойкая посуда.

Кочерга – это предмет народного быта, имеющий непосредственное отношение к печи. Когда дрова прогорали кочергой сдвигали угли, чтобы не было недогоревших поленьев.

Ухват или рогач использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке- ручке. Чугун можно поставить глубже в печь и не обжечься.

Воду для чаепития кипятили в самоваре. Самовар берегли и передавали по наследству.

Воду для самовара приносили вёдрами, используя коромысло.

Столовые приборы значительно отличались от привычных нам. Раньше ложки были деревянными, а вилок и вовсе не было.

Это теперь мы пользуемся железными ложками и вилками.

Для глажки белья использовали рубель. Рубель- это деревянная доска с поперечными желобками. Его использовали для глажки так : наматывали бельё на валик и колотили по нему. А уже позже в обиход пришли чугунные утюги.

Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без электричества. Его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи. Такой утюг весил более 10 кг.

Рядом с печкой был закут или бабий угол, для рукоделия и приготовления пищи.

Обязательным занятием крестьянской женщины было прядение.

Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое.

Прялки делали из дерева (берёза, липа, осина) . Отец дарил прялку дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна прялка не похожа на другую.

Мужчины на Руси плели корзины, да лапти из лыка и бересты.

Излюбленной одеждой на Руси были рубахи, да сарафаны.

А после трудов праведных развлекал русский народ себя хороводами, песнями, да частушками.

Рядная планировкаТип застройки деревень, при котором все дома
стоят в ряд, прямо или криволинейно, повторяя
очертания берега или дороги. Главные фасады
домов при таком типе застройки смотрят «на
солнце», «на лето» или «на воду».
Рядные застройки имели глубокое
рациональное зерно. Поворот окон на юг давал
возможность максимально использовать
естественное освещение и свести до минимума
освещение избы открытым огнём в летнее
время.

Рядная застройка

Клеть – простейшая деревянная
конструкция, представляющая собой
крытый прямоугольный в плане сруб.

Венец

Венец
Брёвна или брусья одного ряда деревянного
сруба. Связанные между собой, они
образовывали прямоугольники или
многоугольники. Связки между брёвнами
вырубались различными способами без
применения гвоздей.
Повторяющиеся по форме и размерам связки
брёвен («венцы») укладывались друг на друга,
формируя сруб. От количества венцов зависела
высота сруба.

Виды рубок стен:

А - «в охряпку»; б - «в крюк»; в - «в погон»; г - «в иглу»; д -«в реж»; е- «в
охлоп»; ж - «в обло»; з - «в обло с шипом»; и - «в косую лапу»; к - «в лапу с
присеком или шипом»; л - «в шип», «в полдерева»,
«в перевязку»; м - «в забир», «в столб», «в стойку»

Рубка «в обло» («в чашу»)

Рубка «в обло» («в чашу»)
Один из древних способов связки брёвен в углах
венцов. При этом в каждом бревне вырубалась
круглая чаша, в которую перпендикулярно
укладывалось следующее бревно. Каждая связка
имела равный по размерам выпуск брёвен. Выпуски
придавали устойчивость всей конструкции сруба,
предотвращали сруб от вымерзания.
Первоначально для соединения венцов вырубались
круглые чаши в верхней стороне каждого бревна, а
позднее в его нижней стороне. Это
способствовало лучшему сохранению сруба, так
как вода в меньшей степени затекала в чашу. ?

Рубка «в обло»

Рубка «в чашу» («в обло»)

Рубка "в лапу" - способ соединения углов
бревен без остатка. Обычно применялся
при строительстве культовых построек.

Сруб "в режь"

Сруб "в режь"
Тип сруба, в котором брёвна уложены не плотно, а на
некотором расстоянии друг от друга и связанные между
собой не по всей длине, а только в углах. Большой зазор
между брёвнами (брусьями) способствовал лучшей
проветриваемости сруба.

Устройство северной русской избы

Изба, отапливаемая по-чёрному. Печь в курной
избе не имела дымохода. Во время топки печи
дым заполнял всё пространство избы,
поднимался вверх и выходил через волоковые
окна и деревянный дымоход наружу.
Несмотря на минусы в процессе эксплуатации,
курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и
копоть оседали на стенах, защищая брёвна от
проникновения влаги. Печь долго хранила тепло,
требовала меньше дров. Сруб курной избы
служил дольше.

Курная («чёрная», «рудная») изба

Интерьер курной избы

Печь с трубой и дымник

Изба

ИЗБА
СЕНИ
ПОВЕТЬ

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных
районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров.
Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и
снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное
помещение имело хозяйственное назначение. Здесь
хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли
содержать птицу и скот.

Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте)

Горница («горняя» - находящаяся на
«горнем», возвышенном месте)
Парадное помещение в крестьянском жилище.
Во второй половине XIX века обустраивалась без
печи и эксплуатировалась как жильё только в
тёплое время года. Летом в хорошо освещённой
горнице женщины занимались рукоделием. Здесь
же выделялось спальное место для молодожёнов.
На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне
обустраивают в горнице печи-голландки, что
значительно расширяет функции помещения.
Часто горница служила местом для приема и
размещения гостей.

Поветь («повить», в южных районах – «сарай»)
– верхний ярус крытого двора, служивший для
хранения сена (сеновал).
Помещение повети использовали и для хранения
земледельческого инвентаря. Здесь же в
непогоду проводили некоторые виды
сельскохозяйственных работ.

Взвоз – наклонный бревенчатый
помост (накат), ведущий с «улицы» на
поветь. По такому настилу лошадь
поднималась на поветь вместе с
телегой, гружённой сеном.

Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с
особой несущей конструкцией, обустраиваемой из
горизонтально уложенных брёвен («слег»).
Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада
сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша
строилась без единого гвоздя и имела очень прочную
конструкцию.

Система «по потокам и по курицам»

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой)
крыши. Это еловые брусья – крюки, на
которых лежат потоки.
Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой)
крыши.
Тес, который укладывали на крышу, в
нижней части упирался в поточное
(предварительно выдолбленное для стока
воды) бревно.

Охлупень (шелом)

Выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию
безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились
верхние торцы кровельного тёса, наружная часть
охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец
охлупня оформлялся сакральным коником
(вырубаемое в виде коня или птицы украшение).
Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние
языческие верования славян о природе. Конь
символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме
того, коник являлся обережным символом. В народе
верили: «Конь на крыше – в избе тише».

Причелина

Доска, защищавшая торцы бревенчатых слег
от излишней влаги. В северных районах
причелины богато украшались резьбой.
Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты,
солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации
причелин, рассматривались крестьянами не только как
украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев
дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.

Полотенце

Полотенце

Короткая, украшенная сквозной резьбой доска,
закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца
украшалось солнечной розеткой, символизировавшей
движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде
дома располагались три полотенца, закрывавших
верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на
востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе,
олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.

Подзор – доска с резным нижним краем,
размещавшаяся под скатами домовой
кровли, на крыльцах, на лавках.
Функционально закрывала грубые стыки
конструкций и служила декоративным
элементом. Прототип позднейшего карниза.

Лемех

Притолока

Верхний и
иногда
боковой
брус в
дверном
проёме.

Косящатое окно

Окна с "затесами" - окна, где округлость бревна
вокруг оконного проема стесывалась, и иногда
на стесы наносили несложные резные узоры.

Глухая (плоская) резьба по дереву

Один из распространенных видов резьбы.
Применялась для украшения жилья: оконных
наличников, дверей, фасадов. Данный вид
резьбы характеризуется непрорезным (или
глухим) фоном, а также рисунком,
остающимся практически на одном уровне с
доской. Глухая резьба по дереву бывает
геометрической, состоящей из кружков,
треугольников, различных четырехугольников
и прочих фигур и элементов.

Дом-четырёхстенок

Классический вариант крестьянского
жилища. Состоит из утеплённого сруба
(собственно избы) и пристроенных к нему
сеней, защищающих вход от непогоды.
Данный тип построек рассматривается как
простейший вариант, от которого берёт
начало эволюция деревянного
домостроения. Как правило,
строительством четырёхстенного жилого
дома ограничивались беднейшие
крестьяне.

Дом-четырёхстенок

Дом-шестистенок (изба с прирубом)
В эволюции деревянного домостроения занимает
промежуточное место между домомчетырёхстенком и пятистенком. В момент
расширения жилой части к основному срубу
пристраивался «прируб». Расстояние между
срубами составляло 20-40см.
Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он
имел шесть стен, две из которых были параллельны,
а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название
дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой
части перестраивался хозяйственный двор. Затем
дом заново перекрывался крышей.

Дом-шестистенок

Дом-пятистенок

Тип дома, передняя изба которого имеет
капитальный бревенчатый переруб в срединной
части, образующий два помещения внутри
одного сруба. В плане жилая часть имела пять
стен, две из которых располагались параллельно
улице, а три – перпендикулярно. К избе попрежнему пристраивались сени и большой
хозяйственный двор.
Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во
второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия
такие дома встречались редко.

Дом-пятистенок

Четверик - в русской каменной и деревянной архитектуре
четырехугольное в плане сооружение или составная часть
композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в
сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на
четверике").
Восьмерик – восьмигранный в плане сруб, являвшийся
самостоятельным сооружением или его частью.
«Восьмерик на четверике» - популярный конструктивный
тип здания в русском церковном зодчестве. При этом
нижняя часть представляет собой кубический объём (в
деревянном зодчестве - сруб), а верхняя -
поставленный на него восьмигранник. Выше может быть
расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное
распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках.

Особенности рубки «в обло»

Для рубки домов необходимо применять
высококачественную древесину, не зараженную
жуками-древоедами и грибком. Заготавливают
бревна нужной длины и диаметра и желательно
одинаковой толщины. Если это невозможно, то
подбирают деревья по верхнему отрубу диаметру с допустимой разницей между
диаметрами до 30 мм. Из таких бревен легче
рубить сруб. Комлевые стороны бревен
стесывают с внутренней стороны до толщины,
равной верхнему диаметру, придавая их концам
форму овала. Теску бревен выполняют от
Статьи по теме: