Что такое сирота казанская. Почему сирота всегда казанская? (Происхождение известных выражений)

Казанская (казанский) сирота Разг. Ирон. Человек, который, желая разжалобить кого-либо, прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным. - Нечего Лазаря-то петь! - перебила его Флёнушка. - Как есть настоящий казанский сирота! Нет, друг любезный, меня не разжалобишь! (Мельников-Печерский. В лесах). - Первонач.: о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского царства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1940. - Т. 4. - С. 192.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Казанская (казанский) сирота" в других словарях:

    Казанская (казанский) сирота - Разг. Человек, притворяющийся несчастным, обиженным, беспомощным и т. п., чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. ФСРЯ, 425; БМС 1998, 524–525; ФМ 2002, 432; Мокиенко 1986, 33 …

    сирота - ы; мн. сироты и (разг.) сироты; м. и ж. 1. Ребёнок, подросток, лишившийся одного или обоих родителей. Рано остался сиротой. Росла сиротой. У меня ни отца, ни матери, я с. Круглый (круглая) с. (без отца и матери). // Об одиноком человеке,… … Энциклопедический словарь

    СИРОТА - Казанская (казанский) сирота. Разг. Человек, притворяющийся несчастным, обиженным, беспомощным и т. п., чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. ФСРЯ, 425; БМС 1998, 524–525; ФМ 2002, 432; Мокиенко 1986, 33. Жить казанским сиротой. Сиб. Быть… … Большой словарь русских поговорок

    сирота́ - ы, мн. сироты, м. и ж. 1. Ребенок, подросток, лишившийся одного или обоих родителей. Только я, бедный, на ноги стал Сиротою остался без матушки. И. Никитин, За какую ж вину и беду. [Упманис:] Ты сирота. У тебя нет ни отца, ни матери. Ты бы умер с … Малый академический словарь

    СИРОТА - СИРОТА, сироты, мн. сироты (сироты обл.), муж. и жен. Ребенок или несовершеннолетний, отец и мать или один из родителей которого умерли. Круглый сирота (см. круглый). Остаться сиротой. ❖ Казанский или казанская сирота (разг. ирон.) человек,… … Толковый словарь Ушакова

    сирота - Казанский или казанская сирота (разг. ирон.) человек, прикидывающийся несчастным, пытающийся разжалобить кого н. своими мнимыми лишениями [от бывших татарских мирз из Казани, после ее покорения пользовавшихся милостями московских царей]. Не … Фразеологический словарь русского языка

    казанский - ая, ое. Относящийся к Казани, расположенный в ней. казанская сирота … Словарь многих выражений

    каза́нский - ая, ое. прил. к Казань. ◊ казанская (казанский) сирота о человеке, прикидывающемся несчастным, чтобы разжалобить кого л. Нечего лазаря то петь!.. перебила его Фленушка. Как есть настоящий казанский сирота!.. Нет, друг любезный, меня не… … Малый академический словарь

    жаловаться на жизнь - ▲ жаловаться в (направлении), жизнь человека жаловаться на судьбу. охи да вздохи. нытье. ныть. скулеж. скулить. хныканье. хныкать. нюни распускать. плакаться. плакать [плакаться. сов/несов] в жилетку кому (разг). лазаря петь. | посыпать голову… … Идеографический словарь русского языка

    КАЗАН - муж., татар. (отчего и название города) котел, особ. большой, вмазанный или закладенный котел; винокуренные котлы зовутся казанами, также плоские, медные котлы на воскобойнях и пр. Казанок, казанец, котелок. Казан бухма каз, пельмени. Казан кабав … Толковый словарь Даля

Почему сирота всегда казанская? (Происхождение известных выражений)

У древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Отсюда и пошло выражение «козел отпущения».

Выражение «всыпать по первое число» пришло из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, было за что или нет. И если наставник переусердствует, то порки хватало надолго, до первого числа следующего месяца.

Оттуда же и выражение «прописать ижицу». Следы порки на известных местах нерадивых учеников были уж очень похожи на эту букву.

Выражение «шиворот-навыворот» связано с когда-то очень позорным наказанием: во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки толпы.

«Путём» на Руси называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Заполучить себе «путь», то есть должность, старались всеми правдами и неправдами. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением говорили: непутёвый человек.

Выражение «сирота казанская» появилась после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него разные поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

Выражение «водить за нос» связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их делать фокусы, а угощения не давали.

В выражении «зарубить себе на носу» нет ничего кровожадного. «Носом» называлась носимая с собой дощечка или палочка, на которой неграмотные люди делали себе заметки или зарубки на память.

«Гол как сокол» обычно говорят про кого-то очень бедного. Однако, птица сокол вовсе не голая! «Соколом» называлось старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях.


Лясы (балясы) - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Так что, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу со временем становилось все меньше и меньше.

В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это был, действительно, козы барабанщик. Иногда случалось, что за никчемность его отстраняли от дела, и он становился отставным козы барабанщиком.

Выражение "Сирота Казанская " сегодня довольно распространено,однако применяют его скорее в виде доброй насмешки.Подобный фразеологизм применяют к тем людям,которые вечно ноют и жалуются на свою жизнь,строят из себя беспомощных,обделенных и обиженных. Эти люди своими жалобами пытаются надавить на собеседника,пытаются вызвать сочувствие,для какой то своей,скорее всего корыстной цели.

Давайте разбираться,где впервые появилось это словосочетание "Сирота Казанская ". Если со словом "сирота" никаких вопросов не возникает,то слово "Казанская" вызывает недоумение.Почему именно "казанская",а не к примеру "тульская","воронежская" или "владивостокская"?
Оказывается все ответы спрятаны в истории Российской империи.Давным давно,еще в 16 веке,когда на Руси правил самодержец Иван 4,город Казань принадлежал казанскому ханству.Управляли этим богатым городом особые люди,которые назывались мурзами .
Когда Иван Грозный решил разобраться с этим маленьким ханством у себя под боком и направил туда войско,то с ханством было покончено раз и навсегда.
Однако остались мурзы,которые привыкли вкусно есть и сладко спать.В новых условиях,когда Казань стала принадлежать русскому царю,мурзам было необходимо приспособиться и они поспешили выразить свое расположение своему новому хозяину.Большинство из них стали подданными Ивана Грозного.Более того,мурзы постоянно ездили в столицу и выпрашивали для себя всяческие льготы и другие преференции,при этом постоянно жаловались на свою бедную жизнь,на свою горькую судьбинушку,на то что их дети голодают.Таким образом они пытались вызвать жалость у царя и многим из них это удалось.
В народе все эти выпрашивания и унижения быстро заметили и дали этим муразам меткое прозвище "Сирота Казанская ".

Примерно через сто лет после описываемых событий в 17 веке,когда на престоле государства Российского правил Алексей Михайлович,большинство высокопоставленных татар поменяли свою веру.Надо признать,что меняли не потому что осознали,а потому что за смену веры их довольно щедро награждали.Исследователи истории российской находят множество примеров,когда эти пронырливые и хитрые мурзы втираясь в доверие получали в награду коней,бархат,атлас,шубы,кубки,жемчуга и так далее.Такая забота в отношении чуждого племени легко объяснима.Сначала стоит упомянуть о лести и подхалимаже,которое всегда производит благоприятное впечатление на собеседника из за тщеславия.Более того,такая политика позволяла сделать большинство знатных татар лояльными новой власти.

Однако в отличии от демократичных западных стран,которые вырезали бы всех татар под корень,политика Российского государства в отношении малых народов,которая позволяет им иметь собственную веру и свой язык приносит гораздо больше пользы.Именно поэтому "Сироты Казанские ",которые на первый взгляд должны быть поголовно истреблены,живут теперь в Российской Федерации и не испытывают никаких притеснений.

Эти выражения знакомы нам с детства, но откуда они взялись?

Ежу понятно!

«И ежу понятно» - это выражение стало известным благодаря стихотворению Маяковского («Ясно даже и ежу - / Этот Петя был буржуй»). Появилось оно в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли - «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

Втирать очки

В 19 веке шулеры-картёжники прибегали к хитрости: в процессе игры при помощи особого клейкого состава они наносили на карты дополнительные очки (красные или чёрные знаки) из порошка, а при необходимости могли стереть эти очки. Отсюда происходит выражение «втирать очки», означающее представление чего-нибудь в выгодном свете.

Мальчик для битья

Мальчиками для битья в Англии и других европейских странах XV - XVIII веков называли мальчиков, которые воспитывались вместе с принцами и получали телесное наказание за провинности принца. Эффективность такого метода была не хуже непосредственной порки виновника, так как принц не имел возможности играть с другими детьми, кроме мальчика, с которым у него устанавливалась сильная эмоциональная связь.

Тютелька в тютельку

Тютелька - это уменьшительное от диалектного тютя («удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение «тютелька в тютельку».

Зарубить на носу

Раньше носом называли не только часть лица, но и бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т.п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу».
В другом значении носом называлась взятка, подношение. Выражение «остаться с носом» значило уйти с непринятым подношением, не договорившись.

Играть на нервах

После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом - nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «играть на нервах».

Не в своей тарелке

Сегодня во французском языке в повседневной жизни слово assiette означает «тарелка». Однако раньше, не позднее чем в XIV столетии, оно означало «посадка гостей, их расположение за столом, то есть возле тарелок». Потом, с расширением круга связей, assiette стало «местом расположения военного лагеря» а затем и города. В XVII в. слово вобрало в себя все «конкретности» возможных «положений» и стало обозначать вообще любое «положение»… В том же веке у assiette появился и переносный смысл - «состояние духа».

Русские баре, говорившие и даже думавшие на французском языке, видимо, не особо заботились о точности языка русского и ещё в XVIII в. по-своему «перевели» французский оборот: в русский фразеологизм из языка-оригинала вместо «положения» попала… «не своя тарелка». Именно благодаря их небрежности в русском языке появилось такое прекрасное образное выражение!

Сирота казанская

После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская».

Проходить красной нитью

По приказу английского адмиралтейства с 1776 года при производстве канатов для военного флота в них должна вплетаться красная нить, чтобы её нельзя было удалить даже из небольшого куска каната. По всей видимости, эта мера была призвана сократить воровство канатов. Отсюда происходит выражение «проходить красной нитью» о главной мысли автора на протяжении всего литературного произведения, а первым его употребил Гёте в романе «Избирательное сродство».

Дать добро

В дореволюционной азбуке буква Д называлась «добро». Флаг, соответствующий этой букве, в своде сигналов военного-морского флота имеет значение «да, согласен, разрешаю». Именно это стало причиной возникновения выражения «дать добро».

Реветь белугой

Белуха

Молчаливая рыба белуга не имеет никакого отношения к выражению «реветь белугой», что значит громко и сильно кричать, плакать. Раньше белугой называли не только рыбу, но и зубатого кита, который сегодня известен нам как белуха и отличается громким рёвом.

Голубая кровь

Испанская королевская семья и дворянство гордились тем, что, в отличие от простого народа, они ведут свою родословную от вест-готов и никогда не смешивались с маврами, проникшими в Испанию из Африки. В отличие от смуглокожих простолюдинов, на бледной коже представителей высшего сословия выделялись синие вены, и поэтому они называли себя sangre azul, что значит «голубая кровь». Отсюда это выражение для обозначения аристократии проникло во многие европейские языки, в том числе и в русский.

Дойти до ручки

В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.

Растекаться мыслью по древу

В «Слове о полку Игореве» можно встретить строки: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». В переводе с древнерусского «мысь» - это белка. А из-за неправильного перевода в некоторых изданиях «Слова» появилось шутливое выражение «растекаться мыслью по древу», что означает вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли.

Скелет в шкафу

«Скелет в шкафу» - английское выражение, означающее определённый скрываемый факт биографии (личный, семейный, корпоративный и т. д.), который в случае его обнародования способен нанести значительный урон репутации.

Появление выражения связано с медициной. Врачам в Британии не дозволялось работать с мёртвыми телами до 1832 года. И единственными телами, доступными для вскрытия в медицинских целях, были тела казнённых преступников. Хотя казни преступников отнюдь не были редкостью в Великобритании XVIII века, было маловероятно, что у конкретного врача оказалось бы в распоряжении много трупов за его трудовую биографию. По этой причине было обычной практикой для врача, который имел счастье препарировать труп казнённого преступника, сохранить скелет для научно-исследовательских целей. Общественное мнение при этом не позволяло врачам держать скелеты на виду, поэтому они вынуждены были держать их подальше от посторонних глаз. По этой причине многие подозревали, что врачи держали где-то у себя скелеты, и одним из таких мест мог быть шкаф.

Что означает выражение "сирота казанская", скорее всего, знает каждый, потому что в речи мы очень часто употребляем этот фразеологизм. А вот какова история, и почему сирота именно казанская - на это вопрос мы и попробуем найти ответ.

Значение фразеологизма "казанская сирота"

Русский язык богат фразеологизмами. Например, человека, который старается вызвать жалость к себе, показывает себя несправедливо обиженным и обездоленным, часто называют "казанская сирота". Значение фразеологизма очень простое и понятное. Оно несет в себе одновременно и жалость, и долю насмешки, иронии над тем, кто пытается казаться жалким. Очень часто "сиротой казанской" называют и человека, который постоянно жалуется на свои неудачи, но виноват в них сам.

Сейчас эта фраза настолько прочно закрепилась в нашей речи, что порой мы не задумываемся, каков же первоначальный смысл этого эпитета - "казанская сирота". Значение и происхождение фразеологизма между тем очень интересны и уходят своими корнями в далекое прошлое.

Немного истории

Все мы помним многочисленные завоевания Ивана Грозного. "Казань брал, Астрахань брал, Ревень брал" - знаменитая крылатая фраза из комедийного фильма. Значение фразеологизма "казанская сирота" и его история как раз и относятся к доблестному времени взятия Казани.

Захватить Казанское ханство воины Ивана Грозного пытались трижды, но попытки не увенчались успехом. В войске не было порядка и слаженности. И вот Иван Грозный придумал хитрый ход, который заключался в осаждении города и постепенном сужении "кольца", в результате чего город оставался без источников продовольствия и помощи. Идея удалась, и Казань была взята даже быстрее, чем ожидали самые опытные воины. Не успел на помощь и Крымский хан, что тоже было на руку русскому царю.

Как же поступил Иван Грозный с плененными казанскими князьями? Попытался сделать их союзниками. Оставил им все их владения, щедро одарил, поставил на государственную службу при хорошем жаловании - все для того, чтобы в Казанском ханстве были верные подданные.

Происхождение фразы "казанская сирота"

Вот мы и подошли к самому главному: значение фразеологизма "казанская сирота" как раз и сформировалось во времена взятия Казани. Так стали называть тех самых казанских ханов, осыпанных всевозможными милостями, но все время жалующихся на свою горькую судьбу и выпрашивающих для себя все новые и новые блага. В челобитных к царю они сами себя нередко называли "сиротами". Русские бояре, видя кого-нибудь из этих горе-ханов, с усмешкой приговаривали: "Вот сирота казанская!"

Выражение быстро распространилось, проникло во все уголки большой страны и через короткое время приобрело переносный смысл - именно тот, в котором мы употребляем эту фразу и по сей день.

Другая версия

Есть и другая точка зрения, объясняющая фразу "казанская сирота". Значение фразеологизма восходит к той же исторической эпохе - взятию Казанского ханства Иваном Грозным. Дело в том, что после покорения Казани многие семьи были полностью убиты, а в каких-то уцелели лишь малые дети. Их велено было отдать на воспитание крестьянам, боярам и даже дворянам в различные города и села Руси. Таких детей и стали называть сиротами казанскими. Но употребление фразы в этом смысле не имело иронического значения. Скорее, оно было сочувственным: фраза использовалась в отношении ребенка, оставшегося без родителей и отданного на попечение чужим людям, в чуждую ему культуру.

Фразеологизм в наши дни

Хотя много лет прошло с тех далеких событий, фразеологизм "сирота казанская" прочно закрепился в речи и активно используется по сей день. Его можно слышать в повседневном общении, видеть на страницах произведений художественной литературы. Пусть не все вдумываются в исторический смысл выражения, но употребляют его достаточно часто.

Значение фразеологизма "казанская сирота" обыгрывается в трогательном новогоднем фильме Владимира Машкова, но смысл в него вложен, скорее, сочувственный, нежели насмешливый. Фильм о русской девушке, учительнице, пытающейся найти своего отца, который даже не знал о ее рождении. На ее письмо откликнулись сразу трое мужчин, каждый из которых мог оказаться тем самым, кого она искала. Вот так девушка, еще недавно считавшаяся круглой сиротой, обрела сразу трех замечательных отцов!

Статьи по теме: