Умный текстиль. Текстиль в интерьере: натуральный или искусственный

Выбор текстиля в интерьер - непростая задача, ведь здесь стоит учитывать не только внешние характеристики, такие, как принты и цвет, но и их состав, прочность и правила ухода.
О том, как правильно выбрать подходящую ткань, мы спросили дизайнера интерьеров, руководителя архитектурного бюро Victoria Vlasova Interiors - Викторию Власову.

Характеристики тканей – как выбрать подходящий материал

При выборе ткани для оформления интерьера следует учитывать не только собственные предпочтения, но и характеристики материала – функциональность, удобство и прочность. Чтобы выбрать подходящий материал, нужно иметь представление о классификации тканей, а также о том, каковы основные особенности каждого из них.
Состав тканей
Главная характеристика ткани – это ее состав. На сегодняшний день в производстве тканей используются натуральные нити: растительные хлопок и лен и животные шерсть и шелк, а также искусственные – вискоза, и полностью синтетические – полиамиды и полипропилены.

Чем больше в ткани натурального состава, тем выше она по качеству стоимости. На практике это характеризуется большей износостойкостью, более приятными на ощупь фактурами, меньшей подверженностью выгоранию на солнце. Поэтому натуральные ткани более функциональны. К тому же натуральная ткань изящна при драпировке и придает интерьеру дорогой и стильный вид.

Поэтому, выбирая ткань, первым делом следует обратить внимание на ее состав – в ней должно быть не менее 60% природных нитей.

Однако если речь идет об оформлении общественных интерьеров – ресторанов, кафе, отелей – здесь категорически запрещено использование натуральных тканей из-за требований по пожарной безопасности. Для таких интерьеров существует своя линейка тканей, по фактуре не отличаемой от натуральных, при этом соответствующая нормам оформления общественных интерьеров.



Прочностные характеристики тканей

Следующим параметром, важным при выборе тканей, является результат теста Мартиндейла (аналоги: тест Визенбека, тест Столла) – специальная методика для определения уровня износостойкости материала. В процессе тестирования ткань протирается о другой материал по кругу до появления определенного количества рваных нитей. Количество пройденных до момента истирания оборотов определяет качество ткани. Самая низкая характеристика для портьерных тканей – 6000 оборотов, для обивочных – не менее 20000 оборотов. Эти показатели следует обязательно учитывать при выборе тканей для обивки мебели.

Еще одной важной характеристикой, определяющей качество ткани, является прочность по шву – показатель, как ткань ведет себя при натяжении. Этот также важно при выборе обивочной ткани для интерьера. В зависимости от задач проекта не менее важно учитывать стойкость к выгоранию тканей и огнеупорность.



Следующая характеристика, которую важно учитывать и продумывать – размерность. Существует два ключевых размера: 1 - 1,40 м и 2 – 2,83 м. Сложности возникают в проектах с высокими потолками – от 3-х метров. Если для оформления окна выбрана однотонная ткань, проблем нет, а если мы говорим о ткани с принтом, где шаг может достигать до 70 см., важно не ошибиться в расчете ткани для совпадения рисунка.



Уход за тканями

Помимо того, что при выборе тканей важно понимать их состав и характеристики, заказчика нужно предупреждать и об особенностях ухода за тканями. Портьеры, подушки, обивка мебели – все это может прийти в негодность после первой неправильной чистки. Обращайте внимание на правила ухода за тканью, указанные на каждой из них, ведь одни можно стирать, а другие – нет. Одни подвергаются влажной чистке, а другие нужно сразу обрабатывать специальными составами при определенной температуре. Обо всем этом должен быть предупрежден ваш клиент.



Учитывая все эти правила, создать прекрасный образ с помощью грамотного подобранного текстиля будет несложно. Главное – досконально изучить выбранный бренд и его ассортимент.

Изделия из текстильных материалов окружают нас повсюду: в спальне, на кухне, в ванной, в офисе и магазине… Это одежда, шторы, полотенца, скатерти, салфетки, мебельные чехлы, игрушки, белье… Даже флаги и праздничные транспаранты на улицах города – это тоже текстильная продукция. Так что же такое текстиль? Чем он отличается от ткани?

Общая характеристика текстильных материалов

Согласно толкованию словарей, текстиль – это материалы, изготавливаемые из пряжи или нитей, обычно на ткацком станке. То есть – ткани. Однако сегодня к категории текстиля обычно относят и другие виды полотен:

  • собственно текстильную ткань;
  • трикотаж (вязаные полотна);
  • валяные материалы;
  • нетканый текстиль.

Но все же чаще всего под текстильным полотном подразумевают ткань. Какими бывают ткани?

Отвечая на этот вопрос, тканые полотна можно делить на группы по разным признакам. Например, по сезону. Такое деление уместно для одежных тканей и включает в себя текстиль трех видов:

  • зимний;
  • летний;
  • демисезонный.



По назначению все ткани делятся на множество групп:

  • плательные;
  • костюмные;
  • бельевые;
  • бытового назначения (постельные, столовые);
  • шторный и ;
  • гардинный;
  • специальный (для спецодежды);
  • обивочный;
  • технический.


Волокнистый состав

Это самый распространенный вид деления текстильных материалов. От него напрямую зависят свойства, требующиеся для изделий разного назначения:

  • прочность – для обивочных тканей;
  • гигроскопичность (способность впитывать влагу тела) – для одежды;
  • несминаемость, износостойкость – для обивки и покрывал и т.д.



Итак, по составу волокон, из которых состоит тот или иной вид текстиля, можно выделить ткани:

  • натуральные – состоят полностью из природных волокон, таких как хлопок, лен, шерсть, шелк;
  • искусственные – их состав натуральный (чаще всего – целлюлоза), но способ получения – химический (ацетат, вискоза);
  • синтетические – изготавливают из волокон, полученных полностью химическим путем (полиэстер, нейлон, капрон, лавсан, полиэфир и др.);
  • смесовые – состоят из различных смесей натуральных, синтетических, искусственных волокон.

В зависимости от состава разнятся и требования к уходу за разным текстилем. Одни волокна боятся солнца, другие – сильного отжима, третьи – высоких температур. Эта информация обычно указывается на ярлыках готовых изделий или материала для их пошива.

Текстиль окружает нас всюду. Для того чтобы правильно подобрать его для конкретных целей, нужно учитывать все эти факторы. Ну а правильный уход позволит продлить срок службы текстильных изделий.

Не только шторы на окнах, обивка на мебели и узоры на подушках украшают интерьер. Текстиль способен на многое и даже бросить вызов обыденности!

Есть небанальные способы использовать его в интерьере. Ими поделимся ниже. Поехали!

Шторы как дверь

Если захотелось больше свободного пространства и света в квартире - штора вместо двери будет отличным вариантом.

“Шторы-двери” подойдут для кухни, гостиной, столовой или коридора. Для тех мест, где семья проводит время вместе, и нет необходимости в полном уединении.


Такое решение - находка для детской. Для детей дверь самый травмоопасный предмет: и шишки набить и пальцы прищемить могут запросто! На помощь родителям придет плотная штора.


Ткань вместо двери в гардеробной - хороший вариант. Спальня - царство текстиля, поэтому повесив в гардеробной штору можно:

а) зрительно увеличить помещение, открыв спрятанную систему хранения,

б) обновлять интерьер (повесить другую штору проще, чем новую дверь),

г) уютизировать спальню еще больше

Для таких “дверей” используют сатин, лен, шелк, жаккард, хлопок. Плотные портьерные ткани смотрятся дорого и лучше защитят вещи от попадания пыли.

Лайфак: прежде чем идти в магазин за тканью, обязательно измерьте стену, по которой располагается гардеробная: чтобы шторы лежали красивыми складками, они должны быть по ширине на 60-70% больше стены.


Шторы как способ зонирования

Шторами можно разделить гостиную и столовую, спальню и кабинет, не возводя дополнительных конструкций. Плюсы такой конструкции:

    экономия дорогих для нас сантиметров в помещении: передвигаем или совсем убираем шторы, если захочется больше пространства

    экспериментируем с дизайном: изменить или обновить интерьер можно просто поменяв текстиль

    не мучаемся с установкой - шторы легко крепятся на обычные карнизы


Здесь стоит соблюдать пару простых правил: для разделения зон в основном используют одну легкую и прозрачную ткань, другую - плотную и темную. Чтобы сделать помещение светлым - задвигают только светлую занавеску, чтобы сделать зону закрытой - используют плотную ткань.

Лайфак: Для установки зонирующих занавесок используем: рейки, карнизы (пластиковые или деревянные), крепежи, фиксаторы и подхваты. Крепежный элемент располагайте под потолком. Тяжелые полотна стоит повесить на большие кольца с массивным карнизом. Так перегородка не будет провисать со временем.

Тяжелую ткань можно повесить на потолочную шину. Она состоит из прочной пластины, которая крепится к потолку с помощью одного шурупа. Шину можно отрезать до нужной длины ножовкой.


Текстиль как обои

По традиции стены в квартире должны быть обязательно окрашены, оштукатурены или оклеены обоями. Нет, это совсем неплохо! (кроме газетной отделки перед поклейкой) Но как вам такое предложение - просто взять и обтянуть стену тканью?

Так, решаем сразу несколько проблем:

    не заморачиваемся о единой концепции пространства - можно использовать одну ткань на стенах, в мебели или в предметах декора (например, обтянуть тем же текстилем прикроватный торшер или кресло, диванные подушки)

    не нужно удалять небольшие неровности стен - ткань скроет все огрехи

    не беспокоимся о шумоизоляции - ткань поглощает шумы гораздо лучше обоев, а ее пористая структура задерживает воздух и создается дополнительное тепло


Из натуральных материалов используют жаккард, хлопок, лен, джут, из искусственных - полиэстер, вискоза, полиакрил.

Можно использовать текстиль на стенах по всему периметру или задействовать только часть стены.

Лайфак: п рикрепить тканевые обои можно:

  • на липкую ленту
  • обойные гвозди
  • мебельный степлер (если прикрепляем к дереву или гипсокартону)
  • просто натянуть на рейки, как натяжные потолки


Текстиль как панно

Что делать, если картины на стенах больше не приносят радости и в закромах лежит любимый отрез ткани? Сделать панно из имеющегося текстиля!

Ткань просто натягивается на картон или дощечку подходящего размера. Это могут быть композиции из однотонных цветов, геометрические композиции из разнофактурного текстиля или просто одно панно с рисунком.


Совет: желательно, чтобы цвет и рисунок на панно перекликался с предметами мебели и декора, так сохранится единый стиль в интерьере.

Лайфак: е сли не ходите в кружок кройки и шитья - это не повод расстраиваться. Вот пара советов по созданию текстильного панно своими руками:

    готовим старую раму или лист плотного картона или ДСП

    на основу натягиваем подготовленную ткань, после чего заворачиваем ее с обратной стороны и фиксируем при помощи клея

    прикрепляем эту базу к раме

    если рамы нет, берем фанеру

    к лицевой стороне прикрепляем поролон или синтепон

    эту основу обтягиваем подготовленной тканью и с обратной стороны фиксируем

Поздравляем, вы теперь мастер на все руки!


Ковер в стиле пэчворк

Когда разные лоскутки ткани сшиваются вместе в единое полотно, получается пэчворк.

Собирается из простых однотонных кусков ткани или из разноцветных, геометрических, несвязанных между собой рисунков. Популярны изделия из хлопка, синтетики и вискозы.

Квадраты, треугольник, полосы, соты - формы лоскутков могут быть любые. Все зависит от дизайнерского видения и особенностей интерьера.


Такой ковер подойдет для любой комнаты. Однако не стоит стелить в места, где они могут быстро испачкаться - на кухню или в коридор. А вот гостиная или спальня – прекрасное место для пэчворка. В скандинавском стиле, кантри, провансе, китче лоскутное оформление придется кстати.

Лайфак: п ри выборе коврика обращаем внимание:

  • на трикотаж, болонь, материалы, стилизованные под мешковину
  • плотность материала и способность к растягиванию
  • чтобы ткань не линяла


Ширма

Ширма многофункциональный предмет:

    прекрасно справляется с зонированием помещения

    служит местом для переодевания

    способна заменить шторы на окнах

    просто используется как элемент декора

Стандартный вариант - три или две створки в ширме. Каркас может быть любым: из дерева, металла, пластмассы. Ширмы для зонирования чаще делаются из плотной ткани: жаккарда, парчи, гобелена. Чтобы комната выглядела более легкой и светлой можно использовать легкий текстиль: шифон, лен, шелк.

Лайфак: т кань обычно крепится липучками, шнурками, пуговицами. Желательно, чтобы ширма была в одном стиле с другим интерьерным текстилем - шторами, скатертями, покрывалами.


Текстиль как способ скрыть лишнее

Иногда кажется, что предметы, стоящие на виду на полках, создают беспорядок в интерьере. Но они милы сердцу и убирать их не хочется. Что делать?

Можно установить шторки, заменяющие мебельные фасады или повесить ткань на стеклянные дверцы шкафов.


Такая тканевая драпировка пригодится на кухне. Легким движением руки отодвигаем занавески и достаем необходимый предмет. Такое решение подойдет для кухонь небольших размеров. Для открывания распашных дверок требуется место, которого обычно не хватает, а здесь экономим пространство и скрываем от посторонних глаз кухонную утварь.

Таким же способом можно спрятать косметические средства в ванной.

Лайфак: ч тобы сэкономить пространство на кухне, не нужно отказываться от любимого гарнитура. Даже если места настолько мало, что установленный стол не дает возможности открыться дверкам - это не повод расстраиваться. Прикручиваем шину для карниза к столешнице, вешаем на нее штору, гармонирующую с дизайном помещения. Чтобы сформировать аккуратные складочки, сверху можно повесить ленту для штор. И вуаля!

Мы не перестанем говорить, что изменить интерьер можно, начав с малого. Самая незначительная, на первый взгляд, деталь, способна обновить помещение. Пройдите наш , определитесь, поймите, какой стиль вам подходит. И начинайте собирать его потихоньку.

И живите легко!

Рассуждая об интерьере, сложно сказать, что является его основополагающей и важной частью. Кто-то придает большое значение отделке стен и пола, кто-то - мебели, другие - аксессуарам. В действительности, интерьер представляет собой неделимую совокупность, в которой важна каждая составляющая. Для достижения гармонии в пространстве необходимо с должным вниманием отнестись к каждому элементу и его роли в создании общего баланса. Дизайн, как микромир, в котором все тесно взаимосвязано и существует по своим исключительным закономерностям. Сегодня мы с Вами обсудим роль текстиля в интерьере и поговорим о некоторых особенностях, которые стоит учесть. Текстиль является неотъемлемой частью жилых домов и квартир, офисных зданий, мест развлечений и отдыха, да и практически любого помещения. Сложно представить отсутствие текстиля при создании декора, но будьте уверены, там, где его все же нет, - не может быть и уюта.

Применение текстиля в разных стилях

Присутствие текстиля в дизайне интерьера известно с незапамятных времен. Изменению формы и текстуры предшествуют новые веяния и тенденции моды конкретного промежутка времени. Безусловно, самое «пышное время» в мире текстильного декорирования, а, может, моды и дизайна в целом - Барокко. В этом буйстве роскоши использовались гобелены, безворсовые ковры, натуральные и тучные портьеры, балдахины, роскошные убранства постели с множественными рюшами, бахромой, кистями. Каждый элемент выделялся своим величественным размером как отличительной особенностью. О стиле убранств Барокко, пожалуй, можно говорить часами, мы же остановимся на самых ярких примерах его отражения в текстиле, что поможет в дальнейшем подчеркнуть, добавить или воссоздать этот стиль.

При виде штор, идущих по стене, практически от потолка до самого пола, с драпировкой из дорогой, массивной ткани, не остается вопроса о стиле, к которому прибегнул декоратор. Однако стоить заметить, что если в ту эпоху шторы были из дорогой плотной ткани - парчи, атласа или бархата с золотой вышивкой или аппликацией, золотыми кистями и бахромой; то в нынешнее время используется такая же форма и массивная дорогая ткань, при этом вышивка, как правило, заменяется орнаментом из оникса, черепахи, малахита, либо других природных материалов, что подчеркивает величие и роскошь общей композиции.

В обивке мебели преобладающе использованы натуральные и яркие ткани, сложные детали или полоски, бахрома, драпировка. Кожа, как признак дурного тона, исключалась.

При декорировании спален кровати украшались балдахинами с бантами и рюшами.

Очень важно, чтобы обилие тканей разных фактур образовывало гармоничное сочетание общей композиции. Для достижения данного результата рекомендуется использовать одну цветовую гамму.

Ампир, зародившийся во Франции, также славился помпезностью. Богатое декорирование, выполненное в соответствии с абсолютной симметрией и уравновешенностью общего вида, содержащее элементы военной символики, призвано подчеркивать идеи могущества и власти. Использование однотонных тканей с золотой вышивкой придавало дворцовую атмосферу. Цветовая палитра подобрана в соответствии с цветами флага Франции - красный, синий и белый. Убранство спальни дополнялось использованием балдахинов и шелком, которым затягивались стены помещения.

Рассматривая более близкие к нам времена, мы с Вами не увидим то преобладание убранства и роскоши, присущее Барокко и Ампиру. К примеру, в Модерне воплотилась идея перехода от прямых углов и линий к «природным», более плавным и изогнутым. Часто за основу брались орнаменты растительного мира. Асимметрия при использовании тканей, полотна которой зачастую обвивались вокруг металлического карниза, имитируя волны, без строгой крепежной конструкции, придают общую легкость и динамику. Плавность интерьеру добавят портьеры из ткани прямоугольной формы, собранные декоративным шнуром. Для орнамента предпочтительны незамысловатые узоры. Спокойные, естественные, натуральные цвета, не режущие глаз своей яркостью.

Поп-арт привнес идею использования одной и той же ткани в качестве обивки и портьеры. Геометрические фигуры, ярки броские цвета, перетекающие с одного элемента интерьера на другой, создают однородное уютное пространство. Обивка мебели и занавески предпочтительны одной фактуры и единого орнамента. Преимущество отдается глянцевым и синтетическим тканям.

В настоящее время все больше дизайнеров решают вопрос об использовании пространства, отдавая предпочтение минимализму. Скромные геометрические формы, при отсутствии всяческого декора, позволяют добиться максимального функционала имеющейся площади. Изделия из текстиля отличает отсутствие всех возможных изысков - кистей, рюш. Ламбрекены в создании данного стиля - непозволительны. Для придания уюта можно использовать ковры с однородным ворсом. Элементы декора выполнены в однородной расцветке, без узоров и орнаментов, формируя пространство для спокойствия и отдыха.

Обсуждая стилистическое применение тканей, стоит также затронуть хай-тек, выделяющийся своей строгостью, холодом и ограниченным использованием текстиля. Предпочтение отдается синтетическим тканям серебристых, холодных тонов. Убранство гостиной допускает наличие элементов яркого цвета. Ярко-оранжевый или красный можно легко встретить на обивке мебели или пледах, подушках синтетического и грубого покроя. Элементом, подчеркивающим динамику и контрастность интерьера, выступает постельное белье, подобранное под цвет стен, дополняющее единство стиля.

Вязаные убранства, этнические орнаменты, натуральные цвета и материалы, использованные для оформления пространства, - элементы полюбившегося многим скандинавского стиля. Светлая цветовая гамма природных тонов, занавески из тонкого хлопка, тюль с вкраплениями цвета и льняные рулонные шторы излучают легкость и простоту, располагая к себе. Натуральность материалов и пастельные тона придают требуемый уют и душевное спокойствие.

Сочетание текстур и принта

Помимо того, что с помощью текстиля можно легко добавить элементы другой эпохи в современность, разбавить скучный интерьер или поменять стиль, текстиль может помочь и при расстановке акцентов в интерьере. Например, сделать визуально выше потолки, осветлить комнату, придать объем пространству.

При сочетании текстуры и принта в текстиле, в первую очередь, надо посмотреть, в каком стиле мы хотим видеть готовый вариант. Если это хай-тек, то все материалы должны быть синтетическими, а для обивки мебели или убранств подойдут грубые плотные однотонные материалы. Шторы легкие, серебристых тонов, без принта, который будет неуместен.

Выбирая полюбившийся скандинавский стиль, помимо этнических узоров и натуральных тканей, будут хорошо смотреться вязаные предметы, пледы или чехлы для кресел пуфиков. Конечно, какой бы стиль Вы ни выбрали, нужно понимать важность сочетания текстиля с общим цветовым решением пространства. Касаемо сочетания принтов всего помещения, необходимо прослеживать, чтобы он гармонировал по цвету или форме во избежание общего дисбаланса. Форма принта подразумевает дополнение гармоничного образа, а не точное повторение уже имеющихся элементов. Стоит понимать, что принт с острыми углами плохо будет сочетаться с закругленными линиями и принтами, имеющими круги. Если у вас нет привязки к определенному стилю, то смешивание текстур всегда рождает интересный образ, передающий индивидуальность, подходящий именно Вам. Пожалуй, самое главное правило - довериться своей интуиции и поддаться воле выбора, ведь в наше время с его быстротечностью и многообразием нужно попробовать все!

Говоря о приемах, которые можно использовать, - работа со шторами, объемом и освещением. Вот самые простые и действенные методы по увеличению пространства и придания объема помещению:

Шторы должны быть от самого потолка до пола, а может и чуть-чуть на нем лежать;

Шторы должны быть из легкой ткани или тюли;

Шторы должны быть в мелкую частую сборку;

Шторы должны быть белыми или совсем светлых, бледных оттенков и /или иметь вертикальные светлые тоненькие полосы;

Если нужно добавить не только объем, но и визуально увеличить окна, шторы должны быть не собраны, а расположены по обе стороны окна и исполнены в том же цвете, что и стены. Желательно соблюсти всех правила, перечисленные выше.

Текстильные изделия должны подходить к конкретной комнате. К примеру, при помощи вертикальных полос можно сделать пространство шире, а с горизонтальными полосами сделать окно шире. Разрабатывая варианты подхода к обустройству помещения, не стоит забывать, что помимо практической пользы применяемые решения могут также нанести вред и сказаться на конечном результате. Не стоит злоупотреблять ими в интерьере, ведь пресыщенность в данном вопросе будет носить отпечаток безвкусицы, добавляя разве что рябь в глазах. Также плотные шторы ярких цветов в маленькой комнате существенно уменьшат визуальное пространство, несмотря на остальные элементы, находящиеся в ней. В любом случае всегда стоит задуматься и о качестве материала, насколько он износостойкий, натуральный, водостойкий, подходит ли он для применения в заданной области.

Новшества в текстильном производстве

В контексте использования текстиля и его истории, стилей и их особенностей попробуем спрогнозировать дальнейшую динамику, заглянуть в будущее и его тенденции. Технологические новинки не стоят на месте и вносят новые свойства и области применения в привычные вещи.

Предпочтительные в данный момент натуральные ткани приобрели свойства не выгорать, полимерные покрытия и пропитка позволяют не пропускать свет и влагу, расширяя область применения в комплексе с долговечностью материала. Европа, в частности, Италия, - новатор разработок в области текстиля и производства ткани. Меняющееся в позитивном ключе отношение к дизайну внушает оптимизм. Происходящее импортозамещение открывает дорогу текстильным производствам, предоставляя возможность идти в ногу со временем и открывать новые направления. Так, например, Валентин Юдашкин в 2017 году планирует открыть текстильный кластер, так как, по его мнению, в нашей стране вполне возможно сделать текстиль, способный посоревноваться с западными образцами. Воплощение этих планов мы с Вами сможем наблюдать в скором времени.

Когда появились первые положительные результаты, стали говорить о начале эры «умного текстиля» (Smart textile, Intelligent textile), а положенные в их основу технологии назвали высокими, наукоемкими (Hi-ech). Изделия из «умного текстиля» находят широкое применение для экипировки военнослужащих, космонавтов и участников экспедиций, альпинистов, спротсменов, а так же в экстремальных условиях природных катаклизмов.


Развитие работ в области «умных волокон» идет в двух направлениях: колористическом и интеллектуальном. Колористическое направление связано с разработкой принципиально новых видов армейского камуфляжа и развитием моды, предлагающей одежду с необычными цветовыми эффектами. Суть их состоит в использовании фото-, термо- и гидрохромных красителей. Окрашенные ими ткани могут изменять цвет под действием воды, тепла и света подобно хамелеонам. Изменения могут иметь локальный характер неопределенной формы и четко выраженный рисунок на тех или иных деталях или участках одежды.
Работы по использованию термо-, фотохромных красителей и материалов для военных целей и космоса начали интенсивно развиваться в 70-е годы прошлого века. По уровню разработок камуфляжа впереди идут США и Япония. Интенсивные исследования проводятся в Китае, Южной Корее, Тайване. Ткани-«хамелеоны», способные изменять свой цвет в зависимости от внешних факторов - идеальный материал для армейского камуфляжа. Подобно коже живых рептилий защитная одежда военного сможет мимикрировать, адаптируясь к изменениям окружающей среды.
Реализация этих идей весьма заманчива и интересна для армии, но в то же время достаточно сложна и пока не осуществлена полностью, поскольку, в отличие от бытовой одежды, к армейскому камуфляжу предъявляются очень жесткие требования по устойчивости окрасок к действию светопогоды, трению, стиркам и химчистке.

Интеллектуальный текстиль
Интеллектуальное направление в развитии умного текстиля - это создание и промышленное освоение технологий, обеспечивающих получение текстильных материалов с широким набором новых свойств, расширяющих области их применения. В первую очередь работы в этом направлении были связаны с армейскими заказами.
«Умные» ткани должны уметь «следить» за сердечным ритмом солдата, вводить, если необходимо, соответствующие лекарства или купировать раны, сигнализировать о самочувствии больного. Одежда из «умных» тканей должна самоочищаться, поддерживать требуемую температуру в пододежном пространстве, нейтрализовать химические отравляющие вещества, обладать свойствами бронежилета. Экипировка военного должна при этом оставаться легкой, не стесняющей движений, а система связи, включая дисплей компьютера и клавиатуру, быть не только легкой, но и мягкой, способной изменять свою конфигурацию.
Реализовать подобное «чудо» и сделать его явью стало возможным в связи с интеграцией наукоемких технологий (hi-tech) в текстильное производство. Ведущую роль в этом сыграли нанотехнологии.

Нанотехнологии в текстиле
Понятие «нанотехнология» ввел американский физик Ричард Фейман в 1959 году. Размерность наночастиц простирается от 0,1 до 100 нм. Нанотехнологию определяют как технологию производства материалов путем контролируемого манипулирования с атомами, молекулами и частицами сверхмалого размера и получения материалов с фундаментально новыми свойствами. Это своего рода «генная инженерия», но с неживыми объектами. Ничтожно малый размер частиц, формирующих материал, резко меняет его структуру, увеличивает внутреннюю поверхность, приводя к появлению новых свойств. Внутренняя структура, сформированная из наночастиц, придает материалам очень высокую прочность и совершенно новые свойства, отсутствующие при получении материала по традиционной технологии. Например, обычно хрупкая керамика при получении ее по нанотехнологии проявляет пластичность.

Биоремень, закрепляющийся на грудной клетке, который оснащен встроенными интеллектуальными датчиками, способными хранить и передавать информацию.

Нанотехнологии - это передовой рубеж науки, востребованный в различных отраслях промышленности: в космической и авиационной технике, вооружениях и обмундировании армии, в спортивной одежде и спортивных снарядах, медицинском и домашнем текстиле, современных средствах связи, автомобилестроении и многом другом.
На сегодняшний день в текстиле внедряются следующие нанотехнологии:
- производство нановолокон;
- заключительная отделка с использованием нанотехнологий.

Производство нановолокон
Нановолокна можно производить, наполняя традиционные волокнообразующие полимеры отличающимися по конфигурации наночастицами различных веществ или путем выработки ультратонких (диаметром в рамках наноразмеров) волокон.
Наполненные наночастицами волокна начали производить с 1990 года. Такие волокна малоусадочны, имеют пониженную горючесть, повышенную прочность на разрыв и истирание и в зависимости от природы вводимых наночастиц могут приобретать другие защитные свойства, требующиеся человеку.
В качестве наполнителей волокон широко используют углеродные нанотрубки с одной или несколькими стенками. Волокна, наполненные нанотрубками, приобретают уникальные свойства - они в 6 раз прочнее стали и в 100 раз легче ее. Наполнение волокон углеродными наночастицами на 5-20% от массы придает им также сопоставимую с медью электропроводность и химическую устойчивость к действию многих реагентов.
Углеродные нанотрубки используются в качестве армирующих структур, блоков для получения материалов с высокими прочностными свойствами: экранов дисплеев, сенсоров, хранилищ жидкого топлива, воздушных зондов и т.д. Например, при наполнении углеродными нанотрубками поливинилспиртового волокна, получаемого по коагуляционной технологии прядения, оно становится в 120 раз выносливее, чем стальная проволока и в 17 раз легче, чем волокно Кевлар (самое известное и прочное арамидное химволокно, получаемое по традиционной технологии и используемое в бронежилетах). Подобные нановолокна уже сейчас начинают применять для производства взрывозащищающей одежды и одеял, защиты от электромагнитных излучений.
Очень ценные и полезные свойства химические волокна приобретают при наполнении их наночастицами глинозема. Наночастицы глинозема в виде мельчайших хлопьев обеспечивают высокую электро- и теплопроводность, химическую активность, защиту от УФ-излучения, огнезащиту и высокую механическую прочность. У полиамидных волокон, содержащих 5% наночастиц глинозема, на 40% повышается разрывная нагрузка и на 60% - прочность на изгиб. Такие волокна используют в производстве средств защиты от ударов, например защитных касок. Известно, что полипропиленовые волокна очень трудно окрашиваются, что существенно ограничивает область их применения в производстве материалов бытового назначения. Введение 15% наночастиц глинозема в структуру полипропиленовых волокон обеспечивает возможность крашения их различными классами красителей с получением окрасок глубоких тонов.
Интенсивно развиваются исследования и производство синтетических волокон, наполненных наночастицами оксидов металлов: ТiO2, Al2O3, ZnO, MgО. Волокна приобретают следующие свойства:
- фотокаталитическую активность;
- УФ-защиту;
- антимикробные свойства;
- электропроводность;
- грязеотталкивающие свойства;
- фотоокислительную способность в различных химических и биологических условиях.
Еще одним интересным направлением в производстве нановолокон является придание им ячеистой, пористой структуры с наноразмерами пор. При этом достигается резкое снижение удельной массы (получение легких материалов), хорошая теплоизоляция, устойчивость к растрескиванию. Образующиеся нанопоры волокон могут быть заполнены различными жидкими, твердыми и даже газообразными веществами с различным функциональным назначением (медицина, ароматизация текстильных полотен, биологическая защита).
Другой тип нановолокон - ультратонкие волокна, диаметр которых не превышает 100 нм. Эта тонина обеспечивает высокое значение удельной поверхности и, как следствие, высокое удельное содержание функциональных групп. Последнее обеспечивает хорошую сорбционную способность и каталитическую активность материалов из подобных волокон.
В Европе (Англия, Франция), США, Израиле и Японии параллельно идут интенсивные работы по созданию синтетических белковых волокон, имитирующих структуру паутины, имеющей непревзойденные физико-механические свойства. Используя для выработки подобного белка другие продуценты (микроорганизмы, растения), удалось получить полимерные белковые нановолокна толщиной около 100 нм. Мягкий и сверхпрочный «паучий шелк» сможет заменить жесткий и негибкий кевлар в бронежилетах. Области применения «паучьего шелка» разнообразны: это и хирургические нити, и невесомые и чрезвычайно прочные бронежилеты, и легкие удочки, и рыболовные снасти. Пока речь идет о малых партиях, но нанотехнологии развиваются столь бурно и стремительно, что промышленного выпуска изделий, изготовленных из «паучьего шелка», ждать недолго.

Нанотехнологии в заключительной отделке
При заключительной отделке текстильных материалов используют наночастицы различных веществ в виде наноэмульсий и нанодисперсий. При этом материалам могут придаваться такие свойства, как водо- и маслостойкость, пониженная горючесть, противозагрязняемость, мягкость, антистатический и антибактериальный эффекты, термостойкость, формоустойчивость и др. Наиболее известной нанотехнологией заключительной отделки является отделка Teflon, обеспечивающая водо-, масло-, грязезащитные эффекты. Для ее реализации используют наноэмульсии фторуглеродных полимеров. Располагаясь на внешней поверхности каждого отдельного волокна, эти гидрофобные наночастицы образуют новую поверхность, своеобразный «зонтик», наподобие того, что существует на внешней поверхности растений, шерсти животных, перьях птиц. В отличие от традиционных технологий аналогичного назначения, наночастицы, придавая требуемые эффекты, не перекрывают капиллярно-пористую структуру волокнистого материала, он остается «дышащим», поскольку его микропоры остаются открытыми для воздухообмена. Придаваемые эффекты устойчивы к многократным стиркам. Отделка по нанотехнологиям придает текстильным материалам из химических волокон хлопкоподобный внешний вид, а изделия из хлопка становятся малосминаемыми и приобретают формоустойчивость.
В разных странах достаточно широко проводятся исследования по созданию «самоочищающихся» текстильных материалов с помощью нанотехнологий. Задача исследователей - придать текстилю такой же эффект, какой свойственен живой природе: листьям растений, крыльям бабочек и насекомых, панцирям жуков. Наноэмульсии формируют на волокнах тонкую трехмерную поверхностную структуру, с которой вода, масло и грязь легко скатываются и смываются. Получаемый «супергидрофобный» эффект приводит к тому, что образующаяся на поверхности материала круглая капля способна скатываться с нее без следа при малейшем наклоне. Такие загрязнения, как пыль и сажа удаляются вместе с каплями воды, а материал приобретает эффект «самоочищения».
Использование наноэмульсий дает возможность получать из хлопка текстильные материалы, лицевая сторона которых проявляет гидро-, масло-, грязеооталкивающие свойства, а изнанка остается гидрофильной, способной поглощать влаговыделения тела (пот). Одновременно такому материалу можно придавать различные бактериостатические эффекты, в том числе препятствующие появлению запаха пота. Основное назначение подобных материалов - армейская экипировка, спортивная одежда и одежда для активного отдыха.
В полимерную наноэмульсию можно также вводить наночастицы оксидов металлов TiO2, MgO, обладающих каталитической активностью, и пьезокерамические частицы для производства волоконных сенсоров, регистрирующих сердечный ритм и пульс при контакте такого материала с кожей человека.
Нанотехнологии позволили создать токопроводящие текстильные материалы, которые оказались востребованными не только для военного назначения, но и во многих отраслях мирной жизни. Электропроводящие текстильные материалы дают широкий простор для инноваций в производстве антистатической одежды и электромагнитного экранирования, для снятия заряда или подавления радиополей, а также для производства тканей с подогревом.
Сегодня токопроводящие ткани благодаря нанотехнологиям нанесения металлов - мягкие и легкие материалы, их можно стирать, подвергать химчистке.
Обычно напылению подвергают волокна, а не ткани. При переработке на ткацких станках такие волокна не создают проблем. Первые наноматериалы для напыления были выпущены на рынок фирмой DuPont, которая применяла наночастицы серебра. В настоящее время помимо серебра предложены более дешевые и доступные металлы.
Электропроводящие свойства придаются не только за счет металлизации волокон, но и другими способами. Для гидратцеллюлозных волокон типа лиоцелл предложено введение в структуру волокна наночастиц электропроводной сажи. В зависимости от концентрации последней свойства электропроводимости будут изменяться. Электропроводные материалы из волокон лиоцелла находят применение в широкой области электрорезисторных изделий.

Создатели спортивной одежды предложили еще одну модель для мотоциклистов и велосипедистов - нагревающийся жилет, который подсоединен к мотоциклу или велосипеду, а вырабатываемая энергия передается к токопроводящей одежде. Максимальная температура нагрева - 43 оС. Жилет можно носить и автономно, без транспорта, для этого разработан специальный пояс с батареями. В улучшенную модель жилета встроен миникомпьютер, который позволяет программировать нагрев разных частей тела. Разработчики утверждают, что их потребителями могут быть не только экзальтированные любители экстравагантной одежды, а обычные рабочие, машинисты, «дальнобойщики», работа которых связана со значительными колебаниями температуры.
Для создания обогреваемой одежды можно использовать не только токопроводящие ткани. Предложено вводить в волокна содержащие парафин микрокапсулы, которые способны поглощать тепло, выделяемое, например, телом лыжника, и, наоборот, отдавать его при перепаде температур и уменьшении теплоотдачи телом. Куртки с таким «теплообогревом» уже имеются в продаже.

Немецкая компания Infineon Technologies разработала образцы тканей и напольных покрытий, содержащих в своей структуре кремниевые чипы и соединительные волокна. Сеть чипов, вплетенная в ткань, самоорганизующаяся: один чип связывается со своими ближайшими соседями, обменивается данными с ними и через них с другими узлами сети. Если из строя выходит один чип, то данные переправляются по другим маршрутам. В текстильный материал могут вживляться самые разные чипы - светодиоды и сенсоры, реагирующие на свет, температуру, влажность, давление и т.п. Напольные покрытия, выполненные подобным образом в помещениях с большим количеством людей, могут, в случае опасности, образуя светящиеся дорожки и знаки, указывать маршруты движения людей к аварийным выходам. С помощью этих покрытий можно даже обнаружить присутствие в помещениях посторонних людей.
Чипы, включенные в хлопковую пряжу, способны определять температуру, давление, движение и вибрацию, предоставлять в случае пожара спасательным службам информацию о распространении огня. Первая продукция этой фирмы должна увидеть свет уже в этом году.
В США ведутся работы по созданию жилетов, позволяющих пилотам сверхзвуковых самолетов ВМФ быстро ориентироваться в пространстве в критических ситуациях. Эксперты полагают, что 7 из 10 авиакатастроф, случившихся со сверхзвуковыми истребителями ВМФ США, связаны с потерей ориентации пилотами при плохой видимости и невозможностью вследствие этого предпринять действия, предотвращающие аварию или смягчающие ее. Действие спецжилета основано на чувстве осязания. В него вшиты тактильные стимуляторы, посылающие в нужный момент вибрацию, что препятствует дезориентации и ориентирует внимание пилотов на нахождение сторон (вверх, вниз, влево, вправо). На сегодняшний день испытан первый вариант жилета и ведется активная работа над его усовершенствованием.
Умные ткани широко используют лидеры спортивной индустрии - фирмы Adidas, Nike, Reebok, создавая экипировку для спортсменов высшего эшелона, участников олимпиад, мировых и европейских первенств. Спортивная одежда участников подобных соревнований становится все более специализированной и усложненной, способной влиять на результаты спортсменов.

Фирма Nike является обладателем патента на технологию Zoned Aerodynаmic (аэродинамическое зонирование): в костюмах для конькобежцев и лыжников применяется до 6 различных материалов, сочетание которых оптимизирует аэродинамические свойства одежды. Каждый вид материала используется для «прикрытия» определенной части тела, а швы обработаны таким образом, чтобы свести к минимуму сопротивление. Облегающий костюм для пловцов «акулья шкура», созданный в соответствии с гидродинамическими требованиями фирмой Adidas, помог на Олимпийских играх в Сиднее (2000 год) австралийскому пловцу Яну Торпу выиграть 3 золотых медали. Британская компания Speedo, конкурирующая с Adidas, создала водоотталкивающий костюм, который облегчает пловцам скольжение в воде и повышает их скорость.

Hi-tech технологии взяла на вооружение фирма Woolmark - мировой лидер по выпуску высококачественных изделий из мериносовой шерсти. Она объявила о выпуске на потребительский рынок новой категории товаров с маркировкой Woolscience - «умная шерсть». Изделия под этой маркировкой содержат шерстяное волокно, которое обладает принципиально новыми техническими свойствами. Чистошерстяные и полушерстяные изделия с маркировкой Woolscience находят широкое применение в различных рыночных областях. Потребительские свойства изделий Woolscience соответствуют самым жестким условиям эксплуатации, обеспечивая активный и комфортный влагообмен. Такие достоинства изделий, как безусадочные свойства и огнестойкость, экологичность, прочность и износоустойчивость делают их востребованными в транспорте, при изготовлении одежды и постельных принадлежностей. Первым коммерческим партнером, получившим лицензию на производство тканей из «умной шерсти», была австралийская ткацкая фирма Melba Industries Pty Ltd. Она уже поставляет технические особо прочные ткани Woolscience для австралийского Министерства обороны.
Одним из недостатков шерстяных волокон является их усадка. Традиционные технологии безусадочной отделки не обеспечивают «нулевую» усадку. Требования покупателей, которые хотят быть совершенно уверенными в том, что при домашней стирке изделия фирмы Woolmark не дадут никакой усадки, смогла удовлетворить разработанная нанотехнология безусадочной отделки шерстяного топса Total Easy Care. Маркировка знаком универсального ухода Woolmark Total Easy Care гарантирует потребителям 100%-ное сохранение линейных размеров изделий. В настоящее время шерстяные ткани и одежду из них с «нулевой» усадкой изготавливают 4 фирмы, находящиеся в Австралии, Китае и Тайване. Промышленно производится также шерстяной топс для выпуска трикотажных пряж и изделий из них. Отделка Total Easy Care обеспечивает одежде повышенную носкость и делает изделия более привлекательными для потребителей.

Ароматные ткани
Мода чрезвычайно активно влияет на расширение сфер применения «умного текстиля», предоставляя ему все новые и новые позиции и ниши в ее царстве. Идея выпуска ароматизированных тканей витала в мире моды давно. Известно много попыток в этом направлении. Однако запахи были слишком резкие и сильные или быстро улетучивались. Создать ароматные текстильные материалы с мягким ненавязчивым парфюмом пролонгированного действия долго не удавалось. Успех пришел только в конце прошлого века.
Химикам известны соединения, которые благодаря своему строению обладают удивительным и важным свойством - способностью к образованию с различными веществами комплексов типа «хозяин-гость», называемых инклюзионными комплексами, соединениями-включениями, клатратами. Такой комплекс представляет собой соединение, в котором в полость молекулы «хозяина» включена молекула «гостя» без образования прочных химических связей. Подобный комплекс не влияет на физические и химические свойства «гостя», но «хозяин» способен его удержать подле себя определенное время. Подбирая соответствующие габариты «гостя» и «хозяина» и удерживающую силу последнего, можно запрограммировать и рассчитать длительность пребывания в «гостях». При создании душистых текстильных материалов «гостями» стали химические соединения, обладающие запахами. Комплексы-включения обладают эффектом пролонгированного действия, и запах способен сохраняться в течение длительного времени. Особое распространение и популярность ткани с парфюмом получили в Азии.
Большое внимание созданию душистых тканей уделяет компания Woolmark, которая в содружестве с одним из подразделений английской фирмы ICI разработала технологию Sensory Percention Technology TN, открывающую широкие возможности для производства разнообразных ароматных тканей и экологичных видов текстильной продукции. Ароматические вещества подвергаются нанокапсулированию и вводятся в волокнистый материал. Капсулы устойчивы к воздействию влаги, стирке и химчистке, заключенные в них ароматные вещества не испаряются и не разлагаются при действии окислителей. Капсулы активизируются в момент движения или соприкосновения, выделяя скрытые в них ароматы в окружающую среду. Это происходит при одевании или снятии одежды, чистке ковровых покрытий или мебельных тканей.
Еще один пример «интеллектуального» текстиля - материалы с селективным высвобождением, которые в сочетании с биосовместимыми разлагаемыми полимерами
нашли применение в создании имплантационных медицинских тканей. Биоразлагаемые волокна используются в качестве хирургических имплантатов, искусственной кожи и нетканых материалов для перевязки ожоговых ран. Как правило, подобные перевязочные материалы содержат в себе лекарственные препараты пролонгированного действия.
В настоящее время в текстильном производстве промышленно развитых стран Европы, Азии и Америки происходит смена приоритетов - традиционный текстиль уходит в развивающиеся страны, а его место занимает «умный» текстиль медицинского, бытового, технического, информационного назначения и т.д., для получения которого используют наукоемкие технологии. Европа и Америка поняли, что конкурировать в производстве традиционного текстиля с Китаем, Индией, Вьетнамом, Южной Америкой, где очень дешевая рабочая сила, бесполезно. Богатство развитых стран - интеллект, и именно его надо ставить во главу угла.
Освоение нанотехнологий текстильной отраслью требует создания нового оборудования и новых выпускных форм отделочных материалов, решения проблем стабилизации наноэмульсий и контроля качества текстильных материалов с новыми видами отделок и эффектов. Естественно, это требует больших материальных затрат, но в промышленно развитых странах понимают, что приоритетное направление в текстиле - это внедрение наукоемких технологий, позволяющих производить материалы нового поколения, поэтому инвестиции в «умный текстиль» вкладываются значительные. Исследования активно ведутся в США, странах Евросоюза и Японии. На долю этих государств приходится соответственно 34, 15 и 20% мировых инвестиций в нанотехнологии. В 2000 году суммарное финансирование работ в этой области составило около 800 млн. долларов, а в 2001 году оно увеличилось вдвое. Эксперты считают, что для широкого внедрения нанотехнологий потребуются ежегодные затраты не менее 1 трлн. долларов. Однако игра стоит свеч, и разнообразная продукция нанотехнологий начинает покорять мир.

Статьи по теме: