Растение и человек. Где человек использует различные вещества растительных клеток

Группа учащихся 3б класса

Проект - современная и эффективная форма обучения, позволяющая формировать комплекс универсальных учебных действий, необходимых не только современному школьнику, но и взрослому человеку. Учебно-исследовательский проект - это то, чем занимаемся мы в рамках курса "Я - исследователь" с 1го класса. перед вами одтн тз таких проектов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

муниципального образования «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия)

Конкурс школьных исследовательских проектов «Шаг в будущее»

Учебно-исследовательский проект

Рабочая группа : Рябухин А., Руденко К.,

Карпенко Т., Болдохонова К.,

Гобеева М., Черепуха А.,

Кулайчук Т., Лапий А.,

Семенов Д., Мусина П.

Докладчик : Рябухин А.

Руководитель: Гарькавая Е.Ю.

I. Введение

Почему мы выбрали эту тему? Кажется, что нового можно рассказать о роли растений в жизни нашей планеты? Мы только закончили изучать тему по окружающему миру «Эта удивительная природа» и нам стало интересно, как много мы еще не знаем о растениях и что знают об их значении в жизни ребята 3х и 4х классов нашей школы. А еще, мы решили проверить, как связаны знания о роли растений в жизни человека и его отношение к ним.

Проблема: каждый год учащиеся начальной школы ломают ветки и кустарники во дворе школы.

Гипотеза: Если бы учащиеся начальной школы действительно знали и понимали роль и значение растений в жизни людей, то они бы по-другому относились к растениям в школьном дворе.

Цель проекта : поиск способов развития ответственного и бережного отношения младших школьников к природе; формирование представлений о проведении научных исследований.

Задачи проекта:

1. Овладеть методами исследования (опрос, обработка и анализ полученных данных).

2. Научиться строить диаграммы.

3. Учиться собирать информацию по теме и оформлять ее.

4. Подготовить информацию для беседы с учениками начальных классов.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный (выбор темы; определение цели и задач; проведение опроса)

2 . Аналитический (обработка результатов опроса; построение диаграмм; выводы)

3. Информационный (сбор информации о значении и роли растений в жизни человека)

4. Заключительный (оформление материалов исследований; презентации).

II. Исследование

Как часто мы задумываемся о том, каким богатством одарила нас природа? Каждый из нас пользуется этим богатством, не задумываясь.

Свое исследованиемы решили начать с опроса учащихся 3-4х классов. Наша исследовательская группа разделилась по два человека и опросили ребят в классах. Мы задали только один вопрос: «Зачем человеку растения». Ответ попросили записать.

Вопрос предполагал, что в своих ответах ребята вспомнят не только о том, что мы дышим воздухом, но и о том, что из них производят, и о том, какую роль они играет в целом на планете, потому что все в мире связано.

Проведя опрос, мы обработали и обобщили похожие ответы, занесли в таблицу полученные результаты:

значение

классы

итого

Дыхание

Красота

Пища

Лекарства

Строительство

Бумага

Мебель

Ткань

Питание и жилье для животных

Экологическое равновесие

Непонятные ответы

Как видно из таблицы, больше всего ответов относится к «дыханию» (114 ответов). То есть, то, что растения – это источник кислорода, необходимого для дыхания, все хорошо понимают.

Второй по популярности ответ – «для красоты» (56 ответов). Помнят некоторые, что растения мы употребляем в пищу (33 ответа) и в лечебных целях (27 ответов).

Мало кто вспомнил, что из растений получают бумагу, ткань и делают мебель (всего 11 ответов на три позиции).

Все-таки 7 учащихся вспомнили, что растения – это источник пищи и жилья для животных, а 6 – то, что растения обеспечивают экологическое равновесии. Но это очень мало, на наш взгляд.

По итогам исследования мы составили диаграммы, разделив результаты опроса учащихся 3х и 4х классов.

Как следует из диаграммы, из 10 пунктов возможного использования растений, которые вспомнили ребята в своих ответах, ученики 3а, 3в и 4в классов назвали по 5 способов; 4а – 7; 4б – 8; 3б – 10. В нашем классе оказались упомянутыми все способы благодаря тому, что часть одноклассников участвовала в исследовательской работе.

Выводы

1. Мы не живем в местах с тропическим климатом, растительный мир тундры беден и очень уязвим, а, значит, нуждается в особой заботе. Растений здесь мало, и растут они очень медленно.

2. Понимая, что растения обеспечивают нас свежим воздухом, не понимаем, что если не будем их беречь, можем остаться без воздуха.

3. Ставя на второе место по значению способность растений украшать нашу жизнь, не заботимся о том, чтобы красивым был наш школьный двор.

4. Судя по ответам, мы не представляем на самом деле, что наличие богатой и разнообразной растительности на планете обеспечивает экологическое равновесие на планете.

Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу, что ребята, несмотря на то, что на уроках окружающего мира с первого класса мы говорим о важности охраны природы, делаем сообщения о редких и исчезнувших растениях и животных, это знание не задевает нас и не используется нами в отношении к окружающему миру. А, значит, есть необходимость еще раз вернуться к этой теме, узнать, где используются растения, оценить их важность и незаменимость, изучить историю вопроса по их охране.

III. Обзор источников информации по использованию растений

Человек издавна пользовался значительным числом дикорастущих растений. Они:

Доставляли ему дрова для костров;

Служили материалом для постройки жилищ и загонов для животных;

Из растений человек изготовлял рыболовную снасть и орудия для охоты;

Строил лодки и плоты, плел циновки и корзины,

Готовил различные бытовые и ритуальные украшения;

Кормил растениями животных и птиц,

Выкапывал корни и собирал плоды для получения пищи и лекарств,

Человек укрывался в лесах от непогоды, прятался от врагов и хищных животных.

Словом, вся жизнь первобытного человека была связана с растениями. И чем разнообразнее был мир растений, окружавших человека, тем шире он использовал растительные богатства для своих нужд.

Впоследствии, когда человек стал выращивать около своих жилищ некоторые из полезных ему растений, т. е. начал заниматься земледелием, он заложил основы растениеводства, хотя продолжал пользоваться дарами дикой природы.

В настоящее время человечество продолжает широко использовать растения для своих нужд. При этом природный растительный покров постепенно изменяется. Уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают и не восстанавливаются некоторые растения, когда-то широко распространенные на Земле. Хотя этот процесс уничтожения первоначальной природной растительности постепенно прогрессирует, тем не менее, все еще остаются многие виды растений, продолжающие сохранять большое хозяйственное значение для жизни людей.

На земном шаре произрастает около 300- 500 тыс. высших растений и множество низших. Из этого числа в растениеводческой практике человек использует свыше 2500 видов высших растений. Однако, как отмечал Н. И. Вавилов, 99% всей обрабатываемой территории занимает лишь около 1000 видов.

Кроме культурных растений, человек использует много диких, главным образом древесных, растений, а также разнообразных многолетних травянистых видов. Значительное число диких растений, встречающихся в лесах или обитающих на безлесных пространствах (в тундрах, лугах, степях, прериях, саваннах), человек применяет для других целей. Он пользуется сочными плодами и орехами для получения пищевых продуктов, добывает эфирные масла и разнообразные душистые вещества, получает грубое и тонкое волокно из листьев и стеблей, производит подсочку для добычи каучука, камедей и смол, собирает сырье, служащее для получения различных лекарственных веществ.

Наиболее богаты полезными растениями страны с тропическим климатом. Меньше всего их растет у крайних пределов материков, прилегающих к полюсам Земли: здесь насчитывается лишь 400-450 видов.

Весь растительный покров нашей планеты можно условно разделить на территории, покрытые лесами, и безлесные пространства. Леса на земном шаре, занимающие свыше 4000 млн. га и сосредоточенные главным образом в северном полушарии, обладают наибольшим числом полезных растений.

Значительное число видов растений, используемых человеком, обитает на засушливых (безлесных) территориях: в степях и прериях, саваннах и полупустынях, а также в зарослях разнообразных кустарников. Безлесные пространства свойственны также арктическим тундрам и высокогорьям. И здесь есть различные виды полезных растений, находящие практическое применение в жизни человека.

В зависимости от того, как используются дикие полезные растения, их можно условно разделить на следующие основные группы:

1) растения, дающие древесину (дрова, пиломатериалы, крепежный лес, столбы, шпалы, сваи, фанеру, древесную стружку и т. п.);

2) растения, служащие для получения разнообразных веществ, применяемых в различных отраслях промышленности и в медицине;

3) растения, используемые для получения свежих и консервированных пищевых продуктов;

4) растения, дающие свежую и переработанную зеленую массу, используемую на корм животным;

5) растения, употребляющие для декоративных и озеленительных целей, а также для создания защитных покрытий почвы;

6) растения, находящие комплексное использование в зависимости от присущих им свойств и особенностей.

Разные растения используются либо целиком, либо частями: стволы деревьев и кустарников и их кора, корни и корневища, клубни и луковицы, стебли и листья, цветки и соцветия, плоды и семена, галлы на листьях и наросты на стволах (капы), пыльца и споры, сок и различные выделения (натеки смол, камедей и т. п.). Все области применения растений перечислить весьма затруднительно, однако можно говорить о растениях лекарственных и технических, пищевых и кормовых, каучуконосных и гуттаперченосных, слизедающих и камеденосных, жирномасличных и эфирномасличных, дубильных и красильных, волокнистых и плетеночных и т. п.

Многие сферы применения растений с течением времени и в связи с развитием техники и промышленности постепенно меняются или утрачивают свое значение. Например, в связи с получением многих более дешевых синтетических материалов (искусственный каучук, синтетические смолы, искусственное волокно и т. п.) часть полезных растений либо перестала вовсе интересовать человека, либо получила новое применение.

Растения являются основным источником корма домашних животных, волокна, каучука, гуттаперчи, пробки. Человек получает из культурных растений хлеб, сахар, фрукты, овощи, чай, кофе, вино, а также молоко, масло, сыр, яйца, мед, ибо животные продукты - это результат переработки растений. Мебель, одежда, книги, писчая бумага изготовляются из растительных материалов. На основе изучения свойств двудольных и однодольных растений совершается развитие человечества. Трудно представить себе высокий уровень материальной обеспеченности человека, если бы он вынужден был довольствоваться только хвойными деревьями, папоротниками, хвощами и мхами. Даже домашний скот не поедает эти растения.

Природа как бы заранее «подготовила» человеку обширную арену для его труда и развития: он нашел вокруг множество разнообразных полезных растений. В труде человеку пришлось осуществлять великую миссию познания, одомашнивания и совершенствования растений. Собирательство предшествовало одомашниванию растений и животных. Пищу первобытный человек добывал охотой, рыболовством, сбором плодов, семян, корней, клубней, луковиц диких растений.

Области применения растений можно представить в виде следующей схемы:


IV. Охрана растений

Растения очень много дают человеку, а что может человек дать растениям?

Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли. Человек заметил также, что полноводные реки и источники начали мелеть, а рыба попадается в сети все реже и реже. Птицы покидали привычные гнездовья, и их стаи поредели. Заметно увеличилась сеть оврагов и балок, а губительные черные бури и суховеи стали частыми гостями. Сыпучие пески подступили к селам и засыпали их окраины, нередко вместе с полями. Плодородие почв уменьшилось, и на полях появились сорняки, угнетавшие посевы и уменьшавшие урожай возделываемых растений.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов и возникавших промышленных центров. Воздух здесь стал дымным и тяжелым от заводских и фабричных труб. Около шахт возникли высокие терриконы и отвалы пустой горной породы, а также появились обширные свалки различного мусора и отходов. Вода в реках и озерах загрязнилась и стала непригодной для питья. На месте когда-то бывших лугов появились болота и кочки.

О былом распространении лесов сохранилась лишь память в названиях многих сел, деревень и отдельных урочищ. Так, на территории Европейской части России нередко можно встретить множество Борков и Боров, Дубков и Березовок, Липовок и Липок, где раньше шумели сосновые боры, дубравы и березняки, а также встречалась липа. Например, под Санкт-Петербургом есть Сосновая поляна и парк «Сосновка», но в них уже давно нет сосен, а их заменили заросли ольхи или, в лучшем случае, березы. Тамже существует Осиновая роща, но без осины. Давным-давно исчез Березовый остров, где теперь высятся многоэтажные дома.

То же самое можно сказать и о животном мире. Существуют озера Лебяжьи и Гусиные, но не везде к ним прилетают лебеди и гуси. Есть озера Щучьи и Окуневые, но в них уже давно не ловят ни щук, ни окуней. Под Москвой сохранился Лосиный остров и станция Лосиноостровская, но лоси попадаются здесь не столь часто, как это было еще на памяти москвичей.

А сколько существует мест с названиями Овраги и Овражки! Вспомним, например, Сивцев Вражек в Москве или другие Вражки к юго-западу от нее. Есть много мест с названиями Сухой дол, Суходолье, Сухой лог, Сухой брод, Сухая или Мертвая балка. Не мало есть деревень, которые называют то Пустошками, то Беспольями или Запольями. Сохранились также отдельные места с красноречивыми именами Гари и Пожарища, Пали и Пальники, а также Пеньки и Пенечки.

Во всех этих названиях народ издавна отметил появление оврагов, исчезновение воды, лесные вырубки, пустые и негодные земли и пожарища. Все они свидетельствуют о том, как бесцеремонно люди относились к природе, к земле и растительному покрову.

Подобные же изменения природы произошли повсеместно, во многих странах мира. В тропических странах вместо прежних богатых и своеобразных лесов их место заняли однообразные заросли бамбуков. Многие виды растений, ранее широко распространенные, были хищнически вырублены и исчезли вовсе. Появились обширные саванны, заросшие жесткой и колючей травой, куда даже толстокожие буйволы не всегда могут проникнуть. Опушки лесов стали непроходимыми джунглями от множества лиан и зарослей кустарников. Холмы и склоны гор покрылись густой сетью скотьих троп из-за неумеренного выпаса домашних животных.

За истекшие тысячелетия на земном шаре было вырублено и сожжено 2/3 всех лесов. Только за историческое время свыше 500 млн. га превратились в пустыни. За последние столетия в Америке было вырублено 540 млн. га леса. Исчезли леса Мадагаскара на 9/10 его территории. Когда-то обширные леса острова Куба занимают ныне едва 8% ее земель. Знаменитый натуралист Александр Гумбольдт уже давно сказал: «Человеку предшествуют леса, - его сопровождают пустыни». Людям, говорил Ф. Энгельс, «не снилось, что этим они положили начало запустению стран, лишив их... центров скопления и сохранения влаги».

Острую тревогу вызывают все ускоряющиеся темпы исчезновения многих видов флоры и фауны. По далеко не полным данным, за последние четыре столетия человечество потеряло 130 видов животных, т. е. в среднем один вид за три года. По сведениям Международного союза охраны природы и природных ресурсов, на грани исчезновения находятся 550 видов редких млекопитающих и птиц, а под угрозой истребления - до 1000 видов животных.

Чем чаще с подобным оскудением Земли стал сталкиваться человек, чем глубже он стал познавать законы природы, тем яснее понял опасность дальнейших ее неблагоприятных изменений.

Первоначально люди полубессознательно оберегали от своих соседей обработанные участки и отдельные растения. После они стали думать о каком-то покровительстве природе как источнике пищи, а следовательно, и жизни. Появились правила, регулирующие использование богатств природы. Древние египтяне, например, полагали, что человек не должен истреблять животных на их пастбищах и сгонять их с «божьих» земель. Эти действия считались «греховными» и об этом было записано в «Книге мертвых», где собраны заклинания душ умерших, представших на суд бога Осириса.

В знаменитом Кодексе вавилонского царя Хаммурапи, жившего 17 веков до н. э., были установлены правила охраны лесов и пользования ими, а за незаконную порубку дерева в чужом саду с виновных полагалось взимать определенную и не малую плату.

В средние века в Западной Европе владетельные феодалы, заинтересованные в сохранении дичи, издавали запреты на пользование охотничьими угодьями. Нарушения карались сурово, вплоть до применения смертной казни. Для королевских и царских охот появились запретные и заповедные земли, специально охранявшиеся.

На Руси регламентирование охоты, например, появилось еще при Ярославе Мудром, и оно было зафиксировано в первом письменном документе - «Русской правде».

Своеобразные формы охраны природных богатств сложились во Владимиро-Волынском княжестве (XIII в.). На определенной территории здесь целиком запрещалась охота на всех животных. Это был первый заповедник - Беловежская пуща.

В период расцвета Литовского государства были созданы специальные своды законов -Литовские статуты, которые сыграли положительную роль в охране природы. Статут брал под охрану лебедей, бобров, лис и других животных. За кражу, убийство или разорение гнезд лебедя взимался значительный штраф.

Сохранению лесов много содействовали засеки, или засечные леса, которые создавались по южной границе лесной части Русского государства. Эти засеки создавались для защиты от кочевников, делавших набеги на Русь.

В засечных лесах запрещалось рубить деревья для хозяйственных целей под страхом сурового наказания и даже смерти. Главные засеки - Тульские - были устроены при Иване Грозном, а исправлялись они уже при Михаиле Федоровиче. К концу XVII в. в связи с продвижением оборонительной линии Русского государства на юг засеки пришли в ветхость, однако они вплоть до начала XIX в. состояли под охраной как заповедные казенные леса. Тульские засеки сохранились и поныне, а Козельские, Орловские, Рязанские и Казанские не сохранились.

В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) было издано много указов об охоте, ее сроках, запретных зонах, а также о нарушениях установленных правил, пошлинах и наказаниях. Указ (1649) «О сбережении заповедного леса в Рязанском уезде» касался не только охоты, но и охраны лесной территории.

Если в допетровское время лес сводили для получения земель под пашню, то при Петре I он стал тщательно охраняться для кораблестроения. В 1701 г. Петр I объявил указ «О нечистке под пашню лесов по рекам, по коим леса гонят в Москву, а чистить их в 30 верстах выше». Через два года были заповеданы дуб, ильм, вяз, ясень, карагач и лиственница, а также сосна 12 вершков (в диаметре). Рубить леса с этими породами строго запрещалось в полосе на 50 верст от больших рек и на 20 верст от малых. За нарушение указа взималось до 10 рублей за одно дерево.

К запрещению рубить леса Петр I возвращался неоднократно. Он издал ряд указов с запретом жечь леса, пасти в них коз и свиней, делать тес (чтобы сократить отходы древесины), и так называемых «знающих людей» царь послал осмотреть дубовые леса на Волге. Он запретил рубить леса Новгородского, Старорусского, Луцкого и Торопецкого уездов.

В Петербурге при Адмиралтейской коллегии была учреждена вальдмейстерская канцелярия, в обязанности которой вошло наблюдение за лесами на Волге, Суре, Каме, Оке, Днепре, Западной Двине, Дону, Ладожском озере и Ильмене. За несоблюдение правил охраны было дано право штрафовать порубщиков, а нарушителей наказывать, вырывая ноздри и ссылая на каторгу.

Петр I думал не только об охране лесов, но и об их насаждении. Немало деревьев он посадил лично, а по его почину был посажен Шипов лес в Воронежской области. Лесной «знатель» Фокель посадил под Петербургом Линдуловскую корабельную рощу (около с. Линдула), которая до сего времени привлекает внимание посетителей огромными деревьями лиственницы, тщательно пронумерованными и охраняемыми по сие время.

Петр I интересовался не только лесами, но также и другими полезными растениями. Так, в 1702 г. был заведен в Москве Аптекарский сад (ныне Ботанический сад Московского университета), а в 1714 г.- Аптекарский огород в Петербурге, ставший предшественником сначала Ботанического сада, а потом Ботанического института Академии наук. Эти аптекарские учреждения имели целью снабжать армию и население лекарственным сырьем, которое до этого завозилось из-за границы.

Широко понимая необходимость беречь природу, Петр I интересовался также сохранением пушных зверей, дичи и рыбы, «дабы промыслы эти развивались». Были запрещены хищнические способы охоты и рыбной ловли. За незаконную охоту с «людей высших чинов» взыскивали по 100 рублей, а «нижним чинам» грозило жестокое, без всякой пощады, наказание и ссылка в Азов «с женами и детьми на вечное житие».

Петр I заботился о сохранении почвы, а также много внимания уделял защите берегов каналов от размывания и разрушения. Предусматривал Петр I и охрану водоемов, для чего было запрещено не только рубить лес по их берегам, но также и обрабатывать его, «чтобы от тех щеп и сору ныне реки не засаривались». Запрещено было также вывозить в каналы и реки мусор, а также сбрасывать балласт с кораблей, «во всех гаванях, реках, рейдах и пристанях Российского государства». За загрязнение водоемов балластом налагался штраф «по 100 ефимков за каждую лопату».

Середина XVIII и начало XIX в. в России ознаменовались значительным ослаблением строгости к охране лесов и отчасти животных. Прежние правила были заменены другими и преданы забвению. Заповедные корабельные леса подвергались расхищению, охрана Беловежской пущи была снята, а она сама стала местом царской и великокняжеской охоты. Екатерина II огромные площади земель раздала своим приближенным, о лесах не заботилась, но по своей прихоти запретила «ловить соловьев в окрестностях Санкт-Петербурга и во всей Ингерманландии». Помещики снова стали сводить леса под посевы зерновых культур и одновременно продавать вырубленный лес.

Вред, нанесенный лесам, растительному покрову в целом и животному миру, явившийся следствием хищнического ведения развивавшегося капиталистического хозяйства, постепенно был осознан как в России, так и за ее пределами. Лучшие умы ученых и общественных деятелей были обеспокоены разрушением природы, и наиболее прогрессивные специалисты стали активно выступать за ее охрану. Было доказано, что хищническое отношение к природе влечет за собой такие отрицательные последствия, которые трудно предугадать. Сознание того, что природу следует не только охранять на отдельных ее участках, но и правильно использовать природные богатства, пришло позднее. Однако уже в конце XIX в. появились первые заповедники, заказники и национальные парки, которые заложили основу охране природы.

Одним из первых заповедников в Западной Европе стал заповедник в Ирландии (1870), а вслед за ним были организованы заповедники в Исландии, Швеции и Швейцарии. Резерваты, лриродные парки и заповедники появились с конца XIX столетия близ Сингапура (1883), в Южной Африке, Австралии, Канаде и США, а в самом начале XX в.- в Бирме, Центральной Африке, Аргентине, Канаде, США и Австралии.

Первым охраняемым участком и природным зоопарком в России стала всем известная Аскания-Нова, образованная в 1874 г. в бывшем имении Фальцфейна. В дальнейшем возник заповедник на мелких островах Балтийского моря (1910) и в других местах.

Все прочие ныне действующие заповедные территории были организованы с 1918 по 1969 и в последующие годы как в России, так и за рубежом.

Всего в мире общее число наиболее крупных заповедников, национальных парков, охраняемых участков и резерватов перевалило за 720. В СССР существовало до 1963 г. 120 заповедников и заповедных территорий. На короткий период времени их число уменьшилось, но потом большая часть была восстановлена. Ныне действует 86 заповедных территорий, число которых имеет тенденции увеличиваться.

Растения и растительный покров в целом - важнейшая часть биосферы, т. е. сферы жизни растений, животных и человека. В биосфере происходят процессы преобразования неорганического вещества в органическое, выделение кислорода и озона в атмосферу, поглощение из воздуха и воды углекислого газа. Растения являются важной частью биологических ресурсов Земли, издавна используемых человеком и животными.

Растительный мир - источник разнообразного природного сырья, строительных материалов, многих химических веществ, продуктов питания человека и кормов для сельскохозяйственных и диких животных и птиц. Везде, во всех зонах и районах, встречаются полезные растения - лекарственные, пищевые, декоративные и др. Из 20 тыс. видов высших растений, образующих флору России, изучены далеко не все.

Хотя дикие растения сами возобновляются, тем не менее, в результате деятельности человека многие из них сократили свое распространение либо находятся на грани уничтожения. Таким образом, охрана природной флоры - одна из важных задач нашего времени. Особенно необходимо сохранить леса как источники древесины, многих пищевых и кормовых продуктов, мест обитания полезных животных и птиц. Леса имеют водоохранное, водорегулирующее (противоэрозионное), почвозащитное и климатическое значение. Они служат местом отдыха людей и удовлетворения их культурно-эстетических потребностей.

Кроме лесов, весьма важно сохранять естественные пастбища для домашних и диких животных. Известно, что пастбища и сенокосы доставляют до 70% кормов - этой базы животноводства.

Растительный покров в целом содержит множество других полезных растений, используемых в народном хозяйстве (в промышленности), а также в медицине. Заготовители растительного сырья не должны применять хищнические способы их заготовки, препятствующие возобновлению полезных растений и вызывающие разрушение растительного покрова.

Охрана природы касается также сохранения наиболее типичных ландшафтов, живописных уголков мест отдыха трудящихся и редких растений и животных, имеющих историческое значение. Охране также подлежит вся совокупность природных условий, равно как и лесопарковых зон, воздушной среды, рек, озер и других водных источников и т. д.

Важное место среди природоохранительных мер занимает создание заповедных территорий в интересах существующих и будущих поколений людей.

«Охрана природы» - понятие очень емкое, которое касается не только растительного покрова, животного мира, почвы и воды, но также и деятельности людей, строящих города и промышленные центры; вырубающих леса и утилизирующих разнообразные полезные ископаемые; изменяющих течение рек и их уровень; сбрасывающих в воду отходы промышленности и покрывающих землю отвалами горных пород; выпускающих в атмосферу вредные газы, копоть фабрик и заводов; использующих в сельском хозяйстве многие химические вещества (гербициды, пестициды, арборициды и дефолианты); засоряющих землю отбросами пластических веществ и строительным мусором и т. д.

Охранять природу - значит знать законы ее развития и взаимодействия с человеком. Идя к будущему, человек должен заключить с природой союз и сохранять ее повсеместно. В первую очередь надлежит охранять растительный покров Земли - нашего зеленого, друга.

V. Заключение

Работая над проектом, мы:

Овладели новыми способами исследовательской деятельности: проведение опроса, обработка ответов и их анализ; предъявление полученных результатов в форме таблицы и диаграмм.

Учились вести диалог, слушать друг друга, высказывать мнение, выдвигать гипотезу, находить аргументы и доказывать свою точку зрения.

Расширили свои знания о том, где и для чего используютсярастения.

Узнали, когда и каким образом началась деятельность людей по охране природы.

Исследовательская работа оказалась делом не простым, но увлекательным. Надеемся, что представленный материал будет интересным и полезным для учащихся. А мы продолжим исследование по этой теме и хотели бы узнать о самых неожиданных и необычных способах использования растений. Слайд 2

Выбор темы: решили проверить, как связаны знания о роли растений в жизни человека и его отношение к ним Проблема: каждый год учащиеся начальной школы ломают ветки и кустарники во дворе школы. Гипотеза: Если бы учащиеся начальной школы действительно знали и понимали роль и значение растений в жизни людей, то они бы по-другому относились к растениям в школьном дворе.

Цель проекта: поиск способов развития ответственного и бережного отношения младших школьников к природе; формирование представлений о проведении научных исследований.

Задачи проекта: 1. Овладеть методами исследования (опрос, обработка и анализ полученных данных). 2. Научиться строить диаграммы. 3. Учиться собирать информацию по теме и оформлять ее. 4. Подготовить информацию для беседы с учениками начальных классов.

Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный (выбор темы; определение цели и задач; проведение опроса) 2 . Аналитический (обработка результатов опроса; построение диаграмм; выводы) 3. Информационный (сбор информации о значении и роли растений в жизни человека) 4. Заключительный (оформление материалов исследований; презентации).

II. Исследование Методы: опрос, обработка и анализ результатов опроса Участники: учащиеся 3х и 4х классов МБОУ «СОШ №24» Форма предъявления результатов: таблица, диаграммы

значение классы итого 3а 3б 3в 4а 4б 4в Дыхание 17 18 20 20 23 16 114 Красота 8 12 4 9 15 8 56 Пища 5 12 5 3 8 0 33 Лекарства 8 7 3 1 3 5 27 Строительство 0 4 0 2 1 0 7 Бумага 0 2 0 0 1 1 4 Мебель 0 3 0 0 1 0 4 Ткань 0 3 0 0 0 0 3 Питание и жилье для животных 0 4 0 2 0 1 7 Экологическое равновесие 0 3 1 1 0 1 6 Непонятные ответы 1 2 6 1 2 2 14

1. Мы не живем в местах с тропическим климатом, растительный мир тундры беден и очень уязвим, а, значит, нуждается в особой заботе. Растений здесь мало, и растут они очень медленно. 2. Понимая, что растения обеспечивают нас свежим воздухом, не понимаем, что если не будем их беречь, можем остаться без воздуха. 3. Ставя на второе место по значению способность растений украшать нашу жизнь, не заботимся о том, чтобы красивым был наш школьный двор. 4. Судя по ответам, мы не представляем на самом деле, что наличие богатой и разнообразной растительности обеспечивает экологическое равновесие на планете. Выводы

III. Обзор информации по теме

П о далеко не полным данным, за последние четыре столетия человечество потеряло 130 видов животных, т. е. в среднем один вид за три года. По сведениям Международного союза охраны природы и природных ресурсов, на грани исчезновения находятся 550 видов редких млекопитающих и птиц, а под угрозой истребления - до 1000 видов животных. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи «Русская правда» Первый заповедник - Беловежская пуща (XIII в.) Литовские статуты Засечные леса Указ (1649г.) «О сбережении заповедного леса в Рязанском уезде» Вальдмейстерская канцелярия …. Какое отношение это имеет к охране природы узнаете, если захотите познакомиться с разделами 3 и 4 нашего проекта IV. Из истории вопроса по охране природы

Работая над проектом, мы: - овладели новыми способами исследовательской деятельности: проведение опроса, обработка ответов и их анализ; предъявление полученных результатов в форме таблицы и диаграмм. - учились вести диалог, слушать друг друга, высказывать мнение, выдвигать гипотезу, находить аргументы и доказывать свою точку зрения. - расширили свои знания о том, где и для чего используются растения. - узнали, когда и каким образом началась деятельность людей по охране природы. VI. Заключение


В настоящее время человечество продолжает широко использовать растения для своих нужд. При этом природный растительный покров постепенно изменяется. Уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают и не восстанавливаются некоторые растения, когда-то широко распространенные на Земле. Хотя этот процесс уничтожения первоначальной природной растительности постепенно прогрессирует, тем не менее все еще остаются многие виды растений, продолжающие сохранять большое хозяйственное значение для жизни людей.

Существуют пять основных сфер, где человек прямо или косвенно использует растения:
в качестве продуктов питания;
источник сырья для промышленности;
как лекарственные средства;
с декоративными целями;
для сохранения и улучшения окружающей среды.

Пищевое значение растений общеизвестно. В качестве продуктов питания человека и корма для животных, как правило, используются части, содержащие запасные питательные вещества или сами вещества, извлеченные тем или иным способом. Потребность в углеводах в основном удовлетворяется за счет крахмало- и сахаро-содержащих растений. Роль источников растительного белка в рационе человека и животных выполняют в основном некоторые растения из семейства бобовых. Плоды и семена многих видов используют для получения растительных масел. Существенную роль в питании людей играют пряности и растения, содержащие кофеин, - чай и кофе.

Чайная плантация. Фото: Jakub Michankow

Человек получает из растений не только богатые энергией вещества, но и витамины. К витаминоносным растениям мы можем отнести почти все фруктовые и овощные растения.
Существенную роль в нашем питании играют пряности и специи, все, за исключением поваренной соли, имеющие растительное происхождение. Основная часть вкусовых веществ пряных растений относится к большой группе эфирных масел, которые образуются растениями в особых клетках или выделяются в специальные вместилища, находящиеся внутри тканей, и позднее когда выходятся из тела растения через железистые волоски или железистые клетки. Речь идёт о легко испаряющихся, приятно пахнущих жидкостях, представляющих собой смесь алкоголей, угольных кислот, сложных эфиров и других веществ. Вкус также зависит от органических кислот, играющих важную роль в обмене веществ.

Техническое использование растений и продуктов из них осуществляется по нескольким основным направлениям. Наиболее широко применяются древесина и волокнистые части растений. Древесина используется при изготовлении строительных и иных конструкций, мебели, а также в производстве бумаги. Сухая перегонка древесины позволяет получить значительное количество важных органических веществ, широко употребляемых в промышленности и в быту. Во многих странах древесина - один из основных видов топлива.

В мировой торговле большим спросом пользуются разнообразные окрашенные древесины, употребляющиеся для получения мебельной и декоративной фанеры. Это красное дерево, например, махагони (Swietenia macrophylla), добываемое в Южной Америке; зеленое дерево (Ocotea roiaci), также встречающееся в Южной Америке; черное дерево (виды рода Diospyros), поставляемое странами Африки и Восточной Азии; тиковое дерево (Tectona grandis) - обитатель тропических лесов Восточной Азии и т. д.

Несмотря на широкое распространение синтетических волокон, растительные волокна, получаемые из хлопчатника (морфологически это трихомы), льна, конопли и джута, сохранили большое значение при производстве многих тканей.

Многие дикие растения служат источником получения разнообразных душистых веществ, которые используют в качестве сырья в производстве мыла, парфюмерных изделий, а также продуктов, употребляемых в пищевой промышленности и медицине. Наиболее ценны из них (кроме культивируемых розовой герани, казанлыкской розы, мускатного шалфея, лимонного сорго и др.) многочисленные виды семейств зонтичных, губоцветных, сложноцветных (полыни) и др., произрастающих в разных частях Земли.

Для лечебных целей растения применяют очень давно. В народной медицине они составляют основную массу лекарственных средств. В научной медицине стран бывшего СССР примерно треть препаратов, применяемых для лечения, получают из растений. Считается, что с лечебными целями народы мира используют не менее 21000 видов растений (включая грибы).

Не менее 1000 видов растений разводят с декоративными целями: либо из-за красивых цветков, либо из-за эффектной зелени.

Существование и нормальное функционирование всех экологических систем биосферы, частью которой является и человек, целиком определяется растениями.
Растения, уже используемые человеком или которые могут быть использованы им в будущем, составляют растительные ресурсы. Растительные ресурсы относятся к категории восполняемых (при правильной эксплуатации) в противоположность, например, невосполняемым минеральным ресурсам. Чаще всего растительные ресурсы делят на ресурсы природной флоры (сюда относятся все дикорастущие виды) и ресурсы культивируемых растений. По объему и значимости в жизни человечества они существенно различаются.

Введение растений в культуру и формирование таким образом дополнительных растительных ресурсов связано со становлением древнейших человеческих цивилизаций. Существование этих цивилизаций могло обеспечиваться только определенным "ассортиментом" окультуренных растений, дающих необходимое количество растительных белков, жиров и углеводов. Жизнь современного человека и современная цивилизация невозможны без широчайшего использования культивируемых растений. Почти все культурные растения, число которых достигает сейчас примерно 1500 видов, относятся к покрытосеменным. К середине XX в. культивируемые растения занимали 1,5 млрд. га, т. е. около 10% всей поверхности суши земного шара.

Сегодня человек имеет уникальную возможность не только использовать растения, уже придуманные природой, но и придумывать и создавать что-то новое. Речь идет о генетической биотрансформации растений и создании трансгенных растений с уникальными свойствами, устойчивых к различным факторам.

Для чего используются трансгенные растения? Конечно, в первую очередь, для того, чтобы сохранить урожай. Трансгенные растения в основном являются устойчивыми или к гербицидам, или к насекомым-вредителям. До 50% всего нетрансгенного картофеля погибает от вредных насекомых, в том числе от колорадского жука. Это значительный удар по экономике и по ценам, поэтому в США и других развивающихся странах мира внедряются и используются генетически модифицированные соя, трансгенный картофель, трансгенная кукуруза. Трансгенные растения, устойчивые к гербицидам, несут в себе ген, взятый у одного из видов бактерий. Этот ген кодирует токсин, который используется для опрыскивания нетрансгенных растений, то есть по сути ничего не меняется. Что мы внешне опрыскиваем нетрансгенные растения, что мы внедрили этот ген, и он действует изнутри.

Помимо трансгенных растений, устойчивых к гербицидам и к традиционным вредителям, существуют растения с улучшенными свойствами: повышенное содержание витаминов, повышенное содержание аминокислот, измененный состав жирных кислот.
Примером может служить рис с повышенным содержанием бета-каротина, который в организме человека превращается в витамин А. Известно, что на сегодняшний день в странах развивающегося мира человек не получает достаточного количества витамина А. В крайних случаях это может привести к слепоте. Поэтому разработка таких организмов является актуальной. В качестве другого примера можно привести разработку генетически модифицированной моркови, в которой бета-каротин увеличен. Эта морковь на сегодняшний день уже успешно продается в американских магазинах.



Возникновение земледелия с полным основанием считается поворотным событием в истории. Независимое формирование земледельческого уклада в наиболее благоприятных для этого центрах (в Месопотамии, Северной Африке, на Балканах) около 10 тысяч лет до н. э. привело к возникновению первых цивилизаций. Их существование и смена, в свою очередь, определили всю дальнейшую историю человечества. Начало этого процесса связывается с «неолитической революцией» как резким изменением образа жизни.

Предшествующий этому период традиционно рассматривался и рассматривается как господство «присваивающего» — охотничьего и собирательского — хозяйства. Последующие изменения связываются в основном с изменением состава промысловых видов животных. Собирательству всегда отводилась второстепенная роль — во многом из-за того, что в археологическом материале оно практически никак представлено не было и все рассуждения о нем строились на основании этнографических аналогий и «принципа актуализма»: растительная пища присутствует в рационе всех известных народов, включая население Крайнего Севера.

В 70-е годы прошлого века ленинградский археолог А. Н. Рогачев высказал гипотезу об «усложненном собирательстве» в палеолите (древнем каменном веке, 2,6 млн лет назад - 10 тысяч лет до н. э.).

Рогачев считал «усложненное собирательство» начальным этапом формирования земледельческого уклада.

Песты-терочники: Костенки 16 (~30 тыс.лет) - верхний ряд; Костенки 14 (слой в пепле ~40 тыс.лет) - нижний ряд

Основанием этому послужило наличие в инвентаре ряда палеолитических стоянок Восточной Европы специфических каменных орудий — пестов и пестов-терочников (на рисунке), предположительно связанных с приготовлением (растиранием до состояния муки) растительных продуктов для длительного хранения. Их наличие в культурных слоях раннего верхнего и даже среднего палеолита свидетельствовало о длительном «подготовительном» периоде формирования земледелия.

Современные исследования показали, что песты-терочники существовали долгое время и на больших территориях (от Атлантики до Забайкалья, от раннего верхнего палеолита до этнографической современности). Они не были напрямую связаны с какой-либо из известных культурных традиций. Это значит, что переработка растений имела широкое (если не повсеместное) распространение в палеолите. Однако орудия труда, связанные с ней, до археологов доходят относительно редко — возможно, из-за их особого значения для древнего человека.

До последнего времени связь пестов-терочников с обработкой растений оставалась только гипотезой из-за отсутствия методов ее прямого доказательства. Более того, пестам-терочникам приписывались и совершенно иные функции, например растирание минеральных красок.

Возможность точного определения появилась относительно недавно благодаря аналитическим исследованиям с помощью современных микроскопов, проведенным группой итальянских исследователей из университета Флоренции.

На каменных изделиях с палеолитической стоянки Биланчино (возраст 25 тысяч лет), сопоставимых по форме и размерам с пестами, по остаткам крахмала было определено наличие остатков болотного растения семейства рогозовых (Typhaceae).

По инициативе итальянских ученых, исследование было расширено за счет привлечения материалов стоянки Павлов 6 (Моравия, Чехия) и стоянки Костенки 16 (Воронежская область, Россия), где были найдены внешне подобные орудия. Аналитические исследования подтвердили их связь с переработкой растительных ресурсов. Обобщенное исследование, в котором проанализированы источник со всех трех памятников древности, опубликовано в сегодняшнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences .

Выбор Костенковской группы памятников для этого исследования неслучаен. Он обусловлен разнообразием компонентов материальной культуры:

в настоящее время на относительно небольшой территории сел Костенки и Борщево известно 26 палеолитических стоянок!

Почти половина из них многослойные, то есть содержат остатки нескольких культурных слоев - остатков поселений. В совокупности здесь представлены около 60 поселений. Благодаря уникальным условиям, в Костенках можно найти практически все виды археологических источников. Кроме обычных для палеолитических стоянок кремневого и костяного инвентаря и фаунистических (попросту говоря, кухонных) остатков, это многочисленные коллекции украшений и произведений искусства, включая статуэтки «палеолитических Венер», остатки жилых бытовых конструкций из костей мамонта, антропологические остатки, в том числе древнейшие погребения…

Орудия, связанные с переработкой растительных ресурсов, занимают в этом списке далеко не первое место. До недавнего времени их значение для реконструкции домохозяйственной деятельности палеолитического человека ограничивалось констатацией их наличия. То, что человек растирал краски, использовал абразивы для заточки костяных инструментов, различные виды отбойников, ретушеров для изготовления каменных орудий, с большой степенью достоверности можно было предположить по наличию красок и заточенных костяных орудий, даже при отсутствии в наличном материале терочников, абразивов и отбойников. С орудиями для переработки растительных ресурсов дело обстоит значительно сложнее, поскольку конечный продукт, полученный в результате этого вида домохозяйственной деятельности, в дошедшем до археолога материале не представлен.


Костенки 16. Пест-терочник

На поверхности одного из орудий стоянки Костенки 16 итальянские специалисты-палеоботаники обнаружили частички крахмала нескольких видов растений, в том числе гроздовника (Botrychium), растения из рода папортникообразных (иллюстрация 6 фотогалереи). Это растение присутствует в отложениях культурного слоя и говорит о достаточно суровых климатических условиях, сопоставимых с современным климатом тундры.

«Нам удалось показать, что найденные песты использовались именно для обработки растений,

еще одним, независимым способом - с помощью так называемого трасологического анализа. Уникальность нашего метода — исследование орудий труда с точки зрения их функционального назначения, то есть попытки понять, для чего использовался тот или иной предмет.

Этот метод изобрел русский археолог Сергей Семенов (кстати это единственный изобретенный в российской археологии метод, получивший распространение на Западе). На орудии труда всегда остаются следы работы, появляющиеся вследствие трения орудия об обрабатываемый материал. По этим следам (они называются трасы) можно судить о назначении орудия труда, его функции. Такими анализами занимается специальная наука - археологическая трасология.

Чтобы иметь доказательную базу - обосновать то, что те или иные трасы относятся к тому или иному виду деятельности, — было проведено много экспериментов по изготовлению орудий труда и обработке ими разных материалов. Так была создана такая эталонная коллекция, то есть коллекция образцов — реплик орудий труда, измененных обработкой разных материалов. Когда мы находим орудия труда на раскопках, мы смотрим на них в микроскоп и, сравнивая с нашими эталонами, определяем функцию найденных археологических памятников.

Таким образом нам удалось точно подтвердить, что древние люди использовали в своей бытовой деятельности растения уже в эпоху палеолита.

Аналогичные результаты были получены Лаурой Лонго (Музей Естественной Истории г. Вероны) при исследовании орудий из стоянок Павлово 6 и Беланчино.

Эти работы показывают, что «неолитическая революция» является следствием длительного эволюционного процесса формирования способов переработки и хранения растительных остатков на протяжении длительного периода времени.

Наше сотрудничество с итальянскими коллегами очень давнее: профессор Лаура Лонго проходила стажировку в нашей лаборатории несколько десятков лет назад. С тех пор мы работаем вместе.

К сожалению, часто вопрос сотрудничества упирается в финансирование. В РГНФ и РФФИ (Российском гуманитарном научном фонде и Российском фонде фундаментальных исследований) есть международные программы, но «пробить» их очень трудно. Собственно, гуманитарных проектов особенно мало. Хотелось бы, конечно, чтобы посредством этих грантов сотрудничество могло быть закреплено на более долгосрочную перспективу».

Подготовила Александра Борисова


Тема: Использование растений человеком.

Цель: установить взаимосвязь между растениями и человеком.

Задачи: выделить основные понятия, определяющие значение растений для человека,

Определить способы положительного влияния человека, направленные на сохранение растений,

Способствовать формированию исследовательских умений

Уметь доказывать, анализировать, рассуждать, обобщать

Развивать речь, мышление, внимание, память, познавательные способности,

Содействовать воспитанию чувства ответственности, бережливости к природе.

Оборудование: таблички, предметные картинки, набор аромомасел, предметы из древесины, флипчарт.

Орг. момент

Урок сегодня необычный,

Но для вас вполне привычный,

Придётся думать головой,

Вопрос услышать непростой.
Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут волшебные слова:

«Хочу всё знать!»

Прогноз погоды

Какой месяц наступил?

Что знаете о феврале?

В древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень », как бы отсекающий год. Называли его еще « межень » – календарная межа зимы и весны, « снежень » и « лютый » – от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору. И все-таки, пожалуй, самое меткое прозвище февраля – « бокогрей », на солнечной стороне пригревать начинает.

Какие изменения произошли в природе?

Что вас удивило?

4 февраля - Тимофей Полузимник . Ползимы прошло. Тимофеевские морозы. Сшибает рог зиме. Пора не дремать - сохи ладить, телеги поправлять. В этот день пасечники осматривают пчел в омшаниках. Прислушиваются: жужжат пчелы еле слышно - переносят зиму легко; беспокойное гудение говорит о неблагополучии пчелиной семьи.

Какие приметы февраля знаете?

Приметы дня


  • Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная.

  • Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления.

  • Вверх поднимаются по стеклу "снежные растения" - морозу продолжаться, наклонились их побеги - к оттепели.
Актуализация знаний.

Какие группы растений вы знаете? (деревья, травы, кустарники)

Приведите примеры. (Ребусы) Слайды

Какие условия необходимы для жизни растений? (воздух, вода, свет, тепло, питательные вещества)

Растения растут в разнообразной среде. В зависимости от условий произрастания они делятся на водные, влаголюбивые, засухоустойчивые, холодостойкие и теплолюбивые, светолюбивые и теневыносливые.

Проверим, насколько хорошо вы знаете эти растения.


  1. Эти растения имеют широкие сочные листья, хорошо приспособленные для испарения влаги. Корни у них недлинные, разветвлённые в виде пучка тонких корешков.
А) засухоустойчивые

Б) влаголюбивые

В) теневыносливые

2. Для жизни этих растений необходимо тепло. Они совершенно не переносят заморозков.

А) засухоустойчивые

Б) холодостойкие

В) влаголюбивые

Г) теневыносливые

Д) теплолюбивые

Е) светолюбивые

3. Оказавшись на открытых площадках в результате вырубки деревьев, эти растения погибают под прямыми солнечными лучами.

4. Семена этих растений высевают ранней весной, а некоторые сорта – под зиму.

5. Эти растения имеют длинные корни, листья толстые мясистые или в виде мелких чешуек.

6. Эти растения предпочитают расти в хорошо освещённых местах.

7. Соотнесите ярусы леса

1) мхи и травы

2) низкие деревья

3) кустарники

4) высокие деревья

(взаимопроверка)

Работа в парах

Соотнесите растения по группам (Работа в «Дневнике наблюдений») стр.44

Проверка

Целевая установка.

Задумывались ли вы над тем, каким богатством одарила нас природа?

Каждый из нас пользуется этим богатством и порой не задумывается над тем, как он это делает.

Проблемный вопрос: Посмотрите, пожалуйста, на вещи, которые я принесла. Подумайте, что их объединяет?

Сегодня мы поговорим о роли и значении растений в жизни человека.

Знать: где и как человек использует растения

Уметь: устанавливать взаимосвязь растений и человека.

Растения являются первоисточником существования, процветания и продвижения жизни на Земле.

Подумайте, может ли человек обойтись без растений?

Давайте попробуем доказать, что человек не может существовать без растений, они связаны друг с другом и зависят друг от друга.

Что выделяют растения? (кислород)

Какое значение имеет кислород для всех живых организмов? Не зря растения называют «фабрикой кислорода».

КИСЛОРОД

Почему никто из живых организмов, в том числе и человек, не сможет жить без растений?

Растения дают нам пищу. Но ведь мы питаемся и животной пищей, при чём- же тут растения?

Цепь питания: растения – животные человек

Сделайте вывод о том, как человек использует растения.

У меня в руках книга "Лекарственные растения". Как вы думаете, о чем в ней можно прочитать?

Почему многие люди все чаще обращаются к этой книге, а не к таблеткам?

Сделайте вывод, на основе нашего обсуждения, в качестве чего и почему человек использует растения?

ЛЕКАРСТВО

Почему многие населенные пункты получили названия деревня?

Кто из вас видел деревянный дом?

Для чего человек использует лес?

ЖИЛИЩЕ МЕБЕЛЬ ПОСУДА

Какие предметы посуды изготовлены из древесины?

Какие музыкальные инструменты изготавливают из разных пород деревьев? (балалайка, гитара, дудочке, маракасы)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

(красители, топливо, изготовление тканей, косметология, …)

Групповая работа

Вы будете научными сотрудниками лаборатории, которая изучает, как человек использует растения.

1 группа – Растения - источник питания

2 группа - Растения - источник сырья для промышленности

3 группа – Растения – источник сырья для получения лекарственных препаратов. Лекарственные растения.

4 группа – Психологическое и эстетическое воздействие растений на человека.

5 группа - Растения - индикаторы

Цель : Изучить теоретический материал. Выбрать главное. Составить схему. Привести примеры растений, входящих в вашу группу.

Афиширование.

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим,
Думаем и не спешим.

Во время выступления товарищей делаем пометки в таблице.

Растения – являются источником питания для человека. В них содержатся: белки, жиры, углеводы, крахмалы, витамины. Среди растений много пряностей, которые мы используем при приготовлении пищи.

Защита проекта (группа Никиты

Текстильная промышленность

Получение каучука

Парфюмерия и ароматерапия (определить по запаху растение)

Медицина (Сказка про лекарственные растения)

Какие лекарственные растения встретились в сказке? Используют ли эти растения люди?(ромашка, зверобой, медвежье ушко, капуста, львиный зев, подорожник, морошка, черника, земляника, брусника, малина)

Какая ядовитая ягода встретилась? (Волчья ягода)

Все растенья надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Биотопливо

Определение способов положительного влияния человека на состояние растений

Растения очень много дают человеку. А что может человек дать растениям?

Работа по учебнику стр.132

Какие действия должен совершать человек, чтобы наша планета была богата кислородом?

Как человек может оберегать лекарственные растения?

Какие действия должен совершать человек, чтобы сохранить наше богатство - лес?

Как должен человек относиться к растениям - источнику жизни на земле?

Творческая работа в группах

Создания знака «Береги растения!»

1)Нельзя топтать растения.

2) Не рвите цветы.
3)Сажайте деревья, кустарники, травы.
-4)Нельзя рубить деревья.

5)Не ломайте ветки деревьев, не срывайте кору.

Афиширование

- На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
- ) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».
- Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!

Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки
Чтобы кислорода на нашей планете было достаточно, человек должен.......

Обобщение

Постарайтесь доказать, что растения и человек связаны друг с другом и зависят друг от друга.

Растения дают человеку...... Чтобы источник...... не иссяк, человеку необходимо.......

Итог урока

Миллионы лет дикие растения кормили человека, давали дрова для костров, служили материалом при постройке жилищ и изготовлении орудий труда, охоты. Без растений и растительного сырья человек не сможет прожить и в век современной атомной энергетики и электричества. Вся история была и еще долго будет связана с растениями. И чем разнообразнее растительный мир, тем шире и полнее он может служить человеку.

Выводы: 1. Значение растений определяется их ролью в жизни других организмов и в природе в целом. 2. Земля, лишенная растений, превратится в бесплодную, безжизненную пустыню.

Д/з. По группам приготовить газеты о Значении растений для человека

Кроссворд о Лекарственных растениях, по учебнику стр.132-133, пересказ

Оценочный лист


№/п

Использование человеком

Примеры растений

Употребление в пищу

Белки

Углеводы

Витамины

Тонизирующие вещества


Бобовые растения

Рапс, мак, подсолнечник

Сахарная свёкла, сахарный тростник

Пшеница, рис, кукуруза, овёс

Овощи и фрукты

Чайное древо, какао-бобы




Защищают от …

Украшают …

№/п

Использование человеком

Примеры растений

Употребление в пищу

В качестве сырья для промышленности

В качестве лекарственных препаратов

Защищают от …

Украшают …

Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист

Тихомирова Анастасия Павловна

Человек издавна пользовался значительным числом дикорастущих растений. Они доставляли ему дрова для костров; служили материалом для постройки жилищ и загонов для животных; из растений человек изготовлял рыболовную снасть и орудия для охоты; строил лодки и плоты, плел циновки и корзины, готовил различные бытовые и ритуальные украшения; кормил растениями животных и птиц, выкапывал корни и собирал плоды для получения пищи и лекарств. Человек укрывался в лесах от непогоды, прятался от врагов и хищных животных. Словом, вся жизнь первобытного человека была связана с растениями. И чем разнообразнее был мир растений, окружавших человека, тем шире он использовал растительные богатства для своих нужд.

Впоследствии, когда человек стал выращивать около своих жилищ некоторые из полезных ему растений, т. е. начал заниматься земледелием, он заложил основы растениеводства, хотя продолжал пользоваться дарами дикой природы.

В настоящее время человечество продолжает широко использовать растения для своих нужд. При этом природный растительный покров постепенно изменяется. Уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают и не восстанавливаются некоторые растения, когда-то широко распространенные на Земле. Хотя этот процесс уничтожения первоначальной природной растительности постепенно прогрессирует, тем не менее все еще остаются многие виды растений, продолжающие сохранять большое хозяйственное значение для жизни людей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растения в истории человечества В 1157 г.н.э. китайский император Джен ЦУ заказал новый труд по формакопее. При его жизни было описано более 1000 видов растений

1492 год Колумб покидает Испанию в поисках западного пути в Индию. Из нового Света он привозит в Европу новую зерновую культуру –кукурузу и другие растения. Во время второй своей экспедиции в 1493 г. Колумб привез сахарный тростник в Санто-Доминго. Поселенец Агвилон сообщает, что он собирал на своём участке богатые урожаи сахарного тростника, получая из него сладкий сок. В 1516 году первый сахар, полученный из тростника, был отправлен в Испанию. Вскоре после этого Португалия стала импортировать сахар из Бразилии. Сахарный тростник мог стать движущей силой работоторговли.

Колумб доставил в Испанию также ананас и стручковый перец, более острый, чем на Кавказе. Этот перец интродуцирован в Испании в 1493г, известен в Англии с 1548 г. И выращивается в Центральной Европе с 1585 года. Также в Америку Колумб завез огурцы и другие овощи.

1497-98 гг. Васко да Гамма открыл для Португалии торговый путь в Индию через мыс Доброй Надежды, минуя Переднюю Азию. Это лишило Венецию монополии на торговлю сахаром и пряностями.

1500 г. Фасоль, родиной которой является Америка, стала известна в Европе. Тогда же в Испанию был завезен из Южной Америки батат (сладкий картофель), позже попавший в Китай, Индию, Малайзию, где получил широкое распространение.

1505 г. В Америку завезены первые черные рабы. Торговля рабами стала активно развиваться из-за того, что на плантациях сахарного тростника и хлопка в Новом Свете требовались рабочие руки.

7 000 лет назад возделывали рис в Китае. Значительное место в рационе древних Китайцев занимала и кочанная капуста, рацион которой составлял не менее ¼.

9000 лет в Сирии и Турции известен лен. По всей видимости именно он являлся здесь основным материалом для производства тканей.

На ближнем Востоке, 10 000 лет назад, люди возделывали пшеницу и ячмень. В то время ячмень был ежедневной пищей человека. Археологи обнаружили первые мукомольные камни.

Раскопки в шанидарской пещере(Северный Ирак) свидетельствуют, что в то время, около 50000 лет назад, местные жители употребляли в пищу семена каштана и плоды грецкого ореха.

5 000 лет назад в Северной Африке уже выращивали сорго.

4 000 лет назад (2000 лет до н.э) в Северной Африке уже выращивали просо.

1519 г. В своё кругосветное плавание, для разведки новых торговых маршрутов, отправился Магеллан. Через три года из этой экспедиции вернулись только 18 человек из 250 и один корабль из пяти. Но они привезли с собой 26 т. гвоздики, мешки мускатных орехов и цитрусовых, а также древесину сандалового дерева. Вырученные с лихвой покрыли все расходы на экспедицию.

Пигафетт, плавающий с Магелланом, писал: «На Молуккских островах мы нашли гвоздику, имбирь, саговую пальму, древесину, которая подобна хлебу» Он так же пишет: « Бетель – плод, который они, туземцы, жуют вместе с цветками жасмина и апельсина» Каннибалы на острове не употребляли никаких частей человеческого тела, кроме сердца, которое они замачивали в лимонном или апельсиновом соке.

1516 г. В Новый Свет из Африки завезены бананы.

1514 г. Альянс стал первым европейцем, добравшимся до Китая морским путём. В Китае португальцы обнаружили апельсины, плоды из Индии и Цейлона.

1521 г. Кортес высаживается в Мексике. Его солдаты знакомятся с пряностями и ванилью ацтеков.

1532 г. Франческо Пизарро высадился в Перу, когда через четыре года испанская Конкиста в Перу закончилась. Картофель стал обычной и дешевой пищей солдат и моряков.

Статьи по теме: