Дорожки из резины своими руками. Дачные дорожки из старых автопокрышек

Многие люди, купив дачный участок, рано или поздно сталкиваются с необходимостью обустройства участка. В частности, с изготовлением дорожек. На сегодняшний день существует немало способов реализации данной задачи. Ассортимент выбора велик. Это и различные бетонные, и асфальтовые плитки, и битый кирпич, и керамзит, и пр. Всё упирается в цену вопроса.

Сделать недорогие, практически вечные, дачные дорожки можно своими силами и, к тому же, практически бесплатно. Для их изготовления подойдут старые автомобильные покрышки. Если говорить точнее, то от самой покрышки используется только беговая дорожка — ее протектор.. Для дачных дорожек лучше использовать покрышки от грузовых автомобилей. Их потребуется значительно меньше, да и ширина получится побольше. Таким образом, можно значительно сэкономить время, затраченное на обустройство своего участка.

Сам процесс «добывания» нужного материала из автопокрышек состоит в следующем.

Необходимо при помощи острого ножа вырезать (отделить) беговую дорожку автопокрышки от боковин. Линия разреза показана на рисунке. Чтобы нож легко резал резину, его необходимо периодически окунать в масло или мыльный раствор, а позади самого ножа нужно вставить какое-нибудь расклинивающее резину устройство (рессору или монтировку). После отделения беговой дорожки от боковин, у нас получается резиновое кольцо, которое необходимо разрезать, и получить, таким образом, резиновую ленту. Эта лента и будет нашим покрытием для дачных дорожек. Когда будет добыто достаточное количество таких резиновых лент, приступаем к установке. Для прокладки дачной дорожки достаточной ширины может понадобиться от трех до четырех таких лент.

Подгоняем ленты по длине и по краям прибиваем их гвоздями к деревянному бруску или доске. Между лентами оставляем зазор 1–2 см. В дальнейшем в этом зазоре прорастет трава, которая будет удерживать наши дорожки от боковых смещений. Ленты следует укладывать на увлажненный грунт. Так они быстрее «отлежатся» и скрепятся с грунтом. Деревянные бруски, скрепляющие резиновые ленты утапливаются в грунт, чтобы не было кочек. Вот и весь процесс. Любители ландшафтного дизайна могут использовать не целую ленту, а отдельные куски. Единичную ленту можно использовать для прокладки тропинок между грядками. Тут уже у кого какая фантазия. Главное – было бы желание, а материал для изготовления можно найти практически на каждой городской свалке или по обочинам вдоль дорог.

А. Виноградов.

От ДелайСам.ру:

Проще всего добыть старые покрышки в шиномонтажах. Их мастера будут просто счастливы избавиться от залежей старых шин.

В плане садового дизайна применение такого покрытия для дорожек, конечно сомнительно, например, между цветника и или клумбами. А вот выстелить такими лентами стоянку для автомобиля, въездную дорожку на участок, хозяйственный двор, место для мойки машины, межгрядковые проходы, и т.п. будет весьма кстати. Материал практически вечный, не скользкий и выглядит достойно.

Позволю себе высказать и еще одно применение для таких «лент» из старых покрыщек.

Весной или осенью, т.е. в период распутицы, многие дачники испытывают трудности с проездом к свои дачным участкам.

Вот если такими лентами выстелить наиболее проблемные места на дороге. Да и просто — иметь пару таких лент в багажнике, на случай, если застрянешь… Обычно, в таких случаях начинается возня с лопатой, подсовывание всяких веток, досок, травы. Резина же по резине, да еще протектор к протектору гарантирует практически гусеничную проходимость.

И совсем уже достаточное экзотическое применение старых шин — это кровельный материал! Вы видели классическую черепицу? Это, вобщем, совершенно одинаковые полуцилиндры, часть из которых уложена желобом вниз, а часть — желобом вверх. В результате, вода стекает по желобам вниз с кровли.

Поэтому если разрезать шину, как показано на рисунке, мы получим желоб, длиной 1-1,5 метра! Что мешает нам прибить этот желоб к обрешетке, лотком вниз, а поверх него — такой же, но выпуклой частью вверх?

В результате мы получим практически вечную кровлю.

Ну, дом покрывать мы не будем такой кровлей, но вот хозяйственные постройки, дровяник, навес и т.п. — почему бы и нет! Ведь это просто бесплатная кровля!

Красиво сделанная дорожка из покрышек своими руками представляет собой оригинальное и практичное решение для благоустройства участка. Используя недорогие материалы можно выполнить дорожку, которая по своему внешнему виду и прочности не будет уступать более дорогим аналогам.

Преимущества материала

У дорожек, выполненных из старых автомобильных покрышек, есть ряд преимуществ, среди которых можно выделить следующее:

  1. Длительный срок эксплуатации. Так как автомобильные колеса способны выдерживать большие нагрузки, то в результате их переработки получается прочный и эластичный материал, который отличается высокими показателями износостойкости и длительным сроком эксплуатации.
  2. Влагостойкость. Благодаря своей структуре резиновые дорожки быстро впитают влагу поле дождя, а за счет своей шероховатой поверхности не скользят и являются безопасными (по ним можно ходить даже босиком).
  3. Не требуют особого ухода. Резиновое покрытие имеет монолитную структуру и уход за ним сводится к мытью при помощи шланга. Если в зимний период на дорожке образовывается лед, то его можно удалить при помощи обычной совковой лопаты.
  4. Простота укладки. Монтажные работы не требуют особых знаний, умений и наличия специального инструмента. Резиновые пластины легко стыкуются и не образуют щелей на поверхности.
  5. Доступная цена. Цена резинового материала в несколько раз ниже бетонного покрытия, керамической плитки, других материалов.
  6. Резиновая плитка устойчива к перепадам температур и негативным воздействиям внешней среды.
Дорожку из покрышек можно сделать самому

Способы укладки

На практике существует несколько способов использования покрышек в качестве материала для садовых дорожек:

  1. Укладка целых автомобильных покрышек. Это один из самых простых и быстрых способов, но его недостатком является то, что часто эстетический вид готовой дорожки оставляет желать лучшего.
  2. Использование резиновой плитки, которую производят путем переработки покрышек.
  3. Применение резиновых лент, которые собственноручно вырезаются из автомобильных шин.

Видео «Садовые дорожки из старых автомобильных шин»

Из этого видео вы узнаете, как своими руками сделать садовые дорожки из старых автомобильных шин:

Резиновые ленты

Процесс изготовления дорожки из резиновых лент предусматривает выполнение следующих действий:

  1. На начальном этапе подготавливается материал. Это могут быть покрышки как от легковых, так и от грузовых автомобилей (в зависимости от площади участка и первоначальной задумки).
  2. Вырезается поверхность. Выполнение данного действия обусловлено тем, что для изготовления дорожки требуется только протектор. Его можно отделить при помощи острого ножа, который время от времени необходимо смачивать в масле или мыльном растворе.
  3. В результате отделения протектора получается кольцо, которое разрезают таким образом, чтобы получилась лента – основа для будущей дорожки. Количество лент зависит от ширины будущей дорожки.
  4. Все ленты необходимо подогнать по длине и их края прикрепить к бруску, предварительно смазанному маслом. Специалисты рекомендуют оставлять между частями дорожки зазор в 1–2 см. Важно, чтобы процесс укладки выполнялся в сухую и теплую погоду.

Перед укладкой резиновых пластин стоит тщательно выровнять грунт и при необходимости утрамбовать его (поверхность должна быть твердой и ровной). Не допускается укладка резиновых пластин на песок, так как они будут сдвигаться с места. Для скрепления плиток между собой используется специальный клей из полиуретана.

Целые шины

Целые шины чаще всего используют для обустройства дорожек-лесенок. Такой вариант актуален для участков, которые имеют определенную возвышенность, например если на даче имеется спуск к пруду, речке или другому водоему.

В данном случае покрышки выкладывают на расчищенный и подготовленный грунт в горизонтальном положении. Делается это в два ряда, при этом шины немного утапливаются в землю, а внутрь отверстий засыпается грунт. Таким образом, готовая конструкция получается более прочной и надежной. Чтобы в дождливую погоду дорожка не стала скользкой и травмоопасной, ее следует присыпать гравием.

Готовая дорожка-лесенка обладает отменными амортизационными свойствами, и по ней гораздо удобнее ходить, чем по бетонным ступенькам и асфальту.

Отдельные бордюры

Резиновые покрышки являются отличным материалом для сооружения ограждений разной высоты. Чаще всего их используют для ограждения детской игровой площадки или цветочной клумбы. В процессе изготовления бордюров достаточно разрезать покрышку на две части. Сделать это можно ножом или лобзиком. Полученные куски отрезанным боком вкапываются в землю. Для придания готовому изделию оригинального внешнего вида, его можно покрасить, нанести какие-то рисунки или узоры.

Нельзя не отметить тот факт, что строительные технологии не стоят на месте, а постоянно развиваются. В последнее время становятся популярными готовые рулонные покрытия, которые производят из переработанной резины. Они не вызывают сложностей в монтаже, легко раскатываются по поверхности и имеют изящный внешний вид. Такое покрытие стелится на асфальт или бетон, использование его на грунте не обеспечит должного сцепления с поверхностью, как следствие срок эксплуатации дорожки будет короче.

Применение автомобильных покрышек для обустройства дорожек на данном участке – это простое, доступное и практичное решение, которое не требует больших временных и финансовых затрат.

Зачастую владельцы садовых и дачных участков сталкиваются с тем, что после дождя пройти по территории сада практически невозможно. Грязь прилипает к ботинкам, а поскользнувшись, можно и вовсе нанести себе увечья. Состоятельные люди нанимают для решения этого вопроса дизайнера, который разрабатывает дизайн-проект с включением садовых дорожек. Но в целях экономии можно не только самому сделать чертеж, но и выложить садовые дорожки своими руками. А что для этого понадобится, будет рассмотрено в этой статье.

Особенности

Садовые дорожки могут быть капитальным или временным сооружением. Что касаемо временных дорожек, их в любой момент можно демонтировать и перенести, а вот капитальные делаются раз и навсегда, поэтому перед началом монтажа важно заранее проложить их на чертеже.

Укладка дорожек на даче должна быть произведена с учетом кустарников, деревьев, грядок и теплиц.

Имейте в виду, растения через несколько лет могут разрастись до таких размеров, что начнут мешать перемещению по участку, а у некоторых растений корни могут и вовсе повредить тропы. Чтобы этого избежать, специалисты не рекомендуют укладывать стройматериал вблизи от насаждений. Нужно помнить, что и строительство новых хозяйственных построек в будущем не должно иметь никаких препятствий. В противном случае придется производить демонтаж и прокладывать новые пути, а это дополнительные траты и времени, и денег.

При выборе материала необходимо отталкиваться от того, что он должен быть надежным, с продолжительным сроком эксплуатации, безопасным не только для передвижения, но и для почвы. Следует взвесить все за и против перед покупкой стройматериала, который может подвергаться гниению, коррозии, заселению плесневыми грибами и прочими вредными микроорганизмами. Учитывать нужно и климат, особенно температуру в зимнее время года и снежный покров, чтобы материал обладал морозостойкостью и зимостойкостью.

В случае ремонтных работ никаких трудностей возникать не должно, иначе придется демонтировать всю аллею. С этой точки зрения и уход за дорожкой не должен вызывать осложнений.

Выбор стройматериала обуславливается частотой использования и функциональной нагрузкой. К примеру, для тех троп, по которым редко перемещаются, подойдут сыпучие вещества – гравий, щебень или песок, допускается в том числе и использование пробковой коры. В тех местах, где людской поток большой, подойдут прочные материалы, такие как бетон, резина, кирпич или монолит. Это можно отнести и к дорожкам, по которым планируется перемещение транспорта или груженых тачек.

Изготовление дорожек своими руками – это процесс творческий. Он зависит не только от финансового положения хозяина участка, но и от имеющихся у него навыков. Но зачастую решить этот вопрос можно с минимальными физическими и материальными вложениями.

Что понадобится?

В зависимости от выбранного материала могут понадобиться георешетки, бетономешалка, ножовка по дереву, пила по металлу, молоток, киянка и даже обыкновенные ножницы. Помимо этого, не стоит забывать о строительном правиле и о строительном уровне, благодаря этим инструментам можно выровнять поверхность и сделать ее идеальной.

Не обойтись в этой работе и без лопат – совковой и штыковой, без грабель, на менее плодородных участках могут понадобиться вилы и лом. С их помощью производят разметку, убирают ненужную землю, которую складывают в тачку. Альтернативой тачке являются металлические ведра.

Проект-план выполняется в специализированных компьютерных программах либо на обычном листе бумаги с помощью карандаша или ручки. Для начала потребуется нарисовать дом, сарай, баню, туалет, затем калитку и центральные ворота. Непосредственно к этим объектам рисуются схематично дорожки. Дополнительные дорожки размечаются к беседке, бассейну, мангальной зоне. Не стоит забывать и о подходах к грядкам, водонапорной системе, теплицам. Что касается ширины будущих дорожек, то их разметку предстоит осуществлять на местности. Сделать это можно при помощи колышков, молотка и шпагата.

После того, как колышки будут вбиты, их между собой соединяют шпагатом. Ширина аллеи в идеале должна быть пригодной для передвижения не только людей, но и строительных тачек. Вместо колышков разметку можно осуществить при помощи песка, его посыпают в небольшом количестве, но при этом он должен быть виден со стороны. Благодаря этому можно заранее распланировать клумбы, грядки и другие насаждения.

Простые бюджетные варианты

В последние годы большой популярностью среди дачников пользуется геотекстиль. Полотно черного цвета применяется для борьбы с сорняками. Как известно, растениям необходим солнечный свет, без него ничего живое расти не сможет, а через геотекстиль сорняки физически не способны пробиться благодаря тому, что материал препятствует проникновению ультрафиолета. Некоторые умельцы используют его в качестве варианта для садовых дорожек.

В продаже укрывной материал встречается в белом и в черном цвете, для строительных работ подойдет второй вариант. Его плотность равна 60 мк – а это значит, что его хватит на несколько сезонов. Ширина геотекстиля обычно имеет показатель 3,6 м, а длину можно нарезать любую.

Чтобы сделать дорожку из этого материала, его вначале нужно разрезать. Если сложить материал в два раза, то получатся отрезки по 80 см – этого вполне хватит для небольших тропинок.

Важно отметить, что грунт остается на месте, тогда как в других вариантах несколько сантиметров земли нужно будет убрать. Благодаря этому процесс монтажа займет меньше времени.

Обычно дорожки делают в тех местах, где уже проложены тропы и земля там плотная, поэтому с ней придется повозиться. Для этой работы необходимо использовать штыковую лопату с закругленным основанием. С ее помощью делается небольшая щель, впоследствии в нее заталкивается геотекстиль. Этот этап продолжается вначале по левой стороне, а потом по правой.

В итоге края материала должны полностью оказаться в земле. На практике достаточно «закопать» 10 см с одной и 10 см с другой стороны. Имейте в виду, что материал желательно натягивать, в противном случае могут образоваться «карманы», и если в семье есть маленькие дети, они, запнувшись, могут нанести себе увечья.

Землю вокруг дорожки необходимо утрамбовать. Достаточно пройтись по ней несколько раз туда-обратно. Под действием атмосферных осадков и ультрафиолета земля схватится и будет максимально крепко держать материал.

Монтаж следующего отрезка желательно производить внахлест. Стыки между стройматериалом можно заделать металлическими скобами или отрезками стальной проволоки. Для этого скобами «сшиваются» два материала, забивание производится молотком. Эта операция выполняется и для закрепления концов геотекстиля.

Из шин

Из старых покрышек можно создать высококачественное износоустойчивое покрытие, которому не страшны ни дожди, ни снег, ни палящее солнце. Помимо этого, резина прекрасно переносит перепады температуры и служит несколько десятилетий.

Уход за такой дорожкой прост. Достаточно время от времени сметать мусор веником, а после высыхания грязи промывать сильным напором воды из шланга. После влажной уборки и после дождя вода на резиновой поверхности быстро высыхает, поэтому случайного падения можно будет избежать.

После того, как стройматериал собран, предстоит создание дорожек, но прежде чем начать укладку, нужно изготовить резиновый обруч. Для этого берется автомобильная покрышка и укладывается на поверхность. Лучше всего использовать старую двухсотлитровую бочку.

Вначале рядом с бортиком надрезается резина, эту процедуру легче всего выполнять при помощи сапожного ножа. После появления небольшого надреза берется хорошо наточенный большой нож. Движением ножа вверх и на себя выполняется вспарывание покрышки. Для удобства отрезанное необходимо немного отгибать в сторонку. Управившись с одной стороной, предстоит то же самое сделать и со второй.

Имейте в виду, что острота ножа должна быть достаточной, чтобы выполнить эту работу без зазубрин и клина. Периодически нож необходимо смачивать солидолом и протирать тряпочкой, чтобы он был немного скользким.

Резиновый обруч предстоит вывернуть наизнанку, для этого порезанная покрышка укладывается на землю и, фиксируя ее ногами, руками осуществляется эта процедура. Останется лишь разбить вывернутую покрышку по сторонам до состояния обруча. Не забывайте о технике безопасности – желательно использовать перчатки.

Для того чтобы сделать резиновую ленту, заготовку переносят на лавочку или табурет. И закрепляют ее стороны струбциной.

Важно, чтобы резина была в напряженном состоянии, поскольку внутри покрышки находится металлический корпус. Если металл начать резать ножом, то нож быстро затупится, поэтому обрезка выполняется при помощи угловой шлифовальной машины.

Специалисты рекомендуют следить за направлением ветра, в идеале было бы, чтобы он дул не в сторону соседей, а на проезжую часть . В противном случае запах паленой резины может не понравиться соседям. Старайтесь избегать попадания искр на участки кожи и тем более в глаза. В конце останется лишь снять струбцину, и резиновая лента готова. Таких лент нужно сделать столько, сколько потребуется для создания садовых дорожек.

Нарезанную ленту предстоит закрепить на деревянном бруске – для этого подойдет молоток и гвозди. Какой ширины нужна тропинка, такой длины и должна быть доска. Обычно набивают два или три ряда, сделать совсем без стыков не получится, а значит, в будущем предстоит борьба с сорняками.

Перед монтажом землю необходимо выровнять и хорошенько утрамбовать. В смоченную землю укладываются получившиеся изделия. Выступающая часть бруса должна быть полностью утоптана в грунт, чтобы получилась ровная садовая дорожка.

Некоторые люди перед укладкой снимают землю и закрепляют резину таким образом, чтобы в итоге образовались волны. В получившиеся ямы засыпается либо песок, либо гравий, либо галька.

На неровных участках, где есть крутой склон, делают лестницу из покрышек. Снизу вверх лопатой делаются выступы, в которые укладывают автомобильные колеса. Первый ряд должен соответствовать габаритам покрышки, а второй и последующие быть немного уже.

Чтобы покрышки не сдвигались с места, засыпается извлеченная земля, гравий либо песок, после чего происходит утрамбовка, сверху посыпается щебенка.

Дополнительно сооружение можно огородить досками или кольями для предотвращения сползания. Заводы-производители, перерабатывая старые покрышки, выпускают специальные прорезиненные плитки различных окрасок, которые подходят для создания садовых дорожек. Крепление осуществляется благодаря замковому соединению.

Тонкие плиты профессионалы советуют укладывать на цементную стяжку, поверхность которой предварительно выравнивается.

Из пластиковых бутылок

Выложить дорожку можно из еще одного вторсырья – пластиковых бутылок. Причем материал можно накопить самому либо договориться с друзьями, знакомыми и с коллегами. Конечно же, для этого потребуется несколько сотен пластиковых бутылок различной емкости, но при этом такое обустройство не ударит по семейному бюджету.

К плюсам этого отделочного материала можно отнести разноцветную окраску, долговечность, прочность и легкость в установке. Из минусов можно отметить плавление при высоких температурах, вероятность скольжения после дождя и то, что материал под действием солнечных лучей выцветает.

Имейте в виду, что помимо самой тары, в работе также можно использовать и донышки, и крышки.

Пластиковые бутылки перед укладкой необходимо хорошо отмыть от остатков жидкости. В момент мытья желательно оторвать все этикетки и удалить клеевой состав, чтобы на него не прилипали частички грязи и пыль. После этого пластик либо насухо вытирается, либо сушится в солнечный день на свежем воздухе.

Подготовленный отделочный материал набивается землей, если после строительства остался песок – его также можно использовать. Никаких пустот внутри тары остаться не должно, необходимо тщательно утрамбовать землю или песок. Делается это для того, чтобы в момент хождения бутылки не продавливались от человеческого веса.

К этой работе можно привлечь детей, во-первых, это отвлечет их от других занятий, а во-вторых, позволит управиться с поставленной задачей за меньшее время.

Затем нужно снять грунт. Для этого берется лопата и тачка, земля снимается примерно на 25-30 см. Плодородный слой можно использовать в грядках или в теплице. Опалубку делают из досок, толщина которых должна быть около 16 см.

Доски прикручиваются к колышкам при помощи шуруповерта и саморезов. Если под рукой нет специального инструмента, то в качестве альтернативы может служить молоток и гвозди.

Чтобы избежать усадки грунта, желательно пройтись по земле несколько раз туда-обратно, после чего засыпать тропинку строительным и бытовым мусором. Это могут быть ветки, битый кирпич или облетевшие листья. Для того чтобы мусор не разлетался по участку, он засыпается песком. Хотелось бы отметить, что именно песок не позволит будущей дорожке проседать.

На песочную подушку укладывается первый ряд пластиковых бутылок. Укладку нужно делать вдоль направления. Поверх баклажек временно монтируются доски, после чего по ним нужно хорошенько попрыгать. Благодаря этому бутылки равномерно распределятся по поверхности, а образовавшиеся пустоты предстоит засыпать цементно-песочной смесью. Впоследствии смесь обильно смачивается водой, а когда цемент высохнет – первый ряд будет готов. Обычно одного ряда достаточно, но если останется место для еще одного – то процесс следует повторить, но уже без закладки бытового мусора.

Выше было описано использование тары небольшого объема. Если в наличии есть пятилитровые бутылки, тогда после промывания и сушки у них нужно срезать донышко. Таких бутылок нужно несколько десятков или сотен. Когда они будут готовы, то предстоит вставить одну бутылку в другую и уложить получившиеся формы в траншею. Останется зацементировать дорожку описанным ранее способом.

Целое мозаичное панно можно выложить при помощи пластиковых крышек, но, к сожалению, стройматериала нужно очень много. Для того, чтобы уложить погонный метр садовой дорожки, понадобятся сотни крышек. Но при этом можно создать красивый рисунок, который будет радовать не только домочадцев, но и гостей.

В первую очередь, пробки укладываются по направлению тропинки, сверху временно монтируют доски, по которым предстоит ходить. Благодаря хаотичным движениям пробки утрамбуются и окажутся на одном уровне.

Чтобы избавиться от промежутков, швы засыпаются песком, сверху снова укладываются доски и происходит окончательная утрамбовка. Останется только очистить поверхность от излишков земли и песка, для этого подойдет щетка или веник.

Похожим способом укладываются и донышки от пластиковых бутылок. Имейте в виду, что такая дорожка не подойдет для постоянного использования, потому что она не обладает износоустойчивостью. Дачные умельцы, отталкиваясь от своего опыта, рекомендуют использовать бутылки из прочного пластика.

На сегодняшний день налажено производство и пластиковой плитки. Благодаря своим качествам и легкому весу она пользуется большой популярностью среди дачников.

Из дерева

Не теряют своей популярности и деревянные дорожки. Делают их либо из досок, либо из спилов. Дерево – это не только натуральный материал, но еще и долговечный, стильный продукт. Древесина легко поддается обработке, поэтому монтаж дорожек можно сделать своими руками.

У многих на дачных участках есть старые спиленные фруктовые деревья – груши, яблони, черешни. Но лучше всего для этой процедуры использовать пеньки дуба, березы, бука, сосны или лиственницы.

Желательно обзавестись стройматериалом различного диаметра, благодаря этому можно уложить извилистые тропинки.

Ни для кого не секрет, что дерево, которое не обработано от грибковых заболеваний и от влаги быстро приходит в негодность. Поэтому ни в коем случае нельзя укладывать свежераспиленный кругляк. Для обработки подойдет олифа, которую доводят до кипения. Важно спил обмазать полностью, а лучше и вовсе погрузить пенек в чан с олифой, чтобы материал впитался. Эту операцию желательно выполнять профессионалам, поскольку можно обжечься.

В целях безопасности можно использовать специальные антисептические растворы, продающиеся в строительных магазинах. Кругляк полностью помещается в раствор на несколько часов. Разрешается наносить раствор кистью или валиком. Дополнительно специалисты рекомендуют обрабатывать низ плашки битумом, а поверхность медным купоросом. Дальнейшие действия с древесиной выполняются только после полного высыхания.

Существуют мягкие породы древесины – к ним можно отнести сосну, и твердые – это дуб, бук, лиственница. К слову, обработанная лиственница легко пролежит в земле 25-30 лет, а вот сосны хватит только на 5-6 лет, после чего дорожку придется демонтировать.

Для работы годится только высушенная древесина, не заселенная вредителями и без трещин. Идеальной высотой для плашек является показатель 15-17 см. Высота замеряется либо линейкой, либо рулеткой. При помощи топора либо тесака убирается кора.

При этом важно, чтобы спил был выполнен электропилой или бензопилой перпендикулярно.

Оптимальной шириной садовой дорожки считается 70-75 см. Витиеватая тропинка прекрасно смотрится на садовом участке. Для ее создания предстоит убрать верхний слой земли. Дерн легче всего снимать вдвоем – пока один человек работает лопатой, второй закатывает газон в рулоны. Рулоны в дальнейшем можно перенести и уложить в другом месте.

В получившуюся траншею расстилается геотекстиль. Как уже отмечалось ранее, через него не прорываются сорняки. На геотекстиль засыпается слой песка или щебня – это дренаж, и укладываются кругляки. Начинать укладку нужно с больших кругов, затем раскладываются средние и уже потом – маленькие. Старайтесь подбирать их по размерам, чтобы видимых пустот не образовывалось. Не забывайте проверять ровность поверхности строительным уровнем. Если в каком-то месте есть перепады, тогда необходимо воспользоваться молотком. Пеньки должны быть уложены выше газона примерно на 3 см.

Если планируется бордюр, то его монтаж нужно выполнить до укладки спилов. Для этого подойдет кирпич, камень либо чубуки.

К сожалению, совсем без пустот не обойтись. Чтобы их заделать, потребуется расколоть или распилить кругляк и уже его части уложить между спилами. Поверх основания засыпается песок или щебень. Он обильно проливается водой. Стройматериал под напором воды осядет, поэтому потребуется дополнительная подсыпка.

Заключительным этапом является декорирование. Можно покрасить кругляки или уложить в пустоты гальку либо оставить все как есть – этот выбор остается за хозяином участка.

Помните, что за дорожкой нужен ежегодный уход. Периодически потребуется зачищать поверхность, обрабатывать ее противогрибковыми средствами и фунгицидами. По мере высыхания защитного слоя наносить новый слой олифы или акриловой краски.

Несколько кругляков нужно оставить на будущее, чтобы в случае ремонта вышедшие из строя пеньки необходимо демонтировать и на их место уложить запасные.

Еще одной разновидностью деревянной садовой дорожки является тропинка из досок. Монтаж происходит быстрее, в сравнении с укладкой кругляков, да и особого выравнивания в этом случае не требуется.

Дешевым вариантом для укладки считаются хвойные породы деревьев. Толщина доски при этом не должна быть меньше 5-6 см. Обычно в строймагазинах продается необработанная обрезная доска. В связи с этим предстоит ее обработка противогрибковыми средствами, а после – лаком или олифой.

При помощи ножовки нарезаются одинаковые ламели. Если под рукой есть специальный инструмент, тогда эта работа будет выполнена быстрее. Если планируется закругленная дорожка, тогда доски могут отличаться друг от друга по размеру.

Имейте в виду, что можно использовать доски и от поддонов. Некоторые люди и вовсе укладывают целые паллеты. Но на сегодняшний день налажено производство террасной доски, в ее составе – древесная крошка и полипропилен. Такой стройматериал не требует обработки, при этом он легко нарезается до нужных размеров.

Процесс подготовки основания уже был описан ранее, поэтому повторяться не имеет смысла. После этого нужно смонтировать каркас. Для каркаса подойдет брус, который укладывается через каждые 50-60 см. Соединяется брус либо металлическими элементами, либо досками. Основное покрытие прикручивается к каркасу перпендикулярно направлению. Для выполнения соединительных работ используют шуруповерт и саморезы необходимой длины. Если на пути следования дорожки появляются возвышенности или впадины, потребуется возведение ступенек.

Из бетона

Бетонирование – это еще один бюджетный вариант, но при этом бетонные дорожки – это капитальные сооружения, которые прослужат 20-26 лет. Поэтому очень важно подойти к этому вопросу со всей ответственностью, поскольку в будущем изменить направление дорожек за несколько минут не получится.

Делаются они из цемента и из песка, в связи с этим нужно заранее закупить машину песка и несколько мешков цемента. Точное количество будет зависеть от ширины и от длины будущего сооружения.

В момент копки траншеи важно уделить внимание грунту. Если в земле много песка, тогда заливку бетона можно осуществлять непосредственно в траншею. Но для большинства регионов потребуется водоотведение. Для этого на дно ямы закладывает слой щебня. Достаточно 9-13 см, а для прочности можно насыпать и 15 см.

Помните, что перед засыпкой щебня землю необходимо утрамбовать.

Если по пути следования дорожки проходит центральное водоотведение, трубы нужно «обшить». Дорожка должна возвышаться над уровнем земли примерно на 2-3 см. Для закругления потребуется опалубка. Пластик или лист фанеры прекрасно справится с этой задачей.

Чтобы сэкономить на опалубке, специалисты рекомендуют делать ее частями и переставлять после высыхания первой заливки. Опалубку можно сделать и из досок. Ее ширина должна соответствовать ширине будущей аллеи. Она обычно колеблется от 60 см до 90 см.

Следующим этапом является монтаж гидроизоляционного слоя, для этого используют рубероид или агроволокно. Если на участке остался укрывной материал – геотекстиль, он тоже может подойти. Поверх гидроизоляции укладывается слой гравия или щебня, далее идет слой песка. Получившуюся подушку нужно хорошенько пролить водой.

К сожалению, бетон долго сохнет, обычно на это уходит месяц. За это время велика вероятность появления трещин на поверхности. Чтобы этого избежать, до высыхания стяжки через каждые 3 м в раствор внедряются деревянные рейки. Они не позволяют бетону расширяться.

Для придания жесткости конструкции некоторые дачники применяют армирование. Для этого подойдет проволока, саморезы, гайки, шурупы, гвозди, обрезки труб или сетка-рабица, оставшаяся от старого забора. Если строительного мусора нет под рукой, тогда в магазине предстоит купить специальную армированную сетку. На закрепленную сетку выливается раствор, причем его потребуется меньше, нежели если делать дорожку без нее.

Чтобы сделать дачный участок особенным, необязательно иметь богатый дизайнерский и строительный опыт. Существует множество простых вариантов для самостоятельного творчества, например, садовые дорожки из покрышек. Этот отработанный материал приобретёт новую жизнь после реставрации, а технология укладки дорожек элементарна в исполнении, поому создать их своими руками с помощью иснтрукций с фото будет проще простого.

Достоинства и недостатки дорожек из покрышек

Многие владельцы загородных домов предпочитают сами облагораживать территорию. В частности, это касается путей передвижения и стоянок для автотранспорта. Идеальным материалом для их создания станут автопокрышки, подлежащие утилизации.

Ненужные автошины станут приемлемым материалом для садовых дорожек

Подобный вариант не требует особых финансовых затрат. Но существуют и другие положительные моменты использования авторезины:

Резина не впитывает влагу (даже после проливного дождя она моментально высыхает) и
на ней невозможно поскользнуться. Ухаживать за резиновыми дорожками просто - достаточно пройтись по ним веником или обдать водой из шланга. Ну и самый весомый плюс - это простота монтажа.

Наряду с этим имеются и недостатки:

  • потребность в большом количестве шин (даже для небольшой дорожки в саду потребуется несколько десятков покрышек);
  • малоэстетичный внешний вид;
  • низкая пластичность резины;
  • необходимость создавать основание из гравия, иначе резиновая дорожка провалится в грунт.

Если в вашем гараже не оказалось ненужных автопокрышек, то можно обратиться в ближайшую шиномонтажку или поспрашивать у знакомых-автолюбителей.

Варианты дорожек из покрышек

Для сооружения тропинок на даче можно использовать как покрышки с дисками, так и без них (в виде нарезанных полос или плиток) . В первом случае укладку осуществляют плашмя или ребром. Если местность неровная, то из целых покрышек получится удобная лестница. Причём её форма может быть любой.

Для того чтобы сделать ровные настилы для передвижения, берётся резина от шин с равномерным износом. Рекомендуется брать колёса от грузовых машин, поскольку они больше и дорожки выйдут шире.

Ещё из боковой части шин сооружают бордюры.

Фото: дизайнерские идеи дорожек

Шины укладывают в виде лестницы, что удобно для дач на возвышенности По тропинке из покрышек удобно передвигаться, так как она не скользит Из резины от шин можно сделать удобный подъездной путь Материал нарезают не в виде лент, а плитками В местах скопления воды после дождя можно сделать мост из покрышек Самый простой вариант садовой дорожки - вырезать ленту из автопокрышки

Подготовительные мероприятия

Прежде чем приступать к выкладке троп, следует распланировать фронт работы. Лучше зарисовать на бумаге схему со всеми элементами, дополняющими дорожку:

  • бордюрами;
  • водостоками;
  • дренажными системами;
  • фонарями.

Обязательно замеряют шины для того, чтобы сориентироваться с требуемым количеством. А это будет зависеть от протяжённости тропинки, её формы и маршрута пролегания.

Выбор шин для садовых дорожек

Для возведения путей передвижения в саду подойдут любые покрышки. При желании сделать дорожки пошире лучше выбирать шины от грузовиков. Если планируется монтаж целых покрышек, то подбирают их одинакового размера. Для ленточного типа троп можно брать разногабаритный материал, всё равно его придётся разрезать.

Для дорожки следует подобрать шины одинакового размера

Предпочтительно остановиться на «зимней резине», поскольку она рассчитана на низкие температуры. Такие дорожки дольше прослужат.

Подготовка необходимых материалов и инструмента

Для работы заранее подготавливают инструмент:

  • острый нож или электролобзик;
  • лопату;
  • молоток;
  • ножовку;
  • рулетку;
  • карандаш или маркер;
  • топор;
  • гвозди (длиной от 7 см);
  • деревянные колышки.

Из материала нужны только старые покрышки.

Предварительно покрышку надо подготовить

Как сделать дорожку из шин своими руками

Выбирайте тип садовой дорожки из автомобильных покрышек в зависимости от своих способностей и предпочтений. Рассмотрим технологический процесс каждого варианта.

Ленточная


В зависимости от ширины тропы может понадобиться 2–4 полотна. Прибивают ленты к деревянным доскам, оставляя зазоры 1,5–2 см и укладывают на землю.

В оставленные щели со временем прорастёт трава и будет удерживать настил от смещения.

Предварительно рекомендуется сделать основание из гравия, который послужит дренажем. Чтобы дорожка не возвышалась, путь под её укладку слегка углубляют. Подобный вариант подходит для оформления проходов между грядками или посадками.

Ступенчатая

Не менее интересный способ - создание лестницы из целых шин. Особенно это актуально для дач, расположенных на неровной местности. Главное, прочно зафиксировать шины, чтобы при передвижении людей по ним исключить риск падения. Можно сделать лестницу в один или два ряда.

Спуск или подъем можно сделать из автопокрышек

Монтаж осуществляют следующим образом:

  1. Раскладывают шины на земле. Начинают выкладку с нижнего яруса, постепенно продвигаясь вверх. После монтажа тщательно проверяют каждую покрышку на надёжность. Для большей устойчивости желательно слегка утопить её в земле.
  2. Внутрь шин засыпают песок (землю) и утрамбовывают.
  3. Посыпают готовую дорожку гравием, чтобы исключить скольжение по ней в сырую погоду.

Из резиновых плит

Дорожки в саду можно сделать из резиновых плит. Это квадратные или прямоугольные куски, нарезанные из той же резины от покрышек.

Резину от шин можно нарезать в виде плиток

Крепят их на основание, приготовленное путём смешения ацетона и полиуретанового клея. Важно при укладке плит соблюсти пропорциональность. Между заготовками следует делать одинаковый отступ. Будет красиво смотреться, если щели между плитками заполнить цветной галькой, а само покрытие покрасить.

Видео: как сделать плитку из шин

Возведение бордюров

Завершают монтаж дорожки возведением бордюра из резины от покрышек. Это делается не только ради декора, но и для прочной фиксации настила.

Оформить края садовой дорожки можно по-разному:

  • вкопать шины целиком в вертикальном положении;
  • нарезать резиновые ленты и скрепить их гвоздями, болтами или металлическими скобами;
  • разрезать покрышку пополам и получившиеся дуги прикопать в земле.

Для декорирования краев дорожки лучше брать шины грузовых авто

Рекомендуется использовать импортные шины, поскольку у них мягче резина и она легко кроится ножом. А для того чтобы сделать поперечный разрез понадобиться инструмент посерьёзней - ножницы по металлу или лобзик.

В качестве декорирования края дорожки можно использовать оставшиеся после мощения бруски. Они одновременно послужат опорой.

Декорирование

Для повышения устойчивости резины к влаге, перепаду температур и ультрафиолету рекомендуется окрашивание . При выборе краски предпочтение следует отдавать тем, что имеют маркировку КЧ-136 (предназначенная для резины). Такая краска поглощает до 97% солнечных лучей и создаёт максимально гладкую поверхность. После нанесения она высыхает через несколько часов.

Если окраску производить при температуре +25 °C, пользоваться садовой дорожкой можно будет уже через 2 дня.

Ошибки при создании дорожек из покрышек

Чтобы дорожка на приусадебном участке прослужила не один год, стоит прислушаться к некоторым советам:

  • Не стоит выкладывать покрышки без предварительного выравнивания и уплотнения почвы. Даже при видимой ровности земли, в перспективе велика вероятность проседания и деформирования тротуара.
  • Нельзя считать авторезину абсолютно безвредным материалом. При сильном нагреве на солнце она может выделять вредные вещества. Поэтому рекомендуется покрывать дорожки из покрышек защитными средствами.

Видео: наглядный пример создания садовой дорожки из старых шин

Как показывает практика, из любых ненужных изделий можно сделать что-то стоящее. Это касается и автомобильных шин. Использование их в качестве строительного материала для садовых дорожек позволяет сэкономить немалую сумму и облагородить участок практически даром.

Отвечая на вопрос, как лучше организовать подход к дому на склоне, большинство специалистов рекомендуют террасирование участка посредством габионов. При ограниченном бюджете возможен другой вариант - дорожка из покрышек, сделанная своими руками.

Это наиболее оригинальный способ обустройства придомовой территории. В отличие от дерева, резина проявляет большую устойчивость к температурным перепадам и влаге. К другим ее достоинствам следует отнести антискользящее покрытие, а также амортизацию при движении, за счет чего удобнее взбираться на склоны.

Старые покрышки от грузовика можно вывернуть и покрасить. По показателям формоустойчивости они ненамного уступают новым шинам. Поэтому если вы подыскиваете сырье для садовых дорожек по приемлемым ценам, а то и бесплатно, лучшего варианта не найти. В устройстве невысоких ограждений, разграничивающих сразу несколько зон на даче, такие покрытия выполняют декоративные функции. Возвращаясь к практическим задачам, первым делом нужно отметить:

  • морозоустойчивость;
  • гидрофобность;
  • смягчение ударов при падении;
  • простой уход, в том числе и возможность мелкого ремонта;
  • отсутствие существенных затрат в период монтажа.

В выборе автомобильных шин важно руководствоваться физическими свойствами изделий. К примеру, летние покрышки благодаря твердой резине выдерживают 40-градусную жару и сцепляются с любыми поверхностями. Продольные канавки на протекторе способствуют качественному водоотводу, благодаря чему даже самые простые тропинки служат годами. Для декора больше подойдет зимняя резина с крупными ламелями. Она быстрее высыхает, а на морозе, в отличие от бетонных и деревянных покрытий, почти не скользит.

Видео «Садовые дорожки из старых автомобильных шин»

Из этого видео вы узнаете, как своими руками из старых автомобильных шин сделать садовую дорожку.

Варианты

При правильной обработке сырья масляными жидкостями большие шины можно без труда разрезать руками. В работе пригодится острый нож, молоток, мел и электроинструменты для резки твердых изделий. Проще всего сделать тропинку-лесенку из 40-50 покрышек. По ней удобно спускаться к водоему, беседке и летнему флигелю. А если здание находится на возвышенности, это чуть ли не единственный способ добраться до остановки транспорта.

Процесс изготовления предусматривает следующие этапы:

  1. Уложить чистые покрышки на грунт снизу вверх.
  2. Утрамбовать основу тропинки виброплитой, а по необходимости вырыть 2-сантиметровую траншею для каждого элемента тропинки.
  3. Заполнить отверстия битым кирпичом или галькой, чтобы конструкция не разрушилась на ветру.
  4. Установить перила для безопасного передвижения с детьми.

Не менее прочную дорожку можно выложить из резиновых модулей. Они легко меняют направление и соединяются между собой по принципу пазлов. Длинные дорожки, ведущие к гаражам и хозяйственным постройкам, лучше сделать из квадратной плиточки. Материал хорошо поддается ремонту, не скользит и не портится под действием механических нагрузок.

Из целых покрышек

Если на участке есть детская площадка, шины разрезать необязательно. Из целых изделий реально сделать извилистую лесенку, ведущую на горку или к турнику. В зависимости от квадратуры участка для ограждения понадобится от 40 до 60 старых покрышек, которым в последующем можно придать зеленый, оранжевый или красный оттенки. Малые элементы конструкции выкладывают сверху, а самые большие - в нижней части лестницы.

В зимний период они никогда не покрываются льдом, а летом легко очищаются от мусора. После дождя быстро высыхают, способствуя безопасным развлечениям на лоне природы. Изделия можно уложить горизонтально или вертикально. При этом в первом случае отверстия легко наполняются грунтом, а во втором есть возможность организовать качественный водосток.

Из лент


В первую очередь необходимо правильно сделать замеры и обработать изделия. Чтобы резина быстрее выпрямилась, электроинструмент направляют вдоль кромки, и только потом разрезают саму покрышку. Готовые полоски следует прибить к сосновым дощечкам и уложить на очищенный грунт. Оптимальное расстояние между элементами покрытия - 1 мм. Зазор нужен для полноценного отвода дождевых и талых вод.

Перед укладыванием лент на участке важно обустроить дренаж. Лучше всего для этой цели подойдет гравий. А чтобы тропинка не задиралась, на месте установки брусков делают небольшие канавки.

Бордюры

Подобные конструкции защищают дорожки от произрастания сорняков, а земляное полотно от размыва. С их помощью можно не только украсить территорию возле дома, но и обозначить границы самых красивых мест на участке. Максимальный бюджет проекта - 700 рублей. Это в 5-7 раз дешевле, чем монтаж металлических и пластиковых лент. Покрышки можно уложить вертикально, а для лучшей фиксации изделий следует воспользоваться цементным раствором.

Из разрезанных шин получатся плотные ленты, разграничивающие общественную и приватную зону просторных участков. Чаще всего такие ограждения скрепляют болтами и пластинками. Из опорных элементов понадобятся бревна. Чтобы дерево не портилось под действием непогоды, перед использованием его следует пропитать противогрибковым составом. В качестве украшения можно использовать спилы лиственницы диаметром 10 см.

Декор

Окрашенные поверхности повышают устойчивость изделий ко влаге, морозу и ультрафиолету. В выборе подобных составов логичнее отдать предпочтение краскам с маркировкой КЧ-136, предназначенных для обработки резины. Они поглощают до 97% солнечных лучей и обеспечивают идеально гладкую поверхность окрашенных деталей. Благодаря уникальному свойству тиксотропии возможно самостоятельное выравнивание покрытий, а главное - сгущение красок в состоянии покоя.

Полное высыхание слоя наступает через несколько часов. Если работать при температуре +25 °C, дорожкой можно будет воспользоваться уже через 2-3 дня. Оставшиеся покрышки послужат основой для производства резиновой плитки методом горячего прессования. Эти покрытия удобно использовать не только на улице, но и в жилых помещениях.

Статьи по теме: