Усадьба Останкино – ценный архитектурный памятник XVIII века. Что скрывает район: Останкино

Адрес: Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5
Дата постройки: 1798 год
Основные достопримечательности: храм Живоначальной Троицы, Парадный двор, Дворец, Парк
Координаты: 55°49"29.8"N 37°36"53.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Формирование архитектурного комплекса «Останкино» происходило на протяжении 4-х веков. Первые упоминания о нем как о селе Осташкино встречаются в исторических летописях XVI столетия (1558 г.). Владельцем этой местности в северной части Москвы тогда был Щелкалов Василий, который построил на территории своей усадьбы деревянную Троицкую церковь. С наступлением Смутного времени село было разорено, а церковь – сожжена.

Усадьба Останкино c высоты птичьего полёта

Впоследствии имение перешло во владение к Черкасскому Ивану Борисовичу, по указанию которого здание святыни было возведено заново. Работы по ее строительству велись на протяжении 2-х лет – с 1625 по 1627 годы. Но и этот храм со временем сгорел, а его место заняла 5-главая красная кирпичная церковь, отделанная белым резным камнем и декорированная полихромными изразцами. Тут она стоит и поныне. Внутри храма расположен резной 9-ярусный иконостас, 2 яруса которого сохранились со времен постройки здания, а остальные были пристроены уже в XVIII веке.

Усадьба Останкино с большим барским домом, садом и необычным храмом была настолько хороша, что сама императрица Анна Ивановна в 1730 году пожаловала на ее территорию. В 1732 году сюда 4 раза приезжала другая императрица – Елизавета Петровна. Здесь же проходила и церемония бракосочетания Варвары Черкасской (дочери хозяина) с графом Шереметевым Петром Борисовичем. Со смертью хозяина Черкасского усадьба перешла во владение к Шереметевым и пробыла их собственностью с 1743 по 1917 гг.

Вид на усадьбу с противоположной стороны Останкинского пруда

В 1767 году по решению Шереметева П.Б. здание церкви было дополнено колокольней, однако самые серьезные изменения, связанные с обустройством усадебного участка, произошли при Николае Петровиче – другом члене семьи Шереметевых. Он затеял строительство дворца и разбитие парка. Со смертью Николая Петровича усадьба обрела нового хозяина – в 1809 г. им стал его 6-летний сын Дмитрий, поэтому на протяжении последующих нескольких лет дворец был далек от светской жизни.

Начало 30-х годов XIX века знаменуется для усадьбы наступлением нового периода – ее парк превращается в излюбленное место гуляний москвичей независимо от их сословий. А со 2-й половины этого же столетия дворец вновь оживает и оказывается в центре внимания. С конца XIX века имение превратилось для хозяев в хороший источник дохода – они построили здесь летние дачи и сдавали их в аренду для отдыха.

В 1917 г. хозяин усадьбы Шереметев Александр Дмитриевич покинул Россию , и весь Останкинский комплекс стал собственностью государства – заботу о нем на себя взяла Комиссия по охране искусства и старины Моссовета.

Дворец усадьбы Останкино

Описание дворца Останкинского комплекса

Над разработкой проекта дворца трудились лучшие зодчие того времени: Старов, Кампорези и Бренна. Строительные работы велись на протяжении 6 лет (1792 – 1798 гг.) Мироновым и Аргуновым – крепостными архитекторами Шереметева. Результатом их труда стал деревянный дворец с оштукатуренными стенами, которые на первый взгляд кажутся каменными. Фасад, выкрашенный в бледно-розовый цвет, имел необычное название «цвет нимфы во время зари». За счет нежности цвета и белизны колонн вся конструкция передавала необычайное ощущение чистоты. В целом дворцовое здание стало воплощением стиля Классицизм. Украшением его главного фасада служит шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на выступе нижнего этажа. А украшением фасада, обращенного к парковой зоне, является 10-колонная лоджия ионического ордера. На наружных стенах дворца находятся барельефы – работы знаменитых скульпторов Замараева и Гордеева. Главной частью дворца считается театральный зал, который через закрытые галереи соединяется с павильонами – Египетским и Итальянским.

Храм Живоначальной Троицы

Внутреннее убранство усадебного дворца поражает простотой и нарядностью. Большая часть декора изготовлена из дерева, но оно имитирует разнообразные дорогостоящие материалы. При отделке залов применялась только золоченая резьба. За все резные работы отвечал резчик Споль. В Итальянском павильоне резной декор необычаен и красив – узорчатый паркет в нем настелен из редчайших пород дерева, а его стены обиты бархатом и атласной тканью. Во всех парадных залах стоит золоченая мебель, изготовленная русскими и европейским мастерами в XVIII – начале XIX столетий. Все виды украшений и светильники в свое время были изготовлены специально для дворца усадьбы Останкино.

Во дворце старинного Останкинского комплекса находится коллекция портретов – это работы известных мастеров XVIII – XIX ст., и уникальные полотна художников, чьи имена остались неизвестными. Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено. И сегодня посетители дворца могут увидеть только пять из них. Среди фарфоровых изделий встречаются предметы, входившие в коллекцию семейства Черкасских. Всё это древние изделия из китайского и японского фарфора. Привлекает взор посетителей и коллекция вееров, собранная коллекционером Вишневским Ф.Е.

Парк усадьбы с видом на беседку "Миловзор" и декоративные скульптуры

Театр усадьбы Останкино – место развлечения москвичей

В XVIII веке посещение театра считалось модным мероприятием. Театральным искусством увлекался и Николай Петрович Шереметев. Желая превратить свой дворец в Пантеон искусств, он открыл собственный театр. Основой для первой постановки послужила опера Козловского «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». Театральная труппа состояла из пары сотен актеров, музыкантов и певцов, а их репертуар составляли оперы, комедии и балет. На сцене Останкинского театра Москвы зрители видели постановки произведений русских и зарубежных композиторов.

В помещении театра граф Шереметев любил устраивать праздники в честь знатных особ, прибывающих в усадьбу. В этих случаях в постановках участвовали самые талантливые актеры. Театральной звездой того времени была крепостная актриса и певица Прасковья Жемчугова. Проводился праздник и в честь приезда Александра I, но он был уже последним. В начале XIX века владельцы усадьбы распустили театр и покинули дворец. На сегодняшний день театральный зал сохранил свой «бальный» вид, и в нем все так же звучат камерные оркестры и воплощаются постановки старинных опер. Вместительным назвать его сложно, ведь полюбоваться театральным мастерством актеров здесь могут не более 250 человек, но зато он является лучшим во всей столице в плане акустики. Хорошая акустика здесь достигается за счет формы, в которой выстроен зал – по виду это подкова. Цветовое оформление театрального зала представлено голубыми и розовыми тонами.

Мемориал Добровольцам 13-ой и 6-ой дивизий народного ополчения оборонявших Москву в парке усадьбы

Приусадебный парк Останкино

Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком, разбитым во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк. Однако первый, регулярный парк, составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка. Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием. Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника – настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клёны и лещина, калина и жимолость. Парковый участок дополняли 5 искусственных прудов. Вдоль Ботанической улицы по задумке хозяина был размещен Парк скульптур. Помимо цветников, статуй и беседок с колоннами здесь имеются открытая галерея и эстрада.

На вопрос Откуда произошло название "Останкино"? заданный автором Ўлия Шиян лучший ответ это в существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину) , Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково, которое никак не связано словом останок. Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой «народной» этимологии.
Как же в действительности мог появиться этот топоним? Читатели книги знают, что очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д. , отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы) , известных и знаменитых в свое время.
В XV–XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня? » - «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени - Остан (Останка) и Осташ (Осташок, Осташка) - образованы от одного православного мужского имени Евстафий, греческого по происхождению.
Личное имя Евстафий сейчас у русских и других восточных славян мало встречается, в прежние же эпохи его употребительность была достаточно широка. Как и большинство других личных имен, оно появилось на Руси вместе с христианством и пришло из Византии. Образовано же оно было от древнегреческого слова eustatos, обозначавшего «устойчивый, постоянный». Каноническая форма имени Евстафий была «переплавлена» живой устной русской речью более чем в полтора десятка разнообразных форм: Астап, Астаф, Астах, Асташ, Остан, Останя, Остап, Остафий, Осташ, Осташка, Стах, Стахей и др. В России в XVI- XVII веках преобладало такое написание форм имени, где начальной буквой была О. Таким образом, получается, что топонимы Осташков (город в Тверской области на оз. Селигер) , Астапово (железнодорожная станция и поселок в Липецкой области, ныне - Лев Толстой: здесь в 1910 году скончался великий писатель) , Остафьево (бывшая усадьба князей Вяземских близ Москвы, «Подмосковный Парнас») , Останкино (район столицы и дворцово-парковый ансамбль, бывшее подмосковное село) , а также некоторые другие - своеобразные языковые «родственники». Все они связаны с одним источником - личным именем Евстафий через те или иные его речевые формы.
Со временем название селения Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково ® село Останкино.
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Откуда произошло название "Останкино"?

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.

В писцовых книгах XVI в. названо как сельцо Осташково на суходоле, находившееся в Манатьином, Быкове и Коровине стану Московского уезда и значившееся в 1584 г. вотчиной «за Васильем Яковлевым Щелкаловым, что было преж сего поместье за немчином за Орном».

Василий Яковлевич Щелкалов был одним из выдающихся деятелей рубежа XVI-XVII вв. Он участвовал во многих дипломатических переговорах, с 1579 по 1594 г. служил думным дьяком, занимал должность печатника, т.е. хранителя государственной печати и заведующего личной царской канцелярией. В 1594 г. он сменил своего старшего брата Андрея в Посольском приказе, а через 10 лет дослужился до чина окольничего. После смерти Василия Яковлевича в 1610 г. сельцом владел его сын Иван.

В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена. В 1617 г. это имение досталось боярину князю Ивану Борисовичу Черкасскому, который приступает к его обустройству. Писцовая книга 1624 г. застаёт здесь боярский двор и другой двор, в котором жили деловые люди. К селу «тянула» слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытенке (в 1584 г. была пустошью), в которой на оброке значились 63 бобыльских двора, «под той слободкой мельница в одно колесо». В селе же упомянут пруд.

В 1625—1627 гг. Иван Борисович Черкасский строит в селе новую Троицкую церковь, при которой в 1633 г. значился двор попа, а в приходе помимо усадьбы было 22 бобыльских двора. После него Останкино (так стало называться село) с деревней Марьино перешло к его племяннику князю Якову Куденетовичу Черкасскому, при котором в селе значились двор боярский, дворы приказчика и псарский, 37 дворов людских задворных (39 человек).

Яков Куденетович был боярином, а при царе Алексее Михайловиче участвовал в войне с Польшей. Кроме Останкина он владел также селом Никольским на речке Химке и деревней Захарково на . Всего же у него числилось 20 тыс. десятин земли и свыше 15 тыс. крепостных.

В 1667 г. Останкино принадлежало сыну Якова Куденетовича — князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому. Он также дослужился до боярского чина, много сделал для развития Сибири, в бытность свою тобольским воеводой. Человеком он был далеко не бедным, имея 44 тыс. десятин земли и 55 тыс. крепостных. При нём село становится одной из крупнейших подмосковных усадеб того времени. Судя по описанию 1678 г., в селе помимо сокольничьего двора, где было 15 человек дворовых людей, имелись дворы приказчика, псарный, 55 дворов дворовых и задворных людей (140 человек). В деревне Марьиной значились 2 двора «дворовых служних», 20 дворов бобыльских (71 человек), «да в тех же дворах 8 семей захребетников, людей в них 20 человек» и двор скотный.

В 1678—1683 гг. крепостной Черкасских каменных дел мастер П.С. Потехин строит в Останкине каменную Троицкую церковь, самое старое из сохранившихся здесь сооружений. Решение о возведении церкви было принято Михаилом Яковлевичем Черкасским в 1677 г., и уже 15 сентября патриарх Иоаким выдал ему храмозданную грамоту на её постройку взамен обветшавшей каменной. Хотя Потехин при создании храма исходил из распространенного тогда типа бесстолпного пятиглавого храма, стоящего на подклете с сомкнутым сводом, он всё же создал оригинальное произведение, поражающее не только общей сложностью «хоромной» композиции объёмов, но и богатым убранством, покрывающим здание снизу доверху. Декоративные формы необычайно разнообразны: стены почти не видны за ширинками, поясами-карнизами, архивольтами кокошников и арок, расцвеченных ценинными изразцами. Помимо этого зодчий использовал белый камень, предвосхищая его широкое применение десятилетием позднее в зданиях «московского» или нарышкинского барокко. Своеобразие силуэту храма придаёт увеличенная пучина глав при уменьшенной толщине их барабанов. Высокая, стройная и нарядная, она вошла в историю русского искусства как интересное произведение московского зодчества последней четверти XVII в. Окончательно храм после длительной внутренней отделки был освящён лишь 3 июня 1692 г.

В 1704 г. в Останкине отмечены: боярская усадьба, дворы приказчика и конюшенный, а также 62 двора задворных, поваровых, служних, конюховых и садовниковых, людей в них 120 человек и 20 дворов солдатских, в них 24 человека.

С 1719 г. доставшимся по наследству Останкином владеет князь Алексей Михайлович Черкасский (1680—1742). Свою деятельность он начинал в Сибири ещё при отце, а в правление Екатерины I был пожалован чином тайного советника, стал сенатором. При Анне Иоанновне он стал кабинет-министром. Большую часть времени он проводит в Петербурге. Только с 1739 г. он вновь смог заняться своей подмосковной. Останкино становится местом проведения празднеств, охотничьих и других увеселений. За несколько лет до этого, в 1731 г., он расширил имение, прикупив у Голицыных село Ерденево, располагавшееся к северо-востоку от Останкина, близ Яузы.

Алексей Михайлович был дружен с известным писателем того времени князем Антиохом Кантемиром и хотел даже выдать за него свою единственную дочь Варвару Алексеевну (1711—1767), но этот брак не состоялся. В 1743 г. дочь A.M. Черкасского вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, сына петровского фельдмаршала и одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитой усадьбы Кусково. В роду Шереметевых Останкино оставалось вплоть до 1917 г.

Жизненный путь Петра Борисовича Шереметева (1713—1788) начался с того, что после рождения он был записан прапорщиком в гвардейский Преображенский полк и в 16 лет уже числился капитан-поручиком. В 47 лет он достиг званий генерал-аншефа и генерал-адъютанта, а при Екатерине II стал сенатором. Но позднее, после кончины супруги и дочери он удалился от двора и перебрался в Москву.

При Петре Борисовиче Останкино перестраивается, но его планировка, судя по плану 1766 г., остаётся предельно простой: дорога из Москвы проходит мимо плотины пруда, за ним церковь и почти квадратной формы регулярный сад, пересечённый крест-накрест и по диагоналям прямыми аллеями. В торце главной аллеи, проложенной в северном направлении от церкви, — господский дом. К саду с трёх сторон примыкает лес, а с востока — небольшая слободка.

Хозяин усадьбы живёт в Кускове. Там же он предпринимает и основные строительные работы. Останкино в этот период для него является главным образом хозяйственным имением, где в теплицах выращивали лимоны, персики, гранаты, миндаль, фиговые и оливковые деревья. К этому времени в саду имелись пять оранжерей, питомник, где выращивали сибирский кедр, цветники.

Основной период формирования усадебного ансамбля в Останкине наступил в конце 1780-х годов, когда имение наследует сын П.Б. Шереметева — Николай Петрович (1751—1809). Именно он сделал из этого подмосковного села великолепную усадьбу. В его руках оказалось 210 тыс. крепостных, а владения раскинулись в 17 губерниях и насчитывали 825 тыс. десятин земли. В отличие от отца и деда, его не увлекала ни военная, ни гражданская служба. Свободное время он посвящал музыке, театру, изобразительному искусству. Он прекрасно образован, учился в Лейденском университете, четыре года путешествовал по Европе, знакомясь с искусством и архитектурой, собирая богатую библиотеку, имел связи с самыми видными людьми своей эпохи. В Кускове и Останкине он отбирает крестьянских детей, обучает их пению и танцам, составляет актёрскую труппу.

Увлечённый театром, он решается построить здесь специально оборудованный дворец-театр. При этом Останкино явно предпочитается роскошному Кускову — усадьбе, украшенной и благоустроенной его отцом. По предположению Ю. Шамурина, Н.П. Шереметев предпочел Останкино из-за крепостной актрисы П.И. Ковалевой (1768—1803), дочери кусковского кузнеца, которую любил и хотел избавить от лишних унижений, так как в Кускове «все напоминало о её скромном происхождении и прежней жизни». Работы начались в январе 1792 г.

К проектированию своей останкинской резиденции Н.П. Шереметев привлёк лучшие творческие силы, но при этом основные решения принимал сам, отбирал и оценивал проекты, давал указания авторам, имея в виду свой замысел — создать дворец, где должны найти место обширная библиотека, кабинет, картинная галерея, театр и жилые помещения для многочисленных гостей. При строительстве приходилось постоянно учитывать чертежи, присылавшиеся хозяином усадьбы из Петербурга. Быть может поэтому начавший строительство дворца московский зодчий Ф. Кампорези уходит с осени 1793 г., и дальнейшие работы ведутся под руководством крепостных архитекторов А.Ф. Миронова и Г.Е. Дикушина, ранее строивших в Кускове, а первая роль принадлежит талантливому ученику В.И. Баженова — П.И. Аргунову. Павел Иванович Аргунов (1768—1806) был сыном Ивана Петровича Аргунова (1727—1802), управляющего петербургским домом Шереметевых, а с 1788 г. возглавившего останкинское хозяйство. Он был известен как живописец. Помимо старшего сына Павла, строителя дворца, по художественной стезе пошёл и его средний сын Николай, художник-портретист, кисти которого принадлежит портрет Павла I, висящий в Пунцовой гостиной Останкинского дворца. Впоследствии он стал академиком Петербургской академии художеств.

Дворец и парк спланированы строго симметрично по отношению к главной композиционной оси всего ансамбля, которая проходит через парадные ворота и вход во дворец, продолжаясь затем по центральной парковой аллее. Шестиколонный, свободно стоящий на рустованном выступе первого этажа портик коринфского ордера нарядно оформляет центральную часть, над которой возвышается бельведер с куполом, венчающим здание. Боковые ризалиты со стороны парадного двора обработаны колоннами ионического ордера. Парковый фасад дворца украшен десятью ионическими колоннами, а его боковые выступы — парными колоннами того же ордера с тройным венецианским окном между ними, завершённым веерным архивольтом.

Центральное место во дворце занимает театр. Своими размерами, роскошью постановок и совершенством техники сцены останкинский театр не уступал лучшим театрам Европы. Его зал, имеющий в плане вид усечённого овала, вмещает амфитеатр и небольшой партер. Амфитеатр окружён коринфской колоннадой, за которой расположены ложи для зрителей. Отделка стен, лож и колонн выдержана в светло-голубых и розовых тонах. В тех же тонах расписан и плафон зала. Сам же зал вмещал 250 зрителей, при том, что в представлениях нередко было занято до 200 и более крепостных актеров. Впрочем, набирать крепостных актеров Шереметеву не составляло большого труда. По данным 1765 г., у Шереметевых числилось 1093 человек дворни, в 1799 г. — 1000 человек, в 1801 г. — 1130.

Большое внимание было уделено акустике зрительного зала. Сцена театра по тому времени была прекрасно механизирована. При помощи особых устройств она могла легко объединяться со зрительным залом, быстро превращаясь в удобное помещение для танцев или банкетов.

Хотя театр занимал лишь часть главного дома, все его интерьеры могут рассматриваться как театральные помещения. Некоторые из них, кажущиеся сейчас вполне самостоятельными, первоначально были лишь преддверием театрального зала и даже частью лож; другие использовались как своеобразные фойе. Особенностью планировки дворца было то, что она допускала сравнительно широкое применение маскировочных вставных щитов, которые могли устанавливаться или убираться, сокращая объёмы комнат и галерей, или, напротив, открывая новые пространства, ведущие в другую часть дворца.

В его залах были собраны ценные произведения живописи и скульптуры, редкие гравюры, изделия из хрусталя и фарфора. В отделке помещений наряду с дорогими и редкими породами: палисандром и розовым деревом использовались и обычные породы — сосна, берёза, дуб и вяз. Интерьеры дворца расписаны крепостными живописцами Н.П. Шереметева — Г. Мухиным, С. Калининым, Н. Аргуновым и др.

Постройка дворца повлекла перепланировку и расширение старого парка, который вышел далеко за пределы придворцовой части. К северу от неё был выкопан большой пруд, берегам которого были приданы «естественные» очертания полуостровов и заливов. Прогулка вдоль пруда, катания на лодках, ночные фейерверки на воде входили в программу останкинских увеселений того времени. Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины лесного массива, служившего раньше охотничьими угодьями. Лес пересекался живописной долиной речки Каменки, на которой в ту пору было устроено шесть больших и малых прудов. Вдоль правого, более возвышенного берега шла прогулочная дорога к Яузе, подводившая к наиболее выразительным видовым точкам.

Окончательно Останкинский театр был открыт в июле 1795 г., когда здесь был дан спектакль «Зелмира и Смелой, или Взятие Измаила» И. Козловского, посвящённый известной победе А.В. Суворова. Здесь играла знаменитая актриса Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева (впоследствии графиня Шереметева). Многих артистов Шереметев выписывал сюда из принадлежавшей ему курской слободы Борисовки. Декорации для спектаклей исполняли по рисункам знаменитого Пьетро Гонзаго крепостные художники Григорий Мухин, Кондратий Фунтусов и Семён Семёнов.

В памяти современников остались легенды о поражавшей всех сказочной роскоши, с которой ставились пьесы. В постановке «Самнитских браков» участвовало более трёхсот крепостных актеров. Костюмы артистов отличались богатством: наряды актрис были обшиты бриллиантами, принадлежавшими графу. Гремела роговая музыка, палили пушки, хор сопровождал с оркестром эту сложную постановку. Праздник, по обычаю, заканчивался фейерверком. Английский путешественник, посетивший Останкино, писал, что увиденное напомнило ему фантазии арабских сказок. Впрочем, встречаются и другие отзывы. Известный историк Н.М. Карамзин, побывавший здесь, отозвался о дворце не слишком лестно, говоря, что его «положение совсем некрасиво. Дом велик, в украшениях заметен мелочный вкус. Всего лучше древние кедры, привезённые князем М.Я. Черкасским из Сибири, где он был губернатором».

В апреле 1797 г. в Москве происходила коронация Павла I, и Николай Петрович, который дружил с ним с детства, решил подготовить сюрприз новому императору. По преданию, когда государь подъезжал к густой роще, окружавшей усадьбу, вдруг деревья упали разом, и перед ним открылась великолепная картина Останкина. Оказывается, у каждого заранее подпиленного дерева стоял человек и по данному сигналу сваливал его. Рассказывают, что Павел I чрезвычайно удивился этой поистине театральной смене декораций.

Но спектакли и представления продолжались в Останкине недолго. П.Н. Шереметев переехал в Петербург и перевёл туда лучших актёров и музыкантов. Занятый в северной столице, он стал уделять всё меньше и меньше внимания своей подмосковной. Золотой «екатерининский» век уходил в историю, а вместе с ним уходили в небытие и роскошные праздники. Правда, ещё один роскошный праздник Останкино при нём все же увидело: осенью 1801 г. здесь принимали Александра I, приехавшего в первопрестольную на коронацию. Приём сопровождался пышным обедом, фейерверком и иллюминацией вдоль всей дороги к имению.

В 1801 г. Николай Петрович Шереметев наконец оформил свой брак с Прасковьей Ковалевой. Она получила вольную всего за три года до свадьбы. Тем не менее союз с ней удалось оформить, лишь найдя польского шляхтича Ковалевского, якобы отца Прасковьи. Венчание происходило в Москве. В 1803 г. у супругов родился сын Дмитрий, ставший законным наследником графа, а вскоре после его рождения Прасковья Ивановна умерла.

В 1817 г. в Останкине состоялись празднества во время пребывания прусского короля Вильгельма III и его зятя, будущего императора Николая I с супругой. В программе их пребывания значились хор певцов и пьеса «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» с хороводами и последующим выступлением цыганского хора с модной тогда певицей Стешей. Завершилось действие балетным дивертисментом. В это время владельцем Останкина был 14-летний сын Н.П. Шереметева Дмитрий, и организацией праздника занимались его опекуны.

При новом владельце Останкино окончательно теряет свой блеск. Свидетельство этому — слова А.С. Пушкина, написанные в начале 1830-х годов: «Подмосковные деревни также пусты и печальны. Роговая музыка не гремит в рощах Свирлова и Останкина. Плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек, заросших травой, а бывало уставленных миртовыми и померанцевыми деревцами. Пыльные кулисы домашнего театра тлеют в зале».

В 1836 г. Дмитрий Николаевич Шереметев женился на своей дальней родственнице Анне Сергеевне Шереметевой, и к его бракосочетанию в Останкине произвели ещё одну перестройку — снесли старые постройки и на их месте возвели павильоны боковых галерей.

Дмитрий Николаевич служил в кавалергардах, но за 15 лет службы дошёл лишь до чина ротмистра. Не преуспел он и по гражданской службе. Современники отзывались о нём нелестно как о человеке апатичном и неспособном наслаждаться даже своим богатством. В 1850 г. он вышел в отставку и жил в уединении. Однако своё расположение к нему проявлял будущий император Александр II и перед своей коронацией в Москве в августе 1856 г. изъявил желание остановиться у него в Останкине. Для этого Дмитрий Николаевич отремонтировал дворец и построил новую подъездную дорогу от . В 1857 г. император с супругой вновь остановился в Останкине. Полагают, что именно здесь им был подписан рескрипт о создании «Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Во всяком случае, ещё долго владельцы усадьбы показывали чернильницу, связанную с именем императора.

XIX век ознаменовался появлением в Останкине дачного промысла. Первые дачи в Останкине появились примерно в 1820-е годы. По рассказам, первым сюда переехал некий грек Чумага из , который долго жил здесь, устраивая в своем саду балы. В Останкине снимали дачи артисты московских театров, в частности московского Петровского театра. В саду они устраивали концерты, а желающие могли посетить дворец и парк Шереметевых в отсутствие хозяев.

К концу XIX в. земли Останкино продолжают застраиваться дачами, экономические нужды заставляют хозяев имения рассматривать его не только как уникальный художественный музей, но и как источник доходов: в оранжереях выращивают цветы на продажу, огороды и дачные участки сдаются в аренду. Останкинский парк становится местом прогулок горожан, по берегам речек и в дубравах устраиваются праздничные гулянья. Останкино москвичи посещали довольно часто: в особенности было известно гулянье на Троицын день. Но всё-таки из-за сравнительной удалённости посещаемость Останкина была несколько меньше, чем других известных мест. Устройство гуляний было типично для того времени — для удовольствия посетителей в парке имелись самовары с чаем, закуски, а по левую сторону парка находился деревянный театр, в котором четыре раза в неделю играла музыка. По данным 1884 г., в Останкине значились дворец, 3 сторожки, кумысное заведение, мастерская по изготовлению тесьмы, колониальный магазин, рейнский погреб, трактир и 92 двора с 201 жителем, 2 пруда.

Владелец Останкина Дмитрий Николаевич Шереметев был женат дважды. От первого брака с Анной Сергеевной Шереметевой (умерла в 1849 г.) он имел сына Сергея. В 1857 г. он женился на Александре Григорьевне Мельниковой, от союза с которой через два года родился сын Александр. В дальнейшем именно ему досталось Останкино. В 1913 г. Александр Дмитриевич передал Останкинский парк в аренду Франко-Бельгийской компании на 99 лет, а в 1917 г. навсегда покинул Россию.

В декабре 1917 г. Комиссия по охране искусства и старины Моссовета берёт под опеку все ценности останкинского ансамбля. В 1919 г. он становится государственным музеем, так же как и многие подмосковные дворянские усадьбы. В 1930-е годы многие из них были закрыты. Однако Останкину в этом плане повезло. В 1938 г. он был назван Музеем творчества крепостных, и у большевиков не поднялась рука закрыть его. Более того, в 1936 г. в нём начались восстановительные работы, большую помощь и консультации для которых оказал Павел Сергеевич Шереметев, племянник последнего владельца. Само же Останкино в 1937 г., в столетнюю годовщину гибели А.С. Пушкина, было переименовано в Пушкинское (впрочем, это название не прижилось). С 1992 г. музей стал называться московским музеем-усадьбой «Останкино».

Ерденево

По соседству с Останкином находилось ещё одно село — Ерденево, располагавшееся по обе стороны притока Яузы — речки Каменки. Память о старинном селе, прекратившем существование более двухсот лет назад, долгое время сохранялась в названии Ерденевской дороги из деревни Марьино в Останкино, а в середине XX в. — в названии застроившегося вдоль этой дороги Ерденева переулка (в районе нынешней ).

Первые сведения о нём дошли от конца XVI в., когда это было село с церковью Покрова Богородицы. В Смутное время село было уничтожено и превратилось в пустошь, которая числилась в 20-х годах XVII в. за владельцем соседнего — Львом Афанасьевичем Плещеевым. Писцовая книга 1624 г. отметила здесь лишь места, где ранее стоял храм, четыре двора церковного причта и 10 крестьянских дворов.

Имение Л.А. Плещеева впоследствии было разделено между сыновьями. Ерденево досталось Фёдору Львовичу Плещееву, при котором Ерденево заселяется и становится сельцом. Фёдор Львович скончался в 1673 г., и затем Ерденевом владели его вдова Марфа с детьми Семеном и Фёдором Фёдоровичами Плещеевыми. При них, по описанию 1678 г., здесь значились двор вотчинника, где жили три семьи конюхов (8 человек), двор скотный, в нём деловых людей 6 человек и 2 человека скотников, два двора деловых людей (10 человек), дворы повара и конюха, два двора «приспешников» (4 человека), и на мельнице 2 человека. Отмечен также сад.

В середине XVIII века граница Москвы отодвинулась за Садовое кольцо на линию Камер-Коллежского вала. Это было таможенное сооружение с заставами, на которых досматривали ввозимые товары, проверяли документы въезжающих в город. На Ярославской дороге такой заставой была Крестовская, названная по установленному возле неё кресту и часовне. Название сохранилось. И позже, когда дорогу на Ярославль пересекла Николаевская железная дорога, построенный над ней путепровод получил название Крестовский мост.

Согласно административно-территориальному делению города от Крестовского моста, слева по проспекту Мира, с Мурманского проезда начинается район ОСТАНКИНСКИЙ.

Южные границы района образует Октябрьская (Николаевская) железная дорога - первая железная дорога России, движение по которой открылось 1 ноября 1851 года.

В названиях улиц слились воедино история Российского государства и современность. Об истории района напоминают улицы Останкинские и Новоостанкинские, Большая Марьинская, Аргуновская. Среди названий соответствующих нашему времени - Калибровская улица, улица Академика Королёва, улица Цандера, улицы имени героев Великой Отечественной войны Бочкова и Годовикова. Аллея героев космоса, Звёздный бульвар.

Название района многие россияне, да и жители других государств, отождествляют с Останкинской телебашней и телецентром, однако у этого название гораздо более древняя история. Небольшое село под названием Осташково на Суходоле известно по письменным источникам с 1548 года как принадлежавшее "немчину" Орну. Затем был дьяк Посольского приказа, ведавший делами Предуралья, Василий Яковлевич Щелкалов. При нём были выстроены дом и деревянная церковь и вырыт пруд. Постройки погибли в начале XVII века, а пруд сохранился и в дальнейшем определил расположение главных зданий усадьбы.

После Смутного времени, при новой династии - Романовых, а точнее с 1617 года, сельцо Осташково на Суходоле стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского.

Согласно писцовым книгам в 1617 году в вотчину князя входили "церковь во имя Живоначальныя Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной земли 4 четверти в поле, а в дву потому ж; в селе пруд; да к нему слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытинка, а в ней 63 двора бобыльских на оборке; под тою слободкою мельница в одно колесо; да в селе Осташков двор боярский, да другой двор, а в нём живут деловые люди".

Речка Копытенка существовала ещё 20-е годы нашего века, а потом была заключена в трубу, и теперь над нею завод "Калибр" и Звёздный бульвар.

До сих пор сохранилась церковь Живоначальной Троицы в Останкино, построенная в период 1677-1692 годов при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском. Имеющиеся документы позволяют утверждать, что при строительстве этой церкви была использована преемственность церквей: само название и главный престол перешли от прежней - деревянной.

Останкино в XVII -первой половине VIII века - это главная подмосковная усадьба Черкасских, куда они приезжали из Москвы отдыхать, здесь устраивались соколиная и псовая охота. Останкино представляло собой одну из крупнейших усадьб с хоромами, теремами и вышками, с прудами, огородами и садами.

Возле церкви на берегу пруда вырос боярский дом, а в глубине парка - "воксая" - павильон с залом для танцев и маскарадов.

При князьях Черкасских в июле 1730 года усадьбу посетила императрица Анна Ивановна. В 1742 году здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну. Останкинская усадьба, являясь ярким примером вотчинного, наследного владения, в то же время в каждую из эпох своей жизни имела различное назначение.

В январе 1743 года, когда княгиня Мария Юрьевна Черкасская (Трубецкая) выдала свою дочь - камер-фрейлину Ее Императорского Величества княжну Варвару Алексеевну Черкасскую - замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, прекратилась ветвь Черкасских, и во владение Останкинской усадьбы вступила фамилия Шереметевых.

Практически четверть века в Останкино не производилось никаких строительных работ. Лишь после смерти графини Варвары Алексеевны (1767 году) П.Б. Шереметев пристроил к церкви колокольню, изменившую внешний облик храма, и впервые в таком виде изображение появилось на гравюре 1799 года. Облик, сохранившийся до наших дней, усадьба приобрела при Николае Петровиче Шереметеве. Дворцово-парковый ансамбль Останкино был создан в течение одного десятилетия. В этот период был выстроен дворец, полностью закончена отделка залов и разбит парк. Дворец строился в несколько приёмов без единого проекта, причём назначение его постепенно расширялось.

"Украсив село моё Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что свершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мои знания и вкус, буду наслаждаться покойно своим произведением", - писал Н.П. Шереметев в своём завещание сыну.

Выстроенный в пору расцвета классицизма, дворец отвечает всем требованиям стиля, но общепринятые архитектурные формы и декоративные мотивы использованы в нем с большой свободой.

Ни одно общественное событие не прошло мимо Останкинского дворца. В июле 1795 года здесь чествовали победителей в войне с Турцией. В 1797 году принимали императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского. В 1801 году, в дни коронации, Останкино посетил император Александр I. Но приемы и празднества продолжались недолго. В 1809 году умер Н.П. Шереметев, лишь на шесть лет пережив горячо любимую жену и оставив шестилетнего наследника. Когда Дмитрий вырос, вкусы настолько изменились, что дворцом почти не пользовались, сохраняя его как семейную гордость.

Тем не менее, в 1856 году при восшествии на престол Александра II Останкино было избрано местом говения императорской черты. Практически с этого времени дом стал именоваться дворцом. Последним запоминающимся событием в Останкино была свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева в мае 1868 года с фрейлиной императрицы княжной Екатериной Павловной Вяземской.

Практически с 30-х годов XIX века Останкино становится местом гулянья москвичей. Люди всякого звания - от особ царствующего дома до простонародья - любили гулять в Останкинских рощах и на Каменских прудах, а вскоре для прогулок открывается и увеселительный сад. На летнее время сдаются в наём флигели усадьбы для дачников.

Троицкая церковь в Останкино получила значение эталона национального зодчества, мотивы которого использовались при сооружении новых храмов не только в России, но и за рубежом, например, в проекте часовни над истоком Волги, в церкви Спаса-на-Крови на набережной Екатерининского канала в Петербурге, в русской посольской церкви в Ницце, в храме на Гефсиманской горе в Иерусалиме.

Граница Останкинского района проходит: по оси полосы отвода Октябрьской ЖД, далее на север по оси ул. Дубовая роща, далее, пересекая ул. Академика Королева, по оси Ботанической ул. включая территорию опытного поля Главного ботанического сада РАН), северо-западным границам территории Главного ботанического сада РАН, оси полосы отвода Малого кольца МЖД, осям: пр. пр. № 4225, ул. Олонецкой, ул. Декабристов, Сельскохозяйственной ул., оси Малого кольца МЖД, осям: ул. Вильгельма Пика, ул. Сельскохозяйственной, восточной границе территории Всероссийского выставочного центра, осям: ул. Сергея Эйзенштейна, пр-та Мира до Октябрьской ЖД.


Статьи по теме: