Растительный мир, или флора земли. Разнообразие растений на Земле (3-й класс) Оценивание работы на уроке

Выглядывая в окно или прогуливаясь по улице, можно бесконечно восхищаться красотой окружающей природы. И всю эту прелесть составляют в основном именно растения. Такие разнообразные, яркие, живые и сочные, они просто манят прикоснуться к ним, насладиться их ароматом и налюбоваться вдоволь великолепием.

Многообразие растительных организмов

Ах, какое существует разнообразие растений! Всего на сегодняшний день насчитывается свыше 350 тысяч видов этих уникальных созданий природы. Все они неодинаковы как по внешнему строению, так и по образу жизни и внутренним особенностям.

В растения занимают целое царство. Самой простой классификацией для данных организмов будет такая:

  • низшие (тело не разделено на органы, это водоросли и лишайники);
  • высшие (тело разделено на органы, это те, что имеют корень, стебель и листья).

В свою очередь, видовое разнообразие растений высшей категории проявляется в разделении на следующие группы:

  1. Споровые (мхи,
  2. Голосеменные (хвойные, гинкговые, саговниковые).
  3. Покрытосеменные, или цветковые.

Каждая систематическая группа имеет свои классы, роды и виды, именно поэтому разнообразие растений на нашей планете настолько велико.

Жизненные формы

Одним из самых главных признаков, по которому представители флоры отличаются друг от друга, является внешний облик. Именно этот признак положен в основу классификации по жизненным формам. Разнообразие растений можно увидеть, если классифицировать их по группам:

  1. Деревья (хвойные: сосна, ель, пихта и прочие; лиственные: береза, дуб, тополь, яблоня и другие).
  2. Кустарники (сирень, орешник, жимолость и т. д.).
  3. Кустарнички (смородина, шиповник, малина).
  4. Полукустарники (полынь, астрагал, терескен, солянка).
  5. Полукустарнички (лаванда, шалфей).
  6. Травы (ковыль, осока, незабудки, купена, ландыши и так далее).

Данная классификация охватывает лишь высшие покрытосеменные растения, которых на планете большинство.

Водоросли

Разнообразие растений и животных в морях и океанах всегда вызывало восхищение у всех исследователей и просто любителей подводного мира. Красивые и необычные, яркие, опасные и беззащитные, они составляют целый мир, не до конца изведанный, а потому манящий и таинственный.

Какие же представители флоры встречаются здесь? Это водоросли и водные растения, держащиеся у поверхности воды либо погруженные в нее корнями и частью стеблей.

Водоросли подразделяются на несколько отделов:

  1. Сине-зеленые (например, цианобактерии).
  2. Зеленые одноклеточные (хламидомонада, вольвокс).
  3. Зеленые многоклеточные (улотрикс, спирогира, ульва).
  4. (фукус, ламинария, саргассум).
  5. Красные (порфира, радимерия).

Главные отличительные особенности этих растений состоят в том, что их тело (у многоклеточных представителей) не разделено на органы. Оно представлено талломом и ризоидами, выполняющими функцию прикрепления к субстрату.

Цветущие водные виды

Разнообразие видов растений, относящихся к водной среде, не ограничивается только водорослями. Очень много прекрасных цветущих представителей радуют своим великолепием, плавая на поверхности воды или погружаясь в нее только частью.

К таким можно отнести:

  • разные виды кувшинок;
  • белокрыльник;
  • водокрас обыкновенный;
  • камыш озерный;
  • хвостник;
  • вербейник монетчатый;
  • хосту;
  • болотницу игольчатую;
  • манник;
  • уруть водную;
  • ирис сибирский;
  • лютик водяной;
  • аир болотный и многие другие.

Разнообразие растений соленых и пресных водоемов настолько велико, что можно создавать целые ландшафты, как искусственные, так и природные. Люди используют представителей флоры для украшения аквариумов, дизайнерского оформления прудов и прочих искусственных источников.

Споровые

К данной группе относится порядка 43 тыс. видов из различных отделов Основные из них следующие:

  • Мохообразные (печеночные мхи, антоцеротовые, моховидные);
  • Плауновидные (плауны);
  • Хвощевидные (хвощи).

Основная особенность - это способ размножения, который сводится к образованию специализированных клеток - спор. Также интересным является то, что эти растения живут, осуществляя чередование поколений в цикле развития: половое поколение гаметофит сменяется бесполым спорофитом, и наоборот. Такие представители не способны цвести и формировать семена и плоды, потому и относятся к категории споровых. Жизнь их очень зависит от воды, так как размножение происходит только во влажной среде.

Представители имеют важное хозяйственное значение и находят широкое применение не только в природе, но и в жизни человека. Декоративное, лекарственное применение составляет их значимость для людей.

Хвойные

К хвойным относятся растения, которые имеют следующие особенности:

  • в специальную игольчатую форму и имеют название "хвоинки";
  • жизненная форма этих растений - деревья и кустарники;
  • внутренний состав изобилует эфирными маслами, смолами и терпенами;
  • семена формируются, но цветков не бывает никогда;
  • семя заключено в чешуи шишки и оголено, отсюда другое название - Голосеменные.

Видов хвойных деревьев очень много, около 630. Они вносят большой вклад в общее разнообразие мира растений, являются долгожителями и ценными древесными породами. По некоторым данным, существуют сосны, которым более 5000 лет! Внешний облик хвойных очень оживляет любую местность, восхищает и завораживает своим величием. Самыми распространенными видами можно назвать:

  • сосны;
  • кедры;
  • лиственницы;
  • кипарисы;
  • можжевельник;

Одна из основных привлекательных особенностей данных растений состоит в том, что они вечнозеленые и не сбрасывают листьев на период зимних холодов (исключение - лиственница).

Цветковые, или покрытосеменные

Это самая многочисленная из всех известных на сегодня групп растений, которая исчисляется более 280 тысячами видов. Главная особенность - это формирование в котором есть специальные структуры, приспособленные для размножения.

В цветке формируются завязь и семя, которое затем защищается тканью плода. Именно поэтому данные растения и названы покрытосеменными. Сами цветки настолько разнообразны по внешнему виду, форме, окраске венчика, размерам, что остается только восхищаться и удивляться.

Большое значение среди цветковых уделяется лекарственным растениям. Они помогают людям и животным в борьбе с различными заболеваниями, оказывают воздействие практически на все системы организма.

Классификация цветковых обширна, поэтому рассмотрим лишь самые распространенные семейства из двух главных классов - однодольных и двудольных.

  1. Однодольные: злаки (рожь, пшеница, овес, сорго, просо, кукуруза), лилейные (тюльпаны, лилии, рябчики), луковичные (лук, чеснок, многолетние луговые травы).
  2. Двудольные: розоцветные (шиповник, груша, слива, яблоки, малина, земляника, роза), мотыльковые, или бобовые (арахис, люпин, акация, соя, горох, клевер, фасоль, бобы), крестоцветные (капуста, рапс, горчица, хрен, редька), пасленовые (помидоры или томаты, перец, паслен, баклажан, петуния и прочие), сложноцветные (одуванчики, ромашки, васильки, подсолнечники, мать-и-мачеха и другие).

Разнообразие цветковых растений настолько велико, что охватить их все одной статьей, конечно, невозможно. Ведь каждое семейство исчисляется сотнями и тысячами видов, имеет свои индивидуальные особенности в строении и внешнем облике.

Ядовитые растения

К сожалению, несмотря на непревзойденную красоту, многие растения обладают сильными отравляющими свойствами, то есть являются ядовитыми, в различной концентрации содержат вещества, способные парализовать или убить человека, животных, любых других живых существ.

С такими представителями стоит знакомить детей с детства, чтобы они понимали, насколько может быть опасен окружающий мир. Разнообразие растений, относящихся к ядовитым, достаточно велико, их тысячи видов. Назовем только несколько распространенных представителей:

  • подснежник снеговой;
  • гиацинт восточный;
  • безвременник осенний;
  • нарциссы;
  • амариллисы;
  • ландыш майский;
  • мак снотворный;
  • дицентра великолепная;
  • лютик обыкновенный;
  • касатики;
  • диффенбахии;
  • рододендроны;
  • олеандры и многие другие.

Очевидно, что к этой же группе можно отнести лекарственные растения. В увеличенной дозе любое лекарство может стать ядом.

Насекомоядные цветы

Интересными по способу питания являются некоторые растения тропиков и экваториальной части планеты. Они являются насекомоядными и издают не приятный и волнующий аромат, а зловонный запах. Основные виды:

  • венерина мухоловка;
  • росянка;
  • непентес;
  • саррацения;
  • пузырчатка;
  • жирянка.

Внешне они очень интересны по форме и яркие по окраске. Обладают разными механизмами и приспособлениями для захвата и переваривания насекомых и мелких грызунов.

Тема:

Цель:

I.Актуализация прежних знаний: «Минутка календаря»

Повторение.

Операционный этап.

Вывод: Растения всюду!

Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения.

1.Водоросли

Загадки: Есть змеи стометровые Зеленые, бордовые.

2

Учитель: Водоросли-

2. Мхи и лишайники-

Загадки: 1. Я- болотное растенье, Конопатят мною стены.

Учитель: Мхи и лишайники

3.Папоротник

земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Многие виды папоротников - экзотические, их разводят специально.

Загадки 1. Есть в лесу трава-краса. Листья, словно паруса,

Учитель: Папоротник

Физминутки:

4. Хвойные

Загадки 1. У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.

Учитель: Хвойные

5.Цветковые

Загадки: 1. Стоит в лесу кудряшка- Белая рубашка.Сердечко золотое,Что это такое? (ромашка) 2. Он очень похож На звериную пасть, Но только в нее Неопасно попасть. (львиный зев) 3. Стебель- кралатый, Листик- усатый, Цветок- душистый, А плод- пушистый. (горошек)

Учитель: Цветковые-

*

Царство растений:

Откройте учебники на стр.57-59, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся:

Экологический светофор

Рефлексия:

Грязнова Вероника Владимировна, 18.04.2017

676 101

Содержимое разработки

Тема: Разнообразие растений на Земле.

Цель: 1.Формировать умение конструировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений. 2.Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы и сохранении здорового образа жизни. 3.Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.

Мотивационный этап. Проверка д/з. Занимательный материал о растениях.

I .Актуализация прежних знаний: «Минутка календаря»

Расскажите о погоде сегодня.

Повторение. Что такое горизонт? Что такое план местности? Когда хорошо видна линия горизонта? Какие стороны горизонта ты знаешь?

Операционный этап. -Сегодня наш урок мы посвящаем растениям. Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. Выдающиеся художники и поэты черпали свое вдохновение в поле и в лесу, среди деревьев и трав. Их неповторимые ароматы, сказочный шелест травы, завораживающее пение птиц и упоительный воздух- все это радует нас и волнует, разжигает у человека желание жить и жить. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений. Большинство из них-травы. Растительный покров нашей области разнообразен и характеризуется травостоем. В правобережье Урала растут: таволга, крушина, типчак, ковыль и мн. др.

Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

Вывод: Растения всюду!

–Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения.

1.Водоросли - низшие растения. Обитают во влажных природных средах, в

(ученик) болотах, прудах, около горячих источников. Ими питаются жи-

вотные водоемов, они очищают воду. Бурые, красные водоросли и фукус разводят промышленным способом для удобрений и питания.

Загадки: Есть змеи стометровые Зеленые, бордовые.

А капитану в море От них большое горе.

2 . Вошли мы в реку босы, А стали вдруг обутые. «Русалочьи косы» Ноги нам опутали.

Учитель: Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. Синезеленые водоросли имеют специальные пигменты, которые придают им особенный красивый цвет. Бурые водоросли прикрепляются ко дну морей. Обитают вблизи берегов и имеют длину нескольких десятков метров. Красные водоросли обитают в морях. Содержат красные и синие красящие вещества. Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства.

2. Мхи и лишайники- сложные растения без корней. Мхи живут во влажных зонах, под деревьями, в расщелинах скал. Лишайники принимают различные формы: напоминают листья, кустарники, кору. Живут они на стволах деревьев, на камнях стен.

Загадки: 1. Я- болотное растенье, Конопатят мною стены.

2. Мягок, а не пух, Зелен, а не трава.

Учитель: Мхи и лишайники - высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.

3.Папоротник - высшее сосудистое растение. Размножается спорами. На всей

земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Многие виды папоротников – экзотические, их разводят специально.

Загадки 1. Есть в лесу трава-краса. Листья, словно паруса,

А в цвету красу-траву Не увидишь наяву.

2. От пальмы верхушки Растут на опушке. И в гнилом овраге- У гнилой коряги.

Учитель: Папоротник -группа высших споровых растений. Растут во влажных тенистых местах. В основном они травянистые и бывают всего лишь несколько мм, но в тропических районах встречаются в виде деревьев и достигают 20 м. В нашей стране обитают: орляк и пузырник. А это- экзотический папоротник «щитовник мужской».

Физминутки: Гимнастика для улучшения слуха.

Одновременно круговыми движениями массируем уши в одну сторону, затем в другую. (по 10 раз) -Хорошенько помассируйте мочки ушей.

4. Хвойные - высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены

к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов.Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности.

Загадки 1. У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.

Если я не на опушке, Ветви- только на макушке. (сосна) 2. И зимой, и летом В зеленую шубу одета. (ель) 3. В Крыму, над морем Как в дозоре Стоят колоннами Всегда зелеными, На диво стройными. (кипарис)

Учитель: Хвойные - представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса- хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.

5.Цветковые - наиболее распространенные, высшие растения. Встретить их

можно в любой части света, в любой природной среде.

Загадки: 1. Стоит в лесу кудряшка- Белая рубашка.Сердечко золотое,Что это такое? (ромашка) 2. Он очень похож На звериную пасть, Но только в нее Неопасно попасть. (львиный зев) 3. Стебель- кралатый, Листик- усатый, Цветок- душистый, А плод- пушистый. (горошек)

Учитель: Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

* Параллельно на доске выстраивается цепочка блоков. Дети рисуют ее в тетрадях.

Царство растений:

Формирование умений и навыков:

–Откройте учебники на стр.57-59, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся:

Экологический светофор . Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? Можно ли разорять муравейники? Можно ли собирать в лесу грибы? Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? Нуждаются ли в защите хвойные деревья? Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор?

Рефлексия: Что узнали нового? Нужно ли беречь растения?

На Земле произрастает множество разных видов растений. Часто они непохожи друг на друга как по внешнему виду, так и по строению. Например, среди растений есть одноклеточные формы, есть многоклеточные с недифференцированным телом, однако большинство растений имеют органы и ткани. Но даже если растения имеют схожее внутреннее строение, они могут сильно отличаться между собой по внешнему виду. Это связано с приспособлением к конкретным местам обитания и способам жизни.

При всем многообразии растений одноклеточные формы характерны только для ряда водорослей. Другие водоросли многоклеточны. Все водоросли (и одноклеточные, и многоклеточные) относятся к низшим растениям . Это связано с тем, что у водорослей нет настоящих органов и тканей. Хотя у представителей бурых водорослей можно отметить дифференцировку тела на ткани.

Все остальные группы растений считаются высшими. Это мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные. В каждой группе наблюдается свое многообразие растительного мира. Следует отметить, что в процессе эволюции (исторического развития жизни на Земле) в определенные периоды доминировали те или иные группы. Так в каменно-угольном периоде (300 млн лет назад) на суше произрастали леса, состоящие из древовидных папоротников. Был влажный и теплый климат. Когда климат стал становиться суше и холоднее появились голосеменные, а в последствие и более приспособленные к сухопутному обитанию покрытосеменные растения. На сегодняшний день папоротники представлены в основном травянистыми формами, обитающие в пологе лесов.

Мхи, папоротники, хвощи и плауны называются высшими споровыми растениями . Они размножаются спорами. В их жизненном цикле представлены две стадии - гаметофит и спорофит. Клетки гаметофита содержат одинарный набор хромосом, а спорофита - двойной. В жизненном цикле мхов доминирует гаметофит, а у папоротников - спорофит.

Голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения размножаются с помощью семян. Их относят к группе семенных растений . Семя, в отличие от споры, содержит большой запас питательных веществ. У покрытосеменных семена развиваются в завязи цветка, после созревания их окружает плод. У голосеменных семена обычно развиваются в шишках и лежат голо на их чешуях.

Голосеменные в основном представлены деревьями. Среди покрытосеменных много как деревьев, так и трав, а также других жизненных форм. В процессе эволюции травянистые формы цветковых растений появились позже и по ряду признаков имеют более сложное строение по-сравнению с деревьями.

Сегодня на Земле многообразие растений в основном формируют покрытосеменные (цветковые) растения. Их около 300000 видов. Голосеменных всего около 1000 видов. Папоротникообразных более 10000 видов, моховидных более 25000, лишайников около 20000, водорослей около 35000 видов.

Несмотря на все многообразие растений, у них есть два общих признака. Наличие обоих признаков у организма позволяет классифицировать его как растение. Это:

    Получение органических веществ из неорганических с помощью процесса фотосинтеза, который протекает на свету. Другими словами, все растения являются автотрофами.

    Клетки растений содержат ядра, то есть растения - это организмы-эукариоты. Например, цианобактерии способны к фотосинтезу, но не имею ядер, поэтому их относят не к растениям, а к бактериям.


Хвойные растения (голосеменные) Хотя общее количество видов хвойных растений относительно не велико, они играют очень большую экологическую роль. Хвойные преобладающие растения на огромных территориях суши. Многие хвойные растения выделяют смолу, предназначенную для защиты дерева от насекомых и грибков. Смола ископаемых деревьев янтарь. янтарь


Использование янтаря в древнем мире С незапамятных времён люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (2379 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от мужских болезней и душевных расстройств.






Кипарисовик горохоплодный – Chamaecyparis picifera. Из кипарисовиков сорта только этого вида можно безбоязненно приобретать для подмосковного сада, да и то стоит подобрать ему защищенное тихое местечко в саду. Это медленно растущие кустарники с изящной зеленой, голубой или желтой хвоей.






Микробиота – Microbiota decussata, чудесное, к сожалению, мало известное почвопокровное хвойное растение для тени и полутени высотой 0,5 м, расползается, к 10 годам займет 1,5-2 м. Хвоя летом очень красивая, темно-зеленая, весной и осенью – рыже-коричневая. Не требовательна ни к влаге, ни к почве, не ломается снегом. Плохо пересаживается.




Папортники В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое растение с темно-зелеными продолговатыми листьями и толстым корневищем, покрытым многочисленными сухими чешуйками. Это папоротник -- очень распространенное многолетнее растение.


Папортники Многие, наверное, знают о старинном празднике Ивана Купалы, или Ивановом дне. Существовало поверье, что в ночь накануне Иванова дня (24 июня) единственный раз в году цветет папоротник, сияя огненным пламенем и освещая все вокруг. Считалось, что цветок папоротника обладает чудесным свойством открывать клады. Многие пытались разыскать цветущий папоротник, но никому это не удавалось ведь папоротник вообще не цветет!


Водоросли У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. В морфологическом отношении для водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие многоклеточных органов – корня, листьев, стебля, типичных для высших растений. Для большинства водорослей вода – постоянная среда обитания, однако многие их виды могут жить и вне воды. МОРСКИЕ МАКРОФИТЫ – самые крупные в мире водоросли. Эти многоклеточные организмы больше всех прочих водорослей напоминают зеленые растения.
















Местообитания мхов Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Мох в водосточной трубе зимой.


Зеленые мхи. Они встречаются повсеместно: произрастают на почве, стволах деревьев, скалах и крышах домов, но наиболее широко распространены в сырых лесах, образуя сплошной зеленый ковер. Один из наиболее известных и самых распространенных мхов кукушкин лен, образующий густые дерновинки из прямостоячих неветвистых стеблей, густо покрытых узкими линейно-ланцетными листьями.


Сфагнум Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля верхушкой и отмирание нижней части. Однако полного сгнивания отмерших частей не происходит, так как в переувлажненной почве мало кислорода. Образуется торф. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: «белый мох», «бурый мох», «красный мох» и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды.


Работа учителя начальных классов Назаровой А.Н

    Предмет – окружающий мир;

    3 б класс;

    Тип урока – введение нового знания;

    Тема урока – Разнообразие растений на Земле.

    Цель урока – Знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в парах, группах

    Задачи урока –

    Познакомить с разнообразием растений на Земле.

    Расширить знания детей о растениях.

    Закрепить навыки постановки целей работы.

    Формировать навык самостоятельного изучения материала.

    Формировать навыки работы в парах, группах

    Формирование навыка выявления ошибок в своей работе и работе одноклассников.

    Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.

    Развитие речи, памяти, воображения

    Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

    Развивать умение работать текстом учебника и дополнительной литературой.

    Развивать умения выделять главное.

    Учиться работать в парах и группах.

    Определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности.

    Оборудование:

    Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир, М., Вентана – Граф, 2012.

    Мультимедийный проектор, компьютер.

    Компьютерная презентация «Разнообразие растений на Земле».

    Индивидуальные карточки для организации коллективного способа обучения.

    Индивидуальные карточки для проведения экспресс – теста.

    Ход урока.

этапа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

(2 мин.)

Мы уже много знаем и умеем. Сегодня нам предстоит вложить еще один кирпичик в прочное здание наших знаний.

Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.

Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

Тему сегодняшнего урокамы можем сформулировать, отгадав загадку:

Дышит, растет,

А ходить не может (растение)

Вспомните, что вы знаете о

растениях.

(Презентация, кадр 1).

Я предлагаю провести наш урок по следующему плану.

(Презентация, кадр 2).

растение

живой организм, без него невозможна жизнь

Знакомство с темой и планом урока.

Постановка цели работы на уроке.

(1 мин.)

Каковы цели нашего урока?

(Презентация, кадр 3).

Замечательные цели вы поставили перед собой.

Целеполагание .

    Познакомиться с разнообразием растений на Земле.

    Совместное изучение свойств групп растений.

Знакомство со схемой.

(3 мин.)

Совместное изучение материала по плану.

(7 мин.)

Рассмотрим схему « Разнообразие растений на Земле» .

(Презентация, кадр 4).

Какие группы растений представлены в ней?

Сможете ли вы назвать представителей каждой из этих групп?

Рассматривание схемы.

Перечисление представителей каждой из представленных групп

Знакомство с темой изучения.

Рефлексия 1.

(2 мин.)

Вывод.

Что вы узнали о первой группе растений?

(Презентация, кадры 5 – 12).

Подведение итогов работы.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с глаз. (1 мин.)

Изучение нового материала

(15 мин.)

Работа по «маршруту». Инструкция к работе.

1.Знакомство с темой изучения.

Для лучшего изучения материала я предлагаю провести тщательное изучение каждой группы растений.

Но такой большой материал трудно будет изучить самостоятельно, поэтому мы разделимся на группы и проведем работу по маршруту.

Каждый из вас имеет своё задание.

Прочитаем тему изучения для каждой групп

1 группа: С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

2 группа: Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

3 группа: Лесная трава – резная листва,

Не хвалится ветками, но гордится предками –

великанами могучими с кронами дремучими

Ещё 1 подсказка :

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

4 группа:

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем

5 группа:

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде

(Презентация, кадр 13).

Водоросли.

Папоротники

Хвойные растения

Цветковые растения

2. Изучение плана работы над темой.

Любая работа должна идти по строго определенному плану.

Прочитаем план работы «по маршруту», приведенный на индивидуальной карточке и на экране

(презентация, кадр 14).

Есть ли у вас вопросы по этому плану?

Желаю вам плодотворной совместной работы.

Изучение плана работы «по маршруту».

(Приложение 1).

    Самостоятельное изучение темы.

Работа по группам с использованием карточек.

1. Водоросли

3. Папоротники

4. Хвойные растения

5. Цветковые растения

    Взаимообучение.

(презентация, кадр 15).

Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

Работа «по маршруту», определенному на карточках (приложение 3)

Рефлексия 2.

(2 мин.)

Вывод:

Что вы узнали о группах растений?

Удалось ли вам изучить материал?

Что помогло вам в этом?

Подведение итогов работы.

Самооценивание.

Оценивание работы одноклассников.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с мышц рук и туловища.

(1 мин.)

Экспресс – тест.

(4 мин.)

Для подтверждения успешности работы на уроке предлагаю провести экспресс – тест с самооцениванием.

Выполнение экспресс – теста (приложение 2).

Самооценка работы на уроке.

Рефлексия № 3.

(2 мин).

Чему мы научились на уроке?

Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой?

Что помогло нам её достигнуть?

Обсуждение записи на доске.

Высказывания детей о форме проведения урока.

Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание.

(5 мин.)

Сегодня на уроке мы провели прекрасную совместную работу.

Оценивание работы команд и отдельных учеников.

Спасибо за урок!

Оценивание работы отдельных учеников.

Запись домашнего задания.

Спасибо за урок!

Приложение 1

План работы «по маршруту»

Приложение 2

Экспресс – тест «Проверь себя» по теме «Растения в жизни человека»

Растения дают человеку

Растения защищают

Приложение 3

1) Водоросли.

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. - Багряные и бурые - древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
- В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

Древнейшие

пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.

2) Мхи.

На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.

3) Папоротники.

Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает - папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники - влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни.

У славян легендарным растением был папоротник – ему приписывали колдовскую силу. - Папоротники - растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать «огненный папоротников цветок», открывающий клады. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

4) Хвойные растения

Хвойные - высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов. Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности

Хвойные - представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это - лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса - хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.

5) Цветковые растения

Цветковые - наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые - культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок - знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.

Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим

Кластер


Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. На каждом столе лежит таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник и полученные знания на уроке, заполнить ее.

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

водоросли

папоротники

Проверка:

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

водоросли

папоротники

Бунчеева Анна Михайловна,

учитель начальных классов,

стаж работы – 35 лет,

УМК «Начальная школа XXI века».

Статьи по теме: