Природное наследие россии, отмеченное юнеско. Наследие как историческая память

О всемирном наследии ЮНЕСКО

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года. Основная ее цель ― привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 году Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 42 года ее существования к ним присоединились еще 172 государства, и к середине 2017 года общее число государств ― сторон Конвенции достигло 193. По числу государств-участников Конвенция об охране всемирного наследия среди прочих международных программ ЮНЕСКО самая представительная. Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 году были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия.

Первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО спустя два года после образования программы. Из природных территорий статус наследия получили Галапагосские острова (Эквадор), национальные парки «Йеллоустонский» (США), «Наханни» (Канада) и «Симэн» (Эфиопия). За прошедшие годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к середине 2017 года он включал 206 природных, 832 культурных и 35 смешанных природно-культурных объектов в 167 странах мира. Наибольшее число культурных объектов в Списке имеют Италия, Испания, Германия и Франция и Китай (более 30 у каждой), у США, Австралии, Китая, России и Канады ― самое большое количество природных территорий всемирного наследия (более 10 объектов у каждой). Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные памятники природы, как Большой Барьерный риф, Гавайские и Галапагосские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро, озеро Байкал.

Безусловно, быть в одном ряду с общепризнанными мировыми жемчужинами природы и культуры для любого объекта почетно и престижно, но, в то же время, это и большая ответственность. Чтобы получить статус всемирного наследия, объект должен представлять собой выдающуюся общечеловеческую ценность, пройти тщательную экспертную оценку и удовлетворять, как минимум, одному из 10 критериев отбора. При этом номинируемый природный объект должен соответствовать хотя бы одному из следующих четырех критериев :

VII) включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения;

VIII) представлять выдающиеся примеры основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, серьезные геологические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физико-географические особенности рельефа;

IX) представлять выдающиеся примеры важных, протекающих и в настоящее время экологических и биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных;

X) включать природные ареалы большой важности для сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющих выдающееся мировое достояние с точки зрения науки или сохранения природы.

Охрана, управление, подлинность и целостность объекта также являются важными факторами, которые учитываются при его оценке перед включением в Список.

Статус объекта всемирного природного наследия дает дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальным природным комплексам, повышает престиж территорий, способствует популяризации объектов и развитию альтернативных видов природопользования, обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств.

Проект «Всемирное наследие»

В 1994 году Гринпис России начал работу над проектом «Всемирное наследие», направленным на выявление и охрану уникальных природных комплексов, которым угрожает серьезное негативное влияние деятельности человека. Придание природным территориям высшего международного природоохранного статуса для дополнительной гарантии их сохранности является основной целью работы, выполняемой Гринпис.

Первые попытки включить российские охраняемые природные территории в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были предприняты в начале 1990-х годов. В 1994 году состоялось всероссийское совещание «Современные проблемы создания системы объектов всемирного и российского природного наследия», на котором был представлен перечень перспективных территорий. Тогда же в 1994 году экспертами Гринпис России были подготовлены необходимые документы для включения в Список ЮНЕСКО природного комплекса, получившего название «Девственные леса Коми». В декабре 1995 года он первым в России получил статус объекта всемирного природного наследия.

В конце 1996 года в Список были включены «Озеро Байкал» и «Вулканы Камчатки». В 1998 году в Список вошел еще один российский природный комплекс ― «Золотые горы Алтая», в 1999 году было принято решение о включении пятого российского природного объекта ― «Западный Кавказ». В конце 2000 года «Куршская коса» стала первым международным объектом в России (совместно с Литвой), получившим статус объекта всемирного наследия по критерию «культурный ландшафт». Позднее в Список ЮНЕСКО вошли «Центральный Сихотэ-Алинь» (2001 год), «Бассейн Убсунура» (2003 год, совместно с Монголией), «Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля» (2004 год), «Плато Путорана» (2010 год), «Природный парк «Ленские столбы» (2012 год) и «Ландшафты Даурии» (2017 год, совместно с Монголией).

Номинации для рассмотрения Комитетом всемирного наследия должны быть сначала включены в национальный Предварительный список. В настоящее время в нем находятся такие природные комплексы, как «Командорские острова», «Магаданский заповедник», «Красноярские столбы», «Большое Васюганское болото», «Ильменские горы», «Башкирский Урал», «Заповеданное Кенозерье», «Хребет Оглахты» и «Долина реки Бикин». Ведутся работы по расширению территории объекта «Золотые горы Алтая» (за счет включения в нее сопредельных территорий Китая, Монголии и Казахстана). Идут переговоры с Финляндией и Норвегией о совместной номинации «Зеленый пояс Фенноскандии».

Россия, безусловно, богата уникальными, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Среди перспективных территорий можно отметить следующие природные комплексы: «Курильские острова», «Дельта Лены», «Дельта Волги».

Российские культурные объекты, вошедшие в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, включают такие признанные памятники истории и архитектуры, как исторический центр Санкт-Петербурга, Кремль и Красная площадь, Кижский погост, Соловецкий, Ферапонтов и Новодевичий монастыри, Троице-Сергиева Лавра, церковь Вознесения в Коломенском, памятники Великого Новгорода, Владимира, Суздаля, Ярославля, Казани, Дербента, Болгара и Свияжска, геодезическая дуга Струве (совместно с Норвегией, Швецией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, Украиной и Молдовой).

Культурное и природное наследие России

В настоящее время культурное и природное наследие , в его широком толковании, включает объекты материальной и нематериальной культуры, недвижимые и движимые культурные ценности.
Фундаментальные функции наследия проявляются в различных аспектах.
Наследие как историческая память.
Наследие — это код, с помощью которого память включается в современные процессы жизнедеятельности общества. Это положение справедливо в отношении всех объектов наследия как культурного, так и природного, выступающих в роли носителей информации о прошлом. Изучая наследие, мы можем восстановить естественную и социальную историю формирования урбанизированных, сельских и природных территорий, учесть исторический фактор при построении современной системы управления социальными, экономическими и культурными процессами, при разработке программ дальнейшего развития общества, его взаимоотношения с природной средой, включить знания о наследии в систему образования.

Наследие как основа устойчивого развития.
Наследие, также как и природная среда, является базовым при определении стратегии устойчивого развития Земли и Общества. Недостаточный учёт экологического фактора, игнорирование требований, определяющих необходимые условия сохранения окружающей среды, ведёт к возникновению катастрофических ситуаций, угрожающих стабильному развитию страны, региона, существованию Земли как живой планеты. Культурное и природное наследие является важнейшей составляющей окружающей среды. Важную роль в формировании устойчивого общества, среды его обитания играют не только объекты материальной культуры, но и традиционная культура, свидетель длительной истории адаптации народов, отдельных групп населения к природной и обустроенной им среде обитания.

Наследие как основа сохранения культурного и природного разнообразия.
Разнообразие территории может быть достигнуто только при условии сохранения всех пластов исторического культурного и природного слоя Земли и постоянного возникновения новых форм материальной и духовной культуры. Очень важно, чтобы при этом сохранялись образцы исторических культурных ландшафтов, представляющих различные этапы развития общества, а также территории, сформировавшиеся в течении длительного исторического времени и хранящие в себе память о всём многообразии культурного и природного наследия. Сохранение культурного и природного разнообразия Земли возможно только при бережном отношении к национальной и региональной специфике культурного и природного ландшафта.

Объекты культурного наследия , к которым, согласно принятому Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ относятся «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры» , представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Обязанность каждого гражданина Российской Федерации заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры закреплена Конституцией Российской Федерации. Обязательства России перед международным сообществом по сохранению культурного наследия вытекают из Конвенции 1972 года об охране Всемирного культурного и природного наследия.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:
. памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
. ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
. достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, с историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Вместе с тем сохраняется и традиционный для советской и российской практики охраны наследия рассмотрение наследия как системы памятников, в том числе: памятников археологии, памятников градостроительства и архитектуры, памятников истории, памятников монументального искусства. Современная информация о культурном наследие строится именно на этом принципе.
В 2007 г. в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось более 88 тыс. объектов наследия, в их числе почти 26 тыс. объектов федерального значения и более 62 тыс. — регионального значения.
Объекты природного наследия не получили чёткого определения в законодательных и нормативных актах России. Наиболее близки к этому понятию «особо охраняемые природные территории». В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях»,принятым в 1995 г. подобные территории относятся к объектам общенационального достояния и определяются как «природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны» .
В соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» объекты природного наследия подразделяются на следующие виды:
. природные памятники , созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;
. геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны , представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;
. природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны , имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения природной красоты.
В Федеральном законе Российской Федерации устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
. государственные природные заповедники, в т. ч. биосферные;
. национальные парки;
. природные парки;
. государственные природные заказники;
. памятники природы;
. дендрологические парки и ботанические сады;
. лечебно-оздоровительные местности и курорты.
В России функционирует 101 заповедник, общей площадью около 33,7 млн га. Эти территории включают наиболее сохранные образцы природных ландшафтов в различных регионах страны, а также наиболее интересные природные феномены. Основное их предназначение — научные исследования на эталонных участках нетронутой природы, изучение отдельных достопримечательных мест, экологический мониторинг, а так-же эколого-просветительская деятельность.
В России действует 40 национальных парков, общей площадью около 7 млн га. Они ориентированы на наиболее живописные и, по возможности, сохранные участки природы, а также эстетически ценные культурные ландшафты. Основные задачи национальных парков — экологическое просвещение, сохранение объектов культурного наследия, обеспечение условий для регулируемого туризма и отдыха.
Особенно важную роль играют те заповедники и национальные парки, которым присвоены международные статусы. В первую очередь речь идет о статусе биосферного резервата (в России им обладают 31 заповедник и 5 национальных парков) и статусе Всемирного наследия. В состав 8 российских объектов Всемирного наследия входят: 11 природных заповедников, 4 национальных парка и 7 природных парков.

На территории Российской Федерации находятся 23 объекта культурного и природного наследия, включённых в список Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО, из них — 15 включено в данный список как объекты культурного наследия.
Наряду с недвижимыми памятниками, важную роль в формировании культурного потенциала России играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В нашей стране сегодня насчитывается более 1 500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится около 80 млн музейных предметов. Около 40% музеев хранят недвижимые памятники истории и культуры.

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры и не только природные комплексы и объекты, но и особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, — уникальные культурные и природные ландшафты . Это — территории музеев-заповедников и музеев-усадеб, организованных на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России.

Важную роль в сохранении объектов культурного и природного наследия играют национальные парки , во многих из которых сохраняются и уникальные историко-культурные объекты (национальные парки «Кенозёрский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Угра» (Калужская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область). В отличие от музеев под открытым небом в национальных парках сохраняются не только отдельные памятники, но и вся историко-культурная и природная среда. Так национальный парк «Кенозёрский» — это не только ценная лесная территория и озёрный край, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, священные рощи, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.
В последние годы мировое сообщество придает особое внимание охране нематериальной культуры . Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры (2003 г.) — Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Это, прежде всего, разнообразные проявления на-родной традиционной культуры — фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции, ритуалы и т. д. Всего в Списке шедевров устного и духовного наследия человечества — 90 объектов. Из российских объектов в этот список включены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья и якутский героический эпос «Олонхо» — единственные объекты подобного рода от нашей страны. Однако, Россия имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.

Особую роль в сохранении и эффективном использовании культурного наследия играют исторические поселения — места концентрации объектов культурного наследия. Это, прежде всего, исторические города и сельские населённые пункты, крупные монастыри и усадебные комплексы, мемориальные сельские местности. На фоне многочисленных исторических городов заметно выделяются Москва и Санкт-Петербург. Именно здесь располагаются наиболее известные в России музеи, театры, выставочные залы. Общемировую славу имеют Московский Кремль, Эрмитаж, Большой театр, Мариинский театр, Третьяковская галерея и т. п. В непосредственной близости от этих городов расположены уникальные историко-культурные комплексы: дворцово-парковые ансамбли, усадьбы, исторические территории, связанные с важнейшими историческими событиями, определившими судьбу России. Это — пригороды Санкт-Петербурга — Петергоф, Царское село, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум; подмосковные усадьбы — Архангельское, Абрамцево, место исторического сражения Бородинское поле и т. д.
Тесно связаны с Москвой города Золотого Кольца Суздаль, Владимир, Ростов, Александров и др.
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ — один из самых популярных туристских маршрутов Центральной России. Его протяжённость превышает 1000 км. Он был разработан в 1960-е гг. для туристов, стремящихся поближе познакомиться с культурным наследием России. Маршрут путешествия, начинающийся и оканчивающийся в столице, проходит по Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской и Ивановской областям. В число наиболее ярких и колоритных городов региона входят: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Эти и другие города, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг — «Золотое кольцо». При этом каждый город может гордиться своей неповторимой историей, насчитывающей несколько веков. Здесь на территории древнего Залесья в XII в. процветало Ростово-Суздальское княжество. Именно здесь сосредоточены замечательные историко-архитектурные памятники русского национального искусства, в том числе и всемирного значения. Среди них творения мастеров периода расцвета Владимиро-Суздальского зодчества XII - начала XIII вв., памятники конца XIV-XV вв. — эпохи великого возрождения после монголо-татарского нашествия, а также многочисленные постройки XVI-XVIII вв.

Большое количество православных монастырей, святынь и храмов, расположенных в этом регионе, притягивают туристов и паломников.
Район Золотого кольца богат произведениями народного искусства. В музеях представлены образцы старинных художественных промыслов: изделия искусных кружевниц и ювелиров, лаковая миниатюра и живопись по эмали (финифть), резьба по дереву и кости.
Подлинными музеями под открытым небом являются центры крупных исторических городов , на базе которых организованы музеи-заповедники, к которым относятся Великий Новгород, Ярославль, Рязань и др. Особый интерес представляют исторические города-курорты: Сочи, Кисловодск, Анапа, где архитектурные памятники сочетаются с уникальным природным окружением и популярность которых среди отечественных и зарубежных туристов чрезвычайно велика.
Настоящими жемчужинами сельской России являются старинные монастыри и усадьбы . Многие из монастырей — выдающиеся памятники архитектуры. Это — Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (Костромская область), Спасо-Прилуцкий (Вологодская область), Пафнутьев-Боровский, Шамординский и Оптина пустынь (Калужская область), Нилова пустынь (озеро Селигер, Тверская область) и множество других. Здесь сохраняются не только недвижимые памятники материальной культуры, но и живая традиционная культура, национальные святыни.
Многие монастыри и усадьбы сохранились и стали популярными благодаря организации там музеев-заповедников.

Трудно представить себе Русский Север без музеев-заповедников, образованных на базе всемирно известного архитектурного ансамбля «Кижский погост» в Республике Карелия, Кирилло-Белозёрского монастырского комплекса в Вологодской области, архитектурных ансамблей и природных комплексов на Соловецких островах. Центральная Россия привлекательна своими литературными мемориалами. Это —музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области, музей-заповедник Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области, музей-заповедник М. Ю. Лермонтова «Тарханы» в Пензенской области.
Важное место в религиозном наследии занимают буддийские дацаны Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Калмыкия, мусульманские святыни на территории республик Российской Федерации, где традиционной религией является ислам.

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

Благополучных периодов в истории государственной охраны объектов культурного наследия России практически не было, несмотря на то, что формирование государственной политики в этой сфере началось в XVIII в. с принятия первых петровских указов о сохранении древностей. Необходимость сохранения памятников осознавались государством и обществом и на протяжении всего XIX в., когда предпринимались попытки разработки и принятия закона об охране памятников, но разработанный и внесенный в Государственную Думу в 1911 г. закон, регулирующий вопросы сохранения памятников, так и не был принят. В советский период российской истории также принимались отдельные распорядительные и законодательные акты, направленные на сохранение памятников, но только в 1976 году был принят Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», ставший основой для принятия одноименных законов в союзных республиках. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» был принят 15 декабря 1978 г. и после распада СССР стал единственным законом, регулировавшим сложные проблемы охраны культурного наследия вплоть до 2002 г., когда был принят новый Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Серьезной проблемой в настоящее время является прочно утвердившаяся в строительной практике тенденция к уничтожению подлинных памятников и созданию вместо них более или менее точных копий из современных строительных материалов. Особую остроту приобрел вопрос регулирования градостроительной деятельности в исторических городах.
Для эффективной реализации предусмотренных законом мер защиты памятников требуется:
. установление порядка определения границ территорий объектов культурного наследия;
. механизма и критериев отнесения их к категории земель историко-культурного назначения;
. внесения в Земельный кадастр Российской Федерации.

Государственная политика в области охраны объектов археологического наследия основывается на Федеральном Законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому, объекты археологического наследия отнесены к памятникам истории и культуры федерального значения.
Закон защищает не только находящиеся на государственной охране памятники археологии. В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, предусматривается необходимость внесения в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ разделов об обеспечении сохранности обнаруженных объектов и приостановление работ до проведения мероприятий по сохранению объектов археологического наследия.
Есть примеры положительного и эффективного способа сохранения объектов археологического наследия — их музеефикации. Так, объектами музейного показа являются фрагмент культурного слоя средневековой Москвы, экспонирующийся в музее «Палаты бояр Романовых», ряд памятников археологии Новгородской области (Любытинский район), археологические комплексы Анапы, «Гермонасса-Тмутаракань» полуострова Тамань (Краснодарский край), многочисленные памятники Псковской области (Довмонтов город в Пскове, Труворово городище, Труворов крест в деревне Изборск Печорского района, курганная группа в деревне Выбуты Псковского района), памятники археологического комплекса «Дивногорье» Воронежской области.
Вместе с тем, практика работы с объектами археологического наследия свидетельствует о наличии сложных проблем в области их сохранения.
Основной и наиболее болезненной причиной разрушения памятников можно назвать наличие так называемой «черной археологии», охватившей практически все регионы страны. Значительное количество памятников разрушается в результате распашки земель.
Кроме антропогенных факторов, существует природный фактор, вызывающий гибель памятников. Так, например, античному поселению Фанагории ежегодно наносится непоправимый ущерб размывом берега Черного моря. Актуальной остается проблема, связанная с разрушением оврагами территории городища и валов памятника археологии «Старая Рязань», занимающей площадь около 50 га.

Для сохранения зданий, являющихся памятниками истории и культуры, совершенно необходима возможность их передачи в любую форму собственности, в том числе частную, вне зависимости от категории их историко-культурного значения, но с обременением нового собственника памятника обязательствами по его реставрации и сохранению под контролем соответствующего категории значения памятника органа охраны объектов культурного наследия.
Для памятников истории и культуры регионального значения такая возможность была предусмотрена ещё в 1994 г. специальным Указом Президента Российской Федерации от 26.11.1994 г. № 2121, что позволило сохранить многие разрушавшиеся здания без затрат государственных средств.

Государственный учёт объектов культурного наследия является основополагающим направлением в сфере охраны памятников истории и культуры. Впервые принципы государственного учёта, порядок и критерии отнесения объектов к памятникам истории и культуры, категории историко-культурного значения памятников, их виды и типы в систематизированном виде были изложены в Законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1976 г., до принятия которого отдельные вопросы государственного учёта регулировались различными законодательными и распорядительными актами органов государственной власти.
Анализ состава памятников истории и культуры, даты их включения в Государственные списки памятников истории и культуры, позволяют говорить о том, что колебания качественного и количественного состава памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, находились в зависимости от идеологических, экономических и социальных задач государства и общества, решаемых в определенный исторический период. Так, если тридцатые годы прошлого столетия ознаменовались массовым сносом памятников культового зодчества, обусловленного идеологией «воинствующего атеизма», то послевоенный период характеризовался неоднозначной политикой в сфере государственной охраны памятников: периоды пристального внимания к вопросам сохранения памятников сменялись периодами «охлаждения», что приводило к чередованию процессов постановки их на государственный учёт и снятию с охраны.
Огромные потери памятников истории и культуры в годы Великой Отечественной войны привели к осознанию ценности историко-культурного наследия России. Были продолжены начатые во время войны обследования памятников. Уже первые послевоенные годы ознаменовались принятием постановлений Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. № 389 и от 22 мая 1948 г. № 503 о постановке на государственную охрану значительного количества памятников архитектуры.
Постановления Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. и № 624 от 04.12.1974 г. сформировали основной объём памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране, как объектов культурного наследия федерального значения, и включённых, согласно Федеральному закону от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
После 1974 г. принимались отдельные постановления и распоряжения об отнесении тех или иных объектов к категории памятников истории и культуры республиканского (после 1991 г. — федерального) значения. Последним по времени и значительным по количеству дополнительно отнесённых к категории памятников федерального значения объектов стал Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения , утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176.
Таким образом, существующий объём памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, был сформирован к середине 1990-х гг. и составляет в настоящее время около 100 тыс. объектов, 42 тыс. из которых — памятники истории и культуры федерального значения.
Изменение состава объектов культурного наследия происходит в связи с выявлением памятников, требующих присвоения им категорий историко-культурного значения, изменением либо утратой историко-культурного значения объектов.
Составной частью государственного учёта является уточнение реквизитов памятников, указывающихся при постановке их на государственную охрану: местонахождения, наименования, даты создания. Необходимость проведения такой работы особенно очевидна для объектов, внесённых в списки памятников истории и культуры постановлениями Совета Министров РСФСР. В связи с этим были подготовлены уточнённые списки объектов культурного наследия федерального значения по ряду регионов страны. Самым значительным по количеству памятников и сложности работы, проведённой по уточнению их реквизитов, можно назвать Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, расположенных в Санкт-Петербурге, включивший в себя свыше 5 тыс. памятников истории и культуры, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации № 527 от 10 июля 2001 г.
Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ заменил понятие «государственные списки памятников истории и культуры» и ввёл понятие Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации , формирование которого является в настоящее время основной задачей в сфере государственного учёта объектов культурного наследия.

Федеральный закон об объектах культурного наследия даёт право на доступ к объектам культурного наследия и беспрепятственное получение соответствующей информации. Население не только пользуется памятниками истории и культуры, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие о культурном значении памятника, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы. В эпоху глобализации всех сфер жизнедеятельности и, одновременно, осознания культурного разнообразия, деятельность по пропаганде наследия и культурное просветительство следует признать своевременной и одной из ключевых в системе государственной политики сохранения культурного наследия.
Одним из направлений деятельности по популяризации памятников истории и культуры является подготовка многотомного научно-справочного издания энциклопедического характера — «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России» . Первый том издания — Свод памятников архитектуры и монументального искусства Брянской области вышел в свет в 1998 году. Сведения по памятникам систематизированы и содержат историческую справку, структурно-композиционное описание объектов, их фотофиксацию, планы памятников. Работа эта важна тем, что в процессе обследования памятников происходит выявление объектов, подлежащих постановке на государственную охрану. Кроме того, издание имеет значительный популяризационный аспект и представляет интерес как для специалистов — архитекторов, градостроителей, реставраторов, искусствоведов, музейных работников, краеведов, работников органов охраны памятников, так и для жителей населённых мест, описания памятников которых содержатся в Сводах памятников архитектуры и монументального искусства.

Несмотря на огромный туристический потенциал историко-культурного наследия России , в настоящее время отсутствует стратегия его реализации. Возможным вариантом решения этой проблемы может стать участие России в проекте Совета Европы «Европейские культурные маршруты», направленном на развитие культурного туризма в странах-участницах через максимально возможную интерпретацию историко-культурного наследия. Туризм и связанная с ним коммерческая деятельность рассматриваются экспертами Европейского Союза как одна из важнейших отраслей постиндустриального общества, приносящая доход и наиболее связанная с традиционным типом общественной жизнедеятельности, исторически сложившейся на данной территории. Проводится политика сохранения культурного наследия во всём его многообразии, возвращения массовому сознанию населения представлений о месте историко-культурных ценностей в современной жизнедеятельности, сохранения разнообразия европейского культурного наследия и утверждения его роли в мировой системе ценностей, развития сбалансированного использования наследия в индустрии туризма. Всесторонняя интерпретация наследия интересует крупные европейские финансовые структуры, медиа-холдинги и, безусловно, участников рынка туризма. Существующие тенденции в области комплексного сохранения европейского наследия обусловили учреждение в 1998 г. Советом Европы Европейского Института культурных маршрутов исполнительного органа проекта, в задачи которого входит координация программ по интерпретации европейского наследия, разработка и реализация пилотных проектов в сфере культурных туристических маршрутов, консультативная помощь и популяризация наследия народов Европы, подготовка и переподготовка специалистов в сфере культурного туризма.

Принятие в 1972 году международной организацией ЮНЕСКО Конвенции по охране Всемирного наследия человечества было обусловлено серьёзными глобальными изменениями среды обитания людей. Стала очевидной необходимость дополнительных мер, направленных на оздоровление окружающей среды, в которой человек неразрывно связан с природой и обеспечивает сохранность культурного достояния, унаследованного от прошлых поколений.

Природное наследие

В список памятников Всемирного природного наследия включены объекты как живой, так и неживой природы. К памятникам мирового значения относятся все наиболее известные чудеса природы, обладающие исключительной красотой и ценные для всего человечества. Это такие объекты, как Большой Каньон, водопад Игуасу, гора Джомолунгма, остров Комодо, гора Килиманджаро, и многие десятки других объектов. В число памятников Всемирного природного наследия в России входят озеро Байкал, вулканы , первозданные леса Коми, остров , Убсунурская котловина, горы Западного Кавказа, Центрального Сихотэ-Алиня и Алтая.

В число объектов Всемирного наследия включены и особо охраняемые территории места обитания исчезающих видов животных и растений. В национальных парках Танзании Серенгети и Нгоронгоро охраняют несколько миллионов особей диких животных разных видов. На Галапагосских островах (Эквадор) под охраной находятся гигантские морские черепахи, ящерицы-игуаны и другие животные, большая часть которых - эндемики.

Культурное наследие

Разнообразные памятники Всемирного культурного наследия можно объединить в несколько групп.

Во-первых, это исторические центры городов или даже целые города, отражающие архитектурные стили разных эпох. В Европе это города Древнего мира - Рим и Афины, древнейшие храмы и дворцы которых построены в стиле классицизма. Средневековые Флоренция и Венеция, Краков и Прага сохраняют величественные католические соборы и роскошные дворцы эпохи Возрождения. В Азии это центр трёх Иерусалим, древняя столица . В Америке - столица империи ацтеков , город-крепость инков Мачу-Пикчу в Перу.

Во-вторых, в число объектов культурного наследия входят отдельные архитектурные шедевры. Это, например, религиозные центры в Европе (Кёльнский и Реймский соборы, Кентерберийское и Вестминстерское аббатства) и в Азии (буддистские храмы Боробудур и Ангор-Ватт, мавзолей ).

В-третьих, объектами культурного наследия становятся уникальные памятники инженерного искусства. Среди них, например, мост Айрон-Бридж (Англия), самое грандиозное творение человеческих рук - Великая Китайская стена.

В-четвертых, это древнейшие культовые сооружения и археологические памятники первобытности и Древнего мира. Примерами таких объектов могут служить и английский , греческие руины Дельф и Олимпии, развалины Карфагена в .

В-пятых, особыми объектами наследия становятся памятные места, связанные с историческими событиями или деятельностью знаменитых людей.

Лекция 53. Культурное и природное наследие как объект охраны

Охрана культурного и природного наследия как прикладная научная дисциплина.

Охрана культурного и природного наследия – специфическая область знания, носящая междисциплинарный характер и обладающей определенной идейной направленностью. Научная база охраны культурного наследия связана с такими дисциплинами как: история, археология, история архитектуры и искусствознание. Этой проблемой занимается довольно узкий круг ученых, по роду своей деятельности связанных с деятельностью общественных и государственных организаций по охране памятников. Охрана культурно наследия – важнейшее явление социального плана. Она не мыслима без научных изысканий, подвижнической деятельности музейных работников, государства.

В изучении охраны культурного наследия отчетливо прослеживаются два направления: историческое и теоретико-методологическое. Первое включает в себя историю охраны культурного наследия, второе – теоретические разработки в области терминологии, критериев оценки памятников, а также характеристику самой сферы охраны старины как разновидности междисциплинарного знания.

История культурного наследия России предоставляет исследователям богатейший материал по вопросам: изучения и фиксации памятников, реставрации и использования уникальных объектов, сохранения для будущих поколений. Опыт деятельности Министерства внутренних дел Российской империи, Императорской археологической комиссии, отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейного отдела) Наркомпроса РСФПС, научных обществ, археологических съездов – полезен для эффективного решения современных вопросов по охране памятников. Богатейший опыт изучения и сохранения памятников впервые был проанализирован виднейшим теоретиком музееведения А. М. Разгоном. В его работах на основе обширного архивного материала представлена картина охраны российских древностей с XVIII века до 1917 г. (статьи 1950-1970-х гг.) Эти работы продолжены археологами, искусствоведами, архитекторами.

Теоретико-методологическое направление в области охраны культурного наследия представлено результатами научных изысканий Российского НИИ культурно и природного наследия («Наследие и современность»): понятийный аппарат, инструментарий научной дисциплины, правовые аспекты охраны национального достояния. Теоретические проблемы изучения культурного и природного наследия включают разработку принципов выделения объектов наследия, методики их оценки, сохранения и использования. Сложилась противоречивая ситуация, при которой растущая потребность теоретически осмыслить возрастающую роль культурного и природного наследия в кризисную эпоху всемирной и российской истории соседствует фактически лишь с фрагментарной, не консолидированной разработкой отдельных вопросов данного профиля. Ближайшая перспектива теоретических разработок – это в целях выявления наиболее актуальных проблем культурного и природного наследия, степени их изученности объединить усилий ученых на междисциплинарной основе, проводить работу в рамках проблемных научных групп.

Современная литература свидетельствует о появлении в мире нового культурного феномена - образования в области культурного и природного наследия. Нам известны, в частности, существующие уже на протяжении ряда лет учебные программы в университетах Европы и других частей света. Эти университеты проводят крупные международные акции по развитию соответствующего образовательного направления. В их числе, например, проведенный недавно международный симпозиум «Всемирное наследие: вступая в будущее, охрана Всемирного наследия и университетское образование» (Токио, 2003 г.). В принятой на нем декларации утверждается необходимость и актуальность внедрения образования в области наследия в национальные системы обучения и воспитания. При этом подчеркивается значение такового не только для Японии или азиатского региона, но и для всех без исключения регионов мира.

Известно, что именно на такой позиции в последнее время находится и ЮНЕСКО, проводящая целенаправленную политику активизации потенциала образования на всех уровнях - от дошкольного до университетского и послевузовского - в целях обеспечения эффективной политики охраны наследия и максимального вовлечения в неё широких слоёв общества. Важнейшей акцией ЮНЕСКО в этой сфере стало учреждение и поддержка деятельности Форума «Университет и наследие». В октябре 2004 г. в Буэнос-Айресе, Аргентина, на базе факультета архитектуры, проектирования и урбанистики Буэнос-Айресского университета (БАУ) состоялся очередной 9-й семинар. Форум (FUUH /ФЮУН) был учрежден в 1995 году Сектором культуры ЮНЕСКО по инициативе Ф. Майора, в то время - Генерального директора этой организации. В настоящее время он представляет собой всемирную сеть более чем 400 университетов стран всех частей света, связанных с преподаванием дисциплин о наследии и с соответствующими академическими исследованиями. Руководство его деятельностью осуществляется Центром Всемирного наследия ЮНЕСКО совместно с Политехническим университетом г. Валенсии, Испания.

Принципиально важно, что ФЮУН изначально создавался как междисциплинарный форум представителей естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, нацеленный как на стимулирование научных исследований в сфере наследия, так и внедрение их результатов в образовательную практику. Ведущую роль в деятельности Форума играют его ежегодные тематические семинары, на рассмотрение которых выносятся наиболее актуальные вопросы политики в области наследия. Тема Буэнос-Айресского семинара была сформулирована как «Управление наследием: центр и периферия». Эта тема привлекла внимание 206 участников из 21 страны всех основных регионов мира.
В качестве пролога очередного форума его хозяева предложили участникам обширную экскурсию по многомиллионному Буэнос-Айресу. В ходе её было продемонстрировано его богатое, хотя и относительно молодое, в силу известных исторических обстоятельств, культурное наследие - как в центре города, так и на его периферии. Контраст между блестящим, аристократически изящным и благополучным, несмотря на всё ещё переживаемые страной последствия недавнего тяжелейшего экономического кризиса, центром и поразительно бедной, убогой и запущенной периферией просто шокирующий. Однако этот контраст почти не распространяется на объекты и явления наследия: соборы и монументы приблизительно в одинаковом состоянии, танго везде танцуют одинаково вдохновенно, везде любят и пьют мате. И в этом феномен наследия, несомненно - в его местном проявлении, но в целом, по-видимому, универсальный и при этом пока ещё не до конца понятный исследователям.



Памятник – в правовой сфере – статус, который присваивается объектам культурного и природного наследия, обладающим особой ценностью для общества (Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», 2002). Памятники делятся на: единичные объекты, ансамбли, достопримечательные места. По категориям значимости памятники делятся на: объекты федерального, регионального и местного значения. По форме собственности памятники делятся на: государственные (федеральные, субъектов Российской Федерации), муниципальные и частные. Типологически памятники подразделяются на памятники по: археологии, истории, архитектуре, монументального искусства. Все памятники включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Культурное и природное наследие – совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации. Одной из культурных форм, выработанных человечеством для сохранения и трансляции памятников является музей. В современной литературе поднимаются вопросы актуализации наследия – т.е. деятельность направленная на сохранение и включение памятников в современную культуру путем активизации социокультурной роли памятников и их интерпретации. В практической сфере сложились определенные направления использования объектов: по первоначальному назначению, по назначению, отличному от первоначального, но не наносящие ущерб объекту; в целях презентации и изучения. В большинстве случает актуализация наследия рассматривается в аспекте его музеефикации.

Культурный ландшафт – целостная и территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате объединения природных процессов и творческой, интеллектуальной, а также рутинной, жизнеобеспечивающей, деятельности людей.

Культурный ландшафт включаеттерритории, на формирование которых воздействовал человек. Воздействие человека существенно изменяется природный ландшафт и приводит к новым явлениям. Ряд свойств природных ландшафтов и отдельных их компонентов, в том числе почв, раскрываются лишь при освоении этих ландшафтов человеком. Во многих искусственных ландшафтах созданы новые плодотворные почвы или проявились уникальные свойства этих почт, позволяющие получать значительную по массе и уникальную по качеству продукцию. Такие почвы также нуждаются в охране. Разработка теории охраны природы включает несколько аспектов. Во-первых, сохранение мирового генофонда: существующих видов растений и животных. Во-вторых, необходимо сохранение основных типов естественных биогеоценозов (экосистем) связей между всеми их компонентами. Обычно это делается путем создания заповедников и заказников. Охрана включает также охрану искусственных ландшафтов (типа «Ясная поляна», Каменная степь, Лосиный Остров, Кусково, Нескучный Сад и пр.).

Понятие ландшафт обычно связывается с визуальными впечатлениями от пейзажа, картин природы, местности. Ландшафт рассматривается как природный территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат. Составляющие ландшафтного комплекса – массы твердой земной коры, климат, гидросфера, рельеф, почва, а также биосфера, в том числе человек как биологический вид.

Ландшафт – понятие сложное, неоднозначное, имеется множество направлений исследования темы ландшафта. Роль человека в формировании современных ландшафтных комплексов и влияние деятельности человека на свойства ландшафта столь велика, что возникла необходимость в определении вида ландшафта, как результата освоения человеком природных пространств. В ландшафтоведении возникает такое направление, как ландшафтная экология. Это научное направление изучает ландшафты путем анализа экологических отношений между растительностью и средой, взаимодействие составных частей природного комплекса и воздействие общества на природную составляющую ландшафтов путем анализа балансов вещества и энергии.

Изучение воздействия человека на окружающую среду и, как его результат, формирование типов среды стало особой областью ландшафтоведения. Ландшафт, свойства которого обусловлены деятельностью человека, называется антропогенным ландшафтом. Антропогенные ландшафты – это природная среда, преднамеренно, либо непреднамеренно измененная человеком. Один из видов антропогенного ландшафта – техногенный, разновидность ландшафта, где человек (промышленная деятельность) выступает центральным элементом, определяющим функционирование и структуру ландшафта. Противоположность антропогенному ландшафту – природный ландшафт, формирующийся или сформировавшийся под влиянием только природных факторов, не испытавший влияния деятельности человека.

Понятие культурный ландшафт вводится в научный оборот Л.Бергом в начале 20 века. Учение о культурном ландшафте начинается в рамках физической географии, понятие культурного ландшафта тождественно понятию антропогенного ландшафта. В дальнейшем культурный ландшафт рассматривался представителями русской географической науки как частный случай антропогенного ландшафта, а именно – комфортный, исторически адаптированный к природным условиям, целесообразно сформированный. В свою очередь, антропогенный ландшафт – это измененный под воздействием человеческой деятельности природно-территориальный комплекс. Одно из современных исчерпывающих определений культурного ландшафта возникает в те годы (80-90 гг. XX в), когда среди специалистов возникает понимание в необходимости включения в структуру культурного ландшафта слоя нематериальной (духовной) культуры.

Культурный ландшафт – освоенный этносом, сообществом людей природный комплекс. Тип культурного ландшафта, наиболее ярко отражающий этнические, национальные аспекты взаимодействия человека и природы.
Иногда, в широких кругах, далеких от географии и культурологи, под «культурным ландшафтом» подразумевают небольшой участок, превращенный в ухоженный сад благодаря мастерам садового дизайна. Очевидна поверхностность такого понимания столь многосоставного явления.

Научные подходы к определению категорий: семиотический, аксиологический, географический.

Семиотический

Семиотика (от греческого – учение о знаках) - наука о знаках, знаковых системах и семиотической реальности. Предметом семиотики является анализ знаков и знаковых систем, полученных в различных науках или в практической деятельности, и их обобщение в рамках специфических для семиотики концептуальных схем. Семиотическая деятельность - деятельность ученых по созданию и применению знаков и знаковых систем в определенных областях знания. Семиотический подход предполагает изучение различных культурных и природных феноменов как знаковых систем. В музейном деле – один из инструментов научного анализа и описания взаимодействия разных знаковых систем, участвующих в формировании музеологического дискурса. Семиотический подход предполагает выявление смысла, теоретического осмысления исторического, технологического, мифологического и иных компонентов явлений, объектов.

Аксиологический

Аксиоло́гия (от греч. - ценность) – теория ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае - показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Аксиологический подход исходит из того, что всеобщих законов в истории не существует. Все в истории определяется с помощью индивидуализации, т. е. отношение к полезности, значимости к индивидууму. История должна быть историей для людей не как эволюционный процесс, а как духовное, ценностное самоопределение, становление нравственных, религиозных, эстетических ценностей, ценностей культуры. Процесс развития – это процесс становление и развития нравственных норм – может быть признан историческим процессом только в развитии активной, творческой, нравственной личности, творящей историю со своими нравственными ценностными установками. История имеет несколько форм проявления, где доминирует ценностная ориентация и ценностная установка на ориентацию повествователя истории поэзия, литература, устное творчество, нравственно-этические нормы, вещественные памятники.

В Аксиологический подходе выделяют два направления:

· идиографическая парадигма (примерно равное феноменологическому), сводящая изучение объекта к описанию специфических индивидуальных явлений, объектов, которые через расшифровывание психологии факта, позволяют выделить значимые, смысловые моменты социокультурного пространства. В этом случае предметом социокультурных исследований исследования становится исторический факт, историко-культурный объект;

· плюралистическая парадигма, направленная на множественность культур, ее семиотичность, это так называемая «социология понимания» (М. Вебер), которая позволяет применять не только феномены константные, априорные. В этом случае предметом исследования становится не только факт, но и мышление «исторического» субъекта, процесс становления социальной системы, социокультурной сферы.

Географический подход –общенаучный метод, сочетающий при анализе любой территории (малого ареала и населённого пункта, района, страны, объединения стран, континента, глобальной системы) два требования: учёт пространства и комплексность – «от геологии до идеологии». В экономических работах предполагает отказ от «точечного подхода» к экономике страны, когда всё её разнообразие описывается интегральными показателями и моделями без учёта пространственных различий, что ведёт к искажениям реальности и дезинтеграции единого экономического пространства. При географическом подходе недопустима обычная практика использования общих архитектурных и строительных проектов, нормативов и практик для всей страны. Комплексность связана с изменчивостью ведущих факторов социального развития того или иного региона, когда главную роль могут играть не только экономические, но и социальные, природные, этнические и др. факторы, а также синергетические эффекты от их сочетания на данной территории. Географический подход помогает установить реальную картину взаимодействия различных факторов, включая унаследованные традиции в хозяйстве, менталитет народа, населяющего данную тер., и сложные зависимости, связанные с географическим положением.

В согласии с классическим географическим подходом, культурный ландшафт – сумма нескольких подсистем, а именно: природного ландшафта, систем расселения, хозяйства, духовной культуры (в основном фольклора). Территориальные методы охраны историко-культурного наследия, реализуемые через концепцию культурного ландшафта, не имеют адекватного нормативно-правового обеспечения и практически не используются государственными органами охраны объектов культурного наследия, которые ориентируются на отдельные памятники, а не на территориальные комплексы. В то же время, согласно существующему разделению полномочий между органами исполнительной власти, задачи охраны недвижимых культурных ценностей традиционно относились к сфере компетенции государственных органов охраны объектов культурного наследия. Национальные парки как государственные учреждения должны очень тесно взаимодействовать с этими государственными органами. Однако сохранение и использование историко-культурного наследия в национальных парках требует принципиально иной организации работы, не отрицая при этом позитивного опыта существующих организационных структур.

Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, сакральный, мемориальный, эстетический.

Хронологический критерий – это «возраст» объекта, определяемый длительностью временного интервала между датой создания и настоящим временем.

Сакральный критерий – определяетне просто вотивную знаковость объектов, а «священность» с точки зрения знаковой роли объектов в восприятии общества: национальной самостийности, этнической уникальности, осознание себя как части общности, нерасшифрованной данности, «сакрализация» исторических личностей (князей, королей, императоров, ученых, мыслителей, писателей, поэтов и др.).

Мемориальный – это выявление связи объекта с определенным лицом или историческим событием. Мемориальный критерий предполагает определение уникальности предмета с точки зрения конкретизации памятника, определения его реликварности, т.е. выявление тех особенностей, которые обладают высокой степенью эмоционального воздействия, особо почитаемой личности, явления, события.

Эстетический критерий - признак, на основании которого дается оценка, определение или классификация объекта. Проблемы эстетики в науке представляют большой интерес и далеки еще от своего решения. В современной философской литературе понятия эстетики отнесены главным образом к искусству и других видов человеческой деятельности, не связанных с искусством, практически не рассматривается. Проблема эстетической оценки не проста. Подлинная эстетическая оценка требует подготовки, набора информации для сравнения, научных знаний. Выявить соответствующий алгоритм применения эстетического критерия сегодня достаточно сложно.

Уникальность и общественная ценность.

Общественное признание объекта – это признание объекта значимо ценным объектом, в котором проявляются творческих силы природы или человека: историческая феноменальность или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, событие или явление. В системе критериев по культурному наследию выделяются критерии общественной значимости с точки зрения уникальности: феномены исключительной красоты и эстетической ценности, инженерной, технической мысли человека. Критерий в полной мере применим к культурному ландшафту, в определении которого содержится указание на его способность “запечатлевать” исторические события, фиксировать их в своем компонентном составе или структуре. Применяется и понятие таксономическая уникальность, то есть исключительная редкость определенного типа или класса объектов. К подобным уникальным явлениям относятся природные и культурные реликты. Уникальность всегда предполагает высокую научную и информативную ценность.

Используется и понятие ассоциативная (опосредованная) ценность, отражающая связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными традициями.

Уникальный памятник – сложное понятие, включающее в себя множество смыслов и имеющее множество определений.

Лекция № 1

Введение в курс «Природное и культурное наследие Мордовии»

1. Цель, структура и содержание курса «Природное и историческое наследие в культурных ландшафтах».

2. Основные термины и понятия.

3. Международная конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (Конвенция о Всемирном наследии)

1. Цель дисциплины – формирование основных знаний о системе особо охраняемых природных территорий (ООПТ), видах ООПТ и памятников, историей развития и современным состоянием природоохранной деятельности в республике; формирование знаний о памятниках культурного наследия Мордовии (памятниках истории и культуры), их видах, системе охраны и использования.

Задачи дисциплины:

· ознакомление с основными теоретическими и методологическими положениями в области исследования природного и исторического наследия;

· освоение учения о культурных ландшафтах;

· усвоение знаний, умений, навыков оценки культурного наследия;

· получение знаний, умений и навыков в области полевых и камеральных исследований культурных ландшафтов.

Минимальные требования к содержанию дисциплины:

В ходе изучения курса должны быть приобретены следующие знания:

· основных понятий и терминов, использующихся при описании ООПТ;

· классификации ООПТ по размерам, режиму функционирования и т.д.;

· современной нормативно-методической базы функционирования ООПТ; системы органов и организаций государственного и муниципального уровня, координирующих функционирование ООПТ;

· системы ООПТ и памятников природы Республики Мордовия;

· основных понятий и терминов, использующихся при описании памятников культурного наследия;

· кадастра памятников культурного наследия Мордовии.

2. Основные термины и понятия . Наследие – то, что получено нами от предыдущих поколений. В нем звучит слово “след” - это след, запечатленный прошлым в нашей жизни, в нашем восприятии мира и в нашем сердце. Это те корни, которые питают нас. Но наследие – не наследство, которым мы владеем, распоряжаемся, используем по собственному усмотрению.

В СООТВЕТСТВИИ с законодательством Российской Федерации об охране культурного и природного наследия, международными нормативно-правовыми актами, а также с учетом современных научных представлений основные принципиальные понятия трактуются следующим образом.

Наследие (природное и культурное наследие) – особо ценные объекты и явления окружающей среды, отражающие историю природы и общества, их естественное и культурное многообразие. При этом, «дефиниция «памятник», прежде всего, ориентируется на сохранение памяти, воспоминания; он выключен из активной хозяйственной деятельности; наследие же - это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения»; «культурное и природное наследие - память о жизни российских народов в прошлом, база современного культурного процесса в обществе, без которой невозможно его развитие».

Устойчивое развитие: развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не лишая возможности будущих поколений удовлетворять собственные нужды.

Устойчивость как возможность: оставить будущим поколениям так же много возможностей, как имеем и мы сами или даже больше.

Культурное наследие − объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую, художественную, эстетическую и научную ценность для обеспечения социальной преемственности поколений. Культурное наследие: состоит из таких аспектов прошлого, которые люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению. Эти достижения воплощены в материальных формах, таких, как, например, здания, и в нематериальных формах, например, в различных видах исполнительского искусства. Культурное наследие - это то, что приобрело ценность в прошлом и ценность чего ожидается в будущем. Поскольку эта ценность и её ожидания изменяются с течением времени, это утвердило само культурное наследие в качестве субъекта динамического изменения.

В нашей стране очень часто материальное культурное наследие воспринималось практически как синоним термина «памятник». В настоящее же время памятник рассматривается в основном лишь как синоним объекта наследия. Памятники истории и культуры – особо ценные объекты материальной и духовной культуры народов в форме отдельных сооружений, их ансамблей и памятных мест, имеющие законодательно установленный режим особой охраны. Вместе с тем, как абсолютно справедливо отметила Т.М.Миронова, «дефиниция «памятник», прежде всего, ориентируется на сохранение памяти, воспоминания; он выключен из активной хозяйственной деятельности; наследие же - это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения» 5 . Следовательно, в отличие от памятника, являющегося категорией точечной и нединамичной, объект наследия является частью целостной и развивающейся системы на­следия.

Живое или «экспрессивное» наследие: социальные практики, жизнь в сообществе, ценности и верования, формы выражения, такие, как язык, искусства и ремесла, музыка, танец, поэзия и литература.

Нематериальное культурное наследие - особо ценные явления духовной культуры народов в форме национальных языков, фольклора, искусства, научных знаний, бытовых навыков, обычаев и традиций этносов и иных социальных групп. Важнейшим событием стало принятие 17 октября 2003 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО Конвенции об охране нематериального культурного наследия , в которой перечислены следующие основные категории нематериального культурного наследия:

– устные традиции и формы выражения, включая язык;

– исполнительские искусства;

– обычаи, обряды, празднества;

– знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

– знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Сегодняшнее понимание культурного наследия включает не только памятники культуры и истории, но и окружающую их природную и территориальную среду, уникальные историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, включая, таким образом, как материальные (физические), так и нематериальные (духовные) компоненты.

На конец 2003 г. в Списке шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО значилось 47 позиций. Российских среди них пока только одна – этнокультурный феномен “Семейские”, отражающий уклад быта, фольклор, народные и религиозные обряды, ремесла, народную медицину и многое другое, относящееся к жизни староверов Забайкалья (Таргатайский район Бурятии).

Культурные ландшафты: природные ландшафты с культурной ценностью, такие, как сознательно созданные территории (парки, усадьбы, имения); ландшафты, которые были вовлечены в определенный род деятельности или занятий людей, в результате которых данные территории и были сформированы (сельские исторические округи или сельскохозяйственные ландшафты); территории, которые имеют ценность в силу своей связи с историческим событием, деятельностью или личностью (места сражений или дома выдающихся личностей).

Природное наследие - объекты и явления среды естественного происхождения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, рекреационную, эстетическую и научную ценность.

Особо охраняемые природные территории - земные и водные пространства с особо важными экологическими функциями, имеющие законодательно установленный режим особой охраны.

Всемирное культурное и природное наследие - памятники природы, истории и культуры, их ансамбли, а также достопримечательные места, имеющие выдающуюся универсальную ценность и внесенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Доверительное управление наследием - деятельность специально создаваемых неправительственных организаций, нацеленная на сохранение и эффективное использование неотчуждаемых объектов собственности, при которой получаемая прибыль полностью расходуется в интересах сохранения и поддержания памятников природы, истории и культуры, находящихся в ведении названных организаций.

Культурная значимость – используется для оценки ценности объекта или места. Она включает в себя эстетическую, историческую, научную (исследовательскую), социальную или экономическую ценность.

Культурная свобода – относится к правам группы людей следовать или усваивать по собственному выбору способ жизни, говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию и участвовать в культурной, социальной и экономической жизни по собственному выбору.

Устойчивое развитие – развитие, которое удовлетворяет потребности на­стоящего, не лишая возможности будущих поколений удовлетворять соб­ственные нужды. Устойчивость как возможность: оставить будущим поколениям так же много возможностей, как имеем и мы сами или даже больше.

Сохранение – направлено на все аспекты защиты объекта или его остатков, дабы сохранить его культурную значимость. Оно включает в себя и использование. И может зависеть от значимости культурного артефакта или сопутствующих обстоятельств, включая консервацию, реставрацию, реконструкцию, приспособление или любую комбинацию из этих действий.

Реставрация – возвращение существующей структуры объекта к ранее существовавшему состоянию с помощью удаления позднейших добавлений и дополнений или перекомпоновки существующих компонентов без использования новых материалов. Этот подход применим только в следующих случаях: если имеется достаточно свидетельств ранее существовавшего состояния структуры объекта и если возвращение к этому состоянию придаст большую значимость объекту и не нанесет вреда другим частям внутренней структуры объекта.

Реконструкция – возвращение объекта в ранее известное состояние настолько близко, насколько это возможно. Его отличительной чертой является применение материалов (старых или новых) внутри структуры. Реконструкция применима только там, где объект находится в неполном состоянии вследствие повреждений или перемещений и иначе не может существовать в будущем. Реконструкция ограничена завершением отсутствующих компонентов объекта и не должна влиять на основу его структуры.

Адаптация – модификация объекта для его более широкого использования. Она может быть применена там, где адаптация не приведет к существенному снижению его культурной значимости и может быть существенной, если повысит экономическую значимость объекта.

3. Международная конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (Конвенция о Всемирном наследии). На рубеже XX и XXI столетий человечество как никогда раньше осознало конечность имеющихся в его распоряжении природных богатств. Фундаментом гармоничного духовного и физического сосуществования человека и природы, гарантом сохранения экологического равновесия биосферы являются естественные ландшафты. На фоне природных ландшафтов, вмещающих народы Земли с их разнообразием культур, хозяйства и традиций, совершалась и совершается вся история человечества. Как было сказано В. О. Ключевским, природа - это сила, «которая держит в своих руках колыбель каждого народа». Хорошо известно, что истоки «культового отношения» к природе в России, как и во всем мире, уходят своими корнями в глубокую древность. Восхищение людей перед «творческой силой» природы лежало не только в основе древних верований, но в воз­зрениях многих ученых XX века, обосновывающих эстетическое и культурное значение охраны природы.

Идея интернациональной ответственности за сбережение наиболее ценных культурных и природных объектов, обладающих глобальной значимостью, сформировалась на рубеже 1950- 1960-х гг. в связи со строительством высотной Асуанской плотины в Египте и угрозой затопления водами Нила древних храмов Нубии. Международное сообщество осознало тогда: гибель последних явилась бы невосполнимой утратой не только для Египта и Судана, но и для всех людей Земли. Вместе с тем было очевидно, что эти две страны не имеют достаточных средств для спасения своих редкостей. И ЮНЕСКО обратилась за помощью ко всем государствам мира, после чего в короткий срок удалось собрать значительные суммы, позволившие сберечь эти памятники – их переместили на новое безопасное место.

16 ноября 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) принята Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» . Конвенция провозглашает всеобщую (интернациональную) ответственность за сохранение глобально значимых культурных и природных объектов, независимо от того, в каком районе мира они располагаются. Особые обязанности по сохранению и поддержанию таких объектов, естественно, возлагаются на страну-участницу Конвенции. С 1978 ведется и публикуется Список Всемирного наследия , куда включаются: а) достопримечательные культурные объекты (Всемирное культурное наследие); б) природные феномены (Всемирное природное наследие); в) культурно-природные объекты, ценные с обеих точек зрения (Всемирное культурно-природное наследие). Объект может быть занесен в Список только при условии, если он обладает исключительной – «выдающейся универсальной» – ценностью, для определения которой разработана система из 10 критериев (объект должен полностью удовлетворять хотя бы одному из них). Важное значение имеет подлинность (аутентичность) и целостность культурного или природного объекта.

По состоянию на 01.08.2009 , всего в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО числилось 890 объектов , включая 689 – культурных , 176 – природных и 25 – культурно-природных . Они располагаются в разных регионах мира, на территории 148 государств. Наибольшее число таких объектов – в Италии (44) и Испании (41), а Россия, с её 23 памятниками Всемирного наследия (включая 15 культурных и 8 природных) – находится на девятом месте в мире. Верховный Совет СССР ратифицировал ее 12 октября 1988 г. С этого момента в СССР, а позднее (после распада СССР) в независимых странах Содружества начался активный процесс подготовки номинаций объектов для признания их в качестве объектов всемирного наследия. Практически все новые независимые государства на постсоветском пространстве стали сторонами Конвенции.

Для того чтобы статус Всемирного наследия присваивали заслуженно, объективно, эксперты ЮНЕСКО разработали систему из десяти критериев. Для занесения в Список необходимо, чтобы объект в полной мере соответствовал хотя бы одному из них (например, если он признан «шедевром творческого гения человека» или если он отличается природной живописностью).

Необходимость принятия данной Конвенции была предопределена серьезными глобальными изменениями среды обитания людей, происходившими во второй половине XX в. со все возрастающей быстротой. В этой ситуации стало очевидным, насколько важно сберечь окружающую среду, в которой «человек сохра­нит связь с природой и объектами культурного достояния, унас­ледованными от прошлых поколений». В свою очередь это требу­ет «придать культурному и природному наследию активную функ­цию в жизни общества и органически увязать в рамках общей политики достижения нашего времени, ценности прошлого и красоту природы». В то же время имеется в виду, что «каждый объект культурного и природного наследия является уникаль­ным и исчезновение любого такого объекта является невосполнимой утратой и безусловным обеднением этого наследия». Поэтому «каждая страна, на территории которой находятся предметы культурного и природного наследия, обязана сохранить эту часть наследия человечества и обеспечить ее передачу будущим поко­лениям» (Рекомендации по охране в национальном плане куль­турного и природного наследия. Генеральная конференция ЮНЕСКО. Париж, 16 ноября 1972 г.).

Существующие к настоящему времени Списки Всемирного наследия почти не затронули российские природные достопримечательно­сти, многие из которых находятся на разных стадиях опасности исчезновения. Тем не ме­нее, после ратификации Россией Конвенции об охране Всемирного культурного и природ­ного наследия, термин «наследие» прочно вошел в официальную инаучную лексику. В 1991 г. был создан Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева.

СОХРАНЕНИЕ наследия становится в наше время важнейшим фактором обеспечения естественной динамики экологических процессов и сохранения культурной идентичности народов, необходимым условием устойчивого развития общества и отдельных его ячеек. Сохранение наследия и его передача из поколения в поколение особенно важны в условиях глобализации и обострения все более многочисленных глобальных проблем человечества.

Этим обстоятельством обусловливается актуальность и необходимость адекватной политики в области охраны и использования культурного и природного наследия. Такой политики, субъектами которой - в ответ на вызовы современности и с полной мерой ответственности за конечные результаты - предстоит выступить государству и обществу в лице причастных к проблематике наследия институтов. Одним из них предстоит стать институту доверительного управления наследием, как это уже произошло в Великобритании и десятках других стран мира. Проецирование этого опыта на ситуацию в России убедительно демонстрирует привлекательность и перспективность доверительного управления наследием в нашей стране в качестве формы, дополняющей государственное и частное управление.


Лекция № 2

Тема: Природное наследие

1. Сущность природного наследия

2. Статус объектов всемирного природного наследия: критерии, подтверждающие мировую ценность и критерии целостности и сохранности

3. Природное наследие как составная часть национального богатства и его интеграция в социально-экономическое развитие.

1. Сущность природного наследия.

Конвенция в статье 2 дает определение, согласно которому к объектам природного наследия относятся:

- природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, и имеющие выдающуюся, универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

- геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал исчезающих видов животных и растений и имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения природных особенностей;

- природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся, универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения природных черт или природной красоты .

Термин «природное наследие» может быть идентифицирован всей совокупности уникальных, редких и исчезающих объектов природы и биологических видов. В этом представлении природное наследие объединяет содержание таких понятий, как:

Природно-заповедный фонд;

Объекты, занесенные в Зеленую книгу, имеющую две версии: ландшафтную и фитоценозосозологическую;

- объекты, занесенные в Красную книгу, и их важнейшие местообитания.

Картографическое отражение объектов природного наследия было принято называть Зеленой картой. Зеленые карты как картографическое приложение к спискам, сводам, кадастрам объектов природного наследия создавались в первую очередь для краев, областей и республик бывшего СССР. Таким образом, понятие о природном наследии может иметь несколько уровней: всемирное (вероятно континентальное, например, наследие Европы или Австралии), национальное (для России - федеральное), межрегиональное (например, наследие Урала или Западной Сибири) и региональное (для субъектов Российскоп Федерации или ее обо­собленной природной территории (Камчат­ка, Таймыр, Байкал и др.). В последние годы работа по выявлению и паспортизации при­родного наследия в отдельных регионах ве­лась на муниципальном уровне, и появились своды объектов наследия для административных районов (например, в Aлтайском крае, Оренбургской, Амурской областях, Республики Мордовия и др.).

Обобщая разнообразные формулировки понятия «природное наследие», можно предложить следующую трактовку этого тер­мина: «природное наследие - это совокуп­ность содержащейся в природных объектах информации, необходимой для познания при­родных процессов и явлений, сохранения биологического и ландшафтного разнообра­зия, поддержания экологического равновесия на локальном, региональном и глобальном уровнях».

2. Статус объектов всемирного природного наследия: критерии, подтверждающие мировую ценность и критерии целостности и сохранности. СТАТУС ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ. Всемирное значение является важнейшим показателем для включения объекта в официальные списки ЮНЕСКО. Для этого предлагаемые к рассмотрению объекты должны удовлетворять одному или нескольким критериям ценности, а также условиям целостности и сохранности.

2.1 КРИТЕРИИ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ МИРОВУЮ ЦЕННОСТЬ ПРИРОДНОГО ОБЪЕКТА. При рассмотрении природных объектов, претендующих на внесение в Список всемирного наследия, необходимо прежде всего определить, каким из ниже перечисленных критериев они соответствуют (достаточно соответствия одному критерию, однако предпочтительнее выдвигать номинации по нескольким критериям).

Выдвигаемый на включение в Список объект должен:

а) представлять основные этапы развития Земли, включая свидетельства древней жизни, значительные геологические процессы в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические и физиографические особенности рельефа;

б) давать представление о важных и длительных экологических и биологических процессах в эволюции и развитии наземных, речных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных;

в) представлять собой уникальный природный феномен или территорию исключительного эстетического значения;

2.2 КРИТЕРИИ ЦЕЛОСТНОСТИ И СОХРАННОСТИ.Простого соответствия объектов критериям всемирной ценности и значимости недостаточно. Даже если объект отвечает им, то из этого еще не следует, что он может быть признан объектом всемирного наследия. Для этого необходимо еще обладать целостностью (т.е. быть достаточно большим и относительно компактным для того, чтобы поддерживать функционирование соответствующих природных комплексов) и находиться в состоянии хорошей сохранности (выдающиеся объекты, находящиеся под угрозой серьезных нарушений, например, в результате интенсивных антропогенных воздействий, как правило, не могут рассматриваться в качестве реальных претендентов на статус всемирного наследия).

В принципе любой объект, отвечающий одному из четырех приведенных критериев, и необходимым условиям целостности, может быть включен в Список всемирного наследия. Однако большинство объектов в Списке удовлетворяет двум или более требуемым критериям. Государства - стороны Конвенции могут ознакомиться с документацией («номинационным досье», результатами оценки, проведенной Международным союзом охраны природы и естественных богатств (МСОП), и окончательной рекомендацией Комитета) по любому объекту, из включенных в Список, и при желании использовать ее при подготовке документов для объектов на своей территории.

3. Природное наследие как составная часть национального богатства и его интеграция в социально-экономическое развитие. В настоящее время в ряде стран мира происходит пересмотр отношения к национальному богатству и включению в него природного капитала. Обычно в его состав включают ресурсы недр, атмосферы, биоты. Вместе с тем, во многих странах и регионах учет природного разнообразия и природного наследия при исчислении расширенного варианта национального богатства может стать одной из приоритетных задач экономики природопользования. В России регионами, где традиционно высоко оценивается экономическая ценность природного наследия, являются: Черноморское побережье Кавказа, Валдай и Верхневолжье, Башкирское Южноуралье, Горный Алтай, Камчатка, Приморье. Очевидно, что при достаточном развитии инфраструктуры индустрии туризма и рекреации список таких территорий может быть значительно расширен. Немаловажное значение при этом имеет транспортная доступность, комфортность проживания и безопасность.

Современная рыночная система не способна адекватно оценить природное наследие, цена на объекты наследия, не включенные в списки ЮНЕСКО, вообще отсутствует. В результате происходит заведомое занижение выгод от сохранения уникальных ландшафтов и природного разнообразия. В связи с этим природоохранный или эколого-стабилизирующий сценарий развития той или иной территории проигрывает в сравнении с традиционными решениями, дающими выгоды, которые рынок может хорошо оценить.

Вместе с тем, вполне очевидно, что объекты природного наследия, а точнее их совокупность и разнообразие для интеграции в социально-экономическое развитие той или иной территории, должны быть обеспечены не только экономической, но и правовой защитой. Известно, что в течение XX века в России неоднократно предпринимались попытки законодательно закрепить статус наиболее ценных природных объектов. Это выражалось в развитии научно обоснованной сети государственных природных заповедников и в разработке региональных систем особо ох­раняемых природных территорий (ООПТ) разного ранга.

В качестве примера такой региональной схемы можно привести проект «Зеленая книга», осуществленный в Оренбургской области. При разработке проекта «Зеленая книга» руководствовались следующими принципами:

ООПТ могут быть не только редкие, но и типичные геосистемы и объекты, представляющие собой хорошо сохранившиеся эталоны широко распространенных зональных ландшафтов;

Сеть ООПТ должна быть по возможности равномерной и предельно репрезентативной;

Для сохранения локальной ООПТ необходимо предусмотреть охрану всего вмеща­ющего типологического природного комплекса (местности, урочища);

Границы ООПТ должны устанавливаться с учетом обеспечения ее возможной экологической автономности;

Каждая ООПТ, включенная в проект «Зеленая книга», должна быть изучена с точки зрения генезиса, тенденций развития, наличия опасности для существования.

Функционирование сети ООПТ, создаваемой в соответствии с проектом «Зеленая кни­га», предусматривало:

Изъятие природных объектов из хозяйственного пользования с введением режимов активной и пассивной заповедности;

Введение ограничений на хозяйственную деятельность путем регулирования нагрузок на ландшафт;

Регулирование хозяйственной деятельности на смежных территориях, примыкаю­щих к ООП Г и соединяющих их с буфер­ными зонами.

В научно-методическом плане идея экологического каркаса составляет одно из направлений экологической оптимизации ландшафтов. Суть этого направления сводится к тому, что в условиях аграрно освоенного региона экологическая оптимизация лан­дшафтов должна предусматривать охрану со­хранившихся и восстановления утраченных экологических функций нарушенных геосистем с целью территориального поддержания баланса между хозяйственной деятельностью и естественным потенциалом ландшафта. При этом экологическая оптимизация ландшафтов должна быть направлена па максимальное сохранение эстетических, этических ценностей и рекреационно-туристических ресурсов.

Существующее в настоящее время и Российской Федерации природоохранное зако­нодательство не способствует формированию ответственности за особо охраняемые территории у местного населения. Положения о заповедниках, природных парках, заказниках и памятниках природы не предусматривает вовлечение местного населения в процесс управления. Кроме того, оно экономически не заинтересовано в деятельности ООПТ. Мало того, различные запреты и ограничения очень часто необоснованно ущемляют интерес местных жителей. Вместе с тем создание новых заповедников и природных парков в районах интенсивного земледельческого освоения требует использования опы­та, знаний и традиций природопользования коренных жителей.

Taк, возможность сотрудничества за­поведников и местных землепользователей была, например, заложена в проекте организации 4 участков заповедника «Оренбургский», но не была реализована на практике из-за того, что она противоречит существующему положению о заповедниках. Накопленный опыт различных согласований при организации ООПТ позволяет сделать вывод о том, что задачи охраняемых территорий должны соответствовать интересам местных жителей, включая их стремление к улучшению экономических и других условий своего существования. Принцип вовлечения местного населения экономическую дея­тельность ООПТ был поддержан Всемирным конгрессом парков (1992) и нашел отражение в Каракасском плане действий.

Таким образом, внедрение эффективных механизмов интеграции объектов природного наследия в социально-экономическое раз­витие России должно быть сопряжено с развитием инфраструктуры и сферы обслужива­ния в регионе, и являться частью единой ре­гиональной программы сбалансированного природопользования.

Статьи по теме: