Политические режими. Политический режим: понятие и виды

Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

Существен-ное влияние на вид политического режима оказывают историчес-кие традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся под-час вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами.

На вид политического режима может оказать воздействие и международная обста-новка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государ-ствах одного и того же времени.

Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократи-чески-монархические, аристократические, олигархические ре-жимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена фе-одализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-фео-дальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещен-ного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапар-тистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и мари-онеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фун-даменталистский.

Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режи-мов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разно-видностям: демократическому и антидемократическому полити-ческим режимам.

Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осу-ществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

Механизм государства не только главное, но и опре-деляющее звено политической системы. Он обеспечива-ет функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положитель-ное, так и отрицательное воздействие на процессы, про-исходящие в обществе.

Современное государст-во — скорее механизм согласования неизбежно различных по-требностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, чем «аппарат насилия одного класса над другим».

Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят государственные органы управ-ления, обладающие властными полномочиями, государ-ственные учреждения, не обладающие властными полно-мочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (милиция, войска, исправительно-трудовые учреждения).

Элементом (ячейкой) механизма государственной власти явля-ется человек (личность) — субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяют-ся, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.). Это государственные институты, и поэтому - в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», средства мас-совой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти.

Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закреп-ленный характер. Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством. Механизм современного государства отличается вы-сокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений.

Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значи-тельные концепции относительно понятия «механизм государства».

Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования меха-низма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат го-сударственной власти, а в широком — как политическую систему общества.

Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти.

Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.

Механизм государства обладает следующими признаками (свойствами):

- Чиновничий аппарат - как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.

- Единство и Соподчиненность структурных элементов . С оставляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного цело-го, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государст-венного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а ниже-стоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоя-щих. Взаимоотношения между государственными органа-ми могут строиться как на началах координации (меж-ду Федеральным Собранием - парламентом РФ и законо-дательными органами субъектов РФ), так и на началах субординации (органы прокуратуры).

Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

- Особые властные полномочия . Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

- Наличие аппарата принуждения . Обязательно наличие организационных и материальных ору-дий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасно-сти; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппа-рат судебных исполнителей; система исполнения наказа-ний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

- Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной вла-стью» или «публичной властью».

Теория разделения властей

Механизм (аппарат) современного правового государ-ства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судеб-ную власти.

Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, че-рез систему сдержек и противовесов. (Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. М. 1997. С. 139).

Наиболее полное и последовательное отражение данный принцип нашел сначала в конституциях штатов (Вирджи-нии — в 1776 г., Массачусетса — в 1780 г. и др.), а затем и в федеральной Конституции США в 1787 г.

Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж.Локка и Ш. Монтескье.

Джон Локк (1632-1704 гг.) - английский философ. Он в своих произведениях, в частности «О государстве», разделил государственную власть на законодательную, ис-полнительную и союзную. Законодательная власть при-надлежит парламенту, издающему законы, исполнительная - королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы «войны и мира», международные отноше-ния. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть. Джон Локк писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возник-нуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим об-разом.»

Шарль Монтескье (1689-1775 гг.) - французский мыслитель, который в своих трудах («О разделении вла-стей») обосновал идею, что для обеспечения политиче-ской свободы необходимо разделение властей на зако-нодательную, исполнительную и судебную. Он выделяет судебную власть, как одну из ветвей государственной вла-сти. Все три власти имеют противовесы и сдерживают друг друга.

Таким образом, главное требование принципа разде-ления властей, сформулированное Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупот-ребления властью со стороны какой либо социальной груп-пы или отдельного лица, необходимо разделить государ-ственную власть на законодательную - избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную - выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятель-ной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществ-лять свои функции посредством особой системы органов.

Среди высших государственных органов, осуществля-ющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган, занимающий лидирующее положение. Это необходимо прежде всего для того, чтобы ликвиди-ровать возможность борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали «пальму первенства» законодательным (представительным) органам.

Исполнительную власть осуществляют глава госу-дарства (президент, конституционный монарх, шах, эмир и т.д.), пра-вительство, различные министерства и другие централь-ные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инс-пекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти. Основная функция исполнительной власти - организация исполнения зако-нов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им орга-нов государственного управления и других органов ис-полнительной власти, обеспечивают исполнение Консти-туции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ-ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак-тер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «админист-рация» («administrare» — «служить для»; «ministrare» — глагол, производный от «ministris» — «слуга», формы родительного па-дежа от основы «minus» — «минус»). Корень «минус» свиде-тельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Зада-чи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Существенные признаки исполнительной власти — это ее уни-версальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют не-прерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Дру-гой признак означает, что исполнительная власть, также в от-личие от законодательной и судебной, имеет другое содержа-ние, поскольку опирается на людские, материальные, финан-совые и иные ресурсы, использует инструмент служебных про-движений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государст-венной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Судебная власть - это система независимых госу-дарственных органов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. В систему органов судебной власти входят суды об-щей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Судьи незави-симы и подчиняются только конституции и закону. Зако-нодательство в правовом государстве, как правило, пре-дусматривает несменяемость и неприкосновенность судей.

В системе органов государственной власти суд зани-мает особое место. Это особое место определяется са-мими задачами суда, его назначением, а также принципа-ми организации и осуществления судебной деятельности. Существенная особенность судебной власти, которая и оп-ределяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (ме-тодах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин , держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор.

Суд выполняет специфическую (принадлежащую толь-ко ему) государственную функцию - осуществление пра-восудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к право-нарушителям. Таким образом, суд обеспечивает исполне-ние норм права, причем присущими только ему специфи-ческими средствами и методами.

Исключительность судебной власти проявляется в том, что только суд (и никто другой) осуществляет правосудие.

Судебная власть - независимая ветвь государствен-ной власти, осуществляемая путем гласного, состязатель-ного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме раз-деления властей состоит в сдерживании двух других вла-стей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судеб-ного контроля.

Государственные органы всех трех ветвей власти в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимо-действуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Государственные органы законодательной, исполни-тельной и судебной ветвей власти обеспечивают выпол-нение функций государства, что требует четкого их взаи-модействия, поскольку у каждой из властей главной и конечной целью деятельности являются интересы чело-века, гражданина. Без четкой взаимосвязи добиться этой цели невозможно.

Для судебной власти правоограничивающие средства определяются в Конституции, процессуальном законода-тельстве, его гарантиях и принципах (презумпция неви-новности, право на защиту, равенство граждан перед за-коном и судом и др.)

Применительно к законодательной власти исполь-зуется довольно жесткая юридическая процедура законо-дательного процесса, регламентирующая ее деятельность от законодательной инициативы до подписания и вступ-ления в силу того или иного законодательного акта. В системе сдерживающих факторов важную роль может иг-рать президент, подписывающий законы и имеющий право применения отлагательного вето при поспешных ре-шениях законодательной власти.

Деятельность Конститу-ционного Суда также можно рассматривать в качестве сдерживающей, так как он обязан отменять все неконсти-туционные акты. Исполнительная власть (правительство) ограничивает-ся пределами ведомственного нормотворчества, запрета-ми на принятие актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом.

Принцип разделения властей не абсолютен, государствен-но-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций вшироком смысле, от конкретной социально-экономи-ческой и политической ситуации.

Подводя итог рассмотрению механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать следующие организа-ционно-правовые черты:

Единая суверенная власть принадлежит народу;

Отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти — законодательной, исполни тельной и судебной;

Независимость трех ветвей государственной власти и ре-ализующих ее государственных органов относительна;

Система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям.

Основы и признаки правового государства

По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превра-щается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демо-кратическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Уголовно-наказуемыми признава-лись административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).

В законах попирались справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Законодатель-ством СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Роди-ны", для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмоли-нский лагерь жен изменников Родины).

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоцииру-ется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л. Дюги , государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.

Государство, поставленное под контроль права, — это и есть правовое государство, всеохва-тывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчи-няться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различ-ными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юри-дической силы закона в иерархии правовых актов.

Основы правового государства

Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

Социальная основа правового государства предполагает: наличие граж-данского общества, свободных граждан, равных перед зако-ном, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.

Нравственную основу правового государства образуют об-щечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, ра-венства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его
суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального разви-тия личности.

Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным на-правлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Принципы правового государства

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Одна-ко, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

Современные подходы к пониманию правового госу-дарства можно свести к следующим основным принци-пам:

1. Демократизация общества;

2. Верховенство закона;

3. Правовая защищенность человека;

4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строи-тельства.

Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства.

Основу модели правового государст-ва составляет совокупность нескольких положений:

Признание человека высшей ценностью и целью госу-дарства, а не средством решения тех или иных государст-венных проблем;

Реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотноше-ниях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

Демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интере-сов меньшинства;

Верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

Внешний и внутренний суверенитет государства;

Соответствие внутреннего законодательства общепри-знанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);

Народ, его суверенная воля - единственный источ-ник государственной власти;

Сосредоточение всех государственно-властных полно-мочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

Взаимная ответственность государства и личности;

Связанность государства правом, его статус как субъек-та права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

Разделение властей в организации государственного управления;

Наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

Недопущение монополизма в политике и экономике;

Единство прав и обязанностей граждан;

Наличие развитого гражданского общества.

Правовым государством может быть признана только такая организация полити-ческой власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую за-щищенность своих граждан.

Признаки правового государства

С развитием государственно-правовых институтов, их теорети-ческим осмыслением, главным, сущностным вопросом правово-го государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

Суверенитет народа составляет основу и источник госу-дарственного суверенитета. Государственный суверенитет оз-начает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

Суверенитет народа означает, что только народ — источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский . Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законода-тель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека — созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета ос-новывается на том, что государство (республика) является ре-зультатом общественного договора. Суверенную власть следу-ет понимать как выражение общественного интереса. В госу-дарстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывает-ся в рамки естественного права.

С суверенитетом связан и такой признак правового государства, как господство закона (права). Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом.

В правовом государстве ни один государственный орган, долж-ностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.

В правовом государстве предметом судебного разбирательства может стать не только юридический спор, но и сам закон. Для этого в государстве существует Конституцион-ный суд.

Взаимная ответственность государства и личности

Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено " "Все, что не дозволено власти, ей запрещено ".

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол:

Юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;

Политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

Политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.

На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством.

Разделение властей

Одним из важных признаков демократического государства является разделениевластей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возмож-ность злоупотребления властью.

Основателем концепции разделе-ния властей считают французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк , еще ранее Полибий , на начале разделения властей было основано государственное ус-тройство Римской республики.

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", - утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье . Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаи-мное ограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Такой государст-венно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной влас-ти — законодательной, что характерно, например, для Англии.

По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выпол-нение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъек-тами.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; матери-альной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность

Этот признак правового государства является конституционным принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.

Права человека — это суть правового государства, важнейший фактор в раз-витии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481-811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последую-щих эпох формулу: «Мера всех вещей — человек». Со време-нем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав челове-ка может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

В первой трети XIX в. крупнейшим теоретиком правового государства называли немецкого философа И. Канта (1724-1804 гг.). Его отличает моральное обосно-вание права. Право по Канту не только формальное условие внешней свободы, но и форма его бытия. Порож-денные разумом правила поведения Кант называет императи-вом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особеннос-ти Гегеля . Последний понимал эволюцию человечества как по-следовательное развитие свободы через преодоление произ-вола. Юриспруденции многих стран, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие нераз-рывные и в какой-то степени тождественные категории.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести:

Наличие развитого гражданского общества;

Создание институтов политической демократии, препятствующих сосре-доточению власти в руках одного лица или органа;

Верховен-ство и правовое действие конституционного закона, установле-ние в законе и проведение на деле суверенности государствен-ной власти;

Возвышение суда как одного из средств обеспече-ния правовой государственности;

Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.

Политический режим является наиболее важным, динамичным и относительно автономным элементом формы государства. Это выражается в его способности определять характер и способы взаимодействия власти, общества и личности и изменять форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти, отражающая состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам своей деятельности.

По мнению исследователей, основными признаками политического режима являются:

· степень участия населения в механизмах формирования политической власти;

· избирательная система, т. е. правила, с помощью которых происходит избрание кандидатов в высшие органы власти;

· партийная система, которая определяет сущность политического режима;

· принцип легитимности органов государственной власти;

· способы принятия политических решений;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

· гарантированность прав и свобод личности;

· степень верховенства закона во всех сферах жизни общества;

· характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

· принципы взаимоотношений общества и власти;

· место и роль заинтересованных групп (лобби, групп давления, профсоюзов и других организаций) в политической системе общества;

· политическое и юридическое положение и роль в обществе государственных силовых структур.

В зависимости от степени социальной свободы индивида, гарантированности ее прав и свобод, характера взаимоотношений государства и общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного насилия.

Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:

· полное полглощение государством всего общества и конкретного человека;

· крайняя степень централизации власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, или узкой группы лиц из правящей элиты;

· формирование государственной власти бюрократическим закрытым способом и недоступность ее для контроля со стороны общества;

· регламентация общественных отношений на основе принципа ≪дозволено только то, что прямо разрешено законом≫;

· господство единственной массовой партии, провозгласившей себя руководящей и направляющей силой и фактически сросшейся с государством;

· отрицание естественных прав человека, признание только дарованных государством прав, которые носят декларативный, формальный характер;


· наличие монопольной официальной идеологии, которая всеми признается и выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивы поведения индивида и интегрирующего общество вокруг приоритетных целей;

· активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью страха, насилия, принуждения;

· монополия власти на информацию, полный контроль за средствами массовой информации;

· всеобщий полицейский надзор за обществом, призванный пресекать любые проявления инакомыслия и инакодействия, систематический террор по отношению к противникам;

· мощный военно-промышленный комплекс, многочисленная армия как основная опора режима.

Тоталитаризм имеет две разновидности.

1. ≪Левый≫ тоталитаризм существовал в форме советского коммунизма в СССР и подобных режимов в странах социализма.

2. ≪Правый≫ тоталитаризм был представлен итальянским фашизмом, германским национал-социализмом, японским милитаризмом, испанским и латиноамериканским фашизмом.

Авторитарный (от лат. antoritas -власть) режим -это такой тип режима, основу которого составляет диктатура одного конкретного лица или группы. Авторитаризм -своего рода ≪компромисс≫ между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Сущностной особенностью данного режима выступает характер отношений власти и общества, государства и личности, построенные в большей степени на принуждении, чем на убеждении.

· отчуждение народа от реальных рычагов власти;

· сосредоточение определенных властных полномочий в руках одного человека (монарха, политического лидера) либо группы (военной хунты, религиозного клана);

· сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов, усиление роли исполнительно-распорядительных органов;

· циркуляция элит происходит путем кооптации, т. е. волевым введением их в руководящие структуры на основе личных симпатий и преданности вождю;

· отказ от полного, тотального контроля за всеми сферами общественной жизни. Власть оставляет под полным контролем собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок и внешнюю политику. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне контроля. Действует принцип ≪разрешено все, кроме политики≫;

· основные методы государственного управления -командные, административные; практически не применяются массовые репрессии, отсутствует террор;

· монополизация политики, означающая запрет политической оппозиции, политических партий, общественных организаций и других субъектов политики. В отдельных случаях допускается ≪ограниченный плюрализм≫ в виде ограниченного числа профсоюзов, политических партий, действующих под строгим контролем власти;

· отсутствие единой ≪священной≫ идеологии, навязанной всему обществу, опора на размытую концепцию ≪национального интереса≫ и популизм;

· права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Основные гражданские права режим подавляет;

· силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются в сугубо политических целях.

≪Демократия≫ (demos -народ, tcratos -власть) в переводе означает народовластие, власть народа.

Однако нигде в мире не реализована ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении демократического политического режима.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима, который обладает следующими признаками:

· источником власти является народ;

· решения принимаются большинством с учетом мнения меньшинства: народ имеет право влиять на выработку политических решений;

· политическая власть носит легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами;

· действует принцип ≪разрешено все, что не запрещено законом≫;

· признание и реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· доминируют методы убеждения, согласования, компромисса; силовые методы используются в исключительных случаях;

· силовые структуры находятся поддемократическим контролем общества;

· высокая степень реализации и гарантированности прав человека;

· институциональный и политический плюрализм, предполагающий деятельность разнообразных правовых институтов, соревновательность политических партий, движений, массовых объединений, ассоциаций, групп по интересам.

Современные демократии существуют примерно в 35 странах и выступают как достаточно эффективная форма взаимоотношений власти и граждан (Швейцария, Швеция, Нидерланды, Дания, Германия и др.).

Политический режим - термин, который впервые появляется в работах Сократа, Платона и других древнегреческих ученых-философов. Аристотель выделял правильные и неправильные режимы. К первому типу он относил монархию, аристократию, политию. Ко второму - тиранию, олигархию, демократию.

Что такое политический режим?

Это способ организации политической системы. Он отражает отношение к власти и обществу, уровень свободы, характер преобладающей политической направленности. Эти характеристики зависят от разных факторов: традиций, культуры, условий, исторической составляющей. Поэтому двух абсолютно похожих режимов у разных государств не может быть.

Происходит формирование политического режима благодаря взаимодействию огромного количества институтов и процессов:

  • степенью интенсивности протекания различных общественных процессов;
  • формой административно-территориального устройства;
  • типом властно-управленческого поведения;
  • системностью и организованностью правящей элиты;
  • наличием правильного взаимодействия аппарата чиновников с обществом.

Институциональный и социологический подходы к определению

Институциональный подход сближает, сливает политический режим с понятием формы правления, государственного строя. Из-за этого он становится частью конституционного права. Он больше характерен для французского государства. Раньше в рамках этого подхода выделяли три основные группы режимов:

  • слияния - абсолютная монархия;
  • разделения - президентская республика;
  • сотрудничества - парламентская республика.

Со временем эта классификация стала дополнительной, поскольку в большей мере определяла только правительственные структуры.

Социологический подход отличается тем, что делает акцент на социальных основаниях. При нем понятие режима рассматривается более объемно, предполагая баланс во взаимоотношениях государства и общества. Режим имеет в основании систему социальный связей. По этой причине режимы изменяются и измеряются не только на бумаге. Для процесса нужно взаимодействие и движение социальных оснований.

Структура и основные характеристики политического режима

Структуру составляют властно-политическая организация и ее структурные элементы, политические партии, общественные организации. Формируется она под воздействием политических норм, культурных особенностей в их функциональном аспекте. По отношению к государству нельзя говорить об обычной структуре. Первостепенное значение отводится отношениям между ее элементами, способам формирования власти, отношением правящей элиты с обычными людьми, создание предпосылок для реализации прав и свобод каждого человека.

На основе структурных элементов можно выделить основные признаки правового режима:

  • соотношение разных видов власти, центрального правительства и местного самоуправления;
  • положение и роль различных общественных организаций;
  • политическая стабильность общества;
  • порядок работы правоохранительных и карательных органов.

Одной из важных характеристик режима является его легитимность. Под ней понимается, что в качестве основы для принятия любых решений находятся законы, Конституция, правовые акты. На этой характеристике могут основываться любые режимы, в том числе и тиранические. Поэтому сегодня легитимность - признание режима массами, опирающееся на их убеждениях о том, какая политическая система общества отвечает их убеждениям и интересам в большей степени.

Виды политических режимов

Разновидностей политических режимов огромное количество. Но в современных исследованиях акцент делается на трех основных типах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Тоталитарный

При нем формируется такая политика, чтобы можно было осуществлять абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества и человека в целом. Он, как и авторитарный тип, относится к недемократической группе. Главная задача власти - подчинить уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее, организовать власть так, чтобы в государстве создавались все условия для этого.

  • Отличием тоталитарного режима является идеология. В нем всегда существует своя «Библия». К основным признакам относится:
  • Официальная идеология. Она полностью отрицает другой порядок в стране. Она нужна для объединения граждан, построения нового общества.
  • Монополия на власть единой массовой партии. Последняя практически поглощает любые другие структуры, начиная выполнять их функции.
  • Контроль над СМИ. Это один из главных минусов, поскольку происходит цензура подаваемой информации. Тотальный контроль наблюдается по отношению ко всем средствам коммуникации.
  • Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления.

Тоталитарные режимы могут меняться, эволюционировать. Если появляется последнее, то речь идет о пост тоталитарном режиме, когда ранее существующая структура теряет часть своих элементов, становится более размытой и слабой. Примером тоталитаризма является итальянский фашизм, китайский маоизм, немецкий национал-социализм.

Авторитарный

Этот тип характеризуется монополией на власть одной партии, лица, института. В отличие от предыдущего вида, авторитаризм не имеет единой для всех идеологии. Граждане не подвергаются репрессиям только из-за того, что являются противниками режима. Можно не поддерживать существующую систему власти, ее достаточно просто терпеть.

При этом виде отмечается разная регламентация разных аспектов жизни. Характерна намеренная деполитизация масс. Это значит, что они мало знают о политической обстановке в стране, практически не принимают в решении вопросов участия.

Если при тоталитаризме центр власти - одна партия, при авторитаризме самой высшей ценностью признается государство. Среди людей сохраняются и поддерживаются классовые, сословные и другие различия.

К главным признакам относится:

  • запрет на работу оппозиции;
  • централизованная монистическая структура власти;
  • сохранение ограниченного плюрализма;
  • отсутствие возможности ненасильственной смены правящих структур;
  • использование структур для удержания власти.

В обществе считается, что авторитарный режим всегда подразумевает использование жестких систем политического правления, который применяет принудительные и силовые методы регулирования любых процессов. Поэтому важными политическими институтами являются силовые органы и любые средства обеспечения политической стабильности.

Демократический политический режим

Он ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью. При демократическом режиме соблюдаются все права человека. Это главный его плюс. Демократия - народовластие. Ею можно назвать политический режим только в том случае, если законодательная власть была выбрана народом.

Государство предоставляет своим гражданам широкие права и свободы. Оно не ограничивается только их провозглашением, но и обеспечивает основу для них, устанавливает конституционные гарантии. Благодаря этому свободы становятся не только формальными, но и реальными.

Главные признаки демократического политического режима:

  1. Наличие Конституции, которая бы отвечала требования народа.
  2. Суверенитет: народ выбирает своих представителей, может их менять, осуществлять контроль над деятельностью гос. структур.
  3. Происходит защита прав отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства - необходимое, но не достаточное условие.

В демократическом строе есть равенство прав граждан в управлении гос. системами. Могут создаваться любые политические партии и объединения, позволяющие выразить свою волю. В при таком режиме правовое государство понимается в качестве высшей власти закона. При демократии политические решения всегда альтернативны, а законодательная процедура является четкой и сбалансированной.

Иные виды политических режимов

Рассмотренные три типа являются самыми популярными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые политологи, характеризуя современные недемократичные режимы, делают акцент на гибридных видах. Особенно на тех, которые сочетают демократию и авторитаризм. При этом направлении происходит узаконивание отдельных положений с использованием различных демократических процедур. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократуре происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

  • роль народа в механизмах формирования политической власти и методы такого формирования;
  • корреляция прав и свобод человека и гражданина с правами государства, обеспеченность прав и свобод личности;
  • баланс законодательной и исполнительной ветвей власти;
  • политическое и правовое положение «силовых» государственных структур;
  • степень централизации власти;
  • положение и значимость негосударственных структур в общественно-политической системе;
  • место СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности правительственного аппарата;
  • преобладание определенных способов при реализации государственной власти.

Виды политических режимов

В литературе встречается множество градаций политических режимов, однако акцент делается на трех основных видах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Каждый из видов в свою очередь можно условно разделить на подвиды.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.

Как правило, власть реализуется в закрытом режиме одним человеком либо узкой группой лиц, посредством распространения единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.

Ключевым инструментом осуществления власти является террор, который может перерастать в геноцид.

Признаки тоталитарного политического режима:

  • тотальный контроль государства над обществом;
  • всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства;
  • концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация общественной жизни;
  • однопартийность, отсутствие оппозиции;
  • единая идеология общественно-социальной сферы общества;
  • стандартизация политической, общественной и духовной жизни;
  • идеологизация;

Подвидами тоталитаризма являются коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Авторитарный режим

Данный политический режим является своего рода промежуточным звеном между тоталитаризмом и демократией. Для него по-прежнему характерна неограниченная власть государственного аппарата, основанная на жестких, принудительных и часто силовых методах влияния на социальные процессы в обществе. В тоже время имеют место быть частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

  • централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;
  • значительное ограничение политических прав и свобод граждан;
  • отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • имитация многопартийности;
  • формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера;
  • «силовые» структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т.е. используются исключительно в политических целях;
  • командные и административные методы государственного управления, одновременно отсутствуют насильственные рычаги давления.

Авторитарный политический режим имеет как свои плюсы, так и минусы. К первым можно отнести общественный порядок, политическую стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач, что, безусловно, важно в условиях экстремальных ситуаций. К недостаткам относится жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

Демократический режим

Демократия – (др.-греч. δημοκρατία «народовластие» от δῆμος «народ» + κράτος «власть»). политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Иными словами, под демократией понимают метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.

Демократия подразделяется на три основных вида:

  1. Прямая демократия – система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Данная система имеет место быть в небольших поселениях.
  2. Представительная демократия – система, при которой в решение значимых политических, социальных и других вопросах принимают участие выбранные представители, наделенными определенными полномочиями. Данный вид демократии наиболее распространен в современном мире.
  3. Плебисцитарная демократия – система, готовый проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. В современном мире данный вид демократии реализуется посредством референдумов.

Все три вида демократии могут одновременно существовать в рамках одного государства.

Таким образом, главная особенность демократического политического режима состоит в том, что граждане принимают непосредственное участие политической жизни государства.

Признаки демократического политического режима:

  • народовластие;
  • четкое разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • выборность органов государственной власти;
  • децентрализация государственной власти;
  • политический плюрализм или многопартийность;
  • гласность;
  • свобода рыночной экономики;
  • наличие большого пласта социальных гарантий, реализация прав и свобод человека и гражданина.

Иные виды политических режимов

Рассмотренные типы политических режимов являются самыми распространенными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые ученые отмечают также гибридные формы политических режимов. Их особенностью является сращивание элементов демократического и авторитарного режимов. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура . Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократии происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

Вывод

Таким образом, политический режим - способ организации политической системы, отражающий взаимодействие власти и общества, а также уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Наиболее распространены три основных вида политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Политические режимы обновлено: 14 февраля, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Государство - это особая организация общества, оно имеет неразрывную связь с населением страны. Для осуществления своей власти оно может использовать различные методы и средства, которые в совокупности составляют политический режим. Узнаем, какое значение имеет данный термин.

Понятие

Политический режим - это система способов и средств воздействия на общество, которые определяют объем прав и свобод граждан, методы регулирования, варианты организации политической власти, степень участия людей в принятии законов.

Виды политических режимов

За всю историю человечества появилось несколько политических режимов. Некоторые их них исчезли, на смену им пришли иные формы организации власти, а некоторые, зародившись много веков назад, продолжают существовать сейчас.

Представим в виде таблицы политические режимы, их разновидности и особенности.

Демократический режим

Антидемократические режимы

Тоталитарный

Власть находится под контролем общества (Средства массовой информации, общественные организации)

Сильный государственный контроль всех сфер жизни общества

Государственный контроль, но сохраняется свобода экономической деятельности, частной жизни

Принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная

Главная роль правящей партии и вождя

Власть - в руках одной партии и вождя, но есть, хотя и незначительная, роль парламента и других представительных органов. Большая роль церкви

Наличие политической оппозиции, многопартийность

Отсутствие оппозиции

Политическая оппозиция разрешена, но находится под контролем государства

Права и свободы человека провозглашены и гарантированы, право на участие в политической жизни (выборы, референдумы), свобода слова, равенство всех перед законом и др.

Отсутствие политических прав - общество не участвует в управлении

Права и свободы провозглашаются, хотя могут часто нарушаться

Строгое подчинение закону всех граждан, недопущение террора

Наличие карательной системы, массовый террор (казни, аресты, ссылки)

Широко используются вооруженные силы для удержания власти

Современные государства: США, Франция, Испания, Россия и др.

Современные государства: Северная Корея (некоторые черты тоталитаризма)

Современные развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки

История политических режимов

Самым ярким примером стран, в которых утвердился тоталитарный режим, являются Германия, Италия, где в 20-30-е годы ХХ века к власти пришли фашистские партии, и СССР, где на долгие годы утвердилась власть партии большевиков.

Утверждение фашизма в Италии и Германии, было во многом связано с экономическими трудностями после Первой мировой войны и потребностью в сильной власти, Социалистические идеи в Советской России утвердились в результате свержения монархии в 1917 году и победы большевиков в Гражданской войне.

Для данных режимов была характерна большая роль лидера, сосредоточение власти в руках одной партии, утверждение единой идеологии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 9 класса, мы выяснили, что политический режим - это набор способов и средств по утверждению и удержанию власти в государстве. Существует де разновидности политических режимов - демократические и антидемократические. Ко вторым относятся тоталитарный и авторитарный режимы. Представляется, что наилучшим способом организации власти является демократический режим, так как он не позволяет одной партии или человеку сосредоточить в своих руках всю власть. Общество может влиять на принятие политических решений, продвигать свои идеи, реализуя тем самым свои потребности.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 962.

Статьи по теме: