План самообразования "развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации фгос до". Перспективный план по самообразованию в старшей группе на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Актуальность темы:

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Р азвитие навыков свободного общения детей с общим недоразвитием речи со взрослыми и детьми;

Задачи:

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Период Содержание работы

Применение

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи детей с ОНР: «Развитие речи дошкольников дома».

Подбор игр и упражнений для детей 4-6 лет с ОНР.

Составление игротеки по развитию связной речи для детей с ОНР.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Приобрести сюжетные картины по лексическим темам.

Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук.

Консультация для родителей: «Средства развития моторики рук»
Влияние фольклора на развитие речи детей с ОНР. Изготовление папки-передвижки: «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей с ОНР».
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Посещение родителями деятельности воспитателей.
Составление загадок. Развитие монологической речи детей. Вечер отдыха: «В мире загадок».

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с

Ольга Хованская
План самообразования по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка.

Методическая тема (тема над которой работает ДОУ

«Инновационные формы и методы работы с детьми как фактор повышения качества образовательных услуг».

Индивидуальная тема :«.»

Актуальность.

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи : - развитие свободного общения со взрослыми;

Совершенствовать диалогическую форму речи .

-развивать монологическую форму речи ;

Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с

последовательно развивающими событиями ;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Научить чему-то новому,

полезному и интересному

может только тот педагог,

который сам всю жизнь учится.

Раздел плана . Сроки Форма работы. Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и. т. д.)

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме .

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .

2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа . Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М. ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. 1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников . Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.

На протяжении учебного года. Конспектирование. Круглый стол по итогам самообразования .

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

1. Подбор игр, с помощью которых развивается связная речь детей

2. Работа над пересказами с использованием опорных схем

3. Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии .

4. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .

5. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам

6. Работа с загадками. Составление загадок.

7. Работа над развитием речи через театральную деятельность.

8. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Картотека игр по развитию речи

Пересказ рассказов : «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка» , «Непослушный Ваня» .

Пополнение картотеки игр по развитию речи

Создание картотеки сюжетных картинок по развитию речи

Создание картотеки загадок

Инсценировка сказок : «Репка» , «Колобок»

Подготовка картотеки стихотворений для заучивания

Консультация для родителей на тему : «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».

Консультация для родителей «Сказкотерапия на НОД по развитию речи » .

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста »

Размещение консультаций в уголке для родителей.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность детей , как средство развития связной речи »

Конкурс чтецов

3. Обобщение собственного опыта.

Презентация проекта : «Итоги моей работы по самообразованию »

4. Участие в РМО, мастер-классах.

Посещение и участие в районных семинарах и семинарах в интернете. Посещение в течение года. Выступление (апрель) . Конспект НОД. Выступление на семинаре.

5. Обучение на курсах, семинарах.

Посещение и участие в районных семинарах и семинарах в интернете.

Прохождение курсов повышения квалификации

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Моя тема по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», над этой темой я работаю четвертый год. Под связной.

1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

План работы по самообразованию по теме:

« Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста ».

Актуальность проблемы развития речи

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаем актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цели и задачи

Целью работы над данной темой является:

    повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;

    систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

    изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

    разработать перспективный план реализации проблемной темы;

    выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;

    определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

    проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

    картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;

    памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

    итоговое занятие по развитию речи;

Срок: реализации

с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года

Участники:

    Воспитатели.

    Дети старшей группы

    Родители.

Прогнозируемые результаты

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

    совершенствование образовательного процесса;

    активизация речевой деятельности дошкольников;

    улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;

    достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

    повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

План реализации научно-методической темы по самообразованию

Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:

    Информационно-аналитический.

    Внедрение в практику.

    Итоговый.

Планирование работы по самообразованию.

Сентябрь

Изучение программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и научно -методической литературы по теме (1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2 . Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007).

Повышение уровня знаний педагога .

Разработка плана по самообразованию педагога

сентябрь

Проведение вводного диагностического исследования детей.

Выявить уровень сформированности речевых навыков и умений.

Заполнение протоколов по результатам вводной диагностики

Сентябрь

Пополнение речевого уголка: дидактическими играми, картотеками,сюжетными картинами; составление перспективного планирования.

Обогащение развивающей среды .

Перспективное планирование.

Октябрь

Консультация для родителей по теме: «Как развивать речь ребёнка 5-6 лет».

Повышение компетентности

родителей

Памятки для родителей по развитию речи детей.

Октябрь

Октябрь -май.

1.Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников.

2.Работа с детьми по перспективному плану.

Совершенствовать речевой

слух, закреплять навыки

четкой, правильной,

выразительной речи.

Дифференциация звуков,

слов, предложений.

Картотеки игр и упражнений.

Ноябрь

Консультация для родителей по теме «Речевые игры в кругу семьи» .

Повышение компетентности

родителей.

Папка передвижка

« Речевые игры ».

Декабрь-февраль

Изготовление и внедрение дидактических игр по развитию речи

Развитие речи, логического мышления и памяти.

Игра « Истории в картинках», « Короткие истории», « Глаголы в картинках».

Январь

Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Повышение компетентности

педагогов

Буклет

« Сказкотерапия».

Февраль

Родительское собрание

« Волшебный мир книги ».

Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Повышение компетентности

родителей?

Март

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений

Конкурс чтецов

План по самообразованию воспитателя

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Актуальность темы:

Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Р азвитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Месяц

Тема

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

    Работа над пересказами с использованием опорных схем.

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

    Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

    Активизация и обогащение словарного запаса детей.

    Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

    Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

    Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

    Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

    Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

    Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С. Ушакова).

    Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

    Дифференциация звуков, слов, предложений.

    Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико–грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

    Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

    Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

    Пополнять и активизировать словарный запас детей.

    Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

    Работа с загадками. Составление загадок.

    Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

    Учить детей отгадывать загадки по схемам.

    Развивать монологическую речь детей.

    Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

    Работа над развитием речи через театральную деятельность.

    Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

    Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности.

    Раскрытие творческих способностей детей.

    Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

    Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

    Вызвать интерес к поэзии.

    Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

    Конкурс чтецов.

    Обучение сочинению сказок.

    Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Список использованной литературы :

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Тема: Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГТ.

Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Проблемы:
1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ и ФГОС.

Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования;
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей;
3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности
Перспективный план

1 этап Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме

2 этап
Теоретический

1.Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.

2.Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание)

3.Самореализация -Работа с методической литературой.
-Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа» Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
-Изучение методики О.С.Ушаковой

3 этап
Практическое решение проблемы
1.Работа с детьми
- Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Разучивание стихотворений, песен.
- Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.

2.Работа с родителями -Анкетирование родителей.
-Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 4-5 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»
-Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
-Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Практикум «Речь и весёлый мяч»
-Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

3.Самореализация -Составление перспективного плана по развитию речи в средней группе в соответствии с ФГТ.
-Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.
-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГТ и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)

4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
3Самореализация -Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей

5 этап
Итогово – контрольный

1.Работа с детьми Мониторинг по развитию связной речи.
2.Работа с родителями Анкетирование родителей.
3.Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
-Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений,картотек и т.д
Литература:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
« Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.
Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
«Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.
«Учимся по сказке» Т. Большева.
Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

Статьи по теме: