Перечень основных инструкций по бюджетному учету. Резервы предстоящих расходов

Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями, текст последний раз был скорректирован 31.03.2018 отдельным Приказом № 64н.

Кто должен применять:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальный документ: инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями (скачать).

Памятка по инструкции 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает Приказ инструкция 174н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями. Полное наименование — Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Актуальный приказ — № 174н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)

Для автономных учреждений — Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н (ред. от 31.03.2018)

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — 162н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) (Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н)

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в Учетной политике организации.

Напомним, что госучреждения вправе применять дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это может быть установлено учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

52н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (ред. от 17.11.2017)).

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Однако такие решения лучше согласовать с вышестоящими РБС. Иными словами, инструкция 52н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями не обязательна к применению.

Отчетность бюджетной сферы

Полный перечень отчетных форм для бюджетников также регламентирован специальными инструкциями Минфина — в инструкции по бюджетному учету для бюджетных учреждений в 2019 году. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Однако чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, а также внебюджетные фонды) действует инструкция № 191н (Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 30.11.2018)).

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность с учетом 33н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) (Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н (ред. от 30.11.2018)).

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В инструкции 33н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями сроки не регламентированы. То есть конкретные сроки предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2019 году, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) регламентирует порядок формирования сведений, а также правила обмена данной информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями.

Не каждый бухгалтер, работающий в коммерческой организации, сможет мгновенно перестроиться на работу в системе бюджетного учета. Он ведется по правилам, отличным от предписанных предприятиям коммерческого сектора и некоммерческим организациям.

Связано это различие с особенностью правового статуса таких учреждений . Их учредителями являются или органы государственной власти любого уровня, или муниципальные органы, или же министерства и ведомства федерального уровня. Организации эти являются получателями государственных средств, распределяемых в виде субсидий или сметного финансирования, контроль за расходованием которых гораздо строже, чем в частном секторе экономики.

Поэтому и нормативные акты, регулирующие эту сферу, отличаются от аналогичных, разработанных для предпринимательства. На 2019 год особых изменений нет.

С точки зрения методологии основным отличием двух систем учета является План счетов . Вторым после наименований и нумерации счетов важным отличием бюджетного учета от бухгалтерского является порядок формирования и сдачи форм отчетности . Она предоставляется не только в налоговые органы, но и учредителю организации.

Основными документами, регулирующими бюджетный учет, являются инструкции, выпускаемые Минфином, который регламентирует и бухгалтерский учет. Они носят как общий, так и частный характер, относясь к деятельности только одного типа учреждений.

Бюджетные учреждения делятся на три основные группы – бюджетные, автономные и казенные.

Для каждой из групп разработан собственный план счетов, отражающий различия в специфике их деятельности и ее регулированию.

  1. Бюджетные учреждения создаются в сфере науки, образования, культуры. Их финансирование осуществляется из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно.
  2. Казенные учреждения работают в сфере производства и науки, выполняют отдельные государственные функции или госуслуги, финансируются из бюджета на основании утвержденной сметы, их деятельность связана с использованием , они имеют собственные доходы, что рождает потребность в специфическом регулировании их финансово-бюджетной дисциплины.
  3. Автономные организации создаются, в основном, в сфере социальной поддержки населения, науки, образования, спорта и других сферах, связанных с оказанием услуг гражданам. Их финансирование осуществляется также из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно. Их отличием является то, что расчетные счета они могут открывать в коммерческих банках, а не только в Федеральном казначействе.

Основной особенностью всех типов является то, что своим имуществом они пользуются на основе права оперативного управления, финансирование получают от учредителя или напрямую из бюджета, что порождает особые требования к отчетности.

Для понимания требований к составлению и сдаче отчетности, бухгалтер должен знать классификацию субъектов бюджетного учета. В этом механизме задействовано три группы субъектов :

  • получатели средств (учреждения);
  • распорядители средств (учредители или региональные органы власти, направляющие средства их получателям);
  • главный распорядитель средств (как правило, федеральное министерство при распределении средств между автономными организациями).

Получатель средств отчитывается перед распорядителями путем составления отчетности, практически аналогичной той, которая направляется в налоговые органы.

Единый, общий для всех групп этого типа юридических лиц, План счетов бюджетного учета можно найти в Инструкции №157н . На 2019 год она претерпела серьезные изменения.

Важным изменением стали корректировки в наименованиях многих счетов, например, счет 10407 «Амортизация библиотечного фонда» переименовали в «Амортизация биологических ресурсов», счет 10707 «Библиотечный фонд» — «Биологические ресурсы». На основании Единого плана счетов разрабатываются алогичные планы для каждого из типов бюджетных организаций.

Ввели новые счета, например, 10429 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», 10449 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами».

Утратили силу счета 10540 «Материальные запасы — предметы лизинга», 10240 «Нематериальные активы — предметы лизинга», 10740 «Предметы лизинга в пути», 10990 «Издержки обращения».

Номенклатуру счетов конкретно для бюджетных учреждений регулирует Инструкция №174н , ею вводится Единый план счетов и порядок его применения, она также как и 157н серьезно изменялась дважды, теми же приказами Минфина.

Инструкция №191н вводит требования по предоставлению отчетности об исполнении бюджетов. Это особая форма отчетности, только одних форм баланса предлагается 6 видов. Выбор формы зависит от того, получателем, распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств является организация.

И, наконец, Инструкция №148н регулирует общие вопросы ведения бюджетного учета. Она регулирует правила отражения каждой хозяйственной операции,

Виды расчетов

Для любого бухгалтера бюджетного учреждения одним из самых важных областей применений правил бюджетного учета будет отражение в нем расчетов с разными группами дебиторов и кредиторов.

С подотчетными лицами

Строгий контроль за всеми видами расходования средств распространяется и на . До сих пор действует требование об оформлении расходных кассовых ордеров при выдаче наличных денег. Отчитываются сотрудники по авансовому отчету с оправдательными документами (для коммерческих организаций эти особенности документооборота уже отменены). Учитываются расчеты на синтетическом счете 020800000, имеющем большое количество аналитических счетов.

Если в коммерческих организациях недосдача является частным делом, то в учреждении – это нарушение бюджетной дисциплины. Недосдачи в понимании законодателя при разработке формулировок этой статьи бывают разного характера в зависимости от актива и причин его утраты:

  • движимого имущества;
  • денежных средств;
  • в результате недобросовестных действий ;
  • в виде судебных издержек.

Расчеты по этим видам недосдач отражаются по счету 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» . Здесь, согласно нормам п. 220 Инструкции №157н, учитываются не только недосдачи, но и хищения, своевременно невозвращенные денежные средства, выданные по авансовому отчету, невозвращенные контрагентами авансовые платежи по расторгнутым государственным контрактам, по суммам судебных издержек.

С учредителем

Для всех видов учреждений их учредителем будет орган власти или определенное министерство. Оно наделяет учреждение имуществом. Расчеты с учредителем являются одним из основных видов расчетов и их неточное или несвоевременное проведение и отражение в учете может привести к применению в отношении уполномоченных лиц мер ответственности. Операции отражаются или ежегодно или перед преобразованием организации в другую форму.

Отражаются они на счете 021006000 . В обязательном порядке на этом счете отражается переданное организации учредителем имущество, которым она не может распоряжаться самостоятельно, но пользуется поступающими от него доходами. К такому имущество относится недвижимость и другие дорогостоящие основные средства. Также здесь отражается так называемое «особо ценное движимое имущество» (термин введен одной из инструкций), которое организация приобрела самостоятельно, за счет доходов от своей деятельности.

Вместе с самим имуществом должна отражаться сумма начисленной на него амортизации, которая так и остается здесь, в случае выбытия имущества из ведения до его полной амортизации. Здесь же отражаются целевые субсидии и возврат их неизрасходованной части.

С прочими дебиторами

Этот вид расчетов отражается на синтетическом счету 021005000 «Расчет с дебиторами по доходам» и сопутствующих ему аналитических счетах. На этом же счету учитываются переплаты по налогам. Следует учитывать, что большинство расходов должно быть санкционировано учредителем или в виде утверждения сметы, или в виде предоставления разрешения на совершение конкретной расходной операции.

На субсчете 020502000 отражаются доходы от собственности, на 020503000 – доходы от реализации. Все операции дополнительно отражаются в журналах, которые ведутся по установленным формам.

Таким образом, все правила, регулирующие учет в бюджетных организациях существенно отличаются от правил РСБУ, кроме того, они претерпели ряд структурных изменений, связанных с изменением бюджетной классификации и усилением роли электронного документооборота в отношениях между государственными органами.

Бухгалтеру для того, чтобы ориентироваться во всех этих изменениях, нужно посвятить время изучению инструкций. В этом случае учет будет вестись в соответствии с новыми правилами и не возникнет проблем, связанных со сдачей отчетности.

Приказ Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н “О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению”

Обзор документа

Скорректирован порядок ведения бухучета органами власти и организациями госсектора.

Во-первых, изменения коснулись единого плана счетов бухучета. Наименование балансового счета 201 0 6 "Аккредитивы" изменено на "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации". Введен забалансовый счет 31 "Акции по номинальной стоимости".

Единый план счетов бухучета распространен на госкорпорацию "Роскосмос", а также государственные и муниципальные унитарные предприятия (в части ведения бюджетного учета при осуществлении бюджетных инвестиций в рамках государственных (муниципальных) контрактов).

Во-вторых, скорректированы правила применения единого плана счетов. Так, установлены правила пересчета в рублевый эквивалент стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте. Органы, осуществляющие кассовое обслуживание, вместо плана счетов бюджетного учета применяют план счетов казначейского учета. Уточнена структура номера счета.

Установлены особенности принятия к учету внутренних коммуникаций зданий.

Уточнено назначение ряда счетов по санкционированию расходов. Скорректирован порядок ведения учета на отдельных забалансовых счетах.

Приказ применяется при формировании показателей объектов учета в 2015 г. При этом для ряда изменений в правилах применения единого плана счетов предусмотрены более поздние сроки начала применения.

Переход в 2015 г. на применение учетной политики с учетом новых положений в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета, но не позднее 1 октября 2015 г.

January 15, 2016

Как изменена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (Инструкция 157н), как меняется рабочий план счетов бюджетного учреждения, как будет формироваться учетная политика учреждения 2014 и 2015. . При этом планируется, что до декабря 2014 года учреждения будут плавно.

Редакция Единого плана счетов с учетом изменений. 3, 9 Инструкции №

157н, касающиеся принятия к учету и оформления. при изменении типа

бюджетного или автономного учреждения на казенное. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету от 1 декабря 2010 г. N 157н. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти.

Инструкция № 1. 57н и учетная политика© 2. ООО «Актион бухгалтерия»«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы. Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».

Инструкция 157н по бюджетному учету новые правила с 2015. В 2014 году, если учреждение, руководствуясь ст. Уточнено содержание характеристик, подлежащих отражению на счете 0 215 00 000 вложения в денежные активы. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для

N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету,

утвержденную. Лекции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. Вы желаете познакомиться с изданиями аюдар инфо поближе? аннотация по применению плана счетов бухгалтерского учета экономных учреждений, утв.аннотации 174н планируется внести положения отом.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС7.

Изменения в Инструкции 1. Изменения в Инструкции 1. Согласно приказу Минфина России № 8. Единый план счетов для органов государственной и местной власти, управления государственными внебюджетными фондами, академий наук, государственных и, в том числе, муниципальных учреждений вносятся существенные поправки.

В 2014 году Министерство финансов Российской Федерации проработало и утвердило существенное количество изменений, которые затронули Поправки и корректировки, внесённые в инструкцию 157н по бюджетному учёту, повлияют на способы регистрации. Министерство финансов российской федерации. Приказ. от 29 августа 2014 г. N 89н. О внесении изменений. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного).

Предполагается привести положения Инструкции № 157н в соответствие с нормами Бюджетного и Гражданского кодексов РФ. При этом будут учтены изменения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающие в силу с 1 сентября 2014. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету (с изменениями на 30

декабря 2009 года) (утратил силу с 01.01.2011 на основании. приказа

синтетического счета Плана счетов бюджетного учета.. ЗАО «Кодекс»,

Изменениям подверглась Инструкция 1. Второй пункт данного приказа устанавливает, что обновленные нормы, если иное не предусмотрено политикой организации, применяются при формировании показателей на последний день 2. Переход на нормы учетной политики, учитывающей положения данного документа проводится в соответствии с организационной и технической готовностью самого субъекта. Исходя из этих выкладок ясно, что новшества должны учитываться при формировании политики по учету на 2. Пункты, где бюджетная Инструкция 1.

Новые принципы организации учета в Инструкции № 1. Вносимые изменения имеют технический и организационный характер и связаны с необходимостью уточнения отдельных определений, терминов и изменениями законов и других актов законодательной базы. Инновации ждут и систему организации финансового учета. Нормы Инструкции № 1.

Росатом». Ответственность за первичные документы. В пункт 3 рассматриваемой инструкции внесен новый абзац, где говорится, что оформляющие первичные документы лица должны обеспечивать им соответствие свершившимся фактам. Это означает, что бухгалтеры отныне не обязаны проверять первичные документы учета при условии, что они оформлялись другими службами и структурными подразделениями.

Это же подтверждается в пунктах 8 и 9 обновленной редакции. Инструкция 1. 57н с изменениями 2. Однако, по мнению специалистов на практике не стоит полностью отказываться от проверки финансовых документов. В любом случае следует контролировать как правильность реквизитов, так и соответствие получаемых от структурных подразделений или контрагентов документов, имевшим место фактам в жизни предприятия. Существенность фактов.

Пункт 3 в рассматриваемой редакции определяет, что вся система бухгалтерской отчетности предприятия должна формироваться на основе значимости имевших место фактов, уже оказавших или могущих влиять на финансовое положение, движение материальных средств или итоги всей деятельности организации. Такое дополнение может решительно упростить отдельные процедуры учета. Но для полного воплощения принципа существенности, важно развить и уточнить его в других инструкциях, касающихся системы нормативного регулирования учета, например, в инструкциях № 3. Если будут приняты положения, аналогичные тем, что работают в финансовом учете коммерческих организаций, то мерилом существенности может стать показатель в размере 5% к итогу по группе однородных обязательств или активов. Чтобы не возникло разногласий с контролирующими учреждения органами, необходимо нормативно закрепить порядок применения данного принципа на практике.

Важно, в частности, внести уточнения, какая информация об обязательствах и активах может быть объединена, и при каких условиях это возможно. Инновации пунктов 3 и 6, которые несет Инструкция для бюджетных учреждений 1.

Порядок отражения подобных фактов закрепляется в учетной политике, но детально он пока не описан. Пока соответствующие разъяснения не будут опубликованы, вероятнее всего придется действовать на основании требований ПБУ 7/9. Электронные документы и регистры финансового учета. На основании вводимых новшеств гос.

Это определяет пункт 1. Положение, касающееся использования неунифицированных форм первичных документов закрепляется в пункте 7 этой же инструкции. Кроме сказанного, вносимые в 1. Инструкции № 1. 57н изменения уточняют порядок, в соответствии с которым на забалансовые счета вносятся записи, а также информацию, указываемую на обложках ведущихся бухгалтерской службой дел. В дополненном пункте 1. Инструкция 1. 57н описывает правила, по которым проходит изъятие регистров бухгалтерского учета. Это касается и случая, когда документы представлены в электронном виде.

Отныне к документам бухгалтерского учета относят и копии изъятых регистров, если они надлежащим образом заверены. Пункт 1. 8 описывает нормы, регулирующие порядок, сообразно которому вносятся исправления в хранящиеся в электронном виде документы. Учет активов не относящихся к финансам в Инструкции № 1. Инструкция для бюджетных учреждений 1. Правила раздела распространяются на указанные организационно- правовые формы, уточнения связаны с приведением текста в соответствие с Гражданским кодексом. Оценка активов в свете изменений 2. Пункт 2. 3 обновленной Инструкции № 1.

Такие активы отныне должны отражаться по определяемой Гохраном оценочной стоимости. Порядок оценки устанавливается Минфином России. Так как обособленный учет драгоценных металлов и камней в бюджетных и автономных учреждениях не ведется, то поправка касается лишь публично- правовых образований и учреждений, отнесенных к казенным. Такая переоценка отныне предпринимается на дату составления бухгалтерского отчета. Согласно пункту 2. Эти площади будут подлежать учету по их рыночной, согласно кадастру, стоимости.

Инновациями в пункте 1. Инструкция 1. 57н с изменениями 2. Процедура проводится и на дату, когда сделка совершается, и когда составляется соответствующая бухгалтерская отчетность.

Стоимость основных средств. Новая версия пункта 2. Кроме уже описанных случаев восстановления объектов, относимых к основным средствам, изменение стоимости выявляется после реставрации нефинансовых активов, а также после их технического переоснащения. Инструкция 1. 57н с изменениями 2. Уточнения касаются работ, не влияющих на изначальную стоимость ОС, и не затрагивают вопросы бухгалтерского учета таких преобразований. По инновационной редакции пункта 4.

Порядок принятия на учет приобретаемых на условиях лизинга объектов на сегодняшний день детализован не на должном уровне. В пункте 3. 7 установлены правила, согласно которым проходит документальное оформление вывода на консервацию основных средств. Данные объекты, как гласит 1. Капитальные вложения и земельные участки. Новая норма, описанная в пункте 4. ОС теперь принимаются исключительно завершенные капитальные вложения в улучшения объектов, производимые не только согласно договору лизинга или аренды, но и в соответствии с договором безвозмездного пользования.

Находящиеся в пользовании земельные участки отныне учитываются на балансе учреждений. Ранее ситуация была иной. На балансе участки числились только у их собственника, а пользователи учитывали их за балансом. После введения указанных новшеств учреждениям важно уточнить стоимость используемых участков и включить ее в непроизводственные активы, списав с забалансового учета. Зачастую учет участков ведется по кадастровой стоимости. Невыясненные поступления. Чтобы учесть расходы по невыясненным поступлениям появляется возможность открыть дополнительный аналитический счет 0.

Особенности применения пока достаточно не раскрыты, вероятно, описывать порядок учета подобных сумм будут другие инструкции, например, уже упоминаемые № 1. По мнению финансовых консультантов, эти поступления могут быть учтены в составе находящихся во временном распоряжении организации или учреждения средств. Если основания для их возврата не выявлено, то суммы переводятся на прочие коды бухгалтерского обеспечения. Порядок их учета описывает инструкция для бюджетных учреждений 1.

Нельзя забывать и о поступлениях, имеющих место в случае выполнения субъектом, возложенных на него обязательств или функций. Очевидно, что список отражаемых на счете 0. Расчет ущерба и иных доходов.

Сейчас обеспечить достаточную детализацию счета 0. Нельзя провести в различных ситуациях и группировку данных учета. Поэтому предполагается открытие дополнительных к этому счетов, предназначенных для расчетов компенсаций затрат, сумм принудительного изъятия и иных доходов. Это позволит разрешить множество проблем при внесении в учет подлежащих по тем или иным причинам взысканию сумм. Концепция использования счета вероятно не изменится.

Но некоторые из относимых к этому счету сумм могут, согласно Трудовому кодексу удерживаться из начисленной оплаты труда или относиться на счет 0. Однако не все разногласия и спорные вопросы урегулированы, поэтому инструкции еще могут претерпеть изменения. Учет НДС в измененной Инструкции № 1.

Порядок нынешнего учета НДС (новая декларация НДС, скачать) по вычету уточнен и, по мнению консультантов, упрощен. Предлагается, что будет введено два аналитических счета. На одном обособленно будет отображаться НДС по приобретенным услугам, активам или же работам, а второй будет содержать данные о полученных авансах. Введение последнего счета предполагает уточнить схему бухгалтерских проводок. Внутренняя проводка отныне будет осуществляться между аналитическими счетами, но уже не в регистрах существующего аналитического учета.

Налоговый вычет. При авансовой оплате услуг налоговый вычет влияет на объем налоговых обязательств, на момент отгрузки готовых товаров, начисления задолженности по полученным услугам или выполненным работам. При приобретении нефинансовых активов, услуг и работ право на налоговый вычет уже не находится в зависимости от конкретной операции. За его счет уменьшаются ранее начисленные налоговые обязательства, такой вычет может быть предъявлен и позже, когда обязательства возникнут. Расчеты с контрагентами и физическими лицами.

ФЗ № 4. 4- ФЗ от 0. Согласно обновленной редакции 2. Инструкция 1. 57н гласит, что такие расчеты отныне должны быть отражены на счете 0. В 2. 70- й пункт рассматриваемой Инструкции № 1.

Хотя поправки к тексту пункта 2. Здесь подтверждена возможность проведения удержаний не только из заработной платы, стипендий или денежного довольствия, но и из других регулярных платежей в адрес физических лиц. Пункт 2. 81 в новой редакции по факту расширяет сферу, где разрешено использовать счета, предназначенные для расчетов с иными кредиторами.

Сейчас здесь будут учтены операции принятия на учет активов и расчеты, связанные с реорганизацией. Расходы будущих периодов. Рассматриваемая в статье 1.

Приказ Минфина РФ от 0. N 1. 57н. Зарегистрировано в Минюсте России 3. N 1. 94. 52. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 1 декабря 2. N 1. 57н. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ,ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮСписок изменяющих документов(в ред. Приказов Минфина России от 1. N 1. 34н,от 2. 9. N 8. 9н)На основании статьи 1.

Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1. N 3. 1, ст. 3. 82. N 1, ст. 8; 2. 00. N 1, ст. 8; 2. 00. N 1. 8, ст. 2. 11. N 4. 5, ст. 5. 42. Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2.

N 1. 85 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2. N 1. 5, ст. 1. 47.

N 4. 9, ст. 4. 90. N 4. 5, ст. 5. 49. N 5, ст. 4. 11) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю: 1.

Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2. Настоящий приказ распространяется на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" в части ведения бухгалтерского (бюджетного) учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанной корпорации при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации.(п. Приказом Минфина России от 2. N 8. 9н)4. Признать утратившими силу: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3.

N 1. 48н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1. Российская газета, 2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2.

N 6. 9н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3. N 1. 48н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1. Российская газета, 2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3. N 1. 52н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3. N 1. 48н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2. Российская газета, 2.

Заместитель. Председателя Правительства. Российской Федерации - Министр финансов. Российской Федерации. А. Л. КУДРИНПриложение N 1к Приказу Министерства финансов. Российской Федерации"Об утверждении Единого планасчетов бухгалтерского учетадля органов государственнойвласти (государственных органов),органов местного самоуправления,органов управления государственнымивнебюджетными фондами, государственныхакадемий наук, государственных(муниципальных) учрежденийи Инструкции по его применению"от 1 декабря 2. N 1. 57н. ЕДИНЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ,ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙСписок изменяющих документов(в ред. Приказов Минфина России от 1.

N 1. 34н,от 2. 9. N 8. 9н)- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -¬. Наименование ¦Синтетический счет ¦ Наименование ¦ Наименование вида ¦.

БАЛАНСОВОГО СЧЕТА ¦ объекта учета ¦ группы ¦ ¦. T- -- -- -- -- -+ ¦ ¦. T- -- -+ ¦ ¦. Раздел 1. Нефинансовые активы ¦. T- -- -- -- -T- -- -- T- -- -T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -+. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ ¦1 0 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Основные средства ¦1 0 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Основные средства - ¦ ¦.

Основные средства - ¦ ¦. Основные средства - ¦ ¦. Основные средства - ¦ ¦. Жилые помещения ¦.

Нежилые помещения ¦. Сооружения ¦. Машины и оборудование ¦.

Транспортные средства ¦. Производственный и ¦. Библиотечный фонд ¦.

Прочие основные средства¦. Нематериальные активы ¦1 0 2 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Нематериальные ¦по видам нематериальных ¦. Нематериальные ¦по видам нематериальных ¦. Нематериальные ¦по видам нематериальных ¦. Непроизведенные активы¦1 0 3 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Непроизведенные ¦ ¦. Земля ¦. Ресурсы недр ¦.

Прочие непроизведенные ¦. Амортизация ¦1 0 4 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Амортизация ¦ ¦. Амортизация особо ¦ ¦. Амортизация иного ¦ ¦. Амортизация ¦ ¦. Амортизация ¦ ¦. Амортизация жилых ¦. Амортизация нежилых ¦.

Амортизация сооружений ¦. Амортизация машин и ¦. Амортизация транспортных¦. Амортизация ¦.

Амортизация ¦. Амортизация прочих ¦. Амортизация ¦. Амортизация недвижимого ¦.

Амортизация движимого ¦. Амортизация ¦. Материальные запасы ¦1 0 5 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Материальные запасы¦ ¦. Материальные запасы¦ ¦.

Материальные запасы¦ ¦. Медикаменты и ¦. Продукты питания ¦. Горюче- смазочные ¦.

Строительные материалы ¦. Мягкий инвентарь ¦.

Прочие материальные ¦. Готовая продукция ¦. Товары ¦. Наценка на товары ¦. Вложения в ¦1 0 6 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Вложения в ¦ ¦. Вложения в особо ¦ ¦.

Вложения в иное ¦ ¦. Вложения в предметы¦ ¦. Вложения в основные ¦. Вложения в ¦. Вложения в ¦. Вложения в материальные ¦. Нефинансовые активы ¦1 0 7 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Недвижимое ¦ ¦. Особо ценное ¦ ¦.

Иное движимое ¦ ¦. Предметы лизинга в ¦ ¦. Основные средства в пути¦.

Материальные запасы в ¦. Нефинансовые активы ¦1 0 8 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Нефинансовые ¦ ¦. Недвижимое имущество, ¦. Движимое имущество, ¦. Драгоценные металлы и ¦. Приказа Минфина России от 1. N 1. 34н) ¦.

Нематериальные активы, ¦. Непроизведенные активы, ¦. Материальные запасы, ¦.

Затраты на ¦1 0 9 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Себестоимость ¦по видам расходов ¦.

Накладные расходы ¦по видам расходов ¦. Общехозяйственные ¦по видам расходов ¦. Издержки обращения ¦по видам расходов ¦. Раздел 2. Финансовые активы ¦. T- -- -- -- -T- -- -- T- -- -T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -+.

ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ ¦2 0 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Денежные средства ¦2 0 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Денежные средства ¦ ¦. Денежные средства ¦ ¦. Приказа Минфина России от 2. N 8. 9н) ¦. Денежные средства ¦ ¦. Денежные средства ¦.

Денежные средства ¦. Денежные средства ¦. Касса ¦. Денежные документы ¦. Аккредитивы ¦.

Денежные средства ¦. Средства на счетах ¦2 0 2 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Средства на счетах ¦ ¦. Федерального ¦ ¦.

Средства на счетах ¦ ¦. Средства бюджета на¦ ¦. Средства на счетах ¦. Средства на счетах ¦. Средства на счетах ¦. Средства на счетах ¦2 0 3 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Средства поступлений, ¦. Российской ¦. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦. Средства на счетах ¦ ¦. Средства на счетах ¦ ¦. Средства на счетах ¦ ¦. Средства бюджета ¦.

Средства бюджетных ¦. Средства автономных ¦. Средства иных ¦.

Финансовые вложения ¦2 0 4 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Ценные бумаги, ¦ ¦. Акции и иные формы ¦ ¦.

Иные финансовые ¦ ¦. Облигации ¦. Векселя ¦. Иные ценные бумаги, ¦. Акции ¦.

Участие в уставном фонде¦. Приказа Минфина России от 2. N 8. 9н) ¦. Участие в ¦. Иные формы участия в ¦. Активы в управляющих ¦.

Доли в международных ¦. Прочие финансовые активы¦. Расчеты по доходам ¦2 0 5 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Расчеты по ¦ ¦. Расчеты по доходам ¦ ¦.

О. Гришакова
эксперт журнала «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

8 мая вступил в силу Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, которым внесены изменения в Инструкцию № 157н . Применять эти поправки нужно при формировании учетной политики на 2018 год. В данной статье приведем обзор основных новшеств в самой инструкции.

Необходимость корректировки Инструкции № 157н обусловлена вступившими в силу в 2018 году отдельными федеральными стандартами для организаций государственного сектора и новшествами в порядке применения КОСГУ, а именно:

– СГС «Концептуальные основы» ;

– СГС «Основные средства» ; – СГС «Обесценение активов» ;

– приказами Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н, от 29.11.2017 № 209н.

В Инструкции № 157н теперь прямо указано, что она применяется одновременно с СГС «Концептуальные основы», а текст Инструкции № 157н дополнен ссылками на вышеназванные федеральные стандарты.

Основные изменения затронули разделы «Общие положения» и «Нефинансовые активы», о них расскажем далее.

Раздел «Общие положения»

Из данного раздела исключены отдельные положения, дублирующие нормы СГС «Концептуальные основы», в том числе положения об оформлении и представлении первичных учетных документов и о порядке проведения инвентаризации активов и обязательств.

Некоторые положения изложены в новой редакции.

В пункте 3 Инструкции № 157н уточнено, что при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам – не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности). Этот принцип был преду­смотрен и ранее, но не было разъяснений, что под ним понимается.

В пункте 6 Инструкции № 157н скорректирован состав учетной политики. По сути, обновление данного пункта не внесло существенных изменений. Единственное, что можно выделить, – это правила документооборота, которые также должны входить в состав учетной политики. Ранее аналогичное положение содержалось в п. 9 (он был исключен).

В пункте 14 Инструкции № 157н теперь уточнено, что хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организуется руководителем субъекта учета и (или) руководителем централизованной бухгалтерии.

Кроме того, в этом же пункте теперь содержится положение о том, что при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета, обеспечивается передача документов бухгалтерского учета учреждения. Порядок передачи названных документов должен быть предусмотрен в учетной политике, а в случае передачи полномочий ведения бухгалтерского учета по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии – таким договором (соглашением).

Раздел «Нефинансовые активы»

Объекты аренды относятся к нефинансовым активам. В пункт 22 Инструкции № 157н внесено дополнение о том, что на счетах по учету нефинансовых активов также учитывается имущество, полученное по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, и объекты учета аренды, относящиеся для целей бухгалтерского учета к основным средствам.

Скорректированы правила определения первоначальной стоимости нефинансовых активов. Соответствующие поправки внесены в п. 23 – 26 Инструкции № 157н.

Первоначальной стоимостью нефинансовых активов признается сумма фактических затрат при приобретении в результате обменных операций, сооружении или изготовлении (создании) нефинансовых активов с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме приобретения, сооружения и изготовления нефинансовых активов в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС), если иное не предусмотрено Инструкцией № 157н.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, определяется по их справедливой стоимости исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных ценностей (по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы). При невозможности установить справедливую стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость нефинансовых активов, полученных учреждением по указанным договорам, определяется исходя из остаточной (балансовой) стоимости передаваемого взамен актива. В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким‑либо причинам недоступны либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, такой объект нефинансовых активов учреждением отражается в условной оценке: один объект – один рубль.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно, в том числе по договору дарения), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанных объектов, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и производится в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.

Текущая оценочная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

В случае, если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким‑либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке: один объект – один рубль.

После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива (материальной ценности), отраженных на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.

Первоначальная (балансовая) стоимость объектов учета аренды определяется в соответствии с СГС «Аренда».

Обесценение актива приводит к изменению его балансовой стоимости. В пункте 27 Инструкции № 157н поименованы случаи, когда изменяется балансовая стоимость объектов нефинансовых активов. К ним относятся:

– достройка;

– дооборудование;

– реконструкция;

– техническое перевооружение;

– модернизация;

– частичная ликвидация (разукомплектация);

– переоценка объектов нефинансовых активов;

– обесценение.

Согласно поправкам указанный пункт был дополнен последней позицией.

Отражение нефинансовых активов при их отчуждении. В силу дополнений, внесенных в п. 28 Инструкции № 157н, объекты нефинансовых активов, за исключением готовой продукции и товаров, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций государственного сектора, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.

Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.

Особенности учета нефинансовых активов, полученных по необменным операциям. Согласно обновленному п. 32 Инструкции № 157н материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением по необменным операциям, до признания их в составе балансовых объектов учета (активов) учитываются субъектом учета на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении, а в случаях отсутствия таковой – в условной оценке: один объект – один рубль.

Находящиеся в пользовании учреждения материальные объекты нефинансовых активов, предоставленные балансодержателем при выполнении возложенных на него функций по организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственником имущества, и осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества, учитываются субъектом учета на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении (передаче).

Учет объектов, не приносящих экономические выгоды. В соответствии с поправками, внесенными в п. 34, 35 Инструкции № 157н, объекты нефинансовых активов, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала, в отношении которых в дальнейшем также не предусматривается их получение, в том числе в связи с полной или частичной утратой потребительских свойств, технического потенциала (физического или морального износа), учитываются на забалансовых счетах. Прекращение признания объекта в качестве актива осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Информация о таких объектах подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для учета материальных ценностей учреждения, не соответствующих критериям активов, используется счет 02 «Материальные ценности на хранении».

Скорректирована группировка аналитических кодов синтетического счета. Согласно п. 37 Инструкции № 157н учет объектов нефинансовых активов осуществляется по следующим аналитическим группам синтетического счета Единого плана счетов:

1. По объектам имущества:

10 «Недвижимое имущество учреждения»;

20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;

30 «Иное движимое имущество учреждения»;

40 «Права пользования активами»;

50 «Нефинансовые активы, составляющие казну»;

90 «Имущество в концессии».

2. По затратам на производство готовой продукции, работ, услуг:

60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

80 «Общехозяйственные расходы».

Ранее по группе 40 отражались объекты лизинга, теперь – права пользования активами (в отношении арендованного учреждением имущества). Ранее группа 90 предназначалась для учета издержек обращения, теперь используется для учета имущества в концессии.

Изменения в учете основных средств

В Инструкции № 157н упразднены некоторые положения, дублирующие нормы СГС «Основные средства». Отдельные пункты дополнены новыми положениями.

Биологические ресурсы. В пункт 45 Инструкции № 157н введен новый абзац, разъясняющий, что в составе группы учета «Биологические ресурсы» отражаются служебные собаки, многолетние насаждения, лошади и иные объекты животного (живые животные) и растительного происхождения (деревья и другие многолетние сельскохозяйственные культуры, например, фруктовые сады, виноградники, другие плантации), неоднократно дающие продукцию, чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета.

Порядок присвоения инвентарного номера дополнен новыми положениями. Согласно поправкам, внесенным в п. 46 Инструкции № 157н, каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, за исключением объектов стоимостью до 10 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.

Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом, присваивается внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов, формируемый как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

Объектам основных средств, имеющим уникальный номер, однозначно их идентифицирующий в качестве индивидуально-определенной вещи (например, кадастровый номер, государственный (регистрационный) опознавательный знак (номер) транспортного средства, серийный номер единицы изготовленного оружия), присваивается инвентарный номер без нанесения его на объект.

При реклассификации объектов ОС инвентарный номер не изменяется (в том числе при условии изменения группы учета нефинансовых активов, при принятии на балансовый учет объектов, числящихся на забалансовых счетах). Соответствующие поправки внесены в п. 47 Инструкции № 157н.

Учет неотделимых улучшений в объекты имущества, являющиеся объектами учета операционной аренды (формирование их инвентарных номеров), осуществляется с обеспечением идентификации каждого инвентарного объекта с соответствующим правом пользования активом (п. 49 Инструкции № 157н).

Учет объектов ОС стоимостью до 10 000 руб. В соответствии с обновленным п. 50 Инструкции № 157н первоначальная стоимость введенных (переданных) в эксплуатацию объектов движимого имущества, являющихся основными средствами стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете.

В целях обеспечения надлежащего контроля за движением находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, предназначен забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации».

Выбытие объектов ОС с учета. В силу дополнений, внесенных в п. 52 Инструкции № 157н, для отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих аналитических счетов 101 00 000 «Основные средства» принимаются акты при наличии на них согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) и утверждающей надписи руководителя учреждения.

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) названного объекта и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются.

Группировка основных средств приведена в соответствие нормам СГС «Основные средства».

Изменения в учете непроизведенных активов

Согласно дополнениям, внесенным в п. 71 Инструкции № 157н, земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), а также земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 000 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории РФ), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, а при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке: один квадратный метр – один рубль.

Амортизация нефинансовых активов

В соответствии с поправками, внесенными в п. 92 Инструкции № 157н, по объектам основных средств амортизация начисляется в соответствии с СГС «Основные средства».

Амортизация права пользования активами начисляется согласно СГС «Аренда».

Также скорректирован порядок амортизации по объектам нематериальных активов (п. 93 Инструкции № 157н):

– на объекты стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при принятии объекта на учет;

– на объекты стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Права пользования активами

Учет прав пользования активами (объектов операционной аренды) осуществляется в соответствии с СГС «Аренда» и вновь введенными п. 151.1 – 151.4 Инструкции № 157н. Для этих целей в Едином плане счетов теперь предназначен счет 111 00 000. Аналитический учет на нем ведется по объектам, полученным в пользование, и по правообладателям (арендодателям) в разрезе договоров, мест нахождения имущества, полученного в пользование, а также лиц, ответственных за сохранность таких объектов и (или) их использование по назначению.

Права пользования активами учитываются по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

– 41 «Права пользования жилыми помещениями»;

– 42 «Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»;

– 44 «Права пользования машинами и оборудованием»;

– 45 «Права пользования транспортными средствами»;

– 46 «Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;

– 47 «Права пользования биологическими ресурсами»;

– 48 «Права пользования прочими основными средствами».

Учет операций по выбытию (реклассификации) права пользования активами ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Обесценение нефинансовых активов

Обесценение нефинансовых активов отражается в бухгалтерском учете в соответствии с СГС «Обесценение активов» и новыми п. 151.5 – 151.7 Инструкции № 157н. Согласно внесенным изменениям для учета снижения стоимости активов в связи с их обесценением применяется счет 114 00 000 по соответствующим аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

– 10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

– 20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;

– 30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

– 40 «Обесценение прав пользования активами».

Учет операций по обесценению активов также ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Обобщая вышесказанное, отметим, что в разделы «Финансовые активы», «Финансовый результат» тоже были внесены изменения, они коснулись порядка применения новых счетов по доходам (в связи с детализацией КОСГУ) и по учету финансового результата (в части счетов для отражения исправлений ошибок прошлых лет). Также внесены коррективы в порядок применения забалансовых счетов.

Соответствующие поправки также внесены в инструкцию № 183н. Бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений с начала года ждали этих изменений. И вот теперь в бухгалтерском учете нужно отразить операции по переходу на новый порядок учета операций по объектам основных средств и аренды, а также по доходам и расходам учреждения.

Напомним, что Минфин в письмах от 15.12.2017 № 02‑07‑07/84237, от 13.12.2017 № 02‑07‑07/83464, № 02‑07‑07/83463 дал разъяснения о переходных положениях по применению СГС «Основные средства» и «Аренда» (в том числе корреспонденции счетов), но применить их на практике в полной мере не представлялось возможным до внесения поправок в основные инструкции.

При этом необходимо отметить, что на момент подготовки данного материала не было разъяснений о том, как перенести остатки на новые счета. Возможно, Минфин подготовит дополнительные рекомендации в ближайшее время.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.

Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.

Об учете доходов на новых счетах подробно рассказано в статье Г. Селищевой «Учет доходов по новым правилам».

Статьи по теме: