«Описание животного. Подготовка к изложению по тексту рассказа А.Куприна «Ю-ю

Если уж слушать, Ника, то слушай внимательно. Звали её Ю-ю. Просто так. Увидев её впервые маленьким котёнком, молодой человек трёх лет вытаращил глаза от удивления, вытянул губы трубочкой и произнёс: «Ю-ю». Мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей. Всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанинах, хвост как ламповый ёрш!.. Ника, спусти с колеи Бобика. Неужели ты думаешь, что щенячье ухо это вроде ручки от шарманки? Если бы так тебя кто-нибудь крутил за ухо? А самое замечательное в ней было — это её характер. И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных. Тебе скажут: осел глуп. Когда человеку хотят намекнуть, что он недалёк умом, упрям и ленив, — его деликатно называют ослом. Запомни же, что, наоборот, осел животное не только умное, но и послушное, и приветливое, и трудолюбивое. Но если его перегрузить свыше его сил или вообразить, что он скаковая лошадь, то он просто останавливается и говорит: «Этого я не могу. Делай со мной что хочешь».

(О гусях) А какие они славные отцы и матери, если бы ты знала. Птенцов высиживают поочерёдно — то самка, то самец. Гусь даже добросовестнее гусыни. Если она в свой досужный час заговорится через меру с соседками у водопойного корыта, по женскому обыкновению, — господин гусь выйдет, возьмёт её клювом за затылок и вежливо потащит домой, ко гнезду, к материнским обязанностям.

И очень смешно, когда гусиное семейство изволит прогуливаться. Впереди он, хозяин и защитник. От важности и гордости клюв задрал к небу. На весь птичник глядит свысока. Но беда неопытной собаке или легкомысленной девочке, вроде тебя, Ника, если вы ему не уступите дороги: сейчас же зазмеит лад землёю, зашипит, как бутылка содовой воды, разинет жёсткий клюв, а назавтра Ника ходит с огромным синяком на левой ноге, ниже колена, а собачка все трясёт ущемлённым ухом. И вся семья гусиная — точь-в-точь как добрая немецкая фамилия на праздничной прогулке.

Или, возьмём, лошадь. Что про неё говорят? Лошадь глупа. У неё только красота, способность к быстрому бегу да память мест. А так — дура дурой, кроме того ещё, что близорука, капризна, мнительна и непривязчива к человеку. Но этот вздор говорят люди, которые держат лошадь в тёмных конюшнях, которые не знают радости воспитать её с жеребячьего возраста, которые никогда не чувствовали, как лошадь благодарна тому, кто её моет, чистит, водит коваться, поит и задаёт корм. У такого человека на уме только одно: сесть на лошадь верхом и бояться, как бы она его не лягнула, не куснула, не сбросила. В голову ему не придёт освежить лошади рот, воспользоваться в пути более мягкой дорожкой, вовремя попоить умеренно, покрыть попонкой или своим пальто на стоянке… За что же лошадь будет его уважать, спрашиваю я тебя? А ты лучше спроси у любого природного всадника о лошади, и он тебе всегда ответит: умнее, добрее, благороднее лошади нет никого, — конечно, если только она в хороших, понимающих руках. У арабов лошадь член семьи.

Так, в Древней Греции был крошечный городишко с огромнейшими городскими воротами. По этому поводу какой-то прохожий однажды пошутил: смотрите бдительно, граждане, за вашим городом, а то он, пожалуй, ускользнёт в эти ворота. Спала Ю-ю в доме, где хотела. Когда дом начинал просыпаться, — первый её деловой визит бывал всегда ко мне и то лишь после того, как её чуткое ухо улавливало утренний чистый детский голосок, раздававшийся в комнате рядом со мною. Ю-ю открывала мордочкой и лапками неплотно затворяемую дверь, входила, вспрыгивала на постель, тыкала мне в руку или в щеку розовый нос и говорила коротко: «Муррм». Она спрыгивала на пол и, не оглядываясь, шла к двери. Она не сомневалась в моем повиновении.

Я слушался. Одевался наскоро, выходил в темноватый коридор. Блестя жёлто-зелёными хризолитами глаз, Ю-ю дожидалась меня у двери, ведущей в комнату, где обычно спал четырёхлетний молодой человек со своей матерью. Я приотворял её. Чуть слышное признательное «мрм», S-образное движение ловкого тела, зигзаг пушистого хвоста, и Ю-ю скользнула в детскую.

Там — обряд утреннего здорованья. Ю-ю никогда не попрошайничает. (За услугу благодарит кротко и сердечно.) Но час прихода мальчишки из мясной и его шаги она изучила до тонкости. Если она снаружи, то непременно ждёт говядину на крыльце, а если дома — бежит навстречу говядине в кухню. Кухонную дверь она сама открывает с непостижимой ловкостью. Бывает, что мальчуган долго копается, отрезая и взвешивая. Тогда от нетерпения Ю-ю зацепляется когтями за закраину стола и начинает раскачиваться вперёд и назад, как циркач на турнике. Но — молча. Мальчуган — весёлый, румяный, смешливый ротозей. Он страстно любит всех животных, а в Ю-ю прямо влюблён. Но Ю-ю не позволяет ему даже прикоснуться к себе. Надменный взгляд — и прыжок в сторону. Она горда! Она никогда не забывает, что в её жилах течёт голубая кровь от двух ветвей: великой сибирской и державной бухарской. Мальчишка для неё — всего лишь кто-то, приносящий ей ежедневно мясо. На все, что вне её дома, вне её покровительства и благоволения, она смотрит с царственной холодностью. Нас она милостиво приемлет. Я любил исполнять её приказания. Вот, например, я работаю над парником, вдумчиво отщипывая у дынь лишние побеги — здесь нужен большой расчёт. Жарко от летнего солнца и от тёплой земли. Беззвучно подходит Ю-ю. «Мрум!» Это значит: «Идите, я хочу пить». Разгибаюсь с трудом. Ю-ю уже впереди. Ни разу не обернётся на меня. Посмею ли я отказаться или замедлить? Она ведёт меня из огорода во двор, потом на кухню, затем по коридору в мою комнату. Учтиво отворяю я перед нею все двери и почтительно пропускаю вперёд. Придя ко мне, она легко вспрыгивает на умывальник, куда проведена живая вода, ловко находит на мраморных краях три опорных точки для трёх лап — четвёртая на весу для баланса, — взглядывает на меня через ухо и говорит: «Мрум. Пустите воду».

Я даю течь тоненькой серебряной струйке. Изящно вытянувши шею, Ю-ю поспешно лижет воду узким розовым язычком. Кошки пьют изредка, но долго и помногу. Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда, когда я писал по ночам: занятие довольно изнурительное, но если в него втянуться, в нем много тихой отрады. Царапаешь, царапаешь пером, вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. Остановился. Какая тишина! И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол. Совсем неизвестно, когда пришла.

Царапает, царапает перо. Сами собою приходят ладные, уклюжие слова. В послушном разнообразии строятся фразы. Но уже тяжелеет голова, ломит спину, начинают дрожать пальцы правой руки: того и гляди, профессиональная судорога вдруг скорчит их, и перо, как заострённый дротик, полетит через всю комнату. Не пора ли? И Ю-ю думает, что пора. Она уже давно выдумала развлечение: следит внимательно за строками, вырастающими у меня на бумаге, водя глазами за пером, и притворяется перед самой собою, что это я выпускаю из него маленьких, чёрных, уродливых мух. И вдруг хлоп лапкой по самой последней мухе. Удар меток и быстр: чёрная кровь размазана по бумаге. Пойдём спать, Ю-юшка. Пусть мухи тоже поспят до завтрева. За окном уже можно различить мутные очертания милого моего ясеня. Ю-ю сворачивается у меня в ногах, на одеяле. Заболел Ю-юшкин дружок и мучитель Коля. Ох, жестока была его болезнь; до сих пор страшно вспоминать о ней. Тут только я узнал, как невероятно цепок бывает человек и какие огромные, неподозреваемые силы он может обнаружить в минуты любви и гибели.

У людей, Ника, существует много прописных истин и ходячих мнений, которые они принимают готовыми и никогда не потрудятся их проверить. Так, тебе, например, из тысячи человек девятьсот девяносто девять скажут: «Кошка — животное эгоистическое. Она привязывается к жилью, а не к человеку». Они не поверят, да и не посмеют поверить тому, что я сейчас расскажу про Ю-ю. Ты, я знаю, Ника, поверишь! Кошку к больному не пускали. Пожалуй, это и было правильным. Толкнёт что-нибудь, уронит, разбудит, испугает. И её недолго надо было отучать от детской комнаты. Она скоро поняла своё положение. Но зато улеглась, как собака, на голом полу снаружи, у самой двери, уткнув свой розовый носик в щель под дверью, и так пролежала все эти чёрные дни, отлучаясь только для еды и кратковременной прогулки. Отогнать её было невозможно. Да и жалко было. Через неё шагали, заходя в детскую и уходя, её толкали ногами, наступали ей на хвост и на лапки, отшвыривали порою в спешке и нетерпении. Она только пискнет, даст дорогу и опять мягко, но настойчиво возвращается на прежнее место. О таковом кошачьем поведении мне до этой поры не приходилось ни слышать, ни читать. На что уж доктора привыкли ничему не удивляться, но даже доктор Шевченко сказал однажды со снисходительной усмешкой:

Комичный у вас кот. Дежурит! Это курьёзно… Ах, Ника, для меня это вовсе не было ни комично, ни курьёзно. До сих пор у меня осталась в сердце нежная признательность к памяти Ю-ю за её звериное сочувствие… И вот что ещё было странно. Как только в Колиной болезни за последним жестоким кризисом наступил перелом к лучшему, когда ему позволили все есть и даже играть в постели, — кошка каким-то особенно тонким инстинктом поняла, что пустоглазая и безносая отошла от Колина изголовья, защёлкав челюстями от злости. Ю-ю оставила свой пост. Долго и бесстыдно отсыпалась она на моей кровати. Но при первом визите к Коле не обнаружила никакого волнения. Тот её мял и тискал, осыпал её всякими ласковыми именами, назвал даже от восторга почему-то Юшкевичем! Она же вывернулась ловко из его ещё слабых рук, сказала «мрм», спрыгнула на пол и ушла. Какая выдержка, чтобы не сказать: спокойное величие души!..

(кошка собиралась говорить по телефону)

А вот собиралась-таки. Послушай, Ника, как это вышло. Встал с постели Коля худой, бледный, зелёный; губы без цвета, глаза ввалились, ручонки на свет сквозные, чуть розоватые. Но уже говорил я тебе: великая сила и неистощимая — человеческая доброта. Удалось отправить Колю для поправки, в сопровождении матери, вёрст за двести в прекрасную санаторию. Ю-ю с отъездом двух своих друзей — большого и маленького — долго находилась в тревоге и в недоумении. Ходила по комнатам и все тыкалась носом в углы. Ткнётся и скажет выразительно: «Мик!» Впервые за наше давнее знакомство я стал слышать у неё это слово. Что оно значило по-кошачьи, я не берусь сказать, но по-человечески оно ясно звучало примерно так: «Что случилось? Где они? Куда пропали?»

И она озиралась на меня широко раскрытыми жёлто-зелёными глазами; в них я читал изумление и требовательный вопрос. Телефонный аппарат наш помещался в крошечной передней на круглом столике, и около него стоял соломенный стул без спинки. Не помню, в какой из моих разговоров с санаторней я застал Ю-ю сидящей у моих ног; знаю только, что это случилось в самом начале. Но вскоре кошка стала прибегать на каждый телефонный звонок и, наконец, совсем перенесла своё место жилья в переднюю.

Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животные — людей гораздо быстрее и тоньше. Я понял Ю-ю очень поздно, лишь тогда, когда однажды среди моего нежного разговора с Колей она беззвучно прыгнула с пола мне на плечи, уравновесилась и протянула вперёд из-за моей щеки свою пушистую мордочку с настороженными ушами.

Я подумал: «Слух у кошки превосходный, во всяком случае, лучше, чем у собаки, и уж гораздо острее человеческого». Очень часто, когда поздним вечером мы возвращались из гостей, Ю-ю, узнав издали наши шаги, выбегала к нам навстречу за третью перекрёстную улицу. Значит, она хорошо знала своих. И ещё. Был у нас знакомый очень непоседливый мальчик Жоржик, четырёх лет. Посетив нас в первый раз, он очень досаждал кошке: трепал её за уши и за хвост, всячески тискал и носился с нею по комнатам, зажав её поперёк живота. Этого она терпеть не могла, хотя по своей всегдашней деликатности ни разу не выпустила когтей. Но зато каждый раз потом, когда приходил Жоржик — будь это через две недели, через месяц и даже больше, — стоило только Ю-ю услышать звонкий голосишко Жоржика, раздававшийся ещё на пороге, как она стремглав, с жалобным криком бежала спасаться: летом выпрыгивала в первое отворённое окно, зимою ускользала под диван или под комод. Несомненно, она обладала хорошей памятью.

«Так что же мудрёного в том, — думал я, — что она узнала Колин милый голос и потянулась посмотреть: где же спрятан её любимый дружок?»

Мне очень захотелось проверить мою догадку. В тот же вечер я написал письмо в санаторию с подробным описанием кошкиного поведения и очень просил Колю, чтобы в следующий раз, говоря со мной по телефону, он непременно вспомнил и сказал в трубку все прежние ласковые слова, которые он дома говорил Ю-юшке. А я поднесу контрольную слуховую трубку к кошкиному уху. Вскоре получил ответ. Коля очень тронут памятью Ю-ю и просит передать ей поклон. Говорить со мною из санатории будет через два дня, а на третий соберутся, уложатся и выедут домой. И правда, на другой же день утром телефон сообщил мне, что со мной сейчас будут говорить из санатории. Ю-ю стояла рядом на полу. Я взял её к себе на колени — иначе мне трудно было бы управляться с двумя трубками. Зазвенел весёлый, свежий Колин голосок в деревянном ободке. Какое множество новых впечатлений и знакомств! Сколько домашних вопросов, просьб и распоряжений! Я едва-едва успел вставить мою просьбу:

— Дорогой Коля, я сейчас приставлю Ю-юшке к уху телефонную трубку. Готово! Говори же ей твои приятные слова. — Какие слова? Я не знаю никаких слов, — скучно отозвался голосок. — Коля, милый, Ю-ю тебя слушает. Скажи ей что-нибудь ласковое. Поскорее. — Да я не зна-аю. Я не по-омню. А ты мне купишь наружный домик для птиц, как здесь у нас вешают за окна? — Ну, Коленька, ну, золотой, ну, добрый мальчик, ты же обещал с Ю-ю поговорить. — Да я не знаю говорить по-кошкиному. Я не умею. Я забы-ыл. В трубке вдруг что-то щёлкнуло, крякнуло, и из неё раздался резкий голос телефонистки: «Нельзя говорить глупости. Повесьте трубку. Другие клиенты дожидаются.» Лёгкий стук, и телефонное шипение умолкло. Так и не удался наш с Ю-ю опыт. А жаль. Очень интересно мне было узнать, отзовётся ли наша умная кошка или нет на знакомые ей ласковые слова своим нежным «муррум». Вот и все про Ю-ю.

Не так давно она умерла от старости, и теперь у нас живёт кот-воркот, бархатный живот. О нем, милая моя Ника, в другой раз.

Ее звали Ю-ю. Мы не помним, как и когда вместо черно-рыже-белого пушистого котенка мы увидели гордую, стройную, большую кошку. Темно-каштановая с огненно-рыжими пятнами и пышной белой манишкой на груди. Но самым замечательным в ней был ее характер. Не верь тому, кто плохо говорит о животных. Вот говорят, что осел глуп. Или намекая, что человек недалек умом, сравнивают его с ослом. А осел напротив не только трудолюбивое, но и послушное, умное и приветливое животное.

Ю-ю спала в доме, где хотела. Когда обитатели дома только начинали просыпаться, первый ее визит был ко мне. Ю-ю открывала лапками и мордочкой неплотно прикрытую дверь, заходила, прыгала на постель и, тыча в щеку или в руку свой розовый нос, коротко говорила: «Муррм». Потом она прыгала на пол и шла к двери, не оглядываясь и ни сколько не сомневаясь в моем повиновении.

Я слушался, наскоро одевался и выходил в полутемный коридор. Ю-ю ожидала меня у входа в комнату, где спали мои жена и сын. Я приоткрывал дверь, и Ю-ю проскальзывала в детскую.

Ю-ю не попрошайничала. Но время, когда приходит смешливый мальчишка из мясной лавки, и звук его шагов она знала досконально. Если к моменту его прихода она находилась на улице, то ждала говядину сидя на крыльце, а если внутри дома, то бежала ждать говядину на кухню. Дверь на кухню она открывала сама с непостижимой ловкостью. Если мальчишка долго копается, взвешивая и отрезая мяса, Ю-ю от нетерпения цепляется, а край стола и раскачивается как циркач на турнике. Мальчишка обожает Ю-ю, но она не разрешает ему даже прикоснуться к себе. Все его попытки приблизиться пресекаются надменным взглядом и прыжком в сторону. Она горда и не забывает, что в её жилах течёт благородная голубая кровь двух ветвей: сибирской и бухарской. Этот мальчик для нее лишь тот, кто каждый день приносит ей мясо.

Однажды заболел наш сын Коля. Мучитель и друг Ю-ю. Болезнь была жестока. Лишь тогда я узнал, какие невероятные силы обнаруживаются в человеке в минуты гибели и любви.

Большинство людей считает, что: «Кошка - животное эгоистическое. Она привязывается к жилью, а не к человеку». Он не поверят тому, что я расскажу о Ю-ю. В комнату к больному ее не пускали. Вдруг уронит что-нибудь, разбудит или испугает. Она быстро поняла это. В комнату не рвалась, а улеглась на полу за дверью, как собака и уткнула свой носик в щель под дверью. Там она и пролежала все дни болезни сына, отлучаясь только для кратковременной прогулки и еды.

Отогнать ее было жалко, да и невозможно. Через неё переступали, её пинали ногами, наступали ей на хвост, отшвыривали в спешке и нетерпении. А она в ответ лишь пискнет, даст пройти и упорно укладывается на прежнее место. Когда болезнь начала отступать, кошка поняла, что опасность Коле больше не грозит, и покинула свой пост. Не так давно Ю-ю умерла от старости.

Руссский язык, 5 класс

Тема: «Описание животного. Подготовка к изложению по тексту рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»

Тип урока: развитие речи

Основные цели;

  1. Совершенствовать технику чтения на уроках русского языка;
  2. Развивать орфографическую зоркость, память;
  3. Тренировать умение работать с текстом;
  4. Тренировать умение анализировать текст.

Основные понятия: текст-описание, композиция, микротема.

Оборудование урока: учебник Т.Ладыженской »Русский язык. 5 класс», карточки с заданиями, тетради для работ по развитию речи.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. Обратите внимание на тему урока. Вспомните композиционную схему типа речи – описание.

Сегодня на уроке вы будете описывать животное по тексту рассказа А.И.Куприна

«Ю-ю». Как вы будете это делать? (Работать с текстом, выделять микротемы, ключевые слова)

2.Мобилизующий этап урока. Актуализация знаний.

Работа с текстом: чтение текста про себя.

Выразительное чтение отрывков вслух (3 отрывка – 3 ученика)

Задания классу: сформулировать тему текста, основную мысль, текст озаглавить.

3. Аналитическая работа с микротемами:

1 часть текста : выразительное чтение, вопросы по тексту:

Основная мысль 1 микротемы? (Комок превратился в красавицу кошку

Какие части речи помогли пушистому комку в его превращении в красавицу кошку? (глаголы)

Назовите эти части речи (на доске) был..дремал..лакал..ловил… катался…

Пунктуационный недочет? (запятая при однородных членах)

- собрать предложения, пользуясь ключевыми словами из текста

Был (Кто?) Дремал (Где ?) Лакал (Как? Что? Из чего?) Ловил (Кого? Как? Где?) Катался (Где? Что при этом делал?)

Вопросы классу: (ответы найти в тексте)

Каким был комок в начале превращения?

Что увидели вместо комка в процессе превращения? (зачитать в тексте)

Работа в группах (по карточкам):

Найти проверочные слова, поставить рядом

1. К…мок хв…ст

2. Др…мал б…льше

3. Л…вил к…тится

4. К…тался л…вит

5. Б…льшую др…млет

6. Хв…стом к…м

Соединить линиями слово и соответствующую схему:

Подоконник (приставка, корень, суффикс)

Сначала (корень, суффикс, окончание)

Огненными (приставка, корень, суффикс, окончание)

Определить основную мысль 1 части текста (предлагаются варианты плана)

1. Пушистый комок.

2. Предмет зависти любителей.

3. Пушистый комок превратился в красавицу кошку.

Какой пункт плана наиболее полно передает основную мысль текста?

2 часть текста – выразительное чтение вслух

Задания по тексту:

Найти ключевое предложение, в котором заключается основная мысль текста? (предложение вынести в заголовок плана)

Объяснить лексическое значение ключевого предложения, пользуясь текстом. (Выросла всем кошкам кошка)

Собрать прилагательные-бусинки в ожерелье, соблюдая знаки препинания

Как в литературе называются такие прилагательные? (эпитеты)

О принадлежности к какому стилю речи говорит собранное ожерелье?

Словарно-орфографическая работа с объяснением лексического значения: (см.Толковый словарь)

Аршин – мера длины, 0,71 метра

Лоснится – блестеть, отсвечивать

Манишка – белый нагрудник, пришитый или пристегнутый к мужской сорочке, особый нагрудник к женскому платью

Каштановая – цвета кащтана, коричневый

Найти во 2 части слова, в которых звуков больше, чем букв (каштановая, пышная, белая, длинная, задние, ерш)

Найти в 1-2 части слова, которые пишутся через дефис. По какому признаку можно сформулировать правило написания данных прилагательных через дефис? (по цвету)

Бело-розовым носиком

Черно-рыже-белого комка

Темно-каштановая

3 часть – выразительное чтение вслух

- Сформулировать основную мысль микротемы: найти ключевое словосочетание, которое можно вынести в заголовок. (Часы семейного счастья)

В чем заключаются часы семейного счастья? (По тексту)

Найти потерянные буквы:

Ц…рапаеш…, хв…тает, вск…чила, вздр…гнеш…, п…в…рочается, п…мнется, г…рбатым.

Восстановить текст (текст на доске)

Поворочается немного на столе, помнется, - - , сядет – со мной у правой руки - - - - , все четыре лапки - и - , только две передние - - чуть-чуть высовываются - .

Определить стиль текста. Какие детали говорят о принадлежности к стилю художественной литературы? (Конкретная картина, образ, предложения с однородными членами, эпитеты)

3. Реализация полученных знаний

Класс работает с планом, пересказ текста, словесное рисование.

  1. Самостоятельная работа.

Написание изложения.



КУПРИН Александр Иванович ()


Работа с текстом Открываем упр Прочитайте отрывки из рассказа А.И. Куприна «Ю- ю».




Работа с текстом Перечитайте 1 часть текста. Словарная работа: Внешность Ю-ю: Пушистый комочек, весёлые глазки, бело – розовый носик, чёрно-рыже-белый пушистый комок, большая, стройная, гордая кошка. Занятия Ю-ю: Дремал комок, лакал, жмурясь и мурлыча молоко, ловил лапой мух, катался по полу.




Понятия Манишка - нагрудник, преимущественно из белой ткани, пришитый или пристёгиваемый к мужской сорочке Манишка - нагрудник нашивка или вставка, пришиваемая или пристёгиваемая спереди к женскому или детскому платью перен., разг. белое пятно на груди животного. перен.разг.




Метафоры Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά «перенос», «переносное значение») слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.др.-греч.слово выражение






Используемая литература b4/Aleksandr_Ivanovich_Kuprin.jpg/200px- Aleksandr_Ivanovich_Kuprin.jpg b4/Aleksandr_Ivanovich_Kuprin.jpg/200px- Aleksandr_Ivanovich_Kuprin.jpg bin.dir/h/i_005. png bin.dir/h/i_005. png 04/ _f1b1eac772e5. jpg 04/ _f1b1eac772e5. jpg oCVy.jpg oCVy.jpg 2/ _G.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Сжатое изложение по рассказу

Ю. Дмитриева «Когда-то давно и не очень» в 7 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Цель урока

обучать видам сжатия текста.

Задачи урока:

формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию; умение понимать логику деления текста на абзацы и воспроизводить композицию текста;

развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, сознанное овладение орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка;

воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.

Предварительные упражнения (проводятся на уроках, предшествующих написанию изложения.)

1. Словарный диктант. (Работа в парах). Прочитайте внимательно и объясните встретившиеся орфограммы соседу по парте. Устно приведите свои примеры. Запишите под диктовку соседа по парте.

Первобытный человек, многочисленные звери, в первоначальном виде, связанные с ними, все неизведанное, необыкновенные качества, среди безбрежного пространства, разравнивая землю, очень рассердились, сопровождалось церемониями,

2. Грамматические задания.

Запишите поморфемно слова: подкарауливали, упорядочили, безусловное, прародители, американские, священны, поклонялись, представление.

Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Животных, как все неизведанное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими.

2) Первобытные люди выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было.

Укажите «четвертое лишнее»

1) многочисле(н,нн)ый, незащище(н,нн)ый, скова(н,нн)ы льдом, необыкнове(н,нн)ый

2) разр…внивать, всем…гущий, запр…щать, св…щенный.

3) ц…р…мония, р…туал, отн…шение, абс…лютный

4) ра…сердились, ра…таяли, …кованный, неи…веданный

Ход урока

1. Целеполагание

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить, что такое сжатое изложение, в чем его отличие от подробного, какие существуют приемы сжатия текста. И помогут нам в этом материалы для подготовки к экзамену (они в ваших папках на столах), ваши знания, которые всегда с вами, и тексты рассказа «Когда-то давно и не очень», с которым мы будем работать. Что же такое сжатое изложение?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учащиеся. Дмитриев (Эдельман) Юрий Дмитриевич (1926-1989) - писатель-натуралист. По образованию филолог. Литературное творчество Дмитриев посвятил охране окружающей природы, воспитанию научного и гуманного отношения к животным. Многие ребята знают его книги «Зеленый патруль», «Обыкновенные чудеса», «Большая книга леса», «Человек и животные».

Учитель. Хочу добавить, что Юрий Дмитриев обладает редким даром - не только видеть и чувствовать красоту и необычность окружающего мира, но и уметь донести и красоту, и необычность до читателей. Часто в нашей жизни мы не видим ничего необычного вокруг себя и считаем, что чудеса бывают только в сказке. А ведь достаточно лишь внимательно посмотреть на окружающий нас мир, чтобы понять, что каждая травинка, каждая пчелка, каждая белочка рассказывают удивительные истории и как бы приглашают в сказочную, удивительную страну.

2. Выразительное чтение текста учителем

Первобытному человеку жилось очень трудно. Его мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери - могучие и многочисленные. А он - слабый, незащищенный, крошечная песчинка в бушующем океане природы. Ему все непонятно: солнце и звезды, луна и радуга, разливы рек и дожди, гром и молния. Но еще непонятнее живые существа, их голоса, их хитрость, их жизнь. Животных, как все неизведанное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.

…Бескрайняя водная гладь, абсолютный мрак и абсолютная тишина - таким представляли себе древние жители Египта мир в первоначальном его виде. Но вот над этой водной гладью поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. Из яйца вывелся гусь - Великий гоготун. И сразу исчезла тишина - гусь закричал. Сразу стало светло - гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг. Потом гусь начал создавать обитателей земли - людей и животных.

Некоторые народы считают, что землю сделали не птицы, а звери. Например, у эвенков есть легенда о том, что мир создали мамонт и фантастический змей - дябдяр. Дело было так: среди безбрежного водного пространства находился крошечный островок. Чтоб увеличить его, мамонт стал хоботом и бивнями доставать со дна землю и бросать ее на островок, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.

Индейцы из племени алгонкинов знают другой, не менее важный момент в истории земли. Оказывается, вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Это было очень плохо. Но тут нашелся добрый зверек ласка, которая прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Стало тепло. Растаяли льды и снега. А ласка открыла клетки и выпустила на свободу птиц. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.

Ну, раз животные создали землю, освободили ее от вечных льдов, упорядочили день и ночь, то уж к созданию людей они имеют безусловное отношение! Так и считали, наверное, первобытные люди. Они выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. И прародители эти, конечно, были животными.

Например, австралийцы считали, что их прародители - змеи Минди и Волунку, ящерица Мильбили и индюк Кипара. Американские индейцы считают, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…

Естественно, эти животные были священны для племен, якобы ведущих от них свой род. Им поклонялись, их просили о помощи, на них запрещалось охотиться. А уж если убивали, то это сопровождалось особыми церемониями, ритуалом. Так появились первые священные животные, первые обряды, связанные с ними. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом, что на языке одного из индийских племен означало «его род».

3. Беседа по содержанию

Учитель. О чем этот текст?

Учащиеся. Этот текст об отношениях человека и животных в глубокой древности, о том, как когда-то слабый, не знающий, как объяснить происходящее вокруг человек пытался найти ответы у братьев наших меньших.

Учитель. Какова основная мысль этого текста?

Учащиеся. Люди и животные равноправны на этой земле - вот основная мысль текста; автор убеждает нас в том, что на заре человеческой цивилизации люди признавали превосходство животных и даже поклонялись им.

Учитель. Как бы вы озаглавили прочитанный текст? Тему или идею вы отразите в заголовке?

Учащиеся. Как появились первые священные животные. Человек и животные -родственники. Как животные «создали» Землю.

Учитель. Что, на ваш взгляд, главное, а что второстепенное в данном тексте?

Учащиеся. Главное - показать, с каким уважением первобытные люди относились к животным, как окружали их легендами, наделяли необыкновенными качествами. Второстепенное, наверно, заключается в деталях рассказа о том, какими были представления древних людей о мире.

Учитель. Укажите в тексте примеры, которые позволяют автору убедить читателя в первоначальном родстве человека и животных.

Учащиеся. По мнению древних людей, животные и птицы создали землю и были прародителями людей.

Учащиеся. Вероятно, так же, как и древние люди- с почитанием и поклонением, помня о родстве человека и животных.

4. Составление плана и определение ключевых слов

Учитель. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на черновике в виде цитатного плана.

Учащиеся.

«Прародители были животными».

Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем.

Учащиеся. (Записывают, учитель обращает внимание на встретившиеся орфограммы)

Ключевые слова

«Животных первобытный человек окружал легендами».

Слабый и незащищенный первобытный человек, многочисленные дикие звери, окружал легендами, наделял необыкновенными качествами.

«Гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг».

Бескрайняя водная гладь, в первоначальном виде, обитатели земли.

«Мир создали мамонт и фантастический змей».

Среди водного пространства, хоботом и бивнями доставать со дна землю; ползал по островку, разравнивая землю.

«Много добрых дел совершила ласка».

Была покрыта глубоким снегом, прогрызла небесный свод, рассердились и убили.

«Прародители были животными».

Упорядочили день и ночь, выдумали себе прародителей.

«Представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом».

Были священны для племен, на них запрещалось охотиться, представление о родстве людей.

5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Объясните лексическое значение слов

Абсолютный - безусловный, совершенный, полный.

Церемония - установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.

Ритуал - порядок обрядовых действий.

Тотемизм - в представлении древних людей: верование в то, что родоначальником племени является какое-нибудь животное, и поклонение ему.

6. Сжатие текста (работа в группах)

Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Вспомним основные приемы сжатия. (Памятка 1). Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на четыре группы и выполняет сжатие каждой из микротем по порядку.

Памятка 1. Три основных способа сжатия (компрессии) текста

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:

исключение,

обобщение,

упрощение.

1. Исключение:

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Приемы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

7. Обсуждение полученных результатов

8. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения

Учащиеся.

Первобытного человека мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери. А он - слабый, незащищенный, не умеющий объяснить явления природы, не понимающий жизни растений и животных. Последних он боялся больше всего и, как все непонятное, окружал легендами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.

Жители древнего Египта представляли себе мир в первоначальном виде как бескрайнюю водную гладь в тишине и мраке. Но вот поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. Из яйца вывелся гусь - Великий гоготун, который, как солнце, разбудил и осветил все вокруг, а потом начал создавать обитателей земли - людей и животных.

Некоторые народы, например, эвенки считают, что мир создали мамонт и змей. Дело было так: мамонт хоботом и бивнями доставал со дна землю и бросал ее на крошечный островок среди безбрежной воды, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.

Индейцы одного из племени считают, что вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Добрый зверек ласка прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Потеплело, растаяли льды и снега. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.

Первобытные люди выдумали себе прародителей (конечно же, животных), живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. Австралийцы считали, что их прародители - змеи, ящерица и индюк. Американские индейцы считали, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…

Естественно, эти животные были священны для племен, ведущих от них свой род. Им поклонялись, их просили о помощи, на них запрещалось охотиться. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом, что на языке одного из индийских племен означало «его род».

8. Рефлексия

Учитель. Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я понял…

Использованная литература

1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.

2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.

Статьи по теме: