На серебряной раке нектария эгинского открылись глаза. лет был директором школы

20.11.2016
Воскресенье

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,/ верою приходящия ти.

Тропарь, гл. 4


Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Нектарие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас

Кондак, гл. 2

Дорогие братья и сестры!

9 (22) ноября православный мир чтит память святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского (в миру - Анастасий Кефалас), родившегося недалеко от Константинополя в 1846 г. Почитание святителя в Восточных Церквях сравнимо с почитанием на Руси преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского.


Особой любовью к святителю горело сердце архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. За несколько месяцев до своей блаженной кончины владыка Иоанн просил, чтобы житие святого Нектария опубликовали по-английски в издании «Orthodox Word» («Православное Слово»). Икона святителя Нектария находилась у владыки Иоанна в красном углу. По свидетельству одного греческого священника, он клал ее на алтарь во время совершения Божественной Литургии.



С самого раннего возраста будущий святитель Нектарий был вынужден добывать себе пропитание на тяжелых работах. Однако средств на жизнь и учебу катастрофически не хватало. Но однажды чудесным образом материальная помощь пришла от благочестивого соседа-торговца. В юношеском возрасте Анастасий переселяется на один из греческих островов и устраивается школьным учителем. Преподавание совмещается с проповедью православия, он обращает души своих учеников ко Христу. Однако его душа тянулась к монашеству. И после раздумий, он уходит в монастырь, принимает постриг и дьяконский сан с именем Нектарий.



В 1886 г. Патриарх Софроний рукополагает Нектария во священники в Александрийском Саввинском монастыре, а затем в сан архимандрита. В 1889 г. он хиротонисан во епископа Пентапольского с возведением в сан митрополита. Высокий положение никак не повлияло на образ жизни святителя. Однако враг рода человеческого воздвиг на владыку гонения и самую отвратительную клевету, в результате которых святителя отправляют на покой и он покидает Египет. При этом владыка Нектарий не пытается себя защитить или оправдываться. После многих испытаний, благодаря усилиям одного благочестивого мэра, он занимает место простого проповедника в провинции Эвбея, при этом продолжая жить в весьма стесненных материальных условиях.




С течение времени находящийся в изгнании митрополит приобретает любовь и уважение со стороны своей новой паствы и, при поддержке Королевы Ольги (внучка императора Николая I), получает должность директора богословской школы в Афинах. Он пишет несколько работ: «Настольная книга священника» (Афины,1907), «Историческое исследование причин схизмы 1054 года, о причинах продолжения разрыва восточной и западной церкви и проблемах возможного объединения (два издания, Афины 1912/13), «Историческое исследование о бесценном кресте» (Афины 1914) и «Исследование Божественных Таинств» (Афины 1915).


Начинает явственно проявляться и Божия благодать на святителе: народом отмечается его прозорливость, дар исцелений. По благословению владыки основывается женский Троицкий монастырь на Эгине, насельницами которого становятся его духовные чада. Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство.



Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу: он заболевает раком и два месяца проводит в тяжелых страданиях, при этом, однако, не переставая благодарить Господа. Измученный и обессиленный, в воскресенье 8 ноября 1920 г., в 22:30 владыка отошел ко Господу. Составитель жития святителя архимандрит Амвросий (Фонтрие) в книге «Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание» (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015) пишет:
«тело Святителя оставалось в больничной палате в течение одиннадцати часов и с самых первых минут источало благоухающий запах святости. Здесь же находилась кровать, на которой лежал парализованный местный житель. Монахини стали готовить тело для перевозки на Эгину. Со Святителя сняли старую майку, чтобы надеть чистую, и положили ее на кровать парализованного… И тотчас парализованный встал и пошел, воздавая хвалу Богу, даровавшему ему исцеление. Так Господь явил святость Своего раба и прославил его первым чудотворением».




Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой. 20 апреля 1961 г. Патриаршим и Синодальным указом Константинопольской Патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. По словам старцев, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.
Вся жизнь святителя была полна скорбей и тяжелых испытаний. С раннего детства он добывал себе пропитание нелегким трудом. Высоко поднявшись по церковной лестнице, из-за клеветников был изгнан с кафедры и долгое время жил в полной нищете. Кончина святого последовала после тяжелой мучительной болезни в обычной палате вместе с простыми людьми. Но смирение святителя победило смерть как телесную, так и духовную - после его кончины явились многочисленные чудеса и исцеления, продолжающиеся и по настоящее время. Так Господь прославил своего раба за верность и доброе милующее сердце.



Святителю Нектарию принято молиться об исцелении от раковых заболеваний, головных болей. Так, в России, в детском Онкологическом Центре на Каширском шоссе, есть часовня, в которой находится чудотворная икона святителя Нектария, освященная на его мощах. В Москве также имеется частица мощей святителя Нектария в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно в левом пределе. В храм Всех Святых в Красном селе в мощевике хранится часть от гроба святителя Нектария Эгинского.



Наставления святителя:

(по книге: Святитель Нектарий Эгинский. Путь к счастью. М.: Православное Миссионерское Общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2011. Перевод с греческого: монахиня Дионисия, диакон Георгий Максимов)

«Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя, - в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца, - это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…»

«Братья и сестры! Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испытывайте ваше сердце, и наблюдайте за его духовным состоянием. Может быть, утеряно дерзновение пред Господом? Может быть, совесть обличает за преступление Его заповедей? Может быть, она обличает вас за несправедливости, за ложь, за неисполнение наших обязанностей перед Богом и ближним? Испытывайте, может быть, зло и страсти заполнили ваше сердце, может быть, оно уклонилось на пути кривые и непроходимые…»


«Братья и сестры! Всемилостивейший Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни и в следующей. Для этого Он основал Свою святую Церковь, чтобы она нас очищала от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним, и дарила нам небесное благословение»
«Цель нашей жизни в том, чтобы стать совершенными и святыми, явиться чадами Бога и наследниками Царствия Небесного. Будем бдительны, - как бы ради нынешней жизни не лишиться будущей, как бы от житейских забот и хлопот не вознерадеть о цели нашей жизни»

«Украсьте ваши светильники добродетелями. Подвизайтесь отсечь душевные страсти. Очистите ваше сердце от всякой скверны и храните его в чистоте, чтобы снисшёл и обитал в вас Господь, чтобы Он исполнил вас Святого Духа с божественными дарами»

«Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны, многие из которых являются наследственными. Всё это не обрывается ни одним резким движением, ни беспокойством и тяжелым переживанием, но терпением и настойчивостью, когда я жду с выдержанностью, заботой и вниманием»

«Путь, ведущий к совершенству, долог. Молитесь Богу, чтобы Он укрепил вас. Принимайте терпеливо ваши падения и сразу же, вставая, бегите [к Богу], не останавливайтесь, как дети, на том месте, где упали, плача и рыдая безутешно»

«Доверьтесь Богу Благому, Крепкому, Живому и Он препроводит вас в место отдохновения. Помните, что после искушения следует духовная радость, и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви. Итак, не малодушествуйте и не бойтесь»

«Позаботьтесь оберегать сердце, чтобы защитить радость Святого Духа и не позволить лукавому вливать в нас свой яд. Будьте внимательны, чтобы рай, который внутри вас, не превратился в ад»

«Самый главный труд человека - это молитва. Человек был создан, чтобы прославлять Бога. Это тот труд, который достоин его. Только это способно раскрыть его духовную суть. Только это оправдывает его чрезвычайное положение во всем мироздании. Человек был создан, чтобы почитать Бога и быть сопричастником Его божественной благости и блаженства»

«Доверьте Господу все заботы ваши, Он промышляет о вас. Не малодушествуйте и не тревожьтесь. Тот, Кто исследует скрытые глубины человеческой души, знает и о ваших желаниях и имеет силу их исполнить так, как умеет это делать [только] Он. Вы же просите Бога и не теряйте смелость. Не думайте, что поскольку стремление ваше свято, у вас есть право жаловаться, когда молитвы ваши бывают не услышаны. Бог исполнит ваши пожелания тем способом, о котором вы не ведаете. Итак, успокойтесь и воззовите к Богу»

«Мир [души] - это божественный дар, который щедро дается тем, кто примирился с Богом и исполняет божественные заповеди. Мир есть свет, и он удаляется от греха, который есть тьма. Вот почему грешник никогда не успокаивается, [не обретает мира в душе]»

«Освящение покидает смущенное и раздраженное сердце, омраченное враждой к ближнему. Так что быстрее помиримся с нашим братом, чтобы не лишать себя благодати Божией, которая освящает наши сердца»

«Кто в мире с самим собой и в мире со своим соседом, тот в мире и с Богом. Такой человек наполняется святостью, потому что Сам Бог пребывает в нем»

«Достигайте любви. Просите каждодневно любви у Бога. Вместе с любовью приходит и все множество благ и добродетелей. Любите, чтобы быть и вам любимыми. Дайте Богу все ваше сердце, чтобы вам пребывать в любви. „Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем“ (Ин. 4:16)»

«Христиане должны, согласно заповеди Божией, стать святыми и совершенными. Совершенство и святость начертываются сначала глубоко в душе христианина, а уже потом отпечатываются и в пожеланиях его, в речах его, в делах его. Таким образом благодать Божия, которая существует в душе, изливается и на весь внешний характер».

Святителю отче Нектарие, моли Бога о нас

Трощинский Павел

9/22 ноября мы вспоминаем святителя Нектария Эгинского , современного подвижника и чудотворца. Жизнь его удивительна: Господь являл попечение о Своем угоднике видимым и ощутимым образом.

Святитель Нектарий (в миру Анастасий Кефалас) родился в бедной многодетной семье в селе Силиврии Фракийской, неподалеку от Константинополя. При жизни он перенес много скорбей, ему пришлось столкнуться с завистью, ненавистью, клеветой и познать, что воистину везде и во все времена «желающие благочестиво жить о Христе Иисусе гонимы будут».

Святитель стяжал дары Духа Святого: непрестанной молитвы и духовного рассуждения, исцеления, прозорливости и пророчества. Когда он служил Божественную Литургию, находясь в молитвенном состоянии, лицо его излучало свет, который был виден окружающим.

Святитель Нектарий Эгинский был человеком исключительной доброты и раздавал всё, что имел. Когда у него не было денег для раздачи милостыни, он отдавал нуждающимся свою одежду и обувь. Однажды, во время служения Литургии в одном из афинских храмов, в алтарь вошел какой-то бедный священник. Ряса его была ветхой, вся в заплатках. Святитель отдал ему свою единственную рясу.

Каждый раз, когда святитель раздавал всё, что имел, и кошелек его становился пуст, он отправлялся в храм и, протягивая перед иконой Спасителя или Божией Матери руку, говорил: «Вот видишь, Христе Боже, нет денег… Но Ты знаешь…» И Господь посылал ему Свое благословение.

В бытность святителя Нектария директором богословской школы в центре Афин школьный уборщик неожиданно серьезно заболел. Он очень боялся потерять работу. Еще не оправившись до конца от болезни, уборщик скорее пошел в школу и застал ее в идеальном порядке. Решив, что на его место уже взяли другого человека, бедняк страшно расстроился. Жена его, также очень расстроенная, посоветовала ему отправиться рано утром на работу и попробовать поговорить с новым хозяйственником. Уборщик пришел к 5 часам утра в школу и увидел своего «заместителя»: им оказался сам святитель. Он подметал уборную, приговаривая при этом: «Подметай, Нектарий, это единственное, что ты достоин делать». Святитель сказал больному: «Не бойся, я не покушаюсь на твое место, наоборот, я делаю всё, чтобы сохранить его за тобой до твоего окончательного выздоровления… Но будь осторожен: пока я живу в этом мире, никто не должен знать о том, что ты видел».

В основанном им на Эгине монастыре святитель Нектарий занимался физическим трудом, иногда весьма тяжелым. Он сам копал грядки и ухаживал за садом, носил воду для полива, перетаскивал огромные камни для строительства келий и даже чинил и мастерил обувь.

9/22 ноября мы вспоминаем святителя Нектария Эгинского , современного подвижника и чудотворца. Жизнь его удивительна: Господь являл попечение о Своем угоднике видимым и ощутимым образом.

Святитель Нектарий (в миру Анастасий Кефалас) родился в бедной многодетной семье в селе Силиврии Фракийской, неподалеку от Константинополя. При жизни он перенес много скорбей, ему пришлось столкнуться с завистью, ненавистью, клеветой и познать, что воистину везде и во все времена «желающие благочестиво жить о Христе Иисусе гонимы будут».

Когда он служил Божественную Литургию, лицо его излучало свет, видимый окружающим

Святитель стяжал дары Духа Святого: непрестанной молитвы и духовного рассуждения, исцеления, прозорливости и пророчества. Когда он служил Божественную Литургию, находясь в молитвенном состоянии, лицо его излучало свет, который был виден окружающим.

Был человеком исключительной доброты и раздавал всё, что имел. Когда у него не было денег для раздачи милостыни, он отдавал нуждающимся свою одежду и обувь. Однажды, во время служения Литургии в одном из афинских храмов, в алтарь вошел какой-то бедный священник. Ряса его была ветхой, вся в заплатках. Святитель отдал ему свою единственную рясу.

Каждый раз, когда святитель раздавал всё, что имел, и кошелек его становился пуст, он отправлялся в храм и, протягивая перед иконой Спасителя или Божией Матери руку, говорил: «Вот видишь, Христе Боже, нет денег… Но Ты знаешь…» И Господь посылал ему Свое благословение.

В бытность святителя Нектария директором богословской школы в центре Афин школьный уборщик неожиданно серьезно заболел. Он очень боялся потерять работу. Еще не оправившись до конца от болезни, уборщик скорее пошел в школу и застал ее в идеальном порядке. Решив, что на его место уже взяли другого человека, бедняк страшно расстроился. Жена его, также очень расстроенная, посоветовала ему отправиться рано утром на работу и попробовать поговорить с новым хозяйственником. Уборщик пришел к 5 часам утра в школу и увидел своего «заместителя»: им оказался сам святитель. Он подметал уборную, приговаривая при этом: «Подметай, Нектарий, это единственное, что ты достоин делать». Святитель сказал больному: «Не бойся, я не покушаюсь на твое место, наоборот, я делаю всё, чтобы сохранить его за тобой до твоего окончательного выздоровления… Но будь осторожен: пока я живу в этом мире, никто не должен знать о том, что ты видел».

В основанном им на Эгине монастыре святитель Нектарий занимался физическим трудом, иногда весьма тяжелым. Он сам копал грядки и ухаживал за садом, носил воду для полива, перетаскивал огромные камни для строительства келий и даже чинил и мастерил обувь.

“За пределами монастырской стены я увидел белобородого старика: он грузил лопатой землю и камни в тачку”

Игумен с острова Парос, вспоминал:

«В августе 1910 года я приплыл на Эгину, чтобы получить благословение святителя. К полудню я добрался до монастыря. Солнце нещадно палило. За пределами монастырской стены я увидел белобородого старика, голова которого была покрыта соломенной шляпой, а полы рясы подобраны и заткнуты за пояс. Он грузил лопатой землю и камни в тачку и отвозил ее метров за шестьдесят. Не узнав в нем владыку Нектария, моего духовного наставника, приняв его не то за рабочего, надевшего подрясник, чтобы не запылить свои одежды, не то за послушника, я подошел к нему, поздоровался и спросил: “Здесь ли владыка Нектарий?” “Да, - был ответ, - он здесь. Что вы от него хотите?” - “Пойди скажи ему, что его хочет видеть диакон, один из его духовных чад”. - “Сию секунду. Да будет это угодно Богу”, - сказал он… Через несколько минут он вернулся в клобуке и в рясе с широкими рукавами. Тогда я понял, что человек, принятый мной за рабочего, был святитель. Мне никогда бы не пришло в голову, что митрополит мог выполнять такую работу в час, когда все предавались дневному сну».

В сопровождении двух жандармов взбешенный судья отправился на Эгину

Даже на Эгине, в этом благословенном месте, святителя ждали многие испытания и искушения, которыми была полна вся его многоскорбная жизнь. Здесь жила одна вдова, по имени Лазуря, продававшая свечи. У нее была очень красивая и целомудренная дочь Мария, которую она, тем не менее, постоянно ругала и обвиняла в распутстве. Девушка нашла в монастыре приют, а в лице святителя - заступника и духовного отца. Тогда Лазуря отправилась к судье в Пирей и обвинила святителя в выдуманных ею распутных грехах. В сопровождении двух жандармов взбешенный судья на следующий же день отправился на Эгину, в ярости он грубо обвинял святителя, дерзко оскорблял его и даже угрожал, что вырвет святому старцу бороду. Святитель ничего не отвечал на безумные оскорбления и обвинения, а только молился про себя. Монахини плакали от ужаса и кричали: «Господи, помилуй!» Несчастная девушка была вызвана в суд и отправлена на унизительное обследование к гинекологу, который констатировал ее целомудрие. Судья серьезно заболел и сразу понял, что наказан за свои действия в отношении святого человека. Он горячо раскаялся в своем поведении и попросил отвезти его на Эгину, чтобы испросить прощение у святителя. простил его, помолился о нем, и судья поправился.

Рядом с монастырем находился колодец, и монахини черпали в нем воду для работ по восстановлению обители. Воды требовалось много, и уровень ее резко понизился. Тогда владелец колодца запретил монахиням пользоваться им. Святитель Нектарий помолился, и прямо во время его молитвы раздался сильный шум воды - водный поток чистейшей и свежей воды наполнил колодец доверху. Тогда владелец, исполненный страха Божиего и благодарности, подарил этот колодец монастырю.

Игумения Хризолеонтисского монастыря Нектария, духовное чадо святителя, рассказывала, как однажды к ним в обитель приехала группа паломников. В трапезной уже был накрыт стол для сестер, еда разложена по тарелкам, а кастрюли пусты. Монахини в замешательстве обратились к духовному отцу. Святитель велел переложить еду обратно в кастрюли, а потом благословил их. Когда ту же самую еду снова разложили по тарелкам в таком же количестве, оказалось, что хватило и сестрам, и гостям обители, и осталось еще три полных тарелки.

“Смотри, - сказал святитель, - твой ангел перед тобой”. И она действительно увидела своего ангела

Мать Нектария вспоминала также о том, что святителю был открыт духовный мир: «Однажды я прогуливалась с моим духовным отцом, когда он неожиданно спросил: “Нектария, хотела бы ты увидеть своего ангела?” “О да, - ответила я, - я хочу его увидеть”. - “Смотри, - сказал святитель, - твой ангел перед тобой”». И она действительно увидела своего ангела, но вид его был так ослепителен, что она испугалась.

Жители Эгины стали свидетелями многочисленных чудес, совершенных по молитвам святителя Нектария. Как-то случилась сильная засуха, животным и людям Эгины грозил голод. Вечером один из крестьян постучал в ворота монастыря и просил святителя помолиться о ниспослании им дождя. Святитель сказал: «Помолимся Богу, да услышит Он молитву крестьянина и сотворит по вере его». Затем воздел руки к небу и стал молиться. Через час над островом разразилась страшная гроза, которая продолжалась в течение всей ночи. Угроза засухи миновала.

Благодаря молитвам святителя Нектария на острове прекратились разбой и грабежи и даже изменился климат - он стал более благоприятным для земледелия.

Во время войны солдаты с Эгины перед отправлением на фронт шли за благословением к святителю. Сестры обители записывали их имена. Список клали потом на престол в алтаре, и святитель молился за них. Все, кто получил благословение святого старца, вернулись с войны целыми и невредимыми без единого исключения.

Летчики, вылетавшие бомбить Крит, пролетая мимо Эгины, не видели острова

После войны бывший немецкий комендант Афин признался, что военные летчики, вылетавшие бомбить Крит, пролетая мимо острова Эгины, несмотря на хорошую видимость и отсутствие облачности, просто не видели остров.

Однажды, когда святитель Нектарий молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Ему явилась Сама Пресвятая Богородица в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом:

Владычице Пречистая, Царице, Мати Божия,
Святая Дево чистая, руно, росу приимшее,
Радуйся, Невесто неневестная!
Небес светлейших высшая, самих лучей светлейшая,
Радуйся, Невесто неневестная!
Девичьих ликов радосте, безплотных сил Святейшая,
Радуйся, Невесто неневестная!
Небесных высей Светлая, Всевышняго селение,
Радуйся, Невесто неневестная!
Марие приснохвальная, Владычице всепетая,
Радуйся, Невесто неневестная!

Подательнице кроткая надежды и покрова,
Радуйся, Невесто неневестная!
Чертоже приснодевственный, кивоте Бога Слова,
Радуйся, Невесто неневестная!
Отроковице тихая, виновнице спасения,
Радуйся, Невесто неневестная!
Благоуханный цвете пречистейшаго девства,
Радуйся, Невесто неневестная!
О, Славнейшая серафим и херувим Честнейшая,
Радуйся, Невесто неневестная!
Премирных ликов ангельских восторг и удивление,
Радуйся, Невесто неневестная!

Ты предстоиши Сыну у самаго Престола,
Радуйся, Невесто неневестная!
Твоей взыскую милости, Родительнице Слова,
Радуйся, Невесто неневестная!
О древо жизни вечныя, о Дево, Матерь Славы,
Радуйся, Невесто неневестная!
Молю Тя тепле, Чистую, Преосвященный Храме,
Радуйся, Невесто неневестная!
Очисти мя, избави мя греховныя пучины,
Радуйся, Невесто неневестная!
Вручи мя милосердию Божественнаго Сына,
Радуйся, Невесто неневестная!

Радуйся, Невесто неневестная!

Впоследствии эта молитва стала известным гимном «Агни Парфене». Его можно услышать и на службах в России, а в Греции вообще трудно найти человека, который бы его не пел.

Блаженная кончина последовала в воскресенье, 8/21 ноября, в день празднования . Причастившись Святых Христовых Таин, святитель Нектарий Эгинский с миром отошел ко Господу. Ему едва исполнилось 74 года.

После смерти святого его одежду положили на лежащего рядом больного. Парализованный тут же встал и пошел, воздавая хвалу Богу

Тело святителя оставалось в больничной палате в течение одиннадцати часов и с самых первых минут источало благоухание. Здесь же находилась кровать, на которой лежал парализованный местный житель. Когда святителя стали переодевать в смертное, его одежду положили на кровать парализованного. И парализованный тут же встал и пошел, воздавая хвалу Богу и святому старцу. Так Господь прославил святителя первым чудотворением.

Множество чудесных исцелений совершается по молитвам святителя Нектария и после его блаженной кончины. Он скончался от тяжелой и мучительной онкологической болезни, и, после преставления своего, ходатайствует за тех, кому уже не на кого и не на что надеяться на земле, - безнадежных больных, обреченных на скорую смерть.

В 1961 году святитель Нектарий Эгинский был причислен к лику святых Элладской Православной Церковью.

Наставления святителя Нектария Эгинского

О скорбях

«Любая скорбь, с терпеливым ожиданием переносимая, становится ступенью, приближающей к совершенству».

Счастье находится в нас самих

«Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя: в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь!»

«Возводить башню счастья вне нашего сердца - это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям».

«Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это».

Имеющий чистое сердце является возлюбленным чадом Божиим

«Добрая совесть - это самое великое из всех благ. Она - цена душевного мира и сердечного покоя».

«У кого чистое сердце, кто не испытывает обвинений со стороны своего сердца, кто творит добро и то, что угодно и совершенно в глазах Божиих, кто тщательно соблюдает заповеди Божии, тот имеет смелость предстать перед Богом. Все, о чем он просит, он получает от Бога».

«Имеющий чистое сердце является возлюбленным чадом Божиим. Дух Сына живет в его сердце, он получает всё, что просит, находит всё, что ищет, и ему открываются двери, когда он стучит».

Не цель, а средство

«Пост, бдение и молитва сами по себе не приносят желанных плодов, потому что они не являются целью нашей жизни, а составляют средство для достижения цели».

Будьте внимательны и к незначительным своим падениям

«Будьте внимательны и к незначительным своим падениям. Если по невнимательности с вами приключится какой-то грех, не отчаивайтесь, но тут же возьмите себя в руки и припадите к Богу, Который имеет силу поднять вас».

«Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны, многие из которых являются наследственными. Всё это не обрывается ни одним резким движением, ни беспокойством и тяжелым переживанием, но терпением и настойчивостью».

Не малодушествуйте и не бойтесь

«Помните, что после искушения следует духовная радость и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви. Итак, не малодушествуйте и не бойтесь».

«Доверьте Господу все заботы ваши: Он промышляет о вас».

«Вы же просите Бога и не теряйте смелость. Не думайте, что, поскольку стремление ваше свято, у вас есть право жаловаться, когда молитвы ваши бывают не услышаны. Бог исполнит ваши пожелания тем способом, о котором вы не ведаете. Итак, успокойтесь и воззовите к Богу».

Просите каждодневно любви у Бога

«Просите каждодневно любви у Бога. Вместе с любовью приходит и всё множество благ и добродетелей».

Освящение покидает смущенное и раздраженное сердце

«Освящение покидает смущенное и раздраженное сердце, омраченное враждой к ближнему. Так что быстрее помиримся с нашим братом, чтобы не лишать себя благодати Божией, которая освящает наши сердца».

«Кто в мире с самим собой и в мире со своим соседом, тот в мире и с Богом. Такой человек наполняется святостью, потому что Сам Бог пребывает в нем».

Не налагайте на себя более, чем можете понести

«Не налагайте на себя более, чем можете понести. Помните, что Бог не по принуждению подает дары Свои, но когда Сам того хочет. Всё, что Он дает вам, вы получаете незаслуженно, [исключительно] по Его милосердию».

Благодать посылается как дар тем, кто очистился от страстей

«Тот, кто ищет божественных даров и озарений, при этом будучи погружен в страсти, пребывает в глупом и гордом заблуждении. Прежде всего необходимо трудиться над очищением себя».

«Благодать посылается как дар тем, кто очистился от страстей. И получают они ее тихо и в час, о котором не знали».

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

Каждый Христа ради подвизающийся, помимо труда, посвященного церковному служению, обязательно ставится перед необходимостью совершения особого, внутреннего подвига. И чаще всего именно этот подвиг, иногда внешне незаметный, приводит человека в Царство Небесное. В остальном мы – рабы неключимые – делаем то, что обязаны. Для святителя Нектария Эгинского (Кефаласа), митрополита Пентапольского, таким подвигом было мужественное, смиренное терпение зависти и клеветы.

Письмо от Бога

Анастасий Кефалас родился в многодетной семье в Силиврии в 1846 году. Добрым христианским воспитанием он обязан родителям и, прежде всего, – матери. Очень рано обозначились в юном христианине тяга к образованию и желание послужить Христу. Поэтому в 14 лет он направился в Константинополь, чудесным образом попал на корабль и добрался до желанной цели.

Однако бедность не позволила любознательному и одаренному мальчику сразу начать обучение. Анастасий стал трудиться на табачной фабрике и потихоньку заниматься самообразованием. «Жил он в то время в такой нужде, что однажды, стесненный в средствах до крайности, решил... написать Господу письмо с изложением своих проблем и потребностей – такова была его детская простота и непосредственность. “Я попрошу у Него, – думал Анастасий, – фартук, одежду, обувь, ведь у меня ничего нет, мне холодно...” Вооружившись карандашом и бумагой, он написал: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя”. Затем сложил письмо, запечатал его и на конверте проставил следующий адрес: “Господу Иисусу Христу на Небеса” и с тем отправился на почту.

По дороге ему повстречался сосед-торговец, и, как показало дальнейшее, встреча эта (как, впрочем, и все, что с нами происходит) была делом Промысла Божия.

Анастасий, куда ты идешь? - спросил сосед. Этот неожиданный вопрос смутил мальчика, пробормотавшего что-то в ответ и продолжавшего держать в руке письмо. - Давай мне твое письмо, я его отправлю. Не раздумывая, он отдал письмо. Торговец взял его, положил в карман и пошел дальше. А Анастасий, радостный, вернулся домой.

Торговец же, уже подойдя к почтовому ящику, обратил внимание на загадочный адрес и, будучи не в силах удержать любопытство, вскрыл конверт и прочитал письмо. Взволнованный и встревоженный, он подумал, что Анастасий - исключительный ребенок, и решил тотчас же ответить на письмо, несомненно, подвигаемый к этому Тем, Кто сказал: «Что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).

Набросав на бумаге несколько трогательных слов и вложив деньги в конверт, торговец послал его Анастасию. Ответ «Господа» оказался настолько быстрым, что наш юный святой уже через день, придя на работу, предстал перед своим хозяином в новой одежде. Увидев его столь хорошо одетым, хозяин пришел в ярость, обвинил Анастасия в краже денег и безжалостно избил. Мальчик протестовал, кричал, что он ни в чем не повинен и говорил невероятную правду о том, что деньги ему послал Бог.

«Я никогда в жизни не крал!» Однако на Анастасия продолжали сыпаться такие сильные удары, что на крик прибежал тот самый сосед-торговец, его покровитель, который обо всем и рассказал жестокосердому хозяину мальчика, избавив тем самым Анастасия от бесчеловечных истязаний. Таким нелегким трудом юный святой зарабатывал свой хлеб, обеспечивал себе возможность учиться и помогал деньгами семье».

Мудрость на табачной бумаге

Жизнь юноши в то время была простой: работа, храм, молитва, чтение душеполезных поучений и Священного Писания. Мысли, казавшиеся ему наиболее интересными, он выписывал в особую тетрадь из табачной бумаги, которую впоследствии озаглавил «Кладезь священных мыслей».

Он потом так об этом вспоминал: «Настоящий труд является результатом долгой и упорной работы, вызванной давним желанием распространить те знания, которые имеют душеполезный смысл... За неимением денег я не мог их опубликовать. Однако мне удалось найти способ обойти эту помеху, используя в качестве рекламных листков сигаретную бумагу константинопольских табачных торговцев. Идея показалась мне удачной, и я сразу же взялся за ее осуществление. Я ежедневно переписывал на большое количество таких листков собранные мною мысли. Таким образом, любопытные покупатели могли, прочитав их, поучаться всему мудрому и душеполезному...»

Дидаскал (учитель) в нем, как видим, проснулся рано, и этому призванию он не изменял всю свою жизнь.

Лаборант под сенью Святого Гроба

Продолжить систематическое образование Анастасию удалось, когда он устроился лаборантом в один из константинопольских колледжей, входивших в юрисдикцию храма Гроба Господня. Там ему дали возможность преподавать в младших классах и одновременно учиться в старших.

Получив среднее образование, в 22 года юноша перебрался на остров Хиос, где, работая учителем в школе, уже проявил себя как аскет: почти все свободное время он проводил в молитве и богомыслии, ел раз в день.

Работа для молодого учителя была служением Богу, а не только способом улучшения материального благосостояния. Он занимался не с одними детьми, но и со взрослыми, учил их благочестию словом и собственным примером, помогал нуждающимся, много писал.

«К этому периоду его жизни относится также один весьма примечательный эпизод. Мальчик, занимавшийся у него покупками и кухней, однажды по рассеянности забыл на огне кастрюлю, содержимое которой сгорело. Анастасий разгневался и дал ему в наказание два подзатыльника, но тут же раскаялся, попросил у Бога прощения, а в качестве наказания себе - потерю вкусовых ощущений. Бог исполнил его просьбу, принял покаяние, и с того дня святитель Нектарий уже никогда не различал вкуса принимаемой им пищи».

Что такое отвешенный ребенку подзатыльник по понятиям того времени, когда ювенальной юстиции еще не было? Родители только поблагодарят за воспитание – не господ растят. А учитель переживал, чувство греха и страха Божия не давало ему спокойно жить дальше.

Мечты об Афоне

Под влиянием частых бесед с игуменом хиосского монастыря Неа Мони в 1876 году Анастасий принимает монашеский постриг с именем Лазарь, а через два месяца епископ Хиосский рукополагает его во диакона и нарекает Нектарием.

Идеалом иеродиакона Нектария в то время было отшельничество на Святой Горе Афон. Но туда он попал только через много лет, и ненадолго – как паломник. Хиосский же монастырь, видимо, заложил в нем хороший иноческий фундамент: служение Христу по великой сыновней любви, по такой же любви – послушание настоятелю, привычка к долгим и усердным бдениям.

Люди, получившие подобную подковку, всегда живут двойственной жизнью. Одна ее сторона – невыразимое утешение от Господа, вторая – столь же невыразимые муки от дьявольских нападок. Поворот в этом направлении произошел, когда один из благодетелей Хиоса познакомил жаждущего знаний иеродиакона с Патриархом Александрийским Софронием. Последнему Нектарий понравился, и он посоветовал молодому монаху продолжить образование в Афинах, а вышеупомянутый благодетель всячески этому поспособствовал.

Выше сан – больше смирение

Окончив в 1885 году богословский факультет Афинского университета, иеродиакон Нектарий направился в Александрию. Там его ожидала паства, ищущая слова Божия, интересная работа, головокружительный карьерный взлет (в 1886 году священническая хиротония, а в 1889-м архиерейская) и – клевета, изгнание, отчуждение на всю жизнь.

Вскоре после рукоположения во епископы владыка Нектарий сказал: «Господи, почему Ты возвел меня в столь высокое достоинство? Я просил Тебя соделать меня всего лишь богословом, а не митрополитом. С малых лет я молил Тебя удостоиться стать простым тружеником на ниве Твоего Божественного слова, а Ты испытываешь меня теперь в таких вещах. Господи, я смиряюсь перед волей Твоей и молю Тебя: взрасти во мне смирение и семя иных добродетелей так, как только Ты это знаешь. Удостой меня прожить всю мою земную жизнь согласно словам блаженного апостола Павла, сказавшего: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20)».

И вот что еще он писал одному монаху в ответ на поздравительное письмо: «...Ваше смирение внушает вам чувство неравенства между собой и мною из-за моего епископского сана. Этот сан поистине велик, но в самом себе и для самого себя. Он возвеличивает носящего его в силу своей объективной ценности, но он ни в чем не меняет взаимоотношений между облеченным в это достоинство и его братьями, братьями во Христе. Эти взаимоотношения всегда остаются теми же самыми. Вот почему нет никакого неравенства между нами. Кроме того, носящий епископский сан должен служить примером смирения. Если епископ призван быть первым, то именно в смирении, и если он первый среди смиренных, то, следовательно, он должен быть последним из всех. А если он последний из всех, то в чем же его превосходство? (…) Среди братьев во Христе, вне всякой зависимости от сана, отличаются лишь те, кто подражает Христу, ибо они несут в себе образ Прообраза и благодать Духа Святого, украшающую и возносящую к вершинам славы и чести. Только такая честь привносит различия и неравенство (…)

Уверяю Вас, что ежедневно завидую тем, кто посвятил себя Богу, кто живет, продвигается и существует в Нем. Что может быть поистине почетнее и светлее такой жизни? Это она искусно трудится над воссозданием образа, чтобы сообщить ему его первозданную красоту. Это она ведет к блаженству. Она освящает того, кто обладает ею. Она украшает того, кто владеет ею. Она наставляет в истине. Она заставляет звучать в сердце Божественное Слово. Она уверенно ведет человека к небесам. Она превращает дыхание в непрерывную мелодию. Она соединяет человека с ангелами. Она делает человека подобием Божиим. Она возносит нас к Божеству и делает Его близким. Вот, возлюбленный брат мой, каковы мои убеждения, которые вынуждают меня считать аскета выше епископа, и я исповедую это со всем смирением».

Обратим внимание на несколько очень важных моментов. Во-первых, епископ по-прежнему стремится к отшельнической жизни. Во-вторых, он искренне ставит знак равенства между собой и простым монахом, то есть не отождествляет себя со своим саном. В-четвертых, его слова полны настоящей духовной поэзии, свидетельствующей об искренней любви к Богу. И, самое основное, в нем живет нелицемерная уверенность в том, что главным достоинством архиерея должно быть смирение с большой буквы и, таким образом, подражание Христу.

Можно предположить, что в определенной степени Господь показал святителю Нектарию достоинства этого дара. То есть он переживал настоящую благодать смирения. Не на словах, как это нам обычно свойственно, а реально в Духе Святом владыка Нектарий эту добродетель вкусил. Дальнейшая его жизнь предоставила ему возможность в этом достоинстве утвердиться.

Блажени есте, егда поносят вам

Дьявол постоянно, до последнего дня жизни святителя, воздвигал против него наветы, один чудовищнее другого. Самым обидным здесь было то, что сочиняли и верили подлой клевете коллеги-священнослужители или те, кого епископ облагодетельствовал.

Из этого всего следовали для «путешествующего епископа» (так владыка Нектарий с тех пор подписывался) унижения, бедность и многие другие «прелести» жизни невинно оклеветанного человека.

Конечно, Господь наказал его клеветников, однако святителю от этого утешения не было никакого. Лучше бы молчали, не отравляли жизнь и помирали бы себе праведниками. Но архиерей понимал и другое: все эти козни дьявола – испытание верности Христу, закалка добродетели. Поэтому мы не будем оказывать дьяволу особые почести, детально расписывая его дела, а сосредоточимся на трудах владыки Нектария.

После первой порции клеветы его выгнали из Александрии с волчьим билетом – столь неопределенным сопроводительным письмом, что святитель поначалу нигде не мог пристроиться в Греции. Едва он находил себе место, александрийская клевета настигала его.

Святой опять опустился в пучину нищеты. Однако хозяйка, которая приютила его в Афинах, не брала с него денег за жилье и еду, видя его подвижническую жизнь. Господь воздвиг и добрых людей, которые опровергали злоречие недоброжелателей.

После некоторого периода лишений митрополит Пентапольский становится священнопроповедником на Эвбее и во Фтиотиде, разъезжает по этим областям, усердно сея слово Божие. Конечно, его проповеди сразу же обратили на себя внимание, потому что он был ученейший (что тогда было редкостью среди проповедников в Греции) и, при этом невероятно простой, по-детски следующий за Христом человек. Ему верили, потому что святитель Нектарий говорил о своем реальном опыте жизни в Боге.

Козни дьявола продолжались, причем, это были не только нападки через людей, но и непосредственные бесовские приражения. Владыка отвечал смирением и молитвой. «Однажды, когда святитель Нектарий, изможденный нищетой, потрясенный предательством и недоверием своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Ему показалось, что он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом. Он записал слова и мелодию, (добавив позднее и другие слова – прим. А.М. ). Этот самый прекрасный гимн Пресвятой Богородице, известный как «Агни Парфене», знает весь православный мир».

Подметай, Нектарий!

В 1894 году опальный архиерей обрел относительную стабильность в жизни – его назначили директором Ризарийской школы, подготавливавшей, главным образом, церковнослужителей. Кроме того, у него появилась возможность служить в школьном храме (священнодействовать ему до этого запрещали).

Владыка Нектарий был своеобразным директором. Вся его деятельность точно характеризуется словами покойной М.Е. Кириловой: «Он был не только священнослужитель, но еще и христианин», чего – увы! – нельзя было сказать о многих противниках митрополита Пентапольского.

«Когда к директору поступал донос на плохое поведение какого-нибудь ученика, он вызывал его и принимал его оправдания, больше доверяя обвиняемому, чем обвинителям. Другой его ученик, говоря о педагогических особенностях своего наставника, утверждал, что вместо того чтобы наказывать нарушителей дисциплины и школьного устава, он наказывал сам себя голодовкой. Тот же ученик видел, как он три раза подряд наказывал самого себя за беспорядки, вызванные плохим поведением учащихся. Святитель Нектарий был любящим отцом, как для учеников, так и для сотрудников школы.

Одна из эгинских монахинь, знавшая владыку с давних времен, рассказывает, что в бытность его директором школы служащий, занимавшийся уборкой и хозяйством, неожиданно серьезно заболел и был отправлен в больницу. В те времена в Греции не существовало, как в других странах, социального страхования, и бедняга боялся, что его заменят другим человеком, и он потеряет работу.

И потому, едва оправившись от болезни, он пришел в школу и застал ее в идеальном порядке и чистоте. Вернувшись домой, он сказал жене, что на его место назначили кого-то другого. Желая утешить мужа, она посоветовала ему отправиться рано утром в школу и попробовать поговорить с тем, кто его замещал. Муж пришел к пяти часам утра в школу и встретил своего “заместителя”, которым оказался... святитель, подметавший уборную, приговаривая при этом: “Подметай, Нектарий, это единственное, что ты достоин делать”.

Увидев своего сотрудника, владыка подозвал его и сказал: «Иди сюда и не удивляйся, а лучше выслушай меня внимательно. Ты поражен, что видишь, как я убираю школу. Не бойся, я не покушаюсь на твое место, наоборот, я делаю все, чтобы сохранить его за тобой до твоего окончательного выздоровления. Ты только что выписался из больницы и не сможешь работать, по крайней мере, еще два месяца. Что же тебе делать? Если тебя уволят, как ты будешь жить? Поэтому я и пришел тебе на помощь. Но будь осторожен: пока я живу в этом мире, никто не должен знать о том, что ты видел...”

В другой раз к нему пришел посетитель. Святитель Нектарий принял его как давнего друга и спросил, чего он хочет. «Отче святый, - сказал незнакомец, - я должен двадцать пять драхм. Мне необходимо вернуть их завтра, а у меня нет ни копейки. Я не знаю, что мне делать. Умоляю тебя, помоги мне».

Владыка подозвал Кости, который был его казначеем. Однако Кости, присутствовавший при разговоре, сделал вид, будто ничего не слышал. В кассе было от силы тридцать драхм, а до конца месяца было еще далеко. Святитель снова подозвал его. На этот раз Кости отреагировал. «Дай этому человеку двадцать пять драхм, - сказал владыка. - Они ему очень нужны». «У меня ничего нет, отче святый», - ответил Кости. «Поищи как следует, Кости, ему они очень нужны». «В кассе всего двадцать пять драхм, а еще только начало месяца». «Отдай их, Кости, Бог велик!»

Кости отдал деньги, и незнакомец ушел. В тот же день поступила записка из архиепископии с просьбой к святителю заместить заболевшего архиепископа, который должен был совершить обряд венчания. После венчания владыка Нектарий получил конверт, содержавший сто драхм. Он вручил его Кости со словами: «Мы, люди, не имеем ничего, а Бог обладает всем, и Он печется о нас».

Архиерей-чернорабочий

На исповедь и богослужение к митрополиту Нектарию приходило много народу. Время от времени у него исповедовались несколько благочестивых девушек, одна из которых была слепой. Они попросили владыку стать их руководителем на пути к монашеству. Так зародился знаменитый Свято-Троицкий женский монастырь на острове Эгина, где святитель жил в последние годы своей жизни (около 12 лет).

Он помог сестрам приобрести развалины монастыря на Эгине, и девушки стали их восстанавливать. Митрополит Нектарий руководил строящейся обителью не только дистанционно, но часто приезжал и участвовал в строительстве храма с 1906 по 1908 годы, а в возрасте 62 лет подал прошение об увольнении с поста директора школы и окончательно перебрался на Эгину.

Жители острова уже знали владыку как молитвенника и чудотворца: известен был случай изгнания беса из одного юноши и плодотворного моления митрополита о дожде после трехлетней засухи.

Переселившись в монастырь, архиерей по-прежнему проповедовал и много трудился на постройке монастыря как простой чернорабочий. Видимо, обитель была очень достойной, поэтому дьявол направил на нее и старенького митрополита очередной шквал клеветы. Ее быстро удалось опровергнуть, но след этот тянулся за владыкой и после смерти.

«Один живший на Эгине аскет рассказывал, что святителя видели молящимся со слезами на глазах в храме перед святыми иконами в течение трех дней и трех ночей без всякой пищи и без воды. Никто не знает, какое испытание он тогда претерпевал. Лишь после явления Ангела Господня он покинул храм и, победив искушение, вернулся к обычной повседневной жизни».

В последние месяцы жизни святитель страдал от сильных болей, связанных с тяжелым онкологическим заболеванием. Незадолго до смерти его положили в афинскую больницу, в палату для самых бедных. Дежурный врач был потрясен простым монашеским видом владыки: «Впервые вижу архиерея без панагии, золотого креста, а главное – без денег».

Сразу же после кончины святого Нектария (8/22 ноября 1920 года) начались многочисленные посмертные чудеса. Когда почившего митрополита переоблачали для положения во гроб, случайно пристроили его рубаху на край постели много лет парализованного человека – и он тотчас же исцелился; а тело усопшего замироточило. Дивный нездешний аромат чувствовался в помещении больницы еще несколько дней.

Мощи святителя через три года после погребения обнаружили нетленными и благоухающими. 20 апреля 1961 года митрополит Нектарий был причислен к лику святых Вселенской Церковью.

Плотию воскрес

Когда во время Второй мировой фашисты пытались бомбить Эгину, то в ясную солнечную погоду, по молитвам святителя Нектария, им не разу не удалось найти в море остров, в то время как другие острова они прекрасно видели.

Нельзя не рассказать еще об одном чуде святителя Нектария, совсем недавнем. «Несколько лет назад жители одной из горных деревень Эгины остались без священника. Время шло, а нового священника все не назначали. Наконец настал Великий пост, и крестьяне заволновались. Остаться в это время без священника для прихода вещь немыслимая. Посоветовавшись, решили написать письмо правящему архиерею епархии. "Святый Владыка, – умоляли обитатели деревни, – пришлите нам священника хотя бы на время Страстной недели и Пасхи. Чтобы мы могли достойно приготовиться, покаяться, помолиться и радостно со всем миром встретить Светлое Христово Воскресение".

Епископ прочитал письмо и на ближайшем епархиальном собрании в череде других вопросов огласил просьбу мирян Эгинского селения: "Кто сможет поехать, отцы, в эту деревню?" Но каждый из присутствовавших объяснял свою занятость и называл причину, почему поехать не сможет. Затем собрание перешло к другим вопросам, и письмо горцев оказалось засыпано ворохом бумаг. А потом о нем просто забыли по причине многих хлопот и приготовлений к приближающейся Пасхе.

Наконец настал Великий День Воскресения Христова, который в Греции чрезвычайно празднично и торжественно встречают всем миром. Прошла первая праздничная седмица, епархиальные служащие вышли на рабочие места, и вскоре архиерей обнаружил на своем столе новое письмо из горной деревни.

"Святый Владыка! – писали крестьяне, – Нет слов, чтобы выразить всю нашу благодарность и сердечную признательность за Ваше пастырское участие и помощь нашему приходу. Будем вечно благодарить Бога и Вас, Святый Владыка, за благоговейного священника, которого Вы нам прислали, чтобы встретить Пасху. Никогда нам еще не приходилось молиться с таким благодатным и смиренным слугой Божьим..."

Ближайшее епархиальное собрание архиерей начал с вопроса: "Кто из священников ездил в деревню, из которой в прошлый раз зачитывалось письмо?" Все молчали, никто не отозвался. Великое недоумение и горячее любопытство овладело архиереем.

Через несколько дней каменистые горные дороги острова Эгина клубились пылью: в загадочное село мчался архиерейский кортеж. Впервые в жизни в эту забытую деревню приехал владыка с пышной свитой. С пасхальными куличами, кулуракией, крашенками и цветами их встречали жители в полном составе, от старого до малого, и торжественно проводили в небольшой старинный храм.

Все греческие священники считаются госслужащими, и каждый обязан оставлять запись в специальном церковном журнале, даже если служил в храме единожды. Архиепископ приложился к чтимой храмовой иконе и сразу прошел в алтарь. В открытые царские врата все видели, как он взял журнал и подошел к высокому узкому окну. Торопливо пролистав страницы, он повел пальцем по последней строчке. "Нектарий, митрополит Пентапольский" красивыми чернилами было выведено там. Владыка уронил журнал и упал на колени, где стоял.

Известие о великом чуде громом небесным поразило всех стоявших в храме. Долгую звенящую тишину оборвал шквал захлестнувших чувств. Люди падали на колени, воздевали руки горе, обнимались, рыдали, громко благодарили Бога и святого Нектария.

Целую неделю святитель Нектарий, почивший в 1920 году, был плотию с простодушными пастухами и их семьями, служил в храме, водил их крестными ходами, возглавлял в ночи торжественные траурные шествия-эпитафии с Гробом Господним, пел с ними гимны и молитвы, утешал, наставлял. Никогда и ни от кого они не слышали таких слов о Боге. Казалось, этот старенький геронда с мягким голосом знал Его лично.

Только потом народ понял, почему все это время неземная радость переполняла их сердца, почему слезы покаяния и умиления текли рекой, и никто их не сдерживал и не стеснялся. Почему им не хотелось есть, не хотелось спать, а только – молиться с этим дивным добрым батюшкой».

Преподобный Нектарий Эгинский родился 1 октября 1846 в Восточной Фракии (тогда это была Греция, а сейчас – провинция Стамбула) и умер 8 ноября 1920 в больнице Афин.

Память святого совершается 22 ноября по новому стилю (на следующий день после кончины) и 3 сентября, годовщину перенесения мощей.

Один из самых почитаемых в Греции святых

Для греков святитель Нектарий Эгинский – святой, который олицетворяет собой не только какой-то отдельный путь, которым можно прийти к святости, а христианскую жизнь в целом во всем ее величии.

На его долю пришлись сначала нищета, затем заслуженное архиерейство и почитание, затем несправедливые гонения и снова нищета, а после – своеобразная «реабилитация», то есть прижизненное почитание в народе, которое после смерти только продолжало расти, так что сейчас он один из самых любимых греками святых. И, если спросить жителей Греции, чему их учит опыт старца Нектария, они ответят: любви к Богу, любви к людям и смирению.

Потому что, действительно, если святитель Нектарий и олицетворяет собой какой-то отдельный путь к святости, то это путь выдающегося смирения.

В 42 года стал митрополитом

Быть митрополитом, тем более в 42 года, – это уже о многом говорит (как и то, что с момента его посвящения в сан пресвитера не прошло и трех лет). При этом не имеет значения, что святитель Нектарий стал митрополитом при Александрийском П атриархате, который испытывал тогда острую нехватку в священнослужителях. Важно, что В ладыка не переставал быть при этом простым человеком, которому чужды любые внешние проявления славы или роскоши.

А они были ему чужды всегда. Вернее сказать, всегда были недоступны. Он родился в бедной многодетной семье, которую покинул еще будучи юношей. Затем жил какое-то время в Константинополе, где также испытывал большую нужду. Затем в 20 лет уехал в город Хиос, где стал учителем, а еще через 10 лет был пострижен в монастыре Неа Мони, который был известен своей аскетической строгостью. П отом – еще через 10 лет, в 1885 году,уже будучи в Афинах, – он окончил богословский факультет Афинского университета и был отправлен в Египет, в страну, которая переживала тогда наплыв европейцев.

О нем вспоминали, как о человеке, который помогал всегда, когда мог, и который никогда не жил, что называется, для себя. Будучи еще простым пресвитером Александрийской Церкви, он читал проповеди (не только в Каире, но и других городах), много и подолгу исповедовал, помогал нуждающимся и больным. Он собирал вокруг себя все больше и больше людей, и все больше и больше людей вокруг него изменялись. А сам он говорил о своем положении так: «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения».

Оказался в немилости у священноначалия

Нелегко быть смиренным, когда тебя превозносят, но еще сложнее, когда на тебя клевещут. Изгнание из Египта, безусловно, не центральная часть его биографии с точки зрения духовного пути, но самая показательная с человеческой точки зрения. Она демонстрирует, как может вести себя христианин в сложной ситуации.

А ситуация была в следующем: уже через год после возведения в сан митрополита Пентапольского святитель пал жертвой доносов. Александрийскому П атриарху сообщили, что В ладыка ведет неподобающую жизнь и делает много поступков, которые можно назвать как «непослушание».

(Исследователи считают, что это дело рук завистников, которые решили, что святитель Нектарий «метит» в П атриархи: так было истолковано ими бескорыстное служение В ладыки и симпатия, которую моментально приобрел подвижник в Египте).

Сначала святителю было запрещено служить что-либо, кроме треб, а затем в июле 1890-го года он и вовсе был вынужден покинуть страну.

Святитель безропотн о принял всю ситуацию и не пытался «отстаивать справедливость». Более того, он не держал ни на кого зла и до самой смерти отзывался о П атриархе Софронии, который подписывал указ, с большим уважением (хотя, к слову, так и остался на всю жизнь опальным митрополитом и даже подписывался – «путешествующий епископ»).

В ернувшись в Грецию, он оказался в той же нищете, в какой был когда-то. Начинался новый этап его жизни.

14 лет был директором школы

В Греции святителю очень помогло знакомство с греческой королевой Ольгой (сестрой князя Константина Романова, вышедшей замуж за короля Греции Георга). До этого макисмум, чего ему удалось добиться, – места проповедника в провинции Эвбея (да и то при помощи мэра Афин, который как-то встретил старца, спускавшегося в слезах после очередного безуспешного визита в министерство по делам религии). Однако королева Ольга стала духовной дочерью старца, и она же помогла В ладыке стать директором духовной школы имени братьев Ризари в Афинах.

На тот момент школа, по воспоминаниям очевидцев, переживала не лучшие времена, однако святитель Нектарий вдохнул в нее новую жизнь. Он пользовался безграничным уважением и учеников, и других преподавателей во многом, потому что не только учил, но и являл собой образ истинного христианина. Будучи директором, он старался по возможности не только наказывать, но и поддерживать провинившихся учеников. Например, узнав о чьей-либо серьезной провинности, он накладывал строгий пост и на себя тоже – и это действовало лучшего любого наказания. А если кого-то все же нужно было выгнать из школы, то он делал все, чтобы отсутствовало официальное решение об отчислении, которое ложилось бы пятном на дальнейшую репутацию ученика.

Также он мог браться за любую работу, если того требовала ситуация. Так он однажды тайно «замещал» заболевшего школьного уборщика, который очень переживал, что за недели отсутствия его уволят с работы. Причем святитель (епископ) убирал не только коридоры и комнаты, но и туалеты.

Наверное, лучшим свидетельством работы святого является то, что многие из выпускников школы стали впоследствии епископами. архимандритами и профессорами. Мы не будем приводить их здесь – их десятки.

Нектарий Эгинский пробыл в «ризарионе» 14 лет до 1908 года, когда ушел в увольнение по состоянию здоровья.

К стати , князь Константин Романов, сестрой которого была Ольга, больше известен как русский поэт К.Р.

В 1885 году он посвятил сестре, уже королеве, стихотворение:

«Давно ли, кажется, больной, нетерпеливый,

Тревожно так, с томлением, с тоской,

В мучительном бреду, то грустный, то счастливый,

Я ожидал свидания с тобой?...»

Написал письмо Богу

Это произошло, когда ему было 14 лет и он работал в табачной лавке в Константинополе. Нужда Анастасия (так звали святого до пострига) достигла такой меры, что он решился… написать письмо Иисусу! «Христос мой! У меня нет обуви. Прошу Тебя послать ее мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя».

Иисус ответил будущему подвижнику на его веру. Письмо обнаружил и вскрыл человек, который хорошо знал Анастасия и отправил мальчику сумму денег.

Старался найти понимание с христианами других конфессий

Люди, лично знавшие святителя Нектария, говорили, что тот остро переживал факт разъединения христианских церквей. Сам он, конечно, никак не мог повлиять на глобальные процессы, но в своей собственной жизни как мог старался Церкви «объединять». Например, он не избегал встреч с католическими священниками, а однажды даже принял в свою школу-Ризарион египтян-коптов.

(Коптская Церковь, основанная, по преданию, евангелистом Марком, откололась от П равославной в V веке, когда не приняла решений Халкидонского собора 451 года. При этом коптский обряд остается таким же аскетичным, как православный).

Был чудотворцем

Перечислять чудеса, сотворенные святителем, нет смысла – их великое множество. Они происходили и до его смерти, и после. Первое посмертное чудо случилось буквально сразу же, как только старец умер в больнице (от рака): палата наполнилась благоуханием. Бинты, которые сняли с умершего, положили на кровать лежащего там же паралитика, который сразу же исцелился.

При жизни святого и по его молитвам исцелялись больные, разрешались безвыходные жизненные ситуации: буквально из ниоткуда в высохших колодцах появлялалась вода, а в монастыри во время крайней нужды неожиданно завозилась провизия. После смерти святитель являлся на судах, которым, казалось, грозила неминуемая смерть, и людям, которые считали, что потеряли любую опору в жизни.

Рядом со святителем духовные законы обретали удивительную силу. Так, например, несчастную мать, обвинившую старца в растлении его дочери, настигла спустя время страшная кара – она вскоре сошла с ума.

Имел добродетель безгневаия

Согласно преданию, святой молил Бога избавить его от страсти гнева еще до переселения в Египет. Однажды он вспылил и дал своему помощнику два позатыльника. После этого он просил у Господа безгневия, а в качестве «платы» – лишить его вкусовых ощущений. Так и случилось: до конца жизни никто не видел святого разозленным, а сам он больше не чувствовал вкуса принимаемой им пищи.

Основал женский Троицкий монастырь

На собственные средства в 1904 году старец выкупил на острове Эгина небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь. Это была его забота о группе девиц, которые собрались к тому времени вокруг него и жаждали иноческой жизни.

Через несколько лет, покинув пост директора духовной школы, он сам переселился на Эгину и до самой смерти окормлял монастырь.

Некоторые изречения святителя

«Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне себя, в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях. Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно, что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это ».

«Я не хочу, чтобы вы страдали и смущались всем тем, что происходит против вашей воли, какой бы справедливой она ни была. Такое страдание свидетельствует о существовании эгоизма. Следите за эгоизмом, который прячется под личиной правоты. Следите и за неуместным сожалением, которое рождается после справедливого обличения. Чрезмерное огорчение – это искушение ».

«Единственное истинное огорчение то, которое возникает, когда мы хорошо узнаем о несчастном состоянии нашей души. Все остальные огорчения не имеют никакого отношения к благодати Божией ».

«Самый главный труд человека – это молитва. Человек создан, чтобы прославлять Бога. Это тот труд, который достоин его. Только это способно раскрыть его духовную суть. Только это оправдывает его чрезвычайное положение во всем мироздании.

При этом молитвы и прошения наши сами по себе не ведут нас к совершенству. К совершенству ведет нас Господь, Который приходит и обитает в нас, когда мы исполняем Его заповеди. И одна из первых заповедей, чтобы в нашей жизни совершалась воля не наша, а Божия. И чтобы совершалась с точностью, с которой это происходит на небесах у ангелов»..

Тропарь святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,

прославил еси Господа

добродетельным житием, Нектарие преподобне.

Темже Утешителя прославлен силою,

Божественными мощми твоими,

демоны отгониши и болящия исцеляеши,

верою приходящия ти.

Молитва святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу

О, мироточивая главо, Святителю Нектарие, Архиерею Божий! Во времена великаго отступления, нечестию мир пленившу, благочестием просиял еси и главу прегордаго Денницы, уязвляющаго нас, сокрушил еси. Сего ради дарова ти Христос врачевати язвы неисцельны, за беззакония наша нас поразившия.

Веруем: возлюби тя Бог праведнаго, да тебе ради нас, грешных, помилует, от клятвы разрешит, от недуг избавит, и по всей вселенней страшно и славно будет имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Статьи по теме: