Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы. Мировоззрение: определение, уровни и формы


План

1. Мировоззрение, его структура и уровни
1.1 Мировоззрение
1.2 Структура мировоззрения
1.3 Уровни мировоззрения
2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит)
2.1 Античная философия, ее космоцентрический характер
2.2 Фалес
2.3 Анаксимандр
2.4 Анаксимен
2.5 Демокрит
3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии
3.1 Предмет социальной философии
3.2 Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы
3.3 Функции социальной философии
4. Задание №4
5. Задание №5
6. Задание №6
Список литературы


1.Мировоззрение, его структура и уровни

1.1.Мировоззрение

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человека смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов.
Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).
Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремится показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознание человека проблема познавательных возможностей, и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания.

      Структура мировоззрения
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента :
    Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т. д. он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
    Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия, и т. д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
    Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.
    Практический компонент. Без практической составляющей мировоззрения носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
      Уровни мировоззрения
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.
    Жизненно-практический уровень. Этот уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразным повседневным опытом. Жизненно-практический уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирования этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования. Интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.
Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
    Теоретический уровень. Недостатки жизненно-практического уровня преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. Философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.
Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.


2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит)

2.1 Античная философия, ее космоцентрический характер

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. О периодизации античной философии пишут многие видные философы.
Смирнов И.Н. отмечает, что при анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от Фалеса до Аристотеля; второй – греческую философию в римском мире и, наконец, третий – неоплатоновскую философию.
История греческой философии представляет собой общий и, вместе с тем, живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Этот период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским.
Абсолютно все ученые-философы отмечают, что первый период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и 5 вв. до н.э. философия еще не существовало отдельно от познания природы, а знания о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение 7 и 6 столетий поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом, появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся, прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.
Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются. Ионийская философия была представлена в основном Милетской школой и философом одиночкой Гераклитом.
Идея мирового единства мыслилась как единый закон вещей, как мировое вещество, как мировой порядок, что имело макрокосмический характер. Взгляд данных мыслителей (Фалеса, Парменида, Гераклита…) направлялся на мир, как целое, отдельное же явление имело для них значение только в связи с целым.
Однако уже в 5 веке в самой Греции появляются мыслители, которые пытаются понять не отдельное явление из целого, но, наоборот, целое из отдельных вещей, явлений: место макрокосмического занимает микрокосмическое исследование. Это явление представлено атомистической школой Левкиппа и Демокрита и позднейшей школой ионийских физиков Эмпедокла и Анаксагора.
Так Эмпедокл из Агригента установил четыре независимых качественно различных элемента: огонь, воздух, воду и землю, которое, позднее, благодаря Аристотелю, на многие века заняли господствующее положение среди других элементов.
Второй период греческой философии (5 – 6 в. до Р.Х.) в противоположность одностороннему космоцентрическому направлению предшествующей философии, начинается также односторонне, а именно постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которое оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.
Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля.
Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный идеалист. Платон первым среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи.
Аристотеля отличают энциклопедические познания, он подвел итог развитию философской мысли от начала Древней Греции и до Платона.
Третий период философии: век эллинизма (с 3 века до Р.Х. по 3 век после Р.Х.). сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Неоплатонизмом заканчивается развитие греческой философии.

2.2 Фалес

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 - 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду . Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом - водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.


2.3 Анаксимандр

После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 - 546 гг. до н. э.). О его жизни практически не сохранилось никаких сведений. Считается, что ему принадлежит работа “О природе”, о содержании которой известно из сочинений последующих древнегреческих мыслителей, среди них - Аристотель, Цицерон, Плутарх. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать как стихийно-материалистические. В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Можно, по-видимому, считать, что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование, полагая в качестве первоначала не какой-либо конкретный элемент (например, воду), а признавая таковым апейрон - материю, рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало, приближающееся по своей сущности к понятию и включающее в себя существенные свойства природных элементов. Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

2.4 Анаксимен

Последним известным представителем Милетской школы былАнаксимен (ок. 588 - ок. 525 гг. до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники, Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды . Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем высказывании греческого мыслителя: “Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание”. Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется, например, огонь.
Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила - Солнце, Луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от Земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от Земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение Солнца и Луны. Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным будет и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

2.5 Демокрит

Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита (ок. 460 - 370 гг. до н. э.). Продолжая линию своих предшественников - Левкиппа, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрит создал учение об атомистическом строении материи. Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство - пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность. Случайным он называл то, причину чего мы не знаем.
Демокрит заложил основы материалистической теории познания. Он считал, что познание возможно лишь благодаря органам чувств. Данные органов чувств, по Демокриту, перерабатываются разумом.
В воззрениях на общество Демокрит был сторонником рабовладельческой демократии. Он считал, что лучше пребывать в бедности при народовластии, чем в богатстве при властителях. Он не осуждал стремление к богатству, но осуждал приобретение его бесчестным путем.
Идеи Демокрита оказали чрезвычайно большое влияние на дальнейшее развитие материалистической философии. Его даже рассматривают как одного из основоположников материалистической линии в философии.
Значительную роль в развитии философии сыграли древнегреческие учителя философии - софисты, среди которых были и оригинальные мыслители: Протагор из Абдер, Горгий Леонтийский, Гиппий из Элиды. Софисты интенсивно вводили в философию новую проблематику. Особое значение они придавали осмыслению взаимосвязи человека и общества.


3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии

3.1 Предмет социальной философии

Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, - индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления - это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений.
Известный русско-американский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей философской концепции определение социального явления: Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного - в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.
Основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни - ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни - социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.
На основе изложенного можно дать следующее определение:
социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.
Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей.
«Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе». Здесь верно названы те законы, которые призвана изучать социальная философия. Нельзя забывать, что социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.

3.2 Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы

Позитивистская социальная философия и ее проблематика. Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20-40-х годов XIX века. В то время ее обширная проблематика была представлена, прежде всего, в работах французского философа Огюста Конта, а затем и его последователя Герберта Спенсера. Параллельно развивалось и другое направление социальной философии со своей проблематикой. Оно было представлено в трудах немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Огюст Конт (1798-1857) ввел в науку термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение) и означающий «учение об обществе». Именно его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку он называл еще социальной философией.О. Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые многими мыслителями до него рассматривались как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию развитие от дельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производительной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Так рассуждали, в частности, представители немецкого и французского Просвещения Гердер, Лессинг, Вольтер, Руссо.
В своем учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда. Особое значение он придавал политической деятельности людей, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики».
Важное место в социальной философии Конта занимает решение проблем гармонизации в развитии общества и достижения его стабильности, которые и по сей день не потеряли своей актуальности.
Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимозависимых природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
Марксистская социальная философия и ее проблематика
Параллельно с позитивистским развивалось направление социальной философии, представленное в трудах Карла Маркса (1818-1883), Фридриха Энгельса (1820-1895) и их последователей. Главной его особенностью стал переход от идеалистического к материалистическому пониманию развития общества и в целом исторического процесса.Как подчеркивали основоположники марксизма, предпосылки, с которых они начинали исследовать развитие общества, - это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.
Одна из самых фундаментальных проблем в марксизме - проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание людей истолковывается как отражение их общественного бытия в ходе общественной практики, различных видов их социальной деятельности. В таком плане объясняются природа, сущность и содержание общественного сознания, показывается его объективная материальная основа, каковой выступает общественное бытие людей как «реальный процесс их жизни».
Осознавая объективные законы развития общества, люди могут действовать с учетом данных законов и в соответствии с ними. Тем самым делается решающий шаг от стихийности к сознательности в развитии общества. В этом заключается один из важных аспектов решения проблемы взаимодействия объективных условий и субъективного фактора в историческом процессе.
Проблематика марксистской социальной философии частично отразилась в других направлениях социально-философской мысли XIX-XX столетий, хотя проблемы жизни и развития общества решаются в них на иной теоретической и методологической основе.
Психологическое направление
Большое влияние на развитие социальной философии оказало ее психологическое правление, представленное, прежде всего в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых других мыслителей. Лестер Уорд (1841-1913) - американский социолог, которого нередко называют отцом социологии в США. В целом положительно восприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических моментов на психологические. В трудах «Динамическая социология», «Психологические факторы цивилизации», «Очерки социологии» и других он пытался раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. « Социальные силы суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества», - писал Уорд.
Проблема причин и движущих сил деятельности людей - одна из центральных в социальной философии Уорда. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности
и т.д.................

Что такое мировоззрение? Каковы его структура, содержание и уровни?

философия мировоззрение познавательный жизненный

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».

Мироощущение -- чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т.д

Мировосприятие -- это миропонимание, оно базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т.д.

Миропонимание -- система идей о происхождении и структуре мира; о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения; о причинах и характере мировых изменений и месте человека в мире.

Уровни мировоззрения:

  • 1. Житейско - практический(формируется стихийно, на него влияют религиозные, национальные факторы)
  • 2. Теоретическое мировоззрение (все основано на доказательстве, на этом уровне находится философия и науки)

Философия и наука: родство и различие познавательных функций

Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос опыта), она создает философские "эскизы" тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких "эскизов" тем больше, чем более зрелым является философское понимание. В результате "выбраковки" вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, возможны отбор (селекция), обоснование наиболее разумных допущений.

Функция "интеллектуальной разведки" служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием "белых пятен" в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, неразорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их "стыковке", согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль. В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его "устройства", общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии.

Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Зададимся вопросом, можно ли отнести науку к положительным, полезным или же отрицательным, вредным для людей явлениям? Однозначный ответ дать трудно, ибо наука - что нож, который в руках хирурга-целителя творит добро, а в руках убийцы - страшное зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер. Помимо науки важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные и другие представления. В свою очередь философия призвана осмысливать весь сложный комплекс общественно-исторического бытия людей или культуры.

В различных формах мировоззрения по-разному представлен чувственный, житейский и интеллектуальный опыт людей. Эмоциональную сторону мировоззрения в виде настроений, чувств, переживаний выражает мироощущение. Опыт создания наглядных образов в диапазоне от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей и диаграмм относят к мировосприятию. Наконец выражение содержания мировоззрения в виде абстрактных понятий, символических формул, интеллектуальных моделей составляет миропонимание.

Чувственная сторона духовного мира человека - непременный элемент мировоззрения. Ярким примером возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить знаменитые слова великого немецкого философа XIX века Иммануила Канта: «Две вещи наполняют мою душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них: это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Это пример оптимистического мироощущения. Но оно может быть и пессимистическим, как в Библии у Экклезиаста: «Все суета сует и всяческая суета!» Или же как в притче о перстне царя Соломона.

У царя древней Иудеи Соломона был перстень с выгравированными на нем словами «Все проходит!» как символом бренности и тщеты человеческой жизни. Однако в судьбе Соломона все складывалось более чем успешно: власть, слава, богатство, преклонение народа, любовь прекрасной царицы Савской! И вот однажды, взглянув на свой перстень, Соломон усомнился в справедливости запечатленных на нем слов, раздраженно сорвал перстень с пальца и выбросил его в море. Спустя некоторое время ему на обед подали рыбу свежего улова. Разделывая ее на блюде, Соломон нашел в ней свой перстень и увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он приблизил перстень к глазам и прочел: «И это пройдет!» Все суета сует и томление духа, а жизнь есть лишь короткая или длинная дорога к смерти.

Образные представления об окружающем нас мире формирует искусство. Зрительные образы в виде рисунков и картин дает живопись. Причем эти образы могут быть прекрасными, как «Джоконда» Леонардо да Винчи или «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, а также уродливыми, как демоны в «Каприччос» Франсиско Гойи, или же фантасмагорическими видениями, как в сюрреалистических картинах Сальвадора Дали. Это может быть реалистический пейзаж, как «Утро в сосновом лесу» Шишкина или же абстрактный «Черный квадрат» Малевича. Слуховые образы создает музыка - от плясовой «Камаринского» до «Реквиема» Моцарта. Статические образы мы видим в скульптуре в застывших формах «Дискобола» Праксителя или «Мыслителя» Огюста Родена или же в движении танца, балета, пантомимы. Пространственные формы разрабатывает архитектура, создавая внешние формы зданий, наподобие готического Кельнского собора или минаретов Святой Софии в Стамбуле, внутреннего убранства зрительного зала Оперы Ля Скала или анфилад комнат в дворцах Лувра и Эрмитажа. Таковы формы мировосприятия.

Понимание реализуется в текстах. Причем это могут быть рассуждения писателя, как, допустим, мысли Льва Толстого о войне и мире; обсуждение политических и экономических вопросов, как, скажем, в трактатах Жана-Жака Руссо «Об источниках неравенства между людьми» или «Об общественном договоре»; изложение и обоснование научных теорий, как в статьях и монографиях ученых, наподобие книг «Происхождение видов путем естественного отбора» Чарлза Дарвина или «Кибернетика» Норберта Винера. Таковы же и труды философов от диалогов Платона и трактата Аристотеля «О душе» до современных

Новое значение приобретают в составе мировоззрения знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, представлений, переживаний, они становятся в конечном счете больше, чем просто знаниями, превращаясь в познавательные убеждения, т.е. глубоко укорененные в нашем интеллекте, продуманные, обоснованные, лично выстраданные позиции в трактовке явлений и событий окружающей нас действительности. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические ценности, нормы и идеалы. В сочетании с волей они становятся основой жизненного поведения и практического действия.

Существенная характеристика перехода знаний и представлений в убеждения - это все возрастающая степень доверия к их содержанию, к их глубокому смыслу. Диапазон человеческой уверенности и веры широк. Он простирается от жизненной, практической несомненности или очевидности, т.е. целиком рассудочной позиции, до религиозных верований, пусть необоснованных и непроверенных, но все же систематизированных и освященных высоким авторитетом Бога и церкви или же заветами предков, а также вплоть до легковерного принятия одиозных баек и нелепых вымыслов, что свойственно массовому сознанию примитивного уровня, когда люди, не желая тратить силы на формирование грамотного мировоззрения, оказываются в плену самых невежественных представлений и суеверий.

Ведущая роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже с недоверием. Сомнение вообще есть признак самостоятельной, осмысленной работы в области мировоззрения. Фанатичное, слепое принятие той или иной мировоззренческой доктрины, духовное срастание с ней без внутренней критичности называют догматизмом. Другая крайность - это неверие ни во что, сомнение в истинности знаний, правоте идеалов, достоинстве целей. Эту позицию называют скептицизмом и нигилизмом (от лат. nihil - ничто). В начале XX века среди поэтов- декандентов (декаданс - значит упадок) были некие «ничевоки», которые не писали ничего и это называли поэзией!

По степени глубины, продуманности, обоснованности, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов, яркой образности в мировоззрении различают также повседневно-практический и теоретический уровни.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения, но и множество заблуждений и предрассудков.

Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный характер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему

и на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях затмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление сиюминутно и приземленно, оно пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей и стремления к высоким идеалам.

Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современности. На профессиональной основе этим занимается философия.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Философия как особый тип мировоззрения

Мировоззрение, его сущность, структура, основные типы.


Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, и место человека в нем.


Уровни мировоззрения:


1. Житейско - практический(формируется стихийно, на него влияют религиозные, национальные факторы)

2. теоретическое мировоззрение(все основано на доказательстве, на этом уровне находится философия и науки)В истории человечества выделяется три основные формы мировоззрения :

1. Мифология;

2. Религия;

3. Философия.

Мифология – самая ранняя форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: - происхождение Вселенной, Земли и человека; - объяснение природных явлений; - жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; - вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: - очеловечивание природы; - наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексий); - практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.); - однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия – форма мировоззрение, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятие окружающей действительности. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: - объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); - культурологическую (способствует распространению определённой культуры, влияет на культуру);- нравственно–воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадание, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Впервые термин употребил Пифагор

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: - основано на знании (а не на вере либо вымысле); - рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); - логично (имеет внутреннее единство и систему); - опирается на четкие понятия и категории. Философия включает в себя учения об общих принципах бытия мировоззрения (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания(гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии. Философия дает систему знания о мире как целом. Т.о., философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.


Функции философии :


Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга. Материалисты: Аристотель, Фалес…Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. Идеалисты: Платон, Юм, Берди.

Объективный идеализм считает первоосновой всего мировой разум (Платон).

Субъективный идеализм считает первоосновой - сознание одного человека или группы людей (Юм, Берди). Каждый человек обладает уникальным, индивидуальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, когда речь идет об отношении к выбору философских пристрастий, нравственных ориентаций, к искусству и религии. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние, абсолютные, не приходящие ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.


Формирование взглядов на материю в истории философии


Для античного периода характерно, прежде всего, нерасчлененность философского и естественно - научного знания. Никакой экспериментальной базы не было. Философы пытались объяснить природу умозрительно (интеллегибельно). Этой умозрительностью были заложены основы спекулятивной философии. Такое объяснение природы позднее получило название натурфилософии.

1. «Начала философии» были заложены Милетской школой древнегреческих натурфилософов, основателем которой был Фалес . Он утверждал, «все есть вода». В изменчивом мире вещей есть одно основание, которое остается постоянным при всех изменениях - вода. Из нее все возникает и в нее все обращается. Он, как и другие древние греки, наблюдал множество вещей, которые появляются из воды и в ней исчезают. Вода превращается в пар и лед. Вода - это некая субстанция, первооснова, обеспечивающая единство и вечность мира.

Вода не является чем-то мистическим, она осязаема и знакома. Если все, что происходит - это превращение воды из одних форм в другие, то есть, в изменении нет ничего сверхъестественного, все может быть объяснено с помощью законов, которым подчиняется вода. Фалес делает первый шаг от «мифа к логосу», открывая проницаемость природы для человеческого мышления. Анаксимандр считал первоосновой всего – апейрон (материален, вещественен, вечен, во вращательном движении). Анаксимен считал первокирпичиком - воздух.

2. Гераклит и Парменид . Для Фалеса и его учеников главной была проблема субстанции, первоначала, вопрос о существовании изменений в мире не вызывал у них сомнения.

Существует ли изменение? Гераклит утверждал, что все находится в непрерывном движении, становлении, поэтому « в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии. Космос - это живой организм, где постоянно возникает что-то новое. Движение и покой две противоположности, определяющие существование мира на основе неизменного закона - логоса.

Гераклит является первым античным диалектиком, представившим мир в движении и развитии, выявившим источник развития – взаимодействие противоположностей. Борьба противоположных начал - источник развития и, одновременно, основа гармонии. Основа мира - огонь, а душа есть огненная субстанция (проявление огня), укорененная в бытии и причастная божественному логосу. Устойчивость мира заключается в том, что мир сгорает во вселенском пожаре и возникает ВНОВЬ через регулярные промежутки времени, циклы.

Парменид утверждает, что изменение является логически невозможным, ибо мыслить противоречиво нельзя. Он рассуждает следующим образом:.

1) Что существует - существует; Что не существует – не существует;

2) Что существует, может быть мыслимо; Что не существует, мыслимо быть не может;

3) Идея изменения предполагает, что нечто начинает существовать и: что нечто прекращает существовать. А то, что не существует, есть небытие, оно не может быть мыслимо. Мыслить можно лишь то, что логически возможно, а значит только бытие как единое и неизменное. Верить мы можем только логике и разуму, познаваемо только непротиворечивое и устойчивое.

Мир распадается у Парменида на бытие и сущее (небытие).

3 . Эмпедокл оперирует четырьмя неизменными началами: огнем, землей, водой и воздухом и двумя силами - разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей (любовь). Четыре элемента качественно и количественно неизменны, но разные количества начал могут соединяться между собой с помощью объединяющей силы и образовывать вещи. Вещи исчезают, когда элементы «отталкиваются друг от друга» с помощью разъединяющей силы.

Анаксагор оперировал «бесчисленным» количеством элементов и одной силой («умом»). Он считал, что ум направляет все изменения к некоторой цели.

4. Большую роль в развитии натурфилософии сыграли взгляды Демокрита и его атомистическая теория. Бытие множественно и находится в непрерывном движении. В основе мира лежит множество неизменных первоначал - атомов, которые движутся в пустоте. Движение атомов определяется исключительно механическими причинами. Вещи складываются из атомов и на атомы распадаются, поэтому мир - это гигантский механизм, управляемый законами движения. Движения атомов не зависят от божественного или человеческого разума. Атом (вечен, неделим, не превращается друг в друга, различные формы, разная величина, нет чувственных свойств, душа состоит атомам, атом в движении).

Атомистическая модель мира как механической системы имела свои достоинства и недостатки. Она давала количественное описание мира, что делало мир логичным, доступным для изучения с помощью математики; но объяснить качественные свойства предметов, такие как цвет, вкус, запах и многое другое, чувственно воспринимаемые свойства, она не могла. Этот недостаток Демокрит пытался преодолеть в теории познания путем введения атомов-посредников, эйдосов.

5. Учения Платона и Аристотеля . Вещи возникают путем соединения идеи и материи. Платон описывает материю как «восприемницу», вынашивающую в себе чистый идеальный образец - эйдос. Материя это то, что все приемлет и помещает в себе, не имеет активности и формы, облика и величины, чистая отрицательность и ничто, но одновременно некая возможность мира.

Аристотеля интересует вопрос не только о сущности вещи, но и о ее существовании, причинах возникновения и изменения. Он выделяет четыре принципа всякой вещи:

Первый принцип - форма, сущность бытия всякой вещи.

Второй принцип - материя. Она, по Аристотелю, состоит из двух уровней. В первом случае - материя это вещество, потенциальная предпосылка или возможность вещи. Во втором случае, речь идет о материи как субстрате, вещественной, чувственно воспринимаемой основе вещи. Нет вещи без материи, также как нет вещи без формы. Всякая вещь - это овеществленная форма.

Третий принцип - движущая причина как переход возможности в действительность. Именно за счет движения происходит соединение существующих независимо друг от друга, материи и формы.

Четвертый принцип - целесообразность, цель. Итогом всякого движения должен быть результат, он и есть цель движения. Существованием активной первопричины всего мира - это Бог-ум, именно он является Перводвигателем, содержит в себе формы всех вещей и определяет цель мироздания.

В 16-19 веках прошла первая научная революция . Идет процесс размежевания философии и науки. Это хорошо иллюстрируется фразой Ньютона: «Физика - бойся метафизики», под метафизикой понимается философия, претендовавшая на то, чтобы быть матерью всех наук. Главной наукой стала механика. Именно к законам классической механики сводилась сущность всех явлений. Это была крайняя степень редукционизма (т.е. упрощение сложных явлений). Материю перестали отождествлять с конкретным видом вещества. Метафизические материалисты отождествляют понятие материи с представлениями о вещ-ве и его механических свойствах. К числу таких свойств материалисты относили тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.

Рене Декарт считал, что все тела, как твердые, так и жидкие, состоят из одной и той же материи, что каждая частица материи стремится всегда превратиться в одну из своих форм и, превратившись в нее раз, всегда ее сохраняет. Природа материи, т.е. тела, по Декарту состоит лишь в том, что тело есть субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину. Мир представляет собой беспредельно протяженную субстанцию.

С началом неклассического периода развития науки происходит научная революция. Эпоха связана с открытием делимости атома на ядро и электроны. Учебники по диалектическому материализму этот период объясняли так: были-де философы - материалисты и ученые, которые понятие «материя» связывали с атомом, как мельчайшей частицей вещ-ва. Открытие делимости атома привело их к мысли, что материя исчезла и эти философы и ученые «свихнулись» в субъективный идеализм.

В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» все поставил на свои места. Он обобщил достижения науки и обосновал объективную реальность в качестве субстанциональной основы понятия «материя». Ленин говорит: "Материя исчезает" - это значит, исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи." Основной особенностью ленинского понятия материи как объективной реальности является то, что оно указывает на неисчерпаемость ее структуры и свойств; на безграничность человеческого познания материи вширь и вглубь... Ленин дает следующее определение материи. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.


Проблема движения и его связь с материей. Проблема классификации форм движения и наук, их окружающих


Познавая окружающий мир, мы узнаем, что в нем пет ничего абсолютно застывшего и неизменного, все находится в движении, переходит из одних форм в другие. Во всех материальных объектах происходит движение элементарных частиц, атомов, молекул, каждый объект взаимодействует с окружающей средой, а то взаимодействие заключает в себе движение того или иного ода.

Любое тело, покоящееся по отношению к Земле, движется месте с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем - по отношению к другим звездам Галактики, последняя перемешается относительно других звездных систем и т. д.

Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности нигде нет, всякий покой, равновесие относительны, являются определенным состоянием движения. Стабильность структуры и внешней формы тел обусловлена определенным взаимодействием между составляющими их микрочастицами, а всякое взаимодействие, развертывающееся в пространстве и времени, выступает как движение; равным образом и любое движение включает в себя взаимодействие различных элементов материи. Взятое в самом общем виде, движение оказывается тождественным всякому изменению, любому переходу из одного состояния в другое.

Движение-это всеобщий атрибут, способ существования материи. В мире не может быть материи без движения как нет и движения без материи.

Это важное положение можно доказать методом рассуждения от противного. Предположим, что существует некая форма материи, лишенная всякого движения, как внутреннего, так и внешнего. Поскольку движение равносильно взаимодействию, то эта гипотетическая материя должна быть лишена всех внутренних и внешних связей и взаимодействий. Но в таком случае она должна быть бесструктурной, не заключать и себе никаких элементов, ибо последние из-за отсутствия способности к взаимодействиям не могли бы объединиться друг с другом и образовать данную форму материи. Из этой гипотетической материи в свою очередь не может ничего возникнуть, поскольку она лишена связей и взаимодействий. Она ни в чем не могла бы обнаруживать своего существования по отношению ко всем другим телам, ибо не оказывала бы на них никакого влияния. Она не обладала бы никакими свойствами, поскольку всякое свойство представляет собой результат внутренних и внешних связей и взаимодействий и также раскрывается во взаимодействиях. Наконец, она была бы принципиально непознаваема для нас, поскольку всякое познание внешних предметов осуществимо лишь при их воздействии на наши органы чувств и приборы. У нас не было бы никаких оснований допускать существование такой материи, поскольку от нее не поступало бы никакой информации. Суммируя все эти негативные признаки, мы получаем чистое ничто, некоторую фикцию, которой абсолютно ничто не соответствует в действительности.

Будучи неразрывно связанной с движением, обладая внутренней активностью, материя не нуждается ни в каком внешнем божественном толчке для того, чтобы быть приведенной в движение (именно такой метафизической концепции “первотолчка” придерживались в свое время некоторые философы-метафизики, рассматривавшие материю как косную, инертную массу).

Материя является субстратом всех изменений в мире; движения, оторванного от материи, не существует, как нет и энергии без материи. Возможность существования движения без субстрата, перехода материи в энергию допускали представители энергетизма (прежде всего немецкий естествоиспытатель В. Оствальд, взгляды которого подверг критике В. И. Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм”). Они отождествляли массу и материю, а затем массу и энергию, после чего делался вывод о тождественности материи и энергии.

В духе энергетизма рассуждают некоторые современные ученые, которые на основании формулы Е=тс2 (Е-энергия, m- масса, с-скорость света) делают вывод об эквивалентности материи и энергии. Прекращение частиц и античастиц (при их взаимодействии) в фотоны они рассматривают как уничтожение (“аннигиляцию”) материи, преобразование ее в “чистую энергию”. На самом деле кванты электромагнитного поля (фотоны) представляют собой особую форму движущейся материи. В данном случае происходит не уничтожение материи, а переход ее из одной формы в другую при строгом выполнении законов сохранения массы, энергии, электрического заряда, импульса, момента импульса и некоторых других свойств микрочастиц.

В природе имеется бесчисленное множество качественно различных материальных систем, и каждая из них обладает специфическим для нее движением. Современной науке известна лишь небольшая часть этих движений, которые можно подразделить на ряд основных форм движения. К последним относятся способы существования и функционирования материальных систем на соответствующих структурных уровнях. Основные формы движения включают в себя такие группы процессов, которые подчиняются общим законам (различным для разных форм движения).

В разработке классификации основных форм движения большая заслуга принадлежит Ф. Энгельсу, который в своем произведении “Диалектика природы” говорил о существовании следующих форм движения: механической (пространственного перемещения); физических (электромагнетизм, гравитация, теплота, звук, изменения агрегатных состояний веществ и др.); химической (превращение атомов и молекул веществ); биологической (обмен веществ в живых организмах); социальной (общественные изменения, а также процессы мышления). Эта классификация сохраняет свое значение и сейчас. Она исходит из принципа исторического развития материи и качественной несводимости высших форм движения к низшим.

В настоящее время из основных форм движения можно выделить прежде всего такие, которые проявляются во всех известных пространственных масштабах и структурных уровнях материи. К ним относятся:

1) пространственное перемещение - механическое движение атомов, молекул, макроскопических и космических тел; распространение электромагнитных и гравитационных волн; движение элементарных частиц;

2) электромагнитное взаимодействие;

3) гравитационное взаимодействие (тяготение).

Далее необходимо выделить формы движения, проявляющиеся лишь на определенных структурных уровнях и неживой природе, в живой природе и в обществе. В неживой природе - это прежде всего взаимодействия и превращения элементарных частиц и атомных ядер. Частным проявлением данной формы движения выступают все виды ядерной энергии. В результате перераспределения связей между атомами в молекулах, изменения структуры молекул одни вещества превращаются в другие, Этот процесс составляет химическую форму движения.

Формы движения в живой природе включают в себя процессы, происходящие как внутри живых организмов, так и в надорганизменных системах. Жизнь представляет собой способ существения белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляцни, направленные на самосохранение н воспроизводство организмов.

Все живые организмы представляют собой открытые системы. Постоянно обмениваясь веществом и энергией с окружающей средой, живой организм непрерывно воссоздает свою структуру и функции, поддерживает их относительно стабильными. Обмен веществ приводит к постоянному самообновлению клеточного состава тканей.

Жизнь представляет собой систему форм движения и включает в себя процессы взаимодействия, изменения и развития в над организменных биологических системах-колониях организмов, видах, биоценозах, биогеоценозах и всей биосфере.

Высшим этапом развития материи на Земле является человеческое общество с присущими ему социальными формами движения. Эти формы движения непрерывно усложняются с прогрессом общества. Они включают в себя всевозможные проявления целенаправленной деятельности людей, все социальные изменения и виды взаимодействия между различными общественными системами - от человека до государства и общества в целом. Проявлением социальных форм движения служат и процессы отражения действительности в мышлении, которые основываются на синтезе всех физико-химических и биологических форм движения в мозгу человека.

Между, всеми формами движения материн существует тесная взаимосвязь. Она обнаруживается прежде всего в историческом развитии материи и в возникновении высших форм движениянаоснове относительно низших. Высшие формы движения синтезируют в себе относительно низшие. Так, человеческий организм функционирует на основе взаимодействия физико-химических и биологических форм движения, находящихся в нем в неразрывном единстве, и одновременно человек проявляет себя как личность-носитель социальных форм движения.

При изучении взаимоотношения форм движения важно избегать как отрыва высших форм от низших, так и механического сведения первых к последним. Отрывая высшие формы от низших, нельзя объяснить их происхождение и структурные особенности. Игнорирование качественной специфики высших форм движения и грубое сведение их к низшим формам ведет к механицизму и недопустимым упрощениям.

Познание взаимоотношения форм движения имеет большое методологическое значение для раскрытия материального единства мира, особенностей исторического развития материи. Процесс познания материи в значительной мере совпадает с исследованием форм ее движения, и если бы мы познали полностью движение, мы познали бы и материю во всех ее проявлениях. Но этот процесс бесконечен.

Выяснение законов взаимоотношения форм движения важно для познания сущности жизни и других высших форм движения, для моделирования функций сложных систем, включая и мозг человека, на все более сложных технических системах. Прогресс науки и техники открывает в этом направлении необъятные перспективы.

«Всякое равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет. Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду». «Предмет – движущееся вещество. Различные формы и виды самого вещества можно познать опять-таки только через движение; только в движении обнаруживаются свойства тел; о теле, которое не находится в движении, нечего сказать. Следовательно, природа движущихся тел вытекает из форм движения». Энгельс Ф.

Движение в применении к материи есть изменение вообще. Основанием движения выступает всеобщее взаимодействие, которое объединяет мир в единую целостную систему.

Движение - это выражение внутренней активности материи. Движение противоречиво: это единство прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.

Прерывность движения - это его дифференцированность на множество процессов.

Непрерывность движения - это взаимосвязь всех видов движения.

Покой есть момент движения. Он относителен. Невозможен по отношению ко всем формам движения одновременно.

Абсолютность движения означает:

1. Движение - способ существования материи, без которой она не существует.

2. Оно неотвратимо и неуничтожимо, как и материя.

3. Движение определяет характер изменения матер. мира.

Два типа движения:-движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качеств.-движение, связанное с изменением качества.

Такой тип движения называется "развитие".

Взаимосвязь форм движения материи:- предыдущая форма обуславливает явление последней, более высшей, но не сводится к ней.

Два направления:

1. Редукционизм - сведения сложных форм движ. к простым.

2. Антиредукционизм - неучитывание связи между формами движения.


Пространство и время. Философские аспекты современных естественнонаучных теорий пространства и времени


Представления о пространстве и времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ в. господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит , Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего атомистического учения. Они считали, что для существования и движения атомов требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в движении, образуют многообразие тел. Особенно большой вклад в этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал пространство. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению к нему. Время суть чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно.

Аристотель , выступая против идеи атомистического строения мира, отбросил вместе с ней и идею пустого пространства. С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест занимаемых телами. Иными словами, пространство - это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время - порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел. Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и др. С точки зрения диалектического материализма пространство и время неразрывно связаны между собой и с движущейся материей, формами существования которой они являются. По этой концепции бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства, пространство и время без материи - пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове.

Мировоззрение – это система человеческих знаний о мире и о месте человека в нем, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира.

Мировоззрение – это обобщённое знание, это целостный, системный взгляд на мир, место человека в нём и их взаимодействии.

Мировоззрение – это многомерное явление, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры.

Мировоззрение – это ядро, стержень сознания, самосознания и познания личности.

Мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьёзные изменения.

Функции мировоззрения :

1. Миропонимание – это рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

2. Мироощущение – эточувственная, эмоционально-психическая сфера.

3. Мироотношение – это активная или пассивная жизненная позиция человека к тому миру, в котором он живет. Без этого компонента получится не мировоззрение, а картина мира: хорош мир или плох, а мне до этого никакого дела нет, ибо я в нем просто живу.

Основные структурные уровни мировоззрения:

2. Ценности и оценки

3. Идеалы и нормы

4. Убеждения

Возникновение первоначальных форм мировоззрения неразрывно связано с процессом генезиса человека как существа, обладающего развитым мышлением. В дополнение к навыкам, конкретным знаниям, так необходимым при решении конкретных задач, каждому Homo Sapiens понадобилось и нечто большее. Потребовался широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, стало нужно понимать суть всего, что происходит вокруг. Важно также стало понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: во имя чего делается то или это, к чему человек стремится, что это даст всем остальным.

Мировоззрение – это социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Процесс выработки мировоззрения является общественной потребностью. На определённом этапе развития осознание человеком мира, в котором он живёт, самого себя и своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального развития.

Мировоззрение в широком смысле представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях. Здесь следует подчеркнуть, что мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления о мире, а лишь предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и место в нём человека. В мировоззрении неразрывно соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя.


Именно мировоззрение как сложное социальное образование, интегральное по своему содержанию, становится ядром как индивидуального, так и общественного сознания, которые диалектически взаимосвязаны. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации и т.д. Это − своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее .

Следовательно, мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Мировоззрение характеризуется пропорциональным присутствием таких компонентов, как знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.

В структуре мировоззрения выделяются четыре основных компонента :

1. Познавательный компонент . Базируется на обобщённых знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.

2.Ценностно-нормативный компонент . Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами (императивами).

Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребностям, желаниям людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определённую иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах.

Следствием устойчивости, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы : моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определённым образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент . Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне ». (Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1965. Ч.1. С.499-500).

4. Практический компонент . Мировоззрение – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлечённый характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно всё равно проектирует, стимулирует определённый тип поведения.

Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом. Другая крайность – скептицизм , неверие ни во что, утрата идеалов, отказ от служения высоким целям.

Мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже, в свою очередь, зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен. На том или ином историческом этапе возможно общее убеждение и идеалы, нормы жизнедеятельности. Тогда и говорят, «вот в наше время…». Но при этом в реальной действительности мировоззрение имеет не только общие, типичные для времени черты, но и преломляется во множестве индивидуальных вариантов.

Мировоззрение объединяет «пласты» человеческого опыта. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысла человеческой жизни: постепенно с изменением эпох люди что-то хранят и передают из поколения в поколение или от чего-то отказываются и меняют свои взгляды и принципы.

На основе вышеизложенного можно определить: мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют уровни мировоззрения:

1) жизненно-практический уровень (жизненная философия);

2) теоретический уровень (наука, философия).

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Именно на этом уровне абсолютное большинство людей включается в социальное и индивидуальное взаимодействие. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое. Этот уровень включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида, что и помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах.

Вместе с тем, необходимо отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. В нём нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Теоретический уровень мировоззрения преодолевает данные недостатки. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.

Мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Оно, как и вся жизнь людей в обществе, носит исторический характер.

Общественное бытие – это социальные процессы жизни людей, которые зависят от способа производства материальной жизни. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых.

Исторические типы мировоззрения

История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся:

1. жизненно-практическое (обыденное, повседневное);

2. мифологическое;

3. религиозное;

4. философское;

5. научное.

Каждый из названных типов мировоззрения – это видовые понятия по отношению к мировоззрению вообще , которое является понятием родовым . Таким образом, понятия мировоззрение и философия не тождественны между собой . Мировоззрение – понятие более широкое, чем философия. Философия – это один из социально-исторических типов мировоззрения.

Типы мировоззрения – это формы общественного сознания. Общественное сознание это отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы.

К формам общественного сознания относятся политическое и правовое сознание, религия, философия, искусство, наука, мораль и др.

В качестве исторически первого типа мировоззрения выступает миф, мифологическое сознание, второго – религия, религиозное сознание и уж затем − философия, философское сознание.

Для выявления человеком своего отношения к миру и отношения мира к человеку необходимо целостное понимание мира, которое в обыденном сознании отсутствует. Эта целостность и будет формироваться мифологическими, религиозными или философскими представлениями, а порой причудливым сочетанием тех и других.

Именно в этих формах сознания (миф, религия, философия) заполняют недостаток знаний о мире и человеке, дают ответы на основные жизненно важные вопросы.

Статьи по теме: