Механика и математическое моделирование. «механика и математическое моделирование Математическое моделирование специальность кем работать
Основные итоги, результаты работы и планы на будущее
Бакалавриат
В 2015 году состоялся первый выпуск бакалавров по направлению с профилем «Экспериментальная механика и компьютерное моделирование в механике» . Восемь человек из десяти поступивших на кафедру ТиПМ в 2011 году успешно защитили выпускные работы и получили дипломы бакалавра-инженера.
Разработанный учебный план подготовки бакалавра по направлению «Механика и математическое моделирование» доказал свое высокое качество. По сравнению с предыдущей программой специалитета по «Механике» были убраны непрофильные предметы, сбалансировано соотношение между физико-математическим циклом дисциплин и специальными курсами, физико-механическим практикумом и вычислительным экспериментом. На официальном уровне введено обучение работе с универсальным «тяжелым» расчетным комплексом ANSYS(ANSYSInc., USA), входящим в тройку основных конечно-элементных комплексов, применяемых в промышленности для разработки новой техники. На основе полученного опыта и в связи с дальнейшим развитием федерального государственного образовательного стандарта учебный план бакалавриата будет и дальше улучшаться и оптимизироваться под нужды высокотехнологичного производства.
Как результат, достигнутый уровень освоения основной образовательной программы выпускника-бакалавра оказался выше выпускника-специалиста (4,1 против 3,8), а представленные выпускные работы бакалавров, несмотря на меньшие сроки подготовки, «побили» дипломы специалистов (4,6 против 4,2). При этом сами решенные научно-практические задачи вызвали живой интерес у членов государственной комиссии и длительные дискуссии.
Магистратура
В этом году осуществлен первый набор на новую магистерскую программу «Динамика и прочность сложных механических систем» направления «Механика и математическое моделирование» . К нам пришли девять человек, включая выпускников программы бакалавриата профиля «Экспериментальная механика и компьютерное моделирование в механике».
Уровень бакалавриата - это лишь первый уровень в системе российского и мирового образования. Он обеспечивает базовый теоретический уровень и дает некоторые практические навыки. Однако для решения главной на сегодня задачи российской промышленности - создания в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения - необходимы специалисты новой формации - «инженерно-технологический спецназ», подготовку которых возможно осуществить только на магистерских программах, ориентированных на высокотехнологичный сектор экономики. Именно такую программу мы предлагаем нашим студентам-магистрантам.
Инженеры XXI века - это инженеры-исследователи и инженеры-разработчики, владеющие всеми передовыми технологиями мирового уровня, способные «пробивать стены», «решать нерешаемые задачи», делать инновационные прорывы, обеспечивать в конечном итоге создание промышленной продукции нового поколения.
Распределение, практика
Распределение в этом году прошло как никогда активно, что связано с окончанием программ специалитета и двойным выпуском. Однако не было замечено особого интереса к выпускникам-специалистам по сравнению с выпускниками-бакалаврами. «Голод» на инженеров-разработчиков новой техники только увеличивается. Инженеры-механики востребованы во всех отраслях машиностроения: тяжелого, энергетического, авто-, судо-, авиа- и ракетостроения. К нам приезжали как старые партнеры (Галичский автокрановый завод, Федеральный ядерный центр - НИИ Технической Физики, ООО «Прогресстех-Дубна», ОАО «Газпромтрубинвест»), так и новые, среди которых наибольшей популярностью пользовался Экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева, занимающийся созданием авиационной, авиационно-космической, аэростатической и десантируемой техники. Именно туда в конструкторский отдел на весьма приличную зарплату и пошла большая часть выпускников-механиков этого года.
Производственная практика 3 курса бакалавриата «Механика и математическое моделирование» прошла весьма успешно. Студенты после большого перерыва поработали в супер-оснащенной лаборатории испытания материалов ГК «Дипос» (Иваново), в Инновационном центре «Протон» (Владимир). Особенно хочется отметить практику на предприятии «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я.Березняка» (Дубна), производящем высокоскоростные летательные аппараты, и в московском инженерном центре крупной международной компании ФЕСТО, Германия.
Преимущества обучения
- Фундаментальная математическая подготовка, обеспечивающая возможность активной работы в самых сложных областях современной механики; глубокое знание программирования, позволяющее проводить компьютерное моделирование процессов и явлений в различных системах
- Наличие действующих научных школ, которые позволяют студентам активно заниматься исследовательской работой непосредственно в Университет
- Выдающийся коллектив преподавателей и научных сотрудников, который обеспечивает подготовку во всех направлениях современной механики
- Работа на уникальных экспериментальных установках в собственных лабораториях, сочетание возможностей теоретического и экспериментального подходов, позволяющее выпускникам комплексно исследовать наиболее сложные проблемы механики
- Освоение прикладных программ для решения задач теоретической механики, гидроаэромеханики и теории упругости (ANSYS, FLUENT и пр.) и создание собственных алгоритмов и программ для конкретных задач современной механики на самой современной вычислительной технике
Известные преподаватели
- Н. Ф. Морозов - заведующий кафедрой теории упругости СПбГУ, академик РАН, профессор, доктор физико-математических наук. Специалист по нелинейной теории упругости, математическим методам механики разрушения. Автор более 200 публикаций в Scopus и Web of Science
- П. Е. Товстик - заведующий кафедрой теоретической и прикладной механики СПбГУ, профессор, доктор физико-математических наук, лауреат государственной премии РФ, заслуженный деятель науки РФ, кавалер Ордена почета, почетный профессор СПбГУ. Специалист в области асимптотических и численных методов в теоретической механике, теории тонкостенных конструкций, механике твердого тела и наномеханике. Автор более 250 научных работ, из них десять монографий и учебников
- Ю. В. Петров - профессор СПбГУ, заведующий отделом «Экстремальные состояния материалов и конструкций» ИПМаш РАН, член-корреспондент РАН, профессор, доктор физико-математических наук. Специалист по динамической теории упругости и пластичности, физике и механике ударно-волновых процессов, динамике деформирования и разрушения твердых тел, детонации и взрыву. Автор более 200 публикаций в Scopus и Web of Science
- Е. В. Кустова - заведующая кафедрой гидроаэромеханики СПбГУ, доктор физико-математических наук, профессор РАН. Специалист в области кинетической теории процессов переноса и релаксации в неравновесных реагирующих газах, исследования тепломассопереноса на поверхности летательных аппаратов, входящих в атмосферу Земли и Марса. Автор более 200 научных работ, из них более 120 публикаций в Scopus и Web of Science, пять монографий и учебников
Будущая карьера
Места прохождения практик
Обучение предполагает прохождение учебной, научно-исследовательской и производственной практик на базе кафедр и научных лабораторий СПбГУ.
Перечень ключевых профессий
Выпускники программы готовы к успешной профессиональной деятельности в научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтах, в строительной индустрии, машиностроении, в ракетно-космической промышленности, биомеханике, робототехнике и других областях техники и естествознания, связанных с разработкой и применением математических методов. Они могут работать специалистами по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности. Возможна педагогическая работа в сфере среднего общего и профессионального образования.
Организации, в которых работают выпускники
Выпускники программы продолжают обучение в магистратуре СПбГУ и других вузов, работают в институтах Российской Академии наук, на предприятиях Госкорпорации «Роскосмос», в дочерних компаниях ПАО «Газпром нефть», предприятиях АО «Объединённая судостроительная корпорация», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», в Крыловском государственном научном центре, Центральном институте авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ), предприятиях Инвестиционной группы компаний «Мавис», на Ижорском заводе, в кораблестроительном НПО «Алмаз», на Обуховском заводе, в ФГУ «Рубин».
Описание
Студенты, обучающиеся по этому профилю, изучают дисциплины математического цикла (алгебра, геометрия, математический анализ), компьютерного (базы данных, компьютерная графика, операционные системы, языки программирования, 3D-графика, параллельное программирование), а также прикладные и теоретические разделы механики (теоретическая механика, механика жидкости, газа и сплошных сред, механика деформируемого твердого тела, робототехника, гидроаэромеханика). В процессе обучения особое внимание уделяется практикумам, в том числе и компьютерным, на которых осваиваются вычислительные и экспериментальные методы исследования состояния и движения материальных тел. В зависимости от выбранной специализации, в сфере интересов студентов могут оказаться такие дисциплины, как физико-химическая газовая динамика, биомеханика, основы нелинейной теории тонкостенных конструкций, проблемы динамического разрушения, теория устойчивости пластин и оболочек, методы создания функциональных и наноструктурных материалов и др.
Кем работать
Благодаря тому, что выпускники профиля получают фундаментальную подготовку по математике и компьютерным наукам, они могут устроиться на работу как в области механики, так и в сфере компьютерных технологий. Первым местом трудоустройства могут стать вычислительные центры крупных предприятий, учебные учреждения, например, научно-исследовательские институты, компьютерные фирмы, конструкторские бюро промышленных организаций, вузы и структуры бизнеса и экономики. Кроме этого, молодые люди в процессе учебы могут заниматься научно-исследовательской работой, принимать участие в научных конференциях, конкурсах, семинарах и олимпиадах, а впоследствии продолжить обучение в магистратуре.
За время обучения студенты приобретают научные знания по компьютерному моделированию различных механических процессов, развивают способности к аналитическому мышлению, учатся применять на практике основы фундаментальной математики, механики, физики и других естественных наук.
Выпускники находят применение своим знаниям в инжиниринговых центрах промышленных компаний, газовых и нефтяных отраслях, транснациональных корпорациях, исследовательских и конструкторских бюро, занимающихся разработкой новых инженерных технологий.
"Механика и математическое моделирование" - направление, позволяющее в будущем сделать выбор из довольно большого числа интересных профессий:
-
математик,
аналитик,
руководитель,
исследователь,
преподаватель физико-математических дисциплин,
специалист по математическому моделированию.
научный сотрудник,
Характеристики направления
Характеристика | Показатель |
Обучение ведёт | |
Уровень подготовки | Бакалавриат |
Код направления | 01.03.03 |
Общее количество бюджетных мест | 25 |
из них места для лиц, имеющих особое право | 3 |
Количество платных мест | 25 |
Вступительные испытания |
Информатика и ИКТ — 42
Русский язык — 40 Математика — 39 |
Приоритетность вступительных испытаний | Математика; Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); Русский язык. |
Конкурс на бюджетные места в 2019 году | 8,50 |
Минимальный суммарный балл при зачислении на бюджет по данному направлению в 2019 году | 216 |
Выпускная квалификация | Бакалавр |
Форма обучения | Очная |
Срок очного обучения | 4 года |
Стоимость очного обучения | 139 707 руб. (в 2019 году) |
Учебный план
Базовые профильные дисциплины:
- математический анализ;
- дифференциальные уравнения;
- теоретическая механика;
- уравнения в частных производных;
- динамика жидкостей;
- численные методы в механике сплошных сред;
- физика нефтегазового пласта;
- динамические системы;
- пакеты прикладных программ;
- динамика сжимаемых сред;
- системы компьютерной математики.
Занятия ведут штатные преподаватели: доктора и кандидаты наук:
Татосов А.В. , профессор, доктор наук;
Шалагинов С.Д. , доцент, кандидат наук;
Мачулис В.В. ,доцент, кандидат наук;
Мосягин В.Е. , доцент, кандидат наук;
Девятков А.П. , доцент, кандидат наук;
Бутакова Н.Н. , доцент, кандидат наук;
Басинский К.Ю. , доцент, кандидат наук.Практики
Сибирское и Уральское отделение академии наук РФ, ОАО «Сбербанк России», ОАО «Запсибкомбанк», Schlumberger, ООО «Тюменский институт нефти и газа», ООО «ТюменНИПИГИПРОГАЗ», ИТПМ СО РАН им. Христиановича, Банк ВТБ-24, ОАО «СибНАЦ», ООО «ЮНИ-КОНКОРД», Институт криосферы Земли СО РАН, ОАО «Русгазпроект», ОАО «Нижнеобский НИПИ», НПО «Сибтехнефть», ОАО «Гипротюменнефтегаз», ЗАО «ИНФА», СургутНИПИНефть, НПо «Фундаментстройаркос», ООО «Газпромпроектирование», ООО «Ингеосервис, ООО «КогалымНИПИНефть».
Достижения
- Команда TSU SPE Student Chapter (в составе Д.В. Балин) вышла в финал студенческой интеллектуальной игры PetroBowl в Лондоне.
- Победа в конкурсе лучших студенческих работ Данил Балин – «Влияние процесса авто-ГРП на разработку месторождения», науч. руководитель М.Ю. Данько, начальник отдела гидродинамического моделирования ЗАО «Тюменский институт нефти и газа»
Результаты обучения
Умение решать сложные задачи методом информационно-коммуникационных технологий.
Использование математического анализа в области теоретической и прикладной механики, геометрии, дифференциальных уравнений и теории вероятностей.
Работа со специализированными программами для моделирования и оптимизации технологических процессов.
Занятие научно-исследовательской работой самостоятельно или в группе.
Решение проблем механического моделирования без участия ПК (если того требует ситуация).
Адаптирование своих знаний к организации учебного процесса в сфере своей компетенции (физика, механика, математика, информатика).
Организация педагогической, научной, управленческой и производственно-технологической деятельности.
Трудоустройство и карьера
Сферы деятельности:
Бакалавры имеют возможность работать в любых сферах науки, промышленности, производства, управления, связанных с математикой, инжинирингом, физикой, механикой и программированием.
Места трудоустройства бакалавров:
Сибирское и Уральское отделение академии наук РФ, Центральный банк, ОАО «Сбербанк России», ОАО «Запсибкомбанк», ОАО «Сургутнефтегазбанк», ОАО «СибНИИНП», Schlumberger, ООО «Тюменский институт нефти и газа», ООО «ТюменНИПИГИПРОГАЗ», ОАО «Газпромнефть», ЗАО «ВостокНефтеГазПроект», ИТПМ СО РАН им. Христиановича, Банк ВТБ-24, ОАО «СибНАЦ», ООО «ЮНИ-КОНКОРД», Институт криосферы Земли СО РАН, ОАО «Русгазпроект», ОАО «Нижнеобский НИПИ», НПО «Сибтехнефть», ОАО «Гипротюменнефтегаз», ЗАО «ИНФА», СургутНИПИНефть, НПо «Фундаментстройаркос», ООО «Газпромпроектирование», ООО «Ингеосервис, ООО «КогалымНИПИНефть».
Стажировки студентов, магистрантов и аспирантов:
- Евгений Попов – стипендиат Президента РФ для обучения за рубежом, Центр облачных вычислений Университет Бирмингема (Великобритания);
- Артем Воробьев – стипендиат Президента РФ для обучения за рубежом, Наньянский технологический университет (Сингапур);
- Александр Кропотин – стипендиат Президента РФ для обучения за рубежом, Ульмский университет (Германия);
- Александр Ступников – стипендиат Президента РФ для обучения за рубежом, Ульмский университет (Германия);
- Наталья Деревясникова – программа «Семестр за рубежом», Университет Пассау (Германия);
- Артур Ромазанов, Евгения Егорова – программа «Семестр за рубежом», Университет Пассау (Германия);
- Андрей Рыбкин – программа «Семестр за рубежом», Университет Киндай (гОсака, Япония);
- Анна Жихарева – программа студенческого обмена Global UGRAD, Университет штата Айдахо в Бойсе (США);
- Екатерина Лобанова – программа Fulbright FLTA, Колледж Уитон (Нортон, США)
- Александр Горбачев – программа Fulbright, государственный исследовательский университет (штат Нью-Йорк, США);
- Наталья Деревясникова, Антон Лячек – стажировка, компания Huawei (гШеньчжэнь и Пекин, Китай);
- Полина Гультяева, Владислав Фишман – программа «Семестр за рубежом», Университет Кобленц-Ландау (Германия)
- Лусинэ Арутюнян, Михаил Ляпунов – программа «Семестр за рубежом», Университет Гвадалахары (Мексика)
- Мария Рудзевич, директор департамента информатизации Тюменской области
- Гариф Ромашкин, управляющий региональным банком «ВТБ24»
- Евгений Попов, научный сотрудник Центра облачных вычислений Университет Бирмингема (Великобритания), обладатель грантов президента РФ, фонда Потанина, Стипендии губернатора, Победитель IT-Планета и WorldSkills Russia компетенции «Сетевое и системное администрирование»
- Михаил Фучко, национальный эксперт WorldSkills Russia в компетенции «Сетевое и системное администрирование», тренер национальной команды WorldSkills Russia, зав. лаборатории сетевого и системного администрирования ТюмГУ.
- Елена Толубаева, начальник отдела информационных технологий УФНС России по Курганской области
- Иван Карякин, директор ИТ-компании Mintrocket
- Павел Мостовой, ведущий специалист управления сопровождения крупных проектов геологоразведки Научно-технический центр «Газпромнефть»
- Анна Семенова, специалист информационно-аналитического отдела МАОУ «Информационно-методический центр»
- Ольга Чуенко, заместитель директора ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области»
- Мария Кроваткина, сетевой инженер Schlumberger Logelco inc (Europe and Africa)
- Инна Григорьева, зав. базовой кафедрой автоматизации бизнес-процессов (на платформе «1С:Предприятие»), к.т.н.
- Владислав Шкабура, разработчик, компания Schlumberger
- Александр Блаженских, разработчик в «Яндекс.Облако»
- Михаил Григорьев, национальный эксперт WorldSkills Russia, доцент кафедры программной и системной инженерии, к.т.н.
- Юлия Боганюк, зав. компьютерными лабораториями ИМиКН, победитель регионального конкурса научных работ, победитель конкурса «Мисс ИТ Тюменской области», эксперт WorldSkills Russia компетенция «Машинное обучение и BigData»
- Игорь Мащицкий, специалист по обработке данных в SAP ООО «ИТ-СЕРВИС» (СИБУР)
- Андрей Сорокин, руководитель группы обработки, отдел оперативного сопровождения сейсморазведочных работ ООО «Газпромнефть НТЦ»
- Сергей Глазунов, один из самых известных в России белых хакеров. За работу по поиску уязвимостей Chrome Google заплатила ему больше $80 000,
- Андрей Лабунец, специалист департамента защиты информации Facebook
- Александр Горбачев, победитель и призер национальных чемпионатов, чемпионате мира World Skills, чемпионата Европы в номинации системное администрирование, грантообладатель на обучение в магистратуре в США.
- Ирина Прудаева, зам.директора Управления по реализации программ и проектов Информационно-методический центр
- Елена Сычева, инженер-разработчик, Тюменский институт нефти и газа
- Татьяна Юферова, победитель чемпионатов WorldSkills Russia Tyumen, WorldSkills Russia Ural, Национального чемпионата WorldSkills Russia в компетенции «Программные решение для бизнеса»
- Андрей Евдокимов, технический специалист Отдела технологического обеспечения стандартизированных процедур оценки достижений учащихся, ТОГИРРО
- Юрий Егоров, ведущий инженер-разработчик ГК Baspro
- Анна Кожевникова, инженер-программист Службы ИУС при Администрации «Газпром добыча Уренгой»
- Евгений Кабардинский, разработчик Software Engineer at Leadex Systems
- Константин Борисов, главный специалист отдела сводного планирования и расчета добычи, ООО «Газпромнефть-Ямал»
- Никита Погодин, Java developer компании Luxoft
- Абдуллах Баширу, менеджер по программному обеспечению Alsart (Лагос/Нигерия)
- Н.С. Бахтий, начальник отдела математического моделирования нефтегазовых месторождений «СургутНИПИнефть», к.ф.-м.н.
- А.А. Золотов, директор по развитию Клуба ИТ-директоров Тюменского региона, начальник отдела разработки информационных систем ООО «Конкорд Софт»
- И.Н. Полищук, директор Тюменского филиала АО «ГИС- АСУпроект», к.т.н.
- В.В. Трофимов, директор по развитию, ПАО «Ростелеком» филиал в Тюменской и Курганской областях
- А. Пархомцев, директор ООО «Луис+ Западная Сибирь»
- А.П. Девятков, доцент кафедры фундаметльной математики и механики ИМиКН, к.ф.-м.н.
- Северо-восточный педагогический университет (Китай).
- Цюйфуский государственный педагогический университет (Китай).
- Университет Пассау (Германия).
- Университет Мюнстера (Германия).
- Высшая школа административных наук г. Шпайер (Германия).
- Таллинский университет (Эстония).
- Даугавпилский университет (Латвия).
- Новоболгарский университет Софии (Болгария).
- Университет им. Гумбольдта в Берлине.
- Университет Наварры (Испания).
- Университет Страсбурга (Франция).
- Университет Лотарингии г. Мец (Франция).
- Университет Тулуза 2 – Лё Мирай (Франция).
- Университетский колледж Бодо (Норвегия).
- Университет Осло (Норвегия).
- Университет Вулверхэмптона (Великобритания).
- Университет Калифорнии г. Лос-Анджелес (США).
- Федеральный университет Флуминенсе (Бразилия).
- Соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
- Евразийский гуманитарный институт (Республика Казахстан).
- Ереванский государственным университет (Республика Армения).
- Ташкентский университет информационных технологий.
- Университет информатики и информационных технологий им. Апостола Павла, г. Охрид.
- Университет г.Люнебурга.
Компании-партнеры
- Microsoft, Samsung
- Запсибкомбанк
- СКБ Контур
- ООО «Тюменский институт нефти и газа»
- BaseGroup Labs
Институт математики и компьютерных наук
- Бакалавриат
- 01.03.01 Математика
- 01.03.02 Прикладная математика и информатика
- 01.03.03 Механика и математическое моделирование
- 01.03.04 Прикладная математика
- Специалитет
- 01.05.01 Фундаментальные математика и механика
Будущее отрасли
Какими технологиями должно обладать государство, чтобы в ХХI веке быть сильным и независимым? Космос, атомная энергетика, шифрование, проектирование, гуманитарные технологии - математика нужна для всех этих и многих других технологий, без которых немыслимо будущее.
Математика является основой, базисом для всех естественных и многих гуманитарных наук. Благодаря развитию этой науки, человечество сделало впечатляющий технологический рывок за последнее столетие. Без математики невозможно развитие физики, химии, инженерного дела, программирования, архитектуры и многих других дисциплин. Не зная математики нельзя построить дом, сконструировать двигатель внутреннего сгорания, создать компьютерную программу. Математика – это средство, инструмент для других научных дисциплин, при помощи которого можно переводить реальные свойства объекта или системы в абстрактные математические символы и строить модели будущей работы системы или объекта. Математика – универсальный язык, который поймут в любой стране.
Без знания математики жить в современном мире в период глобализации невозможно. Но если большинству людей достаточно элементарных основ этой науки, то для успешной работы в некоторых сферах человеческой деятельности требуются глубокие знания данной дисциплины.
Возможно, в будущем грань между математикой и другими науками сотрется, но сейчас специально обученные математики совершенно необходимы в наукоемких производствах любого профиля, в социологии, политике и образовании.