Земли южной и юго-западной руси. Кто окружал русь


Южные русские земли оказались в составе Киевского, Черниговского и Северского княжеств. Они составляли первоначальное ядро Руси еще в VI-VIII вв., а в последующие века эти территории становятся контактной зоной этнокультурного и цивилизационного диалога древнерусской и кочевой (преимущественно тюркских народов) цивилизаций. Здесь были сосредоточены древние боярские вотчины, открытые степным просторам на юге и востоке. Для их защиты киевские князья использовали расселение здесь побежденных кочевников - торков, печенегов, берендеев, бродников, которые получили в XII в. название «черные клобуки». Они несли пограничную службу и были важным фактором военно-политического и этнического развития южнорусских земель.
Черниговские и Северские земли также имели на границе с Половецкой степью оборонительные линии, которые защищались издавна поселенными здесь тюркоязычными (возможно, булгары) и алано-адыгскими (приведенными с Северного Кавказа в XI в. Мстиславом) племенами. Отдаленно они напоминают позднейшие казачьи общины. У местных князей были давние традиции дружественных отношений с кочевниками, в том числе с частью половцев. Однако союзные отношения периодически нарушались военными столкновениями.
В круговорот борьбы за Киев были втянуты все важнейшие княжеские ветви, пытавшиеся встать во главе русских князей. Обладание киевским престолом было не только престижным, но и давало важные стратегические и материальные преимущества. Поэтому удельные князья независимо от династической принадлежности, овладев Киевом, превращались из прежних автономистов в решительных поборников объединения Руси, хотя закрепить эти центростремительные тенденции на продолжительное время не позволяли объективные и субъективные условия.
Традиции княжеского старейшинства накладывали отпечаток на особенности развития местной политической системы. Являясь древним политическим и территориальным ядром древнерусской государственности, Киевские земли так и не сложились в отдельное независимое княжество, не выделились в наследственную вотчину какой-либо княжеской династии. Вплоть до монгольского нашествия Киев считался чем-то вроде собственности великокняжеского стола или династическим наследством всего княжеского рода. Отсюда претензии великих киевских князей на представительство общерусских интересов, а удельных князей - на определенную долю ответственности за Киев, а значит, и за все земли Руси. В результате соперничества различных княжеских ветвей в Киеве в XII в. складывается система дуумвирата (реже триумвирата) на основе ряда киевского вече и боярства с князьями. На киевском престоле одновременно утверждались два князя, которые представляли две наиболее сильные и соперничающие друг с другом династии. Оба князя владели мощными княжествами за пределами Южной Руси. Например, за спиной Ростислава и его сына Рюрика стояло Смоленское княжество, за Изяславом и его сыном Мстиславом - Волынь, за Святославом Всеволодовичем - владения черниговских Ольговичей, за Всеволодом - Владимиро-Суздальское княжество; и т.п. Князья совместно выступали в походы, по согласованию решали внешнеполитические и внутренние проблемы. Все это создавало относительное равновесие сил, ослабляло усобицы и было одним из факторов связи Южной Руси со всеми остальными русскими землями. Однако равновесие было неустойчивым, в начале XIII в. начинаются новые столкновения между князьями за Киев, в ходе которых город подвергался неоднократным разгромам и опустошению вплоть до монгольского нашествия.

По традиции Киевское княжество считалось наследством великокняжеского рода. Оно оставалось одним из наиболее густо заселенных и экономически развитых на Руси. Киевская земля была укреплена оборонительными валами и крепостями лучше, чем другие земли. Но вследствие междоусобной борьбы силы киевских великих князей ослабевали, и они не могли сохранить и укрепить единство Руси.

В 1155 г. Киевом овладел сын Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, с именем которого связано основание Москвы. Но через два года он внезапно умер, не успев укрепить великокняжескую власть.

К тому времени участились нападения половцев на Киевскую землю. Киевские князья, занятые междоусобной борьбой, не обеспечивали надежность ее обороны. В 1202 г. Киевской землей завладел галицкий князь Роман Мстиславич. Он тоже старался повысить роль Киева как главного центра Руси, но его усилия оказались тщетны: удельные князья не подчинились великому князю.

2. Переяславская и Черниговская земли

В политической зависимости от Киевского княжества издавна находилось Переяславское княжество. На Переяславщине развивались земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы. Там было 25 городов. Богатства русов привлекали кочевников. Для защиты от врагов русское население возводило валы и крепости вдоль границ. Но нападения половцев не прекращались. В сложных условиях, когда ослабело Киевское княжество, переяславские князья поддерживали политические связи с Владимиро-Суздальским княжеством.

Орды половецких ханов вторгались и на Черниговщину, где находились Черниговское и Новгород - Сёверское княжества. Половцы разрушали города и села, грабили имущество, уничтожали или брали в плен людей. На Черниговской земле насчитывалось 46 городов.

Борьба против половцев побуждала князей черниговских и новгород-северских объединять силы. Их боевые дружины в 1183 г. нанесли поражение ордам половецких ханов Кончака и Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 г. был неудачным. На берегу реки Каялы половцы окружили его войско и в жестокой битве разгромили. Князь Игорь попал в плен. После освобождения он продолжал борьбу с врагами, стал черниговским князем, стремился объединить силы князей. Но Черниговская земля продолжала распадаться на мелкие удельные княжества.

3. Галицкая и Волынская земли

Развитие земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов и торговли обусловило рост могущества Галицкого и Волынского княжеств, расположенных на юго-западной окраине Руси.

В поэме «Слово о полку Игореве» прославляется галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153-1187), который «подпер горы Угорские своими железными полками», закрыл «ворота Дунаю». Он вел борьбу с врагами Руси. Дочь Ярослава Осмомысла Евфросиния («Ярославна») стала женой князя Игоря Святославовича, известного своими походами на половцев.

В Галицкой и Волынской землях возрастало княжеское, боярское и церковное землевладение. Крестьяне и городская беднота выполняли повинности (содержание войска, строительство и ремонт дорог, крепостей, мостов), платили многочисленные налоги в пользу феодалов. В 1159 г. на Галицкой земле вспыхнуло народное восстание против угнетателей, но его подавили военные дружины князя.

Возрастающая угроза агрессии со стороны иноземных феодалов побудила князей объединить Галицкую и Волынскую земли в одно княжество (1199 г.). Князь Роман Мстиславович подавил боярскую оппозицию, вел успешную борьбу против половцев, а также соседних государств, которые стремились захватить Галицкую и Волынскую земли. Под его властью объединились Галичина, Волынь и Киевщина. После смерти Романа феодальные междоусобицы заострились, и этим воспользовались феодалы Венгрии и Польши, чтобы захватить часть галицко-волынских земель.

Галицко-Волынское княжество окрепло при Данииле Романовиче Галицком (1205-1264), который прославился как государственный деятель, дипломат и полководец. Он основал города Львов и Холм, оградил крепостями Галич, Владимир и другие города, успешно боролся против польских, венгерских и немецких захватчиков, крепил единство княжества, возглавил народное движение против золотоордынского ига. Деятельность Даниила прославлена в летописях того времени. Ее высоко оценил Карл Маркс.

Под власть Даниила Романовича перешла также Киевская земля, но он не переехал в Киев, а оставил там своего воеводу Дмитрия. Накануне монголо-татарского нашествия Даниил сосредоточил в своих руках значительные вооруженные силы для отпора врагам.

4. Культура на землях Юго-Западной Руси

Даже в трудных условиях феодальных междоусобиц и раздробленности продолжала развиваться культура русских земель. Неисчерпаемым ее источником были древнерусские культурные ценности и традиции. Между всеми русскими землями сохранялись духовные связи и интенсивный культурный обмен. Киев, Чернигов, Переяслав, Галич, Владимир-Волынский и другие города превратились в подлинные центры культуры.

Продолжалось усовершенствование старых и изобретение новых орудий труда, оружия, средств транспорта. С каждым годом сооружалось все больше ветряных и водяных мельниц. Во многих городах возводились каменные и земляные укрепления, замки феодалов. В технике художественного ремесла широко применялись давно известные зернь, скань (узоры из тоненькой проволоки, нанесенные на металлическую основу), чеканка, инкрустация изделий, тонкое металлическое литье и т. п.

Развивались зодчество и живопись. В Киеве появились чудесные строения в давних культовых ансамблях Печерского, Выдубицкого, Михайловского Златоверхого, Кирилловского и других монастырей. Киевские зодчие возвели великолепные строения, церкви - Кирилловскую, Васильевскую и Богородицы Пирогощей. Выдающимся киевским зодчим был Петр Милониг. Архитектурными шедеврами Чернигова стали ансамбли Елецкого монастыря - Успенский и Борисоглебский соборы, а также знаменитая Пятницкая церковь. Галицкие зодчие создали прекрасные здания княжеского дворца, Успенского собора и церкви Пантелеймона в городе Галиче. В этих сооружениях интерьеры украшались росписью, мозаикой, фресками, резьбой, иконами. Они и ныне поражают нас своим совершенством.

В живописи важное место заняли картины на религиозные темы, написанные художниками на деревянных досках (иконы). В Киеве созданы иконы «Борис и Глеб», «Свенская богоматерь» (на ней изображены Антоний и Феодосии - основатели Киево-Печерского монастыря). Мастерски написана в Галиче икона «Покрова», на которой изображена «святая заступница» от вражеских вторжений и других бедствий народа.

Устное народное творчество обогащалось песнями и былинами, сказками и легендами, которые отображали тревожную и героическую жизнь того времени. В былинах повествуется о древнерусских богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, которые храбро защищали родную землю от вражеских нашествий.

Тогда в Киеве монах Печерского монастыря Нестор продолжил и упорядочил главную летопись Руси - «Повесть временных лет». Эту летопись также дополнял и упорядочивал игумен Выдубицкого монастыря, а потом епископ Переяславский Сильвестр. Вместе со своим предшественником Никоном эти ученые были первыми историками Киевской Руси.

Выдающимися памятниками юго-западного летописания стали Киевская и Галицко-Волынская летописи - главные источники истории Руси периода феодальной раздробленности. Немало исторических сведений поместил «Киево-Печерский патерик», куда вместе со многими «житиями святых» и поучениями, вошли рассказы светского характера - о деятельности князей, зодчих, живописцев, писателей, врачей и т. д. Летописи и литературные произведения дают нам представление о реальной жизни людей на нынешней территории Украины в те далекие времена.

Подлинным шедевром древнерусской и мировой литературы средневековья стала поэма «Слово о полку Игоревен. Автор ее неизвестен. В произведении обстоятельно и с большой художественной силой талантливый писатель рассказал о героическом, но неудачном походе воинов новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев. Событие это произошло в 1185 г. И тогда же создана поэма.

Ни один современник не охарактеризовал эпоху феодальной раздробленности Руси и трагичность ее положения так правдиво, как автор «Слова о полку Игореве». Вследствие феодальных междоусобиц борьба князей против вражеских нашествий прекратилась, поскольку «сказал брат брату: «Это мое и то мое же». В таких сложных условиях отправился в поход со своими полками князь Игорь, но сил у него не хватило для того, чтобы одолеть половецкие орды. Потерпев поражение в кровопролитной битве, вместе со многими воинами он попал в плен к хану Кончаку. Вся поэма проникнута искренним призывом к единству русских князей в борьбе с врагами родной земли. «Братья и дружина! - призывал князь Игорь Святославович накануне битвы.- Лучше быть убитым, чем пленным. Хочу копье переломить о край степи половецкой; с вами, русичи, голову сложить либо напиться шлемом из Дону!» Трагедия зазвучала оптимистично.

В этом разделе речь пойдет о Западной Волыни и Галиции. Западная Волынь в восьмом и девятом веках была местом проживания дулебов, а Галиция, расположенная на северо‑восточных склонах Карпатских гор, была родиной хорватов (кроатов) . Югославский ученый Л. Гауптманн недавно сделал достаточно правдоподобное предположение о том, что хорваты являлись славянским племенем, находившимся под контролем аланского клана . Другими словами (с нашей точки зрения), хорватов можно считать одним из племен асов или антов. Страна, которую они заселяли, называлась Белой Хорватией, а географически и этнографически она образовывала соединение русских, польских и чешских племен. Согласно Гауптманну, именно из Галиции хорваты (кроаты) перешли Карпатские горы в южном направлении и проникли сначала в бассейн верхней Эльбы (Лабы), а затем в район среднего Дуная, пока они, наконец, не осели к югу от этой реки. Часть этого племени, однако, осталась в Галиции и в конце девятого века признала над собой господство моравского князя Святополка . В конце десятого века киевский князь Владимир, в свою очередь, заявил права на Галицию .

Археологические свидетельства также противоречат предположению, что волыняне, или даже их предшественники дулебы были достаточно сильным племенем, чтобы главенствовать над Другими славянскими племенами. Состав вещей в волынских курганах достаточно беден. В некоторых курганах не было обнаружено погребального инвентаря. В тех случаях, когда находили утварь, она была представлена простыми кувшинами, деревянными ведрами, примитивными украшениями . Волынские курганы – низкие. Преобладающим погребальным обычаем было захоронение, хотя известны также отдельные случаи кремации.

Лесной район припяти

К северу от Припяти жили дреговичи, к югу – древляне. В десятом веке древляне обитали в лесной и болотистой местности между течениями рек Ирши и Тетерева на юге и Припяти на севере. Однако, есть основания считать, что в более отдаленные времена, предшествовавшие отступлению полян от нижнего Днепра в район Киева вследствие натиска мадьяр, территория, занимаемая древлянами, распространялась значительно дальше на юг, чем в десятом веке. Возможно, тогда они контролировали киевские земли, по крайней мере район вокруг самого Киева; иными словами, их земли простирались до северной кромки степной зоны. Хотя само название «древляне» обозначает «древесный (лесной) народ», оно, видимо, как было сказано выше , скорее имеет отношение к политическим условиям, чем к природной среде, то есть оно, скорее всего, указывает на то, что они находились раньше в подчинении у готского племени тервингов. В любом случае, захоронения, подобные древлянским, были обнаружены при раскопках возле Киева . Возможно также, что не позднее конца восьмого века часть древлян обосновалась к востоку от Днепра, откуда позднее они были вытеснены на запад, по ту сторону реки, племенами радимичей и северян. Конечно, все это догадки. Только древности, обнаруженные на территории, занятой древлянами в десятом веке, могут быть надежно определены как древлянские.

Были произведены раскопки более чем семи тысяч древлянских могильных холмов . Они относятся к периоду с девятого по тринадцатый век. Преобладающим типом захоронения является погребение. Состав предметов небогат. Обнаружены были простые горшки, деревянные ведра, стеклянные бусы, серьги из бронзы или серебра низкой пробы. Среди других предметов, найденных при раскопках, можно указать на изделия из кремня, маленькие железные ножи, серпы, фрагменты шерстяной ткани и кожаную обувь. В целом уровень материальной культуры древлян девятого и десятого веков ниже, чем у полян. Была ли ситуация такой же в седьмом и восьмом веках, или благосостояние древлян оскудело после того, как они были вытеснены к северу от киевских земель? Трудно сказать.

В главе, посвященной славянам, Масуди упоминает мощное царство ад‑Дир с большими городами и сильной армией . Некоторые исследователи высказывали предположение, что название «ад‑Дир» следует интерпретировать как личное имя, и царь ад‑Дир идентифицировался со скандинавом Диром, который, согласно первой летописи, вместе с Аскольдом упрочился в Киеве около 860 г. . Эта точка зрения вряд ли приемлема; более того, на мой взгляд, название «ад‑Дир» следует интерпретировать скорее как племенное, а не личное имя. В таком случае, вероятно, Масуди имел в виду древлян. Древляне описаны в «Повести временных лет» как гордый и воинственный народ, несмотря на то, что ко времени составления этой летописи они были вытеснены в болотистую глушь. Если бы можно было подтвердить, что они контролировали Киев в седьмом‑восьмом веках, то комментарий Масуди вполне подходил бы к ним.

После распада Руси ее составные части, как правило, стали называться землями (обычно употребляющийся в литературе термин «княжество» - более поздний). В большинстве земель правили отдельные ветви рода Рюриковичей; в Киеве и Новгороде отдельная княжеская династия не утвердилась. Самыми значимыми землями были земли Южной и Юго-Западной Руси, Суздальская земля на Северо-Востоке и Новгород на Северо-Западе.

52 Несмотря на то, что политическое единство Руси перестало существовать, Киев продолжал считаться главным городом Руси. Киевская земля занимала плодородные земли, на ее территории находилось много городов. Поэтому князья упорно боролись за киевский престол, желая быть первыми среди Рюриковичей.

53 Большую роль в политической жизни Киевской земли играли местные бояре, меньше связанные с князьями, чем бояре других земель, и киевские горожане. Полноправные киевляне неоднократно собирались в XII в. на вече, и сами решали, какой князь достоин княжить в Киеве. Собиралось киевское вече обычно на площади у Софийского собора. Постепенно значение Киева уменьшалось. Дважды (в 1169 и 1203 гг.) город был разгромлен захватившими его князьями.

54 На юго-западе Руси находились Галицкая и Волынская земли. Галицкая


земля располагалась в Приднестровье и граничила с Карпатскими горами. Его соседями были Польское и Венгерское королевства. Главный город земли Галич стоял на берегу Днестра.

55 К северу и востоку от Галицкого княжества простиралась Волынская земля. С запада Волынь соседствовала с Польшей, а с востока - с Киевской землей. Юго-Западная Русь отличалась плодородными почвами и природным изобилием. В Галицкой земле уже во второй половине XII в. развилось боярское землевладение, что обусловливало определенную независимость бояр от княжеской власти. На Волыни знать, как и в большинстве других русских земель, находилась в тесной зависимости от князей. Торговые пути, проходившие по территории этого края, связывали Русь со странами Европы. Объединителем Галицкой и Волынской земель стал потомок Владимира Мономаха, волынский князь Роман Мстиславич. Роману Мстиславичу даже ненадолго удалось захватить Киев. В 1205 г. он вмешался в усобицу польских князей и погиб. Начавшиеся внутренние конфликты привели к распаду Галицко-Волынской земли. Только к 1238 г. сын Романа Мстиславича, князь Даниил Романович при помощи галицких горожан смог вновь объединить Галич и Волынь, а позднее даже получил от папы римского титул короля.

56 Новгород

Новгород уже во второй половине X - начале XI вв. стал значительным для того времени центром, опираясь на который члены правящей династии Рюриковичей распространяли свою власть на соседние территории. Впоследствии Новгороду подчинялась гигантская периферия, простиравшаяся от верховьев Волги на юге до Белого моря на севере, от берегов Балтийского моря на Западе до отрогов Уральских гор на востоке.

57 Природно-географические условия Новгородской земли отличались определенными особенностями. Непосредственно примыкавшее к истоку Волхова, где находится Новгород, Поозерье характеризовалось благоприятными для ведения сельского хозяйства условиями, в целом плодородие новгородских почв было невысоким. Огромные слабозаселенные территории, леса и болота, очень малое число городов, - все это делало социально-экономический облик Новгородской земли весьма отличным от социально-экономического облика ведущих центров Южной и Юго-Западной Руси. При этом сам Новгород уже к ΧΙΙ в. вырос в крупнейший городской центр Восточной Балтики. Новгородское хозяйство основывалось на эксплуатации центром огромной периферии, а значительная часть получаемых оттуда товаров - прежде всего, пушнины и воска - эскпортировалась за рубеж. Главными торговыми партнерами Новгорода были сначала Скандинавия и славянское Поморье, позднее - торговые города Северной Германии, объединившиеся впоследствии в союз - Ганзу.

58 Еще во второй половине X-ΧΙ вв. в социально-политическом устройстве Новгорода появились определенные характерные черты 1 . Очень рано в Новгороде сформировалась независимая от князя знать - бояре или, как их чаще называли в Новгороде того времени, «передние» или «вячшие» (то есть бóльшие) мужи. Высшая власть принадлежала


1. Именно так, «Новгород», а с конца XIV в. - «Великий Новгород» называлось это политическое


назначавшемуся из Киева князю-наместнику, но своей княжеской образование. Понятие
«Новгородская земля»
династии в Новгороде не сложилось. Уже с конца XI в. вместе с князем
Новгородом управлял избиравшийся самими новгородцами посадник . имело чисто
территориальное
Все бóльшее значение приобретало вече - собрание, в котором
принимали участие полноправные горожане - жители Новгорода значение, а
(сельское население не присутствовало на вече, представители других «Новгородская
городов Новгородской земли участвовали в вечевых собраниях крайне республика» - термин
редко). Главную роль на вече, как и в политической жизни Новгорода чисто научный. В то
вообще, впрочем, играла знать - бояре. Только из среды бояр же время говорить о
избирались, например, посадники - высшие должностные лица. становлении в
Новгороде
республиканского
строя вполне
правомерно.
Определения же
«боярская» или
«феодальная»
применительно к
Новгородской
республике по разным
причинам неуместны.

59 Окончательно укрепилась новгородская вольность после бурных событий в Новгороде в 30-е гг. XII в., когда оттуда был изгнан сын киевского князя Мстислава Великого Всеволод. После этого князей в Новгород, как правило, приглашало вече - собрание новгородцев. Без согласия новгородцев князь теперь не мог принимать никаких важных решений. Княжеская власть в Новгороде существовала, но была ограниченной. Князь не мог вмешиваться во внутренние дела городского управления и смещать должностных лиц. Вместе с посадником князь вершил суд, а во время войны возглавлял новгородское войско. В территориальном отношении город Новгород делился на две стороны - Софийскую и Торговую. Стороны, в свою очередь, подразделялись на концы (районы), а концы - на улицы. Изначально в Новгороде было три конца: Славенский, Неревский, Людин, позднее образовались еще два: Загородский и Плотницкий. Концы собирали свои веча, там выбирали кончанского старосту (посадника). Улицами управляли уличанские старосты. Полноправным новгородцем считался член кончанской общности. Общегородское вече избирало высших должностных лиц: посадника , тысяцкого и архиепископа .Важнейшую роль среди них играл посадник был высшимдолжностным лицом Новгорода, возглавлял городскую власть и войско, заключал договор с князем, вел дипломатические переговоры, вместе с князем вершил суд. Тысяцкий представлял в городском управлении торгово-ремесленное население, ведал судом по торговым делам. Новгородский архиепископ являлся главой новгородской епархии. Его с середины XII в. выбирало вече и утверждал киевский митрополит. Помимо руководства церковными делами, архиепископ участвовал в принятии всех важнейших политических решений. На вече избирался также архимандрит - глава новгородского монашества. В Новгороде складывался республиканский строй , в значительной степени схожий со строем других европейских средневековых республик, в частности западнославянских «городских республик» Западного Поморья (Щецин, Волин), торговых республик Италии и Далмации (Венеция, Генуя,


Дубровник и др.). Позднее схожие общественно-политические системы образовались во Пскове (первоначально подвластном Новгороду) и, возможно, в Полоцке.

60 Суздальская земля

Суздальская земля находилась на Северо-Востоке Руси. В междуречье Волги и Клязьмы издавна жили финно-угорские племена, но уже с ΙΧ в. стали расселяться восточные славяне. Южнее, в бассейне Оки жили восточнославянские вятичи, долгое время сохранявшие самостоятельность. В XII в. процесс смешения славянского и финно-угорского населения завершился. Природные условия этого края были в целом суровыми, но в районе Суздальского Ополья почвы отличались плодородием, и важнейшую роль играл проходивший через эти земли Волжский торговый путь - в Волжскую Булгарию и на Каспийское море. Древнейшими городами Северо-Восточной Руси были Ростов (ныне - Ростов Великий) и Суздаль. Ярослав Мудрый основал на Волге Ярославль, а Владимир Мономах - Владимир на реке Клязьме, который впоследствии сделали столицей его потомки, князья, правившие в Северо-Восточной Руси. В начале XII в. здесь начал править сын Мономаха Юрий Долгорукий. При нем были основаны города Дмитров, Звенигород, Юрьев-Польской («Польскóй» - от Суздальского Ополья). В княжение Юрия Долгорукого впервые в летописях упоминается Москва. В 1147 г. Юрий пригласил в Москву, населенный пункт, где тогда, видимо, находился княжеский двор, своего союзника - черниговского князя. Город Москва, однако, был заложен позже - в 1156 г. Позднее - как восточные форпосты Суздальской земли в приграничье с Волжской Булгарией - были основаны Городец и Нижний Новгород. Вопреки распространенному в историографии мнению о «деспотизме» владимиро-суздальских князей, социально-политическое устройство Суздальской земли ничем принципиально не отличалось от устройства других русских земель: столь же влиятельной была знать, немалую роль играли и вечевые собрания крупнейших городов. Во внешней политике Юрий Долгорукий проявлял большую активность. Он воевал с Волжской Булгарией, пытался влиять на Новгород, трижды завладевал киевским престолом. Наследником Юрия стал его старший сын - Андрей Боголюбский. В отличие от отца, он не стремился стать киевским князем. Напротив, своей родиной и вотчиной Андрей считал Суздальскую землю. Став князем, Андрей перенес столицу земли во Владимир. Князь совершил несколько успешных походов на Волжскую Булгарию и русские княжества. Когда его войска захватили Киев, Андрей, в отличие от своего отца, не поехал туда княжить сам, но отправил своего младшего брата. Боролся Андрей Боголюбский и за власть над Новгородом. Когда он не смог захватить Новгород военным путем, князь перекрыл ввоз хлеба в Новгород (от которого тот - из-за тяжелых природно-климатических условий - очень зависел) и заставил подчиниться своей воле. Однако против Андрея возник заговор недовольных его самовластием бояр, и князь был убит в своем дворце в Боголюбове. После жестокой междоусобицы владимирским князем стал младший брат Андрея Всеволод Юрьевич, которого традиционно называют «Большое Гнездо» (из-за большого количества сыновей). Его правление стало эпохой расцвета Суздальской земли. Победой закончились походы на Волжскую Булгарию, попала в зависимость от Владимира соседняя Рязанская земля. Однако вскоре после его смерти


между его сыновьями началась междоусобная война. После кровопролитной войны Владимир удалось занять старшему сыну Всеволода Константину, но вскоре он умер и в стольном городе вокняжился его брат и противник Юрий Всеволодич.

61 Именно территория Владимирского великого княжества стала впоследствии основой единого Русского государства. Однако до монголо-татарского нашествия Суздальская земля была лишь одной из крупнейших русских земель и не претендовала на их объединение вокруг себя. До начала объединительных процессов было еще очень далеко.

Библиография:

1. Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. М., 2004.

2. Горский А. А., Кучкин В. А., Лукин П. В., Стефанович П. С. Древняя Русь: очерки политического и социального строя. М., 2008.

3. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998.

4. История России с древнейших времен до конца XVII в. / под ред. Л. В. Милова. М., 2006. Гл. 2-6.

5. Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории: Киевская Русь. М., 1993.

6. Русь в IX-X вв.: археологическая панорама / под ред. Н. А. Макарова. М.; Вологда, 2012.

7. Стефанович П. С. Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в X-XI вв. М., 2012.

8. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское Средневековье. М., 2007.

9. Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2000.

10. Янин В. Л. Я послал тебе бересту… М., 1998.

11. Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2008.

Лукин П. В. Тема 1. Русь и русские земли в IX - первой трети XIII вв. // История: научно-образовательный журнал, 2016. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001478-4-1 (дата обращения: 19.11.2016). DOI: 10.18254/S0001478-4-1


Похожая информация.


Статьи по теме: