Равноускоренное движение. Ускорение

Цели урока: Образовательные: проверить усвоение учащимися физических понятий (траектория, путь, перемещение, скорость, ускорение); выявить уровень сформированности знания о видах движения; выявить умение описывать вид движения, вычленяя основные признаки; выявить уровень сформированности умения решать типовые задачи на узнавание вида движения, графическое изображение; выявить умение использовать справочную литературу. Воспитательные: приучать учащихся к аккуратной записи: а) при решении задач в тетради; б) при оформлении классной доски; в) при построении графиков; приучать учащихся к доброжелательному отношению, взаимопомощи, взаимопроверке, к самооценке. Развивающие: продолжать формирование умения анализировать условия задач; обобщать изучаемый материал при решении задач на различные виды движения; анализировать и оценивать ответ одноклассников; продолжать развивать монологическую речь к использов








Вопросы 1. Способы представления. 2. Что такое график? 3. График и график функции – это равнозначные понятия? Какое является более общим? 4. К чему относятся диаграммы? 5. З ачем нужны графики? Как вы представляете параболу? Ф ормулой? Л инией? Значениями?


Ответы 1. Способы представления функции(словесный, аналитический – формулой, табличный, графический). 2. Что такое график? (graphikos – начертательный(греч), чертёж наглядно что-то изображающий, это линия, построенная определённым образом в определённой системе координат). 3. График и график функции – это равнозначные понятия? Какое является более общим? (График функции – это линия, дающая цельное представление о характере изменения функции по мере изменения аргумента, каждому значению х соответствует одно и только одно значение y.) 4. К чему относятся диаграммы? (Диаграммы – к графикам, например, диаграмма состояния, диаграмма растяжения материала.) 5. Зачем нужны графики? Как вы представляете параболу? Формулой? Линией? Значениями? (Наглядность, информативность, график-это своеобразная фотография функции.)


Вопросы 6. Какие требования мы предъявляем к графику? Что входит в понятие графика? 7. Всегда ли вы встречаете числовые значения? 8. Какие графики встречаются в физике? 9. Может ли график иметь сразу несколько названий? 10. Как графики используется в физике?


Ответы 6. Какие требования мы предъявляем к графику? Что входит в понятие графика? (Оси координат, их обозначение, единицы измерения, масштаб, точки, название.) 7. Всегда ли вы встречаете числовые значения? (График без числовых значений называется эскизным.) 8. Какие графики встречаются в физике? (Графики движения, скорости, ускорения) 9. Может ли график иметь сразу несколько названий? (Изотерма, гипербола, график изотермического сжатия.) 10. Как графики используется в физике? (Результаты эксперимента, сравнение теории и практики, чтение, определение величин заданных явно и неявно, решение задач.)


Задача 1 От движущегося поезда отцепляют последний вагон. Поезд продолжает двигаться с той же скоростью. Сравните пути, пройденные поездом и вагоном к моменту остановки вагона. Ускорение вагона можно считать постоянным. Аналитическое решение. t – время движения; v – скорость поезда; v – начальная скорость вагона. Для поезда путь равен S = v · t (1) Для вагона, который движется равнозамедленно S = v · t – аt 2 /2, где a =-v/t S = = v · t/2 Графическое решение







Задача 5 Уравнение координаты тела имеет вид х = t + t 2, величины измерены в единицах С И: А) опишите характер движения тела; Б) найдите начальную координату, модуль и направление начальной скорости, модуль и направление ускорения; В) напишите уравнение v (t), постройте график скорости; Г) постройте график х(t).



Равноускоренное движение – это движение при котором скорость тела за равные промежутки времени меняется одинаково.

Ускорение – величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло.



S x


S x



Задача №1. С каким ускорением движется гоночный автомобиль, если его скорость за 6 с увеличивается со 144 до 216 км/ч?

Задача №2 За какое время ракета приобретает первую космическую скорость 7,9 км/с, если она будет двигаться с ускорением 50 м/с 2 ?

Задача №3 Рассчитайте длину взлетной полосы, если скорость самолета 300 км/ч, а время разгона 40 с.

Задача №4

Скорость гоночного автомобиля в момент начала разгона 10 м/с, ускорение 5 м/с 2 . Определите путь, пройденный автомобилем за 10 с после начала движения. Какова скорость автомобиля в конце десятой секунды разгона?

Задача №5 Тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/ч, равен 10 м. Чему равен тормозной путь этого же автомобиля при скорости 100 км/ч?

Задача №6 Какова длинна пробега самолета при посадке, если его посадочная скорость 140 км/ч, а ускорение при торможении 2 м/с 2 ?

Задача №7 При равноускоренном движении с начальной скоростью 5 м/с тело за 3 с прошло 20 м. С каким ускорением двигалось тело? Какова его скорость в конце третьей секунды?


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что такое ускорение? Равноускоренное движение. Ускорение. Учитель физики Федоров Александр Михайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика С аха

При неравномерном движении определять перемещение тела по формуле уже нельзя потому что скорость в разных местах траектории и в разные моменты времени различна. Как же определить перемещение тела, а значит, и его координаты при неравномерном движении? Будем пользоваться понятием “ мгновенная скорость ” . Мгновенная скорость тела – это скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории. Для простоты будем рассматривать такое неравномерное движение, при котором скорость тела за каждую единицу времени изменяется одинаково, т. е. равноускоренное движение. Для характеристики быстроты изменения скорости вводится физическая величина – ускорение. Обозначается буквой а. S = V*t

Если в начальный момент времени тело уже имело некоторую скорость V 0 , то изменение скорости V - V 0 , а для ускорения получается формула: a = (v – v 0)/t. Ускорением тела при его равноускоренном движении называют величину, равную отношению изменения скорости к промежутку времени, за который произошло это изменение. Ускорение – векторная величина. Она имеет такое же направление, как и изменение скорости. За единицу ускорения в Международной системе единиц принимают такое ускорение прямолинейно и равноускоренно движущейся точки, при котором за 1 с ее скорость изменяется на 1 м /c. Эту единицу ускорения записывают так: 1 м /c 2

Равноускоренное движение - это движение с постоянным ускорением. Скорость при РУД: по определению a = (v – v 0)/t. Откуда получается, что: v = v 0 + a ·t Полученное выражение называют уравнением скорости РУД. Если v 0 = 0 , то формула принимает вид: v = a ·t Запишем уравнения для проекций векторов на ось координат: v x = v 0x + a x ·t , v x = a x ·t ,

При движении с возрастающей скоростью векторы v, v 0 и a сонаправлены

При торможении вектор а направлен противоположно векторам v и v 0

Графическое изображение скорости v x 0 t v x 0 t v x 0 t 1 2 3 1 – для случая v 0 =0, 2 - v 0 >0 тело движется с возрастающей скоростью, 3 – движение замедляется вплоть до остановки.

Итак, мы изучили что такое РУД - движение, при котором скорость тела за каждую единицу времени изменяется одинаково. Что такое ускорение - a = (v – v 0)/t. Ускорением тела при его равноускоренном движении называют величину, равную отношению изменения скорости к промежутку времени, за который произошло это изменение. Вывели уравнение скорости РУД: v = v 0 + a ·t

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Графическое представление равномерного прямолинейного движения Упр 4 (2) V ; км/ч (Время) t, с




Ускорение [а] = м/с 2 а = V /t м/с: с = м/с 2 - быстрота изменения скорости. (на сколько изменяется скорость тела за секунду) (величина, равная отношению изменения скорости тела к промежутку времени, за который это изменение произошло) V 0 - начальная скорость V - конечная скорость V - изменение скорости t - время










1 вопрос. Выберите верное(-ые) утверждение(-я): А. Равноускоренное движение является неравномерным движением. Б. равноускоренное движение является равномерным. 1) только А; 2) только Б; 3) и А и Б; 4) ни А ни Б. Какая из формул соответствует определению ускорения? 1) а =υ 2 /2s; 2) а =(υ-υ 0)/t; 3) а =υ/t ; 4) а =(υ 0 -υ)/t


2 вопрос. В каких единицах измеряется ускорение? 1)км/ч; 2)м/с 2 ; 3) км/ч 2 ; 4) м 2 /с; Какое(-ие) утверждение(-я) верно(-ы)? А. если направление ускорения совпадает с направлением скорости, то модуль скорости увеличивается. Б. Если направление ускорения противоположно направлению скорости, то модуль скорости уменьшается. 1)Только А; 2) только Б; 3) и А и Б; 4) ни А ни Б.


3 вопрос. Какое(-ие) утверждение(-я) верно(-ы)? А. Если направление ускорения противоположно направлению скорости, то модуль скорости уменьшается. Б. если направление ускорения совпадает с направлением скорости, то модуль скорости увеличивается. 1) и А и Б; 2) ни А ни Б. 3)Только А; 4) только Б; Какая физическая величина является векторной? 1)ускорение; 2) проекция перемещения; 3)время; 4)путь.


4 вопрос. Мотоциклист начинает движение из состояния покоя. Через 30 с он достигает скорости 15 м/с. С каким ускорение происходит движение? 1)2 м/с 2 ; 2) 30 м/с 2 ; 3) 15 м/с 2 ; 4) 0,5 м/с 2. Санки равноускоренно съехали со снежной горки. Их скорость в конце спуска 12 м/с. Время спуска 6 с. С каким ускорением происходило движение, если спуск начался из состояния покоя. 1) 2 м/с 2 ; 2) 6 м/с 2 ; 3) 12 м/с 2 ; 4) 0,5 м/с 2.


5 вопрос. Санки съехали с горы и въехали на другую. Во время подъёма на гору скорость санок, двигавшихся прямолинейно и равноускоренно, за 4 с изменилась с 12 до 2 м/с. При этом ускорение равно: 1)-2,5 м/с 2 ; 2) 2,5 м/с 2 ; 3) -3 м/с 2 ; 4) 3 м/с 2. При прямолинейном равноускоренном движении в течение 2 с скорость шарика уменьшилась с 8 до 3 м/с. С каким ускорением двигался шарик? 1) - 0,4 м/с 2 ; 2) 4 м/с 2 ; 3) -2,5 м/с 2 ; 4) 2,5 м/с 2.


6 вопрос. Велосипедист съезжает с горки двигаясь равноускоренно и прямолинейно. За время спуска скорость его увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с 2. Сколько времени длился спуск? Ускорение тела при прямолинейном равноускоренном движении равно 2 м/с 2. За какое время его скорость увеличится на 10 м/с 2 ?


7 вопрос. Лыжник начинает спускаться с горы, имея скорость 4 м/с. Время спуска 30 с. Ускорение постоянно и равно 0,5 м/с 2. Какой будет скорость в конце спуска? Автомобиль начал тормозить имея скорость 20 м/с. Какой станет скорость автомобиля через 4 с, если он двигается с постоянным ускорением -2 м/с 2 ?



Прямолинейное
 Прямолинейное
равноускоренное
равноускоренное
движение
движение
§ 5-6
§ 5-6
Вид урока: комбинированный
комбинированный
Вид урока:
ЦельЦель: способствовать формированию
: способствовать формированию
информационно – коммуникативной и

самоорганизационной компетенции
Задача: перечислить характеристики
: перечислить характеристики
Задача
равноускоренного движения; уметь описывать и
объяснять это движение
объяснять это движение


Мы говорили о равномерном движении

Как часто тела движутся равномерно?
Какое движение чаще всего имеет
место?
место?
НЕРАВНОМЕРНОЕ
НЕРАВНОМЕРНОЕ
А что изменяется при неравномерном
движении?
движении?
СКОРОСТЬ
СКОРОСТЬ
Имеет место сказать о мгновенной
мгновенной
Имеет место сказать о
скорости – скорость в каждой
– скорость в каждой
скорости
конкретной точке траектории в
соответствующий момент времени (в
данный момент))
данный момент


Введём величину, характеризующую
быстроту изменения скорости – это
– это
быстроту изменения скорости
УСКОРЕНИЕ
УСКОРЕНИЕ
Ускорением при равноускоренном
при равноускоренном
Ускорением
движении
движении
называется величина, равная
называется величина, равная
отношению изменения скорости
отношению изменения скорости
к промежутку времени, за которое это
изменение произошло
изменение произошло

Ускорение - векторная величина
Равноускоренное – с постоянным
ускорением
ускорением

Характеристика ускорения
Характеристика ускорения
Векторная величина
Векторная
Характеризуется:
* модулем
модулем (показывает насколько
меняется модуль скорости)
* направлением
направлением
Чем больше ускорение, тем
быстрее меняется скорость


График скорости равноускоренного
движения
движения
выразим
выразим


Это проекция мгновенной скорости,
которую будет иметь тело к концу
любого заданного промежутка времени
, отсчитываемого от момента начала
tt, отсчитываемого от момента начала
наблюдения
наблюдения
Если, то
Если, то
Из курса математики известна
Из курса математики известна
линейная функция
линейная функция
А значит график – прямая
прямая
А значит график –
линия
линия

Ускоренное ((разгон
торможение) –) –
Замедленное ((торможение
1.1.Ускоренное
разгон) –) –
скорость увеличивается,
скорость увеличивается,
ускорение – по движению
ускорение – по движению
*V > *a >
*график –острый угол к оси ОХ
2.2.Замедленное
скорость уменьшается,
скорость уменьшается,
ускорение – против движения
ускорение – против движения
*V < *a <
*график–тупой угол к оси ОХ
Чем больше угол наклона
Чем больше угол наклона
графика скорости к ОХ,
графика скорости к ОХ,
тем ускорение больше
тем ускорение больше

Статьи по теме: