Политическая карта вики. Современная политическая карта мира

Понятие «политическая карта мира» включает в себя два смысла. В узком смысле - это карта мира, на которой нанесены границы всех государств, в широком - расстановка политических сил, политическая жизнь мира в целом, отдельных групп стран, важнейшие политические проблемы современности.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Изменения на политической карте бывают количественными и качественными .

Количественные изменения :

    присоединение к государству вновь открытых земель (в прошлом - колоний);

    территориальные приобретения или потери в результате войн;

    добровольные уступки (обмен) странами участков государственной территории;

    объединение или распад государств и др.

К качественным изменениям относятся :

    приобретение страной политического суверенитета;

    введение иных, от существовавших ранее, форм правления и государственного устройства;

    образование межгосударственных объединений и политических союзов и др.

В последнее время количественные изменения все чаще уступают место качественным. В этом суть современных процессов- путь диалогов, международных контактов, мирного урегулирования всех споров.

Территория и границы.

Географы используют два термина: «географическое пространство» и «территория», часто наполняя их одним смыслом. Однако понятие «территория» отличается от понятия «пространство» своей конкретностью, привязкой к определенным координатам на земной поверхности.

Территория - часть поверхности суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности, свойствами и ресурсами.

Пределы территорий определяются границами.

Политические границы могут быть государственными и негосударственными. Государственные границы определяют пределы государственной территории. Негосударственные границы, имеющие характер политических – это, например, границы по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные и др.

Границы государственные - это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета данного государства. Государственная граница разделяет территории суверенных стран. Это как политическая, так и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национальной обособленностью, таможенным контролем, правилами внешней торговли и т.п.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы - делимитация и демаркация. Делимитация - определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Демаркация - проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

Различают границы орографические, геометрические и географические.

Орографическая граница - это линия, определяющая границы и проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности (проводится главным образом по горному хребту и руслу рек).

Геометрическая граница - это прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.

Географическая {астрономическая) граница - это линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеют место все типы границ.

На пограничных озерах линия государственной границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют еще границы административно-территориальных единиц (например, границы республик, областей, штатов, провинций, земель и др.). Это внутренние границы.

Специалисты по международному праву под «территорией» понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.

Государственной является территория , находящаяся под суверенитетом отдельного государства и ограниченная государственной границей. В состав территории государства входят:

    суша в пределах границ;

    воды (внутренние и территориальные);

    воздушное пространство над сушей и водами.

Большая часть приморских государств (их в мире около 100) имеет территориальные воды. Это полоса прибрежных морских вод шириной от 3 до 12 морских миль от берега.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона . Экономические зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Определение принадлежности, режима и границ прилегающих к побережью сравнительно мелководных районов Мирового океана превратилось во второй половине XX в. в важную политическую и правовую проблему в связи с возможностью разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории вплоть до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Инициаторами установления экономических зон выступили в конце 60-х годов латиноамериканские государства (которые не имеют полноценной шельфовой зоны из-за больших глубин около побережья). К середине 80-х годов их примеру последовали почти все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади Мирового океана, в том числе районы, дающие 96% мирового вылова рыбы,

Экономические зоны - это районы акватории Мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (т.е. это зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

При этом некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, Россия и другие страны, территорию которых омывают воды этого океана, разделили его на «полярные сектора». «Полярный сектор » - пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами- меридианы. Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран.

Следует отметить также особый международно-правовой режим , установленный по договору 1959 г. в Антарктиде . Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран мира.

Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией. Так, известны режимы:

    судоходства по международным рекам, проливам и каналам, используемым для международного судоходства;

    режимы рыболовства и других видов морского промысла;

    эксплуатации минеральных ресурсов морского дна (эксплуатации континентального шельфа и пр.);

    режим водопользования и других видов хозяйственной деятельности на пограничных реках и т.п.

    Особыми видами территориального режима являются международно-правовая аренда территории, режим «свободных экономических зон», привилегированных в таможенном отношении и т.д.

Политическая карта мира прошла длительную историю своего формирования, отражающую весь ход развития человеческого общества.

Политическая карта мира - географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д.

В широком смысле, политическая карта мира - это не только государственные границы стран, нанесенные на картографическую основу. Она несет в себе информацию об истории формирования политических систем и государств, о соотношении государств в современном мире, о своеобразии регионов и стран по их политическому устройству, о влиянии размещения стран на их политическое устройство и экономическое развитие.

При этом политическая карта мира является исторической категорией, так как на ней отражаются все изменения политического устройства и границ государств, происходящие в результате различных исторических событий.

Красочная политическая карта мира на английском языке

Все изменения, возникшие на политической карте за долгую историю ее формирования, носят различный характер. Среди них различают количественные и качественные изменения. К количественным относятся: присоединение вновь открытых земель; территориальные приобретения или потери во время войн; объединение или распад государств; уступки или обмен между странами участков суши. Другие изменения - качественные. Они заключаются в исторической смене общественно-экономических формаций; приобретении страной политического суверенитета; введении новых форм государственного устройства; образовании межгосударственных политических союзов, появлении и исчезновении на планете «горячих точек». Нередко количественные изменения сопровождаются качественными. Последние события в мире показывают, что количественные сдвиги на политической карте все больше уступают место качественным, а это приводит к пониманию, что вместо войны - обычного средства решения межгосударственных споров - выходит на первый план путь диалогов, мирного урегулирования территориальных споров и международных конфликтов.

Политическая карта мира до распада СССР на русском языке

Большая подробная политическая карта мира на русском языке

Политическая карта мира 2012 года

Политическая карта мира с реальными пропорциями площадей государств

Политическая карта мира на украинском языке

Большая политическая карта мира

Политическая карта мира (русск.)

Карта зависимых территорий мира

Очень большая и подробная политическая карта мира - Very large and detailed political map of the world

Старая школьная политическая-ностальгическая карта мира - Old school, nostalgic political map of the world

Политическая карта мира на английском языке - Political World Map English

Политическая карта мира (рельефная) - Political world map (relief)

Политическая/Физическая карта мира - Political / Physical Map of the World

Политическая карта мира - Political World Map

Политическая карта Земли - Political map of the Earth

Политическая карта мира на русском языке - Political World Map

Политическая карта мира - Political World Map

Политическая карта мира - Political World Map

По прогнозам специалистов, в ближайшее время политическая карта мира будет претерпевать крупные изменения. Тенденции к увеличению числа государств на основе этнических принципов сохраняется. При этом государственные границы, не соответствующие проживающим в их пределах нациям, будут терять свое значение. С другой стороны, еще более важную роль будут играть международные политические союзы.

На политической карте мира в настоящее время насчитывается 252 государств, из них 195 имеют полное самоуправление. Они различны не только по политическому и социально-экономическому устройству, но и по размеру территории.

Более 2/3 государств мира составляют малые страны, площадь которых менее 100 тыс. кв. км. Все вместе они занимают лишь 2% земной суши.

Страны площадью от 100 до 255 тыс. кв. км (в их число входит и Республика Беларусь - 207,6 тыс. кв. км) занимают 4% суши; площадью от 255 до 500 тыс. кв. км - 6,5% суши (в эту группу входят такие страны, как ФРГ, Польша и др.); от 500 до 1000 тыс. кв. км - 10,9% суши (Франция, Испания, Пакистан и др.); от 1000 до 3000 тыс. кв. км - занимают 27,5% земной суши (в эту группу входят Иран, Египет, Аргентина и др.).

Территорией более 3000 тыс. кв. км, что составляет около 45% земной суши, обладают 7 стран: Россия, Канада, КНР, США, Бразилия, Австралия, Индия.

В группе малых стран выделяют «мини-государства», площадь которых менее 1 тыс. кв. км. Большая часть этих стран расположена в бассейне Карибского моря и в Океании. В Европе в их число входят Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан, в Азии - Бахрейн, Сингапур, Мальдивы, в Африке - Сейшельские Острова, Сан-Томе и Принсипи.

Все объекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства (суверенные страны) и несамоуправляющиеся территории, находящиеся в той или иной форме зависимости от других государств.

Независимые государства имеют различные формы организации государственного управления (государственный строй), от которых зависит общественно-политическая жизнь стран. Государственный строй может быть монархическим и республиканским.

Монархия - это форма государственного управления, при которой власть в стране сосредоточена в руках одного человека - царя, императора, короля, султана - и передается, как правило, по наследству. Монархия может быть неограниченной (абсолютной) и ограниченной.

В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Примерами таких монархий могут служить Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Иордания и др.

Государства с ограниченной монархией могут быть конституционными (власть монарха ограничена конституцией) и парламентскими (власть монарха ограничена парламентом) монархиями. Как правило, в ограниченных монархиях монарх «царствует, но не управляет», превратившись в символ нации и дань традиции. Ограниченными монархиями являются Великобритания, Дания, Норвегия и др.

Характерная разновидность монархии - абсолютная теократическая монархия, когда монарх одновременно является и религиозным лидером, и главой государства. К таким государствам относятся Ватикан, где главе государства - Папе Римскому - принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть, Саудовская Аравия, король которой совмещает власть главы государства (одновременно являясь премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей) и духовного главы религиозной общины мусульман-суннитов, а также султанат Бруней.

Монархическая форма правления возникла в древности (Древний Рим в эпоху империи), наибольшее распространение получила в средние века и в новое время, хотя в XX в. соотношение между монархиями и республиками изменилось в пользу последних. В 2016 г. на политической карте мира насчитывалось 30 монархий (13 - в Европе, 13 - в Азии и 3 - в Африке, 1 - в Океании).

Наиболее распространенной формой государственного правления в настоящее время является республиканская. Высшая государственная власть в республиках принадлежит выборному органу либо формируется официальными представительными учреждениями (парламентами), которым принадлежит законодательная власть, а глава государства избирается всем населением страны, имеющим право голоса. Различают два вида республик: президентские и парламентские. В президентских республиках, в отличие от парламентских, в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия и др.). Парламентская республика основывается на принципе главенства, перед которым правительство несет ответственность за свою деятельность. Главным лицом, обладающим реальной властью, является премьер-министр, возглавляющий правительство (Италия, Польша, ФРГ, Индия и др.).

С характером политического строя и формой государственного управления непосредственно связано административно- территориальное устройство государства. Оно отражает национально-этнический, а в некоторых случаях конфессиональный состав населения, историко-географические особенности формирования страны. Существуют две основные формы административно-территориального устройства - унитарная и федеративная.

В унитарных государствах административно-территориальные единицы подчиняются непосредственно центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Таких государств в мире большинство (Великобритания, Италия, Болгария, Япония, Беларусь и др.).

Члены федерации в составе федеративных республик имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибуты государственной власти - флаг, гимн, конституцию, парламент. В то же время члены федерации имеют общие союзные или федеральные органы управления, армию. Примерами федераций являются Россия, США, Бразилия, ФРГ, Канада и др.

Редкой формой административно-территориального устройства считается конфедерация, члены которой сохраняют свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но при этом создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Исторически в такой форме была создана Швейцария, которая фактически является теперь федеративной парламентской республикой, где каждый из кантонов, входящих в ее состав, имеет свою конституцию и местный парламент.

На современной политической карте сохранились несколько десятков несамоуправляющихся территорий, не обладающих полным государственным статусом. Они представлены в виде «особых территориальных образований», «заморских департаментов и территорий», «неинкорпорированных территорий», которые принадлежат Великобритании, Франции, США, Австралии, Испании, Новой Зеландии. Их общая площадь, на которой проживает более 3 млн человек, составляет около 134,9 тыс. кв. км.

Большинство несамоуправляющихся территорий расположено на островах, многие из них занимают стратегическое положение. Так, Британские территории в Индийском океане (архипелаг Чагос) расположены в непосредственной близости к зоне Персидского залива. Ближнего Востока, богатого нефтью. США арендуют у Великобритании остров Диего Гарсия, где создали одну из крупнейших в бассейне Индийского океана военную базу, которая активно использовалась во время проведения военной операции «Буря в пустыне» в 1990 г., а также в войне США и их союзников против Ирака в 2003 г.

Не менее важное стратегическое положение, но уже в Средиземноморье занимает владение Великобритании Гибралтар, отвоеванный у Испании в 1704 г. Юридически переход Гибралтара во владение Великобритании оформлен Утрехтским мирным договором 1713 г. Обладание Гибралтаром позволяет Великобритании контролировать выход из Средиземного моря и подходы со стороны Атлантики. Здесь созданы английские военно-морская и военно-воздушная базы.

Многие островные территории, особенно колонии Великобритании (Бермудские, Каймановы, Британские Виргинские острова и др.), использовались международными финансовыми компаниями для создания оффшорных зон, где установлено льготное налогообложение, отсутствует контроль за операциями с валютой. Во многих островных владениях Великобритании и Франции сформировалась крупная туристская индустрия, установлен льготный режим, позволяющий судовладельцам экономить средства на регистрации и страховании судов.

Некоторые зависимые территории располагают большими запасами полезных ископаемых. Например, во французской Новой Каледонии сконцентрировано около 20% мировых запасов никеля (45 млн т). Экспорт никеля обеспечивает 75% валютных поступлений на остров. Ведущее место в разработке никеля принадлежит французской компании «Ле никель».

Зависимые территории ведут многолетнюю борьбу за независимость. Сложной остается политическая ситуация в Новой Каледонии, в испанских владениях Сеута и Мелилья, находящихся на территории Марокко, которое настаивает на возвращении под свой суверенитет этих городов.

Ряд стран, например Франция, сохраняют контроль даже над незаселенными островами, учитывая важность их стратегического положения, возможность нахождения в их шельфовой зоне крупных запасов полезных ископаемых, биологических ресурсов и др. Поэтому статус «заморской территории» носят расположенные в южной части Индийского океана французские южно-антарктические территории - острова Сен-Поль, Крозе, Амстердам, Кергелен, не обладающие признаками политико-административной единицы.

На политической карте существуют территории, чей статус, по международным нормам ООН, остается неопределенным. Это прежде всего Западная Сахара, бывшая до 1976 г. колонией Испании. В соответствии с соглашением, подписанным в Мадриде в 1975 г., Испания заявила о передаче своего колониального владения с февраля 1976 г. под временное административное управление властей Марокко и Мавритании. Местные кочевые племена издавна вели борьбу против испанских колонизаторов, создали в 1973 г. Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО), который за день до окончательного прекращения испанского присутствия в Западной Сахаре провозгласил создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Фронт ПОЛИСАРИО развернул активные боевые действия против марокканских и мавританских войск. Алжир выступил сторонником создания независимого государства. В 1984 г. САДР была принята в ОАЕ, ее признали около 70 стран мира. Согласно резолюции Совета Безопасности ООН, для окончательного определения статуса этой территории должен быть организован референдум.

Некоторые особенности имеет международно-правовой режим Арктики и Антарктики. Полярные области Земли, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, получили название Арктика (площадь региона составляет 27 млн кв. км). В соответствии с международным правом Арктика разделена на 5 секторов, основаниями которых служат северные границы России, США (штат Аляска), Канады, Дании.

Международно-правовой статус Арктики определяется особым географическим положением этой территории, обусловливающим исключительно суровые климатические условия, что делает ее недоступной для обычного проживания и мореплавания.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике - южной полярной области земного шара. Она включает Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов с морями Уэдделла, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена и др. В этот регион также входят расположенные в субарктических водах острова: Южная Георгия, Южные Сандвичевы, Южные Оркнейские, Южные Шетлендские и др. Площадь Антарктики - около 52,5 млн кв. км.

В декабре 1959 г. представителями 12 стран был подписан Договор об Антарктике (впоследствии к нему присоединился еще целый ряд стран). В соответствии с установленным Договором международно-правовым режимом не признаются территориальные претензии и территориальный суверенитет какого-либо государства над какой бы то ни было частью Антарктики. В этом регионе действует режим демилитаризации и нейтрализации, запрещены любые ядерные взрывы и сброс радиоактивных отходов. В статье 11 Договора закреплено право стран свободно вести научные исследования в Антарктике.

1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

1.1. Современная политическая карта мира

Какую информацию несёт политическая карта мира?

· Политическая карта мира - это географическая карта, на которой показаны территории, границы, крупнейшие города всех государств мира.

Главными объектами политической карты мира являются страны, территории и их границы.

· Страна - территория , имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства и лишенная государственной самостоятельности (колонии, подопечные территории).

Сегодня на политической карте мира насчитывается 193 независимых государства: 43-в Европе (включая Российскую Федерацию); 48-в Азии (включая Палестинское государство); 53-в Африке (без Западной Сахары, статус которой подлежит урегулированию, согласно соответствующим решениям ООН и Организации Африканского Единства (ОАЕ); 35-на Американском континенте; 14 государств-в Австралии и Океании.

· Государство - политическая форма организации общества. Главные признаки государства: 1) наличие органов, осуществляющих верховную власть, распространяющееся на всё население; 2) наличие права-совокупности общеобязательных правил поведения, установленных государством; 3) наличие определённой территории, на которую распространяется власть, юрисдикция данного государства.

Для каждой страны характерно своё экономико-географическое положение (ЭГП), под которым понимают положение страны по отношению к центрам мировой экономики, рынкам сырья и сбыта.

Процесс образования государств продолжался несколько тысячелетий. Одни государства (Египет, Китай) насчитывают около 6 тыс. лет своей истории, другие-чуть более 200 лет (США). Некоторые современные государства в их нынешнем виде просуществовали менее 15 лет (Эритрея, Кыргызстан, Таджикистан и др.).

Процесс формирования политической карты мира насчитывает тоже несколько тысячелетий. Его начало связано с периодом первичных стадий общественного разделения труда, появлением частной собственности, обусловившей социальное расслоение общества. Дальнейшее его углубление привело к интенсификации государственного строительства и борьбе за передел сфер влияния. Смена общественных формаций определила рубежи основных этапов формирования политической карты мира. Среди них:

1. Древний - до 5 в. н.э., характеризуется формированием и развитием таких крупнейших центров цивилизации, как Египет, Китай, Индия, Месопотамия. Многие государства древнего мира возникли в Средиземноморье и связаны с периодом расцвета Греции, Рима и Карфагена.

2. Средневековый - охватывает примерно V-XVI вв. в Европе возникает большое количество феодальных государств, усиливаются торговые связи между ними, территориальные претензии феодальных государств друг к другу обусловливают многочисленные военные конфликты. В это время на карте появляются Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Московское государство, Португалия, Испания, Англия.

3. Новый - формирования современной политической карты: (С XVI века до окончания первой мировой войны) - соответствует целой эпохе зарождения, подъёма и утверждения капитализма, формирования колониальной империи. Так, в 1876 г. всего лишь 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 г. – уже 90%.

4. Новейший - с 1914 г. до второй половины 90-х гг. 20-го века-связан с двумя войнами, Октябрьским переворотом в России, формированием социалистического и капиталистического лагерей, с политическим и экономическим противостоянием между ними. К этому этапу относится и распад колониальных империй Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Португалии, США, Японии и ряда др. метрополий, в результате чего на территории Азии, Африки и Латинской Америки возникает более 100 новых независимых государств.

5. Современный - с 1990 г. до наших дней. К важнейшим событиям этого периода, в корне изменившим политическую карту мира, относятся:

· Крушение социалистического лагеря;

· Распад СССР на 15 суверенных государств;

· Воссоединение ФРГ с ГДР;

· Распад Чехословакии и Югославии и образование на их территории семи независимых государств (Чехия, Словакия, Сербия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина , Македония).

· Выделение из состава Эфиопии самостоятельного государства Эритреи;

· Воссоединение Гонконга с КНР;

· Распад Сербии и Черногории на два самостоятельных государства.

1.2. Многообразие стран мира. Государственный строй

При изучении политической карты мира для объединения государств в группы используются различные критерии. Наиболее распространёнными из них являются показатели, характеризующие страну:

1. по размерам территории:

· Крупнейшие (более 3 млн. кв. км )- Россия, Канада, США, Китай, Индия;

· Крупные (1-3 млн. кв. км) - Аргентина, Мексика, Монголия, Индонезия, Саудовская Аравия ;

· Средние (менее 1 млн. кв. км) - Великобритания, ФРГ, Польша, Япония, Турция;

· Карликовые (менее 0,01 млн. кв. км) - Ватикан, Андорра, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино .

2. по численности населения- наиболее крупные (млн. чел)- Китай (1280), Индия (1045), США (287), Индонезия (217), Бразилия (174), Пакистан (148), Россия (145), Бангладеш (134), Нигерия (130), Япония (127).

3. по национальному составу населения -одно– и многонациональные;

4. по особенностям географического положения -приморские, внутриконтинентальные, островные, полуостровные, страны-архипелаги.

Страны группируют и по таким политическим признакам, как государственный строй (монархии и республики), административно-территориальное устройство (унитарные, федеративные, конфедеративные).

В случае если в основу объединения государств положены качественные признаки, то говорят о типологии стран.

· Экономически развитые- примерно 60 стран мира.

1) «Большая семёрка» - США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада-на долю этих стран приходится около 50% мирового ВВП.

2) Менее крупные страны - страны Западной Европы-их экономический потенциал заметно ниже, но по показателю ВВП на душу населения эти страны не уступают «Большой семёрке».

3) Страны «переселенческого капитализма» - Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.


Развивающиеся страны- включают в себя более 150 стран, в которых проживает около 70% населения мира. В этой группе условно выделяют:

1) Ключевые страны – Индия, Бразилия, Мексика, обладающие значительным природным, людским и экономическим потенциалом, но по показателю ВВП на душу населения значительно уступающим развитым странам.

2) Менее развитые страны Латинской Америки0 Азии и Северной Африки, у которых показатель ВВП на душу населения превышает 1 тыс. долл.-Чили, Перу, Египет, Тунис.

3) Новые индустриальные страны- Гонконг, Малайзия, Таиланд и др., добившиеся экономического роста в конце 20 века.

4) Нефтеэкспортирующие- Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др., где благодаря притоку «нефтедолларов » душевой показатель ВВП достигает уровня развитых государств.

5) Отстающие страны, для которых характерна многоукладность экономики с сильными феодальными пережитками и где душевой показатель ВВП не достигает 1 тыс. долл. в год-Кения, Сальвадор и др.

6) Наименее развитые (беднейшие) страны, где преобладает потребительское сельское хозяйство , практически отсутствуют промышленность и сфера услуг, а ВВП на душу населения составляет 100-300 долларов в год-Афганистан, Непал, Эфиопия и др.

В данной типологии весьма сложно определить место постсоциалистических государств, которые по многим показателям не уступают развитым странам, но имеют довольно низкий ВВП на душу населения. Именно поэтому такие страны, как Россия, Чехия, Польша, Венгрия и др., часто выделяют в особый тип-страны с переходной экономикой .

ВВП (валовый внутренний продукт) - совокупная стоимость произведённых внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах за определённый период.

В мире существуют только две формы правления государством – монархическая и республиканская.

· Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит монарху – королю, герцогу, султану, эмиру, князю и передаётся по наследству. Всего в мире насчитывается 30 монархий.

Монархии бывают:

1. Абсолютная – власть монарха ничем не ограничена.

2. Конституционная – власть монарха ограничена Конституцией.

3. Теократическая – такая форма правления монарха, когда он одновременно является и главой государства, и главой церкви.

· Республика – форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная власть принадлежит правительству. Более 140 стран в мире – республики. Республики делятся на президентские, в которых президент наделён большими полномочиями, возглавляет правительство и парламентские – в них главной фигурой является глава правительства, а не президент. Президентскими республиками являются: США, Бразилия, Аргентина, Россия и др., Парламентские республики – ФРГ, Италия, Индия, Израиль и т. п. Социалистическими республиками являются – Китай, Куба, КНДР, Вьетнам.

· Редкой формой правления являются государства в составе Содружества. Таких стран всего 15. Формальной главой государства является королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Эти страны являются бывшими доминионами Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, Канада и др.).

Кроме того, по форме административно-территориального устройства бывают унитарные и федеративные.

· Унитарное государство – это такая форма административно-территориального устройства страны, при которой в стране существует единая, неделимая исполнительная и законодательная власть.

· Федеративное государство – имеет такую форму административно-территориального устройства страны, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (республики, земли, штаты, марки и т. п.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

После второй мировой войны на политической карте мира нашли отражение такие важные процессы, как образование ряда социалистических государств, крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стран, рост движения неприсоединения. Но основное содержание всего послевоенного периода составляло глобальное противостояние Востока и Запада, «холодная война» между ними. Возникли многочисленные военно-политические союзы, и в том числе два главных: Организация Северо-Атлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД). В разных частях земного шара были созданы сотни военных баз, то и дело вспыхивали локальные войны. На политической карте мира возникли многочисленные очаги международной напряжённости, региональные конфликты.

На протяжении всего послевоенного периода главной «горячей точкой» остаётся Ближний Восток, включая район Персидского залива. И не последнюю роль в этом играет исторически сложившееся переплетение культур и религий. Здесь сталкиваются интересы не только арабских стран и Израиля, но и других государств.

Во второй половине 80-х годов в международных отношениях обозначился переход от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Добрососедство стало приходить на смену недоверию, подозрительности и вражде. Ныне это относится к отношениям между Россией, СНГ и США, между странами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) других регионов. На политической карте мира нашли отражение такие важные процессы и явления, как объединение Германии, образование СНГ, начало реального разоружения, роспуск ОВД, провозглашение странами НАТО программы «Партнёрство ради мира», в которой участвует и наша страна. Политическими средствами удалось развязать тугие узлы многих региональных конфликтов.

В результате международная напряженность пошла на убыль, в мире стало спокойнее и безопаснее. В разрядке напряжённости велика роль Организации Объединённых Наций (ООН), в состав которой входят 185 стран.

Все изменения, происходящие на политической карте мира, изучает новая ветвь социальной и экономической географии - политическая география (геополитика). В сферу интересов её входят: особенности общественного и государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренняя и внешняя политика, политико-географическое положение стран, оценка границ и пограничных районов, оценка границ и пограничных районов, географические различия в социально-классовой структуре населения, религиозном, национальном составе населения и т. п. Главная задача исследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.

Первая мировая война стала переломным историческим событием XX века для процесса геополитической самооргани­зации общества.

Принципиальное значение имело проявление после Первой мировой войны и постепенное утверждение социализации . Выдвигая в качестве приоритетных в различных сферах жизни общественные, коллективные интересы, она изменяет формы и характер капитализации, активно участ­вует в вытеснении докапиталистических отношений.

В XX в. обозначились три пути (исторические формы) процесса социализации со специфической географией.

Революционный - радикальное антикапиталистическое и антифеодальное изменение характера общества за короткий срок в странах, оказавшихся наиболее слабыми звеньями ка­питалистической системы в результате мировых войн и наци­онально-освободительной борьбы. Такие изменения обычно начинались с преобразования государственной власти и вели к созданию принципиально новой, централизованной плановой экономики нерыночного типа на основе общественной собст­венности, к ликвидации резких социальных различий, к ут­верждению новой, по сути однопартийной, политической сис­темы, направляющей общественное развитие к достижению коммунистических идеалов.

Эволюционный , связанный с постепенным, длительным реформированием капиталистического общества наиболее раз­витых в экономической и социальной сферах стран (утвержде­ние активной регулирующей функции государства в экономи­ческих и социальных процессах, расширение в экономике роли общественных форм собственности - государственной, коллек­тивной, акционерной, кооперативной и др.). «Шведский социализм», «народный капитализм», «социально-рыночная экономика».

Заимствование бывшими колониальными странами первого или второго вариантов социализации общества у развитых стран и попытки трансформации с их помощью традиционных, преимущественно докапиталистических, обществ Азии, Афри­ки, Латинской Америки с целью ускоренного преодоления отсталости.

По масштабам и последствиям воздействия на ПКМ именно революционную социализацию следует рассматривать как само­стоятельную новую геополитическую силу. Её важнейшим ре­зультатом стало появление принципиально новых по своим политическим, экономическим, социальным и духовным каче­ствам, а также по типу освоения геопространства геополити­ческих систем - социалистических стран - и образование ими мировой социалистической системы.

К концу 1980-х годов в ее составе насчитывалось 17 государств Восточной и Юго-Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Они охватывали около 27% территории Земли, более 32% населения и производили от 33 до 40% (по разным оценкам) промышленной продукции, представляя собой в те­чение нескольких десятилетий наиболее динамичную в инду­стриальном отношении группу стран и геополитическую сис­тему, альтернативную капиталистической.

Становлению и ус­коренному прогрессу мировой социалистической системы спо­собствовали экономические и военно-политические интеграци­онные процессы между странами при ключевой роли СССР - образование Совета Экономической Взаимопомощи (1949 г.), главного инструмента формирования социалистического миро­вого хозяйства, Организации Варшавского договора (1955 г.), заключение двусторонних договоров и т. п.

Второй геополитической силой, в полной мере раскрывшей свои возможности начиная со второго десятилетия XX века, стали противоречия и борьба между империалистическими державами за передел мира . Это привело к изменению геополитической структуры ПКМ.

Первая мировая война 1914-1918 гг. разре­шила противоречия между двумя группировками государств, складывавшимися вокруг Германии и Англии. Важнейшие изменения ПКМ, связанные с поражением Германии и её союзников, были закреплены Версальской системой мирных договоров (1919-1920 гг.) и решениями конференций стран Антанты (1920 г. в Сан-Ремо, 1921-1922 гг. в Вашингтоне). Они означали пер­вый глобальный передел геопространства в пользу победителей, создавших также первый инструмент междуна­родного контроля новой геополитической реальности - Лигу Наций (1919 г.).

Первый мировой экономический кризис 1929-1933 гг., по­дорвавший капиталистическое хозяйство, с тенденцией фаши­зации и милитаризации Германии, Италии и Японии, недо­вольство последних Версальской системой создали почву для новых противоречий и борьбы между лидерами за передел мира.

Поражение этих держав-агрессоров во Второй мировой вой­не 1939-1945 гг. и победа государств антигитлеровской и анти­японской коалиций при­вели к новым крупным изменениям ПКМ в пользу победителей, заложенным в решениях Крымской (Ялтинской), Берлинской (Потсдамской) конференций (1945 г.), Парижскими мирными договорами (1947 г.), а также Сан-Францисским договором с Японией (1951 г.) о послевоенном устройстве Европы, Азиат­ско-Тихоокеанского региона и мира.

Эти изменения выразились прежде всего в ликвидации систем геополитического могущества Гер­мании, Японии и Италии путем лишения их ранее приобре­тенных или захваченных территорий, сфер влияния и колони­альных владений; установлением над побежденными странами военно-политического и экономического контроля; реформи­рованием их военной, политической и экономи­ческой систем; созданием Организации Объединенных Наций (1945 г.) в качестве новой, более эффективной, чем Лига Наций, системы международного контроля и воздействия на мировые политические и экономические про­цессы.

После Второй мировой войны межимпериалистические про­тиворечия и борьба меняют свои формы с военно-политических на преимущественно экономические (торговые, финансовые и др.). Это было обусловлено не только превосходством воен­но-политического потенциала США, но и утверждением мировой социалистической системы, распадом колониальной системы и появлением многочисленной группы развивающихся стран. Главной тенденцией изменения ПКМ в XX в. является постепенное ослабление систем геополитического могущества европейских держав и Японии на фоне расширения до глобальных размеров системы геопо­литической мощи США.

С конца Первой мировой войны мощной (третьей) геопо­литической силой изменения ПКМ, становятся национальные процессы . Их главные результаты выразились в стремительном росте числа суверенных государств (новых субъектов и объектов междуна­родных отношений) и в почти полной деколонизации ПКМ. Оставшиеся к концу XX в. несамоуправляющиеся территории составляют всего око­ло 0,1% населения Земли и насчитывают немногим более 30 стран, почти исключительно островных.

В период между мировыми войнами под воздействием освободительной борьбы ПКМ изменилась следующим образом:

1) появились отдельные суверенные государства в Юго-Запад­ной Азии (Афганистан, Турция, Йемен, Хиджаз, Ирак), в Европе (Финляндия, Польша, доминион Ирландия, Чехослова­кия, Югославия) и Африке (Египет);

2) произошла ликвидация полуколониальных режимов Китая, Сиама, Персии и др.;

3) об­разовались очаги борьбы в Британской Индии, Французском Индокитае, арабских владениях Англии и Франции в бассейне Средиземного моря.

С конца Второй мировой войны и до начала 1960-х годов центр освободительных процессов переместился в Юго-Западную, Южную и Юго-Восточную Азию (Сирия, Ливан, Иордания, Израиль; Индия, Пакистан, Цейлон; Бирма, Малайя, Индонезия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Филиппины, Корея) и Африку (Марокко, Тунис, Ливия, Судан, Гвинея-Конакри). Новыми суверенными государствами в Европе становятся Исландия (1944 г.) и Ирландия (1949 г.).

Завершение распада колониальной системы приходится на 1960-е - 1990-е годы и выражается в массовом обретении госу­дарственного суверенитета колониями в Африке (1960-е-1970-е годы), в бассейне Карибского моря (1960-е-1980-е годы) и на побережье Аравийского полуострова (конец 1960-х - начало 1970-х годов). Наиболее крупными колониальными владельца­ми в конце 1990-х годов оставались Великобритания, Франция и США. Некоторые колониальные владения не стали суверен­ными государствами, а были интегрированы в состав бывших метрополий, получив специальный автономный статус.

Освободитель­ный процесс приобрел незавершенный характер.

продолжается борьба за утверждение арабского государства Палестина на базе автономных образований, воз­никших в середине 1990-х годов на территориях, оккупиро­ванных Израилем еще в 1948 и 1967 гг.;

при содействии ООН решается судьба бывшей испанской Западной Сахары, оккупи­руемой Марокко, и Восточного Тимора, бывшего португальско­го владения, контролировавшегося до 1999 г. Индонезией. Та­ким образом, в перспективе реально появление новых суверен­ных развивающихся государств.

Достижение политической независимости колониальными владениями сопровождалось сохранением их экономической.

Неотъемлемой частью освободительных процессов является борьба за суверенитет, отделение части территории многонаци­ональных стран. Именуемая сепаратизмом , эта борьба в разное время привела к появлению государств Бангладеш (бывший Восточный Пакистан), Эритрея (являвшая­ся частью Эфиопии), пяти новых югославских государств на территории бывшей СФРЮ, к разделению Чехии и Словакии, а также явилась одной из причин распада СССР.

В результате сепаратизма возникли самопровозглашен­ные, но не признанные международно государственные образо­вания, такие, как Турецкая республика Северного Кипра, При­днестровская Молдавская республика, Абхазия, Нагорный Ка­рабах, бывшая Ичкерия (Чечня), Исламский эмират Афгани­стан (на территории, контролируемой движением «Талибан»).

В настоящее время сепаратистские тенденции в разной мере проявляются в десятках стран мира, неся угрозу их раскола и появления новых государств. Наиболее яркими примерами служат Югославия (проблема Косово, Черногории и др.), Тур­ция (курдская проблема), Канада (сепаратизм франко-канад­ского Квебека), Сомали, Шри-Ланка, Индия, Индонезия, Фи­липпины. В более «мягких» формах это явление затрону­ло Бельгию, Испанию, Францию, Великобританию, Италию, Китай, Украину и другие страны.

Результатами национально-интеграционных (объединитель­ных) процессов стали такие изменения ПКМ, как возрождение Польши (1918 г.), образование арабских государств - Саудов­ской Аравии (вторая половина 1920-х годов), ОАЭ (1971 г.), Йемена (1990 г.), воссоединение Вьетнама (1975 г.), объедине­ние Германии (1990 г.), возвращение китайских территорий в состав КНР - Сянган (1997 г.), Аомынь (1999 г.).

Межнациональные интеграционные процессы в сочетании с деятельностью других геополитических сил привели к появ­лению таких многонациональных государств, как Чехословакия, Польша, Румыния, СССР, Югославия (до 1991 г.), Индия и Пакистан.

Четвертой геополитической силой становится взаимодействие ведущих капи­талистических, социалистических и развивающихся стран .

Основная линия изменений ПКМ в ходе взаимодействия ве­дущих капиталистических и социалистических государств - оформление биполярности, т. е. раскол глобальной геополити­ческой системы на две противоположные - социалистическую и капиталистическую системы. Их взаимодействие характеризуется двумя последовательными тенденциями: расширением пределов и ростом геополитическо­го могущества социалистической системы в 1920-е-1980-е го­ды и ее последующим распадом в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

Наиболее примечательными историческими веха­ми во взаимодействии двух систем, в разное время существенно повлиявшими на характер ПКМ, были следующие.

Противодействие Германии и стран Антанты в 1918-1922 гг. привело к становлению первого социалистического государства СССР, к отторжению от неё территорий При­балтики, запада Украины и Белоруссии, Бессарабии и др. Здесь сложился пояс «буферных» государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния), ставших своеобразным «санитарным кордоном» между капита­листической Европой и СССР.

Вынужденное сотрудничество СССР с Германией в 1939-1940 гг. с целью предотвращения нараставшей для него угрозы войны привело к расширению территории СССР на запад за счет вхождения в его состав, главным образом, ранее утраченных территорий Российской империи - восточных районов Польши (Западной Украины и Западной Ьелоруссии), Прибалтики (Эстонии, Латвии, Литвы, ставших союзными республиками), части территории Финляндии (Карельский перешеек с Выборгом, пограничные с Карелией и Мурманском районы на севере, аренда под военно-морскую базу полуострова Ханко), Бессарабии и Северной Буковины (из состава Румынии).

Сотрудничество СССР с ведущими капиталистическими странами (США и Великобританией) в рамках антигитлеров­ской и антияпонской коалиций в период Второй мировой войны, их совместные победа привели к укреплению геополитического положения СССР вследствие расширения пределов его могущества на западе и востоке. Во-первых, в состав СССР перешли: от Германии - северная часть Восточ­ной Пруссии (с 1946 г. - Калининградская область) с незамерзающими портами; от Японии - Курильские острова и Южный Сахалин, открывшие свободный выход советскому фло­ту в Тихий океан; от Финляндии - область Петсамо (Печенга). Во-вторых, пребывание групп советских войск в странах Цент­ральной и Восточной Европы, Восточной Азии, а также созда­ние и использование до 1955 г. военных баз в Финляндии (Поркала-Удд) и Китае (Порт-Артур-Люйшунь) гарантировало большую степень безопасности СССР и его союзников - новых социалистических стран. В состав СССР вошла также Закарпатская Украина. Советские оккупационные зоны в Германии, Австрии и Корее способствовали укреплению безопасности СССР и социалистических стран, «сужали» сферу геополитического могущества капиталистической системы, как и крупное расширение территории Польши, а также Югославии (с включением на западе полуострова Истрия) и международно признанный нейтральный статус Австрии и Финляндии.

Результатом сотрудничества союз­ников по Второй мировой войне стало создание ООН (1945 г.), в которую вошли также СССР как постоянный член Совета Безопасности, Украина, Белоруссия, большинство социалисти­ческих стран (КНР - с 1971 г., ГДР - с 1973 г.). Это позволило социалистической системе стать активным фактором мировой политики и воздействия на ПКМ, а СССР - создать систему геополитического могущества глобального масштаба.

«Холодная война» (1946 г. - конец 1980-х годов) как конфронтация и соперничество между капиталис­тической и социалистической системами также привела к круп­ным ПКМ:

Появление «расколотых» на капиталистическую и со­циалистическую части стран и народов: Вьетнама (в ходе антиколониальной войны 1946-1954 гг.), Кореи (на КНДР в г. и Республику Корея), Китая (в результате гражданской войны 1945-1949 гг. на КНР и Тайвань - «Китайскую рес­публику), Германии (на ФРГ, ГДР и Западный Берлин в 1949 г.);

Создание и деятельность военно-политических союзов (блоков) государств: ведущих капиталистических и их союзни­ков - НАТО (1949 г.), СЕНТО (1955-1979 гг.), СЕАТО (1954-1977 гг.), АНЗЮС (1952 г.), АНЗЮК (1971 г.) и др.; социа­листических стран - Организация Варшавского договора (1955-1991 гг.), двусторонние договоры между большинством этих государств и СССР;

Раздел (в международно-правовой форме) неосвоенных, труднодоступных участков геопространства - Арктики, Антарктиды (1959 г.), а также Мирового океана (1958 г.);

Краткосрочные периоды «разрядки» в отношениях между двумя системами, способствовавшие ряду изменений ПКМ. Так, в первой половине 1970-х годов стабилизируется ситуация в «германском вопросе» (рас­кол Германии), связанная с нормализацией на основе двусторонних договоров отношений между ФРГ и ее восточными социалистическими соседями и с признанием особого статуса Запад­ного Берлина. Все это привело к стабилизации геополитической ситуации, в том числе послевоенных границ, в Европе и к появлению первого общеевропейского международного органа - Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (1973-1975 гг., в дальнейшем - ОБСЕ).

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов, в период «новой разрядки» в отношениях двух систем, обусловленной перестроечными процессами в СССР, происходит активизация его сотрудничества с США и западноевропейскими странами;

Распад социалистической системы (конец 1980-х - начало 1990-х годов). Трансформация («вестернизация») об­щественного строя в большинстве стран и в появлении на их месте в Восточной Европе и в Евразийском регионе нового типа государств - постсоциалистических (их 28). Прекратили свое существование ГДР, объединившаяся в 1990 г. с ФРГ и Западным Берлином, многонациональные СССР (декабрь 1991 г.), Югославия (1991-1992 гг.), Чехосло­вакия (1993 г.). На их территориях образовались 22 новых государства (не считая «самопровозглашенных»), создавших ряд международных региональных организаций, крупнейшая из них - Содружество Независимых Государств (декабрь 1991 г.), включающая в настоящее время 12 стран, бывших союзных республик СССР. До пяти сократилась группа соци­алистических стран (КНР, КНДР, Вьетнам, Лаос, Куба), утра­тившая системное качество и глобальное геополитическое мо­гущество;

Ускоренный рост экономического и военно-политического могущества КНР в 1980-е-1990-е годы, способствовавший пре­вращению социалистического Китая в новый самостоятельный полюс глобальной геополитической системы с тенденцией гло­бализации его роли.

Важной составляющей изменения ПКМ, непосредственно связанной с конфронтацией капиталистической и социалистической систем в период «холодной войны», стало взаимодей­ствие двух систем с развивающимися странами.

Сотрудничество с развивающимися странами социалисти­ческих государств имело своим резуль­татом появление особой группы стран социалистической ориентации (в разное время через нее про­шли более 30 стран). Это обеспечивалось, прежде всего, тес­ными экономическими, политическими и военными связями соцстран с Египтом, Сирией, Ираком, Йеменом, Афганистаном, Анголой, Мозамбиком, Ливией, Никарагуа и другими представителями группы.

Взаимодействие ведущих капиталистических и развиваю­щихся стран также привело к образованию в «третьем мире» группы стран-союзников капиталистических лидеров («субим­периалистических режимов»). В разное время такую функцию выполняли или сохраняют по сей день Иран (до 1979 г.), Турция, Пакистан, Таиланд, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Египет (с конца 1970-х годов), Саудовская Ара­вия, Марокко, Заир, Сомали и др.

Одним из специфических результатов такого взаимодей­ствия стало создание влиятельных антиимпериалистических международных организаций - Движения неприсоединения, АСЕАН, ОАЕ, Лиги арабских государств, организации Ислам­ская конференция, ОПЕК и др.

Появление в начале 1990-х годов в качестве новых субъ­ектов международных отношений России и других постсоциа­листических стран трансформирует треугольник геополитичес­ких взаимоотношений в четырехугольник, что заметно расши­ряет возможности обновленной геополитической силы в изме­нении ПКМ.

Взаимодействие постсоциалистических государств со странами Запада и усиливающаяся экономическая и политическая зависимость первых от вторых обозначили следующие тенденции:

1) расширение НАТО и европейских организаций на Восток, что усиливает дезинтеграцию постсо­циалистического мира и изоляцию от него России;

2) нарас­тающую дезинтеграцию отдельных многонациональных постсо­циалистических стран при активном участии Запада (Боснии и Герцеговины, Югославии и др.);

3) расширение до регио­нальных масштабов и усиление системы геополитического мо­гущества Турции в русле ее взаимодействия с постсоциалис­тическими соседями в Каспийско-Черноморском регионе.

Гео­политическими реакциями на эти тенденции явились форми­рование с конца 1990-х годов союзного государства России и Белоруссии, создание Евразийского экономического сообщества пятью странами СНГ (2000 г.), а также установление отноше­ний стратегического партнерства между Россией и Китаем, активизация отношений России с Индией, Ираном, Кубой.

Современная эпоха развития ПКМ может быть обозначена как постбиполярная, или эпоха «новой многополюсности», в которой доминирующую роль в настоящее время играют США и американская глобальная многокомпонентная система геополитического могущества.

Статьи по теме: