Основная мысль микроскоп шукшин. Изображение национального характера в рассказах В

1.1.1. Какие черты характера Андрея Ерина проявились в приведенном фрагменте рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.2.1. Какие жанровые признаки басни присутствуют в произведении И. А. Крылова «Свинья под дубом»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.

Дело в том, - рассказывал он, - что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят - и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.

Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра... Когда шел дождик, рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды из лужицы... И там этих беленьких кишмя кишело.

Твою мать-то, што делают!.. Ну вот как с имя бороться? - У Андрея опускались руки. - Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел и ребенок босыми ногами и, пожалуйста, подцепил. А какой там организм у ребенка!

Поэтому всегда надо вытирать ноги, - заметил сын. - А ты не вытираешь.

Не в этом дело. Их надо научиться прямо в луже уничтожать. А то - я вытру, знаю теперь, а Сенька вон Маров... докажи ему: как шлепал, дурак, так и впредь будет.

Рассматривали также капельку пота, для чего сынишка до изнеможения бегал по улице, потом отец ложечкой соскреб у него со лба влагу - получили капель¬ку, склонились к микроскопу...

Есть! - Андрей с досадой ударил себя кулаком по колену. - Иди проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.

Давай опробуем кровь? - предложил сын.

Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.

Кто? - не понял сын.

Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и приду¬мали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, нач¬нется.

Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.

От какой мелкой твари гибнут люди! - Вид у Андрея был убитый.

Сын смотрел в микроскоп.

Друг за дружкой гоняются! Эти маленько другие... Кругленькие.

Все они - кругленькие, длинненькие - все на одну масть. Матери не говори пока, што мы у меня их в крове видели.

Давай у меня посмотрим?

Отец внимательно поглядел на сына... И любопытство, и страх отразились в глазах Ерина-старшего. Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем... чуть дрожали на коленях.

Не надо. Может, хоть у маленьких-то... Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить, а тут каких-то... меньше же гниды самой маленькой - и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!

Вшу видно, а этих... Как ты их?

Отец долго думал.

Скипидаром?.. Не возьмет. Водка-то небось покрепче... я ж пью, а вон видел, што делается в крове-то!

Водка в кровь, что ли, поступает?

А куда же? С чего же дуреет человек?

Как-то Андрей принес с работы длинную тонкую иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.

Давай попробуем... Наточил проволочку - может, сумеем наколоть парочку.

Кончик проволочки был тонкий-тонкий - прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.

Разбегаются, заразы... Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя - не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током... Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут...

И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в «Заготзерне». По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так.

В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.

Садись с нами, - без всякого желания пригласил Андрей.

Зачем? Мы вот тут... Нам што? Нам - в уголку!..

«Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?»

Как хочешь.

Дай микробов посмотреть?

Андрей встревожился.

Каких микробов? Иди проспись, Серега... Никаких у меня микробов нету.Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело- Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить. Андрей!.. - Сергей стукнул себя в грудь кулаком, устремил свирепый взгляд на «ученого». - Золотой памятник отольем!.. На весь мир прославим! А я с тобой рядом работал!.. Андрюха!

Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было, что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:

Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то - микроскоп. Свихнется теперь мужик - ночи не спит. Што бы - пылесос какой-нибудь присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.

Кого присудить? - не понял Сергей.

Андрей Ерин похолодел.

Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...

Андрей хотел было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею, что... но куда там! Тот уставился на Зою как баран.

Какую премию?

Ну премию-то вам давали!

Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...

Вам премию выдавали?

Жди, выдадут они премию! Догонют да ишо раз выдадут. Премию...

А Андрею вон микроскоп выдали... за ударную работу... - Голос супруги Ериной упал до жути - она все поняла.

Они выдадут! - разорялся в углу пьяный Сергей. - Я в прошлом месяце на сто тридцать процентов нарядов назакрывал... так? Вон Андрей не даст соврать...

Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.

Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:

У тебя три рубля есть? До получки...

Есть... Ты за што меня ударил?

Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам?.. Эх-х... Чурка ты с глазами.

В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.

Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.

Где она? - спросил сынишку.

В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.

Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.

Ругалась?

Нет, Так, маленько. Сколько пропил?

Двенадцать рублей. Ах, Петька... сынок... - Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. - Разве же в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...

Понимаю: она продаст его.

Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо: зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?

Нету, - сказал Петька. Может, соврал.

Ну и ладно, - согласился Андрей. - Учись знай. И не пей никогда... Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.

Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.

В. М. Шукшин «Микроскоп»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

И. Л. Крылов

1.1.2. В чем суть конфликта, лежащего в основе рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.2.2. Какие пороки, помимо невежества, обличаются в басне «Свинья под Дубом»?

Пояснение.

1.1.2. Андрей Ерин потратил деньги на покупку совершенно бесполезного для него микроскопа. Конечно, он может показаться чудаком. Но если вдуматься, что значил микроскоп для столяра? Вроде, это просто неразумная трата денег. Но на самом деле микроскоп свидетельствует о том, что в голове Андрея Ерина созревает какая-то идея. По-видимому, Андрею тесно жить в рамках серой и унылой повседневности. Такая маленькая радость, как микроскоп, на самом деле была необходима человеку, уставшему от привычной и изрядно надоевшей суеты. В этом и заключается конфликт, лежащий в основе рассказа.

1.2.2. Свинья не способна видеть ничего дальше своего носа. Это образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней - они не способны поднимать голову вверх. Именно это качество позволяет высмеять человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

Пояснение.

1.1.1. Герой рассказа Андрей Ерин продолжает галерею шукшинских «чудиков». «Чудики» В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни. Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой рассказа «Микроскоп» - это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, по-особому чувствует, поэтому совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас.

1.2.1. Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, высмеиваются пороки людей. В басне Крылова «Свинья под дубом» героями становятся Свинья, Ворон, Дуб. Это, конечно, аллегория - иносказание - одна из характерных особенностей басни. В образе Свиньи высмеиваются человеческие пороки: невежество, жадность, неспособность видеть дальше своего носа. Ворон - персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит. Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

Общественная система тоталитарного типа нивелирует личность. Защитить ее берется искусство. С этой целью в конце 60-х годов В.Шукшин создает своего «Чудика». Брежневская цензура милостиво разрешает тому увидеть свет, ведь «что, мол, с дурачка возьмешь». Предложенная трактовка рассказа «Микроскоп» осуществляется в форме «отзыва на прочитанное произведение». Одним из элементов его является стилизация под авторскую манеру повествования. Шукшин представляет семью. Обычную. Глава ее - столяр. Если воспользоваться классификацией горьковского Луки («Вот, скажем, живут столяры и все - хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему в столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает...»), то к последней категории персонаж Шукшина явно не относится. Как стал столяром? Ну, вышло так, получилось.

А был ли выбор? Наверное, хоть и невеликий: шофер, электрик и т.п. (после семилетки). Учиться дальше? Может быть, и хотел, но традиции среды - разве перескочишь? (Эдакого лба - кормить?!) Да и в особых талантах замечен не был.

Короче говоря, Андрей Ерин скорее ремесленник, чем мастер. Во всяком случае, до нилинского Павлюка ему далеко. Работа от сих до сих. Иногда приносит, чтобы продолжить дома. Интереса ради? Вряд ли. Скорее, из желания побыстрее «закрыть наряд», больше денег получить в зарплату. Детей - трое. Жена по этому случаю не работает. На ней - дети и дом. Приходится изловчаться: денег маловато. Живут скромно. Однако без водки Андрей все равно обходиться не может. Ну не то чтобы изо всех сил налегал - жена держит в руках, да и совестно у своих детей отнимать.

Так она, жизнь, и катилась, дети подрастали. Старший вон уже в пятый ходит. Много чего интересного изучает. Отцу иной раз докладывается, особенно когда надо вслух потренироваться. Хороший паренек. Дружба у них.

За последнее время особенно отцу понравилось - про микробы. И это ж надо: так человеку досаждать! Тварь мел-котная!.. И так забрала Андрея эта проблематика, что он бросил пить водку. И...-»на это надо было решиться. Он решился». Поступок состоял в том, чтобы обманным путем извлечь из семейного бюджета 120/рублей и купить на них микроскоп. Чтобы своими глазами всю эту дрянную мелочь увидеть и... Ну что дальше делать - там видно будет, а сначала надо разглядеть...

Трудности местного значения заключались в том, что жена никогда на эту трату не пойдет и с ней не согласится. Скажет: новые шубки детям нужны, присмотрены уже. Ну а самое главное - на что он, микроскоп? Гвозди им, что ли, вколачивать?.. Ах, микробы рассматривать! Да лучше вон три новых кастрюли купить... Старые-то все уже клепаные-переклепаные!..

А уж если совсем главнейшее из главного называть, то и говорить не станет. Привыкла командовать, генеральша! Чуть не по ней (достоинства оскорбление!) - так за сковородник и воевать. Вот характером-то Бог наградил! Не женщина - львица! Как в сказках про злую жену. Или как Простакова у Фонвизина в «Недоросле». Или как в романе Диккенса «Большие надежды»: мисс Джо Гарджери. Но школьное образование Андрея на седьмом классе оборвалось, и Диккенса он тоже вряд ли читал - и оттого характерность собственной жены усваивал с чистого листа, практически: в ходе довольно частых театральных представлений, главным бутафорским предметом которых служил сковородник.

Вот так они и жили. Так и трудилась женина душа в отношении мужа своего. И навряд ли в жизни этой женщины было что-нибудь более волнующе занимательное, чем этот театр. Так что отними его у нее, и жизнь бы сразу померкла. Муж, впрочем, это постиг и великодушно разрешал себя унижать. Последствия? Были, конечно... Перестал шутить, например. Не то чтобы вообще не умел. А вот как-то перестал, не шутилось, сник. Все чаще хотелось выпить, «встряхнуться», как говорится. А тут - микробы эти. И вдруг - ожил человек, купив микроскоп. Про водку, например, забыл. Шутить опять начал. Жене стал оказывать сопротивление...

Так что же произошло? Просто Андрей Ерин немножечко расширил горизонты своей жизни. В нем проснулся интерес исследователя (нормальное человеческое качество). Заниматься наукой в профессиональном смысле он, естественно, не мог. Как же тогда поименовать его увлечение? Существует такое понятие «наивная живопись». Это когда картины пишут художники, не имеющие высшего образования. Занятия Ерина по аналогии можно назвать «наивной наукой». Научного смысла они не имеют никакого, зато для самого Ерина значение их трудно переоценить. С микроскопом в жизнь этого человека вернулось то, что давно перестало приносить столярное дело: увлеченность («Ночью Андрей два раза вставал, зажигал свет, смотрел в микроскоп... Неделю, наверное, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп... Вдвоем с сыном часами сидели у микроскопа, исследовали»), эмоциональность («взволнованно стал ходить по комнате»), уважение окружающих (Зое Ериной «лестно было, что по селу говорят про ее мужа - ученый»). Работа с микроскопом стала для него тем, в чем он мог себя личностно проявить, чем был для его жены «театр». Жизнь сделалась одухотворенной.

Зоя Ерина, достойно ведшая дом и детей, но в последнее время переставшая «вести» мужа, чтобы возвратить возможность своего «театра», едет в райцентр, чтобы сдать микроскоп в комиссионку. Последняя реплика столяра Ерина полна шекспировской глубины: «Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо, конечно...» Продала.

Нравственные идеалы В. М. Шукшина воплощаются в характерах героев, унаследовавших все лучшее, что было свойственно русскому человеку. Все они стремятся обрести свое место в жизни страны, найти приложение своим силам. Герой киноповести «Живет такой парень» Пашка Колокольников живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям, его деятельное добро - проявление сердечности. Он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев - это хранитель русской земли. Люба Байкалова («Печки-лавочки») сочетает в себе ум, сердечность, верность нравственным устоям семьи. Она не обретает счастья в жизни, но сохраняет идеалы добра, чистоты и душевности.

Герои Шукшина постоянно размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Они свято верят в реальность своего идеала, готовы до последнего защищать его («Космос, нервная система и шмат сала»). Поиск истины для них начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры начинаются тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах и путях самосовершенствования Они пытаются все постичь своим умом, познать на собственном опыте. В духовных исканиях героя проявляются его натура, восприятие им действительности. Смысл жизни они видят в гармонии мира и человека.

Поп из рассказа «Верую!» становится страстным жизнелюбом, как бы воплощая в себе радость стихийной жизни. Неизлечимо больной Саня Неверов («Залетный») стремится оставить людям свои заветные мысли, добрую память о себе. Смысл жизни шукшинские герои находят в согласии с миром, которое возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души. В. М. Шукшин восхищается героями-фантазерами, эдакими «чудиками», воспринимающими жизнь поэтически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказкой. Талантливые люди почти всегда щедры. Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе. Алеша Бесконвойный, герой одноименного рассказа, ощущает: «Людей труднее любить, но вот детей и степь... он любил все больше и больше». Только согласие, любовь, лад делают мир прекрасным.

Задача человека - освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности. Но как вернуть прекрасное, если оно утрачено? Шукшинские максималисты требуют немедленного решения всех проблем. Они живут с твердым сознанием собственной правоты, считают себя вправе поучать людей, а потому нередко становятся одиноки. Такие персонажи, как Князев, Кудряшов, Глеб Капустин не способны прислушаться к голосу другого человека, их интонация всегда обличительна. Они стремятся сделать так, чтобы другим людям было лучше, но не признают возможности сомневаться, искать истину в чем-то другом. Из своего «целесообразного здания» Князев («Штрихи к портрету») изгоняет реальную жизнь обыкновенных людей, нравственные основы бытия, чувства доброты и любви. И постепенно в личности героя все более и более явственно проявляются эгоизм, озлобленность на людей. Естественно, что другие персонажи произведения отвергают его жизненную систему. Для того чтобы стать настоящим носителем истины, Князеву не хватает доброты и человечности. Похож на Князева местный просветитель Кудряшов («Психопат»). Оба эти героя активны, бескорыстны, готовы даже пострадать за свою веру. Они пребывают в заблуждении, но сами искренне верят в то, что говорят. Можно даже сказать, что они становятся жертвами жизни, потому что поглощают всю льющуюся на них ин- формацию, находятся под гипнозом чужих красивых фраз, по нятий, мнений. Они стремятся стать интеллигентами, но в результате не только ими не становятся, но и утрачивают те лучшие качества, которые были им присущи изначально: уважение к любому труду, доверие к людям. Их положение среди людей становится трагикомическим.

Шукшинские герои готовы постоянно пребывать в поиске истины. В этих противоречивых поисках, в заблуждениях, трудностях отразилось социальное и историческое состояние русского общества, важнейшие тенденции народной жизни. В них всегда присутствует жизнеутверждающее начало, с одной стороны, и идея целесообразности, пользы - с другой. При этом все любимые герои В. М. Шукшина ненавидят пошлость, мещанство, корысть. Мерилом ценности в произведениях писателя становится реальная жизнь. Отношение человека к жизни - вот основной критерий истинного, главное испытание героя «на прочность».

На простом примере Шукшин показывает нам необходимость наличия цели в жизни любого самого простого человека.

Герой рассказа – столяр Ерин Андрей. Это любимый Шукшиным «чудик», простоватый немного нелепый, но искренний и добрый человек. Показывая его простоту, автор выделяет его портретную особенность краснеющий сломанный нос. Жена называет героя кривоносиком, и есть в этом что – то обидное. Она не уважает мужа, считает его неудачником и ничтожеством, постоянно формирует у него чувство вины. Андрей, молча, терпит упреки и побои жены. Согласен работать без выходных, не выпивать «читушечку» после бани.

Герой долго и упорно идет к осуществлению своей мечты, покупке микроскопа, соврав жене, что потерял деньги. Приобретение прибора преображает Андрея, он меняется кардинально. Теперь он глава семьи. Он шутит и покрикивает на жену, пользуется уважением сына и соседей. Ему становятся противны подвыпившие друзья. У него появился смысл жизни – борьба с микробами. Он даже придумывает различные, пусть наивные и смешные способы борьбы с ними.

Все меняется после разоблачения неправды Андрея. Жена везет микроскоп в комиссионный магазин, а муж превращается вновь в забитого пьющего и несчастного человека, лишенного смысла жизни.

Замученная бытом и безденежьем жена Зоя – воплощение многих русских женщин российской глубинки. Они вынуждены нести все на своих плечах, мечтая о покупке шубок для детей к зиме и пылесоса. Выбирая между мечтой мужа и материальным, она не замечает, что муж теряет только что обретенный смысл жизни.

Автор показывает читателю насколько важно иметь цель в жизни и мечту. На примере маленького человека и его семьи раскрыт смысл жизни в целом. Микроскоп помогает увидеть и то, что никто не видел в обычном столяре: любовь, сострадание, желание изменить жизнь, доброту к людям. Любой человек – это маленькая вселенная со своими радостями и трагедиями, несбывшимися мечтами и нереализованными целями. Часто обстоятельства жизни зависят не от общества или социального строя, а от обычных близких, которые могут придать смысл жизни или уничтожить его.

Заканчивает Василий Макарович рассказ на назидательной ноте. Герой говорит сыну о необходимости учебы. Грамотный и образованный человек сможет прожить более интересную и счастливую жизнь.

Несколько интересных сочинений

    В поэтической пьесе Грибоедова ум с сердцем не в ладу, по моему мнению, у всех персонажей. Это означает, что у героев нет гармонии, ведь приходится, чувствуя одно, говорить другое, делать – третье. В первую очередь, конечно, горе главному герою

  • Герои произведения Ася Тургенева

    Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» – это одно из самых лиричных и популярных произведений русской классики. Секрет успеха повести в искренности её главных героев.

  • Сочинение Общение. Что такое общение (рассуждение)

    Что же такое общение? Я думаю, что общение - установление контакта с людьми. Человеку, по моему мнению, жизненно необходимо общаться с другими людьми

  • Жадность – это качество человека, которое характеризуется скупостью и корыстолюбием человека. Это качество негативно принимается обществом, ведь жадный человек ничем не делится

  • Человек и общество в произведении На дне Горького сочинение

    Человек и общество неразрывно связаны друг с другом. Каждый из нас взаимодействует с социумом. К сожалению, гармонии между двумя понятиями зачастую сложно представить, ибо один начинает понимать, что общество ограничивает его свободу слова

Рассказ Шукшина "Микроскоп" изучается в шестом классе средней школы в рамках программы по литературе. Как правило, детям предлагается вместе с этим произведением прочитать еще несколько творений автора. Впоследствии, анализируя рассказы, школьникам нужно найти похожие черты характеров главных героев и их различия.

В данной статье будет приведено краткое содержание "Микроскопа" Шукшина и даны характеристики персонажей. Подобному разбору, но в более сжатом виде, подвергнется рассказ "Космос, нервная система и шмат сала" с целью выявить похожие моменты в сюжетных линиях, а также общие идеи и черты характеров главных героев.

Семейная ссора

Главный герой рассказа - столяр Андрей Ерин, придя домой, сообщил жене о неприятном происшествии: он потерял деньги, которые снял со сберегательной книжки. Супруга, недолго думая, решила учинить расправу над провинившимся. Она пустила в ход два оружия: психологическое (ругала мужа на чем свет стоит и называла его обидными прозвищами - "Кривоносик" и "Скважина") и физическое - орудовала ручкой от сковородки. Андрей пытался защищаться подушкой, но все равно, сильные удары достигали своей цели.

Он старался воздействовать на супругу уговорами. Но его попытки разжалобить ее не привели к желаемому результату. Она остановилась только после того, как нанесла сильный удар по голове Андрея, от которого тот схватился за ушибленное место.

Зоя Ерина поняла, что перестаралась и, закончив расправу над мужем, расплакалась. Она стала причитать о том, что средства, снятые со счета в сберегательной кассе, должны были пойти на зимнюю одежду для детей. После этого, еще надеясь на чудо, она спросила супруга, не знает ли он, где мог оставить деньги. Андрей ответил, что на работе не терял, так как снял финансы со счета уже после окончания смены, а никуда больше он не заходил, даже в пивную, как предполагала супруга. Когда последняя надежда была потеряна, жена обрисовала безрадостную перспективу его существования на ближайшее время. Он будет работать в две смены, чтобы возместить убыток.

Кроме того, Андрей должен забыть о привычной для него чекушке водки после бани. Муж спокойно ответил, что насчет сверхурочной работы уже договорился, и с выпивкой он тоже готов завязать. Здесь автор рассказа "Микроскоп" Василий Шукшин дает читателям намек на то, что в сюжете содержится некая интрига. Он делает важное замечание: Андрей проговорился, упоминая о том, что уже взял себе дополнительную нагрузку на работе. Однако главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" быстро осознал свою оплошность и исправил положение, объяснив, что после обнаружения пропажи возвратился в мастерскую.

Награда за добросовестный труд

Прошло некоторое время, и страсти в семье Ериных улеглись. Муж, как и обещал, работал в две смены.

Жена главного персонажа рассказа Шукшина "Микроскоп", хоть порою и вспоминала про ручку от сковородки, но все же постепенно смягчилась. Однажды Андрей Ерин принес с работы необычный сверток. Вид его при этом был очень радостный. Он открыл упаковку и торжественно достал оттуда микроскоп. На вопрос жены: откуда он взял этот прибор, сказал, что это премия за трудовые заслуги.

Зоя спросила: "Что ты будешь с этим делать?" На что муж ответил ей с некоторой издевкой: "Изучать Луну". При этом он переглянулся с сыном, который понял его юмор и рассмеялся.

Вездесущие микробы

Рассказ "Микроскоп" Шукшина продолжается следующими событиями. Андрей Ерин задал жене вопрос о том, что, по ее мнению, она каждый день пьет. Супруга ответила, что употребляет воду. На это главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" рассмеялся и ответил, что та пьет не воду, а микробов. Он налил на стекло немного жидкости и стал рассматривать. Андрей Ерин с большим воодушевлением следил за перемещением молекул и вредоносных бактерий в объектив оптического прибора. Он оторвался от увлекательного занятия только когда супруга попросила его дать взглянуть детям. Скоро ей самой стало интересно, и она тоже нагнулась к таинственным линзам прибора. Но, в отличие от мужа и детей, ничего особенного там не разглядела.

Андрей Ерин увлеченно изучал различные жидкости и предметы. Супруга при этом стояла возле него и тихим голосом спрашивала у сына: "Микробы - это такие пятнышки, похожие на жиринки в супе?"

Разительная перемена

Супруг язвительно сказал: "Сама ты "жиринка!" С этого момента этот герой рассказа Шукшина "Микроскоп" начинает, по словам автора, превращаться в настоящего хозяина дома. Его речь приобретает командный тон. Он становится крикливым и вспыльчивым. Все свободное от работы время Андрей проводит за микроскопом. Мысли о том, что на всех окружающих вещах, и даже на людях, присутствуют микробы, не дает ему покоя.

Борьба с вредными бактериями

Рассказ Шукшина "Микроскоп", кратко пересказываемый в данной статье, продолжается следующими событиями. В один из дней Андрей Ерин заставил своего сына сделать пробежку по улице, после чего он изучил капельку пота, взятую с его лба. В этом веществе тоже присутствовали многочисленные микробы.

Раздосадованный таким положением дел, слесарь решил подвергнуть изучению капельку своей крови. Он уколол палец и выдавил немного красной жидкости на стекло микроскопа.

Анализ показал, что и там тоже присутствуют микробы. Ерин был крайне взволнован. Андрей был уверен, что это является плохим знаком. Однако он попросил сына пока ничего не говорить матери. Изучать кровь детей он отказался - боялся получить нежелательный результат. Мысль о наличии микробов в организмах родных для него людей пугала его.

Однажды он принес с работы тонкую иголку, на которую попытался наколоть несколько вредоносных бактерий. Его труды не увенчались успехом. Но он не отчаялся и сказал, что можно попытаться воздействовать на микробов током.

Служение на благо человечеству

Главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" был захвачен идеей о том, что если научиться уничтожать микробов, то можно увеличить продолжительность жизни человека до 120 лет. Он работал над воплощением своей задумки, не жалея сил. В его характере, как уже было сказано, произошла значительная перемена.

Из подкаблучника этот персонаж превратился в главу семьи. Занимаясь любимым делом - экспериментами с бактериями, Андрей бросил пить. Даже вид его товарища, который зашел к нему в гости, будучи нетрезвым, вызвал у него отвращение.

Незваный гость

Этим товарищем был коллега Ерина - Сергей. Он уже слышал о "научной деятельности" своего приятеля и начал разглагольствовать о том, какую пользу тот может принести человечеству. Сергей также говорил, что Ерин непременно будет увековечен за свои труды - ему поставят памятник в городе.

От гордости к разочарованию

Незваный гость, находясь в доме Ериных, продолжал пьяные речи о важности научных достижений своего коллеги. Жена Андрея тоже присутствовала при этом. В глубине души она испытывала гордость за своего супруга.

Ей льстило, что мужа считают большим ученым. Зоя решила еще раз сконцентрировать внимание гостя на микроскопе, явившимся причиной значительных перемен в жизни семьи. Она сказала: "Могли бы выдать премию чем-нибудь более полезным, например холодильником".

Сергей сказал, что не понимает о чем идет речь. Никакой премии им не давали. И вряд ли предприятие когда-нибудь будет кого-нибудь награждать. Этого ожидать глупо. Андрей пытался сделать глазами знак, что его пьяному товарищу не следует говорить об этом. Однако Сергей находился в таком состоянии, что не мог воспринимать никакие намеки. Ерин понял, что произошло непоправимое. Этот момент краткого рассказа Шукшина "Микроскоп" является кульминацией всего произведения. Жена все поняла. Андрей не потерял деньги, а купил на них оптический прибор для своих исследований.

Финал произведения

Заканчивается история тем, что два друга, герои "Микроскопа" Шукшина, сильно напиваются, заняв деньги у знакомых. Они не появляются дома всю ночь. Андрей приходит только после обеда. Его встречает сын. Он спрашивает у отца, много ли тут пропил денег. Тот говорит, что истратил на алкоголь значительную сумму. В свою очередь Андрей спрашивает, где его жена. Ребенок отвечает, что поехала в комиссионный магазин. На вопрос о том, ругалась ли она, мальчик отвечает отрицательно - не ругалась. Он сказал, что понимает отца и его печаль по поводу того, что мать продаст микроскоп. Андрей печально говорит, что, вероятнее всего, так и будет. Но он признает и необходимость купить детям шубы на зиму.

Рассказ Шукшина "Микроскоп": анализ

Данное произведение принадлежит к жанру краткого рассказа, которыми изобилует творчество Василия Макаровича Шукшина. Несмотря на то, что этот автор написал два романа, несколько киносценариев и многое другое, некоторые литературные критики говорят о том, что именно рассказ является одним из самых значимых явлений в его творчестве.

Многие литературоведы в своих трудах обращались к например

Герои "Микроскопа", так же как и персонажи других произведений, могут быть охарактеризованы как "чудики". Именно так называют главных действующих лиц его литературных творений. Это слово обозначает человека, поступки которого выходят за рамки понимания обычных среднестатистических людей. К обладателям такого характера можно причислить и Андрея Ерина. Он, в отличие от своей жены, которая живет лишь повседневными заботами и приземленными интересами, имеет еще и возвышенные стремления. В рассказе не упоминается о его жизни до приобретения микроскопа, однако можно предположить, что жена не разрешала ему уделять внимание собственным увлечениям, объясняя это тем, что семейные нужды превыше всего. Характер Андрея Ерина является динамичным. То есть он претерпевает изменения в процессе развития сюжета. Из слабовольного мужчины, всецело подчиняющегося воле супруги, он превращается в хозяина дома. Это изменение происходит параллельно с началом его "научных исследований". Можно даже сказать, что реализация творческого потенциала способствовало совершенствованию его личности. Однако под влиянием непредвиденных обстоятельств он снова становится прежним Андреем Ериным.

Вторым по значимости героем рассказа "Микроскоп" В. М. Шукшина является жена Андрея. Она олицетворяет приземленный мир, идеалы мещанства. То, как она расправляется со своим супругом, когда тот потерял деньги, говорит о жесткости ее характера. Однако в "Микроскопе" Шукшина, как и во многих других его произведениях, личность каждого из героев не является однополярной, а содержит в себе и положительные и отрицательные черты.

Подтверждение этому можно найти в конце рассказа: жена не ругалась и не устраивала скандалов, когда выяснилось, что муж обманул ее. Можно предположить, что она поняла, что этот поступок был совершен под влиянием непреодолимой тяги к научным исследованиям, и это обстоятельство вызвало у нее уважение. Что касается композиционных особенностей рассказа Шукшина "Микроскоп", то их можно охарактеризовать следующим образом.

Экспозиция в произведении отсутствует. Читатель сразу погружается в круговорот происходящих событий. Развитие сюжета происходит достаточно стремительно. Кульминацией является момент, когда друг Андрея выдал его тайну. Автор использует метод непрямой характеристики героев. То есть он не дает читателям открытых комментариев по поводу особенностей личности того или иного героя. Об этом можно судить по тем поступкам, которые тот совершает.

Во многих рассказах Шукшина финал является открытым. Автор не говорит о том, как развивались дальнейшие события, предоставляя читателю возможность самому домыслить варианты последующих происшествий в жизни героев. Эту особенность произведений, а также наличие многочисленных длинных диалогов и монологов можно отчасти объяснить тем, что Шукшин являлся профессиональным кинорежиссером и строил свои рассказы по правилам сценариев.

Столкновение двух стихий

"Сопоставьте фрагменты рассказов Шукшина "Микроскоп" и "Космос, нервная система и шмат сала", - гласит одно из заданий по литературе.

Во втором рассказе поднимается похожая проблема - столкновение двух миров: приземленного, обыденного, мещанского и возвышенного, творческого. В "Космосе" ученик восьмого класса Юрка снимает угол в доме старика. Мальчик увлечен наукой. Он с удовольствием готовит домашние задания, поскольку хочет стать хирургом.

Старик не понимает его, так как медики зарабатывают мало. Все идеалы Наума Евстигнеича обусловлены лишь житейскими потребностями, такими как хорошая еда, алкоголь и так далее. Юрка часто вступает со стариком в продолжительные споры о роли науки в современном обществе. Он горячо защищает необходимость таких исследований. Его старший товарищ считает подобное занятие пустой тратой времени, а всю информацию из учебников - ложью.

Тем не менее его заинтересовал рассказ юного квартиранта об академике Павлове, который даже в предсмертном состоянии думал о других людях и ради развития науки записывал сведения о том, что происходит с его организмом.

Старик просит показать ему фотографию ученого, совершившего столь героический поступок, и интересуется, были ли у ученого родственники.

Этот персонаж рассказа отличался своей жадностью. Он иногда давал в долг Юрке продукты из своего погреба, однако всегда просил рассчитаться за них при возможности. Неожиданностью было, когда после разговора о Павлове он вдруг принес мальчику кусок сала совершенно безвозмездно.

Можно провести параллель с рассказом "Микроскоп", в котором жена главного героя является персонажем, подобным Науму Евстигнеичу из "Космоса". Здесь также происходит своеобразное признание значимости науки. И можно сказать, что старик также понимает главного героя, как и жена Зоя Ерина.

Однако в обоих произведениях главные персонажи добиваются сочувствия, но все равно они окончательно не приняты окружающим миром.

Проблема столкновения двух различных мировоззрений не является новой для русской литературы. Она была впервые затронута еще в девятнадцатом веке в произведениях таких писателей, как Гончаров, Грибоедов и другие. В зарубежной литературе также можно найти примеры обращения к этой проблеме. Так, в романе "Луна и грош" показан образ художника, который ради искусства бросил свою семью. Он вел нищенское существование, скитался по свету, однако был счастлив, поскольку посвятил себя любимому делу - созданию картин.

Заключение

В статье приведено краткое содержание одного из самых известных рассказов Василия Макаровича Шукшина. Данный материал может пригодиться школьникам при подготовке к урокам, а также учителям литературы.

Данные об авторе

Меркурьева Светлана Викторовна

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

Ι. Проверка дом. задания. ΙΙ. Слово учителя о В.Шукшине. Работа с портретом. ΙΙΙ. Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал». IV. Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукши¬на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав¬торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»

Василий Макарович Шукшин(1929 - 1974 г.г.)

Особенности героев Шукшина

Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукши-на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав-торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина. Слайды (Презентация биографии)

Ход урока.

Ι. Проверка дом. задания.

(Биографияписателя, подготовленная учениками).

ΙΙ. Слово учителя о В.Шукшине. Работа с портретом.

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис-сер. Сегодня вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мас-тером короткого рассказа.

- Рассмотрите фотографию Шукшина. Ответьте на вопросы.

- Как вам кажется, откуда родом этот человек?

- Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятст-вий пришлось преодолеть?

- Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешно-стью?

- Каких рассказов вы ждёте от него?

В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немногочудаковатых.

Словарная работа: «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна-ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

Мне бы только правду рассказать о жизни...

Не было бы добрых людей.

Жизнь давно бы остановилась...

В. Шукшин.

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорил он. С этим жил, в это верил В.М. Шукшин.

ΙΙΙ. Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал».

Какое событие встревожило жителей новой деревни?

Почему Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?

На что надеялись мужики, направляясь вместе с Глебом к дому старухи Агафьи Журавлевой?

Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?

С чего начал Глеб «атаку» на кандидата?

Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы? (Философия, физика, филология, астрономия.)

Глеб Капустин проявил некоторые познания в области философии, когда ставил вопрос о том, что первично -дух или материя; не дождавшись ответа, он тут же перешел к другому вопросу:что такое невесомость; затем попросил кандидата филологических наук определить свое отношение к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера и в заключение выразил предположение, что Луна - дело рук разумной цивилизации.

Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович? Почему он не торопился с ответом? (Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену.)

Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Преимущество явно было на его стороне. Это и называлось у мужиков «срезать», т.е. показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента.

Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в деревню из города, достигшим определенного отношения? (Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают,и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли».)

Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук? На чьей стороне были мужики? Кем восхищались? Кого жалели?

Действительно, в поведении Глеба много нарочитой грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще».

Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»?(СамГлеб многого не смог добиться в жизни - он работал на пилораме.)

Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем, что «поучал» других людей, искал возможности их унизить.

IV . Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ — исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

- Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро-скоп»?

- Каков сюжет рассказа?

(Для Шукшина сюжет - это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа - один про одно, другой совсем-совсем про другое», - говорил он).

- Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

- Кто прав, по-вашему, в конфликте героя с женой? А на чьей сто-роне ваши симпатии? Почему?

(Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо-ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз-ни. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи-мого из-за причуд отца.)

- Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На-до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.) Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог.

Задание:. Прочитать диалог Андрея с Сергеем Куликовым, который «под хмельком» забрёл и к Сергею от нечего делать, заодно «микробов по-смотреть».

- Как в диалоге проявляются особенности характеров героев?

(Здесь автор показывает и невежество, и самоунижение, и душевную пустоту, и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение. )

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже-ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Задание: найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите примеры.

- Что скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю-бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде-ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства .)

V . Итог урока.

- Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди-кам»?

Герои Шукшина - люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства.В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

Статьи по теме: