Навыки исследования через развитие критического мышления. Развитие навыков критического мышления

Каждый день обрушивает на нас поток проблем, требующих якобы незамедлительного решения. Одни оказываются незначительными, другие действительно могут изменить нашу жизнь. Чтобы оценить проблему и тем более - принять ответственное решение, нужно взвесить все варианты, проанализировать ситуацию. Критическое мышление - необходимый для этого навык, о котором часто забывают. Существуют приемы, которые помогут развить критическое мышление и сохранить холодную голову в самых нервных ситуациях.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление помогает проанализировать события или факты, а затем прийти к тем или иным выводам. Главными инструментами являются способность находить причинно-следственные связи и логика, при помощи которых у человека формируется объективный взгляд на проблему, намечается путь к ее решению.

Обладатели хорошо развитого критического мышления ставят под сомнение информацию и не принимают на веру полученные сведения. Они способны предугадывать дальнейший ход событий, выявлять закономерности, находить связи между объектами и явлениями.

Критическое мышление не всегда связано с уровнем образования или интеллектом.

Маленький ребенок, не умеющий читать и писать, без большого жизненного опыта, способен свободно мыслить. Свободные от стереотипов дети зачастую находят нетривиальный и необычный прием для решения проблем, до которого не додумались бы взрослые.

Безусловно, определенный уровень знаний упрощает процесс критического мышления. Например, чтобы понять, полезен ли прибор, нужно разбираться в том, как он работает.

Считается, что навыки критического мышления формируются и развиваются постоянно. Психологи утверждают, что особое внимание этому процессу нужно уделить в период становления личности и формирования жизненной позиции. Тем не менее работать над критическим мышлением можно и нужно в любом возрасте, благо приемов для этого достаточно.

Под влиянием родителей у детей формируется определенное мировоззрение, складывается система жизненных ценностей. Иногда все, что было заложено в детстве, остается неизменным на протяжении всей жизни человека.

Подчас «шаблонные» решения, которые научили принимать в семье, не подходят. Человек, умеющий мыслить критически, способен видеть новые пути достижения целей, искать нестандартные ответы на поставленные вопросы.

Зачем нужно развивать критическое мышление?

Критическое мышление в профессиональной и повседневной жизни способствует более аккуратной и точной работе, помогает отделять важное от второстепенного, эффективно и быстро решать проблемы.

Важную роль критическое мышление играет и в образовании.

Оно поможет усвоить ключевые идеи из учебников и источников, опираться на различные теории и приводить убедительные доказательства.

Кроме того, при помощи критического мышления легче находить общий язык с другими людьми, не поддаваться на провокации в спорах и избегать других неприятных ситуаций в общении с окружающими. Также среди очевидных плюсов развитого критического мышления - внимание к деталям и наблюдательность, умение аналитически мыслить в любых жизненных ситуациях.

Человек, который владеет критическим мышлением, автоматически приобретает и другие немаловажные навыки. В частности, он способен логично доносить свои мысли, быть убедительным в рассуждениях, правильно интерпретировать данные, принимать наиболее эффективные решения и так далее.

В современном мире развивать критическое мышление особенно важно. Оно помогает фильтровать многочисленные сведения, которые мы ежедневно получаем из СМИ, рекламы, соцсетей и при личном общении. Чтобы лучше ориентироваться в информационном потоке, легко отличать правду от лжи, нужно сравнивать и критически оценивать данные из разных источников.

Проще говоря - лучше почаще проверять достоверность фактов.

Это не означает, что необходимо подвергать сомнению все подряд, сомневаться во всем. Однако благодаря критическому мышлению человек способен сформировать свою точку зрения, альтернативную и независимую. Он может взглянуть на ситуацию в целом, понять, где он ошибается, и изменить свою позицию, основываясь на аргументах или фактах.

Методы развития критического мышления

Самую известную технологию развития критического мышления разработали американские ученые из Северной Айовы. В России ту же методику начали применять с 1997 года. Она называется РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо.

В первую очередь этот прием помогает сформировать базовые навыки мышления и применять их на практике. Главные каналы, через которые мы получаем и передаем информацию, - это тексты (чтение и письмо).

В соответствии с методикой критического мышления, человек должен вдумчиво читать все материалы, связанные с той или иной темой, а затем подвергать анализу полученные данные.

Имеются в виду не только письменные материалы, но также речь, видео- и аудиозаписи.

Метод развития критического мышления основывается на трех стадиях обработки материала: вызов, осмысление и рефлексия.

На первой человек собирает все знания, которые были получены ранее, ищет недостатки в них и определяет, необходимо ли получить дополнительную информацию. На стадии осмысления происходит аналитическая работа с текстом. В этом может помочь составление таблиц и ведение дневников, в которых можно отмечать уровень понимания полученной информации и конкретных фактов.

На стадии рефлексии знания выходят на новый уровень и применяются на практике.

В этот момент человек уже может сформировать свое отношение к тексту и обсудить его с другими во время дискуссии.

Приемы критического мышления

Существует целый ряд приемов критического мышления. Среди них выделяются несколько вариантов активного письма (кластер, таблица «З-Х-У»), активного чтения и слушания (инсерт), а также организация групповой работы.

Кластер. Это один из самых популярных на сегодняшний день приемов критического мышления. Он нужен для того, чтобы наглядно отображать мыслительные процессы, происходящие во время работы с текстом.

Для эффективного использования приема берется лист бумаги, в центре которого записывается ключевое слово в тексте, а затем вокруг него отмечаются близкие идеи, образы или факты. По мере их появления они соединяются с ключевым словом прямыми линиями. В ходе работы «слова-спутники» ключевого понятия приобретают своих «спутников».

В итоге возникает схема, которая наглядно показывает, как происходил мыслительный процесс.

Специалисты советуют записывать все, что приходит в голову, строить как можно больше различных связей, даже нестандартных. Единственный недостаток этого приема в том, что могут появиться лишние слова и информация, которые будут мешать восприятию и перегружать схему.

«Знаю. Хочу узнать. Узнал» («З-Х-У»). Это еще один прием технологии развития критического мышления. Он был разработан в 1986 году чикагским профессором Донной Огл (Donna Ogle).

Необходимо создать таблицу, состоящую из трех столбцов. Первый - «Знаю» - заполняют на стадии вызова. Туда можно внести предварительные знания, гипотезы или ассоциации. Второй столбец, «Хочу узнать», посвящен целям изучения информации. Последнюю часть таблицы - «Узнал» - заполняют после окончания работы с данными. Такой прием помогает лучше анализировать новые сведения, чтобы иметь возможность впоследствии применять их на практике.

Инсерт. Этот прием применяется во время чтения текста. На полях делаются заметки в соответствии с отношением исследователя к информации. Для этого применяются четыре маркера:

«V» - исследователь знал это раньше;

«-» - данные противоречат уже известным;

«+» - исследователь раньше не сталкивался с этими данными;

«?» - информация непонятна, необходимо получить более точные сведения.

В дальнейшем все это заносится в специальную таблицу. При помощи такого приема можно распределять информацию в зависимости от ее ценности и опыта исследователя.

Все упомянутые технологии полезны для развития критического мышления.

Каждый может выбрать наиболее подходящий прием или комбинировать несколько.

При помощи технологии критического мышления можно устанавливать и решать проблемы на основе имеющейся информации, искать и оценивать пути решения. Параллельно с развитием критического мышления меняется вся система умственной работы человека: разные точки зрения больше не вызывают протеста, а альтернативные пути решения проблем помогают жить.

Какие задачи ставит перед собой современный учитель при подготовке к уроку? Безусловно, обучающие, профильные. Но этого, конечно, недостаточно. На первый план выходит задача интеллектуального развития личности, прежде всего, способности к усвоению новой информации, гибкости мышления, интеллектуальной восприимчивости, т.е. того, что является важнейшим условием адаптации человека к меняющимся обстоятельствам жизни.

Динамичный социальный прогресс, расширение сети информационных источников, возрастающая и чрезвычайно важная роль СМИ в жизни каждого человека ведут к необходимости развивать аналитические способности, умение мыслить критически и даже уметь создавать личный информационный блокиратор или щит.

Международная образовательная программа «Reading & Writing for critical thinking» позволяет решить некоторые проблемы современной школы.

Можно ли научиться мыслить критически? Безусловно, можно, если вы не боитесь столкнуться с множеством решений одной проблемы, если хотите сократить количество поступков, о которых часто приходиться жалеть.

  • Критическое мышление – активный и интерактивный процесс познания.
  • Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики.
  • Критическое мышление – умение аргументировать свою точку зрения, опровергая неубедительные доказательства оппонента.
  • Критическое мышление – умение признавать свои ошибки и брать ответственность за собственные решения или поступки.
  • Критическое мышление позволяет человеку стать самостоятельной, мыслящей, свободной личностью.
  • Критическое мышление способствует развитию культуры диалога через совместную деятельность.

Если вы готовы к обоснованным изменениям процесса обучения, принятию нестандартных и ответственных решений, если вы хотите быть успешным и работать творчески, то технология развития критического мышления именно для вас.

Урок развития речи
Основная мысль текста
Подготовка к написанию отзыва

I ФАЗА УРОКА –

ФАЗА ВЫЗОВА

Задачи фазы:

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания

Пробудить познавательный интерес учащихся

Мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дурак»?

Одинокий, скучный,

неинтересный…

Игнорирует людей

Неуравновешенный

Умственно отсталый и пр.

Окрашено ли это слово стилистически?

Относится к разговорному

стилю речи

Каким образом мы можем проверить эту информацию?

Обратиться к толковому

Составьте синквейн, который определил бы это слово.

__________ ___________

А может ли это слово стать художественным образом? В каких случаях?

В фольклоре встречается

образ Иванушки-дурачка

В стихотворении

«Атомная сказка»:

«и улыбка познанья играла

на счастливом лице дурака.

II ФАЗА – ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ

Задачи фазы:

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом

Помочь учащимся активно воспринимать материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

У И.С. Тургенева есть произведение, которое называется «Дурак».

Хотите ли вы узнать, какой образ дурака создает И.С. Тургенев?

Попробуйте увидеть дурака таким, каким его увидел автор.

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

ФРАГМЕНТ 1.

И.С. Тургенев

Жил-был на свете дурак.

Как вы думаете, в каком жанре написано произведение, которое мы читаем? Аргументируйте свою позицию.

Какими качествами должен обладать герой, чтобы его назвали дураком?

ФРАГМЕНТ 2.

Долгое время жил он припеваючи, но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало ни медля, привел ее в исполнение.

ФРАГМЕНТ 3.

Встретился ему на улице знакомый – и принялся хвалить известного живописца…

Помилуйте! – воскликнул дурак. – Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы – отсталый человек.

Знакомый испугался – и тотчас согласился с дураком.

ФРАГМЕНТ 4.

Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! – говорил ему другой знакомый.

Помилуйте! – воскликнул дурак. – Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы отсталый человек.

И этот знакомый испугался – и согласился с дураком.

Что за чудесный человек мой друг N.N! – говорил дураку третий знакомый. – Вот истинно благоразумное существо!

Помилуйте! – воскликнул дурак. - N.N – заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы – отсталый человек!

Третий знакомый тоже испугался – и согласился с дураком, отступился от друга.

И кого бы, что бы ни хвалили при дураке – у него на все была своя отповедь.

Разве иногда прибавит с укоризной:

Злюка! Желчевник! – начинали толковать о дураке его знакомые. – Но какая голова!

И какой язык! – прибавляли другие. – О, да он талант!

ФРАГМЕНТ 5.

Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать критическим отделом.

И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут поди не благоговей – в отсталые люди попадешь!

ФРАГМЕНТ 6.

Житье дуракам между трусами.

III ФАЗА – ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

Задачи фазы:

Помочь учащимся самостоятельно обобщит материал

Помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала

Составьте синквейн, который определил бы понятие «дурак» с художественной, тургеневской точки зрения.

__________ ___________

__________ ________ ____________

__________ _________ __________ _________

Изменилось ли видение этого слова после прочтения?

Какие слова могли бы стать эпиграфом к нашему уроку?

К какому художественному жанру вы могли бы отнести это произведение?

Сказка - притча

Рассказ - басня

Аргументируйте свою точку зрения.

Урок развития речи
Подготовка к написанию сочинения в 7 классе

Тип урока: работа с информационным текстом

Тема урока: Существуют универсальные списки книг для чтения

(знака нет, т.к. может быть точка, восклицательный знак или вопросительный знак)

Цель: Создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления

Задачи урока:

  • обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
  • обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • совершенствовать навык критического осмысления текста;
  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Методы, приемы

Формы работы

Результат

I. Стадия вызова

Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос Фронтальная Сформулированная проблема
II. Стадия осмысления Словесные

Проблемно – поисковый

«Шесть шляп мышления»

Групповая

Индивидуальная

Соотнесенное собственное мнение с мнением автора статьи

Сформулированные аргументы

Общая точка зрения

III. Стадия рефлексии самоконтроль Индивидуальная «Черновая» основа индивидуального сочинения
IV. Домашнее задание Индивидуальная Отредактированное

Сочинение

Публикация в школьной газете

I. Стадия вызова

Выслушиваются мнения учащихся.

Краткий анализ опроса учащимися «взрослых» читателей (задание дано заранее группе учащихся)

II. Стадия осмысления

Розыгрыш цвета шляп на уроке, памятки для учащихся по использованию приема на руках у учащихся.

2. На подготовку групп отводится не более 10 минут, затем каждая группа в соответствии с памяткой представляет свои наработки. Как правило, возникает дискуссия, которой руководит учитель, не навязывая своей точки зрения и не делая выводов.

Выслушиваются мнения учеников.

III. Стадия рефлексии

Домашнее задание: Создать черновой вариант сочинения, отредактировать его (если не возникает вопросов, сочинение можно переписать на чистовик).

Умение мыслить нестандартно является конкурентным преимуществом любого фрилансера. Критическое мышление это способ вырваться вперед и создать действительно что-то новое. Конечно, во многих случаях можно обойтись и шаблонными решениями, просто следуя модным тенденциям, но иногда этого недостаточно. В мире информационных технологий все меняется так быстро, что иногда для выполнения какой-нибудь задачи шаблонов просто не существует и тогда приходится «включать» мозг. Вокруг нас бушует четвертая индустриальная революция, но многие люди, в том числе и фрилансеры, этого не ощущают, они просто несутся в бурном информационном потоке вместе со всеми остальными.

А между тем в прошлом году на Всемирном экономическом форуме был опубликован очень интересный доклад, посвященный навыкам, которые будут востребованы в ближайшие годы. На первом месте самых важных скиллов оказалось умение решать комплексные проблемы. Навык критического мышления занял четвертую строчку рейтинга. Но это было в прошлом году. По мнению экспертов, уже к 2020 году критическое мышление станет вторым по значимости навыком для специалистов, работающих в сфере информационных технологий. А это уже серьезно.

Что же такое критическое мышление? Кафедра философии Университета Гонконга дает такое определение: человек с критическим мышлением должен обладать следующими навыками, умениями или способностями:

  • Видеть логические связи между разными идеями
  • Уметь оценивать и систематизировать аргументы
  • Находить несоответствия и распространенные ошибки в рассуждениях
  • Определять важность и актуальность идей
  • Правильно оценивать свои собственные взгляды и убеждения

Эти шесть пунктов ясно показывают, насколько важно критическое мышление. Данные навыки помогают в решении сложных проблем, способствуют коммуникации, заставляют мыслить логически и повышают творческие способности. А это как раз то, что нужно успешному фрилансеру.

Управление информацией

Мы живем в информационном мире и постоянно сталкиваемся с новыми идеями, данными или мнениями. Постоянный доступ в интернет, огромное количество информационных потоков и непрерывная генерация новых идей означает лишь одно: у вас есть большое количество информации для анализа, и нужно что-то сделать, чтобы осмыслить все это. В этом как раз и поможет критическое мышление.

Возможно, критическое мышление стоит воспринимать не как набор полезных навыков, а как образ жизни. Идея не нова. Об этом говорил еще Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда:

«Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему».

По своей сути критическое мышление – это путь к истине. Идя по этому пути, придется решать сложные проблемы, придумывать необычные идеи и выстраивать новые связи между различными понятиями. Критическое мышление является частью нашей жизни, но этот навык можно развить и усилить, чтобы стать настоящим специалистом в своем деле.

Спросите: «Почему?»

В критическом мышлении главный вопрос звучит так: «Почему?». И вопрос этот не так уж прост, как кажется на первый взгляд. Очень многие люди склонны принимать различные мнения, особенно если они подкреплены хоть каким-то авторитетом, как непреложные факты. Однако человек с критическим мышлениям не полагается на веру. Он спрашивает. А почему, к примеру, этот кандидат в президенты лучше, чем его соперник? Почему эта точка зрения является мейнстримом? Откуда пришла эта информация? Почему считается, что определенная интерпретация событий является верной? На каких основаниях можно сделать такой вывод? Вопросы, вопросы и еще раз вопросы. «Почему?» может принимать самые разные формы, так что не стоит отказывать себе в удовольствии спрашивать. Иногда даже самый невинный вопрос может полностью изменить картину мира, что, безусловно, полезно, особенно для творческих людей.

Все в детстве были почемучками, но взрослому человеку не стоит задавать этот вопрос с той же наивностью. Однако в общении с другими людьми или просто в мысленном споре, без правильно поставленных вопросов не обойтись. Это помогает в проведении собственных изысканий, именно так можно получить более глубокое понимание обсуждаемых проблем. Пусть они и не будут выглядеть очень сложными при первом приближении.

Возьмем, к примеру, игры. В детстве все играли в игры. Но сегодня играют все, от мала до велика. Конечно, это уже не прятки, а различные видеоигры, если говорить о взрослых. Но вот вопрос: почему люди начинают играть? И не только на компьютере, ведь сейчас прямо на наших глазах происходит быстрый рост популярности настольных игр. История многих настольных игр исчисляется веками, что же такое находят в них люди? Подобные вопросы заставляют увидеть различные аспекты проблемы и помогают найти самые эффективные решения. Нужно лишь не бояться мыслить критически. Ответ «настольные игры популярны потому, что так всегда было» - это неправильный ответ. Это шаблонное, а не критическое мышление.

Чтение

Одним из лучших способов развития навыков критического мышления являются знания о жизни других народов, ареалах их проживания, их культур и их истории. Получить эти знания вполне возможно, достаточно начать путешествовать по всему миру, но далеко не каждый может это себе позволить. Но можно начать читать. И чем больше, тем лучше.

Сегодня в интернете можно найти практически любую информацию по любой интересующей теме. Не весь представленный контент будет полезным, поэтому важно уметь работать с фактами и не доверять их интерпретации. Читать нужно много и не только то, что нравится. Нужно быть знакомым и с другими точками зрения, пусть они и противоречат наши философским, политическим или религиозным убеждениям. И не важно, кто что сказал, философ или самый обычный человек – истина всегда остается истиной.

Чем больше человек читает, тем больше он узнает. И чем больше массив знаний, тем легче развить навыки критического мышления. При этом вовсе не нужно фокусироваться на научных статьях и тому подобном контенте, вымысел также важен: романы, рассказы, пьесы также помогают понять, как думают и живут другие люди.

Но не стоит забывать о критическом мышлении во время чтения. Если кто-то оформил свои мысли в виде книги или программной статьи на интернет-форуме, то это вовсе не значит, что все, что там сказано, является правдой.

Забудьте о многозадачности

Современные культура и технологии позволяют легко работать в многозадачном режиме. Общепринятая точка зрения гласит, что многозадачность позволяет нам успевать сделать больше, но наука неоднократно опровергала это мнение. Многозадачность отвлекает человека от главного и мешает мыслить по-настоящему серьезно. Это полная противоположность тому, что необходимо для критического мышления.

Для того, чтобы решить какую-то сложную проблему, нужно полностью сосредоточиться на ней, чего невозможно добиться, работая в многозадачном режиме. Чтение, творчество, сотрудничество, обсуждение различных вопросов – все это требует предельной концентрации внимания, особенно если речь идет о достижении реальной цели.

Если действительно нужно обдумать какую-то проблему, лучше избавиться от всего, что может включить многозадачный режим. Не проверять почту. Отключить мобильный телефон. Закрыть ненужные вкладки в браузере, особенно, если это вкладки социальных сетей. Все это мешает думать. Мало того, что это мешает мыслить критически, это вообще не дает мыслить хоть сколь-нибудь продуктивно.

Многие фрилансеры могут не согласиться с этой точкой зрения, чтож, возможно, кому-то удается обдумывать сложную проблему, одновременно выполняя несколько дел. Люди все разные, такое вполне реально. Но для большинства все же жонглирование задачами и вдумчивые раздумья несовместимы.

Время для наблюдений

Сталкиваясь с проблемой или необходимостью придумать новую идею лучше не бросаться с места в карьер, а выделить время для наблюдения. Некоторые вещи требуют времени для осмысления, особенно, если прошлые убеждения и опыт входят в противоречие с какими либо событиями или утверждениями. Сегодня все меняется настолько быстро, что легко запутаться во всем многообразии идей и точек зрения.

Большинство людей в такие моменты предпочитают отойти «на ранее занятые позиции», они не хотят расстаться с привычным образом мыслей. Но чтобы научиться мыслить критически, нужно уметь наблюдать, чтобы правильно оценить ситуацию. Порой полезно несколько дней последить за развитием какой-либо дискуссии на фейсбуке, чтобы составить собственное мнение по интересующему вопросу. Очень заманчиво настаивать на своей точке зрения, однако наблюдение может дать более ясную картину происходящего.

Современный образ жизни сильно мешает размышлениям. Это кажется даже немного диким: как это можно просто думать, больше ничем не занимаясь? Однако сосредоточенное размышление – это один из самых лучших способов для развития критического мышления. Для того, чтобы в голове зазвучал свой собственный голос, важно заглушить все другие голоса. А это трудно, так как вокруг так много отвлекающих факторов.

У каждого свой способ думать. Кто-то отправляется на прогулку, кому-то легче сосредоточиться, работая с карандашом и бумагой. Подойдет любое удобное решение. Главное не забывать, что для критического мышления важно установить связи между идеями. Определиться с направлением мысли. Очертить круг вопросов и выявить проблемы, имеющие отношение к поставленной задаче.

Это особенно трудно, если представить, что прямо в это же время над похожими идеями раздумывают тысячи людей по всему мира. Информационные потоки бурлят и возникает желание просто найти в интернете уже готовое решение. Если хочется развить навыки критического мышления, то придется думать своей головой. Да, это совсем не похоже на продуктивное использование времени. Но только так появляются великие идеи. Некоторые люди бывают настолько везучими, что могут генерировать потрясающие идеи во время напряженной работы над проектом. Однако многие нуждаются в тишине и одиночестве. И времени. Для того, чтобы просто подумать.

Вместо заключения

Мыслить критически и жить эффективно может каждый. Это вовсе не трудно и вовсе не требует большого ума. Критическое мышления это просто способ думать своей головой, подвергая сомнению любые, даже самые интересные идеи. Конечно, критическое мышление не решит всех проблем фрилансера, но это хорошая привычка. И чем больше он будет думать, тем эффективнее он будет работать, учиться, общаться и генерировать креативные идеи.

Костанайская обл., г.Рудный,
сш №4 с углублённым изучением математики,
Кучина Оксана Владимировна, учитель географии.

ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

Критическое мышление было описано как «мышление о мышлении ».

Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к возражению или принятию альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и привитию критичности в других.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

  • сбор релевантной информации;
  • оценку и критический анализ доказательств;
  • гарантированные выводы и обобщения;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными задачами, такими как критическое размышление над преподаванием и обучением, оно также может включать признание неустановленных предположений и ценностей, признание проблем и обнаружение эффективных средств для их решения, понимание важности установления приоритетов и преимущественное значение в решении задач.

Критическое мышление детей и подростков в классе

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.

Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • вывод;
  • интерпретация.

Процессы и навыки, используемые при изучении, могут включать:

  • сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;
  • оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;
  • сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе более широкого опыта.

На более поздней стадии изучения их работы посредством дальнейшего обсуждения с учителями, рассмотрения и пересмотра их временных заключений, детям может быть оказана помощь в выстраивании понимания их собственных процессов обучения, включая:

  • оценку;
  • объяснение;
  • метапознание.

Ниже приведены шаги, которые дети могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и навыки, которые они будут использовать в осуществлении классной работы:

  1. Проанализируйте информацию, полученную из визуального или устного доказательства.
    Задание может быть применено и к информации, полученной из чтения основных первоисточников, и к данным, собранным из обзора или анкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких вторичных источников, таких как учебник, энциклопедия или web-сайт.
  2. Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие более поздние действия, лежащие в основе аргументов.
  3. Проанализируйте, как эти ключевые компоненты, визуальные и устные доказательства соединены и взаимодействуют друг с другом.
  4. Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными изображениями или между различными мнениями и воспоминаниями.
  5. Синтезируйте, соединяя различные источники информации, для построения аргумента или ряда идей. Установите связь между различными источниками, которые формируют и поддерживают Ваши идеи.
  6. Оцените законность и валидность доказательств Ваших исследований, и как доказательства поддерживают или противоречат Вашим предположениям и возникающим идеям.
  7. Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы, заложенные в основе исследования.
  8. Обоснуйте идеи и интерпретации в защиту аргументов сформулированных выводов и идентифицированных значений.

Основные особенности , которые необходимо найти в критическом мышлении детей:

Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности или достоинства альтернативных предположений и перспектив.

Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

Самосознание. Признание наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

В целом критические мыслители активны, задают вопросы и анализируют доказательства, сознательно применяют стратегии для определения значений; критические мыслители скептичны,относятся к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; критические мыслители открыты для новых идей и перспектив.

Для развития навыков исследования предлагаю развитие критического мышления через следующие стратегии:

“Кластер” (гроздья)

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

“Дерево предсказаний”.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Стратегия Отсюда-сюда.

  1. Группа получает общее задание по теме.
  2. Каждый член группы получает «свой» объект исследования.
  3. Сбор информации об объекте.
  4. Обмен информацией в группе.
  5. Выделение общего для запоминания основной части таблицы.
  6. Заполнение таблицы.
  7. Написание совместного исследования по теме.
  8. Презентация исследования.

Ромашка Блума.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

  1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
  2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
  6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Синквейн.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.

Диамант.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1-я строка – существительное, тема диаманты.

2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие–то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты.

3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению.

4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям).

5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму.

6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму).

7-я строка – существительное, антоним теме.

«ИНСЕРТ» Чтение текста с пометками:

Я это знал,

Я этого не знал,

Это меня удивило

Хотел бы узнать подробнее.

Составление таблицы, выписываются основные положения из текста + - ! ?

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление

«Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Шесть шляп мышления

  • Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
  • Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
  • Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
  • Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
  • Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
  • Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано

Почему - 6 W- .

  1. Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы:
  2. Почему? Зачем? По какой причине?…
  3. Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,

«Да потому…»

Приемы по развитию навыков прогнозирования

  1. Верные и неверные утверждения
  2. В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
  3. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

Получение знаний об объектах, свойствах, отношениях окружающей действительности, которые человек не воспринимает непосредственно, может осуществляться с помощью мышления различного типа.

Критическое мышление - это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».

Для прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Р. Пол предложил разделять его на сильное и слабое. Слабое подразумевает мышление эгоиста, которое занято собственными потребностями и не использует его во благо. Сильное мышление принадлежит личности без эгоцентрической направленности.

Не любая умственная деятельность попадает под определение «критическое мышление». К нему не относятся:

  • запоминание;
  • понимание;
  • интуитивное/ творческое мышление.

Критическое мышление имеет много определений в философских и психологических работах, но любые исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы критично мыслить, необходимо умение :

  • анализировать и синтезировать;
  • осуществлять индукцию и дедукцию;
  • абстрагироваться;
  • интерпретировать;
  • наблюдать;
  • использовать логику;
  • осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному.

Также обязательно обладание широким кругозором, творческим воображением, устойчивыми ценностными установками. В некоторой степени эмоциональность также может входить в определение этого понятия.

Критичность мышления – необходимое качество, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.

Составляющие

Способность мыслить абстрактно – это умение отвлекаться от некоторых свойств действительности, которые в настоящее время несущественны, с одновременным выделением других – актуальными. Необходимо различать процесс абстрагирования и абстракцию. Первый подразумевает некоторое количество операций, которые ведут к конкретному результату – абстракции. Под абстракцией могут выступать самые разные понятия и вещи (в том числе обыденные – такие как дом, улица, дерево и т. д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями – анализом и синтезом.

Анализ – процесс, позволяющий разложить объект на части. Синтез – это соединение частей, которые были получены посредством анализа, в одно целое.

Следующее умение, которое входит в необходимый критерий оценки критичного мышления, – способность индуктивно и дедуктивно мыслить. Индукция – это умозаключение, которое сформировано в процессе рассуждения от «частного» к «общему» . Дедукция основывается на рассуждении от «общего» к «частному».

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой прохождение двух стадий. Первая предполагает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект разбивается на составные части – признаки и свойства. Вторая стадия – восхождение от абстрактного к конкретному. На этом этапе ум человека пытается восстановить исходную целостность расчлененного предмета. Прохождение второй стадии невозможно без предварительной первой. Таким образом, происходит процесс, который позволяет познанию совершать восхождение от конкретного к абстрактному, а впоследствии – наоборот.

Критический ум позволяет человеку все время сомневаться, взвешивать все «за» и «против». Главные показатели критичности ума – умение смотреть на предположения, как на возможные гипотезы, требующие доказательств. Люди с богатым воображением, «фантазеры» рискуют выдвигать несбыточные планы, поэтому должны уделять внимание развитию критичности суждений и научиться целенаправленно мыслить.

Развитие критического мышления

Для чего нужно критическое мышление в обыденной жизни? Оно:

  • помогает в профессиональном самоопределении;
  • позволяет установить приоритеты;
  • формирует ответственность за выбор;
  • дает возможность формулировать собственные выводы;
  • развивает способность к прогнозу последствий своих действий;
  • вырабатывает умения культурного диалога.

Как развить критическое мышление? Прежде всего, нужно представлять, как оно происходит в последовательности. Его процесс составляют три стадии:

  • вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности;
  • осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными;
  • рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Возможные самостоятельные способы развития

Опишем основные стратегии, позволяющие повысить критичность ума.

№1. Использование времени, которое обычно тратится на «ничегонеделание». Это время предлагается использовать в качестве самоанализа – например, в конце дня. Необходимо ответить на некоторые вопросы:

  • использовал(а) ли я сегодня методы, развивающие критический ум;
  • были ли они эффективны;
  • что я делал(а) для достижения своих целей.

Лучше всего отвечать на эти вопросы письменно, в виде дневниковых записей .

№2. Проработка проблем. Один день следует отдавать под одну проблему. Следует ее сформулировать и определить, как она соотносится с жизненными ценностями и потребностями. Ее необходимо изучить, чтобы понять, возможно ли на нее воздействовать и какие действия необходимо совершить для ее решения. Обязательное условие – определение своих возможностей, которые позволят решить вопрос в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После этого необходимо выбрать стратегию для решения и придерживаться ее.

№3. Развитие интеллекта.

Следует каждые несколько дней работать над развитием критичности ума, а именно одной конкретной стороны – логического мышления, анализа, дедукции и т. п.

Чтобы эффективно развить критическое мышление, не стоит доверять авторитетам. Призма чужого восприятия часто искажает информацию. Именно поэтому так важно самому обращаться к первоисточнику и самостоятельно знакомиться с вопросом.

№4. Фиксирование успехов в дневниковых записях.

Каждую неделю стоит записывать в дневнике эмоциональные значимые ситуации, описание реакций на них и анализ их истоков. Стоит ответить на такие вопросы: что нового о себе я смог(ла) узнать, благодаря этим ситуациям? Что можно было бы сделать по-другому, если бы пришлось переживать их снова?

Необходимо понимать, что развитие критичности ума – это долгий процесс, и было бы оптимальным его вообще не прерывать.

Итак, критическое мышление определяют по-разному, но подразумевают такое мышление, которое позволяет делать собственные выводы самостоятельно на основе поступающей информации и пользоваться ими для решения актуальных проблем. В некоторых случаях такое мышление можно развивать самостоятельно.

Статьи по теме: