Критическое мышление. Как развить навыки критического мышления

Бэкмология стоит на позициях, что наличие у человека развитого критического мышления – это свойство, ценность которого перекрывает все стремления к успеху, счастью, поиски смысла жизни и т.п. Только критический ум создает внутреннюю гармонию, способен творить чудеса: согласует потребности с возможностями, обеспечивает беспристрастность к происходящему и проактивную жизненную позицию, создает психологическую комфортность и стрессоустойчивость.

К сожалению, критическое мышление – не дар Божий, а сложное умение, развитие и поддержка которого требует немалых усилий. Для облегчения этих усилий и была создана Бэкмология.

Критическое мышление (англ. critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Критическое мышление – это наши активные, целеустремленные и системные усилия, направленные на то, чтобы разобраться в мире, который нас окружает при помощи внимательного изучения своего мышления и мышления других людей, что проясняет и улучшает наше понимание.

В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении». Одно из распространенных определений – «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать».

Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, увеличивающее вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, – такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений.

Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель критического мышления – тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т.п. Творчество будет малопродуктивным, если человек не сможет критически проверить и отсортировать полученную продукцию. Чтобы провести соответствующий отбор надлежащим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дистанцию, т.е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учитывать критерии, или ограничения, определяющие практические возможности внедрении новых идей.

Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов.

Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.

Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата. В этом смысле оно противопоставляется ненаправленному, или автоматическому, мышлению, т.е. не направленному на достижение определенной цели.

Из чего состоит критическое мышление? В процессе познания мышление имеет несколько уровней: 1) общее мышление; 2) предметное мышление (историческое, математическое, системное и т.д.); 3) критическое мышление. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий: 1) общее мышление – это общий процесс обработки информации; 2) предметное мышление – это процесс обработки информации по определенному предмету с помощью методов научного познания, обогащенный предметными и методологическими знаниями; 3) критическое мышление – это процесс контроля над протеканием общего и предметного мышления, их совершенствование. Критическое мышление состоит из определенных установок исследователя, ориентирующих его на учёт контекста, широту охвата фактической информации и т.п., а также из процедур, направленных на обеспечение логического совершенства, фактической обоснованности и ценностной целесообразности рассуждений.

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, – движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор.

Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

  • поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
  • собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
  • приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
  • думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
  • эффективно общается с другими при выработке решения.

Критическое мышление нужно отличать от критической установки. Несмотря на то, что в силу специфики своего подхода к решению задач критическое мышление запрещает некоторые идеи или отбрасывает их за негодностью, его конечная цель конструктивна. Напротив, критическая установка деструктивна по своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный характер.

Развернутое определение критического мышления состоит из пяти пунктов.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда решение проблемы строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Индивид должен иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Но главное – он при этом сам решает, что ему думать. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Но критическое мышление вовсе не приравнивается к традиционному изучению фактов – ясно, что фактические знания отнюдь его не исчерпывают.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность – и нам уже хочется проникнуть внутрь.

Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Следовательно, сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь человеку разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем.

Критическое мышление возникает тогда, когда индивид начинает заниматься конкретной проблемой. Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса решения задачи, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность человека и побуждает их к критическому мышлению. Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, человек действительно думает.

Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.

Критическое мышление – это особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая общая посылка, точка отсчета которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации.

К примеру, автор заявляет, что уличные художники вправе помещать свои граффити по общественных зданиях (утверждение), поскольку эти рисунки выражают их личные убеждения (довод) и порой представляют собой художественную ценность (еще один довод). Затем автор приводит доказательства – допустим, выдержку из Конституции страны о праве на свободу слова или цитату из работы политического философа, который утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того, автор может привести примеры граффити, имеющие художественную ценность. Основанием или посылкой выстроенной им аргументации служит идея о свободе слова как особо важном праве человека. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек знания только усиливает аргументацию. К примеру, наш защитник прав уличных художников укрепит свои позиции, если признает, что у владельцев зданий тоже есть права, которые необходимо оберегать, и следует найти компромисс между правами художника и правами владельца здания, стену которого превращают в «холст». Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Имеется определение критического мышления как «принятие обдуманных решений о том,
как следует поступать и во что верить».

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И нет никакого противоречия в том, что первый пункт определения критического мышления говорит о его независимости, а этот, последний, пункт подчеркивает социальные параметры критического мышления. В конечном итоге, любой критический мыслитель работает в неком сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности. Он уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

В западной традиции принято рассматривать содержание критического мышления как совокупность трех компонентов:

1) установки, готовности к критическому мышлению (critical thinking dispositions);
2) интеллектуальных (мыслительных) навыков и умений (critical thinking skills and abilities);
3) уже имеющихся знаний, прошлого опыта.

Обратимся к описанию каждого из перечисленных компонентов, составляющих содержание критического мышления.

Одна из самых популярных концепций критического мышления принадлежит американскому педагогу Р. Эннису, который одним из первых разработал систему установок или готовностей (dispositions) к критическому мышлению, или, другими словами, внутренних мотиваций, влияющих на «качество» мышления. Согласно концепции Р. Энниса критически мыслящий человек должен:

1. Заботиться о том, чтобы его взгляды, решения, были четко обоснованы, а для этого ему необходимо:

  • Стремиться к поиску новых гипотез, альтернативных объяснений, источников, выводов;
  • Быть хорошо информированным;
  • Рассматривать точки зрения, отличные от своих собственных;
  • Расширять свой кругозор, стремиться к разносторонней осведомлённости.

2. Быть способным четко представить как свою позицию, так и позицию других, а именно:

  • Ясно и точно понимать смысл сказанного и написанного, принимая во внимание особенности ситуации;
  • Концентрироваться на выводе или вопросе, стремиться придерживаться основной темы;
  • Искать и предлагать доводы (обоснования);
  • Принимать во внимание всю ситуацию в целом;
  • Осознавать собственные убеждения.

3. Уважать мнение и достоинство собеседника, т.е.:

  • уметь слушать и слышать других;
  • избегать критических замечаний, принимая во внимание чувства собеседника, быть восприимчивым и стремиться к пониманию чужих чувств, уровня познаний и глубины суждений;
  • быть внимательным к состоянию другого человека.

На важность развития установки к критическому мышлению также указывает американский психолог Д. Халперн, разработавшая популярную в США программу обучения критическому мышлению. «Существенным компонентом критического мышления является развитие установки на то, чтобы мыслить критически и готовности к этому. Критически мыслят те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить все усилия, которые требуются для планомерной работы, выверенных действий, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов. Выработка установки на критическое мышление не менее важна, чем развитие навыков мышления», – пишет автор (Halpern D. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. – New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2003).

Д. Халперн описывает следующие качества критически мыслящего человека:

1. Готовность к планированию (как «невидимый и очень важный шаг к критическому мышлению», последовательное рассмотрение предпринимаемых шагов).

2. Гибкость (как «готовность рассматривать новые варианты, пытаться сделать что-то иначе, менять свою точку зрения»).

3. Настойчивость (как «готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума»).

4. Готовность исправлять свои ошибки (как стремление к поиску причин собственных ошибок, способность «признать свои стратегии действия неэффективными и отвергнуть их, выбирая новые и совершенствуя свое мышление»).

5. Осознание (как рефлексия собственного мыслительного процесса, «наблюдение за собственными действиями при продвижении к цели»).

6. Поиск компромиссных решений (как умение «находить решения, которые могли бы удовлетворить большинство»).

Особого внимания в системе описанных установок заслуживает рефлексивный компонент критического мышления. Критически мыслящий человек осознает процесс своего мышления, обладает сознательной целеустановкой на улучшение качества своего мышления. Рефлексия как необходимое условие и неотъемлемая часть критического мышления нашла отражение в определении Р. Пола, директора Центра критического мышления и моральной критики в США: «Критическое мышление – это размышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить свое мышление... При этом два момента имеют определяющее значение: критическое мышление – это влекущее за собой самоусовершенствование; и это усовершенствование приходит с навыками использования стандартов корректной оценки мыслительного процесса» (8. Paul R. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. – Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990).

Вторым компонентом содержания критического мышления являются собственно интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки (thinking skills), составляющие его сущность. В основу современных концепций, описывающих интеллектуальные умения критического мышления, положены идеи американского исследователя Э. Глейзера. Он первым изложил набор определённых умений, которые, по его мнению, относятся именно к критическому мышлению: умение распознавать проблему и находить пути ее решения, собирать и упорядочивать необходимую информацию, распознавать неподтверждённые предположения и оценки; точность и избирательность в использовании и восприятии языковых средств; умение истолковывать факты и информацию, давать оценку доказательствам, обнаруживать существование или отсутствие логических связей между суждениями, делать правомерные выводы и обобщения и подвергать их сомнению, перестраивать собственную систему убеждений и формировать правильные суждения о явлениях повседневной жизни.

Вопрос о наборе тех или иных умений, которые относятся именно к умениям критического мышления, до сих пор остается открытым. Выделим наиболее существенные, на наш взгляд, мыслительные умения, которые нашли отражение в большинстве современных концепций критического мышления:

  • Оценка надежности источников информации
  • Умение выделить необходимую информацию и способность к дальнейшей её обработке
  • Анализ и оценка высказываний, предположений, выводов, аргументов, гипотез, убеждений
  • Умение задавать вопросы с целью получения более точной информации или её проверки
  • Рассмотрение проблемы с различных углов зрения и сравнение различных позиций и подходов.
  • Ясность изложения собственной позиции, точность в выборе языковых средств
  • Принятие решений и умение обосновать свой выбор.

Использование данных умений в повседневной жизни и на учебном занятии имеет место при наличии уже накопленных знаний и опыта. Критическое мышление – это своего рода «мышление о знании», которое позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. При этом понятие «знание» употребляется в самом широком смысле слова.

Критическое мышление представляет собой сложное и многостороннее явление, ключевыми компонентами которого являются: установки и готовность к критическому мышлению, владение набором интеллектуальных умений и навыков и наличие определенного опыта, научного и жизненного как «площадки» для применения этих умений.

Критическое мышление, являясь медждисциплинарной и надпредметной категорией, носит дедуктивный характер: индивид овладевает интеллектуальными умениями критического мышления вне конкретной научной дисциплины и может применять их в различных областях знаний. В то время подчеркивается индуктивный характер критического мышления, оно неотделимо от конкретной научной области и необходимым условием критического рассмотрения проблем той или иной научной дисциплины является глубокое знание этой самой дисциплины. Мы не можем критически рассматривать проблемы ядерной физики, не зная самой ядерной физики.

Говорить о развитии критического мышления человека, значит говорить о развитии у него целеустановки на улучшение качества своего мышления, совершенствовании определенных мыслительных умений и навыков, готовности пользоваться этими умениями как в деловой активности, так и в повседневной жизни.

Критическое мышление требует усилий, иногда значительных. Тот, кто ленив, и тот, кто не любит использовать свои умственные способности, реже прибегает к критическому мышлению. В связи с этим критическое мышление сильно отличается от механической критики. Механическая критика не требует значительных усилий, и, как правило, заявления людей, осуществляющих такую критику, не имеют прочной основы. В то время как критическое мышление необходимо для здорового общества в решении некоторых спорных вопросов, примитивная и необоснованная критика друг друга может вызвать ненужную вражду между людьми.

Критическое мышление не означает, что мы должны стать скептиками и отвергать все подряд. По сути, описание критического мышления включает в себя необходимость обращать особое внимание на определенные критерии и стандарты. На практике, если у человека нет никакой справочной информации, то ему очень трудно продвигаться вперед в своих размышлениях. Необходимо подчеркнуть, что мир не является черно-белым. В нем есть огромное разнообразие цветов. Мы можем признавать большую важность одного цвета, но не можем утверждать, что есть только один цвет. У нас, конечно, могут быть определенные убеждения, парадигмы и ценности. Они могут быть основой для некоторых критериев и стандартов, на основании которых мы оцениваем новую информацию. Время от времени великие события и выводы могут заставить нас переоценить определенные парадигмы, которые мы принимаем как должное. Тем не менее такие резкие повороты не часто случаются в жизни отдельного индивида или общества.

Какие препятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них является опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать – значит быть невежливым. Тесно связан с этим следующий барьер – боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие – переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с другими нашим решением. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои оригинальные идеи от постороннего влияния.

Также необходимо отметить, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая способность может остаться неразвитой. К сожалению, неумение думать критически – это один из возможных непредвиденных результатов стремления повысить творческую активность учащихся. Следует помнить, что для большинства людей в жизни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления.

В заключение следует сказать, что навыки критического мышления необходимы всем. Мы должны знать свои недостатки, предубеждения, предрассудки, а также источники мировоззрения, парадигмы и информационные каналы, которые мы используем, когда обрабатываем новую информацию.

Критическое мышление – залог духовного здоровья, основа осмысления интересов человека и главный враг всех без исключения социальных недугов. В частности, оно чрезвычайно важно для того, чтобы отделить правду от мифов.

Критическое мышление не является моментальным действием, оно требует усилий и мужества признать собственные ошибки. Обучение критическому мышлению так же не является мгновенным.

Очень важно, чтобы мы, действуя на благо всего человечества, предпринимали необходимые шаги к увеличению в мире числа тех, кто мыслит критически.

Какие задачи ставит перед собой современный учитель при подготовке к уроку? Безусловно, обучающие, профильные. Но этого, конечно, недостаточно. На первый план выходит задача интеллектуального развития личности, прежде всего, способности к усвоению новой информации, гибкости мышления, интеллектуальной восприимчивости, т.е. того, что является важнейшим условием адаптации человека к меняющимся обстоятельствам жизни.

Динамичный социальный прогресс, расширение сети информационных источников, возрастающая и чрезвычайно важная роль СМИ в жизни каждого человека ведут к необходимости развивать аналитические способности, умение мыслить критически и даже уметь создавать личный информационный блокиратор или щит.

Международная образовательная программа «Reading & Writing for critical thinking» позволяет решить некоторые проблемы современной школы.

Можно ли научиться мыслить критически? Безусловно, можно, если вы не боитесь столкнуться с множеством решений одной проблемы, если хотите сократить количество поступков, о которых часто приходиться жалеть.

  • Критическое мышление – активный и интерактивный процесс познания.
  • Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики.
  • Критическое мышление – умение аргументировать свою точку зрения, опровергая неубедительные доказательства оппонента.
  • Критическое мышление – умение признавать свои ошибки и брать ответственность за собственные решения или поступки.
  • Критическое мышление позволяет человеку стать самостоятельной, мыслящей, свободной личностью.
  • Критическое мышление способствует развитию культуры диалога через совместную деятельность.

Если вы готовы к обоснованным изменениям процесса обучения, принятию нестандартных и ответственных решений, если вы хотите быть успешным и работать творчески, то технология развития критического мышления именно для вас.

Урок развития речи
Основная мысль текста
Подготовка к написанию отзыва

I ФАЗА УРОКА –

ФАЗА ВЫЗОВА

Задачи фазы:

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания

Пробудить познавательный интерес учащихся

Мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дурак»?

Одинокий, скучный,

неинтересный…

Игнорирует людей

Неуравновешенный

Умственно отсталый и пр.

Окрашено ли это слово стилистически?

Относится к разговорному

стилю речи

Каким образом мы можем проверить эту информацию?

Обратиться к толковому

Составьте синквейн, который определил бы это слово.

__________ ___________

А может ли это слово стать художественным образом? В каких случаях?

В фольклоре встречается

образ Иванушки-дурачка

В стихотворении

«Атомная сказка»:

«и улыбка познанья играла

на счастливом лице дурака.

II ФАЗА – ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ

Задачи фазы:

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом

Помочь учащимся активно воспринимать материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

У И.С. Тургенева есть произведение, которое называется «Дурак».

Хотите ли вы узнать, какой образ дурака создает И.С. Тургенев?

Попробуйте увидеть дурака таким, каким его увидел автор.

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

ФРАГМЕНТ 1.

И.С. Тургенев

Жил-был на свете дурак.

Как вы думаете, в каком жанре написано произведение, которое мы читаем? Аргументируйте свою позицию.

Какими качествами должен обладать герой, чтобы его назвали дураком?

ФРАГМЕНТ 2.

Долгое время жил он припеваючи, но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало ни медля, привел ее в исполнение.

ФРАГМЕНТ 3.

Встретился ему на улице знакомый – и принялся хвалить известного живописца…

Помилуйте! – воскликнул дурак. – Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы – отсталый человек.

Знакомый испугался – и тотчас согласился с дураком.

ФРАГМЕНТ 4.

Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! – говорил ему другой знакомый.

Помилуйте! – воскликнул дурак. – Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы отсталый человек.

И этот знакомый испугался – и согласился с дураком.

Что за чудесный человек мой друг N.N! – говорил дураку третий знакомый. – Вот истинно благоразумное существо!

Помилуйте! – воскликнул дурак. - N.N – заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы – отсталый человек!

Третий знакомый тоже испугался – и согласился с дураком, отступился от друга.

И кого бы, что бы ни хвалили при дураке – у него на все была своя отповедь.

Разве иногда прибавит с укоризной:

Злюка! Желчевник! – начинали толковать о дураке его знакомые. – Но какая голова!

И какой язык! – прибавляли другие. – О, да он талант!

ФРАГМЕНТ 5.

Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать критическим отделом.

И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут поди не благоговей – в отсталые люди попадешь!

ФРАГМЕНТ 6.

Житье дуракам между трусами.

III ФАЗА – ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

Задачи фазы:

Помочь учащимся самостоятельно обобщит материал

Помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала

Составьте синквейн, который определил бы понятие «дурак» с художественной, тургеневской точки зрения.

__________ ___________

__________ ________ ____________

__________ _________ __________ _________

Изменилось ли видение этого слова после прочтения?

Какие слова могли бы стать эпиграфом к нашему уроку?

К какому художественному жанру вы могли бы отнести это произведение?

Сказка - притча

Рассказ - басня

Аргументируйте свою точку зрения.

Урок развития речи
Подготовка к написанию сочинения в 7 классе

Тип урока: работа с информационным текстом

Тема урока: Существуют универсальные списки книг для чтения

(знака нет, т.к. может быть точка, восклицательный знак или вопросительный знак)

Цель: Создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления

Задачи урока:

  • обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
  • обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • совершенствовать навык критического осмысления текста;
  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Методы, приемы

Формы работы

Результат

I. Стадия вызова

Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос Фронтальная Сформулированная проблема
II. Стадия осмысления Словесные

Проблемно – поисковый

«Шесть шляп мышления»

Групповая

Индивидуальная

Соотнесенное собственное мнение с мнением автора статьи

Сформулированные аргументы

Общая точка зрения

III. Стадия рефлексии самоконтроль Индивидуальная «Черновая» основа индивидуального сочинения
IV. Домашнее задание Индивидуальная Отредактированное

Сочинение

Публикация в школьной газете

I. Стадия вызова

Выслушиваются мнения учащихся.

Краткий анализ опроса учащимися «взрослых» читателей (задание дано заранее группе учащихся)

II. Стадия осмысления

Розыгрыш цвета шляп на уроке, памятки для учащихся по использованию приема на руках у учащихся.

2. На подготовку групп отводится не более 10 минут, затем каждая группа в соответствии с памяткой представляет свои наработки. Как правило, возникает дискуссия, которой руководит учитель, не навязывая своей точки зрения и не делая выводов.

Выслушиваются мнения учеников.

III. Стадия рефлексии

Домашнее задание: Создать черновой вариант сочинения, отредактировать его (если не возникает вопросов, сочинение можно переписать на чистовик).

Любой человек принимает сотни решений в день, поэтому хотите вы или нет, но все мы являемся критически мыслящими созданиями. Разница состоит лишь в качестве нашего критического мышления. Когда мы взвешиваем варианты, расставляем приоритеты и думаем наперед, то используем именно этот навык. Однако он состоит из других, которые в итоге формируют его качество.

Первым делом для развития критического мышления вам нужно понять важность превалирования над . Поэтому изучайте и противоречия для того, чтобы принимать более качественные решения. А также практикуйте и культивируйте следующие навыки.

Сбор информации

Многие люди принимают совершенно глупые решения лишь потому, что уверены в своей правоте. Их информация устарела, а обновить ее у них нет никакого желания. Поэтому не забывайте о том, как быстро меняется наш мир. Собирайте всю доступную информацию, благо в нашем мире в ней нет недостатка.

Наблюдение

Вам необходимо быть любопытными. Замечайте вещи, которые всегда были у вас под носом, а вы их воспринимали как должное. Причем это могут быть не только предметы, но и манера вашего и чужого поведения, самые разные иронические ситуации и необычные построения фраз. Когда вы наблюдаете, ваш внутренний голос на время успокаивается и не подвергает цензуре то, что видят глаза.

Умозаключения

Для того, чтобы делать правильные умозаключения, вам нужно изучать логику. В ней есть свои законы, исключения и противоречия, но тем не менее это прекрасный способ доказать свою мысль в любой дискуссии. Вы научитесь подмечать нелогичность высказываний других людей и указывать им на это, если ситуация позволяет.

Рационализация

Это означает применение законов разума: индукции, дедукции и аналогии. При помощи этих инструментов вы сможете оценивать аргумент и находить в нем достоинства и недостатки.

Рефлективность

Регулярно делайте шаг назад от деталей вашей проблемы и посмотрите на картину целиком. Отметьте, чему вы научились и какой опыт приобрели.

Творчество

Сравнение и контраст

Научитесь определять, чем похожи и чем различны два или больше предмета, ситуации, проблемы. Составляйте список достоинств и недостатков, после чего выберите что-то одно.

Анализ причины и следствия

Иронично, но многие люди неспособны отличить одно от другого. Поэтому вашим первым шагом будет именно навык определения что есть причина и следствие. Иногда причина и следствие могут быть не связаны - значит вы что-то не учли.

Синтез

Собирайте самые разные кусочки информации и объединяйте их для того, чтобы получить новый непредсказуемый результат. Говорят, именно так и функционирует любое творчество.

Оценивание

Научитесь взвешивать два и больше решения проблемы и оценивать, какое подойдет лучше.

Прогнозирование

Это сложный процесс, над которым люди обычно не заморачиваются. Они тратят несколько секунд на «анализ» и принимают решение, исходя из того будущего, которое они только что придумали. Не будьте такими, тщательно собирайте и анализируйте информацию. Конечно, в мире существуют тысячи факторов, но вы хотя бы можете учесть большую часть.

Расстановка приоритетов

Изучайте для того, чтобы понять, на что будете тратить свое время и почему. Помните, что время, потраченное на что-то бессмысленное, можно потратить на что-то значимое, на то, что перевернет вашу жизнь и сделает вас счастливым.

Резюмирование

Этот навык обычно является суммирующим и конечным. Вы должны осознать, что именно поняли, какой опыт приобрели, какие выводы сделали и подвести всему этому итог.

Скорее всего вам не удастся освоить все эти навыки одновременно. Однако вы можете их комбинировать для того, чтобы принять более правильные решения и смело действовать. С каждым освоенным навыком ваш образ мышления будет существенно меняться и улучшаться. Желаем вам удачи!

В современном мире термин «критическое мышление» находится в центре внимания, поскольку в наши дни развитому человеку не обойтись без умения добраться до глубин любого концепта (понятия) или ситуации. Крайне важно осознавать, что из себя представляет критическое мышление, и как это умение в себе развить, в том числе и для нас, массажистов – эта необходимость определена природой нашей деятельности. Но каждому из нас критическое мышление может пригодиться не только в рабочем процессе – этот исключительно важный навык полезен и для повседневной жизни. В этой статье мы дадим определение понятию «критическое мышление», выделим его составляющие, предложим вам методики развития навыков критического мышления и рассмотрим их применение в сфере массажа.

ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

В общем и целом, критическое мышление – это интеллектуальный процесс активной и умелой концептуализации, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или созданной через наблюдение, выделенной из опыта, рефлексии, полученной в ходе рассуждений или коммуникации, ведущий к формированию понятий и осуществлению действий.

Критическое мышление отличается от мышления обыденного, потому что оно выходит за рамки простого восприятия информации, обретения новых знаний и понимания концептов. Если человек решает мыслить критически, он переносит свои знания, полученные посредством обыденного мышления, на следующий уровень. Такой человек постоянно задаёт себе вопросы и осуществляет визуальное наблюдение с целью сбора максимального объёма информации. Затем происходит разделение информации на составные части и их анализ, направленный на выявление связей между концептами, сценариями и использование этих связей для того, чтобы добраться до корня проблемы. Без понимания истинной причины проблемы, решение её в большинстве случаев значительно затрудняется или вовсе не представляется возможным.

КОМПОНЕНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Процесс критического мышления включает в себя следующие действия: Оценка/наблюдение В ходе наблюдения и оценки происходит определение сущности проблемы методом сбора фактов с помощью чувственного восприятия и уже имеющегося опыта. Что вы видите, чувствуете, слышите? Какие у этой проблемы «симптомы»? Что вы уже знаете о нормальном состоянии сферы, в которой наблюдается проблема? Как протекает функционирование компонентов этой сферы, если проблемы нет?

АНАЛИЗ

В ходе анализа происходит постановка специфических вопросов, направленных на детализацию информации. Детализация обеспечивается рядом простейших вопросов – «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?» Избегайте вопросов, на которые можно дать односложные ответы (да/нет) – никаких деталей из ответов на эти вопросы вы не выделите.

СИНТЕЗ

В процессе синтеза происходит выяснение характера отношений между отдельными компонентами информации. Синтез заключается в нахождении связей между концептами, объектами и процессами. Как одно влияет на другое? На какие компоненты можно разделить полученную информацию, и как эти компоненты связаны? Какие предположения у вас возникают при восприятии собранной информации? Каковы плюсы и минусы того или иного предположения о характере связей между определёнными компонентами? Как подтвердить или опровергнуть эти предположения? Как конечное понятие, вытекающие из утверждения о верности определённого предположения, влияет на другие мысли, поведенческие паттерны или действия?

ПРИМЕНЕНИЕ

В процессе применения происходит окончательный выбор и реализация пути решения определённой проблемы. Можете ли вы воспитать в себе или ком-либо новую привычку, изменить поведение, разработать новую программу действий или просто запустить процесс изменений положительного характера? Важно сфокусироваться на том, что вы хотите, а не на том, чего вы стремитесь избежать – ваша цель всегда должна быть со знаком «плюс».

После воплощения в жизнь вероятного пути решения определённой проблемы «критический мыслитель» возвращается к первой ступени – к оценке эффективности проделанных действий и результата. Удалось ли решить данную проблему с первого раза или необходимо произвести анализ вновь, используя новую информацию, собранную на основании того, что вы упустили, а что приняли во внимание в первый раз. Этот цикл следует повторять вплоть до окончательного разрешения проблемы.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МАССАЖ

Как мы можем использовать эти компоненты критического мышления для повышения нашей эффективности как массажистов? В каких ситуациях критическое мышление важно в мире массажа? Ответ очевиден – осмотр клиента, диагностика и разработка стратегии терапии.

Клиент приходит к нам с какой-либо проблемой. У него болит поясница, хрустит шея, он ощущает онемение и покалывание в руке или кисти. Список возможных причин возникновения этих симптомов невероятно огромен. Как же понять, что является причиной этих проблем, и какой подход обеспечит полное разрешение всех проблем и избавление клиента от дискомфорта? Давайте вновь пробежимся по этапам критического мышления, описанным выше.

КЛИЕНТ С ПОКАЛЫВАНИЕМ И ОНЕМЕНИЕМ БЕЗЫМЯННОГО ПАЛЬЦА И МИЗИНЦА

Предположим, что нашего клиента зовут Олег, и он пришёл к нам с покалыванием и онемением мизинца и безымянного пальца правой руки. Он пришёл к массажисту впервые, поэтому мы должны тщательно пройтись по всей его истории болезней и образу жизни. При сборе анамнеза уместно задавать такие вопросы как: «Какие симптомы вы ощущаете в данный момент? На постоянной основе? Мешают ли эти симптомы вашей повседневной деятельности? Были ли у вас в прошлом какие-либо травмы или операции? Принимаете ли вы какие-либо лекарственные препараты?» – и так далее.

Кроме того, клиента следует ознакомить с детальным описанием и наименованием всех его симптомов и заболеваний, вызывающих эти симптомы, чтобы вы смогли говорить на одном языке. Иногда клиенты не знают, как описать свои ощущения – именно в таком случае им и нужно давать определённые подсказки, чтобы вы смогли тщательно собрать всю необходимую информацию.

Основываясь на полученных данных, задайте уточняющие вопросы, чтобы расширить ваше понимание сложившейся ситуации. Чем занимается Олег большую часть свободного времени? Кем он работает? Работает ли он целыми днями за компьютером? Удобен ли для него его рабочий стол? Долго ли он добирается до работы? На чём? Носит ли он всегда рюкзак на одном плече или тяжелые пакеты в одной руке? Занимается ли он спортом? Если да, то совершает ли он, занимаясь спортом, повторяющиеся движения, например, выполняя многоповторные упражнения в тренажёрном зале или играя в теннис? Какие движения или действия приводят к усилению выраженности симптомов?

Чаще всего патологические паттерны, возникающие в результате повторяющихся движений, укореняются очень прочно – в особенности движения, включающие в работу только одну сторону тела. Клиент эти патологические движения просто не замечает, поэтому наша работа заключается в выявлении их наличия.

Затем проведите диагностику осанки. Подробное описание методики проведения диагностики осанки вы найдете в статьях: «Визуальная диагностика нарушений осанки» и «Субъективные элементы визуальной диагностики» () () Что вы знаете о нерве, ветвь которого иннервирует мизинец и безымянный палец? Как проходит эта ветвь? Какое нарушение осанки Олега может привести к сдавлению этого нерва на пути его прохождения? В каком положении находились бы структуры, находящиеся на пути прохождения данного нерва, если бы никаких проблем не наблюдалось, и какие манипуляции необходимо произвести, чтобы вернуть в их нормальное положение и снять давление с нерва? Вы должны смотреть на всю картину целиком, а не только на область локализации симптомов. Например, при поражениях нервов симптомы зачастую наблюдаются на разных участках пути прохождения нерва.

И наконец, примените полученную информацию на практике – в процессе массажа. Объясните Олегу, что вы обнаружили и расскажите ему, как адаптировать его движения и осанку, чтобы закрепить новый, здоровый паттерн. В следующий раз, когда вы увидите Олега (или позвоните ему), спросите, что изменилось с последнего сеанса (если что-то вообще изменилось). Что он ощущает в данный момент? Если наблюдаются положительные изменения, проделайте в точности всё то же самое, что и на первом сеансе. Если никаких изменений не наблюдается или изменения носят негативный характер, измените порядок проведения следующего сеанса согласно описанным выше принципам критического мышления. И так вновь и вновь, до тех пор, пока вы не доберётесь до сути проблемы.

РАСШИРЬТЕ ГОРИЗОНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Хотя осмотр, диагностика клиента и разработка стратегии терапии являются наиболее очевидными областями применения навыков критического мышления в сфере массажа, можно указать также и другие области.

Управляя собственным бизнесом, вы можете применять навыки критического мышления для различения действенных и бесполезных подходов к маркетингу. Если вы имеете дело со сложным клиентом, с которым вы не можете просто сойтись характерами, навыки критического мышления помогут вам разобраться в причинах его поведения и способах достижения взаимопонимания. Крайне полезно в ситуациях, связанных с этикой, предвидеть потенциальные проблемы до их возникновения и избежать их.

Как и с любым другим навыком и умением, в случае критического мышления повторение – мать учения. Регулярно применяя эти навыки на практике, замечая, в каких жизненных ситуациях эти ситуации будут полезны (как в сфере массажа, так и в повседневной жизни), вы отточите умение мыслить критически до автоматизма.

Синди Уильямс

В первом уроке курса по критическому мышлению мы поговорим о том, какими нужно обладать навыками и компетенциями для его успешного развития и использования в повседневной и профессиональной жизни. В частности мы с вами побеседуем о том, что такое критическое мышление, и рассмотрим навыки и свойства, составляющие его основу. Также вы узнаете о пользе его применения в учебе и работе и пройдете тест, из которого станет ясно, какое место оно занимает в вашей жизни на данный момент. Эта информация будет для вас крайне полезна, и начать свое обучение критическому мышлению следует именно с нее.

Что такое критическое мышление

Многие люди сталкиваются с трудностями в логических и последовательных рассуждениях. Но очень важно понять, что навыки рассуждения, как и любые другие, можно и нужно в себе развивать. Изначально для этого стоит разобраться в том, что вообще такое критическое мышление, и начать применять на практике его приемы.

Если обратиться к книге Дайаны Халперн - американского психолога и специалиста в области психологии мышления, можно увидеть, что критическое мышление представляет собой целый комплекс основополагающих навыков, таких как способность давать оценки, делать заключения, интерпретировать и анализировать, наблюдать и т.д. Кроме того, критическое мышление использует логику и базируется на рядке критериев интеллектуальности: ясности, правдоподобии, точности, глубине, значимости, кругозоре и справедливости. Составными частями, пусть и в меньшей степени, здесь являются еще и ценностные установки и творческое воображение.

Говоря несколько иначе и проще, критическое мышление можно охарактеризовать как познавательную активность, связанную с применением разума и интеллектуальных способностей. Когда человек мыслит критически, оценивает и анализирует полученные данные, он использует внимание, категоризацию, выбор, суждение и другие подобные мыслительные операции. Применение же критического мышления предъявляет человеку ряд требований.

Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Рассматривая критическое мышление в качестве процесса обдумывания, мы увидим, что оно требует от человека наличия немалого количества навыков. К таковым относятся:

  • Умение определять позицию другого человека, его аргументы и выводы
  • Умение оценивать свидетельства альтернативной позиции
  • Умение беспристрастно и объективно оценивать противоположные аргументы и свидетельства
  • Умение выявлять неверные и ложные противоположения, видеть подводные камни, читать между строк
  • Умение распознавать приемы, использующиеся для придания конкретной позиции большей привлекательности по сравнению с другими, к примеру, всевозможные или ложную логику
  • Умение организованно размышлять и дополнять процесс обдумывания логикой и проницательностью
  • Умение определять достоверность и обоснованность выводов, руководствуясь разумными допущениями и твердыми свидетельствами
  • Умение обобщать информацию и объединять суждения о доказательствах для формирования собственного мнения
  • Умение представлять свою точку зрения в обоснованной, организованной и убедительной форме

В 1987 году один из лучших американских педагогов Роберт Эннис также сумел определить способности и установки, связанные с критическим мышлением. Ими являются:

  • Способность к скептическому рассмотрению вещей
  • Способность к рассуждениям

Разговор о развитии критического мышления будет неполным, если мы не упомянем о скептицизме. С позиции критического мышления скептицизм предполагает то, что человек подвергает некоторому сомнению абсолютно все, с чем сталкивается. Это вовсе не значит, что он не верит всему, о чем слышит или что видит - он просто признает тот факт, что его взгляды могут измениться, если он получит какие-либо дополнительные сведения.

Критическое мышление предлагает применять сомнения и скептицизм конструктивно, оценивая всю имеющуюся информацию. Благодаря этому мы можем выдвигать более обоснованные и объективные суждения на тему того, что мы считаем продуктивным, правильным, верным и наоборот. Также это значительно повышает эффективность принимаемых нами решений.

Есть люди, кажущиеся боле доверчивыми по сравнению с остальными, а есть те, кто настроен более скептично. Причина кроется как в личных качествах, так и в жизненном опыте человека. Но критическое мышление не является ни врожденной особенностью, ни чертой характера - это конкретный метод, позволяющий интерпретировать события определенным образом. Скептики могут применять упорядоченный подход, а доверчивые люди - просто конструктивно подвергать все сомнению.

Что же касается рассуждений, то здесь в большей степени речь идет о рациональном мышлении. Рациональность предполагает использование причин для объяснения явлений, событий, фактов. И рассуждения, как правило, всегда начинаются именно от себя. Выглядит это примерно так:

  • Изначально человек находит причины: почему он верит во что-то или делает что-то (при этом он осознает, что именно это за причины)
  • Затем он критически оценивает свои действия и убеждения
  • В итоге он может объяснить причины своих действий и убеждений окружающим

На первый взгляд все это очень просто, ведь нам кажется, что мы знаем, почему и во что именно мы верим. Но в некоторых случаях нас начинают одолевать сомнения, вследствие чего собственные убеждения уже не кажутся такими истинными. В глаза начинает бросаться тот факт, что в действительности мы понятия не имеем о полноте информации, которой владеем, и начинаем думать: быть может, все, что мы слышим или видим - это лишь одна из вариаций?

Бывают также и случаи, когда у нас нет уверенности в том, правильно ли мы что-то объясняем и верно ли действуем. Поэтому необходимо прибегать к развитию наблюдательности и изучать основания своих собственных рассуждений, убеждений и действий, т.к. только они помогут нам провести какой бы то ни было критический анализ.

Но нельзя забывать и о том, что критическое мышление - это в основном критический анализ рассуждений окружающих. Чтобы его проводить, мы должны не только уметь находить основной аргумент другого человека, но и быть в состоянии анализировать и оценивать его детали.

Любое рассуждение, как собственное, так и чужое, состоит из анализа свидетельств и составленных на их основе выводов. Свидетельства поддерживают выводы. Вот, например, вы считаете, что сегодня прохладно. Вы говорите кому-то об этом, но он с вами не согласен, и интересуется, с чего вы это взяли. В доказательство вы можете привести показания термометра и свои собственные наблюдения за погодой на улице. В этом случае вашими свидетельствами станут лед на земле и столбик термометра на низком уровне.

А когда мы критически анализируем суждения других людей, мы можем и должны проводить следующие мыслительные операции:

  • Определять рассуждения и сделанные на их основе выводы
  • Анализировать то, как собеседник выбирал, сочетал и упорядоченно располагал суждения (так мы определим ход рассуждения)
  • Оценивать, в какой степени рассуждения подтверждают выводы
  • Оценивать обоснованность и доказательность рассуждений
  • Определять неточности в процессе рассуждений

Рассуждения, подобные рассмотренному нами примеру с погодой, мы применяем буквально ежечасно в обычной жизни. Но на учебе или в работе нам необходимы несколько иные рассуждения - обладающие формальной структурой (к примеру, отчеты, доклады). И для формирования таких рассуждений требуются дополнительные навыки, а именно:

  • Навык выбора и структурирования рассуждений (нужен для подтверждения вывода)
  • Навык последовательной аргументации
  • Навык применения логического порядка
  • Навык эффективного применения речевых средств (нужен для представления процесса рассуждений)

Каждый, кого интересует развитие критического мышления, должен уделять особое внимание развитию трех базовых компетенций, на которых основываются все остальные. Среди этих компетенций:

  • Умение мыслить. Критическое мышление - это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, дифференцированию, сравнению и противопоставлению (рекомендуем вам ознакомиться с интересным материалом на эту тему ).
  • Контроль эмоций. Критическое мышление является беспристрастным процессом, но в любой момент могут возобладать эмоции. Это нормально, ведь нередко приходится делать выбор между разными позициями и точками зрения. Иногда могут выбить из колеи свидетельства, которые для нас неприемлемы, или неожиданные аргументы. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность только ухудшает ситуацию, и умение контролировать свое эмоциональное состояние является полезным и эффективным навыком, т.к. оно позволяет спокойно привести логические доводы и убедить собеседника (советуем изучить наши материалы по управлению эмоциями - вы найдете их и ).
  • Исследования и знания. Даже умея мыслить критически, не всегда можно отыскать хорошие и убедительные доказательства, не разбираясь в предмете. Критическое мышление - это еще и навык проведения собственных исследований. Помните, что способность находить данные по какому-либо вопросу облегчит вам жизнь, ведь вы будете в состоянии фиксировать важную информацию и приводить альтернативные доказательства, свидетельства и объяснения (в дополнение к этому обязательно почитайте нашу статью о - из нее вы почерпнете массу полезной информации, которая безусловно пригодится вам на практике).

Критическое мышление, помимо всего прочего, требует от человека наличия аккуратности и точности, а также неуемного стремления найти правильный ответ. А значит это вот что:

  • Быть объективным, т.е. уметь поступиться своими личными предпочтениями, убеждениями и интересами в процессе беседы, чтобы лучше разобраться в теме и прийти к более точному результату
  • Рассматривать предмет с разных сторон, т.е. исследовать информацию с разных точек зрения
  • Повторять, т.е. несколько раз обсуждать один и тот же вопрос, чтобы учесть максимальное количество деталей
  • Быть внимательным к деталям, т.е. развивать наблюдательность и уделять время обнаружению даже самых мелких подробностей, способных привести к прояснению вопроса в целом
  • Определять тенденции и закономерности, т.е. анализировать, упорядочивать информацию и выявлять повторения и сходства
  • Рассматривать отдаленные перспективы и возможные результаты, т.е. иметь в виду, что представляющееся верным сейчас может попасть под сомнение через некоторое время

А еще одной важнейшей компетенцией, способствующей развитию эффективного критического мышления, является не что иное, как самоанализ. Способность критически мыслить, как мы уже говорили, означает способность выносить точные суждения. На этот процесс воздействуют многие факторы, и знать о них следует непременно, т.к. получить без этого знания объективные сведения о происходящем очень и очень проблематично.

Эти факторы могут быть совершенно разными. Так, можно выделить убеждения, пристрастия, предубеждения, стереотипы, склонности, предположения; все то, что приемлемо и нормально для нас, и все те понятия и личные качества, в которых мы никогда не сомневаемся.

Человек, умеющий мыслить критически, предельно восприимчив к своим слабым и сильным сторонам. Он способен размышлять и давать оценку своим интересам, знаниям, мотивации, уровню компетентности и т.д. Он не пренебрегает сомнениями в своих взглядах и проверкой подтверждающих их свидетельств.

Для осознания своих недостатков всегда нужно мужество. Узнать о себе нечто новое (и не всегда приятное) может быть болезненно, т.к. большая часть людей склонна думать о себе лишь в положительном ключе. То же касается и собственной системы убеждений и ценностей - человек воспринимает то, во что он верит, как часть своей натуры, и сомнению это подвергается с трудом.

Не будет лишним заметить, что в результате критического мышления человек рискует оказаться по другую сторону баррикад, а значит, есть и риск разойтись во взглядах с родными, близкими, друзьями, коллегами. Отстаивание своей точки зрения - прерогатива смелых и мужественных людей, в особенности при вероятности ошибочности своей точки зрения.

Исходя из всего этого, умение проводить качественный и объективный самоанализ, наряду с прочими рассмотренными выше навыками и умениями, является одной из важнейших компетенций в ракурсе критического мышления. И в первую очередь нужно и трезво и беспристрастно относиться к своим недостаткам и отрицательным чертам, и по возможности, если уж не устранять их, то серьезно прорабатывать - делать так, чтобы они не мешали вам в анализе событий, явлений и фактов.

Критическое мышление, если оно развито правильно и в достаточной степени, предлагает человеку серьезные личностные преимущества по сравнению с другими людьми. Критически мыслящий человек может намного проще совершать правильный и обдуманный выбор, всегда и везде имеет свое собственное мнение и умеет его отстоять и обосновать, способен не просто слушать, но слышать окружающих людей. Такой человек может делать выводы, основываясь на анализе своего опыта и опыта других, никогда не делает выводов, опираясь на непроверенную информацию, гораздо со стороны.

Развивая вышеназванные навыки и компетенции, человек не просто учится критически мыслить, он научается взвешенно и четко оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации, становится открытым для новой информации и более спокойным при столкновении с чем-либо неизвестным. И, что не менее важно, критически мыслящий человек умеет признавать свои ошибки и ошибочность своего мнения, и с уважением относится к мнению других людей, даже если оно идет вразрез с его собственным.

Польза критического мышления проявляется не только в личной жизни, но и в профессиональной сфере деятельности и учебе, воздействуя и на общение человека с окружающими, и на понимание вещей, и на личную эффективность, и на многие другие составляющие. И, беря во внимание важность этого вопроса, мы хотим предложить вам несколько рекомендаций по развитию критического мышления и его применению в учебе и работе (собственно, и в личной сфере данные советы тоже будут незаменимы).

Учитесь понимать

Критическое мышление - это превосходный инструмент для более глубокого понимания вещей, с которыми мы сталкиваемся. Например, на учебе это может быть некая дисциплина, ее основные теории и аргументы; в работе - сфера исследования, область деятельности и т.п. Довольно часто подобные объекты внимания обсуждаются на семинарах, презентациях, и других мероприятиях, преследующих цель получить оценку и интерпретировать результаты.

Одним из лучших методов достижения понимания можно назвать самостоятельное выполнение или же повторение (воспроизведение) исследований. Но, как и следует полагать, в учебных заведениях и на работе (как, впрочем, и в повседневной жизни) у нас не всегда есть время изучить все, с чем мы сталкиваемся. Поэтому альтернативой глубокому пониманию, приходящему через время и достигающемуся через эксперименты и жизненный опыт, может стать использование критического анализа исследований и работ других людей.

Все, что требуется для осуществления этого способа - научиться критически анализировать сделанное другими людьми. Но для кого-то это вполне просто, а для кого-то - сложно, и он без сомнений, не проверяя и не анализируя, принимает на веру любые результаты. Обучение критическому мышлению предполагает простой выход из подобных ситуаций и применимый к любой области. Нужно лишь задать два вопроса: «Откуда я это узнал?» и «Почему я верю, что это так?».

Такой подход эффективен и для студента, и для менеджера, и для бизнесмена, и для любого обычного человека, безоговорочно доверяющего исследованиям, которые основаны на устаревших данных, ложных рассуждениях, недостоверной выборке и т.п. Многие данные, выпавшие из контекста и ставшие неактуальными, зачастую берутся в качестве истинных в течение десятилетий, но с текущим положением дел уже ничего общего не имеют, и это нужно учитывать (более подробно о работе с данными и источниками мы поговорим в шестом уроке).

Изучайте плюсы и минусы

Критика, в каком бы контексте мы ее не рассматривали (академическом, профессиональном, повседневном) означает проведение анализа и положительных и отрицательных сторон чего-либо. Необходимо научиться находить как недостатки, так и преимущества, а также убедительные аргументы в пользу того и другого. Только это даст возможность адекватно оценить, что эффективно, правильно и действенно, а что - нет.

Грамотная критическая оценка предоставляет человеку заключение, по какой именно причине нечто считается плохим или хорошим, почему это нечто не работает или, напротив, имеет успех. Помните, что банальное перечисление плюсов и минусов здесь не пройдет - все их нужно подвергнуть скрупулезному изучению.

Ничего не упускайте и стремитесь к всесторонности

Почти в каждой области человеческой деятельности необходимо стремиться к критической оценке всего увиденного, услышанного, прочтенного и т.д. И это актуально даже в случаях с общепризнанными научными теориями, проверенными фактами, неопровержимыми доказательствами. Именно это можно назвать профессиональным критическим мышлением.

Старайтесь подвергать сомнению и критической оценке абсолютно все: теории, факты, области исследований, мнения, данные, методологию, инструментарии и т.д. Но не забывайте и о том, что могут быть исключения. К примеру, практически все, что касается религии, никогда не подвергается сомнениям или обсуждениям. Это нетипично, но все же имеет место быть. Впрочем, есть люди, которые мыслят критически даже здесь.

Оценивайте рассуждения и действия, но не человека

Необходимо понять, что идеи, работы, теории и действия не должны отождествляться с людьми, которые с ними связаны. Критический анализ никогда не может быть свободен от личного внимания людей, ведь люди всегда принимают замечания, критику и похвалу за свои творения на свой счет.

Когда мыслите критически по отношению продукта деятельности кого-то из окружающих, стремитесь прибегать к тактичности и конструктивному подходу. Любые замечания, в особенности те, что могут быть неприятны адресату, должны быть представлены так, чтобы он понял и принял их.

Избегайте крайностей

Как в обыденной жизни, так и в учебе и на работе люди часто впадают в крайности и воспринимают все только как правильное и неправильное, хорошее и плохое, белое и черное. Но в большинстве ситуаций во всем, что касается профессиональной сферы, науки или образования, следует принимать вещи в качестве совокупности явлений или вероятностей.

К примеру, одной из задач высшего образования является научить человека задавать сложные вопросы, предполагающие сложный и развернутый ответ. Подобное можно найти и в большинстве специальностей.

Исходя из этого, помните, что ответить на многие вещи однозначно нельзя, как и оценить их как единственно хорошие или плохие. Чем больше мы изучаем что-либо, тем явнее становится тот факт, что дать однозначный ответ на вопрос очень трудно. Вспомните слова : «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Работайте с сомнениями и двусмысленностью

Сегодня мы можем зайти в интернет и в течение считанных секунд получить ответ на любой заданный вопрос. Но в тех же научных дисциплинах встречаются вопросы (особенно в новых сферах), ответы на которые специалисты ищут годами и даже десятилетиями (да и гарантии получения ответов нет никакой). Так что если вы приверженец готовых ответов, с применением критического мышления у вас может возникнуть дискомфорт.

Одновременно с этим не следует полагать, что двусмысленные и неопределенные ответы - это нечто неприемлемое. К примеру, если вы пишите статьи для сайтов или журналов, вы просто обязаны искать проверенную информацию, основываясь на всех нюансах предмета, изученных подробно и детально. Точно так же и в учебе - если вы студент, вы должны учиться работать с данными, полученными учеными и специалистами, чтобы быть в состоянии аргументировать свои рассуждения.

В любой академической деятельности и работе (сюда же можно отнести профессиональные научные исследования, в том числе для сфер промышленности и бизнеса), будучи исследователем, вы должны иметь в виду, что:

  • Точного ответа может и не быть
  • На поиски ответа могут уйти годы
  • Найденный ответ может прояснить лишь небольшой аспект всего вопроса

В случае с обучением, если вы студент, критическое мышление будет для вас означать:

  • Поиск наиболее точных и достоверных свидетельств по интересующему вопросу
  • Оценку качества свидетельств, способных доказать те или иные утверждения
  • Составление промежуточных выводов с основой на факты
  • Построение такой линии рассуждений, которая сможет провести слушателей, собеседников или читателей к выводам через доказательства
  • Поиск и выбор самых эффективных примеров
  • Использование точных фактов с целью иллюстрации доказательств

Обучение критическому мышлению - процесс, конечно же, непростой. Несмотря на это, он очень увлекателен и интересен, особенно если вы не занимались этим раньше. На вашем пути будет множество любопытных открытий, ведь вы начнете замечать изменения в своем собственном мыслительном процессе, реакциях на поступающую к вам информацию, взаимодействии с людьми в повседневной жизни.

А чтобы понять, насколько вы подготовлены к развитию критического мышления, а также определить, пользуетесь ли вы им уже сейчас, мы предлагаем вам пройти небольшой опросник и ознакомиться с результатами.

Опросник по критическому мышлению

Итак, опросник состоит из 25 утверждений, касающихся вашей самооценки. Все, что от вас требуется, - это дать один из предложенных ответов и оценить его по четырехбалльной шкале:

  • «Полностью согласен»- 4 балла
  • «Согласен» - 3 балла
  • «Частично согласен» - 2 балла
  • «Не согласен» - 1 балл
  • «Полностью не согласен» - 0 баллов

Ознакомьтесь с утверждениями и запишите ответы на листок:

  1. Я без стеснений выявляю слабые места в работе профессионалов и знатоков
  2. Мне легко оставаться сфокусированным на требованиях текущей задачи
  3. Я понимаю разницу в трактовке слова «аргумент» в ракурсе критического мышления
  4. Я способен проанализировать структуру аргументации
  5. Я могу критиковать кого-то, при этом не чувствуя себя «плохим» человеком
  6. Я понимаю, что такое ход рассуждения
  7. Я осознаю, что мои настоящие убеждения способны воздействовать на обсуждаемую проблему
  8. Я способен определять ход рассуждений в дискуссии
  9. Я способен распознавать признаки какой-либо стадии в споре
  10. Я без проблемы выделяю ключевые моменты в изучаемом материале
  11. Я легко выстраиваю свою позицию, компоную факты в нужной последовательности
  12. Я могу выявлять недопустимые методы, использующиеся для убеждения
  13. Я могу читать между строк
  14. Я могу легко оценить факты, поддерживающие какое-либо мнение
  15. Как правило, я всегда внимателен к мельчайшим деталям
  16. Я способен грамотно рассмотреть разные позиции
  17. Если мне не хватает информации, я могу обратиться к дополнительным материалам
  18. Я в состоянии грамотно представить свои аргументы
  19. Я могу распознавать структуру аргументов
  20. Для меня просто различить описательный материал от аналитического
  21. Для меня просто увидеть непоследовательность в споре
  22. Я вижу закономерности и тенденции
  23. Мне предельно ясно, что мое воспитание и внутренние установки способны вызвать предубеждения против какого-либо мнения
  24. Я способен давать оценку источникам материалов
  25. Мне понятно, почему в научных трудах есть термины, которые могут по-разному толковаться

Теперь дайте оценку своим ответам по обозначенной шкале и посчитайте количество баллов (общая сумма не должна превышать 100 баллов).

Интерпретация результатов

При оценке утверждений и расстановке баллов вы можете столкнуться с дополнительными вопросами на тему то, что вы знаете о критическом мышлении, а что вам неизвестно. Имейте в виду, что чем ниже будет ваш результат, тем больше это свидетельствует о том, что ваше умение мыслить критически требует тренировок.

БОЛЕЕ 75 БАЛЛОВ: Вероятнее всего, критическое мышление уже уверенно применяется вами. Данное качество очень ценно, и оно помогает вам в вашей жизни и деятельности, которой вы занимаетесь. Однако если ваш результат менее 100 баллов, вам есть, над чем еще потрудиться. Наш курс - вам в помощь!

ОТ 45 ДО 74 БАЛЛОВ: Критическое мышление, несомненно, присуще вам, но необходимо систематически оттачивать свои навыки и овладевать новыми умениями. Регулярно проводите самоанализ, ищите свои слабые стороны и работайте над собой. Обязательно продолжайте проходить наш курс.

МЕНЕЕ 45 БАЛЛОВ: Ваше умение мыслить критически проявляется очень слабо, и вам нужно собирать как можно больше информации на эту тему и уделять максимум времени обучению. Читайте материалы по теме, изучайте тонкости и особенности критического мышления, прививайте себе недостающие навыки, овладевайте новыми компетенциями. Как можно внимательнее проходите данный курс.

Теперь у вас есть приблизительная информация о том, насколько серьезно вы владеете критическим мышлением, а также знания о базовых навыках и компетенциях, необходимых для овладения умением мыслить критически. Для начала этого вполне хватит. Далее мы продолжим курс разговором о научном методе: из второго урока вы узнаете, что это такое, как он связан с критическим мышлением, почему полезно использовать его в жизни и как этому научиться.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Статьи по теме: