Что такое функциональная подготовка. Определение функциональной подготовленности студентов по контрольным тестам

Функциональный тренинг с течением времени все чаще включается в стандартный перечень услуг, предлагаемых фитнес-клубами. Поскольку предложение и спрос на услуги всегда находятся в тесной связке, желающих заниматься функциональным тренингом с течением времени также становится больше. Рост заинтересованности данным видом физической активности обусловлен в том числе и относительной его новизной. Все больше людей хотят в первую очередь узнать, что это такое, для чего это нужно и какие бывают виды функциональных тренировок, чтобы понять для себя, интересно им это или нет.

Функциональный тренинг – это разновидность тренировочного процесса, который ставит целью всестороннее развитие двигательной активности за счет совершенствования таких пяти физических качеств человека, как сила, гибкость, быстрота, координация и выносливость. Важным нюансом в начале тренировочного процесса является уровень вашего физического развития и состояние здоровья. Именно с целью определения текущего состояния этих двух параметров настоятельно рекомендуется обратиться к врачу до того, как вы приступите к функциональным тренировкам. Это важно понимать, так как нагрузки, которые вы оказываете на неподготовленный организм, очень часто приводят к негативным последствиям для здоровья.

Функциональные тренировки пришли на массовый рынок фитнеса из специфичных программ подготовки атлетов совершенно разных видов спорта. Это своеобразный комплекс движений и упражнений, который в своей повседневной тренировочной практике используют легкоатлеты, велогонщики, лыжники, пловцы, байдарочники, конькобежцы и другие представители как командных, так и индивидуальных видов спорта. Цель функциональных тренировок состоит в том числе, в развитии и совершенствовании вестибулярного аппарата, правильного дыхания, чувства равновесия, взрывной силы, стартового толчка, финишного рывка и не только. Огромное разнообразие упражнений и необычность нагрузки сделали функциональный тренинг чем-то совершенно новым на рынке фитнес услуг, благодаря чему и возникла его широкая популярность и высокий спрос среди поклонников здорового образа жизни.

Характерные особенности

Сколь бы ни была специфична система функциональных тренировок применительно к тем или иным видам спорта, сама суть ее сводится к отработке движений, необходимых человеку в повседневной жизни или в экстремальных условиях. Это может быть поднятие тяжестей дома или на работе, перешагивание через препятствия, удержание на руках ребенка, карабканье по стремянке, спрыгивание с высокой платформы и так далее, список может быть бесконечным. Главное здесь то, что благодаря функциональным тренировкам укрепляется мышечный корсет, и развиваются мышцы стабилизаторы.

Характерной особенностью функционального тренинга является использование свободных отягощений, эспандеров, тумб, скакалок, мячей, платформ и другого инвентаря, который позволяет выполнять движения не вдоль фиксированной траектории по заданной амплитуде, как в грузоблочных тренажерах, а в свободном движении, так как большая часть упражнений выполняется с весом собственного тела. Это и позволяет вашим мышцам воспроизводить движения максимально естественно, так, как это обычно и происходит в повседневной жизни. Высокая эффективность функциональных тренировок состоит в том, что они включают в работу практически все мышцы вашего тела, в том числе глубокие, те, что отвечают за стабилизацию, равновесие и плавность движений. Как говорилось выше, такой тип тренинга дает возможность совершенствовать пять главных параметров вашего тела – силу, гибкость, быстроту, координацию и выносливость.

Персональные требования

Положительной чертой функциональных тренировок можно считать сведенное до минимума осевой нагрузки на позвоночник и отсутствие чрезмерного напряжения на связки и суставы. Как первый, так и второй фактор делают функциональный вид тренинга менее травмоопасным, чем классические тренировки с отягощениями в тренажерном зале. Однако же, во время занятий необходимо придерживаться определенных критериев, соблюдение которых позволит вашим тренировкам стать более эффективными, а достижению результата стать максимально быстрым.

Критерий №1. Оценка возможностей. К тренировочному процессу необходимо подойти с холодной головой и трезвым расчетом. Никогда в самом начале своего пути не используйте программы тренировок профессионалов. Нагрузка должна возрастать постепенно, с ростом уровня вашей подготовки.

Критерий №2. Чередование нагрузки. Аэробные и анаэробные нагрузки необходимо постоянно чередовать. Точнее их нужно применять в правильном соотношении. В любом виде физической активности главное – не дать организму привыкнуть к монотонной нагрузке. Ее нужно все время варьировать.

Критерий №3. Правильное дыхание. Организм во время тренировки потребляет большее количество кислорода, чем в состоянии покоя. По этой причине необходимо следить за правильной его циркуляцией и отработать вместе с тренером под каждое упражнение циклы, длительность и частоту вдоха и выдоха.

Критерий №4. Период восстановления. Этот фактор является одним из ключевых. Невозможно добиться роста результатов, если только нагружать организм, не давая ему возможности восстановиться. Выполняйте растяжку перед и после тренировки, питайтесь правильно и не забывайте про крепкий сон.

Функциональные тренировки

Одновременное и равномерное распределение нагрузки на верхние, нижние конечности и корпус тела позволяет максимально эффективно прорабатывать всю мышечную структуру, поднимая и приспосабливая уровень вашей физической подготовки к различным условиям окружающей среды. Благодаря системе функциональных тренировок можно добиться полноценного и гармоничного прогресса в развитии всей морфофункциональной системы человеческого тела. Функциональный тренинг основан на нескольких принципах, которые выделяют его в самостоятельное направление и отличают от множества других видов физической активности. Вот эти принципы:

Принцип №1. Высокий темп. Тренировка должна быть интенсивной и непродолжительной;

Принцип №2. Свободные веса. В тренинге желательно применять нестационарный инвентарь.

Принцип №3. Базовые упражнения. Выполняются преимущественно многосуставные движения;

Принцип №4. Оттачивание движений. Упор делается не на рост мышц, а на координацию и технику.

Функциональные упражнения

Функциональный тренинг включает в себя великое множество движений, упражнений, их комбинаций и вариантов выполнения. Это обусловлено тем, что каждый отдельно взятый вид спорта, из которого упражнения были изъяты, предоставляет довольно обширный арсенал общефизической подготовки. Впрочем, за основу всегда берется определенный костяк упражнений, который в базовой вариации выполнения подходит для всех уровней подготовки. Этот костяк разделяют на четыре категории упражнений:

Адаптационные расхождения

Нередко специфичную подготовку атлетов в конкретных видах спорта путают с функциональным тренингом. Почему возникает такая путаница? Она возникает вследствие непонимания того, что элементы специфичной подготовки атлетов зачастую не переходят в функциональный тренинг в изначальном виде. Они адаптируются под условия фитнес-индустрии для широких масс пользователей с совершенно различным уровнем физического развития. В деталях это можно описать следующим образом.

Специфичная подготовка атлетов отдельно взятого вида спорта подразумевает воспроизведение конкретного вектора приложения усилия, необходимого для применения его в соревновательных условиях. Тренировочный процесс базируется на упражнениях, задача которых состоит в дублировании кинетических цепочек, входящих в состав специфических моторных функций (количество работающих суставов, вовлеченных мышечных групп, точек приложения усилия и не только). В то же время функциональный тренинг не ставит целью акцентировать внимание на отдельных физиологических и биомеханических параметрах, что необходимо для конкретных спортивных дисциплин, а применяется как способ тренировки и развития функциональных способностей тела человека в целом. Другими словами, когда мы говорим о специфичной подготовке профессиональных атлетов, мы делаем акцент на биомеханических и физиологических аспектах тренинга, а когда мы говорим о функциональных тренировках, нашей задачей является обычное использование упражнений с характеристиками, соответствующими упражнениям из арсенала подготовки профессиональных атлетов.

Послесловие

В исследовании, проведенном в 2009 году, сравнивалась результативность функционального тренинга и классических силовых тренировок в тренажерном зале. Итоги данного исследования показали, что результативность функциональных тренировок по некоторым показателям оказалась выше, чем у силовых. Сравнивая данные, полученные от двух контрольных групп атлетов, показатель увеличения силы у группы, которая занималась функциональными тренировками, на 58% превзошел такой же показатель у группы, занимавшейся в тренажерном зале. Первая группа также показала увеличение координационных способностей на 196% и снижение болевых ощущений в суставах на 30%. В том числе благодаря результатам данного исследования, функциональный тренинг отлично зарекомендовал себя как способ реабилитации пациентов с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Заключение

Функциональный тренинг продолжает набирать популярность во всем мире благодаря своей эффективности и простоте. По большому счету, данный вид тренинга не требует наличия какого-либо дорогого или стационарного оборудования. Фактически, все что вам требуется это брусья, кольца, турник, штанга, гиря и скакалка. Этот небольшой набор приспособлений можно даже приобрести самостоятельно и хранить в гараже, а заниматься на спортивной площадке или заднем дворе дома. Функциональный тренинг обеспечивает всестороннее развитие тела, благодаря чему часто используется при подготовке к спортивным состязаниям, туристическим походам, горным восхождениям, байдарочным сплавам и не только. Также он подходит для повышения двигательной активности в повседневной жизни, для реабилитации нарушений опорно-двигательного аппарата и при подготовке к условиям самостоятельного выживания в агрессивной среде вдали от цивилизации. Функциональный тренинг – это универсальное средство для того, чтобы всегда быть физически подготовленным к любой жизненной ситуации.

Физическое и моральное здоровье человека в некоторой степени зависит от способа жизни. Активное времяпрепровождение всегда полезно для поддержания организма в тонусе. Занятия спортом в классическом варианте дают некоторый результат, но постепенно отходят на второй план. Они отбирают много драгоценного времени и сил. На смену им приходят современные виды физической активности, а именно функциональный фитнес. Он тренирует не только мышцы, но и подготавливает тело к любым нагрузкам, укрепляет и оздоравливает его.

Что такое функциональный тренинг в фитнесе: суть и особенности

Функциональный фитнес – новое направление спортивных тренировок для подготовки тела к различного рода нагрузкам. Отличие от классического спорта заключается в упоре на интенсивность и проработку всех групп мышц. Он помогает развивать выносливость, гибкость, силу, баланс и грацию. Подходит для бывалого спортсмена и человека, абсолютно не подготовленного физически. Нагрузки регулируются за счет дополнительного веса и количества упражнений.

Что такое функциональная тренировка в фитнесе? По сути, она сходна с кроссфитом – известной всем системой физической подготовки. Оба подхода имеют одну общую задачу – натренированность всего тела. В комплекс занятий входят все возможные упражнения – от гимнастики и аэробики до тяжелой атлетики и кардионагрузок. Суть тренировки состоит в выполнении разных функциональных движений, которые постоянно меняются, через различные промежутки времени.

Функциональный фитнес включает в себя упражнения, которые тренируют и развивают мышцы

Главными особенностями и отличиями функционального фитнеса от других видов физических нагрузок являются:

  • высокая интенсивность тренировок, вырабатывающая выносливость организма;
  • пропорциональное развитие мышечной ткани и всего тела;
  • возможность задействовать любой инвентарь: тренажеры, фитболы, скакалки, турники, гантели, штанги, эспандеры, плиобоксы, коврики;
  • используются различные упражнения, знакомые многим из школьной программы, гимнастики, обычного фитнеса;
  • заниматься можно не только в спортзале, но и в домашних условиях;
  • не отнимает много времени, одна тренировка длится в среднем от 40 до 60 минут;
  • комплекс упражнений подходит для мужчин и женщин практически любого возраста.

Читайте также:

Слайдборды для фитнеса - сделай свою тренировку эффективнее!

Функциональный фитнес готовит человека к повседневной жизни, к непредвиденным физическим нагрузкам. Он помогает легко справиться с поднятием тяжелых сумок по ступенькам и длительным восхождением на горную вершину. Улучшается качество жизни, приятным бонусом выступает красивое тело и рельеф.

Акцентируя внимание на мышцах верхних и нижних частей тела, функциональные упражнения также помогают работе мышц средней части тела

Преимущества функциональных тренировок

Функциональный фитнес применяется не так давно, но уже успел привлечь в свои ряды многих профессиональных спортсменов и обычных людей, которые стремятся держать свое тело в тонусе.

Причин для такой популярности много:

  • одновременно прорабатываются несколько разных мышц и суставов, задействуются небольшие мышечные участки, которые не работают во время классических занятий на тренажерах;
  • укрепляется костный корсет, развивается его гибкость – это предотвращает многие бытовые травмы;
  • достигается общая цель – укрепить весь организм, а не отдельные его части;
  • улучшается координация движений, появляется чувство баланса и равновесия, существенно сокращаются риски падений на скользкой дороге и травмирования;
  • основное внимание уделяется работе с весом и габаритами собственного тела, а не со спортивным инвентарем и тренажерами;

Функциональные фитнес упражнения можно выполнять как в спортзале, так и дома

  • позволяет комбинировать личную целевую программу тренировок с функциональными упражнениями, так повышается эффективность и результативность стандартных занятий в спортзале;
  • помогает сжигать жир за счет ускорения обменных процессов в организме;
  • улучшает состояние опорно-двигательного аппарата, выпрямляет осанку, повышает двигательные возможности;
  • риск травмирования довольно низкий из-за равномерных нагрузок и отсутствия излишнего напряжения в суставах;
  • тонизирует сердечно-сосудистую систему, укрепляет сердечную мышцу;
  • подходит для людей с низкой физической подготовкой, а также после длительного перерыва в занятиях;
  • применяется в качестве восстановления после перенесенных заболеваний, родов, травм;
  • большое количество методик и комплексов упражнений позволяет составлять индивидуальную программу на любой вкус;
  • высокая результативность тренировок достигается благодаря равномерному распределению нагрузок и гармоничному развитию всего тела.

Читайте также:

Комплекс эффективных простых фитнес упражнений на диване

Эффект от функционального тренинга заметен не только внешне, но и по самочувствию. Приходит ощутимая легкость и гибкость в повседневной жизни. Поднять на 9-й этаж пакеты с продуктами, проносить целый день ребенка на руках, встать с глубокого кресла, не упасть зимой на скользком тротуаре становится легко выполнимой задачей.

Эти упражнения направлены на тренировку различных суставов и групп мышц

Варианты упражнений для функционального фитнеса

Функциональный тренинг предполагает использование упражнений с разных видов спорта – аэробики, гимнастики, тяжелой атлетики, фитнеса, пилатеса, бодибилдинга, кардионагрузок, кроссфита. За основу берутся всем известные приемы в различных вариациях, ничего нового и сложного не требуется.

Базу составляют следующие упражнения:

  • Приседания. Выполняются в классическом варианте на двух ногах, не отрывая ступни от пола. Можно также делать на одной ноге для развития баланса или с расставленными широко ногами для тренировки выносливости и устойчивости.
  • Скакалка. Упражнение, известное всем детям, делается на двух или одной ноге. Предпочтительно выполнять затяжной прыжок вверх, и успеть прокрутить скакалку дважды. Приходится сильнее отталкиваться и прыгать выше.
  • Выпады. Из положения стоя поочередно вышагиваем вперед каждой ногой, сгибая ее под прямым углом. Чем глубже получается выпад, тем лучше растягиваются мышцы.

Во время тренировок отмечен большой расход калорий, а, следовательно, можно отметить хорошие результаты от такой тренировки

  • Подтягивания. Можно делать на гимнастических кольцах, поднимая тело на 90°, затем выравнивая резко вверх и опуская в исходное положение. Второй вариант – на перекладине или турнике. Развивается сила рук, выносливость суставов.
  • Бег. Используется вариант из кроссфита, когда осуществляются быстрые пробежки на короткие дистанции (100–200 м) туда и обратно.
  • Штанга. Хорошая физическая подготовка позволяет усложнять упражнения весами. Оптимальный вариант: выполнять приседания со штангой на плечах, становую тягу из положения сидя.
  • Пресс. На начальном этапе делается классический вариант пресса с позиции лежа. Разнообразить программу можно скручиваниями в замедленном режиме, по типу пилатеса.
  • С инвентарем. Развивать равновесие и устойчивость поможет полусфера. Нужно встать на нее одной ногой, а другую немного приподнять, наклониться в позу ласточки, задержаться на несколько секунд, поменять ногу. С мячиком можно тренировать одновременно силу рук, поясницу, плечи, ноги. Нетяжелый мяч (до 2 кг) берем на вытянутых руках, приседаем поочередно по обе стороны, мяч опускаем к полу.

  • С гирей. Подготовится к путешествию с тяжелым багажом можно с помощью гири. Достаточно 5–8 кг весу. С положения стоя наклоняемся на присогнутых ногах и подымаем гирю, выпрямляемся с гирей в исходное положение.
  • Аэробика. Аэробные упражнения создают кардионагрузку, развивают выносливость. Применяются обычные танцевальные движения, шаги на степ-платформе, чередуясь с силовыми нагрузками (гантели, эспандер, медбол). Главное в такой тренировке – высокая интенсивность и координация движений.

Функциональные упражнения хороши, если разумно подходить к тренировкам. Новичкам следует начинать с несложных вариантов с весом своего тела, постепенно утяжеляя и интенсифицируя занятия. Бывалые спортсмены могут сразу приступать к более сложной программе. Важно соизмерять силы с физическими нагрузками, чтобы не навредить своему здоровью.

Фитнес-программы функционального тренинга

Единой программы занятий не существует, комплекс упражнений подбирается индивидуально. В фитнес-залах предлагается несколько готовых вариантов на выбор. Оптимальный вариант – пригласить профессионального тренера, который разработает эксклюзивную программу с учетом физической подготовки, возраста, состояния здоровья и желаемых результатов. При этом он будет контролировать правильность выполнения упражнений и уровень интенсивности.

Специалисты по фитнесу считают, что занятия спортом должны иметь больше свободы и больше разнообразных движений

Базовая подготовка предполагает занятия 2-3 раза в неделю с перерывами. На начальном этапе используется только собственный вес, никакие тренажеры и спортивные приспособления не нужны.

На правах рукописи

ГИЗАТУЛЛИНА Чулпан Анасовна

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ

С РАЗНЫМИ ТИПАМИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

И БИОЭНЕРГЕТИКИ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Набережные Челны - 2013

Работа выполнена на кафедре теории и методики физического воспитания и борьбы Набережночелнинского филиала ФГБОУ ВПО «

Научный руководитель

Научный консультант

ФГБОУ ВПО « Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

доктор биологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО « Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО « Московский городской педагогический университет»

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет имени »

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Защита состоится «03» июля 2013 года в 10 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 311.015.01 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» 1, ауд. 313.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Режим доступа: http // www . kamgifk . ru и на сайте ВАК http // vak 2. ed . gov . ru

Ученый секретарь диссертационного

совета, кандидат педагогических наук, профессор

Общая характеристика работы

Актуальность . Повышающаяся конкуренция в беговых видах легкой атлетики , а также неуклонное увеличение объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает поиск неиспользованных резервов организма и дальнейшего развития системы подготовки от новичка до мастера спорта международного класса (, 1999, 2000; , 2000; -Ованесян, 2000; , 1998, 2005; , 2002; , 2007, 2012; , 2007; , 2011). Приоритетным направлением в этом является коррекция спортивной подготовки с учетом функционального состояния организма спортсменов (, 2010; , 2010; , 2011; , 2011; , 2011; , 2011; , 2012; , 2012; , 2012; , 2012).

В современных условиях повышения эффективности спортивной подготовки актуальным становится вопрос изменения подготовки высококвалифицированных спортсменов, при этом приоритетными задачами являются повышение результативности выступлений и сохранение здоровья. Одно из важнейших направлений решения данной проблемы ориентировано на учет индивидуальных функциональных и резервных возможностей организма (, 2001; , 2002; , 2003; , 2003; , 2005). В этой связи актуальным является учет типологических особенностей кровообращения и биоэнергетики спортсменов.

Нами обнаружена недостаточность рекомендаций по построению тренировочного процесса легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с разными типами кровообращения, которые позволили бы улучшить эффективность функциональной подготовки, повысить работоспособность, сохранить здоровье для дальнейшего успешного продолжения спортивной подготовки.

Представление об актуальности темы, степени ее разработанности в научной литературе по теме диссертационного исследования свидетельствует о существовании противоречия между необходимостью повышения функциональной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, и недостаточной научной разработанностью проблемы учета типологических особенностей кровообращения и источника энергообеспечения мышечной деятельности.

С учетом содержания этого противоречия проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы организационно-педагогические особенности распределения основных беговых средств тренировки бегунов на короткие дистанции, различающихся типологическими особенностями кровообращения и биоэнергетики, на специально-подготовительных этапах первого и второго полугодичного цикла подготовки, обеспечивающие повышение эффективности функциональной подготовленности и результативности соревновательной деятельности?

Решение этой проблемы определяет цель нашего исследования: теоретическое и практическое обоснование содержания функциональной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики.

Объект исследования – тренировочный процесс легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции на специально-подготовительных этапах первого и второго полугодичного цикла подготовки.

Предмет исследования – функциональная подготовка легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с разными типами кровообращения и биоэнергетики.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что подготовка легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, будет более эффективной, если основные объемы беговой нагрузки различной направленности распределить с учетом типологических особенностей кровообращения и биоэнергетики, с регулярным проведением контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы во время и после тренировки.

Для достижения цели исследования нами последовательно решались следующие задачи :

1. Выявить особенности тренировочного процесса легкоатлетов на современном этапе подготовки и определить степень разработанности проблемы функциональной подготовки бегунов на короткие дистанции.

2. Определить типологические особенности кровообращения и принадлежность к биоэнергетическим группам легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, и оценить их функциональное состояние.

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики функциональной подготовки, являющиеся основой содержания тренировочного процесса легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики.

Теоретическими и методологическими базами исследования явились общенаучные положения и принципы теории и методики педагогических исследований (,); основные положения теории уровневого построения движений (), теории функциональных систем (); теории и методики легкой атлетики (); а также ключевые положения системы спортивной подготовки (,).

Методы исследования : анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ документации, педагогическое тестирование, методы функциональной диагностики, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались непротиворечивой методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью методов исследования задачам работы, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных экспериментальных данных с применением современных аппаратных средств и технологий.

Научная новизна исследования результатов исследования заключается в следующем:

Выявлены типологические особенности кровообращения и источники энергообеспечения мышечной деятельности легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, определены показатели физической работоспособности, аэробной производительности, центральной гемодинамики и характер восстановления после нагрузки различной мощности;

Разработана и экспериментально проверена методика функциональной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики, основанная на распределении тренировочных беговых средств различной направленности, адекватных индивидуальным типологическим особенностям, на специально-подготовительном этапе первого и второго полугодичного цикла подготовки;

Доказано, что учет типологических особенностей кровообращения в сочетании с биоэнергетическим профилем позволяет более эффективно планировать и осуществлять тренировочный процесс.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополняют теорию и методику спортивной тренировки новыми научными знаниями и представлениями об особенностях использования тренировочных средств и методов в специально-подготовительных этапах годичного цикла подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом типов кровообращения и биоэнергетики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные научные положения и выводы диссертации позволят оптимизировать и повысить эффективность тренировочного процесса легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Разработанная методика функциональной подготовки легкоатлетов на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики, способствует экономичности работы сердечно - сосудистой системы, улучшению функционального состояния организма и повышению специальной физической работоспособности, аэробной производительности и результативности соревновательной деятельности. Практические рекомендации позволят тренерскому составу более рационально планировать различные тренировочные нагрузки на специально-подготовительных этапах годичного цикла подготовки.

Результаты исследования могут использоваться в учебно-тренировочном процессе легкоатлетов в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих подготовку спортивного резерва по легкой атлетике (ДЮСШ и СДЮСШОР).

Другой областью применения результатов исследования являются учреждения среднего и профессионального образования , осуществляющие профессиональную подготовку и повышение квалификации тренеров по легкой атлетике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. У легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции определены три типа кровообращения: гиперкинетический, эукинетический и гипокенитический, а также выявлена принадлежность к биоэнергетическим группам: первой – аэробной, второй - аэробно-гликолитической, третей - аэробно-анаэробной, четвертой - анаэробно-аэробной, пятой – анаэробной.

2. Содержание тренировочного процесса, основу которого составляет методика функциональной подготовки легкоатлетов с разными типами кровообращения и биоэнергетики, является педагогически целесообразной и эффективной за счет изменения соотношения основных тренировочных нагрузок различной направленности. Разработанная методика имеет следующие организационно-педагогические особенности: 1) обеспечение педагогического контроля и самоконтроля за функциональном состоянием организма; 2) учет адаптационных возможностей организма и тренировочного эффекта при нагрузках различной мощности 3) обеспечение оптимального построения тренировочных микро и мезоциклов с учетом типологических особенностей кровообращения и биоэнергетического профиля; 4) обеспечение управления тренировочным процессом с использованием современных аппаратных технических средств.

3. Учет типологических особенностей кровообращения и биоэнергетики легкоатлетов способствует повышению их общей физической работоспособности, аэробной производительности, специальной физической подготовленности, ускорению восстановительных процессов и приводит к функциональной экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы и результативности соревновательной деятельности.

Опытно-экспериментальная база исследования - МАОУ ДОД ДЮСШ «Яр Чаллы» г. Набережные Челны. В педагогическом эксперименте участвовали легкоатлеты, специализирующиеся в спринтерских дистанциях в возрасте лет. Были сформированы одна экспериментальная и одна контрольная группы по 30 человек. Легкоатлеты имели спортивные разряды и звания (массовые разряды – 37 - чел., КМС - 13 чел., МС – 10 чел.), присвоенные на основе выполнения норм и условий единой всероссийской классификации на годы.

Организация исследования. Исследование проведено в четыре взаимосвязанных этапа в период с 2009 по 2013 г. г.

На первом этапе (сентябрь 2009 г. – май 2010 г.) изучалась и анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования, определялись основные направления исследований, осуществлялся подбор средств и методов исследования и контингент испытуемых.

На втором этапе (сентябрь 2010 г. – май 2011 г.) была обоснована необходимость разработки и разработана методика подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции с учетом типов кровообращения и биоэнергетики.

На третьем этапе (сентябрь 2011 г. - июль 2012 г.) был организован и проведен педагогический эксперимент, направленный на обоснование эффективности разработанной нами методики.

На заключительном четвертом этапе (сентябрь 2012 г. - апрель 2013 г.) было проведено обобщение и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов и разработка научно-практических рекомендаций , оформление результатов исследования в виде диссертации и автореферата, проводились мероприятия по их внедрению в педагогическую практику.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования представлены на международных (Белоруссия, г. Пинск 2011, 2012; Ставрополь, 2012; Казань, 2012); всероссийских (Набережные Челны, 2009, 2010, 2013; Воронеж, 2011; Ульяновск, 2012; Казань, 2011, 2012; Тюмень, 2012; Челябинск, 2012; Кемерово, 2013); межвузовских (Набережные Челны, 2011, 2012, 2013) научно-практических конференциях. По теме работы опубликовано 14 работ, в том числе 3 научные статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ. Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс МАОУ ДОД «ДЮСШ «Яр Чаллы» г. Набережные Челны, ЧУ «Спорткомплекс «Шинник» г. Нижнекамска, МУЧ ДЮСШ №1 г. Елабуги, МБОУ ДОД «СДЮСШОР по ЛА» г. Казани и НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» проведен анализ научно-методической литературы, определены и обоснованы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе – «Теоретические аспекты подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом типологических особенностей кровообращения» – рассматриваются современные методические подходы в многолетней подготовке бегунов на короткие дистанции и пути индивидуализации тренировочного процесса на основе учета типологических особенностей кровообращения, раскрывается представление о рациональном и планомерном применении средств спортивной и соревновательной подготовки, определяются их роль и место в тренировочном процессе как на уровне годичного цикла, так и на его отдельных этапах, во многом определяется эффективность всей системы подготовки спортсменов различной квалификации.

Во второй главе – «Методы и организация опытно-экспериментального исследования» – дано описание методов исследования, раскрыты этапы и особенности организации опытно-экспериментального исследования.

В третьей главе – «Технология подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом типологических особенностей кровообращения» – приведено обоснование методики подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики. Представлен анализ научно-методической и специальной литературы, а также результаты предварительных исследований таких показателей, как характеристика типов кровообращения легкоатлетов и биоэнергетики, реакция сердечно - сосудистой системы на физические нагрузки различной мощности, особенности проявления физических качеств у легкоатлетов в зависимости от их типов кровообращения.

В настоящее время специалистами с соавт. (1986, 2005); , (2009); , (2011); S . Berthoins et al . (1986); A . Pelliccia , (2009) отмечено, что воздействие любого из факторов окружающей среды на организм человека отражается на деятельности ССС, вызывая процесс адаптационных перестроек систем организма.

Практически любые сдвиги, происходящие в организме под влиянием физических нагрузок, находят отражение в определенном уровне функционирования системы кровообращения и изменениях резервных возможностей организма. Для анализа факторов , влияющих на результативность выступлений легкоатлетов, мы взяли объем и характер распределения основных средств годичной подготовки. Отмечено, что наибольший акцент в тренировочном процессе легкоатлетов делается на применении объема средств скоростно-силового характера и в меньшей степени – на беговую нагрузку аэробной направленности. У легкоатлетов наблюдается увеличение беговой нагрузки в анаэробном режиме, которая достигает пика в мае. Отмечены завышенность объемов беговой нагрузки в анаэробном режиме в подготовительном периоде и резкий скачок на специально-подготовительном этапе. Это указывает на нарушение последовательности применения беговых средств различной направленности. Нарушается принцип подготовки спортсменов «обеспечение прогнозируемого результата», о чем свидетельствует анализ учебно-тренировочного процесса. Функциональная подготовка на современном этапе развития спринтерского бега должна стать краеугольным камнем для успешного решения следующих задач: укрепления здоровья, совершенствования техники, постепенного увеличения тренировочных нагрузок. Анализ спортивных дневников показал, что используемые в настоящее время в тренировочном процессе основные физические и соревновательные нагрузки спринтеров приближены к соревновательным условиям независимо от периодов подготовки. В тренировочном процессе подготовительного периода преобладают анаэробные и смешанные нагрузки, в меньшей мере – аэробные. Однако при переходе из подготовительного этапа к раннему соревновательному этапу происходит резкое увеличение нагрузок скоростно-силовой направленности.

По мнению, (2005), все типы гемодинамики: гипокинетический, эукинетический и гиперкинетический ТК (типы кровообращения) – являются вариантами нормы и различаются не только особенностями показателей системы кровообращения, но и механизмами нейрогуморальной регуляции в ее деятельности. На основе приведенного выше анализа рассматриваемого вопроса нами проведено распределение легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом их типов кровообращения (табл. 1).

Таблица 1

Распределение легкоатлетов, специализирующихся в беге

на короткие дистанции, с учетом их типов кровообращения (кол-во)

Тип кровообращения

Легкоатлеты

МС

КМС

Массовые

разряды

Эукинетический ТК

Гиперкинетический ТК

Гипокинетический ТК

У легкоатлетов со спортивной квалификацией МС наблюдается преобладание гипокинетического ТК – 7 человек; у спортсменов уровней КМС и «массовые разряды» отмечено большее проявление гиперкинетического ТК – 6 и 28 человек соответственно. У легкоатлетов, где спортивный стаж от 5 лет, массовые разряды выявляются три типа кровообращения, а у бегунов со спортивным стажем более 5-8 лет и разрядами КМС, МС при уменьшении доли эукинетического и гиперкинетического ТК происходит формирование гипокинетического типа кровообращения (7 чел.).

Функциональная подготовленность

О функциональной подготовленности судят как по показателям в состоянии покоя, так и по изменениям различных функций организмапри работе. Для тестирования используют стандартные и предельные нагрузки, причем стандартные нагрузки подбираюттакие, которые доступны всем обследуемым лицам независимо от возраста и уровня тренированности. Предельные же нагрузки должны соответствовать индивидуальным возможностям человека.

В случае стандартных нагрузок регламентируется мощность и длительность работы. Задается частота педалирования на велоэргометре и величина преодолеваемого сопротивления, высота ступенек и темп восхождения пристеп - тестах, длительность работы и интервалы между пробами и т. п., т. е. всем обследуемым предлагается одинаковая работа. В этой ситуации лучше подготовленный человек, работая более экономно за счет совершенной координации движений, имеет небольшие энерготраты и показывает меньшие сдвиги. Стандартные нагрузки бывают общие, неспециализированные (различные функциональные пробы, велоэргометрические тесты, степ-тесты) и специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта (проплывание, пробегание отрезков с заданной скоростью или заданным временем, поддержание заданного статического усилия в течение необходимого времени и т. п.).

В случае выполнения предельных нагрузок тренированный спортсмен работает с большей мощностью, выполняет заведомо больший объем работы, чем неподготовленный человек. Несмотря на экономичность отдельных физиологических процессов и высокую эффективность дыхания и кровообращения, для выполнения предельной работы тренированный организм спортсмена затрачивает огромную энергию и развивает значительные сдвиги в моторных и вегетативных функциях, совершенно недоступные для неподготовленного человека.

Таким образом, особенности морфологических, функциональных и психофизиологических показателей организма человека в состоянии покоя характеризуют степень его функциональной подготовленности к определенной физической нагрузке. Также все показатели дополняются и анализируются в совокупности с медицинскими данными получаемые при обследованиях и врачебном контроле .

Показатели функциональной подготовленности

Изменения физиологических показателей у тренированных и нетренированных лиц при стандартных и предельных нагрузках имеют принципиальные различия.

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности: более быстрое врабатывание,меньший уровень рабочих сдвигов различных функций,лучше выраженное устойчивое состояние,более быстрое восстановление после нагрузки.

У адаптированного к выполнению статической работы спортсмена меньше выражен феномен статических усилий -- меньше подавление функций дыхания и кровообращения во время нагрузки и меньше послерабочее их нарастание, чем у других лиц.

В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), высокая скорость восприятия и переработки информации, хорошая помехоустойчивостью и др. Этому способствуют, с одной стороны, сформированные в мозгу мощные рабочие доминанты, ас другой -- большое количество нейропептидов и гормонов.

У спортсменов, обладающих выраженным качеством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ покоя отмечается повышенная частота альфа-ритма -- 11 -12 колеб.- с` (напр., у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб.- с1).

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения по двигательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показатели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществспортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть повышен из-за недостаточного восстановления).

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8 л), т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в 1 мин). Следовательно, повышение минутного объема дыхания достигается преимущественно за счет увеличения глубины дыхания. Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определениях).

Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у тренированных лиц,увеличена длительность задержки дыхания что свидетельствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбудимости дыхательного центра.

В сердечно - сосудистойсистеме спортсменов также выявлены адаптивные изменения. Тренированное сердце имеет большой объем и толщину сердечной мышцы. При тренировке на выносливость наблюдается особенное увеличение объема сердца. Большой объем сердца -- до 1200 см3 -- характерен также для высокорослых баскетболистов, Однако более этой величины нарастание объема неблагоприятно, так как ухудшаются возможности кровоснабжения самой сердечной мышцы. При адаптации к скоростно-силовым упражнениям происходит преимущественно утолщение сердечной мышцы -- ее рабочая гипертрофия, а объем в меньшей степени превышает норму (800-1000 см3). Рабочая гипертрофия сердечной мышцы повышает мощность работы сердца и обеспечивает кровоток в скелетных мышцах при их напряжении в условиях силовых и скоростно-силовых нагрузок.

Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема.

В системе крови у спортсменов больше концентрация эритроцитов -- 6 * 1012 * л"1 и гемоглобина -- 160 г * л1 и более. Это обеспечивает большую кислородную емкость крови (до 20-22 об.%). Общее количество гемоглобина в организме у тренированного спортсмена (800-1000 г) превышает его запасы у нетренированных лиц (700 г). Повышены щелочные резервы, т. е. легче противостоять окислению крови. Больше объем циркулирующей крови.

Величины МПК, характеризующие аэробные возможности, достигают у выдающихся спортсменов (лыжников, пловцов, гребцов и др.) 6 и даже 7 л/ мин для абсолютного МПК и 85-90 мл/ кг/мин для относительного МПК. Такие величины МПК позволяют спортсмену развивать значительную мощность передвижений и показывать высокие спортивные результаты. Огромны и величины суммарного потребления кислорода на всю дистанцию.

Высококвалифицированные спортсмены, работающие в зоне субмаксимальной мощности, отличаются очень высокими показателями анаэробных возможностей.

Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам и в частности, к особенной функциональной подготовленности купражнениям в избранном виде спорта .

1

В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно функциональных возможностей организма спортсмена. В современных условиях необходимость повышения эффективности тренировочного процесса обусловливает поиск новых технологий, обеспечивающих адекватную функциональную подготовку спортсменов, которая должна идти по двум основным направлениям – наращивание функциональных резервов и совершенствование механизмов функционирования и оптимизация функциональной подготовленности, обеспечение максимальной эффективности использования уже достигнутого уровня функциональных возможностей. Систематический дифференцированный контроль уровня физической работоспособности способствует повышению эффективности тренировочного процесса. Использование в качестве средства восстановления дозированного дыхания через ДМП оказывает достоверное положительное влияние на уровень физической работоспособности и скорость протекания восстановительных процессов.

спортсмены

тренировочный процесс

функциональная подготовка

1. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 4. – С. 9–10.

2. Вазин А.Н., Сорокин А.П., Судаков К.В. Количественный анализ различных режимов интенсивной мышечной нагрузки // Успехи физиологических наук. – 1978. – Т. 9. – № 3. – С. 133–148.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.

4. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – Киев: Здоровья, 1990. – 200 с.

5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584 с.

6. Солопов И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека: монография. – Волгоград, 2004. – 220 с.

7. Солопов И.Н., Горбанёва Е.П., Чёмов В.В., Шамардин А.А., Медведев Д.В., Камчатников А.Г. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов: монография. – Волгоград: ВГАФК, 2010. – 346 с.

8. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. – М., 1984. – 64 с.

9. Шамардин А.А. Целевая функциональная подготовка юных футболистов: монография. – Волгогад, 2009. – 264 с.

10. Шамардин А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: монография. – Волгоград, 2000. – 276 с.

Проблема повышения эффективности процесса подготовки спортсменов встает всякий раз, когда спортивные результаты выходят на новые, более высокие рубежи. При этом вновь и вновь обостряются противоречия современной системы спортивной подготовки практически на всех уровнях.

Пожалуй, наступает такой момент, когда понимание спортивной тренировки как чисто педагогического процесса становится фактором, ограничивающим дальнейший рост как в технологическом (методическом), так и в методологическом планах. Совершенствование и развитие системы подготовки спортсменов неизбежно требует мировоззренческой перестройки, и, прежде всего, связанной с пониманием тренировки как процесса формирования биологического субъекта. Все в большей мере понимается (и принимается во внимание), что какими бы «чисто педагогическими» средствами мы ни манипулировали, объектом воздействия всегда остается человек - живая, динамичная, крайне сложная система, имеющая несколько многоуровневых контуров регуляции и саморегуляции, к тому же подверженная широчайшему спектру влияний со стороны как биологических, так и социальных факторов.

В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно функциональных возможностей организма спортсмена .

Каждое свойство, способность или двигательное качество базируются на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы. Например, такое двигательное качество, как выносливость и все ее разновидности в основном будет определяться и лимитироваться уровнем развития основных механизмов энергообеспечения - анаэробной и аэробной производительностью, а также степенью «функциональной устойчивости», способности сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвигов гомеостаза.

Соотношение, доля вклада, роль тех или иных процессов в обеспечении работоспособности спортсмена будет определяться спецификой вида спорта, что будет определять «функциональную специализацию». Кроме того, функциональные возможности будут определяться такими параметрами, как «функциональные резервы» и способность их реализовывать - «функциональная мобилизация».

Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности . В этом плане наиболее точно и полно понятие «функциональная подготовленность» отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов - это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности» .

Наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В.С. Фоминым . Применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение заданного спортивного результата с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.

В физическом воспитании и теории спорта выделяют техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку. Вышеизложенное позволяет утверждать, что каждая из этих сторон спортивной подготовки базируется на определенном компоненте общей функциональной подготовленности.

Имея в виду, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из этих органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата . При этом обязательно следует помнить, что в каждом конкретном случае функция организма будет специфична.

Говоря об организации и реализации подготовки спортсменов, можно выделить два основных направления функциональной подготовки спортсменов:

1. Наращивание функциональных резервов и совершенствование механизмов функционирования. Как составные части этих процессов следует рассматривать и такие аспекты, как «функциональная экономизация», «функциональная специализация» и «функциональная мобилизация».

2. Оптимизация функциональной подготовленности, т.е. обеспечение максимальной эффективности использования уже имеющегося (достигнутого) уровня функциональных возможностей. При этом, как показали наши ранние исследования, такая оптимизация должна быть комплексной, затрагивать все основные стороны и управляющее звено процесса функциональной подготовки .

Иногда отождествляют функциональную и физическую подготовку (подготовленность). Следует отметить, что двигательный компонент функциональной подготовленности представляет собой не что иное, как физическую подготовленность .

Еще один компонент функциональной подготовленности - энергетический. Уровень развития основных механизмов энергообеспечения является основной и неотъемлемой частью физической подготовленности. Следует сказать, что и другие компоненты функциональной подготовленности (нейродинамический и психический) так или иначе увязаны с выполнением двигательного акта.

Отсюда вполне понятно, что все компоненты функциональной подготовленности в спорте развиваются практически единственным средством - мышечными нагрузками, определенным образом организованными в рамках специфической биомеханической структуры, т.е. физическими упражнениями.

Ю.В. Верхошанский отмечает, что ведущая роль в формировании межсистемных отношений в организме и развитии адаптационного процесса в условиях напряженной мышечной деятельности принадлежит локомоторной системе, точнее, режиму ее эксплуатации. В связи с этим, основное внимание в тренировочном процессе должно уделяться методике развития именно двигательного компонента - физической подготовленности.

Однако следует помнить, что подготовка спортсмена должна ориентироваться на развитие и совершенствование именно тех функциональных резервов и процессов в организме, которые в основном обусловливают специфическую работоспособность. Несомненно, при использовании только физических упражнений все эти процессы совершенствуются как результат процесса адаптации к мышечной деятельности, физическим нагрузкам. Вместе с тем эффективность подготовки и самого процесса адаптации возможно существенно повысить при использовании целенаправленных, дополнительных средств воздействия на различные стороны функционирования организма.

В современных условиях это особенно актуально. В настоящее время объемы и интенсивность тренирующих нагрузок в спорте достигли критических величин, дальнейший рост которых существенно превышает ресурсы физиологических возможностей организма человека и лимитируется социальными факторами . В связи с этим весьма остро встает задача разработки новых технологий оптимизации процессов адаптации, поиска альтернативных подходов к использованию эффективных дополнительных средств, позволяющих существенно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутом уровне объемов и интенсивности тренировочных нагрузок и повысить эффективность специфической мышечной деятельности в спорте .

Выход из создавшегося положения может быть найден в использовании дополнительных факторов, оптимизирующих тренировочные воздействия применяемых физических упражнений.

Известно, что мышечные нагрузки способствуют закреплению в функциональных системах изменений, характеризующих адаптогенный эффект и обусловливающих направленную тренировку устойчивости организма к различным экстремальным воздействиям. Систематическое использование мышечных нагрузок является целенаправленным воздействием на организм, оптимизирующим деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и повышающим работоспособность . Вместе с тем эффективность адаптации к систематическим мышечным нагрузкам может быть значительно повышена за счет использования средств и методов целенаправленного совершенствования функциональных возможностей организма в целом, а также отдельных его систем, в частности, - дыхательной . Эти направленные воздействия на организм выступают в качестве дополнительного адаптогенного фактора и при использовании совместно с мышечными нагрузками существенно усиливают эффект их воздействия.

В качестве средств создания дополнительной нагрузки предлагается использовать следующие методы воздействия на дыхательную систему: дыхание через дополнительное «мертвое» пространство (ДМП), дыхание при повышенном резистивном и эластическом сопротивлении, произвольную гиповентиляцию. Эти воздействия усиливают влияние тренировочных нагрузок на организм, способствуют формированию более совершенных адаптационных механизмов .

Второй важнейший аспект функциональной подготовки спортсменов - оптимизация функциональной подготовленности - являлся объектом нашего пристального внимания в течение ряда лет.

На наш взгляд, условиями успешной оптимизации функциональной подготовленности спортсменов в первую очередь являются: уточнение необходимой направленности и повышение степени воздействия осваиваемых тренировочных нагрузок, целенаправленное ускорение восстановительных процессов, рационализация системы адекватного комплексного контроля.

Поскольку оптимизация функциональной подготовленности спортсменов прежде всего связана с совершенствованием управления тренировочным процессом, при программировании воздействий на организм обязательно должен учитываться весь спектр факторов, в той или иной мере влияющих на реальный и формируемый уровни физической работоспособности занимающихся. В частности, очень важным является учет таких факторов, как возраст, квалификация, период подготовки.

Мы исходим из того, что оптимальная динамика функциональной подготовленности может быть обеспечена только при наличии эффективной системы контроля, являющегося неотъемлемой частью процесса управления. При этом контроль и оценка функциональной подготовленности как многофакторной системы должны осуществляться комплексно по всем основным компонентам, ее составляющим. При организации комплексного контроля подготовленности спортсменов следует учитывать, что на различных этапах многолетней спортивной подготовки вклад в обеспечение работоспособности различных резервов организма неравнозначен.

Дифференцированный подход к диагностике физической работоспособности, обоснованное использование результатов контроля в последующем тренировочном процессе способствуют успешной оптимизации функциональной подготовленности спортсменов за счет повышения роли ведущих для определенного этапа подготовки факторов при подключении и активизации факторов более «высоких» категорий.

В результате проведенных экспериментов выяснилось, что дифференцированная в соответствии с этапом подготовки и ролью различных факторов в обеспечении физической работоспособности система комплексного контроля в совокупности со своевременной коррекцией структуры тренировочных нагрузок, акцентирование последних по линии «доминантных» для соответствующего этапа подготовки факторов вызывают существенный прогресс именно по актуальным направлениям и, как следствие, значительно эффективнее повышают уровень функциональной подготовленности спортсменов в целом, делают ее более сбалансированной.

Полученные результаты позволяют заключить, что систематический дифференцированный контроль уровня физической работоспособности способствует повышению эффективности тренировочного процесса, является действенным фактором оптимизации и рационализации подготовки спортсменов.

Результаты проведенных нами исследований по выяснению эффективности использования направленных влияний на дыхательную систему спортсменов позволяют полагать, что они повышают эффективность обычных тренировочных нагрузок. Применение этих средств способствует эффективности физической и функциональной подготовки, что выражается в существенном росте специальной физической подготовленности, физической работоспособности, аэробной производительности и в оптимизации состояния дыхательной системы .

Эксперименты убедительно показали, что целенаправленные воздействия на дыхательную функцию могут с успехом применяться в подготовке спортсменов. Это в определенной мере расширяет арсенал тренировочных средств и разнообразит тренировочный процесс, создавая дополнительный раздражитель. Появляется дополнительная возможность индивидуализировать подготовку спортсменов на основе направленного воздействия на отдельные стороны функциональной подготовленности, связанные со спецификой мышечной деятельности, например, в связи с определенным игровым амплуа футболистов.

Наряду с разработкой методов, усиливающих воздействие физических упражнений и повышающих интенсивность тренировочного процесса, необходимо совершенствовать и внедрять в практику подготовки спортсменов адекватную систему восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в остром периоде.

Весьма перспективным направлениями оптимизации восстановительных процессов может считаться дозированное вдыхание умеренно гипоксически-гиперкапнических газовых смесей. Так, показано, что кратковременное дыхание через ДМП ускоряет течение восстановительных процессов в остром периоде реституции.

Результаты экспериментов показали, что использование в качестве средства восстановления дозированного дыхания через ДМП оказывает достоверное положительное влияние на уровень физической работоспособности и скорость протекания восстановительных процессов, что является основой значительного роста показателей специальной физической подготовленности спортсменов .

Вышеизложенное позволяет заключить, что в современных условиях в тренировочном процессе спортсменов следует использовать не только физические упражнения, разнообразно структурируя их в рамках тех или иных методов, но и в обязательном порядке необходимо применять уже не как дополнительные, а как интегративно составляющие средства целенаправленного воздействия на ключевые для определенной специфической спортивной деятельности функциональные процессы, свойства, функциональные системы и организм в целом. Кроме того, совершенствование функциональной подготовленности спортсменов должно идти по пути ее комплексной целевой оптимизации. Безусловны необходимость и действенность учета закономерностей адаптации, дифференцирования нагрузок по направленности воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов, этапа многолетней подготовки, дальнейшей рационализации системы восстановительных мероприятий, объективизации контроля динамики состояния спортсменов по ходу учебно-тренировочного процесса.

Рецензенты:

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания, ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;

Золотарев А.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики футбола и регби, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар.

Работа поступила в редакцию 29.11.2013.

Библиографическая ссылка

Шамардин А.А., Солопов И.Н. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-13. – С. 2996-3000;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32952 (дата обращения: 18.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Статьи по теме: