Как написать эссе по обществознанию. Пишем эссе по обществознанию

Среднее общее образование

Обществознание. Линия УМК под ред. Г.А. Бордовского (ВЕНТАНА-ГРАФ)

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

Обществознание

Подготовка к ЕГЭ 2020: как писать эссе по обществознанию

В этом году критерии оценки ЕГЭ по обществознанию претерпели изменения. О том, как теперь будет оцениваться сочинение, а также о распространенных ошибках учеников рассказывает один из наших авторов, заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Санкт-Петербурга Ольга Соболева.

Измененные критерии оценки

Уже не в первый раз корпорация «Российский учебник» приглашает специалистов рассказать о задании № 29 из ЕГЭ по обществознанию. Актуальная информация постоянно трансформируется и дополняется. Например, в этом году изменилась формулировка задачи. Слово «проблема» заменили понятием «идея», и ученик может проработать не все идеи высказывания, а одну из них. Существенно поменялись критерии оценки:

  • 29.1 Раньше ребенок мог показать свое понимание темы в общем контексте сочинения. В 2018 году для этого необходимо будет выделить и сформулировать идеи высказывания. Если требование не выполнено, за все сочинение ставится 0 баллов
  • 29.2 Высший балл не будет получен, если теоретические рассуждения не связаны между собой. Поскольку все высказывания разные, нельзя сказать, сколько именно понятий должно быть раскрыто. Но для хорошей отметки, конечно, нужно выделить все тезисы.
  • 29.3 Раньше балл вычитался за наличие ошибок, теперь он начисляется бонусом за их отсутствие.
  • 29.4 По-прежнему необходимо привести два фактических аргумента из разных источников, но теперь эти примеры нужно представить развернуто и указать, как они связаны с высказыванием.

Таким образом, критериев стало больше. Максимальное количество баллов за сочинение в 2018 году: 6.

Учтем еще одно важное изменение. Раньше серьезным требованием было соответствие содержания одной науке. Но поскольку границы наук условны, теперь ученики могут рассматривать темы в разных контекстах, и это не будет ошибкой. Возьмем, например, высказывание из права: «Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве (О. Фронтингем)» - его также можно отнести и к политике, и к социологии, и к философии.

Распространенные ошибки

Выделим основные трудности, с которыми ученики сталкиваются в задании № 29.

  • Выбор темы

Ученику предложено 5 тем сочинения. Как сделать правильный выбор:

    • Понимать, что главный критерий - возможность выполнить все требования.
    • Заранее определить для себя основную науку. Быть готовым к смене выбора: на экзамене тема по этой науке может оказаться неприемлемой. При подготовке использовать списки тем, представленные в интернете.
    • При прочих равных условиях не выбирать образные темы. Каждый год встречаются формулировки, с которыми не справляются даже отличники. Например: «Семья это кристалл общества (В. Гюго)».
    • Ориентироваться на свои возможности и особенности, а не на рекомендации учителя. У педагога может быть предвзятое отношение к тем или иным темам. Мнения специалистов по поводу «удобства» и «неудобства» тем расходятся.
  • Ориентир на другие предметы

Часто ученики стараются соблюсти в сочинении по обществознанию требования к сочинениям по другим предметам. Это не только не помогает, но и увеличивает вероятность ошибки. В действительности не учитываются:

    • объем (умение излагать мысли лаконично - это плюс),
    • грамматические ошибки (но не в тех случаях, когда они влияют на смысл),
    • структура,
    • стиль (уже не эссе),
    • правильная постановка проблемы,
    • знания об авторе высказывания (можно вписать, но это не оценивается),
    • моральная/идеологическая позиция (однако, нельзя нарушать законы РФ и не рекомендуется высказывать резкие позиции по любой теме).
  • Переписывание темы

К сожалению, даже отличники из-за волнения иногда неправильно переписывают тему. Ошибкой может стать пропуск слова, пропуск или добавление частицы «не», пропуск или замена буквы, пропуск или добавление возвратной частицы, изменение знаков препинания. Все это меняет смысл темы и приводит к 0 за сочинение.

  • Шаблонные фразы

Некоторые формулировки часто выглядят глупыми и раздражают экспертов. Например, «проблема, актуальная во все времена», «тема открывает огромный простор для размышлений» и другие. Это вовсе не значит, что их нужно непременно избегать. Главное, чтобы в тексте все было уместно и логично.

  • Неправильные примеры

Что не засчитывается:

    • Домыслы («что было бы»).
    • Выдуманные примеры.
    • Факты, которые не являются фактами.
    • Примеры без конкретики.
    • Примеры, больше похожие на теории.
    • Пример с фактическими ошибками.
    • Примеры не из области представленной теории.
    • Примеры, опровергающие собственные теоретические положения ученика.
    • Модельные примеры (но могут быть исключения).
    • Примеры из одного вида источника.
  • Домашние заготовки

Во многих работах встречаются лишние положения. Например, определение общества, неуместное использование определения науки - это в большинстве случаев портит работу и вызывает недовольство экспертов.

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим также распространенные вопросы по содержанию текста.

Нужно ли соглашаться с автором? Не обязательно. Конечно, встречаются высказывания об относительности явлений, с которыми невозможно не согласиться, например: «Общество не обязательно соответствует политическим границам (С. Тернер)». Но также есть и провокационные фразы, с которыми согласиться очень сложно. В любом случае в аргументации должна прослеживаться отношение экзаменуемого к теме.

Как сформулировать смысл высказывания и сколько идей лучше раскрывать? Все зависит от конкретного высказывания. Лучше сузить изучение аспекта до одной науки.

Можно ли выделить только часть высказывания? Специалисты считают, что нельзя, поскольку высказывание несет определенный смысл. Ученик должен показать, что понял высказывание целиком, даже если хочет уделить основное внимание одной его части.

Как выучить теоретические положения? Когда понять и усвоить не получается, можно использовать простой прием: «Спиши правильно». Ученик должен за короткое время найти и списать из учебника теоретические обоснования по конкретной теме - это поможет запомнить положения.

Методы подготовки

В изданиях корпорации «Российский учебник» полностью реализована система подготовки к написанию сочинения по обществознанию. Авторы представляют памятки, примеры, списки тем, а также алгоритмы поэтапного формирования необходимых умений.

Специалистов часто спрашивают, сколько нужно написать сочинений при подготовке. Ответ: как можно больше, чтобы «набить руку», и до 5 штук на высший балл. Кроме тренировки, ученику полезно вести копилку информации на выбранные темы, просматривать эталоны сочинений на тематических сайтах и проверять работы с учителем по пробным критериям.


Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

2018-2019

Про эссе / мини-сочинение

1. Дает больше всего баллов.
2. Самое субъективное и творческое задание в ЕГЭ
(творчество ограничено структурой)
3. Требует много времени для написания. Дети часто не
успевают переписать всю работу (проблема
черновиков).
4. Миф о том, что к эссе нужно специально и долго
готовиться.

Критерии оценивания ответа на задание 29

Пояснение для экзаменуемых

Какую тему лучше выбрать?

99 работ (16 в)
83
Ср. балл
16
Философия
3,8
21
Экономика
4,6
34
Социология,
соц. психология
4,5
18
Политология
3,6
10
Правоведение
4,2
79
83
83
84

Смысл высказывания

Раскрытие смысла высказывания (29.1)
В своем высказывании автор хочет сказать…
Автор поднимает проблему/идею…
Свое отношение к высказыванию/к позиции автора (не является обязательным)
Я согласен
(аргументы за)
Теоретические
положения
S
Я не согласен
(аргументы против)
Ключевые
понятия
Я согласен частично
(аргументы за и против)
Примеры/Факты
Вывод (обоснованный и достоверный)
В заключение…
Таким образом…

Как получить 2 балла за теорию?

ключевое (-ые) понятие (-я)
корректные теоретические положения

2 балла
Объяснения понятий
(ключевых) +
теоретические
положения.
1 балла
Объяснения понятий
(ключевых), но без
теоретических положений.
Отсутствуют ключевые понятия,
но есть теоретические
положения.
Есть понятия и теоретические
положения, но есть отдельные
неточности неискажающие
научного смысла.

Теоретические ошибки в эссе

Социально и правовые нормы
Под семьей принято понимать совокупность людей, связанных правовыми
отношениями.
Действительно, именно благодаря развитию образования человечество движется
вперед и овладевает качественно новыми знаниями
Это социально значимые качества человек приобретает как в процессе социализации,
так в и процессе деятельности, направленной на освоение социальных ролей.

2 балла
1 балла
идея/положение/тезис
идея/положение/тезис
Факт
(история)
Факт
(литература)
Факт
(история)
Во-первых, п/ф должны быть явно связаны с
идеей/тезисом/положением/выводом.
Факт
(литература)
1 балл
идея/положение/тезис
Во-вторых, п/ф не должны дублировать друг друга по
содержанию.
Факт
(история)
В-третьих, п/ф должны быть развернутыми (не два-три
слова, а пару предложений) и корректными (ошибочные
не засчитываются)
В-четвертых, п/ф должны быть приведены из различных
источников (литература, социальные реалии, личный
опыт, история, география и т.д.)
2 балла
идея/положение/тезис
Факт
(история)
Факт
(история)

Ошибки в фактах

Социальные реалии

Личная жизнь
«У многих моих
знакомых пострадали
родственники,
проживающие на
территории Украины,
которая была
вынуждена воевать,
также теперь многие
страны недружественно
настроены против
России»
Лида О

С социальными реалиями нужно быть осторожным!

СМИ

Оля М.

Откровения Ольги Моисеевой

«Богу молись, а к берегу гребись!»
«Например, сын императора
Николая 2 Алексей был больном
мальчиком. Родители очень
много молились, но не только.
Мальчика лечили лучшие
лекари, благодаря чему Алексей
начинал восстанавливаться и
продолжал жить»
ИСТОРИЯ
Лида А

Вывод

Варианты структуры

Классическая
Альтернативная
Смысл/проблема/идея
Смысл/проблема/идея


теоретические положения и ключевые понятия
факт/пример
факт/пример
теоретические положения и (или) понятия
факт/пример
факт/пример
Вывод
Вывод

«Чтобы оставаться здоровой, современная экономика периодически нуждается в
кризисе». (В. Швебель)
В. Швебель имел в виду то, что экономика в наше время нуждается в периодическом спаде из-за предварительного сильного роста.
Автор высказывания подобно Кейнсу, американскому ученому, высказывает мысль о цикличности, которая присутствует в
экономике.
Конечно же, любой экономический кризис начинается с падения какого рынка. Например, финансовый мировой кризис 2007 года
начался с падения рынка недвижимости в США. Гражданам были предложены ипотечные программы, которыми они
воспользовались, но были не в силах выплачивать взносы. Так что же такое экономический кризис?
Это период стагнации (застоя в экономике) после длительного спада производства. Этому спаду предшествовал в США и подъем. Для
того, чтобы выдавать жилье в ипотеку нужны средства и немалые. Также (контролируют?) то, чтобы спрос оставался в балансе с
предложением. В том смысле, что если наступает перепроизводство какого-либо товара, то наступает кризис (перепроизводства).
Так, в середине 20 вв. наблюдается целый ряд кризисов связанных с перепроизводством какого-либо товара. Например, один из них
был связан с добычей нефти. Он ем-то схож с нынешней ситуацией, в которой ОПЕК поднимает норму добычи. На рынке нефти ее
оказалось слишком много и она начала падать в цене, что привело к девальвации (обесцениваю) национальной валюты
нефтедобывающих стран.
Экономический кризис выполняет, своего рода, санирующую функцию. Он начинается тогда, когда наступает дисбаланс
национальном или мировом рынке. Он необходимое «зло», без которого возможно и не было бы того прогресса, который мы
сегодня наблюдаем

«Личность может проявить свои таланты только тогда, когда она займет необходимое для
этого положение в обществе» (В. Плеханов)
В своём высказывании В. Плеханов выражает мысль о том, что максимальный потенциал человека раскрывается лишь тогда, когда он занимает
определённое, соответствующее место в социуме, служащим благоприятной средой для выражения его способностей и талантов. Лишь только в
таких условиях человек может проявить себя как личность.
Я полностью согласен с позицией автора. Исходя из того, что личность сама по себе - типичный представитель своего общества, можно судить о
неразрывной связи между личностью и его социальным началом. Являясь социальной сущностью человека, она находит своё полное отражение
лишь в обществе. В том числе это выражается и в проявлении индивидом таланта (выдающихся способностей человека в определённых сферах
жизни), о чём и говорит автор высказывания. Когда человек приобретает определённый социальный статус (позицию в обществе), он становится
также носителем соответствующей этому статусу социальной роли. Следование нормам своей социальной роли обеспечивает человеку
возможности для проявления себя и своих талантов.
В качестве примера этому привести биографический факт из жизни выдающегося учёного М.В. Ломоносова. Являясь выходцем из простой
деревенской семьи, Ломоносов, будучи ещё ребёнком тянулся к высокому - науке и искусству. Существование же в подобной среде не сулило
маленькому мальчику ничего, кроме ничего кроме судьбы торговца. Юноша стремился к знаниям, получению образования. Не имея возможности
развиваться, он не мог применить* свои таланты. Но мы прекрасно знаем, что путём больших усилий и лишений Михаил Ломоносов попал в
социальную среду, нахождение в которой стало началом великой деятельности учёного и творца. Данный пример характеризует то, насколько
общество и положение в нём влияет на раскрытие внутренних талантов человека.
Более того, множество примеров, подтверждающих позицию В. Плеханова, можно обнаружить и исходя из личного социального опыта. Многие
социальные институты играют роль раскрытия внутреннего потенциала человека. Например, я бы никогда не смог обнаружить в себе талант к
музыке, если бы родители не записали меня в музыкальную школу. Лишь нахождение в социальной среде, занимание определенного
социального положения даёт возможность человеку раскрыться полностью. Благодаря общественным институтам мы имеем множество
талантливых людей, вносящих свой вклад в окружающий мир.
Подводя итог, хочу отметить, что высказывание В. Плеханова невероятно точно и полно раскрывает сущность и огромное значение общества в
жизни человека. Только в обществе развиваются и раскрываются наши личностные качества.

2017
2018
2019

Три высказывания Путина в ЕГЭ 2018 года

Дети Путина

«В современном мире дети
учатся не только в школе. От того,
что они видят, слышат, что они
читают, во многом зависит
морально-нравственный климат в
обществе в целом (В. Путин)

Важные моменты
1. Тезис гласит, что внешкольная среда важна для морально-нравственного
климата всего общества.
2. Указывается, что одной школы недостаточно для создания этого климата.
3. Предполагается, что мы должно избирательно подходить к среде ребенка.
4. Примеры (синий кит, ютуб, лицемерие и коррупция власти, ограничение
информации, контроль учителей за страничками, другие страны)
5. Понятия (социализация, мораль, нравственность, общество, школа, агенты
социализации, семья);

«В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит

моральнонравственный климат в обществе в целом» (В. Путин)

Дзыбал

Сиротина

Величко

Галаган

Ермолаева

Коркин

Коровина

Вопросы

Вопросы к мини-сочинению?

Обыденный (бытовой) язык
Научный язык

Обыденный (бытовой) язык
Научный язык

2017
2018
2019

2017
2018
2019

2019
Связные и непротиворечивые рассуждения, на
основе которых

29.3. Наличие и корректность рассуждений и выводов

Можно ли приводить примеры с модельным ответом?

16 вариантов

80 тем мини-сочинений

Какую темы выбрать?

Елена Алексеева (4/6 баллов)

Артем Коркин (4/5 баллов)

Алиса Июльская (5/5 баллов)

Лиза Штурма (5/6 баллов)

Влад Любарский (6/6 баллов)

Не надо так

Анна Парфенова

Цитата

«Трудности порождают в человеке способности,
необходимые для их преодоления» (У. Филлипс)

Абрамова Маргарита
Автор данного высказывания утверждал, что сложности, возникшие на жизненном пути у человека, возможно решить, если
развить свои способности.
Но необходимо учитывать, что это возможно лишь прикладывая усилия, много трудиться. Когда человек преодолевает
сложности, возникшие на его пути, он закаляет характер, развивает свои способности. Именно благодаря развитию своих
способностей индивид становится личностью (личность – это человек, отвечающим за свои поступки, действия, обладающий
определенными чертами). Для нее малые трудности (трудность – это препятствие, мешающее достижению цели) не страшны,
потому что она обладает способностями (способность – это возможность преодоления трудностей с меньшими затратами
энергии). А развивает она эти способности трудом (труд – деятельность, направленная на получение результата).
Для подтверждения своей точки зрения приведу аргумент. В произведение Распутина «Уроки Французского» у главного героя
не хватало денег на покупку еды, потому что его семья была бедной. И когда он познакомился с ребятами, играющими в игру
за деньги он принял решение развить свои способности для победы в этой игре, чтобы выиграть хоть немного денег. И важно
учитывать, что ему удалось некоторое время зарабатывать деньги таким образом.
В газете «Сегодня» рассказывали – случай одного мужчины который научился играть ногами из-за того, что у него не было
правой руки, а он очень хотел играть на фортепиано. И несмотря на трудности ему это удалось. Он развил способность играть
ногами.
Таким образом я доказала, что высказывание У. Филлипса действительно верно. Человеку нужно прикладывать усилия для
развития своих способностей. Я разделяю позицию автора, потому что человеку под силу преодолеть любые невзгоды, если он
будет трудиться не покладая рук и развивать свои способности.

Бердникова Елизавета
Данным высказыванием Филлипс хотел донести мысль о том, что любые, возникшие трудности должны мотивировать его к их
преодолению.
С мнением автора сложно не согласиться. Действительно, в обществе – обособившейся от природы но тесно ней связанной части
материального мира для которой характерны способы взаимодействия людей и формы их объединения, важнейшую роль играет
приспособление человека к постоянно меняющимся условиям, новым трудностям. С помощью деятельности – формы активного
отношения человека к окружающему миру, проявляющейся в его целесообразном изменении и преобразовании, человек способен
справляться с возникшими на его пути сложностями.
Примеров борьбы человека с трудностями можно найти немало как в истории, так и в литературе. Так, в романе Александра
Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», главная героиня не побоялась сложившихся обстоятельств, а даже наоборот: осуждение
Петра Гринева вынудило героиню решиться на отважный шаг – отправиться к императрице чтобы просить о помиловании
любимого. В конце концов она добивается своего – молодого человека отпускают на свободу.
Другим примером преодоления тяжелых ситуаций могут являться мужество и героизм жителей блокадного Ленинграда в годы
Великой Отечественной войны. Несмотря на ужаснейшие условия: отсутствие продовольствия и электричества, это лишь
мотивировало ленинградцев остаться в живых. Изобретая новые методы добычи воды, выживания в промерзлых домах, они
смогли добиться цели – выжить!
Подводя итог хочу сказать, что только борьбой с трудностями человек может достигнуть всех целей! Главное это никогда не
отчаиваться и проходить через все сложности жизни с высоко поднятой головой.

Бобылева Анастасия
Великий мыслитель У. Филлипс рассуждает над проблемой преодоления трудностей на жизненном пути. Автор убежден в том, что
люди, которые проходят сложные испытания приобретают новые способности, помогающие преодолеть преграды. Данная
проблема актуальна в современном мире и с ней сложно не согласиться.
Для того, чтобы подтвердить мнение автора обратимся к теории. Способности – индивидуальные особенности человека для
успешной деятельности. Одним из условий развития своих способностей является практическая деятельность. Некоторые люди
развивают свои способности, к сожалению, только в преклонном возрасте. Выделяют такие виды способностей как специальные,
природные, общественные.
В качестве первого аргумента для подтверждения мысли автора хочется привести историю Стива Джобса – разработчика всемирно
известной компании «Apple». Стив Джобс в детстве воспитывался в детском доме, у него было много трудностей. Когда его
усыновили, то ему приходилось прогуливать школу, чтобы разрабатывать в гараже различные программы, т.к. у него была цель,
заработать деньги. И у него получилось! Проходя через нереальные трудности он смог развить в себе скрытые способности. На
момент смерти его состояние оценивалось более чем в 20 млрд.
В качестве второго аргумента хотелось бы привести в пример мою тетю. В детстве она была очень скромная, и чтобы избежать
этого, ее мама отдала в творческий кружок. Там она получила коммуникативные способности и научилась высказывать свое
мнение. На данный момент она является активной участницей ТЮЗа.
Таким образом, подводя теоретическую и фактическую аргументацию, можно убедиться. Действительно, все трудности помогают
приобрести новые способности, повысить свой социальный статус.

Джерсон Виктория
Прочитав высказывание У. Филлипса, невольно задумываешься над правильностью его слов.
Действительно, трудности, что формируют человека, как личность в процессе социализации, позволяют ему в последующем
сформировать умения для быстрого решения подобных ситуаций в дальнейшем. Для дальнейшего раскрытия темы хочу
обратиться к теории.
Трудности формируют личность – человек, прошедший период социализации индивида. Социализация – внедрение человека
в общество, овладение им навыков и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества
– является одним из тех процессов, что формируют в человеке способности для преодоления трудностей.
Для того, чтобы подтвердить точку зрения автора, я хочу обратиться к примеру из литературы. В рассказе Джека Лондона
«Любовь к жизни» мы знакомимся с героем, который за свою жизнь столкнулся с множеством трудностей. Благодаря
воспитанию и умением поступать правильно, он происходит весьма сложный путь и преодолевает все препятствия, которые
стоят на его пути.
Еще одним стоящим примером может послужить герой рассказа «Судьба человека», который, несмотря на все трудности,
выполнил долг.
Я считаю, что данное может прямо подтвердить точку зрения автора. В процессе социализации человек сталкивается с
трудностями, преодолевает их и, впоследствии, ему легче дается все на его жизненном пути.

Грубская Екатерина
В данном высказывании автор утверждает, что человек совершенствуется и развивается преодолевая трудности, решая возникающие перед ним вопросы.
Я частично согласна с автором, человек познает свои возможности в большой степени в стрессовых ситуациях, когда от него требуется незамедлительное принятие
решений или осуществление действий.
Человек – биосоциальное существо, и то, что отличает его от животных, а именно членораздельная речь и возможность мыслить, заниматься творческой
деятельностью, создает немалую часть «трудностей», возникающих на его пути. Общество само по себе является конкурентной средой для человека, хоть и не
обособилось от природы, с ее хищничеством и многообразием форм животного взаимодействия. Процесс преодоления трудностей, о котором говорит автор,
можно назвать социализацией. На первом ее этапе человек не столько преодолевает трудности, сколько учится жить, ведь для того, чтобы считать что-то
трудностью, надо понимать сложность этого. Возникновение трудностей может предполагать их решение, получение человеком новых качеств, решений,
раскрытие новых талантов и много чего положительного, однако история богата и обратными примерами. Не любая трудность посильна человеку, есть то, с чем не
каждый может справиться.
Писательница Анна Ахматова, столкнувшись с жестокостью советской власти в свой адрес, решилась уйти из жизни путем суицида. Причиной тому стали гонения,
обвинения, советская власть всячески пыталась приструнить писательницу, дойдя в своих изощрениях даже до ее сына. Естественно, такие «трудности», скорее
даже пытки, не могли не повлиять на Анну Ахматову. Какой бы сильной, не была женщина, у всех есть слабости и такой исход событий мог быть предугадан.
Однако, литературу имеет множество примеров, доказывающих правоту Филлипса. Например, героиня произведения «Мемуары гейши» Артура Голдена, Саюри.
Она, будучи маленькой девочкой Чио, была продана в Окейю. Ее первая трудность – разрыв с семьей, она потеряла все маму, отца, сестру. Вторым испытанием
стало издевательство единственной гейши Окейи, Хацумоно. Она заставила Чио испачкать чернилами кимоно одной популярной гейши, чем закрыла ей дверь в
этот мир, оставив ее с участью служанки. Пройдя через все это она стала выносливее, сильнее, она повзрослела и изменилась.
Тем, кто проходит сквозь несчастье и беды жизнь дает второй шанс. Настал и шанс Чио. Она получила возможность стать ученицей одной из лучших гейш Киото –
Мамехи. Обучение также не было легким, но Чио, уже наученная труда, смогла преодолеть все. Она достигла вершины, из дочки рыбака (и из служки, которой
потом была) она превратилась в первую гейшу Киото.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудности в человеческой жизни, несомненно толкают людей на прогресс, самосовершенствование, но бывают случаи,
когда они ломают людей, ломают их жизни.

Иванова Иванна
У. Филлипс в своем высказывании выдвигает идею, согласно которой человек развивается, обретает новые знания, качества и способности, разрешая
проблемы и трудности.
Сложно не согласиться с данной идеей. Примеров того, как трудности толкают человека к развитию, достаточно много, но сперва нужно ввести понятие
общественного прогресса. Общественный прогресс – это многочисленные сдвиги в сферах жизни общества. Прогресс может быть относительным или, иначе
говоря, неравномерным, то есть прогресс в одной сфере не всегда сопровождается положительными изменениями в других.
Прогресс может быть достигнут двумя путями – реформой или революцией. Отличаются они главным образом источником изменений – реформы проводит
государство, а революции происходят против него или независимо от него.
Однако, в случае, например, промышленных и научно-технических революций, государство может способствовать этим процессам.
Все изменения, происходящие с человеком, связаны с определенными трудностями. Это подтверждает, например, цивилизационная теория Тойнби, согласно
которой цивилизации появились в ответ на вызовы. Так, например, возникновение Древнеегипетской цивилизации связано с необходимостью обрабатывать
землю. Люди придумали способы обработки, получения знания, которые затем необходимо передавать – создается институт образования.
Для развития хозяйствования и регулирования отношений между людьми появляется экономические и политические институты и так далее. Общество
совершенствуется.
Такая схема применима и к отдельным людям. Приведу пример из своей жизни. В современном мире многие горожане ведут малоподвижный образ жизни.
Однако, наши теле требуют определённой нагрузки, чтобы быть здоровыми. Я не исключение. Когда я столкнулась с этой проблемой, и стала заниматься
спортом в тренажерном зале. Но результат сперва никак не проявлялся. Из этого я сделала вывод, что мне необходимы знания по теме. Так что следующая
трудность, с которой я столкнулась – недостаточность знаний. Я стала читать по теме, узнавать новое в области анатомии, в частности мышечной, химии,
биологии, диетологии. Эти знания я применяю в тренировках и в создании своей диеты. И чем больше я узнаю, тем больше у меня возникает новых вопросов,
ответы на которые мне нужно искать.
Итак, в заключение повторю главную идею – человек и общество развивается, обретают новые знания и способности, улучшаются системы в ответ на
возникающие перед ними трудности.

Павлова Вероника
В данном высказывании автор поднимает проблему роли способностей в жизни человека. Главной идеей данного высказывания является то, что
благодаря трудностям в человеке «просыпаются» способности, которые помогают человеку преодолевать трудности. Автор считает, что
способности играют важную роль в трудных моментах жизни человека.
Я полностью согласна с автором и считаю, что благодаря способностям человеку возможно легко преодолеть любые трудности, которые
возникают у него на пути.
Чтобы более подробно рассмотреть данную проблему, обращусь к теоретической аргументации из курса обществознания. Способности – это
определенные задатки в человеке, благодаря которым он совершает свою деятельность в разных сферах общественной жизни: экономической,
социальной, политической и духовной. Благодаря способностям у человека может развиться … к определенным направлениям. Благодаря
способностям также может происходить более усиленная социализация индивида. На развитие способностей оказывает влияние первичные и
вторичные агенты социализации. К ним относятся: семья, церковь, школы, вузы. В доказательство своей точки зрения обращусь к примерам из
различных источников.
Размышляя на данную тему, не могу не вспомнить великого композитора – Моцарта. Этот человек с ранних лет любил музыку. Также он обладал
способностью к игре на музыкальных инструментах. Благодаря своему желанию, любви к собственному делу и …
Он стал великим композитором, оставив навсегда свой след в истории.
Также в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» героиня Наташа Ростова с раннего возраста воспитывалась и прививала себе все светлые
качества, которые могут быть присущи человеку с большим сердцем. Она обладала способностью к моральной поддержке, что ей и пригодилось.
На войне Наташа поддерживала раненых солдат, пела им песни. С ее поддержкой на войне солдатам было намного легче и спокойнее.
Благодаря своим способностям Наташа помогла пережить трудности людям.
В заключение хочу сказать, что автор оказался прав. Действительно, способности играют роль в жизни человека: именно благодаря им человеке
может преодолевать трудности.

Лагодич Дарья
В данном высказывании У. Филлипс хотел сказать, что когда мы идем к своей цели и на нашем пути возникают преграды возникают
способности, которые помогают нам преодолеть трудности.
Человек, который поставил себе цель – предполагаемый результат деятельности, хочет ее добиться любыми путями, у индивида
появляются: мотивы, средства для получения цели и он использует их для того, чтобы ее добиться. Не всегда можно добиться всего
чего хочется без преград, обычно возникают какие-либо преграды: финансовые или социальные, но чтобы заполучить то, чего
действительно хочешь нужно приложить немалые усилия. Говорят, что именно тогда у человека отрывается второе дыхание и
проявляются те самые способности – качества, черты, средства, которыми наделен человек, для удовлетворения потребностей.
Позиция автора ясна: трудности, стоящие у человека на пути к цели, вызывают в нем «толчок» к дальнейшим действиям.
Я согласна с позицией автора и считаю, что чтобы добиться желаемого результата нельзя останавливаться на полпути, нужно идти
до конца несмотря ни на что.
В доказательство своих рассуждений приведу создателя корпорации «Apple» Стива Джобса. Стив начинал создавать свои
изобретения у себя в гараже со своей командной, … говорили ему, что он ничего не добьется, и что это для это нужно много денег
и славы, но это не остановило его. Стив Джобс навсегда останется в мировой истории, как великий человек, создавший все из
ничего.
Приведу пример из художественной литературы. Вспомним произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Когда Маргарита
потеряла Мастера, она искала его по всему свету. Героиня продала душу дьяволу, чтобы найти возлюбленного, она действительно
хотела добиться своей цели и делала все для этого, ее ничего не остановило, никакие трудности.
Таким образом, хочется сделать вывод о том, что человека, желающего добиться того чего хочет никогда не оставят трудности,
встречающиеся ему на пути, а только вызовут в нем «второе дыхание».

Никитина Наталья
С высказываем У. Филлипса о том, что трудности формируют в человеке способности, необходимые для их преодоления, невозможно не согласиться.
Из курса обществознания нам известно, что способности – это индивидуальные особенности человека, выражающиеся в предрасположенности к
какому-либо виду деятельности. Например, трудоспособность или же стрессоустойчивость. Способности играют важную роль в развитии
человеческой личности, но способности необходимо развивать. …, личность – это индивид, включенный в общественные отношения и являющийся
субъектом сознательной деятельности, который осуществляет деятельность особым индивидуальным, только ему присущим образом. Личностью не
рождаются, личностью становятся в процессе социализации, интеграции в общественную жизнь. На протяжении всей своей жизни человек
совершенствуется, растет духовно и морально, развивает силу воли и силу духа, то есть занимается самовоспитанием.
Настоящий человек никогда не перестает развиваться.
Рассуждая на данную проблему невозможно не вспомнить книгу Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Произведение рассказывает о летчике
Алексее Мересьеве, который в период Великой Отечественной войны сражался против немцев. В результате крушения истребителя он оказался в тылу
врага и был вынужден две недели пробираться к своим. У него были повреждены ноги, но он все равно сражался за свою жизнь и полз к своим. После
он перенес ампутацию ног. Хотя после ампутации Мересьев мало верил в то, что еще когда-нибудь сможет нормально ходить, но он доказал, что то,
что не убивает нас – делает сильнее. Ведь Мересьев даже смог научиться танцевать так, что никто не мог поверить в то, что он безногий, что у него
протезы. Он смог вернуться в строй и снова стал летать. Более того, эта книга основа на реальных событиях: такой человек действительно существовал
и звали его Алексей Маресьев. Он пережил все то, о чем повествует данная книга. И это по-настоящему восхищает и оказывает то, что человек может
преодолеть все, даже если сначала кажется, что это невозможно.
Также, рассматривая данную тему хочется указать на факты, что многие ораторы, отличающиеся красивой и сильной речью, страдали в детстве
деформациями речи. И лишь преодолев себя, долгие часы проводя за тренировками, они достигли мастерства и развили в себе способность к
красноречию. А ведь можно было просто замкнуться в себе и корить жизнь и судьбу за то, что такие трудности. Но лишь сталкиваясь с трудностями,
можно стать сильнее …
Таким образом, можно сделать вывод, что У. Филлипс был абсолютно прав, говоря, что жизненные трудности формируют в человеке особые
способности для их преодоления. Безусловно, данное высказывание очень актуально в наше время.

Языковой барьер
Мальчик, который научился играть ногой

Выдуманные примеры

Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают
смысла высказывания/произведена подмена смысла
высказывания рассуждениями общего характера («домашней
заготовкой»), не отражающими специфики высказывания.

На сайте ФИПИ выложили проекты демоверсий ЕГЭ-2018. В них еще возможны изменения. Окончательные, заверенные печатями и подписями демоверсии опубликуют в ноябре. Тем не менее по проектам демоверсий уже можно судить, что в заданиях ЕГЭ изменится, а что останется прежним. Наши преподаватели внимательно изучили новые демоверсии и сделали краткий обзор.

Русский язык

Стало на одно задание больше. Перед заданиями по тексту добавили новое задание 20. Оно проверяет знание речевых норм, умение находить лексические ошибки. Это задание базового уровня сложности и оценивается в 1 балл.

Лексическая ошибка в этом предложении - плеоназм, речевая избыточность. Лишнее слово, которое нужно выписать, - «главную» (слово «суть» и так означает нечто главное, важное).

Что изменилось:

Теперь в ЕГЭ по русскому языку 26 заданий и нумерация заданий по тексту сместилась на один пункт вперед. В первую часть входят задания 1-25. Это 34 первичных балла. Вторая часть - сочинение, задание 26. Максимальное количество баллов за сочинение - 24. Всего за обе части - 58 баллов.

Обществознание

Увеличили максимальный балл и изменили критерии в заданиях 28 (план) и 29 (мини-сочинение). Теперь за план дают четыре первичных балла, за сочинение - шесть. Максимальное количество первичных баллов за всю работу увеличилось с 62 до 64.

Задание 28 (план)

В новой демоверсии для плана вели отдельные критерии оценивания :

Критерий 28.1. Раскрытие темы (2 балла)
Чтобы получить максимальное количество баллов, нужно:

1) включить в план как минимум два из трех пунктов, раскрывающих тему по существу;
2) как минимум один из этих пунктов раскрыть в подпунктах.

Критерий 28.2. Количество пунктов плана (1 балл)
В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы в подпунктах. Учитываются только те пункты, которые имеют отношение к содержанию темы. Не относящиеся к теме и абстрактные пункты (например, «Введение» или «Заключение») не считаются.

Критерий 28.3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана (1 балл)
В формулировках пунктов и подпунктов плана не должно быть ошибок.

Что изменилось:

  • Сложный алгоритм оценивания (таблица на две страницы) заменили на три отдельных критерия - как у сочинения. Требования к заданию стали понятнее.
  • Увеличилось максимальное количество первичных баллов с трех до четырех.

Задание 29 (мини-сочинение)

Максимальное количество баллов увеличили с пяти до шести. Изменили формулировку задания и критерии оценки.

Формулировка задания 29

Что изменилось:

  • «Проблема» в условии задания больше не упоминается. Раньше это вносило путаницу, так как в критериях про формулировку проблемы ничего не говорится.
  • В задании отдельно прописали требования к теоретической и к фактической аргументации.
  • Фактическая аргументация теперь должна иллюстрировать положения, сформулированные в теоретической аргументации.

Критерии задания 29

Теперь сочинение оценивается по четырем критериям :

Критерий 29.1. Раскрытие смысла высказывания (1 балл, если не выполнен, соответствие другим критериям не учитывается и за все задание ставится 0 баллов)
Это бывший критерий К1. В новой демоверсии добавили условие: чтобы раскрыть смысл высказывания, нужно выделить основную идею или сформулировать тезис в контексте высказывания.

Критерий 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения (2 балла)
Этот критерий оценивает связность аргументации: объяснения ключевых понятий, рассуждения и теоретические положения должны пояснять сформулированный тезис или идею.

Критерий 29.3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл)
В аргументации не должно быть ошибочных утверждений.

Критерий 29.4. Качество приводимых фактов и примеров (2 балла)
Как и раньше, нужно привести примеры из двух разных источников: СМИ, другие школьные предметы, факты личного опыта. Примеры с фактическими и смысловыми ошибками не засчитываются. Новое требование: если оба примера не сформулированы развернуто или не связаны с положениями теоретической аргументации, по критерию выставляется ноль баллов.

Что изменилось:

  • Трудности вызывала расплывчатая формулировка «раскрытие смысла» в первом критерии. Оценка по этому критерию была субъективной и зависела от личности эксперта. Теперь добавили объективное условие: чтобы раскрыть смысл, нужно выделить идею или сформулировать тезис. Критерий стал более понятным.
  • Качество теоретической аргументации теперь оценивается по двум критериям, за теоретическую аргументацию дают больше баллов.
  • Ужесточились требования к фактической аргументации: примеры должны быть развернутыми и иллюстрировать положения теоретической аргументации.

Литература

Увеличили максимальное количество баллов и изменили критерии оценки в заданиях с развернутым ответом: 8, 9, 15, 16, 17. Максимальное количество первичных баллов за экзамен увеличилось с 42 до 57.

Задания 8 и 15

Максимальный балл - 4.
Два критерия:

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов (3 балла; если 0 или 1 балл, по второму критерию ставится 0 баллов).
2. Следование нормам речи (1 балл).

Максимальный балл - 5.
Три критерия:

1. Соответствие ответа заданию (1 балл; если 0, за все задание ставится 0 баллов).
2. Аргументированность, привлечение текста произведения (2 балла; если 0, третий критерий также оценивается в 0 баллов).
3. (2 балла).

Что изменилось:

Большие проблемы вызывала оценка «убедительности аргументов», значительную роль здесь играл субъективный фактор. Теперь качество аргументов оценивается во всех трех критериях: в первом критерии устанавливается, отвечает ли ученик на поставленный в задании вопрос, во втором - насколько аргументы опираются на текст произведения, в третьем - отсутствие логических ошибок в аргументации.

Задания 9 и 16

Максимальный балл - 4.
Нужно было обосновать выбор произведения.
Не учитывались речевые ошибки.
Сложный алгоритм оценивания.

Максимальный балл - 10.
Выбор произведения обосновывать не нужно.
Учитываются речевые ошибки (критерий 3).
Три критерия:

1. Подбор произведений для выполнения задания (4 балла; если ставится 0, все задание оценивается в 0 баллов).
2. Сопоставление произведений (4 балла; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
3. Фактологическая, логическая и речевая точность ответа (2 балла).

Что изменилось:

  • Увеличился максимальный балл с четырех до десяти. Задания 9 и 16 сложнее, чем 8 и 15. Теперь оценка учитывает эту разницу в уровне сложности.
  • Не требуется обосновывать выбор произведения.
  • Кроме фактологической, оценивается также логическая и речевая точность.

Задание 17

Максимальный балл - 14.
Три темы сочинения.
Пять критериев:

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений (3 балла; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями (2 балла).
3. Обоснованность привлечения текста произведения (2 балла).
4. Композиционная цельность и логичность изложения (3 балла).
5. Следование нормам речи (3 балла).

Максимальный балл - 15.
Четыре темы сочинения.
Семь критериев.

В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию , выбранному из пяти предложенных.

Эссе - это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.

Алгоритм написания эссе по обществознанию:

  • Ознакомиться с .
  • Внимательно прочитать все высказывания;
  • Выделить в каждом главную идею;
  • Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы;
  • Выписать на отдельном листе бумаги высказывания.
  • Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
  • Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

Примерный план сочинения

  1. Вступление
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
    • согласие/несогласие с автором
    • собственная позиция
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод - заключение

Теперь более подробно о структуре:

1. Цитата.

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

2. Проблема и ее актуальность.

Клише :

Данная проблема является актуальной в условиях...

  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жесткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания.

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише :

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что...»
  • «Автор убеждён в том, что...»

4. Собственная точка зрения.

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.

Используй клише :

  • «Я согласен с автором в том, что... »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
  • «Автор был прав, утверждая, что...»
  • «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5. Теоретическая аргументация.

Необходимо использовать знания по обществознанию: , понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.

Эмпирический уровень:

  1. Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.

7. Вывод.

В заключении подводится итог рассуждения - 1-2 предложения.

Используйте клише :

  • «Таким образом, можно сделать вывод...»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
  • ЕГЭ по обществознанию.
  • ЭГЭ по обществознанию.

Обществознание – один из самых популярных предметов ЕГЭ, ведь сертификат с хорошими баллами по данному предмету открывает широкие возможности для вступления в высоко котируемые ВУЗы на самые разные факультеты.

Если вы с уверенностью остановили свой выбор на обществознании или решили пройти испытания по данной дисциплине, считая ее проще ряда других предметов школьной программы, предлагаем узнать:

Хотя, для большинства школьников, обществознание кажется достаточно простым предметом, статистика результатов единого государственного экзамена свидетельствует, что далеко не все испытуемые с легкостью получают высокие баллы. Почему?

Если отбросить тот факт, что обществознание в качестве третьего предмета довольно часто выбирают 11-тиклассники, до последнего не определившиеся с желаемым направлением дальнейшего обучения, то причин не очень успешной сдачи экзамена три:

  1. Охват в билетах достаточно большого количества тем, входящих в курс таких предметов, как: экономика, политика, право, социология и философия.
  2. Отсутствие у многих школьников умения быстро работать с информацией, представленной в виде таблиц и графиков.
  3. Проблемы с грамотным написанием эссе.

Именно короткое сочинение-рассуждение, в котором выпускникам необходимо не только раскрыть смысл высказывания, но и аргументировать свои рассуждения, умело оперируя понятиями из разных тем с опорой на личный опыт, вызывает у большинства выпускников затруднения. Но, на самом деле, все достаточно просто, если уделить некоторое время подготовке к ЕГЭ.

С чего начать?

  • Узнать, какие темы эссе будут предложены на ЕГЭ по обществознанию в 2018 году.
  • Проработать каждую из возможных тематик.
  • Составить опорный план, который поможет быстро и грамотно написать эссе по обществознанию и успешно поступить в желаемый ВУЗ в 2018 году.

Темы эссе на ЕГЭ 2018 года по обществознанию

Точно сказать, какую именно тему предложат выпускникам в 2018 году, никто не может, так как ее оглашают после вскрытия конверта в день проведения ЕГЭ. Но, хорошо подготовится к эссе можно, ведь все возможные темы есть в сборнике, из которого будут взяты задания для ЕГЭ по обществознанию и в 2018 году.

Вы можете ознакомиться с темами и проблематиками разных модулей, входящих в обществознание на странице нашего портала или сохранить файл в формате pdf себе на компьютер. Открывать файлы данного формата можно специальными программами или просто через любой браузер, установленный на вашем ПК.

Составление плана к эссе по обществознанию

Независимо от направления и темы эссе должно иметь такую структуру:

  1. Главная цитата.
  2. Проблема и ее актуальность.
  3. Раскрытие сути высказывания.
  4. Взгляд пишущего эссе на раскрываемую проблему.
  5. Теоретическая аргументация.
  6. Примеры из личного опыта или социальной практики, истории или литературы.
  7. Короткий вывод.

Постарайтесь подобрать цитаты к каждой теме. Но учтите, что выбор цитаты должен быть обоснованным и подтверждаться дальнейшими рассуждениями и примерами.

Для раскрытия актуальности проблемы используйте фразы-клише:

Для правильного раскрытия содержания выбранной темы необходимо:

  1. периодически возвращаться к теме в разных пунктах эссе;
  2. добавить краткие сведения об авторе высказывания;
  3. стараться не выходить за рамки тематики;
  4. не разбавлять текст фактами и рассуждениями, не имеющими отношения к выбранной тематике;
  5. описать разные взгляды на проблему и существующие пути решения.

Не отклоняться во время сдачи ЕГЭ 2018 по обществознанию от намеченного пути поможет план эссе, по которому шаг за шагом вы без труда напишите сочинение-рассуждение.

Формулируя основную мысль, не повторяйте полностью высказывание, а используйте соответствующие клише:

  • «Смысл высказывания состоит в том, что…»
  • «Автор абсолютно убежден, что…»
  • «Высказыванием автор пытается обратить внимание на то, что…»

Выражая свое мнение, не спешите принимать сторону автора. Вы можете согласиться с ним лишь частично или даже поспорить, предоставив весомые доводы в пользу своей позиции. В зависимости от выбранного направления, в блоке можно использовать фразы:

Аргументировать свое мнение необходимо на теоретическом и эмпирическом уровнях. Поэтому, составляя свой план к эссе для ЕГЭ 2018 года, обязательно заготовьте примеры из жизни, теоретический материал из разных тем по обществознанию, а также исторические факты.

Вывод – это 1-2 предложения, в которых подводится итог рассуждений.

Совет педагога! Прорабатывая каждую тему, составляйте себе опорные таблицы для каждого высказывания, в которых записывайте по 1-2 предложения к каждому пункту составленного плана.

Оценивание эссе по обществознанию

За грамотно написанное рассуждение выпускник может получить максимум 5 баллов.

Всего при выставлении баллов за эссе оцениваются:

Важно! Если неправильно раскрыт смысл высказывания, то эссе дальше не проверяется и за выполнение данного задания выставляется 0 баллов.

До старта ЕГЭ 2018 еще достаточно много времени, а это значит, что научиться правильно составлять план написания эссе и выучить теорию по обществознанию более чем реально. Главное – поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению через ежедневные занятия и неустанные тренировки в написании качественных эссе.

Также смотрите на видео по изменению ЭССЕ по обществознанию:

Статьи по теме: