Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И

Олеся походит на восхитительных красавиц сказок, которые кроме неписанной красоты были одарены разными редкими талантами. Выросшая в лесу девушка любит природу. Заметно выделяется на фоне обычных девушек. Повествователь подмечает следующее:" В ней не было ничего похожего на местных ". Лица тех девушек носили схожее друг с другом испуганное выражение. Олеся же производила впечатление спокойного и уверенного человека. А лицо Олеси было оригинально красиво.

Главный герой, что не удивительно, зачарован ей: «...тонкими, крепкими незримыми нитями было привязано мое сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке».

Деревенские же Олесю считают ведьмой. Она и сама произносила, что ее род проклят, и душа продана дьяволу. Однако, выросшая вне общества Олеся добра. Она не цинична, не ханжа и не лицемерна. Хотя местные считают ее, и ее бабку язвой этих мест, сами между тем на фоне Олеси выглядят жестокими, грубыми и черствыми.

Злоба деревенских противопоставлена нравственным качествами Олеси. Она сильна волей и близка к природе, ее чистоте. Об Олесе с бабкой ходят дурные разговоры. Их даже винят в любых проблемах, которые только ни произошли у деревенских жителей. Хотя на самом деле они не поддерживают друг с другом отношения. Олеся удивляется: «А мы разве трогаем кого-нибудь!».

Обладающая наблюдательностью Олеся любознательна.

Она расспрашивает обо всем, что мог бы поведать молодой барин. Между ней и Иваном Тимофеевичем возникает любовь, чистая и настоящая. Олеся достойна такой любви - она живая, внимательная, чистая. Она отдает всю себя.

Олеся с готовностью выполняет глупое требование - пойти в церковь, и это повлекло горестные последствия.

Деревенские жители накинулись на героиню, считая что наказывают «ведьму». Угроза, брошенная Олесей с горяча, воспринимается местными серьезно. Теперь любое происшествие, например случайный град кажется им насланным ведьмой проклятием. Это представляет собой угрозу для Олеси. Та внезапно уезжает с бабушкой.

Образ Олеси чист и благороден. Жаль стает героиню, когда читаешь о пережитых ею невзгодах. Например, о ее расставании с любимым. Но у Олеси и такого молодого человека - барина, приверженного мнению общества, не может быть будущего.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Нет ничего более загадочного, чем человеческая душа. На мой взгляд, высказывание С. Н. Булгакова как нельзя более подходит повести А. И. Куприна « ». Это произведение создано в 1898 году, относится к раннему творчеству писателя. Оно заслуживает самого пристального внимания. Автор ставит сложную проблему, а яркие характеры героев делают повесть увлекательной и запоминающейся.

Олеся очень похожа на фольклорных персонажей. Она обладает удивительной красотой, помимо того, ей свойственны необычайные таланты. Девушка показана в тесной связи с природой. Даже в самый первый момент знакомства Олеся приносит в дом птиц. Лесные дикие птицы становятся для нее «ручными». Олеся - настоящая дикарка, но именно это делает ее столь привлекательной. Простые деревенские девушки по сравнению с пей заметно проигрывают. Сама Олеси, естественная и удивительная, с точки зрения деревенских жителей является явным доказательством ее «колдовства».

Нетрудно представить себе, какое восхищение вызывает внешний облик Олеси у главного героя. Ведь сказочная красавица словно является живым воплощением фольклорных героинь: «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат», лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение. Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати -двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть...»

«Колдовские» способности Олеси и ее бабушки не могут восприниматься читателем как опасные. Ведь нравственная чистота Олеси, которая становится очевидной с момента первого знакомства, не может допустить, чтобы эти удивительные способности были направлены во вред. Но в деревне Олесю воспринимают как ведьму.

Однако насколько более благородной, чистой выглядит Олеся по сравнению с жителями деревни. Тупость, злоба, ограниченность деревенских жителей делают их отвратительными, и читатель невольно проникается этим ощущением. Что касается Олеси, то ей нельзя не восхищаться. Она загадочна, но так прекрасна и притягательна.

Олеся и ее бабка стараются не общаться с жителями близлежащей местности. Своим рассказом о позиции нейтралитета девушка словно пытается отгородиться от окружающих, защититься от их тупой злобы и ненависти: «А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли... Да вот еще бабушке чаю, - чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть». Простые люди жестоки в своем стремлении записать всех, кто не похож на них, в «ведьмаки». И Олеся первым делом стремится спастись от этой неконтролируемой злобы.

Ум Олеси очевиден. Простая, необразованная девушка обладает потрясающей интуицией, прекрасно разбирается во всем, что так или иначе связано с человеческими отношениями. Она понимает, что у нее нет будущего с Иваном Тимофеевичем. Ей больно от этого, но изменить ничего она не может. Барин не может связать свою жизнь с лесной дикаркой, как бы хороша собой она ни была.

Девушка приносит себя в жертву. Требование любимого посетить церковь было опасным для Олеси. Она это прекрасно сознавала. Местные жители не простили бы «ведьме», что она осмелилась посетить церковь. Случайная угроза Олеси вос-принимается местными жителями как явное доказательство ее колдовской силы. И теперь у девушки и ее бабушки нет возможности остаться на прежнем месте. Им необходимо снова бежать, искать себе новое пристанище. Кто виноват в этом? Олеся никого не винит. Любовь к Ива1гу Тимофеевичу она не воспринимает как наказание, она благодарна ему за те прекрасные минуты, которые подарила .

Девушка-дикарка в значительной иере выигрывает по сравнению с образованным Иваном Тимофеевичем. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала любимой. Он выглядит эгоистичным человеком, думающим только о себе. Сам того не желая, он принес беду своей любимой. А защитить ее у него недостает сил. Мы понимаем, насколько тяжелым было расставание для Олеси. Ведь она вынуждена убежать, даже не попрощавшись со своим возлюбленным. Она тем самым спасает его, ведь местные жители, заподозрив Ивана Тимофеевича в общении с ведьмами, могли бы быть опасны и для него. Благородство Олеси проявляется во всем. Она обладает удивительной добротой, мудростью, чистотой.

Повесть Куприна «Олеся» заставляет задуматься о сложных взаимоотношениях между людьми. Кроме того, эта история еще раз доказывает, насколько загадочной и непостижимой может быть человеческая душа.

История создания

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

Анализ произведения

Сюжет повести

Композиционно «Олеся» - повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

Основа сюжета и ведущая тема повести - любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств - социального неравенства, пропасти между героями.

По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня - запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку - здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы - Мануйлиха и её внучка Олеся.

Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности - она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились - им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно - любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

Герои повести

Олеся

Главная героиня повести - лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна - сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся - местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом - несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама - в этом героизм и сила девушки.

Иван Тимофеевич

Иван - небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам - здоровый скепсис обоснован его образованием.

(Иван и Олеся )

Иван Тимофеевич - искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей - не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара - общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье. Олицетворение общества в данном случае неважно - будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, - он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана - такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере - после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник - Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично - невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности - разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси - в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа - нет.

Тема "Олеси" Куприна - бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ "Олеси" Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью - Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе "Олеси" Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы "Олеси" Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе "Олеся" Куприн, анализ которого мы разбираем.

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка - ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы "Олеси" Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, "панычом Иваном". Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед "колдуньями", которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ "Олеси" Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями "Олеси" Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные - Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Олеся

Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. "Паныч" добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.

Сочинение

Тема любви - основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на «смутных влечениях», но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная». И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз - причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов». Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того - Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь - это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Тема любви - основная тема в творчестве А.И.Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.Куприн видел, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтал о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплотил свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична.

А.И.Куприн уделил особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. Автор восхищается чистотой их чувства, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводя героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Куприн точно передаст внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: "Доброта ваша не хорошая, не сердечная". И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам он быстро успокаивается.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплотил свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основные мотивы ее поступков - эмоции.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость и противоречие. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Любовь - это презрение к страданиям и даже к смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь Избранные.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
Статьи по теме: