Тендерный аутсорсинг. Что такое внешний тендерный аутсорсинг

Тендерный аутсоринг – это когда одна организация (или физическое лицо) оказывает услуги в процедуре тендерного отбора. может быть как частичным, так и полным. Полное сопровождение включает в себя замену всего тендерного отдела в вашей организации на правах аутсоринга.

Те клиенты, которые обращаются к нам с просьбой тендерного аутсоринга, предпочитают уделять больше времени и ресурсов для ведения своего бизнеса. У них нет времени и специалистов для углубленного изучения нюансов и особенностей процедур, которые необходимы для участия в аукционах и конкурсах привлечения государственных контрактов. Заказав у нас тендерный аутсоринг, они спокойно ведут свой бизнес и в то же время постепенно расширяют его, выигрывая аукционы и конкурсы. Им не нужно содержать тендерный отдел и тратить время на решение различных организационных вопросов. К тому же тендерный отдел работает с полной загрузкой в основном 4 раза в год (примерно перед началом квартала) – в остальной период идет спокойная работа, и иногда за один день выявляются 2-3 аукциона или котировки, участие в которых к тому же невыгодно предприятию.

Мы предоставляем тендерное сопровождение, частичное или полное, на любых электронных площадках и в любых регионах, по любой форме проведения тендера.

Чтобы заказать тендерное сопровождение, от вас нужно лишь заявление, в котором нужно указать, какой вид сопровождения вам нужен, какие критерии поиска необходимо указывать при поиске тендеров.

Что делаем мы?

В зависимости от выбранного тендерного сопровождения мы организуем ваше участие в аукционах и проводим все необходимые подготовительные работы.

  • Мы аккредитуем вас на тех электронных площадках, в которых вы планируете играть аукционы.
  • По мере истечения срока действия проведем перевыпуск или же закажем новую ЭЦП.
  • Подготовим рабочее место для участия в аукционах.

В дальнейшем будет вестись регулярно грамотный поиск тендеров по интересующей вас тематике, полученные данные будут анализироваться и совместно с вами будет приниматься решение о целесообразности или аукционе. При положительном решении об участии в тендере готовится аукционная заявка в соответствии с требованиями аукционной документации и в результате готовая заявка закидывается на площадку в строго определенные сроки. Мы отслеживаем как сроки подачи заявок, так и наличие денег для обеспечения заявок на площадках, а также дату и время начала аукциона. Наши специалисты, имеющие реальный опыт участия в тендерах, возьмут участие в аукционах полностью на себя, заранее согласовав с вами порог минимальной цены.

Для того, чтобы принимать активное участие в аукционах и тендерах, необходимо знать действующее законодательство и специфику предлагаемой продукции. Наши специалисты имеют обширный опыт и познания, которые пришли к ним за годы успешной работы. Именно это дает нам с полной уверенностью утверждать, что мы окажем вам тендерное сопровождение качественно, профессионально и в разумные сроки. Ведь при составлении аукционной заявки важно сделать её не только правильно в соответствии с аукционной документацией, но и уложиться в точно указанный срок (подача аукционной заявки ограничена временными рамками).

Цена на тендерное сопровождение зависит от типа выбранной услуги и как часто вам такие услуги будут нужны. Все оговаривается в индивидуальном порядке согласно действующим тарифам.

Заказывая тендерное сопровождение у нас, вы будете уверены в том, что вас всегда допустят к участию в нужных тендерах, а значит, у вас будет возможность выиграть его по выгодной цене!

1. Тендерный аутсорсинг - это...

Аутсорсинг – это делегирование каждого вида работы или проекта.

Понятие тендерный аутсорсинг в свою очередь обозначает передачу сторонней организации на основе сделки весь объем или часть работы в организации или участие в муниципальных или коммерческих тендерах. Данный вид аутсорсинга – это разновидность , но в отличие от последнего, аутсорсинг носит не долгосрочный договорной характер.

Большое количество компаний по всей России отмечают, что такое положение дел, носит положительный характер в гос.закупках. Для начинающих предприятий – это одно из наилучших решений для начала торгов.

Мы предоставляем:

Большой спектр услуг для вас. Гарантию качества. Самую низкую цену среди конкурентов. Консультация - бесплатна!

2. Виды тендерного аутсорсинга

В тендерном аутсорсинге разделяются всего два вида в зависимости от того, какие услуги будут предоставляться. Аутсорсинг бывает:

Частичный.

Полный аутсорсинг отдела тендеров демонстрируется во временном отделе, который был создал из состава организации исполнителя, которая осуществляет все виды услуг: от отбора тендера и до всех следующих шагов по создание заявок, а также создание апелляции при возникновении спорных и проблематичных ситуаций. Данный вид сотрудничество чаще всего носит не долгосрочный характер.

Частичный аутсорсинг тендерного отдела демонстрируется в помощи организации исполнителя на конкретном периоде участия в тендере. Данный вид аутсорсинга может проявляться в: оформление заявки, подготовке и т.д.

3. Функции и алгоритмы тендерного аутсорсинга

Функции выполняемые исполнителем зависят от вида аутсорсинга . Исполнитель может выполнять все виды операций «Под ключ», то есть:

Если говорить кратко, то всецело избавят вас от головной боли с документами и торгами. Данный вид услуг может оказываться в рамках 44 и 223 ФЗ.

Алгоритм работы аутсорсинга очень простой. Работники отдела выполняют конкурентной мощи организации для принятия решения участвовать в конкурсе или нет. Предоставляются услуги по подбору лота. После выбора лота производят все обговоренные в договоре действия.

Для того, чтобы аутсорсинг начал работу в государственных или коммерческих закупках и предоставлял интерес компании, нужно заключить сделку оферты, после чего оформить доверенность и прочую нужную документацию

4. Тендерный аутсорсинг плюсы и минусы

Давайте начнем с плюсов аутсорсинга :
  • Стремительный старт в торгах
  • Документы готовят профессионалы своего дела
  • Специалисты всегда оперативно и грамотно расскажут обо всех подводных камнях.
  • Штат сотрудников, который стремительно отслеживает новые закупки.
  • Отсутствие нужды оплачивать повышение квалификации для тендерного специалиста компании, нужда в таком сотруднике отпадает.
  • Оплата по результату!
  • Нет необходимости отдавать лишние деньги.
  • Большой процент побед за счет грамотной подготовки.

Теперь то, что касается минусов:

    Как не странно, минус тут один. Чаще всего, это цена вопроса, которая бывает очень высока!

Однако стоит отметить, что наша компания предоставляет такую услугу как комплексный договор сопровождение закупок и тендеров, который не имеет высокой цены, а список услуг, предоставляемых нашими специалистами очень высок.

Испытываете сложности с участием в торгах?

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

Подавляющее количество частных организаций принимает активное участие в тендерах – специальных конкурсах на поставку товаров или услуг. Некоторые бизнесмены понятия не имеют о том, что собой представляет подобная процедура, они предпочитают использовать тендерный аутсорсинг – специальную поддержку консалтингового и юридического характера, при которой специалисты берут на себя поиск конкурсов, подготовку документации и подачу заявок.

Кому и когда выгоден аутсорсинг?

Услуга по аутсорсингу является идеальным вариантом для тех организаций, которые открылись совсем недавно. В штате таких структур пока что нет опытных сотрудников, которые способны совершать коммерческие закупки. Большая часть организаций, участвующих в тендерах, несет огромные экономические потери, поскольку не может самостоятельно подготовиться к процедуре участия в аукционе.

Чаще всего компаниям приходится сталкиваться с нехваткой профессиональных сотрудников, лишними тратами на содержание офисного помещения и оплату труда работников с низкой квалификацией. Еще одной проблемой является отсутствие гарантий того, что участие в тендерном конкурсе действительно будет успешным.

Тендерный аутсорсинг и его особенности

Под сопровождением тендерных конкурсов обычно понимают профессиональную помощь от специалистов, под присмотром которых организации способны преодолеть различные неурядицы и подать корректную заявку на участие в аукционе.

В реестр мероприятий по поддержке организаций, участвующих в тендере, входят следующие услуги:

  • подготовка документации и средств, необходимых для участия в тендере;
  • предоставление документов в Федеральную антимонопольную службу, решение спорных вопросов при совершении заказчиком незаконных действий;
  • полное ведение процедуры тендера от лица клиента, осуществляемое согласно заключенному договору;
  • поиск конкурсов с использованием автоматизированных алгоритмов и человеческих ресурсов;
  • проведение аукционов в электронном формате с применением методик удаленного доступа;
  • разрешение возникающих в процессе проведения тендера сложностей на всех этапах конкурса.

Кому нужно тендерное сопровождение? В первую очередь в нем нуждаются предприятия, намеревающиеся расширить свою область деятельности с помощью участия в тендерах. Также эта услуга является актуальной для компаний, которые планируют провести оптимизацию и расширить имеющийся тендерный отдел. В данном случае тендерный аутсорсинг обладает большим количеством преимуществ:

  • неопытные менеджеры предприятия возлагают ответственность, связанную с огромным риском, на профессионалов, способных выполнить задачи максимально корректно;
  • профессиональные аутсорсеры способны минимизировать возможные негативные последствия участия в тендере;
  • компания, использующая данные услуги, сможет постепенно выйти на рынок и уточнить все специфичные тонкости участия в торгах по государственным и коммерческим закупкам;
  • при возникновении сложных ситуаций и нарушении правил тендера специалисты смогут разрешить их в кратчайшие сроки;
  • передача полномочий специалистам позволит предприятию добиться гарантированно успешного участия в тендере.

Аутсорсинг тендеров

Заказывая обслуживание конкурсов и дальнейшее их сопровождение, клиент получает определенные гарантии и преимущества:

  • все закупки осуществляются максимально корректно, при этом аутсорсинговая компания старается выполнить все поставленные перед ней задачи;
  • заказчик оплатит услугу только после того, как примет заявки, предложенные аутсорсинговой организацией;
  • все работы проводятся по строгому регламенту, заранее утвержденному обеими сторонами договора.

С помощью аукционного аутсорсинга, используемого в электронных торгах, можно избежать лишней траты времени. Для корректного участия в конкурсах клиент должен досконально знать российское законодательство, регламент проведения данной процедуры и прочие мелочи. На изучение данной информации у предпринимателей просто нет времени, поэтому и стоит воспользоваться аутсорсингом. С помощью внешних услуг можно предотвратить негативные последствия, которые могут появиться из-за отсутствия опыта и навыков работы на рынке.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В одной из моих прошлых статей мы уже рассматривали с вами такое понятие, как , а также его плюсы и минусы. В этой же статье речь пойдет о тендерном аутсорсинге, поскольку в настоящее время это направление становится все более популярным среди участников закупок. (Примечание: настоящая статья актуализирована 14.05.2018 г.).

1. Что такое тендерный аутсорсинг?

В одной из статей мы с вами подробно рассматривали понятие “аутсорсинг”, которое означает делегирование отдельных видов работ или проектов.

В свою очередь, — это передача сторонней компании на основании заключенного договора полного объема или части работ по подготовке и участию в коммерческих и/или государственных тендерах.

Тендерный аутсорсинг можно рассматривать как одну из разновидностей такой услуги, как тендерное сопровождение, только в отличие от него, аутсорсинг будет носить договор кратковременного характера.

Огромное количество российских компаний уже оценили положительную сторону участия в государственных закупках. Многим начинающим предприятиям это помогло расшириться, встать на ноги, зарекомендовать себя на рынке.

2. Виды тендерного аутсорсинга

Тендерный аутсорсинг может быть как полным, так и частичным в зависимости от номенклатуры предоставляемых услуг.

2.1 Полный тендерный аутсорсинг

Полный аутсорсинг тендерного отдела представляет собой временный отдел, созданный из штата компании-подрядчика и выполняющий весь цикл услуг: от поиска тендеров до последующих действий по подготовке заявок, а также апелляций в случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций. Как правило, данное сотрудничество носит кратковременный характер.

2.2 Частичный тендерный аутсорсинг

Частичный тендер аутсорсинг представляет собой помощь компании-подрядчика на определенном этапе участия в конкурсе. Это может быть подготовка заявки, подача заявки, подготовка апелляции и представление интересов компании на заседаниях ФАС и так далее.

Оплата такого рода работ выполняется по факту исполнения обязательств.

3. Функции и алгоритм работы тендерного аутсорсинга

Функции компании-подрядчика полностью зависят от того, какой набор услуг аутсорсинга тендеров вы выберите. Сотрудники подрядчика могут полностью, т.е. “под ключ”, организовать участие в аукционе или конкурсе, а именно: , пройдут аккредитацию на электронных площадках, полностью избавят вас от поиска нужного тендера по заданным вами критериям, осуществят полный контроль за движением денежных средств на электронной торговой площадке, а также, если у ЭЦП истечет срок действия, переоформят ее заблаговременно.

Таким образом, полностью избавят вас и вашу компанию от всего спектра дел, относящихся к организации и непосредственному участию в конкурсах или аукционах.

Стоит отметить, что данные услуги оказываются, как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Что же касается алгоритма работы, тот он достаточно прост. Сотрудники аутсорсингового тендерного отдела проводят полный мониторинг конкурентоспособности компании для участия в том или ином конкурсе, а также после подбора нужных лотов, согласовывают дальнейшие действия с руководителем организации или ответственным за данное направление. А далее, произведут все необходимые действия, описанные выше, в порядке, который был оговорен.

Для подготовки и участия в госзакупках или коммерческих закупках от имени компании, с аутсорсером заключается договор аукционной оферты, а также оформляются доверенности и иные необходимые документы.

4. Преимущества и недостатки аутсорсинга тендеров

Конечно, в первую очередь в тендерном сопровождении нуждаются организации, желающие увеличить сбыт своей продукции или объем предоставляемых услуг. Также участие в госзакупках является очень хорошим стартом для начинающих предпринимателей, еще не вставших “на ноги” и не имеющих опыта участия в торгах.

У тендерного аутсорсинга, по моему мнению, есть достаточное количество преимуществ. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  • опыт сотрудников аутсорсинговой компании позволяет выполнять поставленные задачи профессионально и корректно, а, следовательно, добиваться максимальной эффективности;
  • профессиональные подрядчики могут уменьшить отрицательные последствия участия в торгах;
  • данные компании адекватно и четко учитывают все возможные риски и тонкости участия в коммерческих или государственных закупках;
  • специалисты подрядчика способны в сжатые сроки разрешить сложные ситуации при нарушении правил проведения тендера, также предоставить апелляции и жалобы в соответствующие инстанции при возникновении споров.

Одним из ключевых недостатков не только привлечения тендерного аутсорсинга, но и участия в государственных или коммерческих закупках является то, что никто не даст вам 100% гарантии, что ваша компания победит в конкретном конкурсе.

Минус в данной ситуации также заключается в том, что даже если вы не выиграете, аутсорсеру все равно надо будет заплатить. Поэтому вам нужно точно понимать, готовы ли вы идти на эти риски и оправдывает ли конечная цель потраченные средства.

В данном вопросе очень важно понимать, аутсорсинговая компания не является волшебной палочкой. Это лишь инструмент, который поможет вам не заблудиться в таком обширном вопросе, как участие в государственных или коммерческих закупках. Ниже я представлю вам 4-е практических совета, как не ошибиться в выборе.

Прежде чем бежать заключать договор, проанализируйте рынок ваших товаров или услуг, чтобы понять есть ли спрос у коммерческих или государственных компаний на них. Попросите у предприятия, оказывающего услуги по тендерному аутсорсингу, отчет или мониторинг рынка за предыдущий год или квартал в вашей отрасли (объем закупок, средний чек, частота конкурсов и т.д.), а также произведите расчет возможных прибылей и убытков и оцените рентабельность не только участия в закупках, но и найма сторонней компании.

Прежде чем заключать договор, тщательно проанализируйте несколько компаний, предоставляющих данные услуги. Произведите мониторинг числа выигранных контрактов за предыдущий год, отзывы реальных клиентов (тут советую вам лично пообщаться с клиентами аутсорсинговой компании).

В данном вопросе дешевле не значит лучше. Качество всегда дорого оценивается. Если у компании огромный поток клиентов, это значит, что вам не уделят должного внимания, что повлечет за собой потерю денег.

Если вам гарантируют 100% результат, бегите оттуда. Выше мы уже говорили с вами о том, что в вопросе участия в государственных или коммерческих закупках знать, что вы стопроцентно победите никто не может, а если может, значит речь идет о коррупционной составляющей. А это карается уголовной ответственностью. Поэтому настоятельно рекомендую вам избегать компаний, дающих 100% гарантию результатов.

Таким образом, если ваша цель участие и выигрыш в тендере на аутсорсинге, советую вам очень серьезно подойти к выбору компании. Поиск аутсорсинга тендеров может занять достаточно много времени.

На этом моя статья про тендерный аутсорсинг подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к этой статье.

P.S.: Ставьте звездочки и лайки, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Необходимость применения механизма аутсорсинга в секторе государственного управления сегодня становится все более очевидной. Упоминания об этом механизме встречаются в нормативных актах, выпущенных в отношении органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также в отношении государственных и муниципальных учреждений. Использование аутсорсинга должно повысить эффективность исполнения функций, оказания услуг и одновременно поспособствовать снижению бюджетных расходов.

Оптимизировать деятельность, сэкономить бюджетные средства

Механизм аутсорсинга предполагается внедрять как в рамках административной реформы, так и в рамках реформы бюджетной сети. И то и другое напрямую касается казенных учреждений (органов власти или поставщиков государственных и муниципальных услуг в различных отраслях социальной сферы).
Помимо повышения эффективности работы казенных учреждений применение указанного механизма позволит достичь и другие цели. В частности, органы власти могут в том числе с помощью аутсорсинга оптимизировать свою штатную численность и обеспечить объективно необходимое количество служащих для реализации государственных полномочий. Как сказано в разд. 5 гл. V Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р, в штатных расписаниях федеральных органов исполнительной власти сохраняется значительное число работников, на которых возложены обеспечивающие функции. Кроме того, данные органы власти исполняют значительное число функций, для реализации которых не требуются властные полномочия. В связи с этим и целесообразно развивать механизмы аутсорсинга.
В более раннем документе - Распоряжении Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" предложены способы оптимизации функций государственного (муниципального) управления. В частности, передача функций органов исполнительной власти, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, и размещение госзаказов на соответствующие услуги (аутсорсинг).
В свою очередь, перед государственными и муниципальными учреждениями, предоставляющими разного рода социальные услуги, стоят похожие задачи. Эффективность деятельности учреждений (как и органов власти) может достигаться с помощью передачи обслуживающих и вспомогательных функций на аутсорсинг. В итоге, например, образовательные учреждения смогут сосредоточить свои усилия на профильной деятельности и получить более высокий уровень ее обслуживания без увеличения бюджетных затрат (Письмо Минобрнауки России от 04.02.2011 N 03-66 (далее - Письмо N 03-66)).
Механизм аутсорсинга также может быть использован в качестве одной из мер по совершенствованию системы оплаты труда и увеличению зарплаты работников учреждения. Для этого, например, Минкультуры России в Письме от 07.03.2013 N 24-01-39/13-ГИ (далее - Письмо N 24-01-39/13-ГИ) рекомендует учреждениям провести следующие мероприятия:
1) оптимизировать численность персонала учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;
2) вывести непрофильные функции учреждения (в том числе младший обслуживающий персонал) на аутсорсинг с учетом сопоставимости стоимости услуг, выполняемых сторонней организацией;
3) сократить избыточный административно-управленческий и вспомогательный персонал (предельная доля оплаты труда таких работников не должна превышать 40% фонда оплаты труда учреждения).
Таким образом, внедрение механизмов аутсорсинга становится одной из составляющих работы по оптимизации деятельности казенных учреждений - поставщиков социальных услуг, органов власти. Ведь привлекаемые сторонние организации специализируются на выполнении передаваемых им работ, то есть могут делать это либо лучше, либо дешевле, чем само казенное учреждение. А оно в свою очередь получит возможность сосредоточиться на качественном исполнении функций или оказании услуг.

Возможные виды передаваемых функций

В программных документах федерального уровня, изданных в отношении органов власти, конкретные виды обслуживающих функций, которые можно было бы передать внешним исполнителям, не расшифрованы. Однако для учреждений, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, некоторые федеральные отраслевые министерства выпустили рекомендации.
Так, Минобрнауки России в Письме N 03-66 привело обширный список хозяйственных функций, которые учреждения могут передать внешним исполнителям. Сюда входят:
- обслуживание, содержание и ремонт зданий, сооружений;
- эксплуатация, обслуживание и ремонт инженерных и технических систем зданий;
- управление системами связи, интернет-, радио-, телекоммуникаций, сервисными системами, аварийными системами, системами доступа;
- организация горячего питания и медицинского обслуживания учащихся и воспитанников;
- уборка помещений, зданий и территории образовательных учреждений;
- содержание и оборудование находящихся на территории образовательных учреждений спортивных и детских площадок;
- организация доставки школьников в образовательные учреждения;
- другое.
А Минкультуры России в Письме N 24-01-39/13-ГИ рекомендовало музеям и библиотекам передавать на аутсорсинг техническое обслуживание зданий, услуги по гардеробному обслуживанию, уборку помещений и прилегающих территорий, юридическое обслуживание учреждения и т.д.

Правовые основы аутсорсинга

Под аутсорсингом понимается деятельность внешних исполнителей (аутсорсеров), осуществляющих на основании договоров функции обеспечения и управления ресурсами учреждения. Такое определение дается в Письме N 03-66. И здесь принципиальными являются три момента.
Во-первых, на аутсорсинг передаются некие функции, изначально принадлежащие учреждению и необходимые для его полноценного функционирования. Например, учреждение в любом случае будет вести эксплуатацию инженерных систем здания или обеспечивать получателей услуг горячим питанием если не силами сторонней организации, предоставляющей свой персонал, то силами собственных сотрудников.
Во-вторых, передаваемая функция, как правило, является для учреждения вспомогательной, не входит в основную деятельность, а вот внешний исполнитель специализируется на проведении данных работ. Именно за счет этого обеспечивается эффект экономии средств (аутсорсер знает, как оптимизировать профильную для него деятельность) или улучшения качества при сохранении прежнего объема затрат.
В-третьих, та или иная функция учреждения передается на исполнение сторонней организации на длительное время, то есть аутсорсинг в основном не предполагает краткосрочного сотрудничества. Между учреждением и внешним исполнителем возникают продолжительные отношения (в частности, предметом договора в данном случае может быть оказание услуг по уборке помещений, управлению инженерными системами здания, охране, но не установка системы кондиционирования или проведение ремонтно-строительных работ).
Однако применение аутсорсинга органами власти и учреждениями - поставщиками социальных услуг пока нельзя назвать масштабным явлением. Одна из причин заключается в том, что понятие "договор аутсорсинга" отсутствует в гражданском законодательстве, а особенности таких договоров, заключаемых в секторе государственного управления, не определены.
В то же время ст. 421 ГК РФ провозглашает принцип свободы при заключении договора, а значит, юридические лица вправе использовать договоры аутсорсинга. Подобная позиция поддержана арбитражной практикой. Например, ВАС РФ в Определении от 04.03.2010 N ВАС-2063 (далее - Определение N ВАС-2063) указал, что такие договоры не противоречат закону. Между заказчиком и аутсорсером возникают гражданско-правовые отношения, имеющие некоторые признаки возмездного оказания услуг, при этом предметом договора являются услуги по предоставлению персонала. Заказчик платит именно за данную услугу, а не за труд конкретных работников.

К сведению. Работники, передаваемые по договору аутсорсинга, числятся в штате предоставляющей услуги организации (аутсорсера), с ней же они состоят в трудовых отношениях, то есть заключают трудовые договоры, получают заработную плату, оплату больничных и компенсации. Организация-заказчик, в которую работники привлекаются по договору аутсорсинга, не оформляет с ними никаких юридических (в том числе трудовых) отношений.

Важно, что суды квалифицируют аутсорсинг как форму оказания услуг (см., например, Определение N ВАС-2063, Постановление ФАС ПО от 04.05.2011 N А12-11870/2010). Аналогичный вывод о том, что предоставление персонала (аутсорсинг) является возмездным оказанием услуг, делают и налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 15.07.2008 N 20-12/066875).
То есть при заключении и реализации договора аутсорсинга следует руководствоваться положениями гл. 39 ГК РФ, регулирующей отношения по возмездному оказанию услуг. Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ в рамках такого договора исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги. Это нужно сделать в сроки и в порядке, которые указаны в договоре (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

Заключение договора аутсорсинга

Как и другие контракты казенного учреждения, договор аутсорсинга необходимо заключать на основании норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), поскольку в силу п. п. 5, 6 его ст. 3 казенные учреждения являются государственными и муниципальными заказчиками. Данным Законом необходимо руководствоваться при определении порядка привлечения внешних исполнителей, а также требований, которым должны отвечать аутсорсеры.
Хозяйственные функции учреждений могут передаваться на аутсорсинг путем проведения конкурентных способов закупок (согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ к ним относятся конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений), а также путем осуществления закупки у единственного поставщика. При этом при проведении конкурентных процедур закупки учреждению, как рекомендует Минобрнауки России в Письме N 03-66, следует поставить одним из условий предоставление претендентом подробного плана будущей работы по эффективному хозяйственному обеспечению деятельности учреждения, в котором определяются этапы выполнения работ, сроки реализации и др.
Отметим, что закупку у единственного исполнителя учреждение вправе проводить в ограниченном количестве случаев. Договор аутсорсинга с единственным исполнителем можно заключить в следующих случаях:
- закупка на сумму не более 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком (но не более 50 млн руб. в год) (пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ);
- закупка стоимостью до 400 тыс. руб., осуществляемая государственным или муниципальным учреждением культуры, государственной или муниципальной образовательной организацией. При этом совокупный годовой объем данных закупок не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком (но не более 20 млн руб. в год) (пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ);
- признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и принятие заказчиком решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (пп. 25 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ).
Кроме того, важно помнить, что некоторые виды закупок казенные учреждения обязаны осуществлять исключительно в форме электронного аукциона. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р сюда, например, относятся услуги по мытью окон (код 74.70.12 по ОКПД), а также чистке и уборке общего назначения (код 74.70.13 по ОКПД).
Требования к участникам закупки (в том числе претендентам на заключение договора аутсорсинга) определены п. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ. В их число входят:
- соответствие требованиям, установленным законодательством РФ в отношении лиц, оказывающих те или иные услуги, являющиеся объектом закупки (например, наличие лицензии в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
- правомочность участника закупки заключать контракт;
- непроведение ликвидации участника закупки и отсутствие решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки;
- отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении этих лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
К отдельным объектам закупки предъявляются дополнительные требования. В частности, намереваясь передать на аутсорсинг организацию горячего питания, казенное учреждение должно учесть следующее. Если предметом закупки является оказание услуг общественного питания, а заказчиком выступает образовательное учреждение, медицинская организация, учреждение социального обслуживания или детская оздоровительная организация, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 одним из требований, предъявляемых к претендентам, должно быть наличие опыта исполнения аналогичного договора в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Также учреждение-заказчик вправе включить в закупочную документацию требование об отсутствии сведений о потенциальных аутсорсерах в реестре недобросовестных поставщиков (п. 1.1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ).

Статьи по теме: