Современные проблемы науки и образования. Уровень профессионализма: определение, характеристика, оценка, этапы развития и повышения квалификации

В процессе своего профессионального развития человек проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется переходом на новый, качественно иной, более высокий уровень профессионального развития. Е.А.Климов выделяет следующие стадии развития профессионала:

Фаза оптации – период, когда перед человеком встает вопрос о выборе профессии или вынужденной перемене профессии, и человек совершает профессиональный выбор.

Фаза адепта – приверженность определенной профессии и освоение ее (может быть как многолетней подготовкой к профессиональной деятельности, так и кратковременным процессом).

Фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе.

Фаза интернала: достижение стадии опытного работника, который любит свое дело и может успешно выполнять основные профессиональные функции.

Фаза мастерства (продолжается в последующих фазах) – фаза, на которой работник начинает выделяться какими-либо специальными качествами и умениями; может выполнять самые трудные профессиональные задачи.

Фаза авторитета (как и фаза мастерства, суммируется с последующей) – фаза, на которой мастер известен, как минимум, в своем профессиональном кругу, и даже за его пределами; он имеет высокие формальные показатели квалификации.

Фаза наставничества – стадия профессионального развития, на которой авторитетный мастер находит единомышленников, последователей, подражателей, учеников, перенимателей опыта; стадия, на которой профессиональная деятельность становится одним из основных смыслов жизни.

На рисунке схематически представлены основные фазы жизненного пути профессионала:

Н.В. Клюева описывает фазы жизненного пути профессионала применительно к педагогическому труду следующим образом:

Первые пять лет работы происходит адаптация выпускника к условиям работы в школе, когда молодой специалист знает достаточно, но мало умеет. Педагог сосредоточен на себе и своих возможностях. Зачастую учителя с небольшим стажем работы предпочитают дисциплинарные методы воздействия.

В следующие 6-10 лет формируется профессиональная позиция педагога, он совершенствует методы и приемы обучения. В этот период уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутверждаться в глазах коллег и учащихся.

Учителя со стажем работы 11-15 лет зачастую начинают переживать т.н. “педагогический кризис”, связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с детьми) и возможностями. В этот период учителя проявляют наибольший интерес к учащимся, умеют наладить конструктивные отношения с ними, реже используют требования, угрозы и наказания.

16-20 лет работы в школе связаны с вступлением в т.н. кризис “середины жизни”, когда подводятся предварительные итоги жизни, возникает несоответствие между “Я-реальным” и “Я-идеальным”. В этот период возможно временное или стойкое снижение профессионализма, но, с другой стороны, именно этот период может стать временем расцвета профессионализма, увлеченности своей деятельностью.

Наибольших результатов в труде достигают учителя со стажем работы 21-25 лет. К этому периоду у учителя сформированы профессионально важные качества, к тому же, в этом возрасте учителя имеют больше всего возможностей посвятить себя профессии.

Учитель со стажем работы свыше 25 лет может находиться на стадии профессионального развития, которая многими авторами определяется как стадия послепрофессионализма, когда биологическое и профессиональное старение приводят к снижению мастерства. В этом возрасте возможно возникновение такой типичной профессиональной деформации учителя, как синдром сгорания; характерными особенностями этого периода являются также невосприимчивость нового и нарушение отношений партнерства с учащимися.

А.К. Маркова выделяет несколько уровней профессионализма, каждому из которых соответствуют определенные этапы и ступени.

В данной классификации уровней профессионального развития важное значение имеет выделение непрофессионализма в качестве самостоятельного уровня. Непрофессионализм, при котором человек выступает для общества в роли псевдопрофессионала, иногда при этом производя впечатление истинного профессионала, действительно имеет ряд качественных отличий от других уровней профессионального развития.

Труд непрофессионала отличается не только по его эффективности и результатам труда, но и по последствиям для личности самого непрофессионала, которая становится подверженной профессиональным деформациям даже при незначительных трудностях в деятельности. Не принося пользы обществу, непрофессионал наносит существенный вред и самому себе, блокируя свое личностное и профессиональное развитие.

В профессии педагога понятие профессионализма тесно связано с понятием педагогического мастерства. Можно выделить несколько уровней педагогического мастерства:

Репродуктивный – уровень, на котором педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и то, как знает сам;

Адаптивный – когда педагог умеет передавать учебную информацию, учитывая особенности учеников;

Локально моделирующий – педагог, умеющий не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам;

Системно моделирующий знания – на этом уровне педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету;

Системно моделирующий деятельность, согласно которой педагог умеет моделировать систему деятельности, которая в свою очередь формирует у учащихся необходимые свойства.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности: какие бы частные задачи не решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

Выявление закономерностей профессионального развития личности дает возможность, определив, на какой стадии развития в настоящее время находится специалист, предсказать его дальнейший профессиональный путь, оказать психологическую помощь в преодолении кризисов профессионального развития.

До-

профессионал

Человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами проф. деятельности, не достигая высок. и творч. результатов в труде.

Профессионал

Чел. усвоил нормы, правила проф. Д., сознательно выбирает свои цели в труде, превращая работу в свободный труд, превращаясь из деятеля, специалиста в субъект труда, в профессионала.

1 этап адаптации чел. к профессии - первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов и техник, технологии профессии.

2 этап самоактуализации в профессии - осознание своих возможностей, начало саморазвития ср-ми профессии, максимальн. самореализация в Д

3 этап свободного владения профессией, в форме мастерства, гармонизация человека с профессией, усвоение высоких стандартов, воспроизведение на выс. ур-не ранее созданных разработок, методик.

профессионал

Расцвет, высокие достижения и творческие успехи. Человек превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, профессионала-универсала, проявляется творческое обогащение профессии своим личным вкладом.

1 этап свободного владения профессией в форме творчества, обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, авторский вклад в Д., достижение вершин (акме).

2 этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой

3 этап творческого самопроектирования как личности профессионала, т.е. формирование у себя ранее отсутствующих псих. и проф. качеств, самостроительство, самосозидание, достижение вершин в развитии своей личности.

Пост-профессионал По причине пенсионного возраста человек может стать экс-профессионалом, консультантом, наставником, экспертом, щедро и ненавязчиво делящимся своим проф. опытом, опытом достижений и ошибок

Профессия - основной вид деятельности человека в социуме. Это выбор его судьбы, жизненного пути. Она занимает весомое значение в жизни каждого отдельно взятого человека, а также и во всем обществе в целом. Трудовая деятельность связывает все структуры мира в один большой двигатель прогресса на земле.

В современном мире важно не только быть занятым, но и заслужить высшее признание в трудовой деятельности для раскрытия собственного потенциала. Повышение квалификации среди профессионалов поддерживает конкурентоспособность на рынке труда, а также помогает любому специалисту постоянно развивать свои профессиональные качества и достигать карьерных высот.

Понятие «профессионализм»

Профессионализм - это высокий уровень знаний и навыков в определенной области.

Достижение выдающихся результатов в рабочей деятельности, путем применения уже полученного опыта можно также назвать этим термином. Это проявляется в активном профессиональном развитии личности, высокой степени подготовки к трудовым требованиям, систематическом повышении квалификации.

Также данное понятие можно раскрыть в роли мотивационной стороны человека, учитывая его способность к усвоению новых знаний и технологий, практические способности, целевую направленность, оценку личности, профессиональные ценности, эффективность в работе.

Данное понятие характеризует три аспекта, это:

  • Личность специалиста.
  • Профессиональная деятельность.
  • Профессиональное общение.

Профессионализм личности реализуется путем развития необходимых навыков для рабочего процесса, качеством выполнения поставленных перед задач и получения опыта в области ведущей деятельности.

Критерии результативности

Существует трехуровневая оценка градации, соответствующая нормативным критериям уровней квалификации профессионализма, где низший можно назвать учебным (дает представление потенциальных способностей), средний считается основным (установленная норма), а высший будет являться перспективой (дальнейшее развитие). Важно понимать, что с оценкой профессионального уровня связаны внутренние и внешние критерии психологического состояния человека.

Каждую градацию можно разделить на несколько внутренних категорий и сформировать по десятибалльной шкале.

1. Первая группа таких критерий подразумевает результативность в производительности труда. Сюда можно отнести качественность работы и скорость ее выполнения.

2. Во второй группе рассматриваются показатели, при которых выявляется специфика профессии. Например:

  • Умения, знания, навыки, опыт.
  • Сила мотивации.
  • Профессиональная самооценка.
  • Стрессоустойчивость.
  • Особенности профессии.
  • Общее состояние.

Профессиональная самооценка

Уровень профессионализма определяется личностными социальными параметрами по отношению к рабочим задачам. На успешность выполнения деятельности влияют следующие факторы:

  1. Психическое и физическое состояние.
  2. Уровень самооценки.
  3. Адекватная самооценка.
  4. Устойчивость самооценки.
  5. Гибкость самооценки.

Здесь вступает в силу такое понятие, как «саморегуляция». В профессиональной деятельности она направлена на адекватное восприятие ресурсов организма. Любое отклонение от адекватного уровня восприятия отражается не только на работе, но и на состоянии человека.

Физическая тренированность дает возможность расширять сферу активности и приводит к полной адаптации человека к рабочим условиям, определенному уровню эффективности и устойчивой работоспособности. Таким образом, в ходе трудовой деятельности вырабатывается циклический процесс, при котором выявляются слабые и сильные стороны сотрудника, определяется его профпригодность и компетентность.

Стадии профессионализма

Для определения уровня профессионализма выделяется 4 стадии профкомпентности:

1. Человек не осознает свою некомпетентность. Он не обладает необходимыми знаниями и умениями, поэтому не имеет возможности вести деятельность успешно.

Причиной может являться банальная нехватка навыков, когда при дальнейшей профессиональной активности человек получает нужный опыт. В другом случае, личная негативная оценка (неуверенность в своих силах, отсутствие мотивации, повышенная тревожность) стопорит развитие субъекта и не способствует повышению компетентности.

2. Осознаваемая некомпетентность. Человек понимает, что ему требуется профессиональная подготовка для осуществления трудовой деятельности.

3. Осознаваемая компетентность. Формируется четкая структура профессиональных навыков, человек эффективно применяет знания.

4. Неосознаваемая компетентность. Происходит в случае, когда профессионализм становится частью личности. Здесь профессиональность определяется, как принятие единого верного решения даже в критических условиях.

Уровни оценки профессиональных навыков

Уровень квалификации профессионализма - это определение оценки профессиональных умений, знаний, степени ответственности и полномочий в соответствии с профстандартами.

Квалификация определяется, как степень подготовки к специальности или процесс оценки профессиональных возможностей человека.

Оценка уровня профессионализма строится на следующих квалификационных возможностях:

Уровни Полномочия и ответственность Необходимые навыки Требования к повышению квалификации
1

Исполнительность под руководством.

Степень личной ответственности.

Реализация стандартных поручений.

Владение базовыми знаниями.

Прохождение первоначального обучения.

Практические умения.

2

Умение самостоятельно принимать решения.

Выполнение типовых поручений.

Выбор стратегии решения вопроса с учетом нестандартной ситуации.

Понимание основ стандартных заданий на практике

Профессиональная подготовка.

Практические умения.

3

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативной методики решения вопроса.

Решение основных стандартных задач.

Подбор действенных способов исполнения поставленной задачи.

Решение задач с учетом сложившегося опыта.

Профподготовка, в срок до 1 года.
4

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативных средств решения вопроса.

Самостоятельное решение задачи.

Ответственность за себя и подчиненных сотрудников.

Реализация различных задач, путем использования полученного опыта.

Контроль ситуации, коррекция действий при необходимости.

Решение спец. заданий.

Способность к самостоятельному анализированию.

Требуемое образование. Прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.

Практические навыки.

5

Участие в принятии решений внутриструктурных задач.

Самостоятельное принятие решений.

Ответственность за себя и подчиненных.

Использование технологических или методических профзнаний.

Умение самостоятельно находить решение в профессиональных вопросах.

Контроль и анализ исполнения заданий.

Прохождение подготовки высоко специализированных кадров.

Добавочное обучение.

6

Самоорганизация собственной деятельности.

Контроль работы подчиненных.

Способность налаживания сотрудничества между сотрудниками или подразделениями.

Ответственность за предприятие.

Внедрение действенных приемов в решении профессиональных вопросов. Контроль и корректировка решений.

Самостоятельный анализ профдеятельности.

Получение высшего образования.

Получение образования по подготовке среднего звена.

Дополнительные программы.

Владение практическими навыками на высшем уровне.

7

Разработка стратегий.

Управления крупными организациями.

Ответственность за результат работы предприятия.

Решение задач по развитию профдеятельности с применением полученного опыта.

Разработка новых методов в решении практической деятельности.

Нахождение новых способов развития предприятия.

Наличие высшего образования.

Обучение вспомогательным навыкам.

Владение необходимыми навыками.

8

Самостоятельная работа в управлении трудового процесса на крупных предприятиях.

Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей.

Разработка проектно-исследовательских задач, направленная на повышение эффективности.

Получение практических навыков.

9

Управление объемными значительными процессами, разработка систем экономического и социального характера.

Ответственность за результат работы предприятия на государственном и международном уровнях.

Самостоятельная разработка приемов решения задач.

Повышение эффективности деятельности.

Создание новых отраслей.

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Дополнительное необходимое обучение.

Получение практических навыков

Методы оценки

Уровень профессионализма оценивается для получения сведений о результативности труда. Это помогает принимать решение о повышении либо понижении сотрудников. Оценивание уровня профессионализма и качества исполнения работы помогает проанализировать продвижение компании на рынке.

Может оцениваться двумя способами: индивидуальным и групповым.

В индивидуальную методику входят:

  • Интервью.
  • Тестирование.
  • Наблюдение за сотрудником в практике.
  • Наблюдение за сотрудником в практике с подстройкой сложных ситуаций.

При групповом методе может использоваться несколько способов одновременно.

Среди них выделяют:

  • Ассессмент-центр. Когда сотрудников оценивают коллективно. Это может представлять деловую игру, которая будет оцениваться экспертной комиссией.
  • Проведение переговоров.

Также существуют нестандартные методы оценки. Например, с участием психолога, который составляет оценку личных и профессиональных качеств.

Повышение квалификации рассматривается, как прохождение профессионального обучения с целью повышения теоретических и практических умений. Получение квалификации высшего уровня способствует совершенствованию навыков и профессиональному росту.

Обучение бывает кратким (от 72 ч.), теоретическим (до 100 ч.) и продолжительным (более 100 ч.). Лицам, прошедшим краткосрочное или теоретическое обучение, выдается удостоверение повышения квалификации. Лица, прошедшие курс, длительностью более 100 часов, получают свидетельство.

Квалификации педагогических работников

Квалификационные требования педагогов подготовлены в соответствии с типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации.

Лица, претендующие на первую, вторую и высшие категории квалификации должны иметь высшее образование и стаж работы.

Уровни профессионализма педагога второй категории:

  • Понимание основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;
  • Знание содержания преподаваемого материала;
  • Знание обучающих методик;
  • Знание основ воспитания;
  • Владение практическими знаниями;
  • Владение разными приемами обучения и широким спектром методов, обеспечивающий интерес к образовательному процессу;
  • Умение налаживать коммуникативность с обучающимися;
  • Умение способствовать развитию образовательной системы;
  • Умение создавать комфортные условия во время образовательного процесса;

  • Применение практических навыков в современной психологическо-педагогической диагностике;
  • Владение современными педагогическими технологиями;
  • Владения методиками анализа учебно-методической предметной работы;
  • Понимание психологических особенностей обучающихся;
  • Умение подбирать методику учебно-воспитательного процесса под особенности обучающихся.

Высший педагогический уровень профессионализма

Для повышения профессионального уровня в педагогической деятельности, знания и умения претендента, должны соответствовать первой квалификационной категории. Этот момент необходимо учитывать. Кроме этого, высокий уровень профессионализма характеризуется следующими навыками:

  • Подходить к решению практических задач творчески.
  • Создавать максимально комфортные условия для осуществления творческой формы образования.
  • Умение использовать в образовательном процессе опытно-экспериментальные методы.
  • Владеть организационными приемами образовательного процесса.
  • Иметь навыки планирования и управления воспитательно-образовательным процессом.

Этапы профессионального развития

В ходе повышения своего уровня профессионализма субъект находится на разных этапах развития.

  1. Допрофессионализм. На данном этапе человек занимается профдеятельностью без специальных навыков и умений. Его минимальные знания соответствуют уровню новичка или помощника.
  2. Профессионализм. Этап, на котором можно говорить о качествах профессионала. Человек усваивает необходимые знания и правила профессии, приобретает специальность, ставит первые профессиональные цели.
  3. Высший профессионализм. Ступень профессионального роста, на котором специалист достигает успехов в карьере, превращается в эксперта своего дела, находит творческие неординарные решения задач в своей профобласти, самостоятельно разрабатывает стратегии и концепции, которые применяет на практике. Имеет способность обучать других.
  4. Послепрофессионализм. В основном относится к специалистам, достигшим пенсионного возраста. В этом периоде человек может быть советчиком, лучшим наставником, консультантом в своей бывшей профессиональной отрасли. Таких людей называют экс-профессионалами.

Также рассматривается этап непрофессионализма, когда человек, обладая нужными знаниями и техниками идет в неправильном направлении. Что-то мешает ему повышать уровень профессионализма (ощущается недостаток практики либо выбрана ошибочная стратегия развития).

ü в нормативном смысле (работа требует высокого профессионализма или высокой квалификации)

ü для характеристики деятельности конкретного человека (педагог обладает высоким уровнем профессионализма или высокой квалификацией).

В первом случае имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека, его профессиональным знаниям и умениям, то есть компетентности. Во втором говорится, насколько специалист ими обладает.

Уровни профессионализма

Можно выделить пять уровней профессионализма: 1) допрофессионализм, 2) профессионализм, 3) суперпрофессионализм, 4) послепрофессионализм, а также отличать истинный профессионализм от 5) непрофессионализма.

1) Допрофессионализм включает в себя три этапа:

I – первичное ознакомление с профессией;

II – адаптация в профессии;

III – самоактуализация: осознание себя как индивидуальности, развитие способностей к самодиагностике, определение своих возможностей и своего предназначения в профессии. На первом уровне – этапе развития профессионализма происходит освоение способов решения основных профессиональных задач, выработка индивидуального профессионального почерка, стиля педагогической деятельности, а также осознание своих слабых и сильных сторон как профессионала, что крайне важно для анализа собственной индивидуальной методической системы.

2) Профессионализм - это свободное владение профессией, мастерство, помогающее оптимизировать индивидуальную методическую систему.

3) Суперпрофессионал может проявляться как творец в педагогической деятельности, универсал и, наконец, профессионал, способный к дальнейшему собственному самопроектированию и, следовательно, конструированию авторской методической системы.

4) Послепрофессиональный период - это этап завершения профессиональной деятельности, когда учитель уже может выполнять функции консультанта, эксперта, наставника, обучающего других технологии конструирования авторской программы, технологий, методической и педагогической систем.

5) Помимо этого, в особую группу выделяются непрофессионалы-педагоги , которые, независимо от стажа, выполняют работу по собственным или чужим профессионально искаженным нормам.

Позиции методиста как специалиста

В каждой профессии существует множество различных позиций, в которых выступает специалист. Методист выполняет роли преподавателя, исследователя, воспитателя, руководителя, социального педагога, руководителя профессиональной группы, субъекта собственного профессионального развития. Есть и определенная закономерность в овладении педагогом различными сторонами своей профессии.

В начале профессиональной деятельности у педагога, как правило, сильнее выражена роль предметника, так как в период становления идет освоение содержания обучения. Затем формируется позиция методиста; в период зрелости педагог все больше внимания начинает уделять процессу обучения, методам его совершенствования. Вместе с мастерством появляется потребность в осмыслении и анализе своей деятельности, более глубокой педагогической оценке достижений воспитанников. Данные особенности необходимо учитывать, разрабатывая стратегию профессионального роста педагогов в системе методической работы.

2. Методист учреждения дополнительного образования детей

Методист. Кто это и что это? Должность или профессия? Какие функции в образовательном учреждении должен выполнять методист?

Как правило, из-за недостатка кадров и их непрофессионализма методист - «и швец и жнец», т. е. делает все: он и информатор, и аналитик, и разработчик, и организатор в одном лице. В последние годы педагоги все более остро стали ощущать потребность в помощи по технике проведения эксперимента, разработке авторских программ, экспертизе собственных методических: разработок и т.д. Словом, стал формироваться реальный спрос на методиста нового качества, выполняющего новые функции.

В зависимости от функций деятельности методической службы - информационной, аналитической, планово-прогностической, проектировочной, обучающей, организационно-координационной - следует разделять методистов по направлениям деятельности. С этой точки зрения у методиста появляются новые специальности: методист-информатор, методист-аналитик, методист-прогнозист, методист-проектировщик, методист-организатор, методист-координатор и т.д.

Методист сегодня - это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение.

Методическая деятельность - это взаимодействие (а не воздействие!) методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения

Исходя из сущностных представлений о методической деятельности, можно сформулировать ведущие задачи методиста :

ü удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;

ü формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;

ü обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;

ü создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.

ü Профессионально значимые качества методиста

1. Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу, - «открытый интеллект»:

ü способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений;

ü умение создавать, созидать новое;

ü способность переходить из своей узкой сферы в смежные или даже отдаленные и решать в них, так сказать, чужие проблемы или вносить предложения, помогающие решению;

ü способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания, и своим собственным устаревшим методам и приемам работы;

ü умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние;

ü способность схватывать объект как одно целое;

ü способность диалектически (с сохранением всего положительного) отрицать старые системы знания;

ü способность принимать и преломлять любые идеи, независимо от их источника;

ü способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах изучаемых явлений.

2. Социальная компетентность:

ü принятие других такими, какие они есть;

ü терпимое отношение к ошибкам;

ü интерес к широкому кругу проблем, к непосредственному окружению;

ü пунктуальность;

ü стремление к сотрудничеству;

ü искренность с собой и другими; социальная совесть.

3. Способность к практическому решению проблем :

ü отслеживание всех аспектов проблемы;

ü идентификация связей между идеями;

ü аккуратность в интерпретации информации;

20. Понятие профессионализма в психологии. Уровни профессионализма.

Профессии - исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой ЗНУ, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессия (с тчк. зр. конкр. чел.)- это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию и средство личностной самореализации.

Специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных, промежуточных результатов.(инж.-иссл., инж.-преподават., инж.- констр.)

Профессионализм - внутренняя характеристика личности, обладающей необходимым нормативным набором психических качеств, позволяющих ей осуществлять деятельность на высоком уровне и достигать значительных профессиональных результатов.

Компетентность - знания, умения и опыт руководителя в той или иной области жизнедеятельности.

Уровни профессионализма

Допрофессионал

Человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами проф. деятельности, не достигая высок. и творч. результатов в труде.

Профессионал

Чел. усвоил нормы, правила проф. Д., сознательно выбирает свои цели в труде, превращая работу в свободный труд, превращаясь из деятеля, специалиста в субъект труда, в профессионала.

1 этап адаптации чел. к профессии - первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов и техник, технологии профессии.

2 этап самоактуализации в профессии - осознание своих возможностей, начало саморазвития ср-ми профессии, максимальн. самореализация в Д

3 этап свободного владения профессией, в форме мастерства, гармонизация человека с профессией, усвоение высоких стандартов, воспроизведение на выс. ур-не ранее созданных разработок, методик.

Супер-профессионал

Расцвет, высокие достижения и творческие успехи. Человек превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, профессионала-универсала, проявляется творческое обогащение профессии своим личным вкладом.

1 этап свободного владения профессией в форме творчества, обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, авторский вклад в Д., достижение вершин (акме).

2 этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой

3 этап творческого самопроектирования как личности профессионала, т.е. формирование у себя ранее отсутствующих псих. и проф. качеств, самостроительство, самосозидание, достижение вершин в развитии своей личности.

Пост-профессионал

По причине пенсионного возраста человек может стать экс-профессионалом, консультантом, наставником, экспертом, щедро и ненавязчиво делящимся своим проф. опытом, опытом достижений и ошибок

Профессионал это специалист, овладевший высокими уровнями проф. деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой инд. творческий вклад в проф. деятельность, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей Д. и повышающий престиж своей профессии в обществе.

Стороны и критерии профессионализма

При анализе проф. стороны жиз­ни человека необходимо преодоление технологических и тех­нократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение прежде всего новыми технологиями, средствами, разл. “ноу-хау”, и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении и оценке профессионализма чел. большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутр. ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. В погоне за новыми технологиями мы иногда сталкиваемся с тем, что “техника” есть, а духовности (святости”) в труде нет.

СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Мотивационная сфера проф. Д (какие мотивы побуждают чел., какой смысл имеет в его жизни проф. Д, какие цели он лично стремится достичь, насколь­ко он удовлетворен трудом и т.д.)

Операциональная сфера проф. деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

21. Понятие профессионально важных качеств (ПВК).

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.

Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть °пределенные качества, и при освоении профессий происходит Их перестройка в соответствии с особенностями данной профес-сиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки Деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с проф-ной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального си деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала.


Проблема проживания в снимаемой квартире (комнате). Для многих студентов во всем мире это нормальное явление. Главное здесь - сохранение чувства собственного достоинства, а в основе такого чувства - увлеченность своим любимым делом, увлеченность психологией вообще и какой-то более близкой для студента психологической проблемой в частности. Увлеченный человек всегда вызывает уважение даже у людей, ...

Клинической практики, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. 6. Каковы особенности отношений личности (к окружа­ющему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе) Работник в об­ласти клинической психологии должен иметь выраженный инте­рес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особен­ностям межлюдских отношений, профес­сионально положительное отношение к людям...

И трудящемся, сохраняемое людьми тем или иным способом (и следовательно, в той или иной мере отра­жающее, моделирующее истину), то круг возможных источ­ников истории психологии труда становится весьма широким, разнообразным, и сводится к следующему: · высказывания, предметом которых является психологичес­кий аспект труда отдельного человека или группы людей, включая характеристики и самого...

Результат в протокол. Метод научного наблюдения достаточно сложен, и ведению его надо специально обучаться. Схема 1. Общая схема основных методов психологии труда. Метод непосредственного наблюдения широко применяется во всех трех планах использования методов: для психологического анализа профессий, для конкретных...

Характеристика основных уровней профессионализма (по А.К.Марковой): допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессионализм, постпрофессионализм.

Читайте также:
  1. II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация
  2. III, IV и VI пары черепных нервов. Функциональная характеристика нервов (их ядра, области, образование, топография, ветви, области иннервации).
  3. А. Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
  4. Абсорберы, применяемые для очистки выбросов. Их характеристика и область применения.
  5. Адреномиметические средства прямого действия. Классификация. Механизм действия. Фармакологическая характеристика отдельных препаратов. Применение.

А.К. Марковой были выделены уровни становления профессионализма:

Допрофессионализм . Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время.

Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самостоятельный труд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала.

Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах. Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Люди этого уровня профессионализма, опережающие свое время, умеющие видеть дальше других и преодолевая подчас сопротивление, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Достичь такого уровня профессионализма, конечно,– заветная мечта каждого думающего и активного человека, желающего оставить добрый след своих дел в опыте человечества. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.



Непрофессионализ м (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма; либо зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем, искажая свое профессиональное и личностное развитие; или человек исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям. Все это, так или иначе, характеризует отсутствие профессионализма.



Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Этот уровень может дать возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей. Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь восхождения от одного к другим уровням профессионализма.

Статьи по теме: