Разных религиозных конфессий. Конфессии

Что такое религия. Понятно, что ответ на этот вопрос про­звучит по-разному, если его давать с религиозных и научных позиций. При этом оба подхода к определению религии име­ют право на существование. В этом параграфе рассматривает­ся взгляд на религию как на одну из важнейших составных частей духовной культуры, её стержня. Так религию понима­ют в обществознании в широком смысле слова. А в узком смысле подразумевают конкретную религию - а это духов­ная общность людей, имеющая единое происхождение, ха­рактеризующаяся определённой догматической и культовой спецификой.

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в существование Бога или богов.

Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Го­ворят о тысячах религиозных форм и видов, которые возни­кали, расцветали и погибали. Возможно, их столько же, сколько существовало на свете народов, племён, наций, по­скольку каждая человеческая общность обретала зримые черты культурного целого лишь тогда, когда у него появля­лась система высших ценностей, неприкасаемых святынь, почитаемых ритуалов и традиций. Если учитывать сохра­нившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то об­щее число религиозных верований достигнет многих десят­ков тысяч.

Классификация религий. Возможны различные класси­фикации религий, конфессий в зависимости от критериев, которые лежат в их основе.

Конфессия - церковь, вероисповедание.

В современной учебной литературе часто используется такая классификация.

1) Исторические типы:

а) архаичные (древние) религии:

Тотемизм - вера в животного и растение (тотем), обла­дающих сверхъестественной силой,

Фетишизм - поклонение фетишу, неодушевлённому предмету, наделяемому сверхъестественной силой,

Анимизм - вера в призраков и духов, которые населя­ют мир наравне с людьми;

б) современные религии:

Теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам),

Этические - вера в этические идеалы связи со Вселен­ной (буддизм, даосизм, конфуцианство).

2) По количеству богов:

Политеистические - вера в нескольких богов,

Монотеистические - вера в одного-единственного бога.

3) По степени охвата населения:

Мировые - христианство, буддизм, ислам,

Локальные (племенные, местные верования, нацио­нальные религии) - иудаизм, конфуцианство, син­тоизм и др.

Религия развивается от веры во многих духов (богов), олицетворением которых становятся силы и явления при­роды, до учения о едином Боге Творце (монотеизм). У всех монотеистических религий много общих черт.

Сошествие во ад. Фрагмент мозаики. V в.

Мировые религии. О количестве мировых религий учё­ные не пришли к единому мнению: хотя большинство схо­дится на числе 3 (христианство, буддизм, ислам), в литера­туре часто можно встретить упоминание о 4, 5, 7 и даже больше универсальных религиях, причисляемых к миро­вым. К примеру, Иерусалим часто называют священным го­родом трёх мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. В этом ряду отсутствует буддизм; если его вклю­чить, то мировых религий станет 4.

Мировые религии - понятие, характеризующее наибо­лее распространённые и значительные религиозные си­стемы на нашей планете.

Первыми, кто решил делить все религии на мировые и остальные, были христиане. Поначалу они относили к ми­ровым религиям христианство, иудаизм и язычество. В те времена христианство ещё не разделилось на западное и восточное, а ислам не возник вовсе.

Согласно мнению группы американских исследователей, мировыми религиями признаются 12, а именно: бахаизм, буддизм, конфуцианство, христианство, индуизм, ислам, джайнизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, таоизм и зороас­тризм. Ни одна из этих религий не представляет собой моно­литного целого. Напротив, благодаря схизме (расколу), происходившей рано или поздно в каждой из них, они дели­лись на множество течений и направлений. Поэтому спе­циалисты считают, что общее название - всего лишь соби­рательное имя для разнородных толков, имеющих друг с другом больше общего в части доктрины, организации и ре­лигиозной практики, чем с другими направлениями. К то­му же у них общая историческая судьба.

Однако наиболее распространена точка зрения, согласно которой существует только три мировые религии - христи­анство на Западе, буддизм и ислам на Востоке. Они отлича­ются полиэтнической распространённостью (т. е. получили распространение у многих народов) и отсутствием выражен­ной этноцентричности в своей догматике. Иудаизм - рели­гия преимущественно одной нации, хотя она широко рас­пространена во всём мире. К тому же в иудаизме резко вы­ражена этноцентричность - учение о евреях как избранном народе. Иудаизм, христианство и ислам - три теистиче­ские религии, адепты которых веруют в единого Бога. Хри­стиане верят в триединого Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.



Основной источник вероучения - Библия. Она состоит из двух частей - Ветхого Завета (Священное Писание как для христиан, так и для иудеев) и Нового Завета (признаёт-

ся только христианами). А мусульмане равно чтят и Ветхий и Новый Завет, а также Коран.

Христианство, буддизм и ислам, в отличие от националь­ных религий (иудаизм, индуизм и др.), имеют межнацио­нальный характер. Возникновение мировых религий - ре­зультат длительного развития политических, экономиче­ских и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер христианства, буддизма и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Ми­ровым религиям в большей или меньшей степени свой­ственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведу­щего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те каче­ства и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Ещё одна отличительная особенность мировых рели­гий - для них не существует социальных границ среди прихожан, все они равны, что также способствует распро­странению этих религий по всему миру.

Современная наука утверждает, что абсолютное боль­шинство известных религий возникло в качестве племен­ных культов. Мировые религии объединены рядом специ­фических характеристик: а) высокая степень абстрактности основных догматических положений, универсализм уче­ний; б) наличие догматики, допускающей различные вари­анты толкования исходного сакрального текста, исповеда­ния и обрядовой практики, способность к разветвлению ос­новного учения; в) социальная «растворённость» религии в обыденной жизни людей, причастность к их бытовым про­блемам и нравственным коллизиям, отсутствие жёсткой границы между сакральным и мирским, между служителя­ми и паствой (в отличие от обособленных жреческих каст), участие всех верующих в обрядовых церемониях (в отличие от древних религий, где обрядовая практика осуществля­лась только жрецами), обращённость этих религий непо­средственно к каждому верующему лично; г) сравнительная понятность основных догматических постулатов для верую­щих, возможность личного спасения через правильное по­ведение; д) формальное равенство всех людей перед Богом,


отсутствие сословных или национальных привилегий в во­просах веры.

Христианство делится на три основных направления: православие, католичество и протестантизм. Но не суще­ствует единой Протестантской Церкви (протестантских на­правлений и школ в мире несколько тысяч), а Православ­ная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Гру­зинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т. д. Управляются Православные Церкви патриархами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необхо­димо для того, чтобы отдельные Церкви были частью еди­ной Вселенской Церкви) и признают друг друга истинными Церквами.

Мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все её ча­сти в разных странах мира находятся в общении между со­бой, разделяют единое вероучение и признают папу римско­го своим главой. В Католической Церкви есть деление на об­ряды (общины внутри Католической Церкви, отличающие­ся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. По­этому есть католики римского обряда, католики византий­ского обряда и т. д., но все они являются членами одной Церкви.

В настоящее время Католическая Церковь насчитывает около двух тысяч различных орденов и движений. Посколь­ку большинство движений состоит из светских людей, они дают мирянам реальную возможность участвовать в жизни Церкви. В движениях (своего рода братствах) люди, не стре­мящиеся избрать монашеский путь, смогли реализовать свою потребность жить по Евангелию.


Согласно прогнозам учёных, при общем росте численности населения Земли огромный взлёт ожидает прежде всего ислам, количество приверженцев которого должно возрасти с 1,2 млрд в современном мире до 4,4 млрд к 2100 г.; христиан­ство увеличит число своих сторонников лишь до 2,2 млрд (прежде всего за счёт католической Латинской Америки). Ны­не христианство - самая распространённая на Земле религия.

Роль мировых религий в жизни человечества. Мировые религии можно уподобить мировым империям, простирав­шимся на огромных территориях. Тех и других в истории человечества было крайне мало. У буддизма, христианства и ислама подданных ещё больше, чем было у светских пра­вителей. Сакральной власти подчиняются миллиарды, мир­ской - десятки и сотни миллионов людей.

Религиозные ереси, секты, новые конфессии и религиозные организации, а их количество превышает несколько тысяч, не могут конкурировать с тремя мировыми гигантами в борьбе за умы и души людей. Каждая из них, будь то баптисты, Богоро­дичный центр или бахаизм, борется за жизненное простран­ство, стремясь отвоевать у мировых религий хотя бы клочок культурной территории. Несмотря на то что в большинстве стран новые религиозные течения официально регистрируют­ся, но в подавляющем большинстве они не поддерживаются го­сударством, не приветствуются населением, встречая подозре­ние, непонимание или откровенную вражду. Тем не менее уз­кий круг последователей сект и течений до фанатизма предан корпоративным ценностям и идеалам, которые основатели секты или нового течения выдают за откровение Божье.


Религии создаются не людьми, хотя у многих есть кон­кретные основатели. Последние выступают не от своего имени, они - посредники между этим и тем миром, доль­ним и горним. Они лишь доносят до людей волю Бога или богов, действуя от их имени и по их поручительству. Основ­ной вопрос здесь вовсе не о власти, а о смысле жизни и веч­ных ценностях. Религия - это богооткровение, а не сумма суждений частного лица по поводу устройства общества. Бо­гооткровение - вещь чрезвычайно редкая. У мировых ре­лигий есть весомые основания и доказательства того, что правом на него обладают только они, а многочисленные ере­си, как старые, так и новые, - всего лишь подделки, сурро­гаты, фальшивки. Мировые религии призваны хранить дар богооткровения с самого своего рождения в неизменном ви­де. Вот почему они столь консервативны, вот почему они не

----- н----- меняются и с трудом приспосабливаются к меняющейся ре­альности, законно полагая, что приспосабливаться как раз должна она, ибо религия - носитель вечных истин бытия.

Мировые религии, борясь и побеждая, существуют 2500 лет. И с каждым годом, каждым десятилетием их ду­ховная власть не ослабевает, а, напротив, укрепляется: чи­сло сторонников растёт, равно как и авторитет в мире. Се­годня эксперты говорят о столкновении цивилизаций, под­разумевая противоборство не империй или сверхдержав, а религий, в частности христианства и ислама.

Религиозные конфликты. Несмотря на то что Рели­гиозные войны ушли в прошлое, религиозный фактор во многих конфликтах продолжает играть важную роль. В последние десятилетия религиозную окраску носили конфликты в Боснии (противоборствовали католики, православные и мусульмане); Китае (коммунисты - их можно интерпретировать как атеистов - против христи­ан, буддистов и мусульман); Индии (индуисты, мусуль­мане, сикхи); Индонезии (христиане и мусульмане); Ближнем Востоке (иудеи, мусульмане, частично христи­ане); Северной Ирландии (христиане: протестанты и ка­толики); Шри-Ланке (индуисты и буддисты); Судане (христиане, мусульмане и анимисты) и пр. Властями во многих странах мира практикуется нетерпимость к ино­верцам и запрещаются определённые религии и культы.

Во всех крупнейших конфликтах конца XX - начала XXI в. присутствовала религиозная составляющая. Так, Католический костёл сыграл ведущую роль в становлении польской «Солидарности», а сербский патриарх Павел - в антимилошевичском движении. Антизападный и антимо- дернизационный характер носили и носят Исламская рево­люция в Иране (1978-1979). К этим примерам можно доба­вить исламское восстание на Филиппинах, преследование Индонезией католиков Восточного Тимора, конфликт Па­кистана и Индии в Кашмире, Чечня, Судан, Ольстер, кон­фликт Греции и Турции из-за Кипра и т. д.

В конце 1990-х гг. американские баптисты опубликовали итоговые цифры: по их оценке, в XX в. около 100 млн хри­стиан погибли как мученики за веру. Возможно, эта цифра и завышена, но всё же весьма показательна.

- ■ т Я ■ ! :->"■;■ ЯПШ Й*. - : ViЩ&- . ii" : : : " \ .:"" f

Двухсотлетний период Религиозных войн в Европе дале­ко позади, но слова Паскаля: «Люди никогда не делают зло в столь полном объёме и с такой радостью, как ради своей веры», - остаются актуальными.

Основные термины и понятия

■ншашннннапанваашмнаннаншшн Религия, конфессия, тотемизм, фетишизм, анимизм, миро­вые религии

Вопросы и задания

1. Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и атеистов? Почему?

2. Охарактеризуйте роль религии в жизни человека, общества, го­сударства. В чём состоит моральная сила религии?

3. Что такое мировая религия? В чём суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?

4. Какую роль мировые религии играли и играют в истории чело­вечества?

5. Какую роль играет религиозный фактор в современных кон­фликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь пово­дом для начала вооружённого противостояния?

Практикум

■■■■ннвнн^ннмшаааашнвннннваншнвввшн

1. Опираясь на ваши знания истории, проиллюстрируйте кон­кретными примерами классификацию религий, данную в па­раграфе.

2. Одна из книг, посвящённая сравнительному анализу религиоз­ных текстов буддизма, христианства и ислама, получила название «А Бог у нас один». Предположите, что и каким образом пытался доказать автор.

Основные религиозные конфессии на территории России и их роль в духовном воспитании защитников Отечества

ВОПРОСЫ:

1. Основные религиозные конфессии на территории России.

2. Роль религии в духовном воспитании военнослужащих ВС РФ.

«Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то Слава будет их вечным спутником, и горе злодею, покусившемуся на хранимую Богом святую Русь».

Фельдмаршал М.И. Кутузов

Религия в современном мире остается постоянно действующим весомым фактором социального развития, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества и, в частности, его вооруженной части. Более того, мировые и некоторые национальные религиозные конфессии к началу третьего тысячелетия усилили свое влияние на политику как отдельных государств, так и на мировой политический процесс в целом.

В мире, по данным, приведенным генерал-полковником В.А. Азаровым, насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.).

Соотношение верующих в России по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представлено следующим образом. Православные христиане - 67 процентов; мусульмане - 19 процентов; православные-старообрядцы - 2 процента; буддисты - 2 процента; протестанты - 2 процента; иудеи - 2 процента; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 процент; нетрадиционных - 5 процентов.

Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии -это христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Если говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и в дальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскими православными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все встанут на защиту России плечом к плечу.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой в 2000 г., говорится: «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости... Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

«Основные положения социальной программы российских мусульман» гласят: «Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности - одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины... Мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Духовным основанием данных социальных положений для российских мусульман являются слова Пророка Мухаммеда: «Любовь к Родине - часть твоей веры».

Русская Православная Церковь оказала сильное влияние на становление и укрепление государственной власти, особенно в первые века христианства на Руси. Так, историк В.О. Ключевский писал, что церковь того периода «являлась сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании государственного порядка».

РПЦ превратилась в государственный институт в начале XVIII века по воле императора Петра I. Такая форма государственно-церковных отношений с незначительными изменениями просуществовала вплоть до 1917 года. Церковь в тот период выполняла и роль государственной воспитательной структуры в Русской армии и Российском Императорском Флоте. Сам Петр I, напутствуя российских воинов перед Полтавской битвой, говорил: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за православную нашу веру и церковь».

После Октябрьской революции 1917г. отношения Советского государства и церкви стали формироваться на основе принятого 20 января 1918 г. Совнаркомом Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах, который принято называть «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет СНК совершенно изменил сущность государственно-церковных отношений, до крайности осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью.

В конце 30-х годов минувшего столетия начали происходить некоторые изменения в государственно-церковных отношениях. Как следует из протокола заседания политбюро центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) от 11 ноября 1939 года, оставшихся в живых священников начали освобождать из мест заточения еще до начала Великой Отечественной войны. Один из пунктов этого документа гласит: «Указания товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК - ОГПУ - НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православно верующих, - отменить».

С началом Великой Отечественной войны власть в лице И.В. Сталина фактически повернулась лицом к церкви. Открылись храмы, монастыри, духовные семинарии; величайшие православные святыни, иконы Божией Матери на самолетах облетели вокруг главных русских городов; было восстановлено Патриаршество, упраздненное императором Петром I...

С первых дней войны И.В. Сталин и его ближайшее окружение стали на путь духовного сплочения общества. В Заявлении Советского правительства от 22 июня 1941 года было сказано, что начавшаяся война является «Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу...», что надо мобилизовать все силы народа ради победы. Это был призыв забыть обиды прошлого и собрать воедино всех граждан страны, независимо от их взглядов, в том числе и по отношению к религии. Лично И.В. Сталин использовал религиозную терминологию в своем радиообращении к гражданам СССР от 3 июля 1941 года. Он обратился к советскому народу со словами «братья и сестры», обратился к памяти великих православных предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского.., а завершил речь утверждением «Наше дело правое - победа будет за нами!» Говоря эти слова, секретарь ЦК ВКП (б), не боялся быть непонятым всем прогрессивным человечеством и многоконфессиональным, как сейчас говорят, населением нашей страны. Этой речью он показал, что прекращаются гонения и начинается время сотрудничества с верующими.

С 22 июня 1941 года перестали выпускаться антирелигиозные труды (до войны только периодических изданий было около сотни, а всего до 1940 года в Советском Союзе ежегодно выходило около 2 тысяч названий антирелигиозной литературы тиражом более 2,5 миллиона экземпляров). Прекратил свою деятельность «Союз воинствующих безбожников».

Во время Великой Отечественной войны религиозные лидеры различных конфессий СССР призывали верующих к сплочению и мобилизации всех сил ради победы. В качестве примеров можно привести обращения к пастве главы Русской Православной Церкви патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия в послании «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», обращение к умме - мусульманскому сообществу - председателя Центрального духовного управления мусульман муфтия Абдурахмана хазрата ибн шейха Зайнуллы Расули (Расулева), руководителей других конфессий. Эти обращения проникнуты духом патриотизма, желанием донести до верующих боль за судьбу страны и мобилизовать их на защиту Отечества.

Во время войны Русская Православная Церковь не могла заниматься всесторонним духовно-религиозным обеспечением крупных военных операций. Но ее деятельность была многогранной и осуществлялась по следующим основным направлениям:

Обоснование защиты Отечества и Веры, необходимости ведения войны с агрессором, праведности ее целей;

Духовная защита политики своего Отечества и разоблачение государственной политики неприятеля, богопротивной человеконенавистнической идеологии фашизма;

Укрепление веры в Божью милость, дарующую победу, и в Божью волю, обрекающую противника, к которому как к врагу Божьему неприменима заповедь «Не убий», на поражение;

Обращение к религиозно-духовным и национально-культурным истокам традиций патриотизма, верности христианскому и воинскому долгу.

В мае 1942 года в Уфе собрался мусульманский съезд, на котором было принято «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». В этом документе перед мусульманами ставились задачи на время войны: всемерная помощь воинам и мирный труд во имя победы приравнивались к участию в сражении. Верующим разъяснялось, что победа над фашизмом спасет всю мусульманскую цивилизацию, весь мир от разрушения и порабощения.

Церковь готовила и проводила внешние акции по поиску путей к объединению союзников, сочувствующих и консолидации с ними в борьбе с врагом.

В сентябре 1943 г. митрополитов Сергия, Александра и Николая принял И. В. Сталин, а уже 7 ноября того же года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий отслужил торжественную литургию по случаю 26-й годовщины Октябрьской революции, произнес благодарственную молитву «О богохранимой стране нашей и ее правительстве, возглавляемом Богом дарованным вождем».

Патриотическая позиция Русской Православной Церкви и других религиозных конфессий выразилась и в значительной материальной помощи воюющей армии. В декабре 1942 г. митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. В короткий срок из приходов поступило более 8 млн. рублей, много золотых и серебряных вещей. Всего за 1941 - 1945 гг. по приходам было собрано более 200 млн рублей на нужды фронта (среднемесячная зарплата рабочего составляла в то время 700 рублей). Кроме денег, верующие собирали также теплые вещи для воинов.

«Патриотическая деятельность Церкви, - отмечалось в докладе на Соборе РПЦ, состоявшемся в январе 1945 г., - выразилась и выражается не в одних вещественных жертвах. Это, быть может, самая малая доля в общем деле помощи, какую оказывала и оказывает Церковь в годину военного испытания. Забота о нашей несравненной, доблестной, великой Красной Армии проявляется главнейшим образом в непрестанной молитве не только отдельных лиц, но и Церкви в целом, о даровании нашим защитникам от Господа сил и победы над врагом».

3 марта 1943 года в газете «Известия» была опубликована телеграмма главы Центрального духовного управления мусульман муфтия Абдурахмана хазрата ибн шейха Зайнуллы Расули (Расулева) И.В. Сталину. Он сообщал, что лично вносит 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны и призывает мусульман жертвовать на нее. В 1943 году ЦДУМ собрало 10 млн. рублей на строительство танковой колонны. Многие мусульмане вносили крупные суммы на строительство боевой техники. В короткий срок в регионах традиционного распространения ислама были собраны значительные средства: в Туркмении -243 млн. рублей, в Узбекистане -365 млн, в Казахстане - 470 млн. рублей. Как родных принимали, например, узбекские семьи эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Их национальность и вероисповедание для приемных родителей не имели значения.

Большая помощь оказывалась раненым и больным воинам. Так, архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), являясь крупнейшим специалистом в области гнойной хирургии, возглавлял военный госпиталь в Красноярске.

Церковь с первых дней войны четко определила свою позицию по отношению к предателям, как проживающим на территории СССР, так и находящимся в эмиграции. Повешенный после окончания Великой Отечественной войны белогвардейский генерал Краснов перед смертью признал: «Среди нас господствовало мнение - хоть с чертом, но против большевиков...» Иерархи православной церкви считали, что, подчинив себя черту, дьяволу, сатане, они встали на путь Иуды и перешли в день 22 июня 1941 г. ту грань, которую нельзя преступать верующему никогда и ни при каких обстоятельствах.

После смерти И.В. Сталина на церковь вновь начались гонения, правда, они были уже не столь масштабными, как в 20-х - начале 30-х годов XX века.

Сегодня можно констатировать возрождение духовного, религиозного сознания людей, живущих в России. Этому способствовали определенные шаги со стороны государства. И в частности, пример Президента России В.В. Путина, который, не скрывая своей приверженности православию, может служить образцом веротерпимости и взаимопонимания с представителями различных религиозных конфессий.

Само слово «религия» (от лат. - reli-gio) означает «совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение». Западный христианский мыслитель Лактанций, живший в IV веке, рассматривая дефиницию «религия», сделал вывод, что слово происходит от латинского же religio, -are (связывать, соединять) и, соответственно, религия есть союз благочестия человека с Богом. Считается, что данное определение раскрывает самое существенное в религии: живое соединение человеческого духа с Творцом, стремление души человека к Богу, нравственный союз с Ним, чувство бытия Высшего Существа.

Идеи экуменизма, то есть - объединения религиозных конфессий и создания единой мировой религии, как показала практика, вряд ли могут быть реализованы на нашей планете. Но, тем не менее, приверженцам разных религиозных конфессий приходится тесно общаться. Например, в условиях военной службы в Вооруженных Силах России. И здесь просто необходимы взаимное уважение, взаимопонимание и веротерпимость.

Результаты исследований, проведенных военными социологами и психологами, показали, что в настоящее время невозможно игнорировать религиозный фактор в воинском воспитании. По их наблюдениям, в боевой обстановке религиозность военнослужащих возрастает. Как говорится, на войне атеистов нет.

Для многих современных военнослужащих характерны невысокая степень выраженности религиозных чувств, поверхностное знание основ того или иного вероучения и низкая культовая активность. При организации и проведении воспитательной работы в воинских коллективах необходимо бережно относиться к подобным зачаткам духовности, и если у офицера-воспитателя не хватает религиоведческих знаний и собственного духовного, религиозного опыта, то не стоит вступать в теологические дискуссии.

В ряду духовных основ воинского воспитания важное место принадлежит предмету веры военнослужащих. Речь не идет только о религиозной вере, хотя она и играет большую роль в духовной жизни общества, а об убежденности в исторической правоте существования и развития Отечества. «Горе тем странам, - писал французский военный теоретик Г. Жомини, - в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество». Вера - это то, что принимают за главное и существенное в жизни, что для людей действительно есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат; что составляет предмет их желаний и предмет их действий.

Вера в Россию, в свой народ, в истинность защищаемых духовных ценностей и идей - основа воинского воспитания. Кстати, эти идеи выражены в словах Государственного гимна Российской Федерации: «Россия - священная наша держава... Хранимая Богом родная земля!».

Религиозный фактор взаимодействует с другими факторами общественной жизни, особенно тесно он связан с национальным фактором. Его влияние не всегда носит позитивную направленность. Основными проявлениями негативного воздействия религиозного фактора на военную безопасность России являются появление в воинских коллективах противоречий на религиозной почве; проникновение в структуру военной организации идей мистицизма и оккультизма; распространение среди военнослужащих идей религиозного пацифизма. Впрочем, проблему уклонения от военной службы на почве религиозных пацифистских убеждений фактически удалось решить: действующее законодательство позволяет членам различных религиозных объединений, буквально следующих заповеди «Не убий», пройти альтернативную гражданскую службу. Как и предполагалось специалистами, непричастными к спекуляциям на данной проблеме, «альтернативщиков» оказалось немного.

Религиозные различия, если их не учитывать при организации и проведении воспитательной работы с военнослужащими, могут стать поводом для возникновения конфронтации групп верующих различной конфессиональной принадлежности. К примеру, свыше 20 процентов верующих заявляют, что для них имеет значение религиозная принадлежность сослуживцев. Беспокоящим фактором является противоречие между требованиями, которые религиозная обстановка в воинских коллективах предъявляет к религиоведческим знаниям офицеров-воспитателей и отсутствием таковых у большинства из них. Требуется, в частности, знание основ того или иного вероучения, его культа, особенностей психологии сторонников определенной конфессии, требований, которые предъявляет религия к верующим военнослужащим в отношении военной службы. Некомпетентность в этих вопросах может стать причиной фактического оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, причиной возникновения конфликтов на религиозной почве, уклонения верующих от исполнения служебных обязанностей. Приходится констатировать и такой факт: в настоящее время возможность реализации прав верующих военнослужащих все еще серьезно зависит от духовных воззрений конкретного командира, начальника.

Быстро развивающийся процесс взаимоотношений вооруженной организации общества с религиозными конфессиями входит в противоречие с неразработанностью соответствующей нормативно-правовой базы. Назрела настоятельная необходимость определения обязанностей командиров по реализации прав верующих военнослужащих и порядок их реализации.

В этом плане можно обратиться к опыту соответствующей регламентации в Русской армии и Российском Императорском Флоте. К слову, учитывая, что они комплектовались не только православными людьми, но и представителями других вероисповеданий в штабах военных округов и на флотах имелись, как правило, мусульманский мулла, католический ксендз, иудейский раввин. Проблемы межконфессиональности решались также за счет того, что в основу деятельности военного духовенства закладывались принципы единобожия, уважения других вероисповеданий и культовых прав их представителей, веротерпимости, миссионерства.

В рекомендациях военным священникам, опубликованным в «Вестнике военного духовенства» (1892 г.), разъяснялось: «...Все мы, христиане, магометане, евреи вместе одновременно молимся Богу нашему, - потому Господь Вседержитель, сотворивший небо, землю и все, что на земле, есть для всех нас единый истинный Бог».

Правовой базой отношения к воинам-иноверцам служили воинские уставы. Так, устав 1898 г. в статье «О богослужении на корабле» предписывал: «Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры, с разрешения командира, в назначенном месте, и, по возможности, одновременно с православным богослужением. Во время продолжительных плаваний они увольняются, по возможности, в свою церковь для молитвы и для говения». Этим же уставом разрешалось находящимся на корабле мусульманам или евреям «читать общественные молитвы по правилам своей веры: мусульманам - по пятницам, евреям - по субботам». В главные праздники иноверцы, как правило, освобождались от службы и увольнялись на берег.

Вопрос межконфессиональных отношений регулировался и циркулярами протопресвитера (главного военного священника). В одном из них предлагалось: «Избегать, по возможности, всяких религиозных споров и обличений иных исповеданий» и следить, чтобы в полковые и госпитальные библиотеки не попадала литература «со встречающимися резкими выражениями по адресу католичества, протестантизма и других вероисповеданий, так как подобные литературные произведения могут оскорблять религиозное чувство принадлежащих к этим исповеданиям и ожесточать их против Православной Церкви и в воинских частях сеять пагубную для дела вражду». Величие православия военным священникам рекомендовалось поддерживать «не словом обличения инакове-рующих, а делом христианского самоотверженного служения как православным, так инословным, памятуя, что и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество».

Кстати сказать, императорское разрешение на строительство первой мечети в Москве было дано после победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Именно за верность и кровь, пролитую российскими мусульманами за Отечество на поле брани.

Развитие религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах РФ объективно требует скорейшей и глубокой разработки Министерством обороны Российской Федерации продуманной политики в отношении всех религиозных организаций страны. Продолжая развитие и углубление продуктивного соработничества с Русской Православной Церковью, необходимо сотрудничать в деле духовного воспитания военнослужащих ВС РФ и с другими традиционными для нашей страны религиозными конфессиями, признающими защиту Родины - России священным долгом и почетной обязанностью для своих приверженцев.

Готовясь к проведению занятия, следует, насколько это возможно, изучить духовные источники, комментарии к ним, поработать с религиоведческой литературой.

Во вступительном слове необходимо остановиться на исторической роли религии в жизни нашей страны и ее народа, подчеркнуть значение традиционных для России духовно-религиозных ценностей в достижении военных побед. В процессе занятия стоит привести примеры воззрений великих отечественных полководцев, флотоводцев, военачальников на феномен религиозной духовности, рассказать о проявлениях героизма воинов, сражавшихся за Веру и Отечество.

Желательно рассказать обучаемым об основах веры традиционных российских религиозных конфессий, особо выделяя общие, объединяющие начала, отношение к защите Отечества. Говоря о внутренне присущей нашему народу веротерпимости, важно уделить внимание проблемам духовной безопасности российского общества, акцентировать внимание обучаемых на опасности религиозной экспансии со стороны нетрадиционных для России религиозных и псевдорелигиозных объединений, подмены традиционных духовно-религиозных ценностей на чуждые духовности нашего народа.

Используя методы систематизации, исторического сопоставления, историко-философского и социально-философского анализа, следует на конкретных примерах и умозаключениях показать обучаемым, что возрождение традиционной духовности может стать залогом непобедимости нашего народа, основой жизнеспособности России.

1. Золотарев О. Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988 - 2005 гг. Антология: 2-е изд., доп.: в 2-х кн. - Челябинск: Социум, 2006.

2. Ивашко М., Курылев В., Чугунов А. Господь - Знамя мое. - М., 2005.

3. Игумен Савватий (Перепелкин). Рождество в Грозном. Записки православного пастыря. // Ориентир. - 2004. - № 9.

4. Пончаев Ж. Для возрождения России нужны вера и нравственность. // Ориентир. - 2005. - № 10. £М

5. Чижик П. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. - М., ВУ., 2000.

Капитан 2 ранга

Михаил СЕВАСТЬЯНОВ

Для России традиционна многоконфессиональность при ведущей конфессии – православие. В настоящее время различные конфессии активно представлены на религиозном поле страны. Считается, что десять самых влиятельных религиозных организаций страны по мере своей значимости расположились следующим образом: Русская православная церковь, Федерация еврейских общин России, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Буддийская традиционная сангха России, Русская православная старообрядческая церковь, Армянская апостольская церковь.

Органы местного самоуправления учитывают это обстоятельство: в большинстве субъектов РФ они поддерживают РПЦ как первую конфессию, однако редко соглашаются на исключительно «проправославную» политику (рис. 6.6.11).


Там, где мусульман, буддистов и язычников традиционно больше, чем православных, местная власть оказывает первостепенную поддержку именно этим религиям. Отношение местной власти в субъектах РФ к неправославным христианским конфессиям колеблется от хорошего до терпимого. Лучшие отношения имеют с властями лютеране, самые конфликтные – пятидесятники (рис. 6.6.13).


Разные конфессии выступают с публичным протестом (открытым письмом, обращением, митингом и т. д.) против нарушения их прав, причем так делают не только религиозные меньшинства, но и представители т. н. традиционных религий (рис. 6.6.14).

Жалобы православных обычно касаются споров о принадлежности памятников архитектуры и искусства государству или РПЦ, мусульман- запретов богословской литературы и преследований согласно законодательству об экстремизме, католиков и протестантов – запретов на проведение мероприятий, лишения аренды и регистрации.


150 представителями 40 протестантских деноминаций в целях совместного отстаивания своих интересов перед властями в 2003 г. был создан Российский евангельский альянс (РЕА). Очень развиты и эффективны его подразделения, которые существуют в 21 регионе – в частности: в г. Тольятти, Алтайской, Амурской, Воронежской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Челябинской областях, Пермском и Камчатском краях, республиках Калмыкия, Татарстан, Удмуртия, Якутия.


Иудаисты в РФ по-прежнему ориентированы на сохранение замкнутости единственно праведной еврейской общины. В наши дни они не выступают против получения русскоязычного образования в его светском формате. Однако в их элите сильно недоверие к лозунгу «общероссийской национальной идеи».


В неформальной беседе один из видных деятелей казанской еврейской диаспоры заявил: «Вначале говорят о Святой Руси, а все кончается новым Кишиневским погромом».


Для российских последователей учения Будды (бурят, калмыков и тувинцев) прежде всего важны бурятский, калмыцкий и тувинский варианты «национальной» идеи. Этнические буддисты также готовы к восприятию русской культуры и просвещения, но исключительно в их светском прочтении. Так, в последние годы президент Калмыкии К. Илюмжинов спонсировал ежегодную подготовку групп молодых калмыков и калмычек для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Вся эта программа осуществляется на русском языке. В то же время, разговоры об общероссийской «национальной» идее вызывают обеспокоенность в среде буддийской элиты, которая прежде всего ждет от ее реализации проявления русификаторско-ассимиляторских великодержавных начал.


Для российских мусульман характерно, как правило, совмещение двух тенденций: ориентации на свои этнические ценности – татарские, башкирские, чеченские, черкесские и др. и восприятия себя как части полуторамиллиардного «мусульманского мира». Последний, в свою очередь, при помощи серьезных финансовых вливаний (прежде всего из Саудовской Аравии) стремится направить вектор интересов мусульман России в свою сторону. Следует отметить, что крупнейший отечественный исламский деятель конца XIХ в. – начала ХХ в. Исмаил Гаспринский подчеркивал значение получения мусульманами русскоязычного образования. В 1881 г. он писал о необходимости обретения через русское просвещение «знания и света».


В то же время Гаспринский был твердым сторонником утверждения в среде мусульманской (прежде всего татарской) молодежи системы исламских ценностей и освоения ими тюркских языков. Гаспринский крайне настороженно относился к тогдашним властным замыслам интеграции населения России в «единое государственное целое». По его мнению, итогом реализации подобного проекта стала бы «русская ассимиляция» этнических мусульман, резким противником коей он являлся. Гаспринский и его последователи-«джадиды» (сторонники модернизации «русского мусульманства»), не отрицая значения знания русской культуры, ориентировались прежде всего на культурное пространство тогдашней Турции. Стремление к сохранению культурной гомогенности характерно и для нынешней российской исламской общины. Отталкиваясь от ставших весьма популярными в постсоветское время идей Гаспринского, современные идеологи Казани, Уфы и других исламских центров выступают за неприкосновенность местной этнокультурной самобытности и ориентируются на духовное сближение с мусульманскими кругами Саудовской Аравии, Египта и Турции. План выстраивания «общероссийской национальной идеи» их совершенно не привлекает. Более того, этот проект представляется местным исламским нерусским элитам весьма опасным «ассимиляционным» замыслом Москвы.

Можно констатировать, что планы продвижения общероссийской национальной идеи вызывают по сути негативное отношение в среде элит отечественных буддистов, иудаистов и мусульман, и изменить эту точку зрения наиболее влиятельных кругов нехристианских этносов РФ крайне сложно.

Помимо мировых религий и конфессий, во многих субъектах Российской Федерации присутствуют и многочисленные верования и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в ограниченных ареалах. К ним можно отнести «Белую веру» в Горном Алтае, местные древние культы и обряды, шаманизм. К ним же можно отнести и создаваемые этнической элитой клубы и сообщества по изучению национальной культуры, которые занимаются реконструкцией и творческим переосмыслением древних языческих традиций. Довольно внушительна статистика подобных верований в стране (табл. 6.6.3).


Отметим, что данный религиозный потенциал используется сепаратистскими группировками в Мордовии, Удмуртии и Якутии. Однако отождествлять этнический сепаратизм и локальные верования неверно. В тех случаях, когда власти удается наладить позитивный диалог с представителями языческих верований и включить их в легальную систему взаимодействия, язычники ограничиваются сохранением собственной этнической самобытности, не посягая на сложившиеся федеральные отношения, как, например, в Республике Алтай, Бурятии, Марий Эл, Тыве и Хакасии.


Представляется, что в случаях, когда эти верования представлены действующими по закону религиозными организациями, их локальная социокультурная миссия должна быть уважаема.

Воспитательная функция религиозных организаций

В религиозных организациях большая роль отводится воспитанию своих прихожан в духе религиозной морали. Достаточно много представителей светского общества полагают, что нравственный потенциал религии можно использовать и для влияния на секулярных граждан. Как обстоят дела с реализацией воспитательной функции религиозных организаций в современной России?

Несмотря на доверие общества к Церкви (по данным соцопроса Института социологии РАН в 2009 г., ей доверяют 68% населения), экспертное сообщество, опрошенное Центром проблемного анализа, в целом критически оценивает реальное влияние РПЦ на российское общество. 37% полагают, что православная церковь оказывает влияние только на своих прихожан, в то время как 31% оценивают влияние Церкви как незначительное (рис. 6.6.15). Вместе с тем, 24% опрошенных считают, что РПЦ оказывает большое влияние на россиян.


Опыт зарубежных стран показывает, что наибольшим нравственным влиянием обладают те религиозные организации, которые занимают независимую позицию по отношению к властям. Таким образом, представляется, что РПЦ, не отказываясь от сотрудничества с государством в социально значимых сферах, умножит свой авторитет, сохраняя независимую позицию по отношению к государству. «Огосударствление» Церкви приведет к снижению уважения и доверия к ней в обществе.


Помимо собственно церковного воспитания прихожан, религиозная организация реализует свой воспитательный потенциал в школе, армии и в тюрьмах.


Согласно пункту 1 статьи 1 Приказа Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ», обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей и по просьбе их родителей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 1).


Религиозные организации заключили договоры с Министерством образования как на федеральном (РПЦ), так и на региональном уровне (РПЦ – 35 субъектов Федерации), а также с образовательными учреждениями (РПЦ – в 14 субъектах Федерации, Совет муфтиев России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии – в одном). В рамках подобных соглашений осуществляется преподавание Основ православной культуры, Основ исламской культуры и т. д.


21 июля 2009 г. Президент РФ Д. Медведев принял решение о поддержке в экспериментальном порядке преподавания в школах 19 субъектов Федерации основ религиозной культуры, истории религии и светской этики. Выбирают родители и дети, преподают светские педагоги. На 2010 г. 42,1% учащихся выбрали светскую этику, 30,6% - основы православной культуры, 20% - основы мировых религиозных культур, 5,2% - основы исламской культуры, 2% - основы буддийской культуры, 0,1% - основы иудейской культуры. Отметим, что существует ряд проблем (возраст учащихся, компетентные учебные пособия, подготовка учителей, возможность школ предоставить учащимся выбор профиля), которые пока не решены и требуют серьезной проработки.


Особую область отношений государства и религиозных организаций составляет сфера исключительной компетенции государства.


К ней относятся вопросы жизнедеятельности армии, пенитенциарных учреждений и некоторые иные.


Пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указывает, что государство не берет на себя обязанности по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (пункт 5 статьи 8). Сходным образом законодательство оговаривает права заключенных.

На практике религиозные организации давно сотрудничают с силовыми структурами и часто оформляют это специальными соглашениями. На федеральном уровне Русская православная церковь заключила соглашения – с Министерством обороны РФ, Военно-воздушными силами РФ, Воздушно-десантными войсками, Федеральной пограничной службой РФ, Министерством атомной промышленности РФ, Главным управлением специального строительства, Главным управлением казачьих войск при Президенте РФ, Советом атаманов войсковых казачьих обществ России, Федеральной службой исполнения наказаний РФ; Федерация еврейских общин России – с Министерством обороны РФ.


На уровне субъектов Федерации РПЦ заключило соглашения с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (12 субъектов Федерации). Центральное духовное управление мусульман России – с Министерством обороны РФ (один субъект Федерации), Совет муфтиев России – с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (5 субъектов Федерации). Римско-католическая церковь, Российский союз евангельских христиан-баптистов, Российская церковь христиан веры евангельской, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» - с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (один субъект Федерации).


Согласно распоряжению Президента РФ Д. Медведева, данному в 2009 г., в России вводится институт военных священников – сначала в зарубежных частях Российской армии и в Северокавказском военном округе, затем во всех воинских частях. При всех положительных сторонах такого решения, вызывает сомнение требование обязательного 10-процентного присутствия определенной конфессии в части для наличия там капеллана (непонятно, как быть, допустим, двум-трем мусульманам, служащим в русской части) и незакрепленность этого института на уровне федерального закона.


Признавая необходимость сотрудничества государства и религиозных организаций в воспитательной сфере, следует помнить, что в деле воспитания для религиозного человека стоит задача прежде всего научить доктрине и правилам своей религии, а не пропагандировать какую-либо светскую идеологию. Недопустима попытка определенных политических сил заставлять верующих людей заниматься пиаром их самих или продвигаемых ими идей. Это повлечет потерю авторитета религии в обществе, поскольку она будет восприниматься не как самостоятельный институт, а как всего лишь идеологическая прислуга власти.

Регламентированность и легитимность отношений государства и религиозных организаций

Отношения религиозных организаций и государства должны быть тщательно регламентированы и узаконены. Как обстоят с этим дела в России? Согласно статье 14 Конституции, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 указывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Отметим, что данная конституционная норма не проясняет, что такое светскость, не раскрывает, что значит «отделение от государства». Следует ли его понимать как отделение институтов друг от друга или как запрет Церкви взаимодействовать с государством.

Согласно статье 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные объеди-нения делятся на религиозные группы и религиозные организации. Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.


Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные (пункт 2 статьи 8).


Согласно пункту 2 статьи 15, государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. Заметим, что этой нормы недостаточно для того, чтобы защитить религиозную организацию от неправомерного вмешательства государства в ее внутренние дела.


Согласно пункту 3 статьи 4, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Пункт 3 статьи 18 указывает, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.


Норм данного закона недостаточно для легализации социального партнерства государства и религиозных организаций, которое давно существует на практике.


Это вопросы религиозного образования, присутствия в армии и тюрьмах, совместной благотворительной деятельности и т. д. Нет критериев, по которым государство оказывает поддержку той или иной конфессии.


Тем не менее, как было показано выше, религия, в частности, РПЦ, на практике усиливает свое влияние на государственное управление. У экспертного сообщества, опрошенного Центром, нет однозначного мнения относительно возможного усиления роли РПЦ в государственном управлении: 51% опрошенных против этого и 43% - за (рис. 6.6.16).


В качестве оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений для России наибольшая часть экспертного сообщества выделяет равноудаленные отношения религиозных организаций и органов государственной власти (33%), а также модель социального партнерства (22%) в трактовке, предложенной Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.


Как намерено строить отношения с религиозными организациями государство? Как видно на рис. 6.6.18, в 2008 г.

Президент РФ официально встречался только с православными, мусульманами и иудаистами. При этом явное предпочтение отдавалось РПЦ. Таким образом, в первый год президентства не было ни одной официальной встречи с представителями других конфессий.


Однако в 2009 г. государственная политика изменилась: 11 марта 2009 г. Президент России лично провел встречу со всеми представителями Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, а на встречу 21 июля 2009 г. в своей резиденции, где было объявлено о формировании института военного духовенства и о введении религиозного образования в школах, Медведев пригласил, помимо РПЦ, лидеров всех трех мусульманских духовных управлений (Центрального духовного управления мусульман России, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа), иудаистов и буддистов. Кроме того, глава государства впоследствии впервые встретился с буддистами на их территории – в Иволгинском дацане. 31 августа 2009 г. Медведев встретился с духовными лидерами шести северокавказских республик – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии – и обсудил с ними усиление террористической активности в регионе и связанную с этим проблему роста религиозного экстремизма среди молодежи.


К каким конкретно механизмам взаимодействия приводит готовность властей к сотрудничеству?


Прежде всего это включение религиозных деятелей в советы по взаимодействию с религиозными объединениями. Распоряжением Президента РФ от 2 августа 1995 г. № 357-рп учрежден Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, который является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента РФ, касающихся взаимодействия государства с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.


В этом Совете присутствуют практически все крупные конфессии федерального уровня: православные (РПЦ и старообрядцы), армяно-григориане, мусульмане, иудаисты, буддисты, католики, баптисты, адвентисты и пятидесятники. В субъектах Федерации местные власти обычно учитывают многоконфессиональность населения. Хотя в советах лидируют православные (в 31 из 31) и мусульмане (в 25 из 31), но представлены и другие конфессии: иудаисты – в 14 из 31, лютеране, баптисты и пятидесятники – в 12 из 31, католики – 10 из 31 и т. д.


С середины 2000-х гг. религиозных лидеров стали включать в общественные представительства (например, в Общественную палату); в них представлены – православные, мусульмане, иудаисты, буддисты и пятидесятники (рис. 6.6.20).


Российское государство, начиная с 1990-х гг., заключает договоры о сотрудничестве с религиозными организациями в сферах образования, благотворительности, патриотического воспитания и т. д.


Государство явно предпочитает в качестве партнера РПЦ (74% всех договоров), дальше следуют – иудаисты (9%), мусульмане (6%), буддисты, баптисты, адвентисты и пятидесятники (по 3%). Местные власти в субъектах РФ, обычно замечая и признавая многоконфессиональность населения, тем не менее, официальные договоры предпочитают заключать с РПЦ (83%), что на 9% больше, чем на федеральном уровне.


Нужно отметить, что до конца не решен вопрос с реституцией церковных зданий, не урегулирован механизм совместного пользования религиозной организацией и государством памятников, относящихся к культурному наследию.


Таким образом, анализ состояния факторов жизнеспособности страны в сегменте религии показал, что существует ряд проблем, которые требуют для своего решения принятия текущих, а также средне- и долгосрочных мер в сфере государственного управления.

Звучит как confessio - исповедание. Конфессия - это объединение верующих в одну религию, которая имеет свои особенности в вероучении, богослужении и организационной структуре. Сегодня современная религия представляет собой целый многоконфессиональный комплекс, куда входит огромное множество религиозных вероучений (есть утверждения, что их насчитывается около 5000).

Конфессии. Разные примеры мировых конфессий

Если говорить о христианских конфессиях, к ним принадлежит православие, католицизм и протестанство (все они входят в одну конфессию, однако они очень разные по своему вероисповеданию). Другие конфессии тоже имеют свои ответвления. В свою очередь, иудаизм включает в себя: ортодоксальный иудаизм, хасидизм и реформистский иудаизм. Ислам тоже имеет свои религиозные направленности. Это суннизм, шиизм и ибадизм. Буддизм предполагает свои разделения: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Все это и есть основные конфессии, официально признанные мировым сообществом.

Подходя к вопросу о разделе христианских конфессий, нужно сказать, что изначально христианская вера была представлена Единой Апостольской Православной Церковью Христовой. В 1054 году от нее отделился католицизм, а уже с 1529 года от католицизма отделились разные общины, получившие название протестантов. Протестантские общины, сформулировав для себя собственное исповедание веры (confession), решили просто отделиться от католиков.

Конфессия - это что? Прежде чем ответить на этот вопрос, непременно стоит отметить, что сам термин получил свое распространение именно в Реформационный период. Тогда в чем заключаются главные отличия всех этих христианских конфессий?

Православие

Православная Церковь является исторической древнехристианской церковью, куда входят 15 поместных. Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ) существует Константинопольская ПЦ, Александрийская ПЦ, Антиохийская ПЦ, Иерусалимская ПЦ, Сербская ПЦ, Греческая ПЦ, Грузинская ПЦ, Болгарская ПЦ, Кипрская ПЦ, Албанская ПЦ, Польская ПЦ, ПЦ Чешских земель и Словакии и ПЦ в Америке.

Все они базируются на одном и том же каноническом устройстве, у них одинаковые догматы, они находятся друг с другом в общении в молитве и в таинствах. Испокон веков они хранят христианскую веру в том истинном состоянии, в котором открыл ее сам Иисус Христос, проповедовали Апостолы и учили Святые Отцы. Все эти, казалось бы, отдельные церкви составляют единую Вселенскую Церковь.

Церкви Вселенского Православия равноправны и независимы в административном плане. Главная суть и единство Православной Церкви заключаются в евхаристии. Сам Иисус Христос стоит во главе христианского Православия.

Католицизм

Католицизм возник на почве формирования феодального строя в Западной Европе и был противопоставлен православию. Как уже ранее было отмечено, в 1054 году произошел раскол, Римско-католическая Церковь отошла от Православной. После этого католики провели 21-й Вселенский Собор и включили в церковную жизнь свои изменения. Они признали свою Церковь единственной, а также главенство и святость Римских Пап, и отвели им главенствующую роль, внеся таким образом свои корректировки и изменения.

Католикам была свойственная нетерпимость к «некатоликам», которых было принято считать еретиками. В католицизме главную роль играет Папская власть и привилегированное духовенство.

Протестанство

Протестанство возникло в XVI веке, когда началось широкое антикатолическое движение, где отвергались все крайности Римского католицизма. Лидером революционных религиозных реформ стал Мартин Лютер, который категорично восстал против продажи и распространения индульгенций. Потом он прибил к церковным дверям 95 пунктов своего плана реформирования существующего положения Церкви, где были отвергнуты Священные Предания, постановления Вселенских Соборов, духовный опыт монашества, священство, поклонение Богородице, иконам, ангелам, святым и т.д.

Если говорить по существу, то протестанство лишилось Церкви. Хоть его учения и базируются на Библии, однако на самом деле протестанские теологи толкуют саму Библию явно со своей точки зрения. Уже чуть позже вследствие этого (в рамках того же протестанизма) в мире образовалось огромное количество деноминаций, это и баптисты, и пятидесятники и т.д.

Конфессии в России

Итак, конфессия - это в первую очередь вероисповедание, созданное на основе определенного религиозного учения и объединения на этой почве верующих людей, которые будут придерживаться всех необходимых принципов и законов. На примере христианской веры мы видим, как в исповедании и употреблении разных символов веры образовались многочисленные и самые разнообразные конфессии. И теперь конфессия - это синоним определенной формы религии.

В России существует свобода вероисповедания и закон, который подчеркивает уважение ко всем мировым религиям и провозглашает равенство всех конфессий, которые, в свою очередь, имеют право открывать на территории Российской Федерации свои представительства.

Не менее сложна ситуация и с ортодоксальными церквями. Так, относящие себя к католицизму старокатолики и другие группы, называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак католицизма - в признании Папы Римского главою церкви. К православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными - нехалкидонские Древневосточные (ориентальные) церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания до обвинений в ересях .

Христианские конфессии согласно хронологии их обособления

  • Византийское Православие и Католицизм (обособились одновременно друг от друга).
  • Парахристианство (Псевдохристианство)

Конфессии в России

С целью обеспечения в России свободы вероисповедания Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации», признавая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры» и подчеркивая уважение ко всем мировым религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», провозглашает «равенство перед законом» всех конфессий.

Статья 13, часть 2 Федерального закона определяет особый статус иностранных религиозных организаций (созданных за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства). Они имеют право открывать свои представительства на территории Российской Федерации, в том числе при российских религиозных организациях. Однако данные представительства не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус «религиозного объединения», установленный Федеральным законом. Данные ограничения предполагают дифференциацию по юрисдикционному, а не конфессиональному признаку.

См. также

Напишите отзыв о статье "Конфессия"

Примечания

  1. // Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998.
  2. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. - М., 2006
  3. //Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. - М: Русский язык , 1998.
  4. // Современная энциклопедия, 2000.
  5. Безнюк Д. К. (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1278 дней)) // Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . - Минск: Книжный Дом, 2007. - 960 с. - (Мир энциклопедий)
  6. Цыпин В. А. , прот. // Православная энциклопедия . Том VII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2004. - С. 270. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2
  7. Конфессия // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл-Ку. - М.: Большая российская энциклопедия , 2003.:ил. - «С. 115 ». ISBN 5-85270-201-3 (кн. 9), ISBN 5-85270-218-8
  8. Пучков П. И. , Казьмина О. Е. - М., 1997. - 286 с.
  9. Макдауэлл Джош , Стюарт Дон. «». - М.: Протестант, 1994. - 215 с.
  10. // Сторожевая башня , 1 ноября 2009 года. - С. 19. - ISSN 0043-1087
  11. «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию, - сказал при встрече с главой ААЦ-и США Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) - она воспринимается Русской Церковью как православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы Отцов Церкви» .

    (митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, «Православие и Экуменизм: Новые вызовы», МДА, «Церковь и время», n3 (6), 1998, стр. 65).

  12. // Православная энциклопедия Древо

Ссылки

  • Терехов В. П. // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3 . - С. 194-197 .
  • Тишков В.А. // Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. - М.: Московское бюро по правам человека; Academia, 2008. - С. 7 .

Отрывок, характеризующий Конфессия

Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
– Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
– Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
– Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
– Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.
– Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
– Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.
– Marie, – сказала она, отстраняясь от пялец и переваливаясь назад, – дай сюда твою руку. – Она взяла руку княжны и наложила ее себе на живот.
Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой.
Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки.
– Вот, вот – слышишь? Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, – сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала.
– Что с тобой, Маша?
– Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала.
– Получили от Андрея что нибудь? – сказала она.
– Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно.
– Так ничего?
– Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.

– Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
– Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
– Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
– И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.

Статьи по теме: