Презентация на тему "знакомство с насекомыми ". Презентация "класс насекомые" Какие насекомые относятся к общественным

Презентация к уроку на тему «Многообразие насекомых»

  • Подготовлена учителем биологии
  • Русиной Е.В.
  • МАОУ гимназия № 111
  • г.Уфа, Калининский район, РБ
Тема урока «Многообразие насекомых»
  • Девиз урока «Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся!»
  • «О многих шестиногих,
  • Прекрасных и убогих,
  • Мы каждому из вас
  • Расскажем без прикрас»
Р а з м и н к а
  • Пауки - бескрылые насекомые. (Нет)
  • Насекомые живут не только на суше, но и в воде. (Да)
  • Самые крупные насекомые – обитатели тропиков. (Да)
  • Ноги у насекомых находятся на груди и на брюшке. (Нет)
  • Насекомые едят все, а некоторые из них – перья,шерсть,древесину и пластмассу. (Да)
  • У взрослых насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание. (Нет)
  • Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам. (Нет)
  • Самый многочисленный отряд насекомых – жуки. (Да)
  • Большинство насекомых – вредители. (Нет)
  • Основные органы дыхания насекомых – трахеи. (Да)
  • Кровяная жидкость насекомых (гемолимфа) красного цвета. (Нет)
  • Взрослые насекомые дышат атмосферным воздухом. (Да)
  • Бабочка-капустница питается нектаром цветков. (Да)
  • У комаров ротовые органы грызущего типа. (Нет)
  • У большинства насекомых сердце трубчатое. (Да)
  • Органы выделения насекомых – почки. (Нет)
  • У всех насекомых самца и самку различить нельзя. (Нет)
  • Усики насекомых – органы обоняния. (Да)
Биологический диктант « Определения – понятия». Ответы:
  • 2, 8, 3, 5, 4, 10, 9, 7
Конкурс « Узнай меня!»
  • Обожаю растения семейства крестоцветных, от их запаха просто теряю голову.
  • За это меня недолюбливает человек.
  • Все норовит уничтожить кладки моих яиц и моих личинок – гусениц
Конкурс « Узнай меня!»
  • Я – красавец! Да еще и лекарственный. В старину из меня и моих братьев готовили отличное мочегонное средство.
  • В те добрые старые времена меня частенько можно было видеть в цирке: еще бы, ведь я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке.
  • Даже если вы не пригласите меня к обеду – я не замедлю появиться, мне достаточно немного хлебных крошек или плохо вымытых тарелок, на худой конец могу обойтись и бумагой.
Конкурс « Узнай меня!»
  • Мы всеядны, любим спелые ягоды и плоды, животных, кто помельче, в крайнем случае – просто зелень.
  • Нам принадлежат рекорды по прыжкам в длину и высоту.
  • Мы – музыканты, нас называют «скрипачами»
Жук-голиаф
  • Златки
  • Жук-геркулес
  • Бразильский палочник
  • «Самые, самые!»
Термиты
  • «Самые, самые!»
  • Бабочка агриппина
  • Стрекоза
  • Тутовый шелкопряд
Вши
  • «Самые, самые!»
  • Блоха
  • Пчелы
  • Бабочка-бражник
« Путаница»
  • 1. Прямокрылые – майский жук
  • 2. Равнокрылые – муха
  • 3. Жесткокрылые – саранча
  • 4. Чешуекрылые – тля
  • 5. Двукрылые – пчела
  • 6. Перепончатокрылые – бабочка крапивница
« Распутаница»
  • 1. Прямокрылые – саранча
  • 2. Равнокрылые – тля
  • 3. Жесткокрылые – майский жук
  • 4. Чешуекрылые – баб. крапивница
  • 5. Двукрылые – муха
  • 6. Перепончатокрылые – пчела
« П а с п о р т »
  • Царство: животные
  • Тип: членистоногие
  • Класс: насекомые
  • Отряд: двукрылые
  • Род: муха
  • Вид: муха комнатная
« П а с п о р т »
  • Царство: животные
  • Тип: членистоногие
  • Класс: насекомые
  • Отряд: перепончатокрылые
  • Род: пчела
  • Вид: пчела медоносная
« П а с п о р т »
  • Царство: животные
  • Тип: членистоногие
  • Класс: насекомые
  • Отряд:жесткокрылые
  • Род: жук
  • Вид: жук-плавунец
«Все изумляет нас в природе мелких тварей- Летящий шмель, стрекочущий сверчок Паук, плетущий паутину, И червь, что превращается в порхающий цветок». Фо-Гель-Дзё
  • Спасибо за внимание!

Цели:

1. Учащиеся должны усвоить понятия “насекомые, кутикула, ротовой аппарат, крылья, дыхальца” , знать общие признаки насекомых, черты прогрессивной организации, закрепить знание общих признаков членистоногих.

2. Учащиеся должны уметь работать информацией, отбирать главное, составлять рассказ.

3. Способствовать формированию научного мировоззрения, коммуникативных навыков.

Оборудование: презентация “Общие признаки Насекомых”, видеофрагмент, коллекции насекомых и рисунки насекомых, рабочие листы.

Ход урока

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (В\фр, ВВС “Империя чужих”)

1. Практическая работа “Изучение внешнего строения насекомых” по тексту на рабочих листах, коллекциям и рисункам. Ответы на вопросы: можно ли отнести изучаемые объекты

а) К типу Членистоногие? По каким признакам?

б) К классу Ракообразные? Почему?

в) К классу Паукообразные? Почему?

2. Обобщение результатов практической работы: назовите и запишите характерные признаки насекомых.

3. Как вы думаете, почему эта группа животных названа надклассом? Ваши предположения – почему?

4. Формулировка проблемы, над которой будем работать на уроке.

Какие особенности насекомых обеспечивают их господство на Земле?

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия, позволившие им стать хозяевами планеты. Эти отличия касаются как строения (внешнего и внутреннего), так и процессов жизнедеятельности.

Для более эффективного изучения большого по объёму материала мы будем работать по группам.

1 группа - Особенности питания и строение ротовых органов насекомых.

2 группа - Способы передвижения и разнообразие конечностей насекомых.

3 группа - Полёт и особенности строения крыльев насекомых

4 группа - Органы чувств насекомых.

1. Работа в группах – 5 мин. (см. рабочие листы)

2. Выступления учащихся - 2 мин. - обсуждение, дополнения, просмотр видеороликов.

3. Заполнение таблицы “Особенности насекомых, связанные с их господством на Земле”

4. Обобщение изученного материала.

Вывод. Благодаря особенностям строения, процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных.

Фамилия _____________

Рабочий лист урока “Характерные особенности насекомых”

I. Практическая работа: “Изучение внешнего строения насекомых”. 4 мин.

  1. Рассмотрите предложенные вам коллекции и фотографии насекомых.
  2. Найдите конечности, обратите внимание на их строение. Сколько их?
  3. Сколько отделов тела у насекомых?
  4. Есть ли органы чувств у насекомых? (усы, усики, глаза сложные или
  5. простые?)
  6. Запишите вывод по практической работе по схеме:

У насекомых… конечности, их... пары. Летают с помощью … .

Тело состоит из 3 частей: … , … , … .

На голове органы чувств: глаза … , усики … .

II. Рассмотрите рисунки и прочитайте информацию. 5 мин.

Заполните таблицу по своей информации, а затем, внимательно слушая, по информации других групп. Выступление группы. 2 мин.

Способ передвижения Ротовые органы Способ питания

Органы чувств

Среда обитания

Сделайте вывод о причинах многообразия насекомых.

«Класс Насекомые».

7 класс.
Подготовила и провела: учитель биологии школы №48 г.Орла
Рещикова Н.В.

Вдруг появляется чёрная туча,
Ветер не дует, но туча летуча;
Дождик с неё урожай не умножит,
Ливень живой всё вокруг уничтожит.
Рыж, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома не любят,
И на базаре не купят.
Нос долог, голос тонок,
Летит - пищит, сядет – молчит.
Кто его убьет – свою кровь прольёт.
В лесу котелок
Кипит, кипит,
А укипи нет.
Не птичка, а с крыльями.
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приручает,
А на нас садится.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ

Тело насекомых разделено на голову, грудь, брюшко. На голове у насекомых имеются пара сложных глаз, одна пара усиков; на груди – три пары ног и у (большинства) – крылья. Тело покрыто хитиновым покровом.

НОГИ ЖУКОВ

А – бегательная; б – плавательная; в – прыгательная; г – копательная.

РОТОВОЙ АППАРАТ

Грызущего типа; есть хищные и растительноядные

Сосущего типа (хоботок); питаются нектаром растений; личинки (гусеницы) имеют грызущий ротовой аппарат

Колюще – сосущего типа; питаются
кровью человека и животных

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1 – пищевод; 2 – зоб; 3 – мускулистый желудок; 4 – средняя кишка; 5 – задняя кишка; 6 – анальное отверстие.

Слайд №10

ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ

Органы выделения чёрного таракана: 1 - мальпигиевы сосуды; 2 и 3 - отделы передней кишки; 4 - средняя кишка; 5 - слепые придатки средней кишки; 6 и 7- отделы задней кишки.

Слайд №11

НЕРВНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ

Окологлоточное
нервное кольцо

Грудные нервные узлы

Слайд №12

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ

Кровеносная система насекомых незамкнутая. Кровь бесцветная или желтоватая, редко красная, что зависит от растворенного в ней гемоглобина (например, у личинок комара-мотыля).

Слайд №13

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

А) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ
(БАБОЧКИ, ЖУКИ, КОМАРЫ, МУХИ, ШМЕЛИ, ОСЫ, ПЧЁЛЫ, МУРАВЬИ)

Б) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ
(СТРЕКОЗЫ, САРАНЧА, КУЗНЕЧИКИ, СВЕРЧКИ, МЕДВЕДКИ, ТЛИ, ЦИКАДЫ, КЛОПЫ)

Слайд №14

Слайд №15

«ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ»

Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте, что в ней зашифровано.

Слайд №16

Слайд №17

ЖУК СКАРАБЕЙ

Один из жуков – навозников – священный скарабей – привлёк внимание древних египтян тем, что лепил шарики из навоза. Египтяне увидели в катании шара символ движения солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Этого оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлён, ему воздавались почести. Попробуйте на основе своих знаний объяснить поведение жука.

Слайд №18

ЯД БОЖЬИХ КОРОВОК

При встряхивании деревьев и кустарников нередко с них падают божьи коровки. Упав, они некоторое время лежат брюшком вверх. Если прикоснуться к ним пинцетом, то на их ножках можно заметить появление капелек ярко – жёлтой жидкости, обладающей ядовитыми свойствами. Через минуту – другую божья коровка переворачивается спиной вверх, начинает медленно ползти и затем улетает. Что означает такое поведение божьей коровки?

Слайд №19

КОЛОРАДСКИЙ ЖУК

Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он жил по склонам гор и питался дикими паслёновыми растениями. Жук был случайно завезён в Европу во время первой мировой войны и стал здесь страшным вредителем картофеля. Что послужило этому причиной?

Слайд №20

Особого внимания заслуживает самый крупный (до 40 мм) и самый ядовитый представитель общественных ос - шершень (Vespa crabro L.). Голова у этого вида желтая или желто-красная, грудь черная, брюшко в задней половине желтое, с черными пятнами.
Гнездятся шершни в дуплах, деревянных постройках, иногда в ульях. В лиственных лесах они заселяют до 5 % дуплогнездников. Гнездо вначале строит перезимовавшая самка. Вскоре из выкормленных ею личинок выходят бесплодные самки-работницы, которые и берут на себя все дальнейшие заботы о семье. К осени в гнезде появляются молодые самки и самцы, а основательница гнезда - матка - и ее дочери-работницы гибнут, семья распадается, самцы и самки разлетаются. Самцы после оплодотворения самок погибают, молодые самки на зиму забираются в укромные места и засыпают. Весной каждая из них начинает создавать собственную семью.
Добычей шершней становятся многие насекомые, которых они способны убить ударом жала или просто челюстями. Добыча тут же загрызается, например, у пчел отгрызается голова и брюшко, а грудь тщательно пережевывается, и этой «кашицей» оса кормит личинок. Сам шершень предпочитает нектар и другую сладкую пищу. Этот вид может наносить серьезный урон пчеловодству.

Слайд №21

МУРАВЬИНАЯ НАСТОЙКА

Муравьи имеют важное значение для человека в качестве сырья для получения химических веществ, а также, лекарств. Из ядов муравьев сейчас получены в кристаллическом виде и изучены новые вещества, ранее неизвестные науке, такие, как иридомирмецин, изоиридомирмецин, иридодиал, дендролизин. Иридомирмецин и дендролизин могут быть использованы как инсектициды.
Муравьиный спирт, получаемый из рыжих лесных муравьев, издавна использовался для смазывания больных суставов при ревматизме. В прежние времена муравьиную кислоту извлекали из муравьев, теперь получают химическим путем.
Черных муравьев-древоточцев (род Camponotus) сушат и из порошка делают мази. Нанайцы используют такую мазь на рыбьем жире для смазывания ноющих участков тела. В Германии муравьев-древоточцев лесорубы ели как средство против цинги, а прусская фармакопея рекомендовала настойку из муравьев при лечении невралгии. Спиртовая настойка из личинок желтых земляных муравьев (Lasius flavus F.) обладает возбуждающим действием.
Установлено, что в яде красных муравьев содержится антибиотик, эффективно убивающий грибы и бактерии, в том числе и болезнетворные стрептококки и стафилококки - возбудители тифа, холеры, туберкулеза.

Слайд №22

ЭТИ СТРАШНЫЕ ОСЫ

Отношение большинства людей к осам опасливое. На собственном опыте или по наущению старших мы с детства запоминаем их (этому помогает контрастный черно-желтый рисунок) и всю сознательную жизнь побаиваемся. В народе ходят истории о несчастных, насмерть ужаленных осами. К сожалению, эти истории имеют под собой реальную почву.

Хорошо известно, что летом, особенно на юге, к сладким фруктам, компоту прилетают полакомиться осы. Укол жала этих насекомых очень болезнен и немедленно вызывает отек. При уколе в шею, а тем более, если человек по неосторожности проглотил осу, попавшую в компот, варенье или находящуюся внутри спелого плода, необходимо принимать самые срочные меры. Промедление приведет к смертельному исходу от удушья из-за распространения отека на дыхательные пути. Известны случаи гибели людей, пивших воду из «носика» чайника, в котором сидела оса. Зарегистрированы смертельные исходы при массовом нападении ос. По всей вероятности, токсин ос избирательно действует на почки. Для людей с повышенной чувствительностью к осиному яду также уколы этих насекомых могут представлять серьезную опасность.

Слайд №23

«ПРОСТАЯ» КАПУСТНАЯ БЕЛЯНКА

Эта бабочка в представлении не нуждается. Многие видели и ее гусениц, которые являются одними из самых прожорливых вредителей капусты. Гусеницы капустницы достигают длины 4 см, серовато-зеленые с черными пятнами и точками, сгруппированными в более или менее правильные поперечные ряды. По бокам тела эти существа имеют желтые полосы, брюшная поверхность желтая, а все тело покрыто густыми, очень короткими волосками, придающими ему бархатистый вид. Пестрая окраска гусениц - вывеска о несъедобности.
У гусениц бабочек-капустниц ядовитая железа расположена на нижней поверхности тела, между головой и первым сегментом. Защищаясь, они отрыгивают зеленую кашицу изо рта, к которой примешивают и выделения ядовитой железы. Эти выделения представляют собой едкую ярко-зеленую жидкость, которой гусеницы стараются обмазать нападающего врага. Для мелких птиц доза в несколько особей этих животных может оказаться смертельной. Проглоченные гусеницы капустницы бывают причиной гибели домашних уток. Люди, собиравшие этих существ голыми руками, случалось, попадали в больницу. Кожа на руках краснела, воспалялась, руки распухали и зудели.

Слайд №24

ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель урока: Познакомить с представителями нового для обучающихся класса животных. Задачи урока: Образовательные: дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса.. Развивающие: работать над развитием, внимания, мышления, понимания материала, способности осмысления полученной информации. Воспитательные: Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.

Класс Насекомые включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. План урока: Внешнее строение насекомых. Среды обитания насекомых. Способы передвижения насекомых. Способы питания насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

БЕГАТЕЛЬНЫЕ НОГИ ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ НОГИ

ПРЫГАТЕЛЬНЫЕ ХВАТАТЕЛЬНЫЕ

ХОДИЛЬНЫЕ НОГИ КОПАТЕЛЬНЫЕ НОГИ

5. НАСЕКОМЫЕ, ИМЕЮЩИЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ВЕТЕРИНАРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 6. НАСЕКОМЫЕ – ВРЕДИТЕЛИ ПРОДУКТОВЫХ ЗАПАСОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по биологии в 7 классе "Насекомые. Отряды насекомых"

В настоящее время ученики на уроках получают огромное количество информации. Иногда им нужна небольшая разрядка. Проведение урока в игровой форме способствует их эмоциональной разгрузке, сплачивает уч...

данный материал позволит быстро учителю прверитьв начале урока знания по теме "стрекозы, Вши, Жуки, Клоппы", изусить новый матерал "Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи". Закрепление пре...

Статьи по теме: