Кто и когда сказал кадры решают все. Знаменитая фраза "кадры решают все" принадлежит не сталину

Ошибки в кадровой политике могут очень дорого обойтись, поэтому забота о людях должна быть важнейшим приоритетом любого руководителя типографии.

Наверняка читатели наслышаны о моих злоключениях в МГУ им. М. В. Ломоносова. Тогда нам удалось быстро реанимировать и вывести на московский рынок хозрасчётную типографию со штатом 120 человек, освоить множество технологий: цветной офсет, «цифра», шелкография, тиснение, УФ?лакировка, вырубка, ламинирование; брошюровка на скрепку, клей и спираль; интегрированный и твёрдый переплёт. Люди научились быстро и эффективно производить широкий ассортимент печатной продукции в промышленных масштабах — от визиток и листовок до календарей, бумажных пакетов, конвертов, упаковки DVD, журналов и книг.

Мы почти удвоили парк оборудования, оснастили типографию мебелью и оргтехникой, отремонтировали помещения за счёт самостоятельно заработанных средств и не получили ни копейки из гос. бюджета… И через 2,5 года после назначения я был уволен с должности директора, а ещё через 2 года (когда типография практически развалилась), с подачи моих «преемников» С. Ю. Егорова и И. В. Попова, оказался за решёткой.

Возражая против абсурдных обвинений в корысти при использовании коммерческого p/c типографии и выплате зарплаты сотрудникам неправильным способом, я всё же признаю свои ошибки в кадровой политике предприятия.

Пообещав ректору МГУ В. А. Садовничему сохранить сотрудников старой типографии, я «посадил на шею» растущему предприятию десятки людей, не умеющих и не желающих работать. Главным своим просчётом считаю выбор главного бухгалтера — Н. В. Павлова оказалась не только дилетантом, но и просто непорядочным человеком. Завалив всю финансовую отчётность, она сбежала из типографии во время проверки, уничтожив документацию, а позже «договорилась» со следователями Никулинского МСО, чтобы уйти от ответственности.

Не буду писать о непрофессионализме и коррупционности кадров в СКР и всей системе юстиции России, а также истории моего ареста (желающие могут посмотреть информацию на сайте www..

Кадровый вопрос

Трудолюбие руководства, лучшая организация производства, новейшее оборудование, грамотное ценообразование и поведение фирмы на рынке не способны принести успех, если руководитель не будет уделять внимание подбору, расстановке, обучению и мотивации сотрудников.

По словам известного американского эксперта по вопросам бизнеса Брайана Трейси, помогавшего многим людям стать миллионерами: «95% успеха руководителя определяют специалисты, которых он привлекает к работе. В наиболее успешных компаниях, как правило, работают лучшие из лучших».

Один высокооплачиваемый профессионал полезнее нескольких работников среднего уровня с меньшими зарплатами. Например, после ухода из МГУ мне удалось реформировать типографию НИУ «Высшая школа экономики», расширить номенклатуру и утроить объём продукции за счёт сокращения штата в полтора раза, обучения оставшихся сотрудников и набора опытных специалистов. Что удивительно — люди стали больше зарабатывать, а фонд заработной платы подразделения остался прежним.

Постоянно думайте о людях, работающих в типографии и извне помогающих ей развиваться. Умение подбирать и удерживать специалистов неоценимо, ведь любые решения должны проводиться в жизнь определёнными людьми определённым образом. Будьте в курсе личных проблем сотрудников и, по возможности, помогайте в их решении.

Даже если в типографии всё хорошо с кадрами, проводите мониторинг рабочей силы. В нашей отрасли существует дефицит профессиональных кадров, поэтому грамотного специалиста практически невозможно найти через кадровые агентства, газеты и общие источники информации в интернете. Советую пользоваться отраслевыми сайтами, полиграфическими форумами и порталами и методом «сарафанного радио» через знакомых, общение на выставках и семинарах. Даже один толковый специалист способен повысить эффективность типографии, организовать с нуля новые прибыльные проекты.

Найм сотрудников

Лично принимайте решение о найме, перемещении или увольнении ведущих сотрудников, управленческого персонала и уникальных специалистов рабочих профессий. Грамотно делегируйте полномочия доверенным подчинённым о решении кадровых вопросов с персоналом типографии, чтобы всегда быть в курсе дел.

Избегайте приёма родственников и близких друзей на ответственные посты — это может привести к их нежелательным альянсам против интересов предприятия. Не повторяйте моих ошибок, в результате которых Наталья Павлова смогла втайне от меня через подконтрольных ей бухгалтеров и кадровика устроить в типографию МГУ всю свою семью (сестру, сына и дочь).

При собеседовании обращайте внимание не только на профессиональные навыки, но и на способности человека. Например, нелишне проверить цветовосприятие печатника, художественный вкус художника, математические способности бухгалтера и коммуникативные возможности менеджера. Человеческие качества претендента зачастую важнее профессиональных, дилетанта можно научить работать, изменить характер — никогда. Часто первое интуитивное впечатление о человеке оказывается самым верным.

Не стесняйтесь требовать рекомендаций у кандидатов, сами связывайтесь с их прежними работодателями. Круг полиграфистов узок, и мы все связаны друг с другом. Нас объединяет любимая профессия, общие семинары, выставки и другие мероприятия, отраслевые издания (например, журнал Publish), сайты, форумы и блоги в социальных сетях. Любой руководитель типографии всегда поделится с коллегой своим мнением и информацией об ушедшем сотруднике.

Обучение персонала и карьерный рост

Мы все знаем о дефиците кадров в нашей отрасли, о недостатке полиграфических учебных заведений и уровне образования их выпускников. Только не становитесь заложниками «корочек» при поиске кадров. Толкового человека можно обучить и на действующем производстве. Более того, чтобы поддерживать интерес людей к работе, повышать производительность их труда, обучение должно быть постоянным.

Используйте институт наставничества, доплачивайте премии опытным работникам за шефство над учениками и, конечно, спрашивайте с них в полной мере за ошибки подопечных.

Для менеджеров, бухгалтеров, IT-специалистов внешние курсы и тренинги. Не стоит верить рекламе об их высокой эффективности, но всё же пользы от такого обучения сотрудников вы получите больше, чем заплатите за него денег. Полиграфических специалистов могут «подтянуть в мастерстве» семинары, проводимые в МГУП и на выставках, общение с коллегами на отраслевых мероприятиях.

Старайтесь получить больше информации от инженеров и технологов при инсталляции оборудования или ознакомлении с новыми расходными материалами. Типография платит немалые деньги за технику или материалы, поэтому вправе обучить своих сотрудников силами специалистов фирм-поставщиков. Обычно они видели множество производств и могут рассказать не только о конкретной машине, но и об эффективной организации труда в лучших типографиях России. Директор типографии может получить от них и негласную оценку своих сотрудников. Знаю это и как инженер, инсталлировавший сотни единиц полиграфической техники в типографиях России и бывшего СНГ.

Используйте ротацию специалистов. В типографии МГУ, например, каждый рабочий послепечатного цеха владел как минимум тремя специальностями, такими как резка, фальцовка, ламинирование, вырубка на разных типах машин, брошюровка на горизонтальной линии и вертикальной листоподборочной установке, работа на проволокошвейной машине и аппаратах КБС. Печатники ч/б цеха умели обращаться с машинами Romayor, Dominant и Ryobi. А простым операциям (подборка книжных тетрадей, сборка книжных блоков, упаковка продукции) была обучена половина сотрудников, включая бухгалтеров, курьеров и охранников.

Кроме вышеуказанной горизонтальной ротации, создавайте условия для продвижения сотрудников по вертикали. Типичный карьерный рост для сотрудников типографии: помощник печатника — печатник — мастер — начальник цеха — заведующий производством. Или другой: помощник менеджера — менеджер — начальник отдела продаж — коммерческий директор.

Хоть в типографии и не практикуется закрытая кадровая политика (когда извне приглашают только низовых специалистов), но всё же чаще всего самые лучшие и полезные кадры получаются из тех, кто «вырос» и прошёл по кадровым ступенькам на вашем предприятии. Такие специалисты могут оставаться верны родной типографии по 10-20 лет.

Контроль и информирование сотрудников

Подчинённым необходимо ставить конкретные, понятные задачи и обязательно контролировать ход их выполнения, проверять результаты. К сожалению, имея до МГУ опыт работы только в эффективных коммерческих фирмах, я не уделял достаточно внимания контролю за работниками гос. предприятия. Повышения зарплаты на порядок бывшим сотрудникам и постоянно поддерживаемый уровень оплаты труда выше среднего по отрасли в Москве автоматически не привели к соответствующей отдаче и повышению производительности труда. Кроме «пряника» должен использоваться и «кнут».

Следует тщательно подготовить список должностных обязанностей сотрудников, нормативы, правила внутреннего распорядка, приказы по типографии и другие документы, позволяющие контролировать и оценивать работу людей. Эти «правила игры» должны быть доведены до каждого сотрудника и понятны им.

Поощряйте эмоционально (на собраниях, информационных стендах) и материально передовиков, наказывайте вплоть до увольнения нарушителей трудовой дисциплины и бракоделов. Хвалите людей прилюдно при первой возможности, а ругайте лучше наедине. Расследуйте каждый случай брака, выявляйте конкретных виновников и штрафуйте в размере стоимости испорченных материалов.

Регулярно информируйте сотрудников о результатах труда, об успехах и провалах типографии. Люди должны знать, что происходит вокруг них. Это вырабатывает чувство сопричастности, помогает возникновению командного духа. Чем понятнее и честнее объяснить ситуацию, сложившуюся в типографии, тем эффективнее люди работают, идут на личные жертвы ради общего дела.

Проводите еженедельные собрания ответственных сотрудников и собрания всего коллектива типографии раз в 1-2 месяца. После информирования о текущих делах и новостей обязательно просите людей высказать свои мысли и предложения. Вы будете поражены количеством и качеством идей по улучшению состояния типографии, открывшимся перспективам. Наиболее активных можно материально поощрять за высказанные инновации.

Мотивация персонала

Внедряйте сдельную или премиальную систему оплаты труда. Это лучший мотиватор, позволяющий людям рассчитывать на вознаграждение соответственно их профессиональному уровню и личному вкладу в развитие и прибыль типографии. Приведу пример перевода на сдельщину печатников МГУ в конце 2009 г.

Печатники полуформатных машин Roland 204 и 305 выполняли в среднем по 10-15 заказов за смену, и никакие увещевания и просьбы менеджеров, техников и мастеров не могли заставить их работать больше. Люди были удовлетворены окладами в 40 000 руб., а некоторые экономили силы для подработки в других типографиях. Когда я предложил перейти на оплату в зависимости от результата работы, то передовики в первый месяц получили более 50 000 руб., а на следующий уже все пожелали работать на сдельщине. Средняя выработка печатников выросла до 25-ти приладок за смену, а лидеры делали по 35 заказов без всяких понуждений со стороны начальства. В основу расчётов в МГУ было положено количество листопрогонов (л/п) через машину, в них оценивались все операции печатников.

Например, стоимость приладки красочностью 1+0 или 2+0 была 3000 л/п, красочностью 3+0 или 4+0 — 5000 л/п, смена офсетного полотна или краски Pantone — 3000 л/п, час простоя не по вине печатника — 2500 л/п, профилактические работы — 5000 л/п в час и т. п. Могу ошибаться в точных цифрах (в тюрьме у меня нет доступа к своим записям), но принцип, думаю, понятен. В конце месяца все л/п суммировались и переводились в рубли умножением на цену одного л/п. Если в результате получалась сумма меньше оклада, человек получал свои 40 000 руб., но должен был компенсировать разницу л/п со следующего месяца, если хотел остаться на сдельщине. Через 2 месяца средний уровень зарплаты печатников достиг 60 000 руб., а выработка увеличилась на 150-200%.

К сожалению, перед увольнением я не успел перевести на сдельщину операторов послепечатных машин — резчиков, фальцовщиков, вырубщиков и др., хотя необходимые схемы учёта результатов их работы были подготовлены. Работников же переплётного цеха, думаю, перевести на сдельщину невозможно, там приходится делать множество разных операций в течение дня — для их учёта и составления рапортичек потребуется несколько нормировщиков. Поэтому они остались на окладе с премиями за переработанные часы и результаты работы всего цеха. Существенную пользу при расчёте сдельной оплаты труда приносила внедрённая в МГУ автоматическая система управления производством (АСУП) Print Expert.

Мотивация менеджеров по продажам

Важный момент — вознаграждение менеджеров отдела продаж как главных «добытчиков» типографии. Все сотрудники должны понимать, что они работают для клиентов, и делать всё, чтобы заказчики были довольны, но от менеджеров, непосредственно представляющих типографию, её успех зависит в первую очередь. Надо создать такую систему оплаты труда, чтобы менеджеры были заинтересованы, без понуждений со стороны руководства, находить больше заказов по более высоким ценам.

В МГУ менеджерам полагался небольшой оклад (порядка 15 000 руб.) и бонус 5% от условной прибыли, высчитываемой по простой формуле: цена заказа минус стоимость бумаги, печатных форм и аутсорсинговых работ. Здесь важно два момента: во-первых, простота расчёта (как и в случае печатников), чтобы люди не думали, что их обманывают. Во-вторых, базой для расчёта должна браться именно прибыль, а не отпускная цена заказов, иначе типография может погрязнуть в массе низкорентабельных работ. Чтобы заинтересовать менеджеров продавать услуги типографии по более высоким ценам, мы дополнительно доплачивали им 25% от разницы цены продажи и прайсовой (рассчитываемой в АСУП автоматически). А чтобы активизировать людей к постоянной работе, все бонусы выплачивались только при условии выполнения месячной нормы продаж. Величина такой нормы должна быть на уровне точки безубыточности (т. е. суммы, покрывающей все затраты типографии, включая зарплату персонала). В типографии МГУ опытные менеджеры должны были продавать в месяц заказов на 1 млн руб., а начинающие — вдвое меньше.

Руководитель отдела продаж не получал процентов от собственных продаж, зато имел бонус от суммарной прибыли со всех заказов типографии. Это удерживало его от перетягивания одеяла в свою сторону и стимулировало к обучению и помощи подчинённым.

Для повышения эффективности к менеджерам МГУ прикреплялись помощники (один на 2-3 менеджера), в их распоряжении были курьеры, водители со своими машинами и АСУП, о которой скажу далее. Помощники были ближайшим кадровым резервом менеджеров.

Автоматизация

Многие полиграфисты недооценивают роль АСУП в повышении эффективности работы типографии. И зря! Обрисую её вклад в кадровый вопрос на примере своего опыта в разных фирмах.

АСУП рассчитывает цену заказов, суммирует стоимость реально потраченных на их выполнение расходных материалов и рассчитывает бонусы менеджерам; начисляет сдельную зарплату сотрудникам в зависимости от результата их труда; позволяет менеджерам и руководителям отделов работать удалённо от офиса, соединяясь со своим рабочим местом через интернет; хранит информацию о клиентах, об их индивидуальных скидках и помогает менеджерам эффективно заменять заболевших или уволившихся коллег; планирует прохождение заказов через рабочие места типографии и тем самым позволяет расписывать заранее рабочий день каждого сотрудника; учитывает брак и другие ошибки персонала, помогает при определении виновных и масштаба потерь.

В Print Expert планировалось вести также учёт рабочего времени сотрудников, их опоздания, прогулы, переработки, отпуска и отгулы (разработчик делал такие модули на других собственных системах.) Для удобства планировалось соединить АСУП с используемой в МГУ системой прохода сотрудников в типографию по магнитным карточкам. Одним словом, за автоматизацией будущее типографий во всех аспектах, в т. ч. кадровом.

Личным примером

В заключение упомяну о факторе личного примера руководителя перед сотрудниками. Люди смотрят на вас, и от вашего поведения зависит настрой и командный дух, микроклимат в коллективе. Относитесь одинаково хорошо ко всем сотрудникам независимо от их должности, национальности, вероисповедания, пола и возраста. Не забывайте поздравлять людей с праздниками и днями рождения, делайте им подарки. Создавайте дружелюбную атмосферу между людьми, будьте честны с ними, и тогда они ответят вам сторицей — помогут в развитии вашего общего предприятия.

С уважением, ваш Марсель.


Пути автоматизации типографий Секреты эффективности производства

Наверное, многим пришлось услышать за свою жизнь фразу «Кадры решают всё». Кто сказал её впервые, какое значение она имеет, в каком контексте была сказана? И учитывая, кто произнес эту фразу, какая была реализация произнесенных ним слов? Насколько это выражение актуально в наше время и может ли применятся сейчас? И кому принадлежит фраза «Кадры решают все»?

Значение словосочетания «Кадры решают всё»

Фраза была сказана, чтобы обратить внимание на важность образования и профессиональных умений человека при подходе к решению каких-то проблем. Правильный подбор кадров, которые воплощают в жизнь какую-то идею, значительным образом оказывает влияние на её реализацию. Именно поэтому различные компании и предприятия хотят иметь самый квалифицированный персонал и готовы проводить тщательный отбор кандидатов. Ведь кадры решают все. Оригинал этой фразы был сказан одним очень известным человеком. А кто произнес эти слова, вы сейчас и узнаете.

«Кадры решают всё»: кто сказал эти слова и когда?

Кто же произнес слова «кадры решают все»? Автор фразы - известный политик времён Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили). Сказана она им была в 1935 году во время доклада о положении дел в СССР. Следует отметить, что те годы ознаменовали начало значительного прогресса. Человечество входило в период развития, к сожалению, отложенный впоследствии Второй мировой войной. Именно в это время были впервые произнесены слова «Кадры решают все». Кто сказал первым эту фразу, вы теперь знаете. Но в каком контексте она была упомянута? Что предшествовало ей, на смену какому утверждению она пришла и как воплощалась в жизнь связанная с ней идея?

В каком контексте была сказана фраза?

Вы теперь знаете, кому принадлежат слова «кадры решают все». Но какими были обстоятельства, в связи с которыми они были сказаны? В тот период активно шла вторая пятилетка, и валового внутреннего продукта Советского Союза исчислялись в десятках процентов. Поэтому многие начали приписывать успехи в строительстве и управлении отдельным кадрам. Говорили, что это всё - их заслуга. В докладе, сделанном Сталиным, содержится резкое негодование по этому поводу и противостояние приписыванию всего отдельным управленцам.

Одновременно в то время был популярным лозунг «Техника решает всё». В этом докладе Иосифа Виссарионовича имеется выступление и против него. И вместо старого выдвигается новый девиз - «Кадры решают всё». Кто сказал эти слова? Человек, который понимал, о чем он говорит. В качестве основного аргумента о смене лозунгов был принят тезис о том, что утверждение о технике активно только для «технического голода», но уже тогда ставка должна была перейти с машин на квалифицированные кадры, которые смогут эффективно ими управлять, а также в будущем и создавать новые образцы.

В качестве главного довода для реализации был принят во внимание тот факт, что при достаточном количестве профессиональных работников можно было увеличивать в три-четыре раза. Кроме простого требования к повышению квалификации, выдвигалась также заявка на изменение отношения к самим людям. В качестве примера небрежного отношения Сталиным была рассказана история о его времяпровождении в ссылке на территории Сибири. Суть этой истории была в том, что когда потеряли 1 человека, о нем не очень-то и сильно горевали, тогда как большее внимание уделили лошади, которую необходимо было покормить.

Реализация

Как же этот лозунг воплощался в жизнь? Подход к реализации был выбран довольно грамотно - создавать образовательные резервы было решено за счёт освобождения людей, занятых в сельском хозяйстве. Воплощение заключалось в создании замкнутого круга: чем больше техники и квалифицированных кадров находится в расположении у сельского хозяйства, тем больше людей из него можно отправить на переобучение и подготовку иных работников и специалистов. А самых успешных можно обучать инженерному делу или подготовить из них ученых. Вот как велась реализация лозунга «Кадры решают всё». Кто сказал первым эти слова, вы знаете, важным остаётся ещё то, чтобы эту фразу подхватили современные политики, которые сейчас управляют Российской Федерацией.

Актуальность в наши дни

Злободневные ли эти слова в наши дни? Да. Ведь умело управлять предприятиями, планировать развитие экономики, да и создавать материальные ценности сейчас без квалифицированных кадров очень сложно. Что сможет сделать управленец при значительном кризисе, если он не знает, как решить незначительную проблему? Как могут рассчитывать специалисты планы развития, если у них не хватает знаний о закономерностях в экономике? И сможет ли человек без квалификации создать хороший стол, стул или компьютер? Поэтому эти слова сохраняют свою ценность и важность даже сейчас. Причем важность их не только в получении квалифицированных кадров, но и в отношении к людям. Ведь если нет человека, то нет и знаний, и умений.

Заключение

А что же можно сказать под конец? Тогда, в 1935 году, значительное внимание уделялось самообразованию рабочих масс и инициативных людей, которые хотели учиться. Их поддерживали. Стоит вспомнить великих ученых и изобретателей, талант которых раскрылся именно в этот период (Курчатов, Королёв и множество других). И следует отметить, что для тех, кто задумается о важности в своей жизни лозунга «Кадры решают всё», что существенным аспектом является не только квалификация, но и отношение к людям вместе с самообразованием. Такой комплексный подход в сфере управления и при подходе к подготовке рабочих кадров поможет выйти нашей стране из тяжелого экономического кризиса.

4 мая 1935 года Сталин на выпуске красных командиров произносит свою знаменитую фразу: Кадры решают все!

Товарищи!

Нельзя отрицать, что за последнее время мы имели большие успехи как в области строительства, так и в области управления. В связи с этим слишком много говорят у нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почти все наши достижения. Это, конечно, неверно и неправильно. Дело не только в вождях. Но не об этом я хотел бы говорить сегодня. Я хотел бы сказать несколько слов о кадрах, о наших кадрах вообще и в частности о кадрах нашей Красной Армии.

Вы знаете, что мы получили в наследство от старого времени отсталую технически и полунищую, разоренную страну. Разоренная четырьмя годами империалистической войны, повторно разоренная тремя годами гражданской войны, страна с полуграмотным населением, с низкой техникой, с отдельными оазисами промышленности, тонувшими среди моря мельчайших крестьянских хозяйств, - вот какую страну получили мы в наследство от прошлого.

Задача состояла в том, чтобы эту страну перевести с рельс средневековья и темноты на рельсы современной индустрии и машинизированного сельского хозяйства. Задача, как видите, серьезная и трудная. Вопрос стоял так: ЛИБО мы эту задачу разрешим в кратчайший срок и укрепим в нашей стране социализм, ЛИБО мы ее не разрешим, и тогда наша страна - слабая технически и темная в культурном отношении - растеряет свою независимость и превратится в объект игры империалистических держав.

Наша страна переживала тогда период жесточайшего голода в области техники. Не хватало машин для индустрии. Не было машин для сельского хозяйства. Не было машин для транспорта. Не было той элементарной технической базы, без чего немыслимо индустриальное преобразование страны. Были только отдельные предпосылки для создания такой базы. Надо было создать первоклассную индустрию. Надо было направить эту индустрию на то, чтобы она была способна реорганизовать технически не только промышленность, но и сельское хозяйство, но и наш железнодорожный транспорт. А для этого надо было пойти на жертвы и навести во всем жесточайшую экономию, надо было экономить и на питании, и на школах, и на мануфактуре, чтобы накопить необходимые средства для создания индустрии. Другого пути для изживания голода в области техники не было. Так учил нас Ленин, и мы шли в этом деле по стопам Ленина.

Понятно, что в таком большом и трудном деле нельзя было ждать сплошных и быстрых успехов. В таком деле успехи могут обозначиться лишь спустя несколько лет. Необходимо было поэтому вооружиться крепкими нервами, большевистской выдержкой и упорным терпением, чтобы преодолеть первые неудачи и неуклонно идти вперед к великой цели, не допуская колебаний и неуверенности в своих рядах.

Вы знаете, что мы вели это дело таким именно образом. Но не у всех наших товарищей хватило нервов, терпенья и выдержки. Среди наших товарищей нашлись люди, которые после первых же затруднений стали звать к отступлению. Говорят, что "кто старое помянет, тому глаз вон". Это, конечно, верно. Но у человека имеется память, и невольно вспоминаешь о прошлом при подведении итогов нашей работы. Так вот, были у нас товарищи, которые испугались трудностей и стали звать партию к отступлению. Они говорили: "Что нам ваша индустриализация и коллективизация, машины, черная металлургия, тракторы, комбайны, автомобили? Дали бы лучше побольше мануфактуры, купили бы лучше побольше сырья для производства ширпотреба и побольше бы давали населению всех тех мелочей, чем красен быт людей. Создание индустрии при нашей отсталости, да еще первоклассной индустрии - опасная мечта".

Конечно, мы могли бы 3 миллиарда рублей валюты, добытых путем жесточайшей экономии и истраченных на создание нашей индустрии, - мы могли бы их обратить на импорт сырья и усиление производства предметов широкого потребления. Это тоже своего рода "план". Но при таком "плане" мы не имели бы ни металлургии, ни машиностроения, ни тракторов и автомобилей, ни авиации и танков. Мы оказались бы безоружными перед внешними врагами. Мы подорвали бы основы социализма в нашей стране. Мы оказались бы в плену у буржуазии внутренней и внешней.

Очевидно, надо было выбирать между двумя планами: между планом отступления, который вел и не мог не вести к поражению социализма, и планом наступления, который вел и, как знаете, уже привел к победе социализма в нашей стране.

Мы выбрали план наступления и пошли вперед по ленинскому пути, оттерев назад этих товарищей как людей, которые видели кое-как только у себя под носом, но закрывали глаза на ближайшее будущее нашей страны, на будущее социализма в нашей стране.

Но эти товарищи не всегда ограничивались критикой и пассивным сопротивлением. Они угрожали нам поднятием восстания в партии против Центрального Комитета. Более того: они угрожали кое-кому из нас пулями. Видимо, они рассчитывали запугать нас и заставить нас свернуть с ленинского пути. Эти люди, очевидно, забыли, что мы, большевики, - люди особого покроя. Они забыли, что большевиков не запугаешь ни трудностями, ни угрозами. Они забыли, что нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе. Они забыли, что чем сильнее беснуются враги и чем больше впадают в истерику противники внутри партии, тем больше накаляются большевики для новой борьбы и тем стремительней двигаются они вперед.
Понятно, что мы и не думали сворачивать с ленинского пути. Более того, укрепившись на этом пути, мы еще стремительнее пошли вперед, сметая с дороги все и всякие препятствия. Правда, нам пришлось при этом по пути помять бока кое-кому из этих товарищей. Но с этим уж ничего не поделаешь. Должен признаться, что я тоже приложил руку к этому делу.

Да, товарищи, мы пошли уверенно и стремительно по пути индустриализации и коллективизации нашей страны. И теперь этот путь можно считать уже пройденным.
Теперь уже все признают, что мы добились на этом пути громадных успехов. Теперь все признают, что мы имеем уже мощную и первоклассную промышленность, мощное и механизированное сельское хозяйство, развертывающийся и идущий в гору транспорт, организованную и прекрасно оснащенную Красную Армию.
Это значит, что мы изжили уже в основном период голода в области техники.

Но изжив период голода в области техники, мы вступили в новый период, в период, я бы сказал, голода в области людей, в области кадров, в области работников, умеющих оседлать технику и двинуть ее вперед. Дело в том, что у нас есть фабрики, заводы, колхозы, совхозы, армия, есть техника для всего этого дела, но не хватает людей, имеющих достаточный опыт, необходимый для того, чтобы выжать из техники максимум того, что можно из нее выжать. Раньше мы говорили, что "техника решает все". Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно.
Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства.

Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет.

Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой.
Вот почему старый лозунг "техника решает все", являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадры решают все".
В этом теперь главное.

Можно ли сказать, что наши люди поняли и осознали полностью великое значение этого нового лозунга? Я бы этого не сказал.
В противном случае мы бы не имели того безобразного отношения к людям, к кадрам, к работникам, которое наблюдаем нередко в нашей практике.
Лозунг "кадры решают все" требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и "большим", в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д.

А между тем на деле мы имеем в целом ряде случаев факты бездушно-бюрократического и прямо безобразного отношения к работникам.
Этим, собственно, и объясняется, что вместо того, чтобы изучать людей и только после изучения ставить их на посты, нередко швыряются людьми, как пешками. Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники на заводах и фабриках, научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой же охотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и как мы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе. Чем это объясняется? Объясняется это тем, что у нас не научились еще ценить людей, ценить работников, ценить кадры.

Я вспоминаю случай в Сибири, где я был одно время в ссылке. Дело было весной, во время половодья. Человек тридцать ушло на реку ловить лес, унесенный разбушевавшейся громадной рекой. К вечеру вернулись они в деревню, но без одного товарища. На вопрос о том, где же тридцатый, они равнодушно ответили, что тридцатый "остался там". На мой вопрос: "Как же так, остался?" - они с тем же равнодушием ответили: "Чего ж там еще спрашивать, утонул, стало быть". И тут же один из них стал торопиться куда-то, заявив, что "надо бы пойти кобылу напоить".

На мой упрек, что они скотину жалеют больше, чем людей, один из них ответил при общем одобрении остальных: "Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мы завсегда сделать можем, а вот кобылу... попробуй-ка сделать кобылу" . Вот вам штрих, может быть, малозначительный, но очень характерный. Мне кажется, что равнодушное отношение некоторых наших руководителей к людям, к кадрам и неумение ценить людей является пережитком того странного отношения людей к людям, которое сказалось в только что рассказанном эпизоде в далекой Сибири.

Так вот, товарищи, если мы хотим изжить с успехом голод в области людей и добиться того, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способных двигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны прежде всего научиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способного принести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры.

Надо понять, что при наших нынешних условиях "кадры решают все".
Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима.
Не будет у нас таких кадров - будем хромать на обе ноги.

Заканчивая речь, разрешите провозгласить тост за здоровье и преуспеяние наших академиков-выпускников по Красной Армии! Желаю им успеха в деле организации и руководства обороной нашей страны!

Товарищи! Вы окончили высшую школу и получили там первую закалку. Но школа - это только подготовительная ступень. Настоящая закалка кадров получается на живой работе, вне школы, на борьбе с трудностями, на преодолении трудностей. Помните, товарищи, что только те кадры хороши, которые не боятся трудностей, которые не прячутся от трудностей, а наоборот - идут навстречу трудностям для того, чтобы преодолеть и ликвидировать их.
Только в борьбе с трудностями куются настоящие кадры. А если наша армия будет иметь в достаточном количестве настоящие закаленные кадры, она будет непобедима .

За ваше здоровье, товарищи!

«Кадры решают все», - сказал однажды известный государственный деятель, придававший кадровой политике большое значение. Нередко те, кто повторяет эту ставшую крылатой фразу, придают ей широкий смысл...

«Кадры решают все», - сказал однажды известный государственный деятель, придававший кадровой политике большое значение. Нередко те, кто повторяет эту ставшую крылатой фразу, придают ей широкий смысл: очень важно не только верно расставить кадры по должностям, но и правильным образом их стимулировать - оптимально по соотношению эффективности работы персонала и затрат на поддержание этой эффективности на достаточно высоком уровне. Другими словами, повышение продуктивности работы сотрудников, затрачивая при этом минимальное количество денег, времени и других ресурсов, следует выделить в качестве одной из задач любого менеджера, в том числе и ИТ-руководителя.

Денежное поощрение играет в этом процессе важную, но не решающую роль. Во-первых, работа далеко не всех сотрудников будет прямо пропорциональна деньгам, которые им выплачивают. Росс Перо, основатель и председатель совета директоров американской компании Perot Systems, не советует платить сотрудникам очень много, мотивируя это тем, что «большие деньги убивают мозги». На первый взгляд, его совет парадоксален, если не сказать больше. Однако он выработан в результате длительных наблюдений: рано или поздно высокооплачиваемые сотрудники начинают воспринимать свои оклады как должное и, более того, включают «счетчик» едва ли не за любое свое усилие, которое они делают на благо своей компании. Излишне меркантильные сотрудники едва ли смогут принести предприятию много пользы.

Во-вторых, помимо денежных доходов ИТ-специалистов интересует целый комплекс факторов: возможность профессионального и карьерного роста, осуществления познавательной и исследовательской деятельности, участия в интересных проектах, общения с высококвалифицированными коллегами, профессиональной самореализации, а также перспективность работы в выбранном ими направлении ИТ и бизнеса компании и пр.

Талантливые технари высоко ценят атмосферу творчества и очень не любят работать на скучных «конвейерах». С другой стороны, творческая атмосфера не должна становиться самоцелью: у ИТ-подразделения есть четкие цели, от достижения которых зависит успех ИТ-руководителя, авторитет информационной службы и бизнес предприятия, использующего в своей работе информационную систему.

Одна из важных задач ИТ-директора - постараться направить творческий потенциал своих сотрудников в «мирное», продуктивное русло. В развитой ИТ-службе высока потребность в сотрудниках с самым разным набором качеств. ИТ-руководителю следует определить, какими личными и профессиональными качествами обладают его сотрудники, и распределить между ними должности в ИТ-службе.

Единого рецепта стимулирования труда творческих интеллектуалов-технократов, скорее всего, предложить не удастся. Точнее, он будет состоять в обратном: не стричь всех под одну гребенку. В зависимости от личных качеств и предпочтений следует выбирать разные способы стимулирования. Кого-то больше подстегнет возможность посещения учебных курсов, конференций, семинаров и выступления на них с собственным докладом. Кто-то с интересом будет сочетать путешествия и бизнес. Кто-то очень любит решать сложные технологические задачи и затем делиться с коллегами опытом их решения.

Понимая, что давать советы по стимулированию труда ИТ-специалистов (также как по воспитанию детей, подбору футбольных тренеров и вождению автомобиля) - дело неблагодарное, мы не стремимся и даже не пытаемся взять на себя роль «гуру» в этой области. Свою лепту мы решили внести иным способом: постарались наладить сотрудничество с представителями науки - сотрудниками кафедры социологии и психологии МИЭМ и начали реализацию нашего совместного проекта по исследованию особенностей мотивационной сферы российского ИТ-персонала, а также выявлению преобладающих мотивационных стремлений ИТ-специалистов. В этом номере журнала мы публикуем первые результаты проекта. Будем рады, если к исследованию подключатся ИТ-службы предприятий, где работают наши читатели. Сделать это несложно - просто свяжитесь с нашей редакцией. Результаты проведенных исследований будут опубликованы в следующих номерах журнала.

4 мая 1935 года Генеральный секретарь ВКП (б) И. В. Сталин, выступая в Кремлёвском дворце перед выпускниками военных академий, произнёс фразу:

«Кадры решают всё»,

ставшую крылатой, то есть чётким, кратким выражением, не потерявшим своей актуальности и в настоящее время.

Вот как обосновал И.В. Сталин своё, кстати, признанное всеми, даже самыми «непримиримыми антисталинистами», утверждение:

«Раньше мы говорили, что «техника решает всё». Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно.

Вот почему старый лозунг «техника решает всё, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что «кадры решают всё». В этом теперь главное.

Лозунг «кадры решают всё» требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д. (выделено нами при цитировании).

Так вот, товарищи, если мы хотим изжить с успехом голод в области людей и добиться того, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способных двигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны, прежде всего, научиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способного принести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры (выделено нами при цитировании)».

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЛОЗУНГА В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ

Понятно, что в той исторической реальности И. В. Сталин, прежде всего, говорил о необходимости «сделать упор на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой», хотя и упоминал об обязательности «заботливого отношения к работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области они ни работали». И эта универсальность лозунга позволяет нам сегодня основное внимание сосредоточить на определяющих источниках устойчивого и бескризисного развития общества — подготовке и задействовании управленческого корпуса, определяющего и реализующего в жизни политику государства.

Отрадно, что осознание этого необходимого условия развития Беларуси находит понимание у руководства страны, о чём свидетельствуют, в частности, неоднократные заявления Александра Лукашенко:

«Кадры сегодня решают всё!»

«Стабильность государства во многом зависит от того, насколько сильна власть…Мы создали отлаженную исполнительскую вертикаль, способную функционировать четко и надежно. Но без грамотных, квалифицированных, преданных делу руководителей сложно достичь эффекта…»

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЕНЕЦ

Управленец как специалист — это сочетание соответствующих знаний, полученных в процессе приобретения профильного образования, и опыта, полученного в ходе работы, а также желательное наличие определённых личностных способностей и качеств . Ещё есть нравственность, что связывает воедино всё это в психике и поведении человека. Если какая-то из вышеназванных компонент отсутствует — это означает, с высокой долей вероятности, что управленец только называется управленцем, но по существу им не является.

Разберем последовательно каждую компоненту:

  1. Образование

Для подготовки достаточно квалифицированных специалистов в области управления необходимо получение управленческого образования, причём желательно на базе уже имеющегося высшего образования и опыта работы в той или иной сфере деятельности.

Управленцу необходимо владеть следующими навыками и дисциплинами:

  • теория управления и теория подобия многоотраслевых макроэкономических систем для понимания предметной области управления и экономики;
  • основы психологии и социологии;
  • биология и география региона — для понимания того, что природа — среда деятельности человека и её состояние в первую очередь определяет состояние других сфер жизнедеятельности и влияет на здоровье тела и психики человека;
  • курс законодательства с анализом и обзором конкретных законов о хозяйственно-финансовой деятельности как целостности;
  • основы математики: линейная и векторная алгебра, линейное программирование, теория множеств, теория вероятностей, математическая статистика, вычислительные методы, алгоритм динамического программирования, теория меры — необходимы для того, чтобы управленец мог рассчитывать как последствия своей деятельности, так и разбираться в функционировании народного хозяйства;
  • метрология и практика измерений, стандартизация и сертификация — необходимы для того, чтобы обеспечить системность и состоятельность принимаемых решений;
  • бухгалтерский учёт — для проведения сравнения используемых в разных странах систем бухгалтерского учёта и систем сбора и анализа макроэкономической статистики;
  • умение быстро читать и печатать, как основы для высвобождения времени для самообразования и выработки решений;
  • иностранные языки — для чтения литературы зарубежных стран с целью изучения их опыта.

Таким образом, управленец должен уметь управлять по полной функции управления, а следовательно: выявлять факторы среды, вызывающие потребность в управлении; формировать вектора целей; формировать новые концепции управления; контролировать качество управления и достигать поставленных результатов; совершенствовать методологию и навыки прогноза при решении вопроса об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения.

Специалист, освоивший такой набор знаний, будет иметь состоятельные представления о процессах управления и функционировании народного хозяйства.

  1. Опыт

Управленец, получивший качественное управленческое образование (возможно имея изначально управленческие способности), приступая к работе, так или иначе, сталкивается с реальным делом. Чтобы войти в сферу управления любыми процессами, необходимо набраться опыта, и поэтому имеет смысл начинать под руководством более опытного управленца, либо начать с управления делом малого масштаба. Как показывает практика, качество управления заметно повышается, если, например, глава региона или мэр крупного города, прежде чем занять своё место, успел побыть директором завода, главой небольшого района или округа. Так была выстроена иерархическая система кадрового обеспечения в недавнем советском прошлом.

Управленец большими системами (районами, городами, регионами) должен обладать как минимум качественным образованием и опытом работы. Если же главой региона или мэром города становится человек не имеющий опыта, или профильного управленческого образования, или того и другого, то это грозит обратиться катастрофой для данной территории и для населения территории, либо ситуацией, когда из-за его спины руководят совершенно иные люди, неподконтрольные обществу и преследующие свои корыстные цели. Кроме того можно сделать вполне однозначные выводы о нравственно-этических качествах такого управленца, позволяющих ему занимать должность по руководству большим количеством людей и большой системой при отсутствии каких-либо знаний и опыта.

  1. Личностные способности и качества

Часть людей проявляют свои способности в управлении с детства и юности в процессе организации различных, малых и больших, дел.

Проявляется это и тогда, когда, получив высшее образование не по специальности «управление», тем не менее, человек может довольно качественно руководить процессами в разных сферах. Но таких примеров — единицы на тысячи управленцев.

Ещё один фактор, который влияет на качество работы таких управленцев — это новые информационные условия, в которых сегодня находится человек. Частота обновления информации в обществе в наши дни значительно превышает частоту обновления поколений:

«…фантастически быстрыми темпами устаревают знания и приобретенные навыки. И в связи с этим — психология людей. Появляются области науки и целые отрасли экономики, никогда не существовавшие ранее».

Если раньше человек жил в технически однородной среде всю свою жизнь, то теперь за время его жизни окружающая информационная и техническая среда меняется многократно. Все мы теперь живём в постоянно обновляющемся информационном потоке, что требует, в особенности от управленцев, умения принимать нестандартные решения, «на ходу» перестраивать методы своей деятельности, а для этого необходимо творческое мышление.

Таким образом, учитывая то, что таких управленцев крайне мало, что изначальных дарований в наши дни может уже не хватать для эффективной деятельности управленческого корпуса, что управленец не имеет права на ошибку, так как пострадать может множество людей, можно сделать следующий вывод: управленец нуждается в качественном образовании в сфере управления.

Что связывает все компоненты необходимые профессиональному управленцу воедино

Если мы посмотрим на работу психики, то нравственность , как система взаимосвязанных и взаимообусловленных оценок «хорошо», «плохо», «безразлично» в отношении окружающих явлений жизни — является тем внутренним «клеем», который связывает задатки, опыт и образование управленца, и более того, направляет его психику к тем или иным избранным им целям. На каркасе нравственности выстраиваются и мировоззрение, и культура мышления индивида.

Это справедливо не только по отношению к управленцу, но и по отношению к любому человеку. Управленцы, которые занимают те или иные властные места, имея порочную нравственность, зачастую пользуются своим положением, злоупотребляя должностными полномочиями в корыстных целях, не боясь ответственности даже со стороны высшего руководства страны. Делается это либо осознанно, либо же на бессознательном уровне, чувствуя, что их даже не уволят с руководящих постов, так как замену им будет найти не так уж и легко. Они же, в случае появления реальной угрозы быть смещёнными более талантливыми, способными и молодыми, сделают всё, чтобы не допустить этого. Тогда в приоритетах на службе становятся уже не польза обществу, а любыми путями и методами продвижение по служебной лестнице, занятие для себя наиболее комфортного и высокооплачиваемого места работы и изживание других талантливых управленцев, способных заступить на их место.

КРАТКО О СЕГОДНЯШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Нельзя сказать, что в Беларуси не принимается мер по подготовке кадров для государственной (и не только государственной) службы. Как-никак, а в республике действуют: Академия наук, 54 высших учебных заведения (в том числе непосредственно направленные на подготовку управленцев для системы гос. управления, такие как Академия управления при Президенте РБ, Минский институт управления), однако за время их деятельности проблема обеспеченности управленческими кадрами не решена и вопрос этот с каждым днём встаёт всё острее.

Всем известна фраза: «Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает». Она означает: какова в целом культура мышления народа, таково и правительство, под властью которого живёт общество. Если культура мышления людей — «никакая», то и управленцы, вышедшие из этого общества, — «никакие».

Сегодня пока ещё не многим ясно, что надеяться на большинство управленцев, воспитанное в текущей культуре, в деле улучшения жизни людей в современном мире — бессмысленно, ибо нравственно они не лучше окружения, из которого вышли, за редким исключением. Конечно, есть у нас в стране и руководители, для кого «долг перед обществом», «ответственность», «стремление служить Родине» не просто пустой звук. Именно под их руководством и усилиями добросовестных граждан, в основном ещё советской закалки, стали возможны успехи и достижения современного белорусского государства, и, как бы ни старались их не замечать и не афишировать представители «оппозиции», они есть.

Соответственно, нет принципиальной разницы между партиями и различными группировками, несмотря на разные лозунги. Всех этих «управленцев», пусть даже и с опытом работы, отличает отсутствие, прежде всего, адекватных знаний в области управления. Это касается и населения, в силу господства неадекватных образовательных стандартов. И для того, чтобы изменить качество управления и ситуацию в городе или районе проживания, необходимо начать с себя.

Заключение

Мир стремительно меняется, а значит изменяются и организация жизни общества во всех сферах жизнедеятельности человека. Повышается объём информации, который генерирует человечество, изменяется логика социального поведения человека. Постановка задач в современном мире требует всё большего количества квалифицированных управленческих кадров. Это могут быть как задачи региона или страны, так и интеграционного объединения нескольких стран. От успешности реализации этих задач во многом зависит качество нашей жизни и облик современной цивилизации на планете Земля. Всё это означает, что постоянным должен быть процесс расширения потенциальных управленческих кадров (в первую очередь тех, кто понимает основы и принципы управления) до пределов всего общества.

Сегодня же процесс подготовки и поиска управленцев больше похож на лотерею: повезло-не повезло. Найти толкового специалиста-управленца считается большой удачей. Такое положение дел представляет большую опасность для общества. Нельзя с точностью сказать на будущее: будет укомплектована страна необходимым количеством руководителей или нет.

Поэтому начинать необходимо уже со школы и уже сейчас. Основы управленческой грамотности (основы теории управления) должны быть уже в школьной программе 9-11 классов. Тем более подобные проекты уже реализуются в некоторых школах Могилёвской области. Но стоит добавить, что это должны быть не специализированные классы, а элемент общеобразовательной программы.

Ученики, получив реально полезные знания, смогут решить множество своих бытовых проблем. А государство в свою очередь получит хороший базис из управленчески грамотных молодых людей, с которыми уже проще работать в ВУЗах.

Статьи по теме: