Дисциплинарные меры в церкви? Как обличать грех? Обличение ближнего необходимо как воздух.

сокровищница духовной мудрости
  • прп. оптинские старцы
  • свт.
  • прав.
  • архиепископ Иоанн
  • свмч.
  • cвщм. Ириней Лионский
  • архиеп. Иоанн Руставский и Марнеульский
  • свщм.
  • Обличе́ние – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.

    Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих.

    Священник Александр Любимов :
    Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…
    Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом… Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет его к покаянию и вере… Если мы, не обращая внимания на собственное зло, обличаем его в других – то свидетельствуем этим лишь о собственном лицемерии (). Именно оно и подменяет обличение осуждением. Собственно, осуждение людей и является мнимой борьбой с внешним злом, на которую подвигает человека его собственное внутреннее зло. Обличение же должно исходить из желания побеждать зло добром (). Однако прежде чем рассуждать об обличении других, каждому из нас надо задуматься о том, отношусь ли я сам к разумным , которые с благодарением принимают обличение, или к нечестивым , которые получают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлобления ()? Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы.

    Священник Александр Краснов:
    Осуждение и обличение – два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» () цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя – об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале – один на один, потом при одном – двух свидетелях, а уж не послушает… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (.). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора (. . и т.д.). Следовательно, осуждение – есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример – с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (; ; ). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни – вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией – с резанием () после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «…прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (

    Несмотря на то, что внешне практика обличения и осуждения очень близка, их суть на самом деле очень различна. Этимологии слов: «Обличение» – значит, показать истинный облик оступка. «Осуждение» – значит вершить суд над человеком.

    Обличение по своей сути является добродетелью и поэтому поощряется Богом – Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. (Лев.19:17).

    Так же через пророка Бог сказал — Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей (Иез.33:8)

    Осуждение же является грехом и запрещается Спасителем, сказавшим «не судите, да не судимы будете»

    Обличение совершается в осознании собственной несостоятельности в свете святости Бога – Ин. 8:7 . Осуждение совершается с позиции собственной непогрешимости и, поэтому, права судить. Обличать всегда эмоционально тяжело. Осуждать всегда естественно легко. Обличение требует собственной чистоты. Осуждение часто совершается и не менее виновным человеком. Обличение духовно-сдержанно. Осуждение душевно-эмоционально.

    ОБЪЕКТ СУЖДЕНИЯ

    Обличение – это объективное осуждение пагубного поступка [Фил. 3:18 ] человека, имеющее под собой законное основание и доказательную базу – Титу 2:14-15 . Осуждение же – это субъективное осуждение самого человека и мотивов его поступков.

    Обличение возможно только по отношению к каждому из конкретных, определённых поступков и должно быть аргументировано «полезным для обличения» Писанием – 2 Тим. 3:16 . Осуждение же почти всегда выражается «общими фразами» и часто аргументируется домыслами и мнениями.

    МОТИВЫ

    Обличение стремиться восстановить согрешившего, являясь проявлением «чистосердечной любви» к человеку, «нелицемерно верующим» ближним – 1 Тим.1:5 . Осуждение же является проявлением личной внутренней неприязни к человеку и стремится разрушить жизнь обвиняемого.

    Обличение всегда подкрепляется искренней молитвой о милости Бога к согрешившему. Осуждение же чаще всего выражается в, завуалированном под праведность, эгоистичном прошении о суде Божьем на осуждаемого.

    Обличение стремиться исправить и сохранить авторитет согрешившего человека и поэтому, прежде всего, совершается «в глаза» один-на-один – Мтф. 18:15 . Осуждение же стремиться всячески унизить осуждаемого и поэтому чаще всего совершается публично и «за спиной» самого человека.

    Обличение совершается публично только после того, как все попытки личного увещевания оказались безуспешными – Мтф. 18:15-17 . Осуждение же стремиться поскорее вынести «ссор из избы».

    Обличение считается успешно завершенным сразу после признания человека в соделанном грехе. Осуждение использует исповеданный проступок, как аргумент для дальнейшего развития последующего унижения.

    Обличение происходит из чувства сострадания и поэтому изначально совершается мягко, позитивно и с верой в скорое исправление. Осуждение является проявлением внутреннего желания вырасти в собственных глазах за счёт унижения другого и поэтому изначально жёстко, скептически настроено и без надежды на перемены.

    Обличение лаконично указывает на проступок, стремясь примириться – Пр. 17:9 . Осуждение драматизирует проступок, стремясь отдалиться.

    Официальный служитель нашей церкви совершил определённый грех, но не хочет этого признавать. Должна ли я обличить его во грехе, ведь Библия говорит «начальствующего в народе твоём не злословь»? - Янина

    Дорогая Яна, упомянутая Вами фраза является смирённой ответной реакцией апостола Павла в ответ на адресованное ему обличение во грехе злословия.

    Данная фраза лишь ограничивает злословие , но не запрещает прямого обличения, - это отчётливо видно из развития конфликта, который произошёл между апостолом Павлом и Первосвященником [Деяния 23:1-5]:

    «Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня .

    Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

    Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная ! ты сидишь, чтобы судить по закону , и, вопреки закону , велишь бить меня.

    Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь ?

    Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано : начальствующего в народе твоем не злословь»

    Итак, вот что происходит в данном отрывке :

    Павел даёт отчёт о своей жизни, заявляя про свою искренность и невинность [ст. 1] ;

    Первосвященник Анания неправомерно приказывает бить Павла по устам [ст. 2] ;

    Павел, обличает Первосвященника, говоря о том, что его приказ «бить его по устам» нарушает «закон» и впоследствии приведёт к Божьему наказанию [ст. 3] ;

    В своём обличении Павел допускает «поношение» , называя одетого в белые одежды Первосвященника «стеной подбеленной» [ст. 4] ;

    Писание не упоминает реакцию Первосвященника на обличение Павла, но говорит о том, что присутствующие люди в ответ обличили Павла в «поношении Первосвященника» [ст. 5] ;

    Павел немедленно признал своё нарушение заповеди , записанной в книге Исход 22:28: «судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси».

    Таким образом, фраза «начальствующего в народе твоём не злословь» относится именно к грубости Павла, а не к его обличению Первосвященника. Существует большая разница между обличением во грехе и злословием , надеюсь, вы это понимаете!?

    Сама же реакция Павла является прекрасным примером того, как должен реагировать на обличение каждый служитель Божий, но об этом я напишу чуть позже…

    Итак, можно ли обличать служителей церкви во грехе?

    Прежде всего, давайте согласимся с тем, что в данном размышлении мы называем вещи своими именами . Говоря об обличении служителя в грехе, мы имеем в виду рукоположённого служителя церкви и конкретный сделанный им грех .

    Бог отчётливо призывает нас уважать и любить наших наставников и служителей , однако когда слуга Божий впадает в грех, тот же Святой Бог призывает нас проявить нашу любовь к служителю, обличив его.

    Святой Бог одинаково строго относится ко греху каждого из Своих детей, будь то новообращённый, или председатель Союза Церквей. Библия не даёт служителям церкви ни малейших оснований ожидать от Бога преференцированного снисхождения к своим согрешениям и даже наоборот предупреждает их о излишней строгости Бога.

    Господь Бог предъявляет к Своим «домостроителям» очень высокие стандарты и требует полного соответствия им :

    «Епископ должен быть непорочен , как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова …»

    Несоответствие этим требованиям дисквалифицирует служителя. В Писании нет ни одного случая, когда бы Святой Бог проявил бездействие по отношению к реальному греху Своих служителей:

    - Бог обличил и наказал Моисея за то, что тот незначительно отступил от Божественных указаний и, этим самым, не явил Славы Бога – Числа 20:7-12;

    Бог наказал царя Давида за прелюбодеяние с Вирсавией и убийство её мужа «и было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» – 2 Цар. 11.

    Иисус обличил Петра в приземистости его мышления – Мтф. 16:23.

    В Ветхом Завете Бог ни раз осуждал священников, которые не учили о Боге и отпали от Него [Иер. 2:7-9]. Он называет «изумительным и ужасным», когда Его служители учат лжи и священники «господствуют » над народом - Иер. 5:29-31.

    «Ибо уста священника должны хранить ведение , и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе , разрушили завет Левия [закон истины был в устах его], говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона. Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» - Мал. 2:4-10.

    Рукоположенный служитель не просто является дитём Небесного Отца, но несёт перед Ним особую ответственность за других людей. Грех в жизни служителя падает пятном на саму церковь, лишает её благословений и подвергает людей опасности «соблазна в законе» и разочарования в вере.

    Именно из-за высокой ответственности данного поста, апостол Павел требует рукополагать человека на служение только после прохождения им «испытания» 1 Тим. 3:10 и только в случае его полного соответствия высоким требованиям Бога 1 Тим. 3 гл. . Ответственность пресвитеров церкви настолько высока, что согрешивших пресвитеров Павел требует «обличать публично , чтобы другие страх имели» 1 Тим. 5:19-20 .

    Апостол Иаков, являясь служителем Божьим, предупреждает своих коллег-учителей Слова Божьего, что они «подвергнутся большему осуждению » Иак. 3:1 по сравнению с рядовыми членами Церкви.

    Вот почему обличать служителей не только можно, но и, ради их же блага, нужно .

    Важно только отчётливо понимать и, понимая данную разницу, именно обличать , а не осуждать или злословить!

    Обличение всегда делается из любви и во благо человека. Оно всегда сфокусировано не на самом человеке , но на конкретном греховном поступке. Обличение всегда основано на Писании и имеет под собой доказательную базу совершенного греха.

    Целью такого обличения является исправление человека и его освящение. Именно такое обличение поощряется Богом и приятно Ему [Пр.28:23].

    «Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком»

    В своём Слове Бог обязывает каждого верующего человека «обличать своего ближнего, и тогда он не понесет за него греха» [Левит 19:17]!

    Более того, Бог предупреждает о личной ответственности верующего человека, отказавшегося обличить грешника, несмотря на внутренне побуждение духа [Иезекииля 33:8]:

    «Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей ».

    Смирённое, молитвенное обличение очевидного греха служителя является обязанностью каждого верующего человека и искусственная «канонизация» служителей этому, скорее, не помеха, а вызов к проявлению смелости, любви и принципиальности.

    Именно так, – обличение служителя в грехе является проявлением «любви и нелицемерной веры» 1 Тим. 1:5 .

    Как обличить правильно?

    В зависимости от того, какого рода грех совершил служитель, процедура обличения должна происходить по различным сценариям:

    Сценарий №1: согрешение против вас:

    Если служитель церкви совершил против вас определённый грех, Иисус предписал следующую «щадящую» процедуру обличения, сказав [Мтф. 18:15]:

    «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним ; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает…».

    Согласно требованиям Иисуса , вы должны молитвенно обличить служителя в соделанном против вас грехе «один-на-один».

    Если грех не был совершён публично [например, воровство, драка…] и служитель признал перед вами свою вину, вы должны простить служителя [Мтф.18:21-22] и не выносить информацию о произошедшем проступке на публику.

    Если грех был сделан в присутствии группы людей [например, клевета, ложь, грубость…] , то признание служителя во грехе в любом случае должно будет быть публичным, равно как и прошение прощения: у пострадавшего и перед свидетелями, которым служитель подал повод к соблазну.

    Личное обличение с глазу-на-глаз и чистосердечное признание служителя позволят избежать публичных разбирательств и дадут вам возможность выступить перед другими вовлечёнными в конфликт людьми, в качестве свидетеля успешного разрешения , существовавшего по вине служителя конфликта.

    Если служитель церкви, к вашему сожалению, отказывается признавать совершенный против вас грех, в данном случае вы обязаны исполнить следующие требования Иисуса [Мтф. 18:15]:

    «…если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух , дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви…».

    В том случае, если грех совершил пресвитер церкви , публичные «обвинения на пресвитера» третьему лицу могут быть заявлены только при наличии неоспоримых доказательств [например, аудио, видео, улики…] или при наличии «двух или трех свидетелей» произошедшего 1 Тим. 5:19 .

    Устанавливая данное ограничение, Апостол Павел вовсе не пытается усложнить процедуру обличения пресвитера в намеренно соделанном грехе. Скорее, он показывает всю серьезность совершённого им поступка и огромную ответственность обличающего человека.

    Сценарий №2: грех, не связанный с вами:

    Если вы каким-то образом стали свидетелем стороннего, не связанного с вами , греха служителя, вы обязаны незамедлительно обличить его во грехе «…и тогда вы не понесете за него греха» [Левит 19:17]!

    Именнотак поступил Павел [см. info] , обличивший призванного апостола Христова [Гал. 2:11+]:

    «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию .

    Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

    Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской , то сказал Петру при всех…»

    Info: можно долго мудрствовать о том, был ли данный поступок Павла обличением официального апостола сверхъестественно призванным апостолом. По факту нужно сказать, что апостол Павел не соответствовал требованиям апостолов, предъявленным кандидатам в апостолы [Деяния 1:20-21], - он пришёл к вере уже после смерти Иисуса.

    Именно поэтому Павел с постоянством доказывал окружающим своё апостольство и в то же время сам не считал себя достойным этого титула.

    Так в 1 Коринфянам 9:1-2 он пишет: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол , то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня…» и в том же послании добавляет «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» - 1 Кор. 15:9.

    Неверная реакция служителя церкви на обличение во грехе…

    Говоря, об ожидаемой библейской реакции служителя церкви на обличение во грехе, я не питаю иллюзий и понимаю, что, к сожалению, многие из них так не поступят.

    Однажды мне пришлось стать свидетелем ситуации в которой пастор церкви в ответ на объективное обличение во грехе настолько возмутился на своего обличителя, что неосторожно высказал ему голословное пророчество о том, что их следующий разговор состоится только после того, как обличающий брат попросит у него об этом три раза. С точки зрения пастора, это должно было стать для этого брата знамением его неправоты перед пастором.

    Причин подобной надменности много, но, пожалуй, самая явная – это отсутствие искренней богобоязненности перед Святым Богом, связанное с собственноручной канонизацией пастора и верой в собственное превосходство над другими верующими.

    На самом же деле, призванный Богом «служитель церкви» является, прежде всего, служителем, то есть слугой . Именно об это сказал Иисус, говоря [Лк. 22:25-26]:

    «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так : но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий»

    «Начальствующий» служитель, который ведёт себя, как «правитель народов» и требует признание его «благодействий» не соответствует требованию Иисуса Христа и подаёт своим отношением плохой пример пастве.

    Апостол Пётр откровенно «умоляет» такого служителя занимать свой пост «не для гнусной корысти, но из усердия, не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду » 1 Петра 5:1-3 .

    Пастор, игнорирующий обличение в совершенном грехе, является поводом к соблазну для обличающего [Матф.18:6] и лицемерит [Мтф. 5:23-24]:

    «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя , оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»

    Правильная реакция служителя церкви на обличение во грехе…

    Благочестивый богобоязненный служитель Божий осознаёт , что «открытое обличение лучше, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего…» [Притчи 27:5,6] и рассматривает «обличение праведника», как «милость и лучший елей, который не повредит его голове» - Псалом 140:5.

    Такой человек должен приложить все старания, чтобы молитвенно и непредвзято расследовать услышанное обличение, покаяться и исправить последствия совершённого греха, а в случае объективного несогласия с выдвинутыми обвинениями, аргументированно оправдать свой поступок.

    Поступив таким образом, служитель максимально снизит вероятность соблазнения или разочарования огорчённого верующего.

    .]; руководитель Детских Олимпийских Игр, г. Киев ; лидер молодёжного и подросткового движений ; основатель движения «Жизнь в Истине».

    Разоблачение, изобличение, филиппика, диатриба, обнаруживание, изловление, инвектива, уличение, обнаружение Словарь русских синонимов. обличение см. разоблачение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русск … Словарь синонимов

    ОБЛИЧЕНИЕ, обличения, ср. (книжн.). Действие по гл. обличить обличать. «Политические обличения являются именно таким объявлением войны правительству, как экономические обличения объявляют войну фабриканту.» Ленин (Что делать? , 1902 г.). «Думали … Толковый словарь Ушакова

    обличение - беспощадное обличение … Словарь русской идиоматики

    Ср. 1. процесс действия по гл. обличать, обличить 2. Результат такого действия; речь, статья и т.п., обличающая кого либо или что либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Обличение, обличения, обличения, обличений, обличению, обличениям, обличение, обличения, обличением, обличениями, обличении, обличениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  =  сущ. открытие, доказательство твердое и неоспоримое … Словарь церковнославянского языка

    Сокрытие укрытие … Словарь антонимов

    обличение - облич ение, я (от облич ить) … Русский орфографический словарь

    обличение - Syn: разоблачение, изобличение (приподн.) … Тезаурус русской деловой лексики

    См. Обличить … Энциклопедический словарь

    Книги

    • Обличение заблуждения раскольников перекрещеванцев , Иоанн. Обличение заблуждения раскольников перекрещеванцев, частию и других сект, с показанием истинного крещения, совершаемого в православной восточной церкви, и о не повторяемости сего таинства.…
    • Обличение заблуждения раскольников , И. И. Малиновский (Иоанн). Обличение заблуждения раскольников перекрещиванцев, частию и других сект, с показанием истинного крещения, совершаемого в православной восточной церкви, и о неповторяемости сего таинства.…
    • Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов (штундобаптистов, адвентистов, евангельских христиан, молокан, духоборов и др.) , Кальнев. Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов (штундобаптистов, адвентистов,`евангельских христиан`, молокан, духоборов и др.) / М. А. Кальнев F 107/110:Одесса: тип. Епарх. дома,…

    Вера и жизнь

    Как обличать грех?

    Как редактор христианской газеты часто получаю письма. Недавно прочитал письмо брата во Христе с колонии строгого режима. Он с горечью пишет, что не может смотреть на все беззакония в церквах, верующие только прикрываются Христом и делают грех. Неохотно помогают ему, бедному брату в узах. Так и хочется сказать: «Дорогой брат, так в чем же дело? Если не можешь смотреть, то правильно сделаешь, если перестанешь смотреть на то, на что и не стоит смотреть!» Слово Божье и Сам Иисус Христос, апостолы рекомендуют смотреть на Христа и не только говорить, а даже и думать только о том, что Богу угодно. А на мирское, на грехи, всякие недостатки и смотреть не нужно.

    Дорогие христиане, не варитесь в грехах и беззакониях других людей, не кормитесь недостатками, болями и ранами членов церкви. Зачем это вам? Вы так сильно переживаете за чистоту церкви? Есть Тот, кто держит в руках метлу и тщательно выметает. Он бодрствует над этим. Это Господь Иисус Христос - Глава Церкви. А наше дело молиться, бодрствовать над собой. Потому что бывает, к сожалению, и так, что себе потакаем, а за другими тщательно следим, чтобы нехотя кто-нибудь не споткнулся. А если споткнулся, не руку подаем, а сильнее толкаем. Он и так упал, лучше помоги ему встать, а не добивай своими упреками, обличениями.

    Конечно, у нас должна быть непримиримость ко греху (мы не должны ему потакать), но иногда создается впечатление, что обличитель ненавидит не грех, а ближнего, соседа в собрании, и готов растерзать его во имя правды. Но как важно делать все по слову Божьему: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф.18:15).

    Это заповедь Иисуса Христа Своим ученикам. Почему некоторые христиане забывают это место с Евангелия и идут сразу рассказывать о грехе брата другим членам церкви, но не брату, который согрешил. Или бывают моменты, когда кто-то внесет в наши уши непроверенную информацию, и мы готовы сразу всему поверить, забывая, что дьявол день и ночь клевещет на братьев. Я понимаю, что современное христианство много в чем настолько скомпрометировало себя, что наша вера в информацию через десятые уши, бывает, имеет основание. Как говорят, дыма без огня не бывает. Но Слово Божье должно быть на первом месте, и мы обязаны поступать по Слову. Заповеди Божьи - на первом месте, а не наши чувства, наш опыт и др.

    Как здесь не вспомнить один поучительный пример: в одной церкви прихожане охотно слушали проповеди пастора. Через некоторое время он увидел невнимательность, охлаждение, перешептывание, подозрения слушателей. Когда начал выяснять причину, каждый опускал глаза и пытался избежать разговора, наконец, кто-то более смелый отважился сказать, что видели, как он гонялся вокруг своего дома с поленом за своей женой, а она громко визжала. Пастор оторопел от такой информации, а после выяснения, наконец, понял, что же произошло на самом деле. Однажды он управлялся по хозяйству, как из-под ног жены выскочила большая крыса, жена от неожиданности завизжала, а отважный муж бросился за крысой с тем, что под руку попало. Именно в тот момент мимо его двора проходил один браток, который очень переживал за чистоту церкви и всегда подозревал, что их пастор не чист, и надо же: бог ему открыл такое, о чем он немедленно сообщил всем членам церкви. Все они только и говорили, как пастор бьет супругу, дошло даже до того, что уже вокруг дома гоняет и угрожает убить. И что примечательно: никто не догадался спросить об этом у самого пастора. Я не думаю, что это целиком придуманная история. Наверное, она имела место в истории христианской церкви во многих вариантах. Может быть, это случилось у вас? Нет? Тогда слава Господу!

    Одна сестра очень любила подобные истории о своем пасторе и при случае с энтузиазмом рассказывала ближним. Когда же ее обличили в неправде, сплетнях, она вынуждена была прийти к пастору с извинением, просила прощения. Пастор, будучи духовным братом, конечно, простил ее, но он дал ей подушку и попросил разорвать во дворе. Она это сделала, потом пастор попросил ее собрать все перышки, но она с удивлением замахала руками и сказала, что это невозможно, так как ветер уже разнес все перья, что их даже не найти, не то, чтобы собрать. «Вот так и ваша неправда, как эти перья, разнесена ветром в народе… Я вас, дорогая сестра, простил, и похвально, что вы покаялись в этом, но, сколько еще носиться этим перьям неправды - неизвестно». Давайте подумаем: не летают ли где-то в народе перья неправды, авторами которой являемся мы?

    Напоминаю заповедь Христа из Евангелия от Матвея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…». Запомним хорошенько: им одним!

    Читаем дальше: «если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и их не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Вот такой божественный порядок, который доныне никем не отменяется. Не перепутаем: не церкви сразу нужно говорить о грехе брата, а ему, лично, и не дай Бог, чтобы кто-то с церкви догадался. Сказать церкви, то есть другим - это уже последний этап, когда все другие пункты пройдены, и брат не раскаялся, а продолжает грешить. Пытаясь не запачкаться, кто-то занимает позицию стороннего наблюдателя: рассказывает другим, справедливо гневается, но, когда вдруг появляется согрешивший брат, ревнитель правды, будто воды в рот набрал.

    Не должно так быть, дорогие братья и сестры.

    Но я упустил два предыдущих пункта Заповеди Иисуса Христа из Евангелия от Матфея. Давайте обратимся к Первому Посланию апостола Иоанна (5:16): «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти». Мы часто рассуждаем, что же это за грех такой - к смерти, и иногда, к сожалению, создается впечатление, что все грехи братьев именно к смерти, потому, что в отношении к ним забываем главное - молиться. То есть, прежде чем идти обличать кого-то, нужно хорошо об этом помолиться. И как помолиться? С любовью к брату, который согрешил, может быть, Бог даст ему покаяние. Помолиться не с гневом на брата, и не со словами «я так и знал, что он такой и ему не место в церкви избранных Божьих». А помолиться со слезами: «Господи, помилуй моего брата, и я не лучше его. Если я стою, то это милость Божья, Дух Святой, дай брату покаяние в жизнь. Ты, Господи, думаешь, как бы даже отверженного не отвергнуть. Боже, Ты полюбил его, и я его люблю, он мой брат!» Имеем ли мы такое сожаление, милосердие? Или только осуждение, справедливость, меч буквы закона, правосудие? Если не полюбил, не имею сочувствия, имею ли я право вообще идти и обвинять? Мы достигнем успеха только тогда, когда скажем слова обличения с любовью (ведь мы хотим приобрести брата или только высказать ему все плохое, что мы о нем думаем?).
    И, бывает, высказываем и выплескиваем всю горечь, обиду, вражду. Это не любовь, а то, кем мы, по сути, являемся: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Заметьте, что имеет силу (достоинство нашего звания христианина) - вера, действующая любовью. Имеем ли мы такую веру? Апостол Павел говорит так: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов!» (1Петр. 4:8). Другими словами: если имеешь искреннюю любовь к брату, сможешь достичь того, что твоя любовь покроет его грех! А если не имеешь любви, тогда раскроешь, разнесешь по свету, не сделаешь ничего из того, что заповедал Христос.

    Следовательно, прежде чем обвинять, говорить другим о грехах ближнего, нужно подумать: исполнил ли я все пункты Господних заповедей в их правильной последовательности? Имею ли я любовь? Молился ли я хотя бы раз за брата, который согрешил (желательно с постом)?

    В заключение своей далеко не полной проповеди хочу процитировать самые главные слова Иисуса Христа, касающиеся отношений членов Христовой церкви (надеюсь, нас с вами): «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35).

    Все узнают, что это церковь Божья и что живой Христос пребывает в ней, если покажете этому миру любовь среди вас, среди членов церкви. Мы иногда переживаем, чтобы приобрести многих и евангелизировать весь мир, проявляя прежде любовь к неверующим, забывая о своих по вере, а действующий рецепт иной: любите друг друга, и тогда не нужно много слов.

    Геннадий АНДРОСОВ,
    "Благовісник", 3,2012

    Статьи по теме: